Научная статья на тему 'Опыт анализа и коррекции межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности в образовательных учреждениях'

Опыт анализа и коррекции межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КСЕНО-ФОБИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / INTERETHNIC INTERACTION / TOLERANCE / KSENO-PHOBIA / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнышев Александр Дмитриевич, Трофимова Елена Леонидовна

Приводятся возможные направления деятельности, которые целесообразно обеспечивать для формирования межкультурной компетентности и оптимизации межнациональных отношений у учащихся и студентов. Данная работа должна основываться, во-первых, на постоянном мониторинге состояния межэтнических контактов и, во-вторых, иметь однозначно позитивные стратегические и тактические ориентиры и методы. В статье показаны конкретные примеры такого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of analys and correction of inter -ethnic cooperation

Different forms of activity that should be laid to develop cross-cultural competence are shown. They are also important to optimize international relations of schoolchildren and students. Firstly, the study should be based on steady monitoring of contacts' status. Also it must have positive strategic and tactic orienting points and methods. The article provides concrete examples of such approach.

Текст научной работы на тему «Опыт анализа и коррекции межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности в образовательных учреждениях»

А.Д. КАРНЫШЕВ

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедры СЭП БГУЭП г. Иркутск

Е.Л.ТРОФИМОВА

Кандидат психологических наук, доцент каф. СЭП БГУЭП,

зам. декана факультета УЧР БГУЭП

г. Иркутск

ОПЫТ АНАЛИЗА И КОРРЕКЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Karnyshev A.D., Trofimova E.L.

PRACTICE OF ANALYS AND CORRECTION OF INTER-ETHNIC COOPERATION AND INTERCULTURAL COMPETENCE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация. Приводятся возможные направления деятельности, которые целесообразно обеспечивать для формирования межкультурной компетентности и оптимизации межнациональных отношений у учащихся и студентов. Данная работа должна основываться, во-первых, на постоянном мониторинге состояния межэтнических контактов и, во-вторых, иметь однозначно позитивные стратегические и тактические ориентиры и методы. В статье показаны конкретные примеры такого подхода.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, межэтническое взаимодействие, толерантность, ксенофобия, этническая идентичность.

Differentforms of activity that should be laid to develop cross-cultural competence are shown. They are also important to optimize international relations of schoolchildren and students. Firstly, the study should be based on steady monitoring of contacts' status. Also it must have positive strategic and tactic orienting points and methods. The article provides concrete examples of such approach.

События ряда последних лет от Кондопоги до Манежной площади заострили проблему межнациональных отношений, поставили задачу формирования межкультурной компетентности и преодоления ксенофобии в число весьма и весьма актуальных. Опыт образовательных и других организаций в данном направлении значим и востребован. В связи с этим сделаем попытку показать некоторые стороны деятельности по оптимизации межэтнических отношений в Байкальском государственном университете экономики и права. Координирование исследовательской и

учебно-воспитательной и методической деятельности университета в области межэтнических отношений и формирования межкультурной компетентности (МК) осуществляет в вузе в связи со своей направленностью кафедра социальной и экономической психологии (СЭП) и функционирующий при кафедре центр практической психологии в экономике и политике (ЦПП). Основными направлениями деятельности университета в рассматриваемой сфере являются:

1. Проведение исследований в области межнациональных отношений и практики межэтнического вза-

имодействия в разных сферах жизни общества.

2. Ознакомление студентов с особенностями народов, практикой межэтнического взаимодействия и психологией межнациональных контактов в ходе преподавания дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

3. Проведение внеучебных мероприятий для студентов, магистрантов, аспирантов как непосредственно касающихся практики межнациональных отношений, так и включающих соответствующие вопросы в другие темы (в частности олимпиады и конкурсы для студентов, тренинги).

4. Организация мероприятий для школьников, учащихся средних специальных учебных заведений, ориентированных на формирование знаний и навыков эффективного межэтнического общения и МК.

5. Обучение преподавателей средней и высшей школы вопросам использования учебно-методических знаний для формирования этнически толерантных личностей обучающихся.

6. Подготовка монографий и учебных пособий для их использования в учебно-воспитательном процессе и в самостоятельной работе студентов.

7. Публикация статей, раскрывающих проблемы и находки в области межнациональных отношений и формулирования МК в университетских, областных и российских журналах и сборниках, выступление с соответствующими докладами и сообщениями на научно-практических конференциях. Кратко охарактеризуем основные направления и темы.

Отправным пунктом теоретической и научно-практической работы по анализу и совершенствованию межэтнического взаимодействия в БГУЭП стали совместно-подготовленные книги докторов наук, профессоров Винокурова М.А. и Карнышева А.Д. «Экономическая этнопсихология в Восточной Сибири» (1999г) и «Введение в экономическую этнопсихологию (2000г.) Исследования в области межнациональных отношений проводятся кафедрой СЭП со дня ее образования (конец 1999) и включают в себя анализ многих вопросов (см. например тематику статей). Особо хочется выделить ряд тем.

Исследование вопросов межэтнического взаимодействия межнациональных отношений среди школьников Иркутской области организовано Главным управлением общего и профессионального образования Иркутской области и кафедрой социальной и экономической психологии БГУЭП в 2005 году. Касалось

оно в основном вопросов восприятия и понимания старшеклассниками характера межнациональных отношений и в качестве метода исследования использовалось сочинение на тему «Я и мы в многонациональной стране». База и методы исследования были выбраны не случайно. Необходимо учитывать, что отношения к представителям других этносов активно формируются уже в подростковом возрасте и, следовательно, межэтнические проблемы волнуют не только взрослых, но и современных подростков и юношей. Они находятся на том возрастном этапе, когда актуализируется этническая идентификация, формируется этнический менталитет, мировоззрение личности, и национальные проблемы становятся значимыми. Изучение этнических установок учащихся имеет несколько важных аспектов. Интересно и практически важно выявить отношение самих подростков и юношей и к своей национальности и к представителям других этнических групп, поскольку такая информация является основой адекватного понимания готовности подрастающего поколения к межэтническому взаимодействию. Установки старшеклассников так или иначе отражают мнения ближайшего окружения - родителей, учителей, сверстников, знакомых и т.п. Можно считать, что их мнения репрезентативны по отношению к населению конкретных территорий, и в этом проявляется дополнительное исследовательское значение. Кроме того, именно их установки и взгляды через несколько лет будут реально влиять на межэтническую ситуацию.

Среди вопросов, которые по замыслу организаторов исследования предлагалось осветить школьникам, были, в частности, следующие:

• Укажите, представителей каких коренных народов, издавна проживающих в Иркутской области, Вы знаете. Постарайтесь их охарактеризовать.

• С представителями каких национальностей зарубежных стран Вам приходится встречаться? Какие характерные качества на Ваш взгляд им присущи?

• Имеете ли Вы родственников, друзей, знакомых других национальностей?

• Из каких источников Вы получаете информацию о других народах, их внешности, характерах, традициях, культуре?

• Как бы Вы оценили национальную обстановку в нашем регионе?

Контент-анализ свыше 1600 сочинений показал, что в области понимания характера межнациональных отношений встречаются и позитивные и негативные аспекты. К первым из надо отнести чаще всего положи-

тельное отношение старшеклассников и аборигенным народам Сибири, настроенность на позитивные межнациональные контакты в целом и т.д.

В частности, Таблица 1. Основные межэтнические проблемы в глазах школьников

№ п/п Проблемы Общие данные Город Село

Всего М. Д. Всего М. Д. Всего М. Д.

1 Засилье китайцев 13,5 17,1 11,0 12,2 16,3 9,0 15,0 20,0 13,3

2 Засилье кавказцев 7,0 8,6 6,0 5,6 6,3 5,0 9,3 14,0 6,7

3 Не уважают нашу культуру, народ 6,7 11,4 3,5 3,3 5,0 2,0 8,6 16,0 4,4

4 Раздражают своим поведением, манерами 6,7 11,3 0,5 2,8 2,5 3,0 9,3 4,0 12,2

5 Безработица из-за мигрантов 5,3 8,6 3,0 7,5 10,0 4,0 5,5 8,0 1,1

6 Мигранты нас грабят 5,7 6,4 3,5 5,6 6,4 5,0 5,5 8,0 1,1

7 Распространяют наркотики 2,4 2,2 3,0 4,4 3,8 5,0 0,7 - 1,1

пусть и незначительно, но проблематичной оказались оценка содержания и межэтнических проблем (см. табл.1).

Таблица позволяет делать обобщения по разным векторам анализа межэтнических проблем. Мы же обратим внимание лишь на два момента. Во-первых, большинство подмеченных школьниками вопросов в том или ином «обличии» встречаются и в сегодняшней российской действительности, становясь причинами межэтнических конфликтов. Во-вторых, стоит отметить, что больше восприимчивы к рассматриваемые проблемам оказались юноши, меньше девушки, а также старшеклассники из сельских школ. Данные вопросы нуждаются в более детальном анализе.

В связи с актуальностью проблем, часть из которых представлена выше, организаторы решили повторить анализ, но уже на более широкой базе и более точными методами. Данный замысел удалось осуществить в начале 2008 года силами сотрудников Службы по надзору и контролю в сфере образования и кафедрой СЭП БГУЭП. На основе разработанных анкет был осуществлен опрос трех основных категорий участников учебно-воспитательного процесса. Была поставлена следующая цель исследования: сопоставить позиции

старшеклассников, родителей учащихся и учителей по актуальным вопросам межэтнического взаимодействия в Иркутской области, выявить факторы, дестабилизирующие контакты и рассмотреть меры по улучшению межнациональных контактов и повышению межкультурной компетентности. Задачами исследования являлись:

1. Выявить оценку всеми категориями респондентов состояния межнациональных отношений в местах проживания, их динамику и деятельность образовательных учреждений в данном направлении.

2. Выяснить, в какой мере старшеклассники, родителя учащихся и учителя знакомы с особенностями и традициями других народов, и каким образом семья и школа обращают внимание и влияют на характер межнациональных отношений, на понимание представителей других народов.

3. Определить, какие факторы и причины, по мнению опрашиваемых, влияют на характер межнациональных отношений как положительно, так и отрицательно, а так же возможности муниципальных органов, образовательных учреждений и семьи воздействовать на данные факторы и в целом позитивно повлиять на

Оценка динамики межнациональных отношений Субъекты оценки

Учителя Родители

Общее Мужчины Женщины Общее Мужчины Женщины

Наметились тенденции к улучшению 11,0% 13,1% 10,8% 11,6% 11,1% 11,8%

Отношения остались по-прежнему нормальными и стабильными 52,4% 52,5% 52,4% 36,3% 35,4% 36,5%

Появились некоторые признаки их ухудшения 25,0% 18,0% 25,6% 22,8% 26,4% 21,7%

Ситуация заметно ухудшилась 3,4% 4,9% 3,3% 5,8% 4,9% 6,1%

Затруднились ответить и не ответили 7,5% 9,8% 7,2% 23,5% 22,2% 23,9%

Таблица 2. Оценка динамики состояния межнациональных отношений родителями и учителями

рыми приходится взаимодействовать. Количество, «незаинтересованных» в такой информации незначительно, особенно среди «взрослых» респондентов. Такая конкретика соотношения данных не требует особых комментариев и выводов.

3). В 2005-2006 годах при подготовке референдума об объединении Иркутской области и Усть - Ордын-Таблица 3. Уровень осведомленности респондентов об особенностях и ского Бурягсгого Автономного Окру-традициях «соседних» народов га (УОБАО) ученые университета

участвовали в социологических опросах, которые, в частности, затрагивали и проблемы межэтнического взаимодействия, оценки характера меж-

Варианты ответов Субъекты оценки

Старшеклассники Родители Учителя

Хорошо знаком и нередко учитываю эти традиции и особенности 4,5% 5,0% 9,8%

Знаком в целом неплохо 19,6% 20,9% 29,6%

Знаком недостаточно 40,5% 46,2% 46,3%

Совсем не знаю 11,3% 13,5% 5,7%

Они меня не интересуют 19,0% 9,6% 5,3%

Затруднились ответить 5,2% 4,9% 3,3%

совершенствование межнациональных отношений в конкретных населенных пунктах, на формирование межкультурной компетентности детей и взрослых.

Выборка по каждой из категорий составляла около 1000 человек, и среди родителей,и среди учителей преобладали женщины (77,4%) и 91,2% соответственно. Жители сельских поселений составляли около 20%.

Детальный анализ результатов исследования был осуществлен нами (Карнышев А.Д., Костин А.К., Иванова Е.А в ряде публикаций (см. табл. 8,9 и др.), Здесь обратим внимание на два вопроса. Во-первых стоит рассмотреть оценку динамики межнациональных отношений (см. табл. 2).

Как видно из таблицы взрослые участники опроса высказали достаточно много встревоженных оценок ситуации (детям задавать такой вопрос было бы не корректно)

Второй вопрос, который значим в качестве основы для профилактической работы касается оценки респондентами своей компетентности в области межнациональных отношений, прежде всего к представителям «соседних» этносов.

Таблица показывает, что более половины опрошенных всех категорий критически оценивают уровень своего знания особенностей других народов с кото-

Область Округ

№ Оценки отношений В целом Молодежь В целом Молодежь

(3438) (872) (852) (182)

1 Хорошие, способствующие национальному согласию 9,2 9,6 23,7 22,5

2 Нормальные, терпимые 56,8 58,8 57,5 52,7

3 Конфликтные, тревожные 15,4 16,1 9,3 12,1

4 Взрывоопасные, грозящие перейти в открытый конфликт 2,5 2,6 2,7 2,7

5 Затрудняюсь ответить 14,2 12,8 6,8 9,9

Таблица 4. Характер оценки межнациональных отношений в Иркутской области и УОБАО (в целом и среди молодежи)

национальных отношений. Важным в исследовании было то, что удалось выделить отношение молодежи к межэтническим контактам (см. табл. 4).

В целом таблица показывает достаточно позитивную оценку межнациональных отношений. Она более оптимально представлена у жителей УОБАО. Но если учесть, что в конце 90-х годов 20-го и вначале 21-го века сумма негативных оценок не превышала 5-6%, то приведенные цифры настораживают, особенно со стороны молодежи. В то время нами было выявлено, что характер оценки межнациональных отношений отражается на реальном отношении и объединению двух субъектов области и округа (См. табл. 5).

В общем плане можно утверждать, что позитивная оценка межнациональных отношений благоприятно сказывается на многих других позициях людей, касающихся межэтнического взаимодействия и межкультурных контактов.

4. Показанные выше оценки характера межнациональных отношений и динамика их изменений предполагают обязательный поиск практических средств, развития позитивных контактов и формирования межкультурной компетентности. На наш взгляд, в психолого-экономическом плане в современной обстановке мощным потенциалом обладает все более развивающийся международный и внутренний туризм. В 2007 году кафедра СЭП осуществила исследование по

№ Оценка характера межнациональных контактов Отношение к идее объединения (%)

Положительное и скорее положительное Отрицательное и скорее отрицательное Затрудняются в ответе

1 Хорошие,способствующие межнациональному согласию 49,4 17,0 33,6

2 Нормальные, терпимые 46,3 23,5 30,2

3 Конфликтные, тревожные 31,6 38,6 29,8

4 Взрывоопасные 26,7 56,9 16,3

гранту Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ): «Этнопсихологические ресурсы экологической и туристической деятельности в Байкальском регионе». Особое внимание уделялось изучению жизни, быта и гостеприимства аборигенных народов и русских старожилов Сибири. Были проведены социологические экспедиции в города и поселения Слюдянского, Иркутского, Ольхонского районов Иркутской области, Усть-Ордынского, Бурятского автономного округа, опрошено свыше 1000 респондентов. Кроме того, в рамках гранта изучалось отношение к Байкалу и россиянам со стороны японцев, китайцев, немцев и т.п. В исследовании самое активное участие принимали студенты. Из 250 тысяч использованных по гранту средств, не менее 100 тысяч можно отнести на счет студентов. С использованием результатов исследования подготовлены монография «Методы исследования и оптимизация межэтнического взаимодействия» (2007) и учебное пособие «Этнопсихологические ресурсы экологии и туризма». Данные исследования включены в десятки других публикаций, в том числе и самих студентов. Названные и другие работы по этнопсихологическим ресурсам туризма при умелом их использовании позволят оказать реальное воздействия на совершенствование межэтнических контактов.

Повышение этнопсихологической т.е. межкультурной компетентности студентов может осуществляться и осуществляется при изучении различных учебных дисциплин: истории, философии, политологии, социологии, культурологи и т.п. К такому обучению подключены многие кафедры университета, каждая из которых находит свою «нишу» в подаче соответствующего материала. В БГУЭП в связи с наличием значительного количества работ по рассматриваемой проблеме роль научно-методического примера предметов данной направленности выполняет дисциплина «Этнопсихология и межкультурная компетентность». Кратко рассмотрим его основные содержательные и методические параметры.

Цель курса - ознакомление студентов отделения «Психология в экономике и управлении» дневной, ускоренной и заочной форм обучения с базовыми понятиями этнопсихологии, формирование у студентов

Таблица 5. Отношение к идее объединения области и округа у лиц с разной оценкой

межнациональных отношений в области

представления о научном и прикладном статусе этнопсихологического знания и его разнообразии, приобретение студентами элементарных навыков эффективного психологического взаимодействия в процессе межличностного и делового общения с учетом этнопсихологических особенностей. Задачи освоения дисциплины:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучение студентами особенностей, функций, задач этнопсихологических знаний, основных этапов становления, дисциплины и ее методов;

- раскрытие основных понятий этнопсихологии;

- рассмотрение специфики этнокультурных закономерностей, действующих в отечественной экономике и в международной деятельности

- изучение этнопсихологических особенностей восприятия разных этнических групп, процессов стерео-типизации, проекции, идентификации и т.п.

- изучение этнопсихологических портретов разных национальностей;

- освоение средств и методов формирования МК, как основы формирования толерантности и преодоления ксенофобии;

- приобретение знаний о некоторых особенностях процессов общения, умений и навыков конструктивного межличностного и делового общения с учетом этнопсихологических особенностей;

- изучение природы этнических конфликтов и способов их преодоления и управления;

- приобретение знаний о процессах обучения, воспитания, учения в разных культурах.

• Компетенции, характеризующие уровень освоения дисциплины.

В результате изучения этнопсихологических вопросов специалист должен:

- Понять определение и увидеть разные точки зрения на содержание курса этнопсихология и межкультурная компетентность;

- Увидеть исторические корни данной области зна-

ния ее связь с другими дисциплинами;

- Освоить основную проблематику этнопсихологии: национальный характер, национальное самосознание, национальные черты, авто- и гетеростереотипы, этническая самооценка и т.д.

- Понять содержание и структуру межкультурной компетентности

- Вникнуть в значение конкретных факторов и социальных институтов, играющих основную роль в формировании национального самосознания и самобытности народов;

- Проанализировать некоторые конкретные особенности этнопсихологии на примере народов Восточной Сибири;

- Рассмотреть механизмы межэтнического взаимодействия, получить знания некоторых конкретных приемов и методы эффективного межэтнического сотрудничества.

- Подготовиться к преподаванию этнопсихологии в системе высшего и среднего образования, а также на различных курсах обучения.

Дисциплина «Этнопсихология и межкультурная компетентность» относится к общепрофессиональным предметам подготовки психологов. В тоже время она должна включать региональный компонент, поскольку межэтнического взаимодействия в конкретных регионах страны всегда «адресно» и сориентировано на преобладание тех или иных контактов.

Вопросам межэтнического взаимодействия сегодня важно учить специалистов всех профилей. Расширение сферы межэтнического контактирования в экономическом взаимодействии в результате происходящих демографических изменений в Сибири и на Дальнем Востоке, возрастающая полиэтничность регионов, развитие туристического бизнеса, установление деловых связей с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья актуализируют необходимость обучения основам межэтнического сотрудничества. Соответственно возникает необходимость внедрения мультикультурного подхода в учебный процесс в рамках высшего образования, что дает возможность формировать межкультурную компетентность, то есть совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих индивиду вступать в успешные контакты с представителями других культур. Современному выпускнику необходимо научиться эффективно взаимодействовать с представителями различных национальностей. Например, только в Иркутске на данный момент насчитывается свыше 100 националь-

ностей. К сожалению, как показывают и проводимые исследования, и опыт преподавательской деятельности, а также результаты олимпиад уровень осведомленности о своем этносе, других народах, их сходстве и отличиях, культуре не высок, обычно не более 30-45% студентов справляются с заданиями по этнопсихологии и экономической этнопсихологии.

В Восточно-Сибирском регионе наиболее высокая частота межэтнического взаимодействия у гостей наблюдается с аборигенным (местным) населением: бурятами, эвенками, тофаларами. В нашем исследовании, к примеру, мы выявили, на каком уровне имеют современные юноши и девушки Иркутской области сведения о коренных народах. Как оказалось, наиболее известны буряты (указали 80% опрошенных). В результате опроса обнаружены следующие положительные характеристики в стереотипах коренных народов: доброта, трудолюбие, открытость, взаимопомощь, дружелюбие (на них указали до 10% респондентов), около 10% опрошенных отметили религиозность бурят. Наиболее часто повторяющимися отрицательными качествами в гетеростереотипе оказались самоуверенность, наглость, агрессивность и скупость. Однако, в целом, сведения о коренных этносах, их традициях, культуре, этнопсихологических особенностях отрывочны, неполны и неточны.

Вступление населения страны в экономические контакты с мигрантами из республик бывшего СССР, а также из некоторых стран Азии: Монголии, Вьетнама, Китая актуализирует ряд межэтнических проблем. Для Восточной Сибири экономическое сотрудничество именно с этими странами представляет особый интерес. Кроме того, процессы глобализации предполагают установление деловых связей и с представителями других государств. Отвечая на вопрос: «С представителями каких национальностей зарубежных стран Вам приходиться общаться?», студенты отмечают: китайцев - 40,3%, затем по степени убывания украинцев и азербайджанцев - по 14-15%, далее армян - 12,5%, грузин - 10%, таджиков и немцев - по 6-7%. Характеризуя представителей указанных национальностей, респонденты отмечают такие качества как: доброта, трудолюбие, общительность, оптимизм, дружелюбие, упорство, настойчивость. Отрицательные гетеростереотипы содержат следующие характеристики: самоуверенность, наглость, грубость, агрессивность. Показательно, что различия между гетеростереотипами разных этносов почти отсутствуют.

В целом можно сказать, что данные исследований

еще раз подтверждают недостаточный уровень межкультурной компетентности студентов экономических специальностей, что и актуализировало преподавателей кафедры социальной и экономической психологии БГУЭП на разработку и внедрение программ по формированию межкультурной и межэтнической компетентности. Общей целью программы является комплексная система мер по повышению конфликтологической, этнической, культурной грамотности студентов, оптимизации межэтнического взаимодействия, обучению навыкам межэтнического общения, закреплению социально желательных этнических стереотипов уже имеющихся в репертуаре испытуемых, уменьшению нежелательных этнических стереотипов, снижению степени выраженности характеристик, которые мешают установлению согласия между этносами. Внедрение данной программы реализуется по нескольким направлениям, с использованием широкого спектра форм и методов обучения.

В первую очередь, формируется и оптимизируется межкультурную компетентность посредством включения материала по этнопсихологии и экономической этнопсихологии в содержание курса «Психология и педагогика» в качестве дополнительного материала, соответствующих примеров и иллюстраций, как на лекционных, так и на практических занятиях, предлагаем задания на самостоятельную работу. Осуществляя межкультурное обучение мы стараемся решать такие задачи как:

• Повышать уровень информированности о культуре, традициях, обычаях, этнопсихологических особенностях своего народа и соседствующих этносах.

• Формировать позитивную этническую идентичность.

• Формировать толерантное отношение, снижать уровень предвзятости и предубежденности к представителям других национальностей.

• Ознакомить студентов с понятиями межэтнического взаимодействия, этнического конфликта, возможными причинами его возникновения.

• Развивать навыки эффективного межэтнического общения.

• Развивать навыки рационального поведения в межэтническом конфликте, умения сотрудничать.

Еще одним направлением программы формирования и оптимизации межкультурной компетентности является успешное проведение уже на протяжении нескольких лет олимпиад «Психология в экономике и

управлении» для студентов непсихологических специальностей, причем около 40% и более заданий так или иначе связаны с вопросами этнопсихологии и экономической этнопсихологии.

Можно высказать уверенность, что целенаправленное и последовательное осуществление программы по формированию межкультурной компетентности вооружит будущего экономиста необходимыми знаниями, будет содействовать развитию умений и навыков, которые повысят его успешность в профессиональной деятельности, кроме того, это будет способствовать и его личностному росту, социальной зрелости и межкультурной коммуникативной компетентности.

Опыт проведения кафедрой социальной и экономической психологии совместно с Департаментом (министерством) образования Иркутской области первоначально конкурсов по проблеме «Человек в экономике» (2003, 2004, 2005 гг.), а затем уже муниципального и областного этапов олимпиады «Психология в экономике и управлении» (конец 2005-2009 гг.), «Психология в экономике и экологии» (2010-2011 г.г.) показал, что старшеклассники школ не только заинтересованно относятся к такого рода конкурсам, но и проявляют хорошие знания даже в тех областях, которые, казалось бы, им еще «не по плечу». В частности, они неплохо развиваются в вопросах межнациональных отношений. Это отражает естественное стремление молодых людей к ускоренному и оперативному освоению всего того, что им необходимо для экономической социализации для улучшения взаимоотношений с разными людьми.

Участие в олимпиаде позволяет школьникам разных национальностей из разных уголков Прибайкалья и Забайкалья пообщаться друг с другом, узнать больше о родном крае, традициях и культуре населяющих его народов, решении или экологических, экономических и межэтнических проблем.

К примеру, в содержание олимпиад, кстати, как для школьников, так и для студентов были включены задания по следующим направлениям: психология делового взаимодействия: этика делового общения, коммуникативные барьеры, сотрудничество и конфликты с клиентами и партнерами; этнопсихологические аспекты мировой экономики: национальные особенности экономического поведения и делового общения, стереотипы и предрассудки о представителях других народов. Целесообразно привести конкретные задания и варианты ответов для категорий обучающихся.

а. В какой стране штрафуют за сорванные в лесу грибы (потому что грибы - это еда для белок): Италия,

Мексика, Норвегия, Канада.

b. В каких странах мусор сортируют минимум на три вида: пищевой, пластмассовый, жестяной и существуют определенные дни, когда мусорная машина собирает его: Швеция, Португалия, Россия, США.

c. Представители этой национальности считают сервис второразрядным, если услуга предоставляется после того, как о ней попросят. Перворазрядным у них считается сервис, который производит впечатление и удовлетворяет потребности туристов, предугадывая их до того, как туристы сами попросят об услугах: Англичане, Французы, Китайцы, Японцы.

d. В какой стране жители, демонстрируя свое экологичное поведение, руководствуются экологическим принципом: «Мы никогда не путешествуем на самолете, так как это и вид транспорта расходует гораздо больше раз горючего, а выбросы СО2 несравнимо больше, чем у других видов транспорта. Поэтому мы предпочитаем поезд, автотранспорт или корабль»?: Франция, Германия, Польша, США.

В каждой из Олимпиад много таких заданий.

Девятилетний опыт проведения олимпиад, показывает их образовательную и воспитательную возможность в пропаганде и решении вопросов межэтнического взаимодействия. За этот срок уроки взаимопонимания прошли свыше 350 школьников и более 700 студентов. Нацеленность олимпиад на формирование межкультурной компетентности учащихся, осуществление межкультурного подхода позволяет не только влиять на предотвращение конфликтов на межнациональной почве, но и создавать потенциальную базу для проявления толерантности и гостеприимства, подготовливать ребят к эффективному межкультурному общению, в том числе и с туристами из ближнего и дальнего зарубежья.

Работа со студентами и школьниками в области межэтнического взаимодействия показала сотрудникам кафедры СЭП, что необходимо обязательное обучение тех, кто непосредственно работает с детьми и молодежью. Их компетентность в данных вопросах является успешной подготовки учащихся. Для преподавателей была разработана программа «обучения межэтническим вопросам формирования межкультурной компетентности».

Общей целью программы по формированию компетентности в области национальных отношений и межкультурной коммуникации является комплексная система мер по оптимизации межэтнического взаимодействия, обучению навыкам международного обще-

ния. Программа способствует закреплению социально желательных этнических стереотипов уже имеющихся в репертуаре испытуемых, уменьшению нежелательных этнических стереотипов, снижению степени выраженности характеристик, которые мешают установлению согласия между этносами.

По данной программе органов образования обучены 2 потока преподавателей (свыше 30 человек) в 2006 и 2007 году, но отсутствие средств не позволило дальше продолжать эту нужную деятельность. Учитывая возрастающую актуальность вопроса позволим себе привести полную программу курсов по межкультурной коммуникации и формированию межкультурной компетентности для разных уровней и ступеней образования, для учащихся, родителей, для людей разных профессий (учителей, для представителей компаний, занимающихся международным бизнесом, для работников сферы туризма и т.д.). Название курсов «Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность», и оно разработано сотрудниками Центра «Практическая психология в экономике и политике» БГУЭП и преподавателями кафедры социальной и экономической психологии БГУЭП: д.псх.н., проф. А.Д. Карнышевым, к.псх.н., доц. Е.Л. Трофимовой, к.псх.н.,доц. Н.Э. Вишневой, п.псх.н. С.А. Одинцом, ст.преп. К.С. Черемухи-ной, ст.преп. Н.В. Миромановой, асс. Н.С. Васильевой, асс. П.А. Муравьевой. В программе представлены универсальные вопросы, которые корректируются и адаптируются в зависимости от запроса, категории профессии, области трудовой деятельности слушателей. Данная программа уже была адаптирована и успешно проведена для работников сферы образования и сферы туризма. Были получены хорошие отзывы после проведения семинара и спустя определенное время, за которое слушатели смогли применить полученные знания и умения в своей практической деятельности. Вот содержание Программы.

Общие вопросы этнической психологии

• Этнопсихология как наука о разграничении «своих» и «чужих».

• Определение и содержание понятия этнос, народ, нация, этничность, этническая принадлежность.

• Понятие «этнической идентичности». Основания этнической идентификации. Элементы психологии этноса. Инкультурация.

• Структура и содержание этнического самосознания. Самоидентификация.

• Авто- и гетеростереотипы в структуре этниче-

ского самосознания.

• Сущность и признаки этноцентризма. Каковы естественные основания этноцентризма?

• Национальный характер. Существует ли связь между культурой и типом национального характера? Аргументы «за» и «против».

• Какие культурные измерения влияют на поддержание «своего» и «чужого» «лица»?

• Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность

• Понятия социального взаимодействия и межэтнического взаимодействия.

• Виды взаимодействия: воздействие, содействие, противодействие.

• Основные области взаимодействия: экономическое, административно-управленческое, конфессиональное, хозяйственно-бытовое, в области культуры и образования, семейно-брачное, взаимодействие языковых структур.

• Типы, содержание и мотивация межэтнического взаимодействия.

• Социально-психологические условия эффективности межэтнического сотрудничества.

• Идеологизированные формы взаимодействия этносов: расизм, национализм, шовинизм, патриотизм.

• Глобализация и ее психологические характеристики.

• Феномены межэтнического взаимодействия: ксенофилия и ксенофобия, толерантность и ин-толерантность.

• Межкультурная компетентность как научный и практический феномен и ее характеристики.

Этническая социализация и межкультурный подход в образовании

• Этническая идентичность как составная часть социальной идентичности личности.

• Основные компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный и поведенческий. Формирование этнической идентичности. Возрастные особенности этнической идентификации.

• Отношение современного юношества к национальным проблемам. Участие юношей и молодежи в национальных движениях.

• Особенности этнического и интернационально-

го воспитания.

• Этническая грамотность. Межкультурный подход в образовании: основные направления, методы и формы работы.

• Обсуждение результатов этнопсихологического исследования учителей, старшеклассников и родителей учащихся конкретных регионов.

Детерминанты и особенности этнического конфликта

• Понятие конфликта и его виды.

• Определение этнического конфликта, его основные разновидности: социально-экономические, политические, культурно-языковые, этнодемографические, экологические, территориальные, конфессиональные и др.

• Понятие потенциалов межэтнической конфликтности. Характеристика психологических, социально-психологических, социально-экономических потенциалов конфликтности.

• Возможности профилактики конфликтов.

• Тренинг профилактики и преодоления конфликтных ситуаций.

Практикум: этнопсихология культуры (обмен мнениями с элементами дискуссии)

• Анализ основных характеристик культуры и их суть.

• Какие функции выполняет культура в жизни человека?

• В чем состоит актуальность культуры сегодня?

• На какие стороны жизни общества влияет культура? Примеры влияния культуры на политику, здоровье нации, полоролевую социализацию и мораль.

• Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые, развитые и неразвитые? Насколько оправдано такое разделение?

• Что такое глобальная эволюция? Как Вы понимаете понятие глобализация?

• Возможна ли единая мировая культура без национальных различий?

• Объясните на каком-либо примере влияние процесса глобализации на русскую культуру.

Коммуникативная компетентность и способы ее повышения в межкультурном общении

• Методы подготовки к межкультурному общению и взаимодействию, в том числе: как начать

разговор с представителями другой культуры? О чем говорить в процессе общения? Как быть интересным собеседнику?

• Национальные особенности вербального общения. Стили вербальной коммуникации и особенности культуры, влияющие на их выбор (стили общения разных народов).

• Невербальное общение в интеркультурных контактах. Язык мимики и жестов в разных странах. Тактильное взаимодействие.

• Особенности межличностного интеркультурного общения. Как достигнуть понимания в межкультурном общении (на примере личного общения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Особенности межгруппового интеркультурного общения. Создание общих правил компетентного межкультурного общения.

• Тактики и стратегии общения с представителями других культур. Разработка алгоритмов общения.

• Правила завершения общения с учетом контекста культур.

• Тренинг коммуникативной компетентности.

• Практикум: Этнопсихологические особенности россиян (обмен мнениями с элементами дискуссии)

• В чем сущность новой модели общественного развития России и как она влияет на культурную жизнь россиян?

• Как воспринимали Россию и русских в средневековой Европе, как воспринимаются в настоящее время?

• Какие особенности русской культуры легли в основу образования наиболее распространенных стереотипных представлений о России и русских за рубежом? Какие наиболее распространенные стереотипы русских и известны?

• Как влияют стереотипы на процесс межкультурного общения?

• Психологические особенности народов, населяющих Россию: русских и представителей других этносов, что нас объединяет?

Особенности народов Сибири

• Знание аборигенных народов как фактор толерантности и межкультурной коммуникации.

• Мировоззренческие установки и традиции народов, живущих в регионах Сибири.

• Детерминанты формирования менталитета аборигенных народов (алтайцев, бурят, эвенков, тывинцев, тофаларов, хакасов, якутов и т.п.).

• Отражение мировоззренческих установок в предметах культуры, традициях, религии народов (шаманизм, христианство, буддизм).

• Роль и особенности взаимодействия народов Сибири в контексте развития культуры региона и его туристической привлекательности.

Японцы как представители культуры Востока

Религии Японии и их влияние на формирование национального менталитета. Исторические и конфессиональные основы формирования Японии.

Японский язык как ментальная основа психологии народа.

Воспитание детей в Японии. Японский взгляд на такие понятия как «красота», «доброта», «чувство долга». Как лучше строить отношения с Японцами. Стереотипы японцев в отношении России и россиян.

Установки немцев относительно России и Сибири

• Межкультурное общение с немцами: барьеры, особенности.

• Вежливость, пунктуальность, гостеприимство в сравнении - «русские - немцы».

• Система экологического воспитания и просвещения как основа формирования экологического сознания немцев.

• Экологический менеджмент: формирование экологического сознания на разных социальных уровнях.

• Примеры конкретной экологической деятельности немцев: особенности утилизации мусора (особенности), принципы экологического туризма.

• «Золотые правила» немцев - правила поведения в чужой стране.

Кроме в статье указанных форм, поскольку интенсивно расширяются деловые связи с представителями различных стран и национальностей, необходимым направлением становится обучение персонала в туристической, юридической, предпринимательской и других сферах. Эффективной формой обучения могут стать тренинги межкультурной компетентности, в процессе

которых сотрудники овладевают соответствующими знаниями, приобретают навыки межэтнического взаимодействия, формируется этническая толерантность (например, представленная выше программа).

В заключении стоит привести основные принципы, которые на наш взгляд ложатся в основу всей деятельности по оптимизации межэтнического взаимодействия и формированию межкультурной компетентности:

1. Постоянный мониторинг состояния межнациональных отношений.

2. Разработка профилактических мер и опора на их позитив.

3. Взаимосвязь различных программ и методов с конкретной обстановкой в регионе, нацеленность на адресность межэтнических контактов, их региональные особенности.

4. Ориентация на конкретные области практики, уверенность в том, что туризм, экология и межнациональный мир - идеи, которые будут однозначно поддержаны представителями разных национальностей.

5. Обеспечение взаимосвязи в усилиях всех властных и общественных структур с позитивным освещением работы в СМИ.

Публикации ученых БГУЭП по проблемам межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности

1. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 480 с.

2. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Глобальные проблемы экономики России в человеческом и этнокультурном измерении // Психология в экономике и управлении. - Иркутск, 2010 №1(3), с.8-13.

3. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Экономическая этнопсихология в Восточной Сибири. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. - 152 с.

4. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. Учебное пособие, издание 2-е, исправленное и дополненное. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 436 с.

5. Карнышев А.Д., Винокуров М.А., Трофимова Е.Л. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность /Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 310 с.

6. Карнышев А.Д., Винокуров М.А. Социально-экономические и политические факторы развития межкультурной компетентности // Психология в экономике и управлении. №1 [1] 2009 - С. 98-104.

7. Карнышев А.Д. Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008

8. Карнышев А.Д., Костин А.К., Иванова Е.А. Вопросы межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности: материалы социально-психологических исследований в образовательных учреждениях Иркутской области. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 104 с.

9. Карнышев А.Д., Костин А.К. Межкультурная компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы. - Москва, 2009. Журнал Педагогика №7.- с. 21-28.

10. Карнышев А.Д., Одинец С.А. Истоки и детерминанты негативных стереотипов российских предпринимателей за рубежом / Проблемы экономической психологии. Т.1. // М.: ИПРАН, 2004. - с. 567-588.

11. Карнышев, А.Д., Трофимова Е.Л. От экономической антропологии к экономической этнопсихологии// Проблемы экономической психологии. Т.1. // М.: ИПРАН, 2004. - с. 242-267.

12. Карнышев А.Д. Межкультурная компетентность в структуре компетенций психолога // Вестник Бурятского Государственного университета. - Улан-Удэ, 2008, №5, С. 21-33.

13. Карнышев А.Д. Некоторые проблемы межнациональных отношений в Байкальском регионе // Байкальский психологический и педагогический журнал. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. - 188 с.

14. Карнышев А.Д. Феномены межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2008 №28, С. 21-28.

15. Карнышев А.Д., Трофимова Е.Л. Психолого-экономические детерминанты ксенофобии и этнической конфликтности и механизмы их преодоления // Вестник БГУ сер. Психология и социальная работа. -Улан-Удэ, 2009, №5 С.31-45.

16. Трофимова Е.Л., Карнышев А.Д. Методы исследования и оптимизации межэтнического взаимодействия. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 224 с.

17. Трофимова Е.Л. Влияние диаспор на развитие межнациональных отношений // Сибирский психологический журнал. - Томск, № 21, 2005. - С.50-54.

18. Трофимова Е.Л. Межкультурное обучение как

условие оптимизации межэтнического взаимодействия // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: СПбИУиП, 2008.

19. Трофимова Е.Л. Межэтническая толерантность современных старшеклассников как условие успешного развития туризма в Байкальском регионе. -Хабаровск, 2008г.

20. Трофимова Е.Л. Толерантность и интолерант-ность в межэтническом взаимодействии // Байкальский психологический и педагогический журнал. - Иркутск, 2006г, № 1-2 (7-8), С. 193-202.

21. Трофимова Е.Л. Учет этнопсихологических особенностей при разработке программ обучения межкультурной компетентности // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой всероссийской научно-

практической конференции / под общ.ред.д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - С.325-333.

22. Трофимова Е.Л. Этнические особенности преодолевающего поведения тувинцев и русских // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред.д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - С.168-173.

23. Трофимова Е.Л. Методики исследования и психокоррекции в этнопсихологии.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. - 91 с.

24. Этнопсихологические ресурсы экологии и туризма: учебное пособие / Науч.ред. А.Д. Карнышев. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.