Научная статья на тему 'Условия и факторы межэтнической толерантности россиян'

Условия и факторы межэтнической толерантности россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
509
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МАКРО- / МЕЗОИ МИКРОФАКТОРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / СМИ / INTERETHNICAL TOLERANCE / MACRO- / MEZOAND MICROFACTORS / EDUCATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чимитова Ирина Зоригтоевна

В статье рассматриваются основные условия и факторы, воздействующие на уровень межэтнической толерантности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND FACTORS OF INTERETHNICAL TOLERANCE

The article considers the main conditions and factors influencing on the level of interethnical tolerance of population.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы межэтнической толерантности россиян»

социология

УДК 316.4 © И.З. Чимитова

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ РОССИЯН

В статье рассматриваются основные условия и факторы, воздействующие на уровень межэтнической толерантности населения.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, макро-, мезо- и микрофакторы, образование, СМИ\

I.Z. Chimitova

CONDITIONS AND FACTORS OF INTERETHNICAL TOLERANCE

77?£ article considers the main conditions and factors influencing on the level of interethnical tolerance of population.

Key words: interethnical tolerance, macromezo- and microfactors, education, mays media.

В условиях ускорения социальной динамики, включения в активную социальную и политическую практику все новых социальных субъектов, роста мобильности и миграционной активности населения, усложняется социальное взаимодействие субъектов. К числу акту альных аспектов последнего относится межэтническое взаимодействие.

Для все возрастающего числа людей привычной средой обитания становится город. Интенсификация межэтнического

взаимодействия является одной из особенностей городского образа жизни с присущими ему стремительным темпом жизни, расширением взаимных контактов горожан и т.д. В индустриальных странах большинство современных, прежде всего, крупных по численности городов, не говоря уже о мегаполисах, представляют собой

полиэтнические поселения. Необходимость для их обитателей строить приемлемые отношения с представителями других национальностей обусловливает значимость проблемы межэтнической толерантности.

Как и любое социальное явление, межэтническая толерантность формируется в определенных условиях и под влиянием различных факторов.

Рассмотрим, прежде всего, эти условия. В «Философской энциклопедии» понятие «условия» раскрывается как «совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения,

существования и изменения данного объекта». В этом издании указывается, что существуют

достаточные и необходимые, внешние и внутренние условия. Понятие «условия» выделяется в ряду таких понятий как «среда», «обстоятельства», «обстановка», т.к. последние отображают полную совокупность объектов, в том числе и случайные объекты, а также внешние обстоятельства, тогда как условия могут быть и внутренними [1, с. 286].

Условия, в которых формируется и функционирует межэтническая толерантность, разноплановы и многообразны. В первую очередь, к ним относятся социальные детерминанты, или макрофакторы:

экономические, социальные, политические, духовные условия жизни людей.

Экономические условия влияют на все стороны их жизнедеятельности. В последние десятилетия в России в результате передела общественного достояния резко изменились отношения собственности, появилась и укрепилась частная собственность, в том числе крупный частный капитал, трансформировались производственные отношения, возникла напряженность на рынке труда и безработица. Это обострило экономическое неравенство социальных субъектов. Часть коренного населения стала видеть в переселенцах из других регионов страны и зарубежных трудовых мигрантах конкурентов на рынке труда.

Вместе с экономическими переменами трансформируется социальная структура, появляются новые классы и слои: экономическая и политическая элита, крупные, средние и мелкие собственники, а также бедные, нищие, безработные, маргинальные слои и др.

2012/6А

Произошло резкое имущественное расслоение, дифференциация и даже поляризация россиян, прежде всего, по доходам.

Дифференциация распространяется и на регионы. Среди них выделяются богатые (Москва, Ханты-Мансийский АО, Санкт-Петербург и Ямало-Ненецкий АО, Свердловская и Самарская области и др.) и бедные (Калмыкия, Тыва, Ингушетия, Ивановская, Владимирская области и др.) регионы [2, с. 36].

Поляризация присуща также сферам деятельности россиян: одни из них заняты в богатых (нефтехимия, банковский сектор, связь и др.) и бедных отраслях (образование, культура, сельское хозяйство и др.).

Особое место в социальной структуре занимает интеллигенция. Духовность немыслима без толерантности, поэтому образованность, широта взглядов, наличие научного мировоззрения и т.д. предполагают толерантность представителей интеллигенции как одно из ее важнейших общепризнанных культурно-нравственных качеств. Чрезвычайно значимым социальным аспектом деятельности интеллигенции является ее воздействие на сознание общества, в том числе на формирование толерантности. Эту функцию могут выполнять работники культуры, образования, правоохранительных органов, деятели науки и искусства, другие отряды интеллигенции. Многие из них успешно формируют и укрепляют толерантные отношения в обществе. Однако в силу резкого расслоения отечественной интеллигенции различаются и культурно-нравственные качества ее представителей и, как следствие, их отношение к представителям иных этнических групп.

Российское общество дифференцировано и по доступу к такому важному ресурсу, как власть. Слишком велика дистанция между властью и народом. Государство не в полной мере выполняет функции социальной защиты и баланса интересов разных слоев и групп. Это порождает скепсис и апатию основной массы населения. Большинство политических партий не столько выражают интересы основных классов, слоев и общностей, сколько выступают как часть вертикали власти и инструмент манипулирования. Некоторые партии и лидеры используют в своей идеологии и практике националистические идеи [3, с. 34].

Духовные условия также противоречивы: отсутствует объединяющая общество идеология, низка правовая культура, подверглись девальвации базовые нравственные принципы.

В менталитете россиян ценности недавнего прошлого сочетаются с идеалами общества потребления, а либерально-демократические ценности в сознании большинства из них не укоренились.

Важную роль в формировании и укреплении межэтнической толерантности сегодня может и должна играть культура. Выполняя свои социальные функции, она во многих своих проявлениях (мировая, региональная, локальная, национальная, этническая и т.д.) в целом способствует становлению и укреплению толерантности.

Другой важный аспект связан с тем, что культура может препятствовать

распространению интолерантности. Во многих публикациях, особенно по культурологии и педагогическим наукам, говорится о роли культуры как механизма ее сдерживания. Большим потенциалом в этом отношении обладает родная для человека культура. Но еще более значимо для человека его приобщение к культуре других народов. Н.Маркова усматривает в этом процессе «наиболее эффективный, действенный механизм воспитания толерантности» [4, с. 57]. Происходящие в настоящее время процессы реэтнизации, возрождения традиционных культур, включения их элементов в структуру современного пространства культуры, в образовательные программы способствуют повышению уровня межэтнической

толерантности. Вместе с тем, воспитательный потенциал культуры еще во многом не используется.

Уровень толерантности личности обусловлен уровнем ее культуры как субъекта конкретного отношения к окружающим. Общий же уровень культуры общества во многом зависит от доминирующей в нем идеологии: позиции власти и политики партий и других влиятельных общественных организаций, оценок,

транслируемыми СМИ, точки зрения самих СМИ, а также от состояния образования, воспитания и т.д.

Таковы основные условия межэтнической толерантности в современной России. Очевидно, что многие из них противоречиво влияют на формирование и развитие этого качества.

Обратимся к рассмотрению некоторых факторов межэтнической толерантности.

Понятие «фактор» в большинстве справочных изданий определяется как причина и движущая сила. Так, в «Словаре иностранных слов» указывается, что это слово производно от лат. factor - делающий, производящий и

ИЗ. Чилштова. Условия и факторы межэтнической толерантности россиян

раскрывается как «движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении» [5, с. 681].

Несмотря на черты сходства между условиями и факторами, поскольку и те, и другие влияют на явления и процессы, факторы предполагают более направленное действие, поэтому это понятие нередко ассоциируются с понятием социального института. Понятие условий более широко по значению.

Вместе с тем, условия могут выступать и в роли факторов. Например, применительно к межэтнической толерантности политические условия в случае активизации политических сил или выработки действенной политики формирования и укрепления межэтнического согласия в обществе могут стать фактором межэтнической толерантности.

Наряду с социальными факторами (макрофакторами) на уровень межэтнической толерантности влияют мезофакторы

(образование, СМИ и др.) и микрофакторы (семья, трудовой коллектив и др.).

Полагаем, что к числу условий и факторов межэтнической толерантности можно отнести и такую разновидность социальной среды, как среда конкретного региона, города. Она усиливает эффект воздействия. Например, влияние семьи в условиях города может быть разным, в зависимости от типа семьи. Остановимся вкратце на значении таких факторов, как образование и средства массовой информации.

Среди факторов формирования

толерантности немаловажную роль играет образование. В «Декларации принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО в 1995 г., а также в научной литературе подчеркивается значение образования и воспитания, осуществляемого образовательными

учреждениями, в ее формировании и укреплении. Б.С. Гершунский рассматривает воспитание толерантности не только как важнейшую стратегическую задачу образования в XXI веке, но и считает, что эта сфера должна инициировать интерес к проблеме толерантности, выполняя тем самым набатную функцию [6, с. 8-9].

Образование как один из социальных институтов выступает механизмом

межпоколенной трансляции знаний и опыта, способствует социализации индивидов, оно призвано обеспечивать их адаптацию к постоянно изменяющимся условиям. К числу его целей относится формирование научной

картины мира, профессиональная и общекультурная подготовка личности к многообразной деятельности и т.д. Через общеобразовательную школу проходит практически все подрастающее поколение в самом ответственном для становления личности возрасте, когда складывается мировоззрение и формируется характер. В учреждениях образования учащийся проводит значительную часть времени, их влияние распространяется и на сферу внешкольной деятельности. Воздействие на личность оказывают и содержание образования, и личностные качества учителей, и общение с соучениками. Профессионализм учителя должен включать способность быть толерантным, как условие успешности воспитательного воздействия на учащихся.

Несмотря на то, что институт образования в целом способствует воспитанию толерантности, некоторые исследователи считают, что в этой системе есть нерешенные проблемы, в том числе касающиеся эффективности формирования у студенческой молодежи основ толерантного мировоззрения» [7, с. 62].

К сожалению, воспитательные функции не являются приоритетами образования и на уровне законодательства, и в практике работы многих учреждений, и в очередных проектах реформирования этой системы. Кроме того, проводимая в образовательных учреждениях просветительская и воспитательная

деятельность по формированию межэтнической толерантности обучающихся, нередко входит в противоречие с тем, что воспринимается ими из СМИ, Интернета и наблюдений за поведением окружающих, в том числе своих соучеников. Необходимы глубокие изменения внешней среды обучения. Тем не менее, и в рамках образовательной системы возможны меры, способствующие более результативной деятельности педагогических коллективов.

Очевидно, что образование должно носить межкультурный характер, оно должно быть поликультурным, т.е. приобщать учащихся к мировой и общероссийской культуре, культуре собственного и других народов с целью сформировать уважение к представителям всех этносов, признание их равноправия и права быть другими, понимание единства человечества.

Кое-где в провинции сохраняется авторитет образования как общекультурной ценности, оно воспринимается массовым сознанием намного шире, нежели получение соответствующих услуг и один из ресурсов личности в конкурентной борьбе. Ю.С. Фролова

2012/6А

утверждает: «Российская провинциальность с ее уважительным отношением к знаниям, образованию, науке всегда выступала потенциальным донором отечественной кульгуры» [8, с. 270].

Престиж образования, в том числе высшего, в Республике Бурятия традиционно высок. Это подтвердили итоги проведенного нами в 2010 г. социологического исследования межэтнической толерантности жителей г. Улан-Удэ [9]: среди респондентов доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием оказалось довольно большой (64%). Среди них есть люди с учеными степенями и званиями, и обладатели двух и более вузовских дипломов. Такая характеристика среды столицы Бурятии и составляет в целом благоприятный фон для высокой мотивации людей к повышению своего образовательного уровня.

Результаты опроса показали, что горожане с более высоким уровнем образования, как правило, демонстрируют и более высокий уровень межэтнической толерантности. Так, при ответе на вопрос «Насколько важна для Вас в отношениях с людьми их национальная принадлежность?» из 35,9% респондентов, выбравших вариант «не обращаю на это внимания» более 70% составили люди с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием. Следовательно, в данном случае прослеживается определенная связь уровня межэтнической толерантности с показателями образования: респонденты с более основательным образованием в целом оказываются более толерантными. Такая закономерность отмечается и в других опросах [10, с. 15].

Одним из факторов, противоречиво воздействующих на состояние межэтнической толерантности, являются средства массовой информации. Их влияние огромно и постоянно растет. По силе и тотальному характеру своего влияния СМИ подчас превосходят другие социальные институты. Поэтому есть основания для их отнесения к властной системе общества в качестве «четвертой власти». Информационно обеспечивая жизнедеятельность общества, СМИ создают значительную часть картины мира, транслируют нормы и ценности и, исходя из гуманистических принципов, призваны выполнять воспитательную функцию, формируя сознание и поведение массовой аудитории.

Что касается межэтнической толерантности, то, к сожалению, можно с большим основанием говорить о потенциальной роли СМИ в ее

воспитании, нежели об успешном выполнении ими этой социальной функции. Не случайно, многие авторы констатируют, что пока они своего предназначения не выполняют [11, с. 101]. Более того, нередко именно СМИ выступают дестабилизирующим фактором и провоцируют проявления интолерантности, преувеличивая масштабы ксенофобии, в том числе преступлений на национальной и расовой почве, не давая должной интерпретации подобным фактам, наконец, предоставляя трибуну для расистских высказываний, вольно или невольно пропагандируя насилие и экстремизм. В то же время в СМИ не всегда находится время и место для объективных, доступных массовой аудитории

информационных и аналитических материалов, для выражения позиции экспертов, авторитетных государственных и общественных деятелей, деятелей культуры, в том числе серьезных журналистов, а также для мнения рядовых граждан. Мало материалов, рассказывающих о добрососедстве и межнациональном сотрудничестве как о норме жизнедеятельности для подавляющего большинства людей. Телевидение должно давать возможность аудитории знакомиться с лучшими произведениями мирового и отечественного театра и кино, проникнутыми гуманизмом, интернационализмом,

показывающими привлекательность

человечности и высокой нравственности.

Весьма актуальна проблема персональной и социальной ответственности журналистов, необходимости соблюдения ими прав человека, административного и общественного контроля за содержанием и направленностью транслируемой СМИ информации.

Об этом свидетельствует то, что участники проведенного нами опроса в целом довольно критично оценили роль СМИ. В целом положительные варианты ответа на вопрос «Способствуют ли общероссийские средства массовой информации укреплению

толерантности?» выбрали 50,5% горожан, в целом отрицательные - 39,1%. Как видим, разрыв между позитивной и негативной оценкой невелик. По итогам опроса, проведенного в Бурятии в 2005 г. 10,8% респондентов скептически оценили роль федеральных СМИ в регулировании межнациональных отношений [12, с. 102], а по результатам опроса 2009 г. -11,6% [13, с. 24]. На вопрос «Способствуют ли средства массовой информации Республики Бурятия укреплению толерантности?» около половины участников нашего опроса предпочли

О.И. Зимин. Глобализация и проблема национальной идентичности в Монголии

вариант ответа «скорее способствуют» и «способствуют», таким образом, в целом позитивная оценка местных СМИ оказалась примерно схожей с оценкой общероссийских. Однако 36% респондентов дали отрицательные ответы, несколько выше оценив работу местных источников информации. Очевидно, атмосфера толерантности, присущая Бурятии, не может не влиять на характер сообщений местных СМИ. В целом население республики неоднозначно оценивает воспитательную роль СМИ.

Таким образом, СМИ, к сожалению, далеко не способствует формированию межэтнической толерантности.

Противоречивым является и воздействие Интернета, в котором содержится немало информации, нацеленной на формирование интолерантности, и который служит основным источником информации, в первую очередь, для молодежи.

Таким образом, основными условиями и факторами, влияющими на уровень межэтнической толерантности населения, выступают социальные условия, а также такие социальные институты, как семья, образование, СМИ и особенности среды того или иного региона, города.

Большинство этих условий и факторов могут воздействовать на процессы формирования и укрепления межэтнической толерантности как положительно, так и отрицательно, в зависимости от содержания деятельности социальных субъектов, их типов, задач и целей деятельности и т.д., а также конкретных обстоятельств в конкретном поселении или регионе. Наиболее действенными социальными институтами формирования и укрепления межэтнической толерантности в настоящее время являются семья и образование.

Литература

1. Философская энциклопедия: В 5-ти т. - Т.5. - М.: Советская энциклопедия. - 1970. - 740 с.

2. Беляева JI.A. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // СОЦИС. - 2009. - № 1. - С. 33-42.

3. Мнацаканян М.О. Национализм: идеальный тип и формы проявлений // ПОЛИС. - 2007. - №6. -С.24-35.

4. Маркова Н. Решение проблемы формирования толерантности - условие успешной социализации // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2006. - №2. - С. 56-58.

5. Словарь иностранных слов. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.-816 с.

6. Гершунский B.C. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - № 7. - С.3-12.

7. Пилиева Г.И. Формирование этнотолерантности будущих социальных педагогов // Высшее образование сегодня. - 2007. - №7. - С.61-63.

8. Фролова Ю.С. Ценностные трансформации в современной российской полиэтнической провинции // Социально-гуманитарные знания. - 2007. — № 4. - С. 270.

9. Чимитова И.З. Средства массовой информации как фактор воздействия на уровень межэтнической толерантности // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - Вып. 14. - С. 118.

10. Вопросы сохранения и развития толерантности, проблемы гражданской активности населения Республики Бурятия. - Улан-Удэ: изд-во Бурятского госун-та, 2010. -140 с.

П.Гулян А.Э. Воспитание толерантности средствами культурных традиций / А.Э. Гудян, В.И. Флоря // Вестник Московского государственного ун-та культуры и искусств. - 2007. - №2. - С. 100-102.

12. Межнациональные и этнические вопросы Бурятии. Сб. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 132 с.

13. Вопросы сохранения и развития толерантности, проблемы гражданской активности населения Республики Бурятия. - Улан-Удэ: изд-во Бурятского госун-та, 2010. -140 с.

Чимитова Ирина Зоригтоевна, кандидат социологических наук, преподаватель Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ.

Chimitova Irina Zorigtoevna, candidate of sociological science, a teacher, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude.

УДК 930.85: 130.2 © О.И. Зимин

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МОНГОЛИИ

Глобализационные процессы в современной Монголии существенно повлияли не только на общественно-политическую ситуацию в стране, но и актуализировали вопрос сохранения национальной идентичности монгольского общества.

Ключевые слова: глобализация, трансформация, культура, религия, сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.