Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников в системе дополнительного образования'

Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILD / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ферапонтова Яна Николаевна, Бурова Лидия Ильинична

В статье рассматриваются программа кружка и педагогические условия ее реализации с целью формирования этнической толерантности у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников в системе дополнительного образования»

торые показали наличие положительной динамики в полученных результатах. По данным контрольно-оценочного эксперимента отмечается рост как количественных, так и качественных показателей ПВК к осуществлению педагогической деятельности инклюзивного образования.

Литература

1. Алехина, С. В. Актуальный запрос на инклюзивное образование / С. В. Алехина // Материалы IV Международного теоретико-методологического семинара МШУ. -М., 2012.

2. Гендин, А. М. Социокультурные аспекты функционирования педагогических кадров в системе специального образования / А. М. Гендин. - М., 2004.

3. Денисова, О. А. Концептуальные основы подготовки педагогов инклюзивного образования / О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, О. Л. Леханова // Дефектология. - 2012. - №3. - С. 81-90.

4. Денисова, О. А. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования / О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, О. Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №1. -Т. 4. - С. 109-112.

5. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия / Н. Н. Малофеев. - М., 2010. -Ч. 1.

6. Назарова, Н. М. Проблемы и перспективы подготовки психолого-педагогических кадров для работы в системе специального образования лиц с ограниченными возможностями / Н. М. Назарова // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. -М., 1999. - С. 128-134.

7. Поникарова, В. Н. Диагностика готовности к осуществлению педагогической деятельности в интегрированном/инклюзивном образовании / В. Н. Поникарова // Вестник Череповецкого государственного университета. -2013. - №4(51). - Т. 1. - С. 130-133.

8. Поникарова, В. Н. Система психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования / В. Н. Поникарова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2014. - №1. - Т. 5. -С. 16-26.

9. Поникарова, В. Н. Сравнительное изучение профессионального копинг-поведения педагогов-дефектологов / В. Н. Поникарова. - Череповец, 2011. - С. 48-59.

10. Шадриков, В. Д. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации / В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль, 1979. - С. 3-18.

УДК 37

Я. Н. Ферапонтова, Л. И. Бурова

Череповецкий государственный университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются программа кружка и педагогические условия ее реализации с целью формирования этнической толерантности у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Этническая толерантность, младший школьник, дополнительное образование, внеурочная деятельность.

The paper considers the program of the scientific group and pedagogical conditions of its realization in order to form primary school children's ethnic tolerance in terms of additional education.

Ethnic tolerance, junior schoolchild, additional education, extracurricular activity.

Введение.

На современном этапе принципиально важным для дальнейшего существования и развития человека в нашей многонациональной стране становится толерантность, признание культурных и этнических различий. Без знания своих собственных культурных особенностей невозможно индивиду с уважением относиться к культурным различиям других. В связи с этим у подрастающего поколения к лицам других национальностей возникают опасность игнорирования, непонимания, безразличия, отстраненности, а нередко раздражения и агрессивности. Решение этой проблемы должно находить отражение в формировании и сохранении этнической толерантности у детей, начиная с начального звена.

Основная часть.

Термин этническая толерантность встречается во многих науках: философии, антропологии, социологии, психологии, педагогике. Понятие «этническая толерантность» включает в себя следующие термины: «толерантность» - с латинского (окгаМга - терпение, терпимость к чему-либо [2, с. 6]; «этнич-ность» (от греческого вЖпа' - «народ») - идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности [5, с. 219].

По мнению ряда ученых (С. М. Широкогорова, С. А. Арутюнова, Н. Н. Чебоксарова) «этнос» - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся общим языком, культурой, особенностью быта, традициями, а также осознание своего единства и отличия от других общностей.

На основе анализа научной литературы (Р. Абду-латипова, Ю. Гаврилова, А. Галкина, В. Лекторского, А. Логинова, М. Мчедлова, Т. Ойзермана, Ж. Тощен-ко, А. Чичановского и др.) в исследовании этническая толерантность рассматривается как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и терпимым отношением к людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям, привычкам, социальному статусу, их поступкам и действиям, не приносящим вреда психическому и физическому здоровью других людей; способность находить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою национальную индивидуальность.

В структуре этнической толерантности выделяются три компонента, которые являются критериями сформированности этнической толерантности:

- когнитивный (знания, представления о национальном составе человеческого сообщества; о многообразии народных игр, фольклоре разных народов; степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами);

- эмоциональный (наличие интереса к знаниям о других национальностях; эмпатия к людям различных этнических групп; способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними; умение оценивать людей с позиций общечеловеческих ценностей);

- деятельностный (поведенческий) (умения и активное участие в мероприятиях этнической направленности; выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним; умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия).

На формирование этнической толерантности влияет целая группа факторов: семья, общеобразовательная школа, средства массовой информации, группы сверстников, а также специально организованное дополнительное образование [1, с. 91].

Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались: А. Г. Асмолов, А. К. Бруд-нов, И. В. Калиш, В. И. Панов и мн. др. Условия дополнительного образования имеют большие возможности в формировании этнической толерантности как качества личности у младших школьников, но реализуются на практике недостаточно. В основном обучающие в сфере дополнительного образования приобретают разрозненные знания, умения, часто не связанные между собой о нравственности, межличностных отношениях, политических явлениях разных стран и др.

На основании этого возникает противоречие между объективными потребностями практики в развитии этнической толерантности у младших школьников и отсутствием обоснованных педагогических условий формирования этнической толерантности в дополнительном образовании.

С учетом выделенного противоречия и недостаточной освещенностью данного вопроса в науке определена проблема исследования: какова программа

кружка и педагогические условия ее реализации с целью формирования этнической толерантности у младших школьников в условиях дополнительного образования.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - процесс формирования этнической толерантности у младших школьников.

Предмет исследования - формирование этнической толерантности у младших школьников в условиях дополнительного образования (кружок «Мы разные, но мы вместе!»).

В качестве экспериментальной базы выступает МБОУ СОШ №2 г. Череповца Вологодской области. Экспериментальной группой выбраны обучащиеся 7-8 лет (2013-2014 уч.г.); 8-9 лет (2014-2015 уч.г.).

В ходе констатирующего эксперимента [6] были подобраны и проведены диагностические методики: анкетирование учащихся, «Шкала оценки значимости эмоций» Б. И. Додонова [3, с. 158], карточки с проблемными ситуациями «Сломанный карандаш», «Кинотеатр», «Путешествие», «Сестренки» [4], которые позволили определить уровень сформирован-ности этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. Приведем количественную характеристику сформированности этнической толерантности (см. табл.).

Таблица

Процентная характеристика уровней сформированности этнической толерантности у участников кружка, выявленных в результате констатирующего эксперимента

Уровни этнической толерантности Абсолютное число учащихся %

Всего выполнило работу 14 100

Высокий 1 7

Средний 4 29

Низкий 9 64

Для более наглядного представления отразим данные в диаграмме (см. рисунок). Таким образом, мы можем увидеть, что у детей в группе кружка преобладает низкий уровень сформированности этнической толерантности (9 человек, 64 %). То есть у большинства детей группы кружка «Мы разные, но мы вместе!» знания о культуре своей и этнических групп носят случайный характер, отсутствует контроль над проявлениями эмоций, чаще всего характерна негативная мимика и жестикуляция в общении с людьми других национальностей. Чаще такие дети придерживается собственных представлений, проявляют нетерпение, невыдержанность по отношению к детям других национальностей. Нередко неправильно оценивают поступки окружающих, в частности: детей других национальностей.

Рисунок. Соотношение уровней сформированности этнической толерантности у первоклассников (по данным констатирующего эксперимента)

На среднем уровне сформированности толерантности среди обучающихся кружка находится 4 человека (29 %). Такие дети характеризуются отрывочными знаниями о своей культуре и культуре других стран. Обладают способностью контролировать проявления негативных эмоций, мимики, жестикуляции в общении с людьми других национальностей. Такие дети проявляют готовность к сотрудничеству и равноправному общению с детьми другой национальности, они доброжелательны, достаточно терпеливы. Чаще всего стремятся к объективной оценке своих поступков и поступков окружающих, в том числе и детей другой национальности.

На высоком уровне сформированности этнической толерантности находится 1 человек из группы, что составляет 7 %. Такие дети знают о национальном составе человеческого сообщества, о мноогооб-разии культур разных народов, проявляют положительные эмоции к людям других национальностей, способны к сопереживанию, используют позитивную коммуникативную мимику и жесты, дружелюбны, обладают самоконтролем, выдержкой, умеют слушать собеседника, сотрудничать с детьми разных национальностей, обладают высокой культурой поведения, умеют признавать свои ошибки, правильно оценивать свои действия и поступки, адекватно оценивают окружающих людей других национальностей.

Целью опытно-экспериментальной работы является внедрение условий гипотезы, согласно которой, формирование этнической толерантности у младших школьников при проведении кружка «Мы разные, но мы вместе!» будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:

1. Отбор содержания программы проводится с учетом выделенных критериев и показателей сформированности этнической толерантности.

На первом этапе формирующего эксперимента была разработана образовательная программа «Мы разные, но мы вместе!» [6], которая включала в себя пояснительную записку (актуальность, цель, задачи, формы, методы, планируемые результаты), тематическое планирование на каждый год обучения, содержание тем, список литературы для обучающихся и для педагогов. Данная программа отражает в себе

реализацию критериев сформированности этнической толерантности:

- когнитивного (знания, представления о своем национальном составе и т. д.). Например, при изучении таких тем, как: «Народы, проживающие в России и на территории Вологодской области», дети узнают, что такое национальность, национальный язык, получают представления о том, что Россия -многонациональная страна, знакомятся с некоторыми народами, проживающими на территории нашего края (вепсы, фино-угорцы); «Народные костюмы» происходит знакомство с видами национальных костюмов, украшений на них, дети знакомятся с видами узоров на национальных костюмах, сравнивают различные национальные костюмы, знакомятся с видами узоров своего родного края (Вологодской области) и т. д.;

- эмоционального. В ходе занятий у детей просыпается интерес к знаниям о своей родине, к знаниям особенностей других национальностей и их культурных традиций и ценностей. Дети общаются друг с другом, выполняют индивидуальные и групповые задания, в ходе которых происходит активное взаимодействие, сближение и сплочение коллектива группы кружка;

- поведенческого. В ходе выполнения тренин-говых упражнений и заданий, подготовки мероприятий и праздников у детей проявляется уважительное и терпимое отношение к друг другу, участники кружка учатся регулировать свое поведение в зависимости от различных ситауций, кроме того на занятиях происходит разбор проблемных, конфликтных ситуаций и разбор выхода из данных конфликтных ситуаций.

2. Взаимодействие педагога, учеников и родителей при подготовке и проведении национальных праздников.

Реализация данного условия отражена в проведении мероприятий по разработанной программе: проведение национального праздника: «День народного единства», «Как празднуется Новый год в разных странах?» «Семейные праздники» и включает соучастие в них педагога, детей и родителей.

В ходе подготовки к праздникам происходит общение участников педагогического процесса. Педа-

гог выступает в качестве консультанта и выполняет корректирующую функцию (помощь в подготовке и проведении конкретных этапов праздника). В основе взаимодействия педагога и родителей должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки, терпения и терпимости друг к другу. Учитель организует взаимопомощь, заинтересовывает и мотивирует участие и подготовке праздников родителей в совместной деятельности с детьми. Родители в свою очередь оказывают помощь детям, происходит развитие семейного творчества и сотрудничества, создание дружелюбной атмосферы в общении детей и взрослых.

3. Использование в кружковой работе тренинга как активного метода социально-психологического развития личности младшего школьника, способствующего формированию этнической толерантности.

Для реализации данного педагогического условия используются тренинговые упражнения в ходе занятий кружка «Мы разные, но мы вместе!», направленные на самопознание и развитие этнической толе-рантностик своей и другой личности, на развитие этнически толерантного взаимодействия с участниками процесса. Данные упражнения способствуют формированию и закреплению у детей навыков и привычек терпимого, вежливого поведения. Примерами таких упражнений является «Чем мы похожи?», «Давайте поздороваемся!», «Комплименты» «Мы не такие как все!» и др.

Таким образом, на этапе имеющихся результатов можно сделать вывод, что реализация программы кружка и педагогических условий ее реализации создает благоприятные условия для формирования этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.

Выводы.

В ходе педагогического наблюдения мы можем констатировать, что у детей в ходе проведения кружка «Мы разные, но мы вместе» формируются:

- знания о значении терминов толерантности, этнической толерантности;

- знания о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России;

- знания о государстве, основных исторических событиях развития нашего государства, о культуре и традициях нашего государства, о своем родном крае, культурных традициях родного края, об истории

своей семьи, о русских народных играх, а также играх других этнических групп;

- знания основных моральных норм, норм и правил поведения в окружающей среде (социальной и природной), сохранение экологии, сохранение здоровья, правил поведения школьной жизни;

- практические навыки и умения общения с представителями других этносов;

- умения разрабатывать социальные проекты и организовывать коллективную творческую деятельность;

- чувство патриотизма, уважения к истории, уважению культурных ценностей и традиций своего государства и края, гражданственности и осознания себя гражданином своей страны;

- интерес к другому человеку, способность к взаимопониманию, уважение других народов и этнических групп, чувство уважения личности и ее достоинства, доброжелательного отношения и позитивного восприятия другого человека и его этноса;

- толерантное сознание младшего школьника, межэтнической терпимости, уважения к своему и другим этносам.

В настоящее время работа по внедрению педагогических условий реализации программы кружка «Мы разные, но мы вместе!» продолжается. В ближайшее время предполагается провести сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной работе.

Литература

1. Байбородова, Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С. 90-94.

2. Декларация принципов толерантности // Первое сентября. - 2001. - 21 апреля. - С. 6.

3. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додо-нов. - М., 1978.

4. Сборник психологических тестов, книг, методик и тренинговых упражнений. - URL: htpp://www.psy-files.ru

5. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. - М., 2009.

6. Ферапонтова, Я. Н. Диагностика сформированному этнической толерантности у воспитанников дополнительного образования / Я. Н. Ферапонтова // Международная научно-практическая конференция - IX Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения», 28-29 нояб. 2013 г. - Саранск, 2014. - URL: http://www.mordgpi.ru/docs/opch 2013/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.