Научная статья на тему 'Особенности формирования этнотолерантности у старших дошкольников в условиях дошкольной организации'

Особенности формирования этнотолерантности у старших дошкольников в условиях дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1305
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ETHNIC TOLERANCE / PRESCHOOL CHILDREN / POLYETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посходиева Дулгар Васильевна, Дондокова Римма Батомункуевна

В статье рассматриваются концептуальные основы формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях общественного воспитания. Авторами дифференцированы теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме формирования этнической толерантности. Проанализированы механизмы и условия, способствующие совершенствованию этнической толерантности, становлению этнической идентичности у детей в полии моноэтнической образовательной среде. Конкретизированы негативные последствия моделирования образовательной среды современными учреждениями для решения указанной проблемы, такие как отсутствие педагогов, обладающих достаточным уровнем этнокультурной компетентностью, и т. д. Также представлены результаты эмпирических исследований по формированию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнической образовательной среды, возможности родительского и педагогического сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Посходиева Дулгар Васильевна, Дондокова Римма Батомункуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF FOSTERING ETHNIC TOLERANCE IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITHIN THE FRAMEWORK OF PUBLIC EDUCATION

The article deals with the conceptual fundamentals of fostering ethnic tolerance in senior preschool children within the framework of public education. We made a distinction between theoretical approaches to this problem in the Russian and foreign researches. The mechanisms and conditions for development ethnic tolerance, formation ethnic identity of children in polyand mono-ethnic educational environment were analyzed. Our study indicated some negative effects of modeling learning environment by modern educational institutions, such as lack of teachers with the sufficient level of ethnic-cultural competence. The empirical research data showed the potential of parents and educators in fostering ethnic tolerance in senior preschool children under the conditions of polyethnic educational environment.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования этнотолерантности у старших дошкольников в условиях дошкольной организации»

УДК 316.647:373

doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-78-85

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Посходиева Дулгар Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Педагогического института, Бурятский государственный университет

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dulgarp@mail.ru

© Дондокова Римма Батомункуевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Педагогического института Бурятского госуниверситета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dondokova64@mail.ru

В статье рассматриваются концептуальные основы формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях общественного воспитания. Авторами дифференцированы теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме формирования этнической толерантности. Пронализированы механизмы и условия, способствующие совершенствованию этнической толерантности, становлению этнической идентичности у детей в поли- и моноэтнической образовательной среде. Конкретизированы негативные последствия моделирования образовательной среды современными учреждениями для решения указанной проблемы, такие как отсутствие педагогов, обладающих достаточным уровнем этнокультурной компетентностью, и т. д. Также представлены результаты эмпирических исследований по формированию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнической образовательной среды, возможности родительского и педагогического сообществ.

Ключевые слова: этническая толерантность, ребенок дошкольного возраста, полиэтническая образовательная среда.

В современной России заметно осложнились национальные отношения между народами. Межэтнические столкновения происходят, по мнению исследователей, из-за отсутствия внятной национальной политики в полиэтнической России, внимания к проблеме сохранения и развития национальных культур и языков, отторжения народов от этнокультурных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных

институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка, в частности, детей дошкольного возраста.

Проблема формирования толерантности актуальна для современной России в силу ее многонационального состава и поликонфессиональности, т. е. многонациональность всегда являлась и является угрозой для возникновения межэтнических конфликтов, также в связи с особенностями переживаемого периода истории — распадом СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т. д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности.

Проблемы этнической толерантности в поликультурном обществе разрабатываются Л. Г. Почебут, Л. М. Дробижевой, В. Е. Сафроновым и др. В их работах выявлены условия, способствующие возникновению этнической толерантности, а именно: этническая идентичность и географическая мобильность, определяются понятие социального и этнического статуса, механизмы формирования этнической толерантности.

По мнению Л. Г. Почебут, в поликультурном обществе мир и согласие могут быть достигнуты только в процессе установления добрососедства и взаимного доверия на основе отношений толерантности [4]. Б. Э. Риэрдон отмечает, что толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав и достижений человека в мире [5]. Риэрдон считает, что воспитание толерантности базируется на трех фундаментальных принципах:

• разнообразие людей украшает и обогащает мир;

• конфликт — это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно;

• для демократии очень важны социальная отвественность и способность каждого человека осмысленно опираться на моральные нормы при принятии личных и общественных решений [4, с. 124].

Продолжая сравнительный анализ подходов к понятию «толерантность», нельзя не упомянуть Джона Берри, автора концепции и идеологии мультикультурализма. Дж. Берри считает, что для создания толерантного общества важны три фактора: культурное разнообразие, чувство безопасности и социальное равноправие.

Культурное разнообразие предполагает наличие различий, которые необходимо изучать, чтобы понимать их сущность. Понятно, что с точки зрения исторической перспективы развития общества в условиях глобализации и многочисленных вызовов члены общества должны быть терпимы друг другу, для того чтобы принимать существующие различия между ними. Чувство безопасности основано на равноправии и принятии разнообразия. Главная идея данного принципа состоит в том, что люди, которые чувствуют себя вне опасности, могут быть толерантными по отношению к представителям других культур. Если люди чувствуют угрозу со стороны иных сообществ, то они не принимают культурных различий и проявляют интоле-

рантность. Социальное равноправие достигается в том случае, если все социальные группы имеют в обществе равные права [2, с. 6-25].

В. Е. Сафронов считает, что механизм формирования толерантного сознания состоит из четырех этапов:

1) определение другого человека на основе базовой социальной категоризации «свой — чужой»;

2) сравнение на основе разнообразных внешних признаков приводит к определению «сходный — иной»;

3) оценка другого по признакам «безопасный — опасный»;

4) установка на толерантность/интолерантность по признакам «дружелюбие — враждебность» [5, с. 15-33].

В 1954 г. Гордон Олпорт впервые исследовал качества толерантной личности. Он считал, что толерантный человек — тот, кто абсолютно одинаково дружелюбно относится ко всем людям без исключения, человек, которому безразличны цвет кожи, вероисповедание или раса, он любит всех, а не просто терпит. Качества толерантности закладываются в детстве. Толерантные дети вырастают в семьях, где их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Ребенок не вынужден подавлять свои импульсы во избежание родительского гнева. Детство же предубежденных людей проходило в угрожающей обстановке. Основным условием воспитания толерантности оказывается безопасность, а не угроза [1, с. 350]. Анализируя взгляды Г. Олпорта, трудно не согласиться с утверждением, что толерантность или интолерантность напрямую зависят от особенностей психосоциального развития личности в детстве.

В связи с вышеуказанными авторскими концепциями нам представляется интересным с научной точки зрения изучение проблемы сформирован-ности толерантности и толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в современных этносоциокультурных условиях с учетом семейной субкультуры отдельного ребенка, в частности.

Дошкольный возраст является важным периодом в становлении личности, в формировании предпосылок гражданских качеств, основ мировосприятия и мировоззрения, интенсивного развития самосознания. В исследованиях О. Н. Юденко, П. В. Румянцевой указывается, что первые признаки диффузной этнической идентификации начинают обнаруживаться у детей 3-4 лет, т. е. детьми могут отмечаться данные о первичном восприятии очевидных внешних признаков: цвета кожи, волос и т. д., которые основываются на элементарном проявлении общечеловеческих чувств и непредубежденных представлений. В процессе развития этнической идентичности при переходе от одного этапа к другому формируется этническая осведомленность, которая возрастает с приобретением социального опыта, с получением новой информации об окружающей действительности и развитием когнитивных способностей. Постепенно ребенок включает в комплекс признаков новые объекты — общность предков, региональный аспект, общность исторической судьбы, религию, национальный характер и т. д.

Таким образом, необходимо отметить, что в современной специальной литературе этническая толерантность понимается как личностное образова-

ние, входящее в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур.

На сегодня известно достаточно много способов формирования межкультурной (межэтнической) толерантности у подростков, юношей, студенческой молодежи, в меньшей степени — дошкольников.

Как правило, дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей по причине этникультурных отличий. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: насмешки, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы: детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, о правилах общения с ними, детская бестактность и т. д. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста. Дошкольная образовательная организация как социальный институт должна способствовать этому воспитанию детей в духе толерантности.

Процесс формирования этнической толерантности осуществляется под воздействием комплекса факторов, среди которых основными являются семья и образование. Основными факторами формирования этнотолерантно-сти в структуре социально-личностного развития дошкольника, на наш взгляд, являются:

приобретение ребенком социально значимых норм и правил поведения;

• совершенствование элементарной системы знаний дошкольника;

• индивидуальные особенности ребенка;

• особенности взаимодействия с другими людьми, с другими этническими субкультурами;

• практическая (продуктивная) деятельность ребенка;

• элементы празднично-игровой культуры этноса;

• этнический фольклор, элементы устного народного творчества и т. д.

Наше исследование по определению уровня сформированности этното-

лерантности у старших дошкольников свидетельствует о необходимости проведения специальной работы в условиях образовательного учреждения.

У дошкольников наблюдается отсутствие системных представлений о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. Дети не опираются на знания собственной этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Они не проявляют эмпатию к культуре и истории разных этносов, но готовы действовать позитивно по отношению к представителям других этносов. Также в процессе экспериментальной работы нами была проведена работа по получению информации о знаниях и отношении педагогов и родителей к изучаемой проблеме. Для этого нами были проведены анкетирование и беседы с педагогами и родителями. По результатам анкетирования выяснилось, что не все ро-

дители готовы принять человека другой национальности, вероисповедания. Проблема толерантности многих родителей не затрагивает, она не кажется им значимой. Знания родителей по формированию этнотолерантности у дошкольников характеризуются фрагментарностью, отсутствием системы в данной области.

Опрос воспитателей детского сада и беседа с ними были проведены с целью получения объективных данных о реальном уровне имеющихся у педагогов представлений об этнической толерантности и выявления знаний воспитателей о содержании, формах и методах организации процесса воспитания этнотолерантности у детей. В обследовании приняло участие 235 детей старшего дошкольного возраста, более ста родителей и свыше 50 педагогов ДОО в условиях городского и сельского поселения.

Анализируя ответы воспитателей, можно отметить, что 97 % воспитателей, ответивших на вопросы анкеты, осознают необходимость работы с детьми по формированию этнотолерантности у детей дошкольного возраста. 33 % воспитателей считают свою подготовку по решению проблемы формирования этнотолерантности достаточной, 46 % — удовлетворительной, 21 % — недостаточной. Следовательно, можем отметить, что современные педагоги понимают значимость формирования у детей этнотолерантности, но при этом затрудняются или не используют проблемные и поисковые методы, игры и элементы фольклора, которые являются наиболее эффективными в развитии этнотолерантности у дошкольников. В своих анкетах педагоги отмечают трудности, которые испытывают в работе: недостаточное количество методической литературы по развитию этнотолерантности у дошкольников, большая загруженность, а также отсутвие мотивации у родителей на совместную деятельность.

Для определения уровня этнотолерантности у старших дошкольников были использованы следующие диагностические методики и ситуации (этические беседы, «Выбери напарника для игры», «Невыдуманная история», адаптированные методики Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок, А. В. Гудки-ной и Е. В. Гусевой и др.). В соответствии с целью и задачами исследования нами определены критерии, показатели и соответствующие им уровни сформирванности этнической толерантности старших дошкольников: когнитивный компонент, эмоциональный, деятельностный (поведенческий).

По итогам бесед по изучению представлений у детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, по выявлению интереса к обсуждению вопросов о расах и этносах, мы выяснили, что дети имеют недостаточно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности. Насколько дети осведомлены о разных странах, свидетельствуют ответы на вопрос «Какие страны ты можешь назвать?». В основном дети называют Россию. Также были ответы детей: Украина, Америка, Китай. У большинства детей отмечается положительное отношение ко всем этническим группам. На вопрос «Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать?» дети достаточно обстоятельно рассказывают о друзьях, сверстниках — представителях другой этнической группы. Опять

же, анализируя ответы детей о национальностях, мы заметили: почти все дети знают свою национальность, но не всегда могут определить национальность своего товарища по игре, сверстника в группе. В основном свое отличие от других детей ребенок видит лишь во внешних признаках: разрез глаз, другая речь. Многие дети не видят различий между собой. Они воспринимают себя и друзей просто как товарища по общению и играм. Дети практически ничего не знают о национальном составе жителей России. На вопрос «Какие национальности вы еще знаете?» дети давали однотипные ответы: «русские», «буряты». Лишь несколько детей из наблюдаемых групп смогли назвать другие национальности, что связано с их социальным опытом, пребыванием в других регионах и странах.

Анализируя результаты диагностических ситуаций, можно сделать вывод о том, что дети по своей природе толерантны: в большинстве своем они стремятся к налаживанию контактов, выражают желание познакомиться и играть вместе, независимо от того, какой национальности или расы будет их партнер. Наличие национальной одежды вызывает неподдельный интерес и желание узнать больше о деталях костюма, атрибутах. Лишь 9 детей из 235 ответили категорично, что не стали бы играть с детьми других стран, мотивируя свой ответ боязнью не понять языка и невозможностью договориться. Один ребенок отказался от общения в связи с тем, что ему была неприятна внешность ребёнка: «Он такой черный и грязный, мне неприятно к нему прикасаться».

В диагностической ситуации «Невыдуманная история» большинство детей проявили желание помочь, защитить, успокоить девочку (афро-американка или чернокожая), попавшую в трудную ситуацию. Дети негативно высказывались по поводу тех сверстников, которые обижали, смеялись над ней, дразнили. Вопрос к детям «Что можно посоветовать детям?» вызвал затруднение. Более 95 % опрошенных детей отвечали, что нельзя подобным образом поступать с людьми, особенно с ребенком, советовали прибегнуть к помощи воспитателя или взрослого. Некоторые высказывались даже за физический способ защиты: «Я бы побил всех, кто обижал девочку», «Я подошел бы и толкнул их так, что они бы полетели...».

Самое существенное в воспитании этнотолерантности — это непосредственное проявление ее в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающим людям проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни [3].

Для расширения и обогащения представлений детей о себе и других людях в группах дошкольных образовательных организаций была создана предметно-пространственная развивающая (этнокультурная) среда, которая включала:

уголок русской и бурятской культур: макеты юрты и русской избы, предметы быта и народного творчества;

• произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;

• репродукции картин великих художников России и других стран;

• кукол в одежде людей разных национальностей; народные игрушки;

• картотеки подвижных и других игр народов мира,

• музыкальные произведения бурятских композиторов, российских и мира;

• альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город — Улан-Удэ», «Минии тоонто нютаг», «Моя страна — Россия», «Люди мира», «Дружат дети на планете», «Мои друзья».

Целенаправленная работа была проведена и с родителями, которые стали не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие в праздниках (Сагаалган, Масленица, День Победы и т. д.), проектах «Семейное древо», «Мой Улан-Удэ». Участие детей, родителей, педагогов в народных праздниках и развлечениях имело большой успех, поскольку дети и взрослые познают обычаи, традиции, обряды народов Байкальского региона, знакомятся с народными промыслами, музыкальными инструментами, песнями, играми, произведениями народного творчества, узнают историю родного края и семьи, рода, племени. Подобная согласованность в работе ДОО и семьи является важнейшим условием воспитания толерантности как устойчивой черты характера личности ребенка.

В данной статье нам не удалось описать всю систему работы ДОО по формированию этнотолерантности у старших дошкольников, ведь участниками исследования были образовательные учреждения с самыми разными характеристиками, потенциалом, кадровым, количественным и национальным составом и т. д. Следующий этап нашей работы состоит в том, чтобы продолжить исследование по определению взаимосвязи толерантности и семейной субкультуры ребенка, больше внимания уделить когнитивной составляющей толерантности, иначе говоря, выявить положительную корел-ляцию интеллекта и толерантности у детей. А также нас интересует полиэтническая образовательная среда дошкольника как условие формирования этнической толерантности. Ведь толерантность является уникальным механизмом мирного сосуществования в современном многополярном сообществе.

Литература

1. Allport, G.W. The Nature of Prejudice. — Addison — Wesley Publishing Company, 1979. — 537 с.

2. Берри Дж. Как мы будем жить все вместе? Альтернативное видение межкультурных отношений // Кросскультурная психология: актуальные проблемы: сб. ст. / под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 355 с.

3. Посходиева Д. В., Лопсонова З. Б. Особенности формирования толерантности у будущих педагогов. Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодёжной среде.: монография / под общ. ред. Н. В. Лалетина. — Красноярск: Центр информации, Монография, 2013. — 192 с.

4. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 279 с.

5. Риэрдон Б. Э. Толерантность — дорога к миру. — М., 2001. — 304 с.

6. Сафронов В. Е. Социальный капитал и демократия: исследования в Санкт-Петербурге // Телескоп. — 2004. — №1. — С. 15-33.

THE FEATURES OF FOSTERING ETHNIC TOLERANCE IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITHIN THE FRAMEWORK OF PUBLIC EDUCATION

Dulgar V. Poskhodieva PhD, A/Professor

Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute Buryat State University, 24a Smolina st., 670000 Ulan-Ude, Russia Rimma B. Dondokova PhD, A/Professor

Department of Primary and Pre-school Pedagogy, Pedagogical Institute Buryat State University, 24a Smolina st., 670000 Ulan-Ude, Russia

The article deals with the conceptual fundamentals of fostering ethnic tolerance in senior preschool children within the framework of public education. We made a distinction between theoretical approaches to this problem in the Russian and foreign researches. The mechanisms and conditions for development ethnic tolerance, formation ethnic identity of children in poly- and mono-ethnic educational environment were analyzed. Our study indicated some negative effects of modeling learning environment by modern educational institutions, such as lack of teachers with the sufficient level of ethnic-cultural competence. The empirical research data showed the potential of parents and educators in fostering ethnic tolerance in senior preschool children under the conditions of polyethnic educational environment. Keywords: ethnic tolerance, preschool children, polyethnic educational environment.

References

1. Allport G. W. The Nature of Prejudice. Addison: Wesley Publishing Company, 1979. 537 p.

2. Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. New York: Cambridge University Press, 2002.

3. Poskhodieva D. V. Lopsonova Z. B. Osobennosti formirovaniya tolerantnosti u budushchikh pedagogov. Formirovanie tolerantnogo soznaniya i profilaktika ekstremizma v molodezhnoi srede [The Features of Tolerance Formation in Future Teachers' Training. Formation of Tolerance and Extremism Prevention among Young People]. Krasnoyarsk, 2013. 192 p.

4. Pochebut L. G. Vzaimoponimae kul'tur: metodologiya i metody etnicheskoi i krosskul'turnoi psikhologii. Psikhologiya mezhetnicheskoi tolerantnosti [Mutual Understanding of Cultures: Methodology and Methods of Ethnic and Cross-cultural Psychology. Psychology of Interethnic Tolerance]. St Petersburg: St Petersburg Univ. Publ., 2005. 279 p.

5. Reardon B. E. Tolerance: The Threshold of Peace. UNESCO Publ., 1997.

6. Safronov V. E. Sotsial'nyi kapital i demokratiya: issledovaniya v Sankt-Peterburge [Social Capital and Democracy: the Research in St. Petersburg]. Teleskop (St. Petersburg). 2004. No. 1. Pp. 15-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.