Научная статья на тему 'Отношение старшеклассников и студентов к представителям разных национальностей'

Отношение старшеклассников и студентов к представителям разных национальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ETHNIC IDENTITY / ETHNIC AND CULTURAL COMPETENCE / INTERCULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качимская Анна Юрьевна

В статье анализируются результаты изучения отношения обучающихся общеобразовательной и высшей школы к представителям разных национальностей, рассматриваются детерминанты отрицательных выборов и описываются условия формирования межкультурной компетентности обучающихся. Анализируются идентические данные, свидетельствующие о наличии отрицательного отношения школьников и студенческой молодежи к представителям некоторых национальностей, в частности, кавказцам, китайцам, что для Восточно-сибирского региона является определенным этническим стереотипом. Обосновывается полезность специальных образовательных курсов по целенаправленному формированию у обучающихся межкультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качимская Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS TO REPRESENTATIVES OF DIFFERENT NATIONALITIES

The paper analyzes the results of studying the attitude of secondary and higher school students to representatives of different nationalities. The determinants of adverse choices are considered and the conditions of students' intercultural competence formation are described. The author analyzes the empirical evidence of students' negative attitude to the representatives of some nationalities, particularly Caucasians and the Chinese, which is a specific ethnic stereotype for the East Siberian region. The study proves the usefulness of special educational courses focused on the formation of students' intercultural competence.

Текст научной работы на тему «Отношение старшеклассников и студентов к представителям разных национальностей»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371

ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

А. Ю. Качимская

THE ATTITUDE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS TO REPRESENTATIVES OF DIFFERENT NATIONALITIES

А. Yu. Kachimskaya

Работа выполнена в рамках гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».

В статье анализируются результаты изучения отношения обучающихся общеобразовательной и высшей школы к представителям разных национальностей, рассматриваются детерминанты отрицательных выборов и описываются условия формирования межкультурной компетентности обучающихся. Анализируются идентиче-ские данные, свидетельствующие о наличии отрицательного отношения школьников и студенческой молодежи к представителям некоторых национальностей, в частности, кавказцам, китайцам, что для Восточно-сибирского региона является определенным этническим стереотипом. Обосновывается полезность специальных образовательных курсов по целенаправленному формированию у обучающихся межкультурной компетентности.

The paper analyzes the results of studying the attitude of secondary and higher school students to representatives of different nationalities. The determinants of adverse choices are considered and the conditions of students' intercultural competence formation are described. The author analyzes the empirical evidence of students' negative attitude to the representatives of some nationalities, particularly Caucasians and the Chinese, which is a specific ethnic stereotype for the East Siberian region. The study proves the usefulness of special educational courses focused on the formation of students' intercultural competence.

Ключевые слова: этническая идентичность, этнокультурная компетентность, межкультурная компетентность, поликультурная образовательная среда.

Keywords: ethnic identity, ethnic and cultural competence, intercultural competence, multicultural educational environment.

Межнациональные отношения являются производными от собственной национальной и гражданской идентичности человека. Современное образование на любом своем этапе создает условия для формирования и развития таких отношений. Это обусловлено рядом факторов, среди которых доминирует многонациональность образовательной ситуации как в общеобразовательной, так и в высшей школе.

Отношение людей к представителям разных национальностей понимается К. А. Казарян как особое психологическое образование, которое определяет готовность человека к установлению с представителями других национальностей межличностных контактов и базируется на комплексе обобщенных знаний об их личностных и поведенческих особенностях.

Образовательное пространство школы является поликультурной средой, что в значительной степени изменяет межличностное взаимодействие как в диаде «ученик - ученик», так и в диаде «учитель - ученик». Современная школа получает новый социальный заказ - подготовку российского гражданина, уважающего представителей других этносов и умеющего с ними конструктивно взаимодействовать [1, а 22].

В федеральных государственных образовательных стандартах особое место уделено формированию

гражданской идентичности как «специфической форме самоопределения» [3, а 37]. Рассмотрим определение гражданской идентичности, предложенное группой разработчиков стандартов второго поколения под руководством А. Г. Асмолова. Гражданская идентичность понимается как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. «Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру» [3, а 37]. К похожему содержанию склоняется и группа авторов под руководством В. Н. Гурова, определяя это как этническую идентичность. Этническая идентичность - это «отождествление себя со своим народом, его культурой» [2, а 54].

В Государственном документе «Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» вполне определенно обозначены цели развития поликультурного образования в России. Так, в частности, цели развития поликультурного образования неотделимы от общей генеральной стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов гра-

ждан. Здесь же цели поликультурного образования определяются как «...формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России; формирование российской гражданской идентичности; создание условий для сохранения и развития комплементарного сотрудничества всех этнокультурных групп; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации; развитие образовательного и профессионального потенциала России».

Таким образом, в генеральном образовательном документе декларируется поликультурная направленность современного образования. М. В. Бережицкая [7], проводя исследования в Таганрогском государственном педагогическом институте им. А. П. Чехова, отмечает, что частью поликультурного образования является этнокультурная компетентность учащихся. Именно этот аспект современного поликультурного образования призван формировать у обучающихся современный педагог. И начинать это нужно с начального этапа обучения.

Базовыми направлениями формирования этнокультурной компетентности студентов и школьников являются:

1) развитие у них принятия и понимания других народов, признания ценности этнокультурного многообразия;

2) воспитание их в духе мира, гуманного межэтнического общения, развитие толерантных качеств личности;

3) приобретение ими знаний, представлений об истории, географии, культуре, обычаях, получение студентами и учащимися знаний о традициях, образе жизни, ценностях разных народов;

4) формирование у студентов и школьников осознания и признания приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимания необходимости гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей;

5) развитие у студентов и школьников конструктивных коммуникативных умений и поведенческих моделей во взаимодействии с представителями других этносов и национальностей.

В психо лого-педагогических исследованиях понятие «межкультурная компетентность» рассматривается как знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов, национально-культурных традиций, системы ценностей [4].

Формирование межкультурной компетентности связано с воспитанием этнической толерантности, так как именно она является механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность учащимся школы понять другие народы, сформировать начальный этнический опыт и знания.

Наше исследование проведено в рамках базовой кафедры «Практическая психология в образовании». Мы изучили отношение учащихся девятых и одиннадцатых классов МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска к представителям других национальностей. В предлагаемой респондентам анонимной анкете им необходимо было выбрать представителя одной из национальностей (если бы человек приехал по обмену): американца, украинца, немца, француза, японца, китайца, англичанина, кавказца или «любой национальности», - как родственника, друга, соседа, коллегу и т. д. Весь полученный нами эмпирический материал представлен далее в таблицах.

В опросе приняли участие 111 учащихся девятых классов. Как видно из таблицы 1, девятиклассники активно положительно выбирают представителей любой национальности, а на втором месте по частоте положительных выборов находятся украинцы.

Необходимо отметить, что чаще всего их выбирают как «родственников» и как «граждан своей страны». Достаточно высок положительный выбор по всем предлагаемым категориям англичан. Чаще всего девятиклассники выбирают их как родственников (28 %), друзей (24 %), соседей (25 %), коллег (53 %) и как туриста (59 %).

Информативным, на наш взгляд, является высокий процент - 31 % - отрицательных выборов кавказцев. Для нашего региона это, безусловно, является определенным этническим стереотипом. На втором месте по отрицательному восприятию находятся американцы - 21 %.

В качестве условий, на основании которых девятиклассники приняли бы представителей других национальностей, они отмечают: отсутствие агрессии; уважение; легальное проживание; ненавязывание порядков своей страны (культуры, религии); «будут учиться в нашей школе» (по обмену).

В таблице 2 представлены данные, полученные в ходе опроса 69 учащихся одиннадцатых классов. Анализ табличных данных позволяет говорить о сохранении тенденции школьников совершать положительные выборы относительно представителей украинской национальности и «любой» национальности. Вместе с тем добавляются в рейтинг приоритетных англичане, которых 32,5 % старшеклассников приняли бы как родственника и близкого друга, затем французы (28,5 %) и немцы (22,5 %). Это, вероятно, может быть аргументировано спецификой образовательного учреждения - Гимназия № 25 г. Иркутска является лингвистическим общеобразовательным учреждением и базой ИГЛУ.

Кроме того, в ответах учащихся одиннадцатых классов обозначены следующие условия, на которых они готовы принять представителей других национальностей. К таким условиям относятся: хорошее воспитание и ненавязывание своей культуры.

Таблица 1

Результаты изучения отношения гимназистов девятых классов к представителям других национальностей, %

Приняли бы Человека с национальностью ...

как... любой амери- укра- немца фран- японца ки- англи- кавказ-

канца инца цуза тайца чанина ца

Как родственника 31 18 31 15 18 15 6 28 13

Как близкого друга 45 15 19 14 18 15 8 24 10

Как соседа 49 14 17 20 15 11 12 25 7

Как коллегу 53 16 10 15 15 16 8 22 5

Как гражданина своей стра- 40 6 32 15 14 9 7 21 11

ны

Как гостя (туриста) 59 15 7 11 16 9 14 7 6

Только по необходимости 43 10 8 9 10 12 8 8 12

Не принял бы ни в коем слу- 0,9 21 12 5 2 7 10 2 31

чае

С некоторыми условиями 15 8 4 7 6 7 12 5 15

Таблица 2

Результаты изучения отношения гимназистов одиннадцатых классов к представителям других национальностей, %

Приняли бы как... Человека с национальностью ...

любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца

Как родственника 14 20,5 39 20,5 28,5 8 4 32,5 4

Как близкого друга 30,5 30,5 24,5 22,5 24,5 18 12 32,5 4

Как соседа 45 14 12 16 18 20,5 8 18 6

Как коллегу 41 20,5 8 18 14 18 10 24,5 6

Как гражданина своей страны 30,5 12 30,5 20,5 10 14 10 18 8

Как гостя (туриста) 53 36,5 14 12 26,5 16 8 20,5 8

Только по необходимости 36,5 24,5 16 18 16 22,5 14 10 18

Не принял бы ни в коем случае 10 10 8 8 4 2 22,5 4 43

С некоторыми условиями 24,5 8 8 10 8 2 16 6 10

Сохраняется отрицательное отношение к представителям кавказских национальностей, как один из стереотипов восприятия нашего региона. Однако если в ответах девятиклассников на втором месте по значимости в отрицательных выборах располагаются американцы, то у выпускников это китайцы. Такие данные могут быть объяснены негативным личным опытом школьников при взаимодействии с представителями этих национальностей в г. Иркутске. Это взаимодействие преимущественно осуществляется в ситуации «купли-продажи», что не способствует адекватному восприятию людей как носителей своей культуры и представителей своей страны.

Обобщая полученный эмпирический материал, следует заключить, что у опрошенных нами школьников в достаточной мере сформировано понимание межкультурных этнических различий. Они осознают значение гражданской идентичности и следующую из нее терпимость к представителям других культур. Вместе с тем для школьников будут полезными специальные образовательные курсы по целенаправленному формированию у них межкультурной компетентности.

С этой целью в течение полугодия сотрудники базовой кафедры «Практическая психология в образовании» проводили занятия для старшеклассников по

программе «Психология межкультурной компетентности». Занятия реализовывались как в лекционной, теоретической форме, так и в виде практических, развивающих мероприятий. Следует отметить высокий уровень интереса, в первую очередь у девятиклассников, к содержанию занятий.

Не только общеобразовательная, но и высшая школа сегодня представляет собой поликультурную среду и поэтому задачей вуза становится подготовка личности, гражданина принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой - гражданина России, мира.

Понятие этнической идентичности пересекается с понятием этнокультурной компетентности.

В. Н. Гуров определяет этнокультурную компетентность «как совокупности знаний о той или иной этнической общности и ее культуре» [2, с. 24].

Т. В. Поштарева: «Этнокультурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [6, с. 35].

Поэтому обладать этнокультурной компетентностью - значит признавать равенство различных культур, обладать глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознавать их различия. При этом хотелось бы отметить, что знания не рассматриваются, как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как дея-тельностные основания, реализуемые для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Этнокультурная компетентность предполагает понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к другим. Важно также знать причины межэтнических напряжений и конфликтов и пути их урегулирования. В этом случае этнокультурная компетентность помогает достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям без применения давления, преимущественно при помощи компромиссного и приемлемого для всех решения [2].

Рассмотрение этнокультурной компетентности приводит нас к необходимости раскрытия понятия межкультурной компетентности. В психолого-педагогических исследованиях понятие «межкультурная компетентность» определяется как знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов, национально-культурных традиций, системы ценностей [4].

Р. А. Кутбиддинова в своей диссертационной работе отмечает, что большинство научных исследований по формированию межэтнической толерантности, выполненных до настоящего времени, было сосредоточено на работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и подростками. Старшим возрастам, в частности, студенческому возрасту, уделялось значительно меньше внимания. Только отдельные ра-

боты касались формирования межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности у будущих студентов-психологов, практически отсутствуют исследования, которые относятся к формированию соответствующих социально-психологических характеристик у психологов, которым предстоит практическая работа с населением в полиэтнических регионах.

Теперь рассмотрим эмпирический материал, полученный в процессе изучения отношения к представителям других национальностей студенческой молодежи.

В своем исследовании мы изучили отношение студентов-психологов 1-3 курсов ФГБОУ ВПО «ИГУ» к представителям других национальностей. В предлагаемой респондентам анонимной анкете им необходимо было выбрать представителя одной из национальностей (если бы человек приехал по обмену): американца, украинца, немца, француза, японца, китайца, англичанина, кавказца или «любой национальности», - как родственника, друга, соседа, коллегу и т. д. Весь полученный нами эмпирический материал представлен в таблицах.

Опрос 58 студентов-первокурсников выявил следующее (таблица 3).

У студентов первого курса преобладает положительное отношение к представителям «любой» национальности и украинцам, которых готовы принять как родственников и граждан своей страны 30,5 % респондентов. Вместе с тем получены высокие показатели по отношению к французам (39 %) и англичанам (44,5 %). Условия, на которых первокурсники готовы принять представителе других национальностей: порядок; бережное отношение к природе; уважительное отношение к жителям России.

Из таблицы видно, что положительное отношение к представителям «любой» национальности у первокурсников неоднородно. Так, в частности, доминирует отношение как к гостю, т. е. туристу - 55,5 %, и как к коллеге - 53 %.

Негативное отношение демонстрируется к кавказцам - 44,5 % студентов первого курса указывают, что не приняли бы их ни в коем случае. На наш взгляд, это связано с определенными стереотипами восприятия данных этносов.

У 47 опрошенных студентов второго курса (таблица 4) сохраняется положительное отношение к украинцам - они готовы принять их как родственников - 40 % и как граждан своей страны - 33 %. Однако в сравнении со студентами-первокурсниками, в выборке студентов второго курса не преобладает отчетливо позитивное отношение к представителям какой-либо другой национальности.

В качестве условий, соблюдение которых обязательно для того, чтобы представителя другой национальности приняли бы «по обмену», студенты-второкурсники указывают только одно - отсутствие агрессии. Из таблицы 4 видно, что так же, как и у предыдущей группы респондентов, представители кавказских народов вызывают отрицательное отношение. Так, в частности, 36,5 % второкурсников не приняли бы их ни в коем случае.

Таблица 4

Результаты изучения отношения второкурсников к представителям других национальностей, %

Таблица 3

Результаты изучения отношения первокурсников к представителям других национальностей, %

Приняли бы как... Человека с национальностью...

любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца

Как родственника 25 14 30,5 16,5 25 5,5 5,5 22 0

Как близкого друга 28 25 25 19,5 30,5 11 8 44,5 5,5

Как соседа 36 28 22 16,5 39 30,5 11 28 3

Как коллегу 53 11 19,5 22 22 16,5 8 19,5 0

Как гражданина своей страны 36 19,5 30,5 5,5 16,5 8 8 14 8

Как гостя (туриста) 55,5 25 16,5 16,5 25 14 11 25 3

Только по необходимости 36 11 3 5,5 5,5 3 11 5,5 11

Не принял бы ни в коем случае 5,5 11 5,5 16,5 3 8 16,5 3 44,5

С некоторыми условиями 16,5 11 5,5 11 5,5 5,5 11 3 14

Приняли бы как ... Человека с национальностью ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца

Как родственника 40 26,5 40 20 30 16,5 10 23 10

Как близкого друга 43 23 13 10 13 16,5 13 20 6,5

Как соседа 60 6,5 20 3 13 10 3 10 3

Как коллегу 53 20 10 10 16,5 10 10 10 0

Как гражданина своей страны 36,5 13 33 6,5 20 10 10 16,5 6,5

Как гостя (туриста) 60 16,5 6,5 13 16,5 20 13 16,5 0

Только по необходимости 23 16,5 6,5 20 16,5 13 16,5 10 20

Не принял бы ни в коем случае 3 6,5 3 16,5 3 10 16,5 6,5 36,5

С некоторыми условиями 13 6,5 10 0 3 0 3 3 6,5

Результаты анкетирования студентов третьего курса представлены в таблице 5.

В этой выборке респондентов получены результаты, количественно близкие к данным предыдущих групп студентов-психологов. Вместе с тем есть различия по негативному отношению, в частности, к

кавказцам. Третьекурсники наиболее терпимы по отношению к представителям данной национальности в сравнении со всеми прочими группами респондентов (таблица 5).

ПЕДАГОГИКА | Таблица 5

Результаты изучения отношения третьекурсников к представителям других национальностей, %

Приняли бы как... Человека с национальностью ...

любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца

Как родственника 20 6,5 33 13 13 6,5 0 6,5 13

Как близкого друга 26,5 13 33 20 26,5 0 6,5 26,5 6,5

Как соседа 40 20 33 13 20 13 13 20 6,5

Как коллегу 46,5 6,5 20 0 6,5 6,5 0 6,5 6,5

Как гражданина своей страны 33 13 33 6,5 13 13 13 26,5 13

Как гостя (туриста) 60 20 6,5 6,5 13 6,5 0 20 0

Только по необходимости 60 13 6,5 6,5 0 13 6,5 0 13

Не принял бы ни в коем случае 0 0 6,5 13 13 0 13 6,5 20

С условиями 13 13 0 0 6,5 6,5 0 0 0

Обобщая полученный эмпирический материал, следует заключить, что у опрошенных нами студентов сформировано понимание межкультурных этнических различий. Они осознают значение гражданской иде-ентичности и следующую из нее терпимость к представителям других культур. Сравнивая ответы студентов с ответами старшеклассников, следует обратить внимание на некоторые положительные изменения в отношении к китайцам. Так, в частности, если в

ответах школьников китайцы занимают второе место в категории «не принял бы ни в коем случае», то студенты относятся корректнее. На наш взгляд, во многом это следует объяснять теми социально-экономическими событиями, которые разворачиваются на протяжении последнего года (эскалация международного конфликта, ужесточение санкций по отношению к нашей стране со стороны европейских государств и проч.).

Литература

1. Васильева А. А. Поликультурное образование в контексте мирового опыта: аккультурационный и диалоговый подходы // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. 349 с.

2. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н., Поштарева Т. В., Романенко Т. П., Степанов С. В., Шабал-дас А. Е., Шаповалов В. А. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 240 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с.

4. Карнышев А. Д., Винокуров М. А., Трофимова Е. Л. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 323 с.

5. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахмедовой. Уфа: Лето, 2011. С. 49 - 52.

6. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35 - 42.

7. Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как социально-педагогическое явление // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Междун. научн. конф. / отв. ред. В. В. Гриценко. Смоленск: Универсум, 2008. Т. 2. С. 95 - 104.

Информация об авторе:

Качимская Анна Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент Иркутского государственного университета, [email protected].

Anna Yu. Kachimskaya - Candidate of Psychology, Assistant Professor at Irkutsk State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.