УДК 37.035.6 (571.54)
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
© Чимитова Ирина Зоригтоевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова. Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. E-mail: [email protected]
Образование как социальный институт способствует социализации индивидов, формированию мировоззрения и характера. Воздействие на личность оказывают и содержание образования, и личностные качества учителя, и общение с окружающими. Образование относится к числу факторов, влияющих на характер межэтнических отношений. Мнение о том, что образование недостаточно эффективно формирует межэтническую толерантность старших школьников и студентов обусловлено упущениями на более ранних этапах образования и в процессе семейного воспитания. Иногда воспитательная деятельность учреждений образования входит в противоречие с информацией из СМИ и наблюдениями обучающихся за поведением окружающих. Для формирования толерантной личности необходимы глубокие изменения внешней среды обучения, а также совместные усилия всех субъектов воспитания. Процесс формирования и укрепления межэтнической толерантности осуществляется в рамках поликультурного образования. Результаты опросов в Республике Бурятия свидетельствуют о более высоком уровне межэтнической толерантности у респондентов с более высоким уровнем образования.
Ключевые слова: образование, педагог, поликультурное образование, межэтническая толерантность, культура.
EDUCATION AS A FACTOR OF STRENGTHENING OF INTERETHNICAL TOLERANCE
Chimitova Irina Z., PhD in Sociology, Senior Lecturer, Buryat State Agricultural Academy named after V. R. Filippov.
8 Pushkina St., Ulan-Ude, 670024 Russia. E-mail: [email protected]
Education as a social institution contributes to socialization of individuals, forms their worldview and character. The content of education, the teacher's personality and communication with others have an impact on a person. Education is one of the factors influencing on the nature of interethnic relations. The view that education is not effectively generates interethnic tolerance in older schoolchildren and students is based on the omissions in the earlier stages of education and in the course of family upbringing. Sometimes educational activities of educational institutions are in conflict with information obtained from the mass media and from observation of the behavior of the people around. The deep changes in the external environment of training are necessary for the formation of tolerant personality as well as the joint efforts of all subjects of education. The process of formation and strengthening of the interethnic tolerance is conducted within multicultural education. The results of the survey in the Republic of Buryatia justify the higher level of the interethnic tolerance in the respondents with the higher level of education. Keywords: education, teacher, polycultural education, interethnical tolerance, culture.
Образование как один из социальных институтов выступает в качестве механизма межпоколенной трансляции знаний и опыта. Вместе с тем оно призвано обеспечивать адаптацию человека к постоянно изменяющимся условиям. К числу целей образования относятся формирование научной картины мира, профессиональная и общекультурная подготовка личности к многообразной деятельности, приобретение ею компетентности и т.д. «Самым важным итогом развития образовательного процесса в ХХ столетии стало более глубокое понимание сущности образования. Оно стало рассматриваться как выражение самой природы человека», - пишет В. И. Купцов [1, с. 53].
Через общеобразовательную школу проходит практически все подрастающее поколение в самом ответственном для формирования личности возрасте, когда складывается мировоззрение и формируется характер. Большая часть юношества и молодежи обучается в учреждениях профессионального образования. В учреждениях образования учащийся проводит значительную часть времени, их образовательная деятельность распространяется и на сферу внешкольной и самостоятельной работы. Воздействие на личность оказывают и содержание образования, и личностные качества учителей, и общение с соучениками.
Образование относится к числу факторов, влияющих на формирование и укрепление межэтнической толерантности. В «Декларации принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО в 1995 г., а также в научной литературе подчеркивается роль образования и воспитания, осуществляемого образовательными учреждениями, в формировании и укреплении этого качества. Б. С. Гершунский рассматривает воспитание толерантности не только как важнейшую стратегическую задачу образования в ХХ1 в., но и считает, что эта сфера должна инициировать интерес к проблеме толерантности, выполняя тем самым набатную функцию [2, с. 8-9].
Вместе с тем, согласно данным социологического опроса преподавателей ижевских вузов, образовательные учреждения стоят лишь на четвертом месте (25,2%) в рейтинге субъектов формирования толерантного сознания после семьи (58,1 %), общества (43,4%), средств массовой информации (43,4%), опережая государство (23,6%), кинематограф (14,3%) и литературу (12,0%) [3, с. 37].
Некоторые исследователи считают, что «по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у студенческой молодежи основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в студенческой среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди молодежи» [4, с. 62]. Мнение о том, что образование недостаточно эффективно формирует межэтническую толерантность старших школьников и студентов, обусловлено тем, что самое благоприятное время - ранний возраст - упущено на предыдущих этапах образования и в процессе семейного воспитания.
Е. С. Черепанова высказывает мнение, что в образовательных учреждениях воспитание толерантности сводится лишь к разовым акциям, не затрагивающим суть воспитательного процесса [5, с. 18]. К сожалению, воспитательные функции, в том числе формирование мировоззрения и гуманистически ориентированной личности, не являются приоритетами системы образования и на уровне законодательства, и в практике работы многих учреждений образования, и в очередных проектах реформирования образовательной системы. Полагаем, что проводимая в образовательных учреждениях просветительская и воспитательная деятельность по формированию межэтнической толерантности обучающихся нередко входит в противоречие с тем, что воспринимается ими из СМИ, Интернета и наблюдений за поведением окружающих, в том числе своих соучеников.
Ряд исследователей отмечает необходимость системности в этой деятельности, важность формирования установки на толерантность. Последняя - «не столько рациональный, сколько волевой акт», - пишет Е. Н. Морозова. Основная установка толерантного сознания - «восприятие самого себя как принципиально незавершенного существа, открытого опыту Другого, для которого этот опыт является одним из определяющих в осознании своей целостности». Автор осознает трудности формирования толерантности у некоторых субъектов: «Человека нельзя заставить быть миролюбивым, как нельзя в одночасье изменить его менталитет, перестроить систему ценностей», ибо «в ситуации, требующей не рассуждений, а действий, он выбирает привычную модель поведения» [6, с. 55].
Особенности современного мира, в том числе рост уровня полиэтничности многих поселений и территорий, все возрастающее взаимопроникновение культур и т.п., обусловливают необходимость поликультурного (мультикультурного) образования, проблемы которого достаточно подробно освещаются в трудах А. В. Аракеляна, Д. А. Данилова, Х. В. Дзуцева, Н. Д. Неустроева, Г. В. Осипова, С. Ф. Павловой, Л. С. Ядрихинской и др. К главным целям поликультурного образования относится формирование межэтнической толерантности учащихся.
Процесс поликультурного образования предполагает приобщение обучающихся к мировой культуре, общероссийской культуре, культуре собственного этноса и других народов. Результатом этой образовательной деятельности должно быть уважение к представителям всех этносов, признание их равноправия и права быть другими, понимание единства человечества. Школа должна подготовить ребенка, подростка к поведению в ситуации полиэтничности. В преимущественно моноэтнических регионах может потребоваться аналогичная работа и со студенчеством.
Остановимся немного подробнее на роли учителя (в том числе и вузовского педагога) в процессе формирования и укрепления толерантного отношения детей и молодежи к окружающим. О значении связи учителей и учеников, их «дуэте» В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский и Е. А. Шуклина пишут так: «Он наиболее фундаментален, его пространственно-временной континуум чрезвычайно лабилен, находится в постоянном поле напряжения, градус отношений между двумя общностями, как правило, высок... Даже находясь в состоянии нормы, эти отношения чаще всего бывают весьма насыщенными» [7, с. 114].
Сам по себе образовательный процесс не вызывает каких-либо серьезных опасений в плане ин-толерантности, поскольку все его участники осознают его необходимость, полезность, а также объективность транслируемых знаний, умений и навыков. Поэтому эмпирические данные свидетельствуют об общей позитивной его оценке. Так, по мнению научно-педагогических работников Ижевска, участников упомянутого выше опроса, уровень толерантности в отношениях преподавателями, между преподавателями и студентами, а также между студентами примерно схож и тяготеет к четырем баллам (по пятибалльной шкале). Оценка студентов аналогична [3, с. 43].
В литературе отмечается сохранение в провинции общекультурной ценности образования, которое воспринимается массовым сознанием намного шире, нежели получение соответствующих услуг и один из ресурсов личности в конкурентной борьбе. Так, Ю. С. Фролова утверждает: «Российская провинциальность с ее уважительным отношением к знаниям, образованию, науке всегда выступала потенциальным донором отечественной культуры» [8, с. 270].
К числу полиэтнических регионов с давними межэтническими отношениями относится Республика Бурятия. Престиж образования, в том числе высшего, здесь традиционно высок. Об этом свидетельствует достаточно большая доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием в числе респондентов проведенного нами опроса: их суммарное количество составляет 64% [9]. Следует учитывать, что среди лиц с высшим образованием есть люди с учеными степенями и званиями и обладатели двух вузовских дипломов. Такая характеристика Бурятии и составляет в целом благоприятный фон для высокой мотивации людей к повышению своего образовательного уровня.
Результаты опроса показывают, что респонденты с более высоким уровнем образования, как правило, демонстрируют и более высокий уровень межэтнической толерантности. В одном из исследований также подтверждается эта закономерность [10, с. 15]. Осознание значимости образования как важнейшего условия профессиональной деятельности и условия успешности личности является общепризнанным для большинства населения республики.
При формулировке одного из вопросов нами ставилась задача выявить отношение респондентов других национальностей к традиционной культуре бурятского и русского народов, а также представителей иных этнонациональных групп, проживающих в Бурятии. Хотя подавляющее большинство выразили положительное отношение к культуре всех этих народов, многие респонденты показали недостаточную информированность и в отношении собственной, и в отношении иных культур. Результаты опроса жителей Перми показали аналогичную тенденцию: «национальные культуры воспринимаются весьма ограниченным числом» представителей разных национальностей [11, с. 139]. Логично предположить, что отношения межэтнической толерантности приобрели бы более содержательный и глубокий характер, если бы основывались на более серьезных знаниях, нежели те, которые присущи основной массе опрошенных.
Такая информированность и профессиональная осведомленность служит важным условием межэтнической толерантности группы респондентов с невысокими доходами, но в силу своей деятельности обладающих глубокими знаниями в области традиционной русской и бурятской культуры и искусства. К ним относятся: часть ученых и преподавателей вузов, работающих в гуманитарных областях науки, гуманитариев-учителей, работников искусства и культуры, в том числе педагогов музыкальных и художественных школ и др. Все они не только имеют профессиональную подготовку, но и по роду своей деятельности постоянно работают с учащимися разных национальностей и на практике проявляют межэтническую толерантность, воспитывая своих учеников и обогащая свой собственный опыт межкультурных связей. Именно эти респонденты составили подавляющее большинство тех, кто показал очень уважительное отношение и активный интерес к традиционной русской и бурятской культуре.
Очевидна огромная роль учителя в реализации цели и задач поликультурного образования. «Современный учитель должен приобщать будущее поколение в различным культурным позициям, ценностям, традициям, быть носителем собственно этнонациональной культуры и вдохновителем формирования полиэтнического самосознания каждого ребенка», - утверждает С. А. Харитонова [12, с. 108]. Проведенный этим автором опрос свидетельствует о том, что так это и происходит: «В большинстве случаев педагоги общеобразовательных школ оказываются действительно на высоте. Свыше 80% опрошенных школьников отметили, что никогда не сталкивались с предвзятым отношением к себе со стороны учителя другой национальности», а среди студентов такой ответ дали все [13, с. 109, 111-112].
Учитывая исключительную важность миссии педагога, в том числе и как примера толерантного поведения, совершенно недопустимыми являются некоторые факты несоответствия его действий принципам толерантности. Согласно оценкам школьников, большинство педагогов толерантно, но есть и те, кто несправедлив к учащимся другой национальности; на селе с этим сталкивались 12,4%, а в городе 16,6% опрошенных. 9,9% школьников считают, что учителя своим поведением нередко провоцируют этническую отчужденность, недоверие и настороженность между учениками-представителями разных национальностей [13, с. 109, 111]. Как видим, общество ожидает от учителя толерантного поведения и воспринимает его как норму и образец для других людей.
Реализуя образовательные задачи, школа имеет определенный потенциал для воспитания толерантной личности, особенно в регионах с прочными традициями межэтнической толерантности, к которым относится и Бурятия.
Наряду с «Концепцией государственной национальной политики в Республике Бурятия» среди документов регионального уровня нужно отметить Закон Республики Бурятия «Об образовании», принятый в 1993 г. Однако при всех положительных чертах последний документ, по мнению С. А. Харитоновой, во многом повторяет положения федерального закона, в нем не представлена полиэтническая культура и ее компоненты, не рассматривается характеристика образования с позиции воспитания уважения к другим культурам [12, с. 19].
Тем не менее, образование региона накопило богатый опыт воспитания толерантности. Наиболее значимы в этом отношении начальные ступени социализации личности в образовательном учреждении: дошкольные учреждения и средние общеобразовательные учебные заведения. Раннее, начиная с детского дошкольного учреждения и начальной школы, приобщение к культурам других народов - одно из условий эффективности работы по формированию межэтнической толерантности в образовательном процессе.
Таким образом, образование может быть важным фактором формирования и укрепления толерантности. В Республике Бурятия, где накоплен значительный опыт поликультурного образования, опирающийся на традиции многовекового добрососедства и сотрудничества этносов, оно во многом успешно выполняет это предназначение, выступая важным фактором формирования и укрепления межэтнической толерантности. Очевидно, сам по себе образовательный процесс не гарантирует выработки толерантности. Во многих регионах России, где межэтнические отношения трудно назвать гармоничными, необходимы глубокие изменения внешней среды обучения, целенаправленная работа школы с родителями, общественностью и т.д.
Литература
1. Купцов В. И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы ХХ1 века. - СПб.: Алетейя, 2009. - 428 с.
2. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - №7. - С.3-12.
3. Толерантность: сб. ст. / под ред. Н. С. Ладыжец. - Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2002. -
254 с.
4. Пилиева Г. И. Формирование этнотолерантности будущих социальных педагогов // Высшее образование сегодня. - 2007. - №7. - С.61-63.
5. Черепанова Е. С. Педагогика толерантности: проблемы теории и практики / Толерантность как практическая философия педагогики / под ред. А. В. Перцева. - Екатеринбург: Полиграфист, 2005. - С.11-37.
6. Морозова Е. Н. Воспитание толерантности на основе осмысления ее социальной значимости в контексте диалога культур // Философия образования. - 2006. - №3. - С.53-58.
7. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Учительство как социально-профессиональная общность // СОЦИС. - 2015. - №2. - С.113-122.
8. Фролова Ю. С. Ценностные трансформации в современной российской полиэтнической провинции // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - С.268-276.
9. Чимитова И. З. Средства массовой информации как фактор воздействия на уровень межэтнической толерантности // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2011. - №14. - С.118.
10. Вопросы сохранения и развития толерантности, проблемы гражданской активности населения Республики Бурятия. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2010. - 140 с.
11. Национальный вопрос в городском сообществе. Социокультурные характеристики межнациональных отношений в большом уральском городе на исходе ХХ в. / О. Л. Лейбович, В. Н. Стегний, А. Н. Кабацков, О. В. Лысенко, Н. В. Шушкова. - Пермь: РИО ПГТУ, 2003. - 328 с.
12. Харитонова С. А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2008. - 148 с.
13. Харитонова С. А., Татарова С. П. Условия и факторы развития толерантности в современном обществе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2011. - 156 с.
References
1. Kuptsov V. I. Obrazovanie, nauka, mirovozzrenie i global'nye vyzovy XXI veka [Education, Science, Philosophy and Global Challenges of the 21st Century]. St Petersburg: Aleteiya Publ., 2009. 428 p.
2. Gershunskii B. S. Tolerantnost' v sisteme tsennostno-tselevykh prioritetov obrazovaniya [Tolerance in the System of Education Value Priorities]. Pedagogika - Pedagogy. 2002. No. 7. Pp. 3-12.
3. Tolerantnost' [Tolerance]. Izhevsk: Udmurt State University Publ., 2002. 254 p.
4. Pilieva G. I. Formirovanie etnotolerantnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogov [Formation of Ethnic Tolerance among Future Social Teachers]. Vysshee obrazovanie segodnya - Higher Education Today. 2007. No. 7. Pp. 61-63.
5. Cherepanova E. S. Pedagogika tolerantnosti: problemy teorii i praktiki [Tolerance Pedagogy: Problems of Theory and Practice]. Tolerantnost' kak prakticheskaya filosofiya pedagogiki - Tolerance as Practical Philosophy of Teaching. Ekaterinburg: Poligrafist Publ., 2005. Pp. 11-37.
6. Morozova E. N. Vospitanie tolerantnosti na osnove osmysleniya ee sotsial'noi znachimosti v kon-tekste dialoga kul'tur [Teaching Tolerance on the Base of Its Social Importance Understanding in the Context of Intercultural Dialogue]. Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education. 2006. No. 3. Pp. 53-58.
7. Zasypkin V. P., Zborovskii G. E., Shuklina E. A. Uchitel'stvo kak sotsial'no-professional'naya obshchnost' [Teachers as a Social and Professional Community]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2015. No. 2. Pp. 113-122.
8. Frolova Yu. S. Tsennostnye transformatsii v sovremennoi rossiiskoi polietnicheskoi provintsii [Value Transformations in Modern Russian Multi-ethnic Province.] Sotsial'no-gumanitarnye znaniya - Social and Humanitarian Knowledge. 2007. No. 4. Pp. 268-276.
9. Chimitova I. Z. Sredstva massovoi informatsii kak faktor vozdeistviya na uroven' mezhetnicheskoi tolerant-nosti [Media as a Factor Influencing the Level of Inter-ethnic Tolerance]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Ser. Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, kul'turologiya - Bulletin of Buryat State University. Ser. Philosophy, Sociology, Political Science, Cultural Studies. 2011. No. 14. P. 118.
10. Voprosy sokhraneniya i razvitiya tolerantnosti, problemy grazhdanskoi aktivnosti naseleniya Respubliki Buryatiya [The Issues of Tolerance Preservation and Development, Civic Liability of the Buryat Republic Population]. Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2010. 140 p.
11. Leibovich O. L., Stegnii V. N., Kabatskov A. N., Lysenko O. V., Shushkova N. V. Natsional'nyi vopros v gorodskom soobshchestve. Sotsiokul'turnye kharakteristiki mezhnatsional'nykh otnoshenii v bol'shom ural'skom gorode na iskhode XX v. [The National Problem in Urban Community. Socio-cultural Characteristics of Ethnic Relations in a Big Uralian City at the End of the 20th Century]. Perm: Perm National Research Polytechnic University Publ., 2003. 328 p.
12. Kharitonova S. A. Razvitie polietnicheskoi kul'tury uchashchikhsya sredstvami fol'klora v obrazovatel'nom protsesse nachal'noi shkoly [Development of Pupils' Multi-ethnic Culture by Folklore Means in Education Process of Primary School]. Ulan-Ude: ESSACA Publ., 2008. 148 p.
13. Kharitonova S. A., Tatarova S. P. Usloviya i faktory razvitiya tolerantnosti v sovremennom obshchestve [The Conditions and Factors of Tolerance Development in Modern Society]. Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2011. 156 p.