Научная статья на тему 'Исследование готовности педагога к формированию толерантной личности дошкольника в полиэтнической социальной среде'

Исследование готовности педагога к формированию толерантной личности дошкольника в полиэтнической социальной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Инна Геннадьевна, Чаткина Светлана Николаевна

В статье рассматривается роль педагога в воспитании толерантной личности дошкольника в полиэтнической социальной среде. Подчеркивается важность формирования толерантности личности в процессе межэтнического общения. Приведены результаты экспериментального исследования особенностей решения проблемы межэтнических отношений в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Инна Геннадьевна, Чаткина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности педагога к формированию толерантной личности дошкольника в полиэтнической социальной среде»

УДК 378

Рябова Инна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева iryabowa@yandex.ru Чаткина Светлана Николаевна кандидат психологических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева sveta13ru@yandex.ru Ryabova Inna Gеnnadevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, ^ad of the department of pedagogy of preschool and elementary education Mordovian state pedagogical institute, Saransk, Russia iryabowa@yandex.ru Chatkina Svenlana Nikolatvna

candidate of psychological Sciences, associate Professor, Mordovian state

pedagogical institute, Saransk, Russia

sveta13ru@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 1

STUDY OF READINESS TO THE FORMATION OF A TEACHER TOLERANT PERSON PRESCHOOL CHILDREN IN MULTI-ETHNIC

SOCIAL ENVIRONMENT

1 Работа проводилась при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: соглашение № 14.B37.21.2001. Тема гранта «Формирование культурно-толерантной личности в поликультурном социуме»

Аннотация. В статье рассматривается роль педагога в воспитании толерантной личности дошкольника в полиэтнической социальной среде. Подчеркивается важность формирования толерантности личности в процессе межэтнического общения. Приведены результаты экспериментального исследования особенностей решения проблемы межэтнических отношений в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Annotation. The article discusses the role of the teacher in the education of the tolerant person preschooler in a multiethnic social environment. Emphasizes the importance of building tolerance of the person in the course of inter-ethnic communication. The results of experimental studies of the solution to the problem of inter-ethnic relations in the professional educator pre-school education.

Ключевые слова: толерантность, поликультурность, поликультурное воспитание, межэтническое общение, дошкольный возраст.

Key words: tolerance, multiculturalism, multicultural education, inter-ethnic communication, preschool age.

Проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной в наши дни в связи с тем, что резко возросла напряженность в отношениях людей иной национальности, культуры. В современном мире поликультурность становится неотъемлемой частью жизни большинства стран. В России, стране многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной, процесс общения и социального взаимодействия должен строиться с учетом этнопсихологического фактора. Сегодня для всех стало очевидным, что межэтническое общение - одна из сложнейших проблем общественного бытия. Ни в какой другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Оптимизировать ситуацию возможно только изменив сознание молодежи, формируя новое мышление у подрастающего поколения. Следует отметить, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу, дошкольные образовательные учреждения. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в аспекте толерантности.

В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина. В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, верованиям; уважение, принятие и правильное понимание других культур. Проявлять

толерантность - это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. Раскрывая педагогическую сущность понятия «толерантность», ученые утверждают, что толерантность - «сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему, миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека); свойство общей культуры человека, путь к гражданскому согласию, необходимое условие соблюдения принципа человеческого общежития - свободы слова; принцип взаимодействия между людьми, ценностным ядром которого является выдержка и любовь человека к человеку; важнейшее профессиональное качество учителя, в основе которого лежит способность педагога адекватно оценивать реальную социально-педагогическую ситуацию, с одной стороны, и возможность позитивно ее разрешать - с другой; результат оптимальной педагогической стратегии и тактики, критерий социализации человека» [1]. Отдельные исследователи рассматривают толерантность как духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии «другого» как личности, независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного положения, а также возраста, состояния здоровья, пола, расы [6].

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995г. в Париже 185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация переведена на русский язык и принята за основу государственной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005 гг.). Благодаря усилиям ЮНЕСКО термин «толерантность» в настоящее время стал международным и широко используется философами, социологами, психологами, педагогами, медиками, политиками [2, с. 134].

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной, и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период закладываются ценностные основы мировоззрения.

Дошкольным возрастом принято считать возраст детей от трех до семи лет. Именно в этом возрасте происходит усвоение нравственных норм и форм поведения, появление моральных качеств личности в общении, формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношении с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат

сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения, развитие альтруистической или эгоистической направленности личности. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Несовершенство личности на первых этапах жизни выражается в крайней эгоистичности. Ребенок хочет только потреблять и нуждается в большом количестве внимания и любви. Следует отметить, что в современном обществе массового потребления большинство людей пребывает в различных формах «детской позиции», так как «личностный рост», в основном, носит внешний, демонстративный характер. В этом причина ожесточенности современного общества, многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Особая роль в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста принадлежит, безусловно, воспитателям. В настоящее время перед всеми воспитателями встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности ребенка в процессе поликультурного воспитания. В современном поликультурном социуме дошкольное образовательное учреждение, должно стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем детям прививается уважение к своей культуре и культурам других народов. Мы считаем, что воспитание культурно толерантной личности следует строить на гуманистическом взгляде на человеческие отношения, в основе которого лежит способность к открытому, доверительному контакту, к уважению своей и чужой точки зрения, что является важной составляющей социализации личности в современных условиях, особенно в поликультурной социальной среде.

Необходимо отметить, что для того, чтобы качественно осуществлять воспитательное воздействие на ребенка в аспекте толерантности, воспитатель сам должен быть готов к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность - это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту.

С целью исследования проблемы межэтнических отношений, которые характеризуют уровень поликультурного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, нами проводилось анкетирование воспитателей. В исследовании проблемы межэтнических отношений в детском саду приняло участие 85 воспитателей дошкольных образовательных учреждений, профессиональный стаж которых составляет от 3-х до 27 лет. Представим анализ результатов анкетирования.

Все воспитатели, принявшие участие в анкетировании, на вопрос анкеты «Существует ли в детском саду, в котором вы работаете, проблема межэтнических отношений между детьми» ответили отрицательно.

Проблема межэтнических отношений по степени новизны для большинства воспитателей (31 %) является знакомой, встречалась раньше на практике; 13% ответили, что данная проблема по степени новизны является нестандартной; для 6 % данная проблема является новой. 50 % респондентов на этот вопрос не ответили.

Воспитатели не считают, что данная проблема является очень сложной. 44% ответили, что она является довольно сложной. В то же время столько же процентов респондентов (44%) считают, что проблема межэтнических отношений между детьми является несложной. 12% не ответили на этот вопрос.

На вопрос, «Каким способом Вы решаете эту проблему в своей профессиональной деятельности» 19% выбрали ответ «интуитивно», 31% ответили, что изучают дополнительную литературу; 6 % обращаются за помощью к специалистам и столько же (6%) обращаются за помощью к коллегам. 38 % опрашиваемых воспитателей не смогли ответить на этот вопрос.

Воспитатели указали, что основные трудности в процессе разрешения проблемы межэтнических отношений встречаются на всех этапах в одинаковой степени (36 %): в ходе анализа ситуаций; в ходе принятия решения; в ходе выполнения принятого решения. 64 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Возникающие проблемы межэтнических отношений детей удается разрешать 38 % воспитателям; 13 % удается разрешать возникающие проблемы межэтнических отношений детей частично. Ответ «не удается» выбрали 6 %. Не ответили на данный вопрос 43 %.

31 % опрашиваемых воспитателей удовлетворены предпринимаемыми действиями в разрешении проблем межэтнических отношений; 25 % затруднились с ответом; 44% на данный вопрос не ответили. Ответ «нет» не выбрал никто.

Из способов, которые использовались для повышения эффективности разрешения проблемы межэтнических отношений между детьми, отметили следующие: большинство воспитателей (38%) использовали «изучение специальной литературы»; 31 % использовали собственный опыт и 13 % - «консультацию со специалистами»; 6 % воспитателей обращаются за помощью к коллегам.

Респонденты выделили следующие факторы, характеризующие проблему межэтнических отношений в школе: «неопределенность» - 38 %; «новизна» - 13 %; «совмещение нескольких сложностей» - 13 %; 36 % затруднились с ответом.

На вопрос, «Каким Вам видится способ оптимального разрешения проблемы межэтнических отношений в образовательном учреждении» были получены следующие ответы: совместная деятельность (ребенок-ребенок и ребенок-взрослый); формирование навыков общения между детьми разных национальностей; больше обращать внимание на интернациональное воспитание, уделять внимание всем этнокультурам одинаково по времени; воспитание толерантного отношения к людям других национальностей; формирование навыков межнациональных отношений.

Таким образом, в результате проведенного анкетирования выяснилось, что в целом воспитатели понимают сущность изучаемой проблемы, но не осознают её высокую значимость. Воспитатели встречаются с трудностями на всех этапах в процессе разрешения проблемы межэтнических отношений. Хотя большое количество (около 44 %) респондентов считают проблему межэтнических отношений детей несложной. Данные воспитатели не видят адекватных способов решения этой проблемы в собственной профессиональной деятельности.

Анализ анкет позволил выявить большой процент воспитателей, не имеющих представлений о проблеме межэтнических отношений. Современные воспитатели недостаточно ориентированы на диалог культур.

Исходя из этого, задачей нашего исследования является формирование готовности педагогов дошкольного образования к воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста. Данная проблема является предметом исследования научно-образовательной лаборатории «Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона» Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева [3]. В рамках лаборатории нами были разработаны программы по воспитанию культурно толерантной личности дошкольника «Я и моя малая Родина», программы для студентов «Воспитание культурно толерантной личности в условиях поликультурного социума» [4], программа повышения квалификации «Подготовка педагогов к реализации программ поликультурного воспитания в современном социуме» [5]. Реализация авторских программ имеет целью трансляцию основ национальных культур, формирование национального самосознания у новых поколений нации, воспроизводство определенного типа личности; открытость в другие культуры и особенно в культуру народов-соседей в интересах гармонизации национальных отношений; обеспечение потребностей современного цивилизационного развития нации. Данные курсы апробированы и внедрены в воспитательный процесс различных типов образовательных учреждений Республики Мордовия. Особенно востребованными и актуальными они стали в условиях реализации ФГОС.

Каждая из представленных программ построена с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призвана способствовать их решению, используя возможности дошкольных общеобразовательных учреждений.

В результате проведенного исследования накоплен педагогический опыт, способствующий более эффективной реализации задач формирования толерантной личности, который можно использовать как потенциальную «точку роста» системы дошкольного образования.

Литература:

1. Герасимов, С.А.Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ С.А.Герасимов. - Архангельск, 2004. - 269 с.

2. Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — М.: МГУ 2001. — С. 131—137.

3. Рябова, И. Г. Инновационные процессы в воспитании школьников в условиях поликультурного региона / И. Г. Рябова // Педагогическое образование и наука. - 2012. -11. - С. 77-81.

4. Рябова И. Г. Воспитание культурно-толерантной личности школьников в условиях поликультурного социума: программа курса по выбору / И. Г. Рябова.-Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. -53 с.

5. Рябова И. Г. Подготовка педагогов к реализации программы поликультурного воспитания в современном социуме: программа курса повышения квалификации работников образования / И. Г. Рябова, Н. В. Гуляева, Л. В. Земляченко. - Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - 25 с.

6. Третьякова, Е. Н. Толерантность как духовно-нравственное качество личности: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Е. Н.Третьякова. - СПб, 2011. - 18 с.

References

1. Gerasimov, S. A. Pedagogicheskie means to promote tolerance in children of primary school age: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / S. A.Gerasimov. - Arkhangelsk, 2004. - 269 s.

2. The Declaration of Principles on Tolerance approved by resolution of the General Conference of UNESCO on November 16, 1995 / The Age of Tolerance: Research and journalistic Gazette. - Moscow: Moscow State University in 2001. - S. 131-137

3. Ryabova, I. G. Innovative processes in the education of students in a multicultural region /1. G. Ryabova // Teacher Education and Science. - 2012. -11. - S. 77-81.

4. Ryabova, I. G. Parenting cultural and tolerant person school students in a multicultural society: the program of the course by choice /1. G. Ryabova. -Muzzle. State. ped. Inst. - Saransk, 2012. - 53 s.

5. Ryabova, I. G. Training teachers to implement the program of multicultural education in contemporary society: a program for advanced training of educators /1. G. Ryabova, N. V. Gulyaeva, L.V. Zemlyachenko. -Muzzle. State. ped. Inst. - Saransk, 2012. - 25 s.

6. Tretyakova, E. N. Tolerance as a spiritual and moral quality of the person: Author. dis. ... Candidate. philosopher. Sciences: 09.00.13 / E. N.Tretyakova. - St. Petersburg, 2011. -18 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.