Научная статья на тему 'Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству у студентов в процессе обучения и воспитания в вузе'

Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству у студентов в процессе обучения и воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INTERCULTURAL COOPERATION / INTERCULTURAL COMPETENCE / TOLERANCE / ETHNIC IDENTITY / SOCIAL DISTANCE / PROGRAM ON FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Елена Леонидовна

Анализируется необходимость формирования готовности к межкультурному сотрудничеству у современных выпускников вузов, уточняется термин «межкультурная компетентность», приводятся данные исследования межкультурной компетентности студентов, представлена программа формирования межкультурной компетентности и навыков межэтнического сотрудничества в процессе обучения и воспитания в вузе для преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ READINESS FOR INTERCULTURAL COOPERATION IN THE COURSE OF TRAINING AND EDUCATION IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article analyzes a need of formation of modern graduates’ readiness for intercultural cooperation and adjusts the term “intercultural competence”, provides some data of research of students’ intercultural competence, presents the program for teachers on formation of intercultural competence and skills of interethnic cooperation in the process of training and education in the higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству у студентов в процессе обучения и воспитания в вузе»

УДК 159.922.4

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Е.Л. Трофимова (Иркутск)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № А 120600903)

Аннотация. Анализируется необходимость формирования готовности к межкультурному сотрудничеству у современных выпускников вузов, уточняется термин «межкультурная компетентность», приводятся данные исследования межкультурной компетентности студентов, представлена программа формирования межкультурной компетентности и навыков межэтнического сотрудничества в процессе обучения и воспитания в вузе для преподавателей.

Ключевые слова: межкультурное сотрудничество; межкультурная компетентность; толерантность; этническая идентичность; социальная дистанция; программа формирования межкультурной компетентности.

Уровень запросов к подготовке современных успешных в своей профессиональной деятельности специалистов от года к году становится все более высоким, расширяется диапазон видов профессиональной деятельности, меняется содержание традиционных профессий, развиваются информационные технологии, работодатели проявляют заинтересованность в сокращении адаптационного периода и успешном вхождении в профессию выпускников, что обусловливает необходимость, помимо теоретической подготовки, уделить больше внимания формированию профессиональных умений и навыков, профессионально важных качеств. Все большее значение в условиях экономической нестабильности приобретают профессиональная мобильность и способность действовать в различных профессиональных ситуациях, актуализируется необходимость научиться эффективно взаимодействовать с коллегами, партнерами, клиентами. На решение указанных задач направлены образовательные реформы: введение ФГОС 3-го поколения, переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, внедрение компетентностного подхода.

Расширение сферы межэтнического контактирования в экономическом взаимодействии в результате происходящих демографических изменений, в том числе и в Сибири, возрастающей полиэтничности регионов, развития туристического бизнеса, установления деловых связей с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья повышает актуальность обучения основам межэтнического сотрудничества. Соответственно возникает необходимость внедрения мультикультурного под-

129

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

хода в учебный процесс в рамках высшего образования, что дает возможность формировать межкультурную компетентность, включающую в себя совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих индивиду вступать в успешные контакты с представителями других культур. Современному выпускнику необходимо научиться эффективно взаимодействовать с представителями различных национальностей. Например, только в Иркутске сегодня проживают представители свыше 100 национальностей. В новых образовательных стандартах ВПО по разным направлениям подготовки предполагается формирование компетенций, связанных с готовностью к межкультурному сотрудничеству. Анализ ФГОС по ряду направлений, реализуемых в Байкальском государственном университете экономики и права, позволил выделить следующие компетенции:

- по направлению подготовки 031300 - журналистика (квалификация (степень) «бакалавр») - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толе-рантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1); готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться моральноправовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

- по направлению подготовки 040400 - социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») - быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17); быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19); быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социальноклассовых групп (ПК-13);

- по направлению подготовки 080200 - менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») - знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

- по направлению подготовки 100400 - туризм (квалификация (степень) «бакалавр») - готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способность к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7).

130

Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству

Вузы также становятся полиэтничными. Так, в Байкальском государственном университете экономики и права, как и в других учебных заведениях г. Иркутска, сегодня обучаются не только студенты традиционных для региона национальностей: русские и буряты, но и представители национальностей ближнего зарубежья: тувинцы, татары, армяне, осетины. В последние годы значительным стало число студентов из Монголии и Китая.

В рамках организации учебной и внеучебной деятельности в вузе обозначились задачи по оптимизации взаимодействия между студентами - представителями разных национальных культур (помощь студентам в адаптации к новой этнокультурной среде, повышение продуктивности обучения и, конечно, обучение основам межэтнического сотрудничества и формирование межкультурной компетентности для обеспечения успешного будущего делового сотрудничества).

Возрастающее количество исследований, посвященных межкультурной компетентности, говорит о высоком интересе как отечественных, так и зарубежных ученых к определению содержания и составляющих межкультурной компетентности [1, 2, 5-7].

Мы определяем межкультурную компетентность как комплексную характеристику готовности выпускника применять знания, умения, навыки и личностные качества в ситуации межэтнического взаимодействия и устанавливать успешные контакты с представителями других культур [3, 8].

Анализ подходов к изучению межкультурной компетентности позволил выделить ряд показателей, определяющих этот феномен: толерантность как непредвзятое отношение к представителям других этносов, уважение их взглядов, традиций и обычаев, готовность к сотрудничеству в различных сферах жизнедеятельности; этническая идентичность как показатель этнического самосознания, выражающий отношение к своей и иным этническим группам; преобладающие культурно-ценностные ориентации; знание норм общения и этикета; знание иностранной культуры (традиций, обычаев); знание иностранного языка; невербальная компетентность (жесты, мимика); интерес к другим культурам и странам.

Исследование межкультурной компетентности студентов проводилось в 2010/11 уч. году на базе Байкальского государственного университета экономики и права г. Иркутска при активном участии выпускницы специальности «психология» Е.С. Доненко. Выборку составили студенты следующих национальностей: русские - 71 респондент в возрасте от 19 до 23 лет, из них 35% мужчин, 65% женщин; китайцы - 91 респондент в возрасте от 19 до 23 лет, из них 58% мужчин, 42% женщин; все владеют базовым уровнем русского языка, проживают и обучаются в России больше года.

131

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

С помощью методики «Виды и компоненты толерантности - ин-толерантности» (Г.Л. Бардиер) и экспресс-опросника «Индекс толерантности» (авторы Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) у русских и китайских студентов был выявлен уровень толерантности. Среднее значение индекса толерантности составило 80,3 балла у студентов китайской национальности, у русских чуть ниже - 77 баллов (при максимальном значении 132 балла). По сочетанию выраженности структурных компонентов, видов и форм толерантности можно делать выводы о типологических особенностях и характерных симптомокомплексах проявления толерантности / интоле-рантности как индивидуально для каждого тестируемого, так и в среднем по тестируемой группе.

Т а б л и ц а 1

Средние значения показателей по видам толерантности у русских и китайских студентов

Вид толерантности У русских студентов У китайских студентов Двусторонняя значимость по t-критерию Стъюдента

Межпоколенная 51,48 49,03 Менее 0,01

Гендерная 55,51 47,30 Менее 0,01

Межличностная 51,77 50,25 0,222

Межэтническая 43,07 46,13 0,001

Межкультурная 48,31 45,31 0,011

Межконфессиональная 45,14 48,09 0,009

Профессиональная 45,14 48,09 Менее 0,01

Управленческая 51,66 46,44 Менее 0,01

Социально- экономическая 47,41 43,50 Менее 0,01

Политическая 42,94 43,22 0,747

В рамках межкультурной компетентности нас особенно интересует блок видов толерантности, который определяет социокультурные и культурно-исторические различия (табл. 1).

Межэтническая толерантность, т.е. проявление толерантности по отношению к представителям других этносов, выше у китайских студентов - 46,13 балла, у русских - 43,07 балла, значимость различий по t-критерию высока (р < 0,01). Китайские студенты проявляют толерантность в отношении другой веры и по отношению к представителям других профессий.

Проявление толерантности в межкультурных коммуникациях более характерно для русских студентов (средний балл у китайцев 45,3, у русских - 48,3; p < 0,05). Кроме того, русские демонстрируют более высокий уровень толерантности во взаимодействии руководитель -подчиненный и по отношению к людям иного социального статуса и материального достатка.

132

Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству

В структуре толерантности китайских студентов преобладает ко-нативный компонент, т.е. выражена готовность к взаимодействию, поведению уравновешенного, не импульсивного, терпеливого человека. В структуре толерантности у русских более выражены аффективный и когнитивный компоненты.

Методикой «Типы этнической идентичности» (авторы Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) диагностировалась выраженность типов этнической идентичности (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Значимость различий средних значений у русских и китайских студентов по выраженности типов этнической идентичности

Шкала Среднее значение у китайских студентов Среднее значение у русских студентов Двусторонняя значимость по t-критерию Стьюдента

Этнонигилизм 3,5 5,3 Менее 0,01

Этническая индифферентность 9 9,5 0,395

Позитивная этническая идентичность 16,3 14 Менее 0,01

Этноэгоизм 7,6 8,5 0,169

Этноизоляционизм 5,5 8 Менее 0,01

Национальный фанатизм 10,4 10 0,383

Таким образом, показатели между этническими группами по всем типам идентичности различаются незначительно, и более всего выражена позитивная этническая идентичность. Тем не менее студенты китайской национальности имеют более высокие показатели по шкале нормы (позитивная этническая идентичность), что может считаться оптимальным соотношением толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Они не демонстрируют склонности к проявлению этнонигилизма и этноизоляционизма.

В структуре этнического самосознания русских студентов значительно чаще фиксируются крайние проявления: гипоидентичность в форме этнонигилизма, т.е. склонность отгораживаться от своей этнической группы, и гиперидентичность в форме этноизоляционизма -убежденность в превосходстве своего этноса, ксенофобия.

Готовность вступать в различное по степени близости взаимодействие с другими этносами выявлялась по шкале социальной дистанции

Э. Богардуса и при помощи вопросов анкеты. Отвечая на вопрос: «С представителями каких национальностей зарубежных стран Вам приходится общаться?», студенты по всей выборке отмечают китайцев (40,3%), затем по степени убывания украинцев и азербайджанцев (по 14-15%), далее армян (12,5%), грузин (10%), таджиков и немцев (по 67%). Характеризуя представителей указанных национальностей, ре-

133

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

спонденты отмечают такие качества, как доброта, трудолюбие, общительность, оптимизм, дружелюбие, упорство, настойчивость. Отрицательные гетеростереотипы содержат следующие характеристики: самоуверенность, наглость, грубость, агрессивность. Показательно, что различия между гетеростереотипами разных этносов почти отсутствуют.

По шкале Богардуса самая минимальная дистанция (готовность принять в качестве близких родственников) у китайцев выявлена к представителям своей национальности - показатель индекса 1,16. На втором месте, т.е. в числе самых предпочитаемых групп, оказались русские (социальная дистанция 2,5 балла). То есть большинство китайских студентов готовы принять русского как близкого друга, соседа, коллегу по работе, а некоторые - как близкого родственника и партнера по браку. Несколько большая социальная дистанция была выявлена по отношению к монголам (4,75 балла) и таджикам (4,9 балла). В наибольшей степени китайцы дистанцировались от японцев - 5,9 балла.

Русские студенты в качестве близких родственников и партнеров по браку предпочитают иметь людей своей национальности - показатель дистанции 1,4. Самую короткую дистанцию по отношению к другим национальностям русские продемонстрировали к японцам - 3,7. Такой показатель говорит о том, что они готовы принять японцев как коллег по работе, соседей по дому, но не ближе. Примерно одинаковая дистанция у русских студентов по отношению к китайцам (4,7) и монголам (4,8) - на уровне принятия человека как гражданина своей страны с отсутствием более близких отношений. Максимальное дистанцирование у русских студентов зафиксировано от таджиков - 5,9. Людей данной национальности они готовы видеть в своей стране лишь как гостей или туристов.

В целом русские студенты продемонстрировали большую отчужденность и дистанцирование от других национальностей, чем китайцы, - средний показатель по всем национальностям 4,1, у китайских студентов - 3,8 балла.

Уровень перцептивно-невербальной компетентности у русских студентов выше, чем у китайцев: у русских среднее значение составляет 22,0 балла, что соответствует высокому уровню компетентности; у китайцев - 19,6 балла - умеренный уровень невербальной компетентности (достоверность различий p < 0,05).

В анкете респондентам предлагалось оценить свой уровень знания иностранного языка по пятибалльной шкале. Китайцы оценивали уровень знания русского языка. Русские студенты оценивали уровень знаний любого изучаемого ими иностранного языка. Свыше половины китайских студентов (56%) оценили свой уровень знаний на «тройку», 25% - на «четверку», 17% - на «двойку», 1,1% - на пять баллов. У русских студентов результаты похожи: 56% также оценили свой уровень на «тройку», 30% - на «четверку», 14% - на «двойку», высший балл не

134

Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству

указал никто из респондентов (среди языков, оцениваемых русскими студентами, были английский, китайский, испанский, немецкий, японский, французский, финский, украинский, бурятский). Средний балл у русских студентов составил 3,15, у китайских - 3,09. Таким образом, значимых различий нет, лингвистическая составляющая в межкультурной компетентности у наших респондентов примерно на одном уровне.

Несколько вопросов касались оценки знания норм общения, например ритуалов приветствия и прощания и др. Китайские студенты оценивали нормы общения, принятые в России. 21% опрошенных ответили, что им пока плохо известны подобные нормы, 5,5% считают, что знают нормы общения и комфортно чувствуют себя при общении с русскими, однако большинство (73%) оценили свой уровень знания подобных ритуалов как средний. Русским студентам предлагалось ответить на тот же вопрос, учитывая нормы общения разных национальностей. Примерно 10% отметили, что их уровень знания норм общения в других странах пока можно охарактеризовать как низкий, 79% - также большинство среди русских респондентов - оценили свои знания как средние, а 11% хорошо знакомы подобные ритуалы, они знают, как общаться с представителями других национальностей, среди которых указывали в том числе китайцев, тайцев, вьетнамцев, японцев, немцев.

Несколько вопросов анкеты касались знания иностранной культуры. Среди китайских студентов не было респондентов, не интересующихся культурой России. Респонденты разделились на 2 группы: 24% - те, кто стремятся больше узнать о культуре России: смотрят русские каналы по ТВ, читают, используют Интернет, а большинство (76%) также интересуются русской культурой, но в основном удовлетворяются обрывочной информацией из источников, находящихся под рукой, так как нет возможности или времени. Среди русских 2,8% ответили, что культура других стран их не интересует, 69% признались, что иногда читают что-нибудь или узнают информацию о зарубежной культуре по телевидению или с помощью сети Интернет, 28% интересуются зарубежной культурой и стремятся узнать больше о культуре таких стран, как Китай, Япония, Индия, США, Франция, Италия, Великобритания, Германия, Испания, Таиланд, Египет, Корея.

Среди источников, с помощью которых студенты получают информацию об иной этнической культуре, на первом месте Интернет -58%, 48% студентов читают литературу, 35% смотрят телевидение, 10% отметили, что информацию получают в университете, 5,5% отметили, что слушают музыку и радио, 4% читают газеты.

Полученные результаты позволяют скорректировать программу межкультурного обучения, детализировать ее с учетом национальных особенностей студентов и разработать рекомендации для преподавателей по оптимизации процессов обучения и воспитания в вузе.

135

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

В 2011/12 уч. году совместно с преподавателями кафедры социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права (проф. А.Д. Карнышевым и проф. Т.А. Тереховой) была разработана и в первом полугодии 2012 г. реализована программа повышения квалификации научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций «Формирование межкультурной компетентности и навыков межэтнического сотрудничества в процессе обучения и воспитания в вузе» (объем аудиторных занятий 72 ч). Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний предполагала: внедрение мультикультурного подхода в учебный и воспитательный процесс вуза, обучение основам межэтнического сотрудничества; повышение конфликтологической, этнической, культурной грамотности преподавателей, актуализация методов обучения и воспитания, направленных на оптимизацию межэтнического взаимодействия, обучение навыкам межнационального общения.

Программа направлена на формирование следующих профессиональных компетенций преподавателя вуза: гностических (быстрое и творческое овладение новыми методами обучения и воспитания); межкультурных (совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих индивиду вступать в успешные контакты с представителями других культур); социально-психологических (развитие адаптивных способностей студента, обучение гибкому поведению в различных жизненных ситуациях, конструктивному разрешению конфликтов); коммуникативных (знания по общению и деловому взаимодействию, коммуникативные навыки и умения). По итогам овладения программой слушатель должен

знать:

- специфические черты психологии межэтнического взаимодействия как междисциплинарной области психологии; основные виды межэтнического взаимодействия: воздействие, содействие, противодействие;

- причины и основные структурные компоненты ксенофобий; негативные последствия ксенофобий; наиболее распространенные ксенофобии;

- понятие этнического конфликта, возможные причины его возникновения; потенциалы межэтнических конфликтов и конфликтогенные области в современной обстановке;

- современные модели межкультурной компетентности;

владеть:

- навыками учета этнопсихологических особенностей в различных педагогических ситуациях;

- навыками разработки учебных задач в преподаваемых курсах, направленных на формирование толерантного отношения, снижения

136

Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству

уровня предвзятости и предубежденности к представителям других национальностей;

- навыками внедрения мультикультурного подхода при проведении лекций, семинарских занятий, организации внеучебной деятельности, позволяющего формировать межкультурную компетентность;

уметь:

- повышать уровень информированности о культуре, традициях, обычаях, этнопсихологических особенностях своего народа и соседствующих этносов;

- применять различные активные методы обучения (деловая игра, ролевая игра, кейс-стади, дискуссия, тренинг и др.) с целью формирования позитивной этнической идентичности и толерантного отношения к представителям иных культур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развивать навыки рационального поведения в конфликте, умения вступать в сотрудничество, а также навыки эффективного межэтнического общения;

- использовать некоторые методики этнопсихологического исследования и учитывать их результаты в педагогической деятельности;

- адаптировать подачу учебного материала, формы контроля и критерии оценивания с учетом этнопсихологических и культурных различий студентов.

Программа предусматривает изучение следующих модулей: государственная политика в образовании; совершенствование психологопедагогических знаний; современные образовательные технологии.

Модуль 1 «Г осударственная политика в образовании» включает следующие темы: «Соотнесение понятий “квалификация”, "компетенция”, "образовательные цели”, “результаты образования”». «Компетентностный подход в ФГОС ВПО и ООП ВПО». «Связь компетентностного подхода с советской и российской педагогикой». «Плюсы и минусы компетентностного подхода». «Новые роли преподавателя и студента». «Третье поколение стандартов, традиции и новации для уровневого образования». «Отличительные черты ФГОС ВПО третьего поколения». «Макет ФГОС ВПО, его концептуальные, структурные и содержательные параметры».

Модуль 2 «Совершенствование психолого-педагогических знаний» состоит из 4 разделов.

Раздел 1. Современные проблемы гражданской идентичности и межэтнического сотрудничества в России: Тема 1. «Этнопсихология как наука о разграничении “своих” и “чужих”». Тема 2. «Межэтническое взаимодействие, его основные виды». Тема 3. «Религии и процессы стабилизации межэтнических отношений». Тема 4. «Ксенофобии и гостеприимство как противоположные тенденции межнациональных отношений». Тема 5. «Глобализация и ее этнопсихологические характеристики». Тема 6. «Этнополитическая обстановка в Байкальском регионе».

137

№ 47

Сибирский психологический журнал

2013 г.

Раздел 2. Этнические конфликты и их потенциалы. Профилактика проявлений национализма в студенческой среде. Тема 1. «Конфликт как форма противодействия. Особенности этнического конфликта». Тема 2. «Потенциалы межэтнической конфликтности». Тема 3. «Этническая социализация студентов». Тема 4. «Некоторые методы этнопсихологического исследования».

Раздел 3. Межкультурная компетентность и ее характеристики. Тема 1. «Зарубежные подходы к изучению межкультурной компетентности». Тема 2. «Отечественные модели межкультурной компетентности».

Раздел 4. Особенности национальной культуры и менталитета. Тема 1. «Особенности культуры и менталитета народов Азиатского региона». Тема 2. «Особенности национальных культур (на примере русской, бурятской, китайской, японской, немецкой и других культур)». Модуль 3 «Современные образовательные технологии».

Раздел 1. Межкультурное обучение как условие оптимизации межэтнического взаимодействия. Тема 1. «Основные направления, методы и формы внедрения межкультурного подхода в образование». Тема 2. «Формирование межкультурной компетентности в образовании с помощью этноориентированных технологий».

Раздел 2. Активные методы обучения как способы формирования межкультурной компетентности. Тема 1. «Тренинг коммуникативной компетентности в межэтническом взаимодействии». Тема 2. «Тренинг взаимодействия в этническом конфликте». Тема 3. «Деловая игра как способ межкультурного обучения».

Используемые образовательные технологии: проблемное обучение (лекции с проблемным изложением, брейнсторминг), лекция-диалог кейс-стади, метод проектов. Интерактивные методы обучения: лекция-диалог, фокус-группа, дебаты, метод деловой игры, тренинг, разминочные упражнения, групповая дискуссия.

Во втором полугодии 2012 г. состоялось повторное обучение по данной программе преимущественно кураторов групп, ответственных за организацию внеучебной деятельности на кафедрах, заместителей деканов по учебной и воспитательной работе.

Литература

1. Большакова О.Б., Терехова Т.А. Зарубежные концептуальные модели межкультур-

ной компетентности // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1 (5).

2. Большакова О.Б., Терехова Т.А. Отечественные концептуальные модели межкуль-

турной компетентности // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1 (5).

3. Карнышев А.Д., Винокуров М.А., Трофимова Е.Л. Межэтническое взаимодействие

и межкультурная компетентность. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009.

4. Лебедева Н.М. Толерантность в межкультурном диалоге. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2005.

138

Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству

5. Лебедева Н.М., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тре-

нинг этнокультурной компетентности. М. : РУДН, 2003.

6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности. М. : Смысл, 2008.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник для вузов. М. : Ин-т психологии РАН,

2005.

8. Трофимова Е.Л. Учет этнопсихологических особенностей при разработке программ обучения межкультурной компетентности // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы : материалы Девятой Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008.

9. Трофимова Е.Л. Толерантность и интолерантность в межэтническом взаимодействии // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2006. № 1-2 (78).

10. Kupka, Everette, Wildermuth. International Communication Studies. 2007. XVI: 2. Р. 18-36.

FORMATION OF STUDENTS’ READINESS FOR INTERCULTURAL COOPERATION IN THE COURSE OF TRAINING AND EDUCATION IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION Trofimova E.L. (Irkutsk)

Summary. The article analyzes a need of formation of modern graduates’ readiness for intercultural cooperation and adjusts the term “intercultural competence”, provides some data of research of students’ intercultural competence, presents the program for teachers on formation of intercultural competence and skills of interethnic cooperation in the process of training and education in the higher educational institution.

Key words: intercultural cooperation; intercultural competence; tolerance; ethnic identity; social distance; program on formation of intercultural competence.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.