УДК 316.647:373
doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-78-85
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Посходиева Дулгар Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Педагогического института, Бурятский государственный университет
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dulgarp@mail.ru
© Дондокова Римма Батомункуевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Педагогического института Бурятского госуниверситета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dondokova64@mail.ru
В статье рассматриваются концептуальные основы формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях общественного воспитания. Авторами дифференцированы теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме формирования этнической толерантности. Пронализированы механизмы и условия, способствующие совершенствованию этнической толерантности, становлению этнической идентичности у детей в поли- и моноэтнической образовательной среде. Конкретизированы негативные последствия моделирования образовательной среды современными учреждениями для решения указанной проблемы, такие как отсутствие педагогов, обладающих достаточным уровнем этнокультурной компетентностью, и т. д. Также представлены результаты эмпирических исследований по формированию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнической образовательной среды, возможности родительского и педагогического сообществ.
Ключевые слова: этническая толерантность, ребенок дошкольного возраста, полиэтническая образовательная среда.
В современной России заметно осложнились национальные отношения между народами. Межэтнические столкновения происходят, по мнению исследователей, из-за отсутствия внятной национальной политики в полиэтнической России, внимания к проблеме сохранения и развития национальных культур и языков, отторжения народов от этнокультурных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных
институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка, в частности, детей дошкольного возраста.
Проблема формирования толерантности актуальна для современной России в силу ее многонационального состава и поликонфессиональности, т. е. многонациональность всегда являлась и является угрозой для возникновения межэтнических конфликтов, также в связи с особенностями переживаемого периода истории — распадом СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т. д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности.
Проблемы этнической толерантности в поликультурном обществе разрабатываются Л. Г. Почебут, Л. М. Дробижевой, В. Е. Сафроновым и др. В их работах выявлены условия, способствующие возникновению этнической толерантности, а именно: этническая идентичность и географическая мобильность, определяются понятие социального и этнического статуса, механизмы формирования этнической толерантности.
По мнению Л. Г. Почебут, в поликультурном обществе мир и согласие могут быть достигнуты только в процессе установления добрососедства и взаимного доверия на основе отношений толерантности [4]. Б. Э. Риэрдон отмечает, что толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав и достижений человека в мире [5]. Риэрдон считает, что воспитание толерантности базируется на трех фундаментальных принципах:
• разнообразие людей украшает и обогащает мир;
• конфликт — это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно;
• для демократии очень важны социальная отвественность и способность каждого человека осмысленно опираться на моральные нормы при принятии личных и общественных решений [4, с. 124].
Продолжая сравнительный анализ подходов к понятию «толерантность», нельзя не упомянуть Джона Берри, автора концепции и идеологии мультикультурализма. Дж. Берри считает, что для создания толерантного общества важны три фактора: культурное разнообразие, чувство безопасности и социальное равноправие.
Культурное разнообразие предполагает наличие различий, которые необходимо изучать, чтобы понимать их сущность. Понятно, что с точки зрения исторической перспективы развития общества в условиях глобализации и многочисленных вызовов члены общества должны быть терпимы друг другу, для того чтобы принимать существующие различия между ними. Чувство безопасности основано на равноправии и принятии разнообразия. Главная идея данного принципа состоит в том, что люди, которые чувствуют себя вне опасности, могут быть толерантными по отношению к представителям других культур. Если люди чувствуют угрозу со стороны иных сообществ, то они не принимают культурных различий и проявляют интоле-
рантность. Социальное равноправие достигается в том случае, если все социальные группы имеют в обществе равные права [2, с. 6-25].
В. Е. Сафронов считает, что механизм формирования толерантного сознания состоит из четырех этапов:
1) определение другого человека на основе базовой социальной категоризации «свой — чужой»;
2) сравнение на основе разнообразных внешних признаков приводит к определению «сходный — иной»;
3) оценка другого по признакам «безопасный — опасный»;
4) установка на толерантность/интолерантность по признакам «дружелюбие — враждебность» [5, с. 15-33].
В 1954 г. Гордон Олпорт впервые исследовал качества толерантной личности. Он считал, что толерантный человек — тот, кто абсолютно одинаково дружелюбно относится ко всем людям без исключения, человек, которому безразличны цвет кожи, вероисповедание или раса, он любит всех, а не просто терпит. Качества толерантности закладываются в детстве. Толерантные дети вырастают в семьях, где их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Ребенок не вынужден подавлять свои импульсы во избежание родительского гнева. Детство же предубежденных людей проходило в угрожающей обстановке. Основным условием воспитания толерантности оказывается безопасность, а не угроза [1, с. 350]. Анализируя взгляды Г. Олпорта, трудно не согласиться с утверждением, что толерантность или интолерантность напрямую зависят от особенностей психосоциального развития личности в детстве.
В связи с вышеуказанными авторскими концепциями нам представляется интересным с научной точки зрения изучение проблемы сформирован-ности толерантности и толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в современных этносоциокультурных условиях с учетом семейной субкультуры отдельного ребенка, в частности.
Дошкольный возраст является важным периодом в становлении личности, в формировании предпосылок гражданских качеств, основ мировосприятия и мировоззрения, интенсивного развития самосознания. В исследованиях О. Н. Юденко, П. В. Румянцевой указывается, что первые признаки диффузной этнической идентификации начинают обнаруживаться у детей 3-4 лет, т. е. детьми могут отмечаться данные о первичном восприятии очевидных внешних признаков: цвета кожи, волос и т. д., которые основываются на элементарном проявлении общечеловеческих чувств и непредубежденных представлений. В процессе развития этнической идентичности при переходе от одного этапа к другому формируется этническая осведомленность, которая возрастает с приобретением социального опыта, с получением новой информации об окружающей действительности и развитием когнитивных способностей. Постепенно ребенок включает в комплекс признаков новые объекты — общность предков, региональный аспект, общность исторической судьбы, религию, национальный характер и т. д.
Таким образом, необходимо отметить, что в современной специальной литературе этническая толерантность понимается как личностное образова-
ние, входящее в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур.
На сегодня известно достаточно много способов формирования межкультурной (межэтнической) толерантности у подростков, юношей, студенческой молодежи, в меньшей степени — дошкольников.
Как правило, дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей по причине этникультурных отличий. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: насмешки, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы: детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, о правилах общения с ними, детская бестактность и т. д. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста. Дошкольная образовательная организация как социальный институт должна способствовать этому воспитанию детей в духе толерантности.
Процесс формирования этнической толерантности осуществляется под воздействием комплекса факторов, среди которых основными являются семья и образование. Основными факторами формирования этнотолерантно-сти в структуре социально-личностного развития дошкольника, на наш взгляд, являются:
приобретение ребенком социально значимых норм и правил поведения;
• совершенствование элементарной системы знаний дошкольника;
• индивидуальные особенности ребенка;
• особенности взаимодействия с другими людьми, с другими этническими субкультурами;
• практическая (продуктивная) деятельность ребенка;
• элементы празднично-игровой культуры этноса;
• этнический фольклор, элементы устного народного творчества и т. д.
Наше исследование по определению уровня сформированности этното-
лерантности у старших дошкольников свидетельствует о необходимости проведения специальной работы в условиях образовательного учреждения.
У дошкольников наблюдается отсутствие системных представлений о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. Дети не опираются на знания собственной этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Они не проявляют эмпатию к культуре и истории разных этносов, но готовы действовать позитивно по отношению к представителям других этносов. Также в процессе экспериментальной работы нами была проведена работа по получению информации о знаниях и отношении педагогов и родителей к изучаемой проблеме. Для этого нами были проведены анкетирование и беседы с педагогами и родителями. По результатам анкетирования выяснилось, что не все ро-
дители готовы принять человека другой национальности, вероисповедания. Проблема толерантности многих родителей не затрагивает, она не кажется им значимой. Знания родителей по формированию этнотолерантности у дошкольников характеризуются фрагментарностью, отсутствием системы в данной области.
Опрос воспитателей детского сада и беседа с ними были проведены с целью получения объективных данных о реальном уровне имеющихся у педагогов представлений об этнической толерантности и выявления знаний воспитателей о содержании, формах и методах организации процесса воспитания этнотолерантности у детей. В обследовании приняло участие 235 детей старшего дошкольного возраста, более ста родителей и свыше 50 педагогов ДОО в условиях городского и сельского поселения.
Анализируя ответы воспитателей, можно отметить, что 97 % воспитателей, ответивших на вопросы анкеты, осознают необходимость работы с детьми по формированию этнотолерантности у детей дошкольного возраста. 33 % воспитателей считают свою подготовку по решению проблемы формирования этнотолерантности достаточной, 46 % — удовлетворительной, 21 % — недостаточной. Следовательно, можем отметить, что современные педагоги понимают значимость формирования у детей этнотолерантности, но при этом затрудняются или не используют проблемные и поисковые методы, игры и элементы фольклора, которые являются наиболее эффективными в развитии этнотолерантности у дошкольников. В своих анкетах педагоги отмечают трудности, которые испытывают в работе: недостаточное количество методической литературы по развитию этнотолерантности у дошкольников, большая загруженность, а также отсутвие мотивации у родителей на совместную деятельность.
Для определения уровня этнотолерантности у старших дошкольников были использованы следующие диагностические методики и ситуации (этические беседы, «Выбери напарника для игры», «Невыдуманная история», адаптированные методики Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок, А. В. Гудки-ной и Е. В. Гусевой и др.). В соответствии с целью и задачами исследования нами определены критерии, показатели и соответствующие им уровни сформирванности этнической толерантности старших дошкольников: когнитивный компонент, эмоциональный, деятельностный (поведенческий).
По итогам бесед по изучению представлений у детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, по выявлению интереса к обсуждению вопросов о расах и этносах, мы выяснили, что дети имеют недостаточно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности. Насколько дети осведомлены о разных странах, свидетельствуют ответы на вопрос «Какие страны ты можешь назвать?». В основном дети называют Россию. Также были ответы детей: Украина, Америка, Китай. У большинства детей отмечается положительное отношение ко всем этническим группам. На вопрос «Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать?» дети достаточно обстоятельно рассказывают о друзьях, сверстниках — представителях другой этнической группы. Опять
же, анализируя ответы детей о национальностях, мы заметили: почти все дети знают свою национальность, но не всегда могут определить национальность своего товарища по игре, сверстника в группе. В основном свое отличие от других детей ребенок видит лишь во внешних признаках: разрез глаз, другая речь. Многие дети не видят различий между собой. Они воспринимают себя и друзей просто как товарища по общению и играм. Дети практически ничего не знают о национальном составе жителей России. На вопрос «Какие национальности вы еще знаете?» дети давали однотипные ответы: «русские», «буряты». Лишь несколько детей из наблюдаемых групп смогли назвать другие национальности, что связано с их социальным опытом, пребыванием в других регионах и странах.
Анализируя результаты диагностических ситуаций, можно сделать вывод о том, что дети по своей природе толерантны: в большинстве своем они стремятся к налаживанию контактов, выражают желание познакомиться и играть вместе, независимо от того, какой национальности или расы будет их партнер. Наличие национальной одежды вызывает неподдельный интерес и желание узнать больше о деталях костюма, атрибутах. Лишь 9 детей из 235 ответили категорично, что не стали бы играть с детьми других стран, мотивируя свой ответ боязнью не понять языка и невозможностью договориться. Один ребенок отказался от общения в связи с тем, что ему была неприятна внешность ребёнка: «Он такой черный и грязный, мне неприятно к нему прикасаться».
В диагностической ситуации «Невыдуманная история» большинство детей проявили желание помочь, защитить, успокоить девочку (афро-американка или чернокожая), попавшую в трудную ситуацию. Дети негативно высказывались по поводу тех сверстников, которые обижали, смеялись над ней, дразнили. Вопрос к детям «Что можно посоветовать детям?» вызвал затруднение. Более 95 % опрошенных детей отвечали, что нельзя подобным образом поступать с людьми, особенно с ребенком, советовали прибегнуть к помощи воспитателя или взрослого. Некоторые высказывались даже за физический способ защиты: «Я бы побил всех, кто обижал девочку», «Я подошел бы и толкнул их так, что они бы полетели...».
Самое существенное в воспитании этнотолерантности — это непосредственное проявление ее в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающим людям проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни [3].
Для расширения и обогащения представлений детей о себе и других людях в группах дошкольных образовательных организаций была создана предметно-пространственная развивающая (этнокультурная) среда, которая включала:
уголок русской и бурятской культур: макеты юрты и русской избы, предметы быта и народного творчества;
• произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;
• репродукции картин великих художников России и других стран;
• кукол в одежде людей разных национальностей; народные игрушки;
• картотеки подвижных и других игр народов мира,
• музыкальные произведения бурятских композиторов, российских и мира;
• альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город — Улан-Удэ», «Минии тоонто нютаг», «Моя страна — Россия», «Люди мира», «Дружат дети на планете», «Мои друзья».
Целенаправленная работа была проведена и с родителями, которые стали не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие в праздниках (Сагаалган, Масленица, День Победы и т. д.), проектах «Семейное древо», «Мой Улан-Удэ». Участие детей, родителей, педагогов в народных праздниках и развлечениях имело большой успех, поскольку дети и взрослые познают обычаи, традиции, обряды народов Байкальского региона, знакомятся с народными промыслами, музыкальными инструментами, песнями, играми, произведениями народного творчества, узнают историю родного края и семьи, рода, племени. Подобная согласованность в работе ДОО и семьи является важнейшим условием воспитания толерантности как устойчивой черты характера личности ребенка.
В данной статье нам не удалось описать всю систему работы ДОО по формированию этнотолерантности у старших дошкольников, ведь участниками исследования были образовательные учреждения с самыми разными характеристиками, потенциалом, кадровым, количественным и национальным составом и т. д. Следующий этап нашей работы состоит в том, чтобы продолжить исследование по определению взаимосвязи толерантности и семейной субкультуры ребенка, больше внимания уделить когнитивной составляющей толерантности, иначе говоря, выявить положительную корел-ляцию интеллекта и толерантности у детей. А также нас интересует полиэтническая образовательная среда дошкольника как условие формирования этнической толерантности. Ведь толерантность является уникальным механизмом мирного сосуществования в современном многополярном сообществе.
Литература
1. Allport, G.W. The Nature of Prejudice. — Addison — Wesley Publishing Company, 1979. — 537 с.
2. Берри Дж. Как мы будем жить все вместе? Альтернативное видение межкультурных отношений // Кросскультурная психология: актуальные проблемы: сб. ст. / под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 355 с.
3. Посходиева Д. В., Лопсонова З. Б. Особенности формирования толерантности у будущих педагогов. Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодёжной среде.: монография / под общ. ред. Н. В. Лалетина. — Красноярск: Центр информации, Монография, 2013. — 192 с.
4. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 279 с.
5. Риэрдон Б. Э. Толерантность — дорога к миру. — М., 2001. — 304 с.
6. Сафронов В. Е. Социальный капитал и демократия: исследования в Санкт-Петербурге // Телескоп. — 2004. — №1. — С. 15-33.
THE FEATURES OF FOSTERING ETHNIC TOLERANCE IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITHIN THE FRAMEWORK OF PUBLIC EDUCATION
Dulgar V. Poskhodieva PhD, A/Professor
Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute Buryat State University, 24a Smolina st., 670000 Ulan-Ude, Russia Rimma B. Dondokova PhD, A/Professor
Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute Buryat State University, 24a Smolina st., 670000 Ulan-Ude, Russia
The article deals with the conceptual fundamentals of fostering ethnic tolerance in senior preschool children within the framework of public education. We made a distinction between theoretical approaches to this problem in the Russian and foreign researches. The mechanisms and conditions for development ethnic tolerance, formation ethnic identity of children in poly- and mono-ethnic educational environment were analyzed. Our study indicated some negative effects of modeling learning environment by modern educational institutions, such as lack of teachers with the sufficient level of ethnic-cultural competence. The empirical research data showed the potential of parents and educators in fostering ethnic tolerance in senior preschool children under the conditions of polyethnic educational environment. Keywords: ethnic tolerance, preschool children, polyethnic educational environment.
References
1. Allport G. W. The Nature of Prejudice. Addison: Wesley Publishing Company, 1979. 537 p.
2. Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. New York: Cambridge University Press, 2002.
3. Poskhodieva D. V. Lopsonova Z. B. Osobennosti formirovaniya tolerantnosti u budushchikh pedagogov. Formirovanie tolerantnogo soznaniya i profilaktika ekstremizma v molodezhnoi srede [The Features of Tolerance Formation in Future Teachers' Training. Formation of Tolerance and Extremism Prevention among Young People]. Krasnoyarsk, 2013. 192 p.
4. Pochebut L. G. Vzaimoponimae kul'tur: metodologiya i metody etnicheskoi i krosskul'turnoi psikhologii. Psikhologiya mezhetnicheskoi tolerantnosti [Mutual Understanding of Cultures: Methodology and Methods of Ethnic and Cross-cultural Psychology. Psychology of Interethnic Tolerance]. St Petersburg: St Petersburg Univ. Publ., 2005. 279 p.
5. Reardon B. E. Tolerance: The Threshold of Peace. UNESCO Publ., 1997.
6. Safronov V. E. Sotsial'nyi kapital i demokratiya: issledovaniya v Sankt-Peterburge [Social Capital and Democracy: the Research in St. Petersburg]. Teleskop (St. Petersburg). 2004. No. 1. Pp. 15-33.