УДК 37.036.5 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.28. 132
В. Г. Пинигин, Омская гуманитарная академия
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается понятие этнической толерантности как личностной установки, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, процесс формирования которой проходит последовательно: организационно-целевой, развивающий и рефлексивно-коррекционный этапы. Описываются принципы организации и реализации развивающей программы в рамках образовательного процесса, иллюстрируются итоги позитивных изменений уровней сформированности компонентов этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: толерантность, компоненты этнической толерантности, личностная установка, младший школьный возраст, межэтническая среда.
На современном этапе исследование толерантности приобретает особую актуальность на фоне конфликтных явлений и отношений между людьми, этническими группами, общественными организациями, партиями и государствами. Проявление толерантности к человеку, принадлежащему к иной этнической общности, является важным условием как для функционирования и адаптации человека в современном обществе, так и для выживания и развития самого общества.
Е. Л. Кудрина отмечает: «В настоящее время увеличивается опасность межличностного и социального непонимания и формирования различного рода предубеждений к людям иной национальности, другой культуры, вероисповедания». Таким образом, развитие толерантности в многонациональном обществе может стать ориентиром, отвечающим интересам страны в целом [4, с. 4].
Толерантность - это искусство жить рядом с непохожими людьми, находить способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, настолько проще будет справиться с любыми глобальными проблемами.
В психологической литературе, посвящённой проблемам этнической толерантности, данный феномен рассматривается как сложное образование личности, которое проявляется в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Она называется важнейшей ценностью межэтнических отношений в условиях роста многонационально-сти и поликультурности сообществ [1, 5].
Распространённым является понимание этнической толерантности как сложной социально-психологической установки личности, проявляющейся в степени принятия или неприятия представителей других этнических групп [3, 6].
Тем не менее, в психологии нет чёткого ответа по психологическому содержанию этнической толерантности, не выявлены индивидуально-психологические факторы этнической толерантности и компоненты её структуры.
Таким образом, феноменологический анализ определений толерантности и этнической толерантности, обобщение результатов эмпирических исследований в этой области позволяют говорить о том, что специфику этнической толерантности определяют, прежде всего, психологические особенности человека. При этом в качестве основных компонентов этнической толерантности выступают свойства всех уровней индивидуальности в единстве и взаимосвязи.
Поэтому этническая толерантность может рассматриваться как свойство целостной индивидуальности, которое аккумулирует личностные, субъектные и индивидные свойства человека, взаимосвязь которых определяет особенности толерантного поведения [2].
В условиях многонационального государства особое значение приобретает воспитание с самого раннего возраста у каждого члена общества такого качества как этническая толерантность. Формирование этнической толерантности, как и любого другого вида толерантности, необходимо начинать с детства.
В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей, с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями, поэтому необходимо научить их уважать не
только себя, но и тех, кто ежедневно находится рядом. Следовательно, воспитание в духе толерантности является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Всё это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как доброжелательность, сдержанность, ответственность, терпимость.
В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у ребёнка чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других. Поэтому формирование этнической толерантности у младших школьников представляется весьма актуальной проблемой в рамках современного общества. Это и определило актуальность данного исследования.
В исследовании приняли участие школьники 4-х классов общеобразовательной школы. Выборка детей составила 92 человека, из них девочек - 48, мальчиков - 44. Средний возраст - 10 лет. В школе в связи с увеличивающимися за последние годы процессами миграции учатся дети, помимо русской, различных национальностей.
При подборе методик ориентировались на содержательную сторону определений этнической толерантности, представленных в различных психологических исследованиях, соответственно мы рассматривали уровень сформированности этнической толерантности как систему, и выделив следующие компоненты:
1. Когнитивный. Представляет собой знания детей о национальном составе человеческого сообщества, их представления о толерантности и её роли в жизни. Показывает осведомлённость школьников о сходстве и различии между культурами людей.
2. Эмоциональный. Выявляет эмоционально-ценностное отношение детей к окружающим, мнению другого, этническим вопросам и собственным чувствам, наличие интереса к знаниям о других национальностях. Он показывает сочувствие к людям различных этнических групп. С помощью данного критерия раскрывается, насколько дети стремятся к общению с детьми других национальностей.
3. Конативный или поведенческий компонент определяет предрасположенность к тому или иному типу социального поведения, в основе которого лежит понимание и сотрудничество с представителями других этносов. Он показывает стремление детей участвовать в работе, посвящённой формированию этнической толерантности. Деятельный критерий демонстрирует активное желание к взаимодействию и уважению с представителями других национальностей.
Для каждого компонента Г. У. Солдатовой и Л. А. Шайгеровой были определены уровни сформированности межэтнической толерантности: высокий, средний и низкий [7]. В основу исследования компонентов этнической толерантности вошли опросники, разработанные П. В. Степановым [8].
Для изучения когнитивного компонента была предложена специально разработанная анкета, состоящая из 20 вопросов. Результаты анкеты оценивались в баллах.
На основе проведённого первичного исследования уровня сформированности этнической толерантности и типов этнической идентичности у учащихся начальной школы нами была разработана программа «Формирование этнической толерантности» для учащихся младшего школьного возраста, реализация которой проходила в рамках образовательного процесса. Комплекс мероприятий включал занятия продолжительностью до 30 мин. каждое. Занятия проводились один раз в неделю. Общее количество занятий - 12.
Цель программы: формирование этнической толерантности у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
- формирование интереса и уважительного отношения к собственной национальной идентичности, к идентичности друзей - представителей других этносов, одноклассников, жителей этнокультурного пространства;
- обучение младших школьников способам этнокультурного взаимодействия, совместной творческой деятельности по сохранению и применению культурных достижений различных народов;
- создание психолого-педагогических условий для успешного применения полученных знаний, моделей поведения, опыта деятельности и коммуникаций в практике межличностного взаимодействия с представителями разных этносов.
В соответствии с перечисленными целями и задачами построения программы «Формирование этнической толерантности» определилось содержание и стратегия реализации ее основных этапов: организационно-целевой, развивающий и рефлексивно-коррекционный.
Организационно-целевой этап предполагал формулировку цели работы и обоснование ожидаемого результата при проведении образовательных и воспитательных мероприятий, способствовал развитию этнокультурных взаимоотношений, эмпатии в детском коллективе, принятию и осознанию традиций и культурных норм различных этносов. Он оказал особое влияние на развитие эмоционального компонента в структуре личности младшего школьника. У школьников формировались установки на совместные творческие дела, уважительное отношение к людям иных национальностей и культур, толерантное отношение к религии, обрядам, традициям, языку и т. д.
На развивающем этапе осуществлялось формирование знаний о представителях этноса, об особенностях их бытовой культуры, об их традициях, интересах, достижениях, о лучших сынах народа - о героях, поэтах, писателях, учёных. Именно на развивающем этапе дети усваивали границы этноса, особенности национального прикладного и академического искусства, достижений народа в науке, технике, защите отечества. Этот этап оказался чрезвычайно важным для когнитивного развития ребенка и формирования этнокультурных компетенций.
Завершающим этапом внедрения программы стал рефлексивно-коррекционный этап. Содержание рефлексии связано с переосмыслением школьником собственного «Я», принятием групповых ценностей, развитием мотивационной позиции, совершенствованием структуры деятельности, формированием эмоционально-личностного и делового общения, позволивших достичь определённого результата в этнокультурном взаимодействии с представителями другого этноса. Рефлексия в младшем школьном возрасте находится в стадии формирования и во многом зависит от развития аналитико-синтетической функции мышления, установления причинно-следственных связей и зависимостей, выводов и обобщений. Развитию рефлексивных механизмов мышления способствовали проблемные вопросы и рефлексивные упражнения. Результатом активного взаимодействия школьника со средой и товарищами является владение этнокультурными компетенциями. Поэтому в программе обозначен круг компетенций, которые школьник осваивает и закрепляет на завершающем этапе её освоения.
В ходе реализации программы учащиеся накапливали впечатления о многообразии окружающего мира, его эстетической ценности и влиянии на чувства, мысли и поведение людей. У детей развивалось умение анализировать объекты и события с различных точек зрения, а также совершенствовать умение вырабатывать объективную оценку фактов и явлений. Вместе с этим, у младших школьников развивалось стремление понять внутренний мир другого человека, постичь логику его действий и поступков; более тонким и проникновенным становилось отношение детей не только к героям художественных произведений, вызывающим к себе сочувствие и сострадание, но и к окружающим людям. Развивающиеся умения интерпретировать факты и события выступали основой для переоценки отношений к сверстникам и положительно влияли на построение доброжелательных взаимоотношений в детском сообществе. В процессе совместной деятельности развивались умения и навыки коллективного взаимодействия, сталкивались различные мнения и взгляды, совершенствовались умения поиска компромиссов, а также умение прогнозирования развития ситуаций, содержащих в себе некорректные формы общения. В целом комплекс развиваемых умений способствовал становлению толерантности у младших школьников.
В результате проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что наметилась отчётливая динамика интереса и бережного отношения младших школьников к этнокультурным ценностям различных этносов. Наряду с развитием этнокультурных ценностей наша работа была направлена на совершенствование этнической идентичности личности обучающихся.
Результаты повторного исследования сформированности когнитивного компонента этнической толерантности представлены в таблице 1. Очевидно, что когнитивная сфера детей претерпела изменения. Расширился спектр компетенций и осознанных представлений оразличных национальностях.
Таблица 1
Сформированность когнитивного компонента этнической толерантности
Уровень Этап Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
Констатирующий 34 40 26
Контрольный 43 42 15
Дальнейший анализ данных таблицы 1 показывает, что у младших школьников повысился уровень сформированности когнитивного компонента этнической толерантности. Следовательно, у младших школьников улучшилось представление об этническом разнообразии своей страны, и они свободно сравнивают представителей разных национальностей по особенностям культуры, обычаев и традиций, а также отмечают внешние различия между людьми разных национальностей.
Для того, чтобы определить, как изменилось внутреннее отношение младших школьников к представителям других национальностей, был проведён анализ эмоционального компонента этнической толерантности (таблица 2).
Таблица 2
Сформированность эмоционального компонента этнической толерантности
^^^^^ Уровень Этап Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
Констатирующий 41 30 29
Контрольный 49 40 11
Из таблицы видно, что уровень сформированности эмоционального компонента по сравнению с первичным исследованием также повысился. Большая часть ребят относятся с теплотой и дружескими чувствами к представителям других национальностей. Количество младших школьников с низким уровнем сократилось на 18 %. Это указывает на изначальную положительную эмоциональную установку восприятия человека другой национальности, что, безусловно, будет сказываться на позитивности дальнейшего взаимодействия.
Далее мы проанализировали повторный тест «Проблемные ситуации» и получили следующие результаты (таблица 3).
Таблица 3
Сформированность поведенческого компонента этнической толерантности
Уровень Этап Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
Констатирующий 35 41 24
Контрольный 43 45 12
Ребята стали меньше уделять внимание вопросу, какой национальности их сосед. Можно предположить, что подобное явление будет отражаться и в других подобных ситуациях.
Анализ проблемных ситуаций показал отсутствие значимых различий. Причиной этому можно рассматривать тот факт, что и в первичном исследовании дети не проявляли настроя подвергать дискриминации детей других национальностей.
Также для проверки эффективности программы по формированию этнической толерантности был повторно проведен тест, определяющий тип этнической идентичности, адаптированный для детей младшего школьного возраста [7]. Анализ результатов вторичной диагностики (после реализации программы) типов этнической идентичности позволил выявить различия в уровне развития таких компонентов, как норма (позитивная этническая идентичность), увеличение показателя составило 3 %. Показатель этнофанатизма сократился на 4 %, или у 7 детей снизился показатель гиперболизированной этнической идентичности, который соответствовал низкой этнической толерантности (таблица 4).
Таблица 4
Типы этнической идентичности
Тип этнической идентичности Констатирующий этап, % Контрольный этап, %
Этнонигилизм 4 6
Этническая индифферентность 12 13
Норма (позитивная этническая идентичность) 59 62
Этноэгоизм 8 8
Этноизоляционизм 3 3
Этнофанатизм 14 10
Подводя итог, можно сказать, что уровень этнической идентичности на двух исследуемых этапах связан с восприятием межэтнической среды, способностью анализировать необходимую этнокультурную информацию, коммуникативной гибкостью, осознанностью и принятием собственной этнической принадлежности, ценностным отношением к другим народам, способностью к ненасильственному взаимодействию. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки.
Таким образом, формирование этнической толерантности младших школьников в образовательном процессе школы возможно благодаря комплексу психолого-педагогических мероприятий. А именно: с учащимися необходимо проводить занятия, направленные на знакомство с народами, проживающими в стране, их культурой, обычаями и традициями. Также необходимо увеличение объёма знаний учащихся о феномене этнической толерантности; внедрение комплексных мер профилактики интолерантности младших школьников, расширение представлений учащихся о себе как субъекте межэтнического взаимодействия.
Библиографический список
1. Артемьева, В. А. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе / В. А. Артемьева, М. В. Данилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 11. - С. 851-855. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://e-koncept.ru/2016/86184.html.
2. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия толерантность / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М. : МГУ, 2001. - С. 8-18.
3. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам / С. Д. Бакулина. - М. : Флинта: Наука, 2014. - 112 с.
4. Киекбаев, М. Д. Этническая толерантность как феномен современного общества / М. Д. Киекбаев -Уфа: «Хан», 2008. - 155 с.
5. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект / Е. Л. Кудрина [и др.] / под науч. ред. Е. Л. Кудриной. - Кемерово: КГУ, 2013. - 384 с.
6. Лебедева, Н. М Социально-психологические и индивидуально-личностные факторы этнической толерантности - интолерантности в межкультурном диалоге / Н. М. Лебедева // Межкультурный диалог: сб. статей / под ред. М. Ю. Мартыновой. - М. : изд-во РУДН, 2003. - С. 209-247.
7. Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности / Г. У. Солдатова [и др.]. - М. : Смысл, 2008. - 172 с.
8. Степанов, П. В. Толерантный человек: как его воспитать? / П. В. Степанов // Народное образование. -2001. - № 6. - С. 152-160.
V. G. Pinigin,
Candidate of Psychological Sciences, Docent e-mail: [email protected] Omsk humanitarian Academy, 2а, 4th Cheluskintsev street, Omsk, 644105, Russian Federation
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE IN CHILDREN OF ELEMENTARY SCHOOL AGE
The article deals with the concept of ethnic tolerance as a personal attitude, which includes cognitive, emotional and behavioral components. The formation process of ethnic tolerance sequentially goes through goal-organizing, developing and reflexive-correcting stages. The principles of organization and implementation of a developmental program are described, and the results of positive changes in the levels of formation of the elements of ethnic tolerance in elementary school children are illustrated.
Keywords: tolerance, components of ethnic tolerance, personal attitude, elementary school age, inter-ethnic environment.
References
1. Artemeva V. A., Danilova M. V. Analiz ponyatiya «etnicheskaya tolerantnost» v nauchnoy psihologo-pedagogicheskoy literature. [Analysis of the notion "ethnic толерантность" in scientific psychological-pedagogical literature]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal, «Kontsept», 2016, Vol. 11. pp. 851-855. Available at http://e-koncept.ru/2016/86184.html.
2. Asmolov А.П., Soldatova G.U., Shajgerova L.A. Vek tolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik [About sense of the notion tolerance: Scientifically- publicizing herald]. Moscow, Publ. MSU, 2001, pp. 8-18.
3. Bakulina S. L. Tolerantnost: ot istorii ponyatiya k sovremennym sociokulturnym smyslam [Tolerance: from history of the notion to modern social cultural sense]. Moscow, Publ. Flinta: Nauka, 2014. 112 p.
4. Kiekbaev M. D, Etnicheskaya tolerantnost kak fenomen sovremennogo obshhestva [Ethnic tolerance as phenomenon modern society]. Ufa, Publ. Han, 2008. 155 p.
5. Kudrina T. L., Belozyorova M. V., Sadovoj A. N., Ponomaryov V. D., Markov V. I. Tolerantnost v multikulturnom obshhestve: regionalnyj aspekt [Tolerance in multicultural society: regional aspect]. Kemerovo, Publ. KSU, 2013. 384 p.
6. Lebedeva N.M. Social-psychological and individually-larval factors ethnic tolerance - intolerance in multikulturnom dialogue. Mezhkulturnyj dialog: sb. statei [Multikulturnom dialogue] Moscow, Publ. RUDN, 2010, pp. 209-247.
7. Soldatova G.U., Kravcova O.A., Xuxlaev O.T., Shajgerova L.A. Praktikum po issledovaniyu i diagnostiki tolerantnosti lichnosti [Practical work on study and diagnosticses tolerance personalities] Moscow, Publ. Cmysl, 2008. 172 p.
8. Stepanov P.V. Tolerance person: what realize his education? Narodnoe obrazovanie Moscow, 2001. Vol. 6. pp. 152-160.
Поступила в редакцию 29.05.2017 © В. Г. Пинигин, 2017
Автор статьи: Валерий Геннадьевич Пинигин, кандидат психологических наук, доцент, e-mail: [email protected], Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а.
Рецензенты:
Е. П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
С. Н. Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.