Научная статья на тему 'Педагогическая работа в начальной школе по формированию этнической толерантности учащихся'

Педагогическая работа в начальной школе по формированию этнической толерантности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE EDUCATION / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / MULTICULTURAL EDUCATION / ETHNIC RELATIONS EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л.П.

В статье рассматриваются вопросы формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы. В настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника как фундаменте для становления личности гражданина. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Поэтому толерантное воспитание в условиях поликультурной республики Дагестан является актуальной и имеет социокультурную и политическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WORK IN ELEMENTARY SCHOOL, FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS

The article discusses the formation of ethnic tolerance in multicultural space of elementary school. Currently more than ever there is a need to speak about the ethnic tolerance of younger student as a Foundation for development of the individual citizen. Of particular relevance is the issue of tolerance becomes in terms of multinational groups, where you need to avoid situations of inequalities children in their rights and duties. Multilanguage student environment often leads to selectivity in communication, national isolation groups. Therefore, a tolerant upbringing in the multicultural Republic of Dagestan is relevant and has a social, cultural and political significance.

Текст научной работы на тему «Педагогическая работа в начальной школе по формированию этнической толерантности учащихся»

7. Problems of physical culture, sports and health among students / Edited by Prof. Sh.S.Shikhaliev. Makhachkala: ALEF, 2013. 76 p.

8. Radzhabova R.V. Socio-pedagogical principles of training students of Pedagogical Universities for international and patriotic education in school (the case of Dagestan): extended abstract of Cand. Sci. (Pedagogics) Dissertation. Moscow, 1991.

9. Sports games in high school, school and yard / Edited by Prof. Sh.S. Shikhaliev. Makhachkala, 2013. 46 p.

10. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.C. Theory and methods of physical education and sports: Textbook for Higher Educational Institutions. Moscow, 2007. 480 p.

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Феталиева Л.П.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», г.Дербент,

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы. В настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника как фундаменте для становления личности гражданина. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Поэтому толерантное воспитание в условиях поликультурной республики Дагестан является актуальной и имеет социокультурную и политическую значимость.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность воспитание, младший школьник, поликультурное образование, межнациональные отношения образовательная среда, ценностные ориентиры.

PEDAGOGICAL WORK IN ELEMENTARY SCHOOL, FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS

Fatalieva L. P.

CHOO VO «Socialno-pedagogicheskiy institut», Derbent,

Abstract. The article discusses the formation of ethnic tolerance in multicultural space of elementary school. Currently more than ever there is a need to speak about the ethnic tolerance of younger student as a Foundation for development of the individual citizen. Of particular relevance is the issue of tolerance becomes in terms of multination-

al groups, where you need to avoid situations of inequalities children in their rights and duties. Multilanguage student environment often leads to selectivity in communication, national isolation groups. Therefore, a tolerant upbringing in the multicultural Republic of Dagestan is relevant and has a social, cultural and political significance.

Key words: tolerance, ethnic tolerance education, Junior high school student, multicultural education, ethnic relations educational environment, moral values.

Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.

Толерантное воспитание в условиях поликультурной республики Дагестан является актуальной и имеет социокультурную и политическую значимость. Поэтому в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем. Сказанное ещё в большей мере относится и к дагестанской школе. В многонациональной республике толерантность является частью отношения личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе.

Не является исключением и школа. Любая дагестанская школа является поликультурной. В детских коллективах воспитываются дети разных национальностей. Учителя подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформиро-ванности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.

Проблемы формирования толерантности рассмотрены в научных трудах Р.Р. Валитовой, З.Т. Гасанова, И.И. Серовой, С.К. Бондыревой, Л.М. Дробижевой, и др.

Проблемы, аспекты этнопедагогики, этнопсихологии изучали педагоги: B.C. Агеев, Г.Н. Волков, А.И. Доронченков, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаева, Т.Г. Стефа-ненко, М.Г. Тайчинов и др.

Российским школам, где совместно обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и с разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, свойственен полиэтнический характер, что объясняет значимость проблем, связанных с преодолением некоторых особенностей и сложностей, присущих взаимоотношениям участников образовательного процесса.

Главной целью межкультурного компонента образования является развитие у школьников навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.

Именно такие навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой

для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.

Процесс поликультурного образования многоплановый, поэтому руководить процессом поликультурного образования должны взрослые, сами, в свою очередь, обладающие поликультурным мышлением. [9] Именно от уровня поликультурной грамотности педагогов зависит действенность направления. Это особенно важно в условиях многонационального общества, социальная стабильность которого зависит от приоритета педагогики поликультурности и толерантности. Именно во всемерном учете культурных и воспитательных интересов различных национальностей и этнических групп видится основная цель поликультурного образования.

Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований». [8]

Поликультурная компетентность учителя - интегральная характеристика уровня профессионализма, отражающая способность проводить политику поли-лингвизма в поликультурном пространстве; система качеств, помогающая ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, имеющая синтетический характер и включающая в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры. [10]

Особенности формирования этнической толерантности у детей начальной школы

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Как особый период в жизни ребёнка, он выделился исторически сравнительно недавно. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается анали-тико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога

[4].

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности -учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. [5]

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к иному этносу и его представителям. [1] Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, то есть к постижению ментально-сти этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог

Воспитание толерантности - сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. [8] Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. [3] Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой - ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Литература:

1. Артюхова, И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы// Начальная школа. - 2008. - №9.

2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001., № 1.

3. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2003. -№ 1.

4. Бобинов, С. Приёмы восприятия толерантности // Педагогическая техника. - 2008. - №5.

5. Болотина, Т.В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. - М.:АПК и ПРО, 2002.

6. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему).- М.: Изд.-во МПСИ; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 2011.

7. Буркова, В. Мы разные, и мы вместе // Семья и школа. - 2008. - №12. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ. - Ростов - н/Д: ГинГо, 2004.

8. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников.- 2006. - №1. 17.Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе. - М: 2007.

9. Иванова, Н. В поликультурном мире // Высшее образование в России. -2003. - №1.

10. Иванова, Е.М. Формирование новой культуры отношений // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 11-15.

Literatura:

1. Artyukhova, I.S. Formirovanie tolerantnosti v khode provedeniya vneklassnoy raboty// Nachalnaya shkola. - 2008. - №9.

2. Asmolov, A.G. O smyslakh ponyatiya «tolerantnost» // Vek tolerantnosti: Nauchno - publicisticheskiy vestnik, 2001., № 1.

3. Bayborodova, L.V. Vospitanie tolerantnosti v processe organizacii deyatelnosti i obshcheniya shkolnikov // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2003. - № 1.

4. Bobinov, S. Priyomy vospriyatiya tolerantnosti // Pedagogicheskaya tekhnika. -2008. - №5.

5. Bolotina, T.V. Kultura mira, prava cheloveka, tolerantnost i mirolyubie. -M.:APK i PRO, 2002.

6. Bondyreva, S.K. Tolerantnost (vvedenie v problemu).- M.: Izd.-vo MPSI; Voronezh: Izd.-vo NPO «MODEK», 2011.

7. Burkova, V. My raznye, i my vmeste // Semya i shkola. - 2008. - №12.

8. Vospitanie tolerantnoy lichnosti v polikulturnom sociume. Sbornik avtorskikh i adaptirovannykh programm. - Rostov - n/D: GinGo, 2004. Gromova, E. Razvitie etnicheskoy tolerantnosti v shkole // Vospitanie shkolnikov.- 2006. - №1. 17.Dzhurinskiy, A.N. Vospitanie v mnogonacionalnoy shkole. - M: 2007.

9. Ivanova, N. V polikulturnom mire // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2003. -

10. Ivanova, E.M. Formirovanie novoy kultury otnosheniy // Nachalnaya shkola. -2006. - №3. - S. 11-15.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Хайбулаев М.Х., Гаджикурбанова Г.М.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье анализируется понятие и содержание социального заказа. С учетом сущности социального заказа обоснован механизм его формирования и реализации в образовании, проанализированы и обобщены характеристики и компоненты социального заказа.

Ключевые слова: социальный заказ; закономерность; преемственность; профессиональное общество.

SOCIAL ORDER AND REQUIREMENTS FOR TEACHER PROFESSIONAL LEARNING

Haybulayev M. H., Hadzhikurbanova G. M.

FSBEI of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University"

Abstract. The article analyzes the concept and content of the social order. Given the nature of the social order proved the mechanism of its formation and implementation in education, analyzed and summarized the characteristics and components of the social order.

Keywords: social order; regularity; continuity; professional society.

В настоящее время в России в отношении к образованию прослеживаются две противоположные коллизии: объективное возрастание роли образования в жизни общества и общественная неудовлетворенность его состоянием, с одной стороны, с другой недостаточное осознание этой возросшей роли образования и не способность государства и общества к адекватному ее обеспечению. В модернизуемых обществах, где отказываются от предыдущих общественных форм жизнедеятельности, идеалов, целей и норм, институты образования оказываются в депрессии и потрясении. Это относится в полной мере к образованию России. На преодоление инерции и переход на новый формат функционирования требуется большое количество ресурсов, чем на поддержку существовавшей системы. Одним из механизмов распределения консолидированных ресурсов может быть социальный заказ.

Социальный заказ на образование имеет объективную и субъективную сторону.

Объективная сторона социального заказа на образование требует оценки социальной ситуации и перспектив ее развития. Она определяется, исходя из потребностей государства, общества и социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.