ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.035.6 ББК Ч420.052.4
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.01
Петрова Анастасия Игоревна,
аспирант, кафедра педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; 450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а; e-mail: belo4ka-anastasia@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ: толерантность; школьники; воспитание толерантности; толерантные отношения; дополнительное образование; учреждения дополнительного образования; современное общество.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается содержание понятия «толерантность», которое является приоритетным в условиях дополнительного образования. Воспитание толерантности у школьников -сложный, но достижимый результат. Искусство педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы актуализировать те смысловые структуры сознания обучающихся, содержанием которых были бы установки если не на принятие позиций представителей иных культур, то, по крайней мере, на желание постичь их смысл. Наиболее важными в условиях дополнительного образования можно назвать такие задачи, как знание основных моральных норм, норм и правил поведения в социуме, практические навыки и умения общения с представителями других этносов, формирование уважения к истории своего государства и народа. Цель воспитания толерантности состоит в воспитании в детях и подростках готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Это сложная задача, здесь велика роль педагога и важна роль окружения ребенка, той культурной среды, которая вокруг него создается. Также важен интерес к другому человеку, способность к взаимопониманию, уважение других народов и этнических групп. В школьниках необходимо воспитывать чувство уважения к личности, доброжелательное отношение и позитивное восприятие другого человека и его особенностей.
Petrova Anastasia Igorevna,
Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla, Ufa, Russia
KEY WORDS: tolerance; pupils; tolerance promotion; tolerant attitude; additional education; additional education establishment; modern society.
ABSTRACT. The article describes the content of the concept "tolerance" which is a priority in the conditions of additional education. Education of tolerance in pupils is difficult but achievable. A teacher of additional education should appeal to those meaningful structures of consciousness of students which would motivate them to learn the other cultures and to comprehend their meanings. The most important tasks of additional education are the knowledge of the main moral standards, norms and rules of conduct in society, practical skills and abilities of communication with representatives of other ethnic groups, respect for history of the state and the people. The purpose of education of tolerance consists in education in children and teenagers of readiness for constructive interaction with people and groups of people irrespective of their national, social, religious beliefs on, views, outlook, styles of thinking and behavior. It is a difficult task; the role of the teacher is great here, as well as the role of environment of the child. Interest in the other person, the ability to mutual understanding, respect of other people and ethnic groups is also important. In school students it is necessary to cultivate the feeling of respect of the personality and positive perception of the other person and their features.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
EDUCATION OF TOLERANCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
того, чтобы целенаправленно изменять некоторые качества человека, формируя у него особый менталитет толерантности. Однако необходимо отметить, что сами педагоги и психологи пока еще не пришли к заключению о возможности воспитания толерантного сознания через образовательную деятельность.
возникает необходимость в формировании способности быть толерантным [8]. Психологическая и социальная задача воспитания личности переносится в педагогический план и звучит как воспитание в школьниках толерантного сознания. Нельзя отрицать, что у каждого школьника свой характер. Но сфера образования как раз и существует для
Г. Солдатова отмечает, что среди психологов можно найти самые разные взгляды
© Петрова А. И., 2018
на возможность воспитания толерантности. Эти взгляды меняются от полного оптимизма до крайнего пессимизма [11]. Согласно некоторым взглядам, дети рождаются толерантными и их не надо этому учить. Педагогам нужно просто не создавать условий, в которых ребенок мог бы научиться отсутствию толерантности. Но есть и противоположная точка зрения. Часть психологов полагает, что человек по природе склонен к агрессивности. Поэтому научить человека доброте или хотя бы доброжелательности нельзя; такое обучение малоэффективно, так как противоречит человеческой природе [1]. Можно подавить агрессивные тенденции, однако они все равно выйдут наружу в подходящей обстановке.
Тем не менее обе точки зрения не запрещают воспитывать толерантность. Даже при пессимистическом взгляде на природу человека напрашивается вывод о необходимости целенаправленного педагогического воздействия на личность [9]. И лучше начинать это воздействие как можно раньше, по крайней мере, со школьного возраста. Необходимо внушать детям и подросткам, что не существует хорошей или плохой культуры. А люди очень не похожи друг на друга, и в этой непохожести и заключается богатство человеческого общества [13]. В любом случае опыт жизни в разнообразном и сложном обществе приобретается не сразу. Для этого необходимо учить детей и подростков осознавать не только культурное своеобразие, но и культурную общность. А многообразие понимать не как дополнительную сложность, а как источник общественного развития.
В документах, принятых ЮНЕСКО, и документах, принятых на их основе российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы, от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Рекомендуется использовать три основных пути: в процессе изучения всех предметов, через междисциплинарные связи, в виде специальных курсов и занятий [4, с. 6].
Цели воспитания культуры мира закономерно связываются со всеми учебными предметами, хотя основную нагрузку в воспитании толерантности, ненасилия и миротворчества, конечно же, должны взять на себя предметы гуманитарного цикла, сами по себе имеющие огромный воспитательный потенциал [12]. Но кроме них воспитание толерантности можно успешно проводить и в условиях дополнительного образования. Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались
A. Г. Асмолов, А. К. Бруднов, И. В. Калиш,
B. И. Панов и многие другие. Условия дополнительного образования имеют большие возможности в формировании этнической толерантности как качества личности у школьников. Но они в настоящее время реализуются на практике недостаточно. В основном обучающие в сфере дополнительного образования приобретают разрозненные знания, умения, часто не связанные между собой о нравственности, межличностных отношениях, политических явлениях разных стран и др. Это мало помогает воспитанию толерантности, которая намного сложнее. На основании этого возникает противоречие между объективными потребностями практики в развитии этнической толерантности у школьников и отсутствием обоснованных педагогических условий формирования этнической толерантности в дополнительном образовании. Эта проблема все еще относится к числу недостаточно изученных вопросов. В частности, в педагогике пока еще нет разработанных методов воспитания толерантного сознания.
Можно отметить также, что среди всех видов толерантности один из основных для современного общества - этническая толерантность. Ее воспитание можно отнести к числу наиболее актуальных вопросов. Проблемы здесь обычно начинаются в подростковом возрасте. Дети 6-7 лет обычно имеют несистематические знания о своей этнической идентичности и не могут оценивать людей по этой особенности. Только ближе к 10-11 годам формируется четкое осознание своей этнической принадлежности [15].
Очевидно, что возрастной этап 10-11 лет можно считать наиболее подходящим для воспитания осознанной этнической толерантности. Это подчеркивает роль школы, ее возможности в развитии толерантности. Но уже в возрасте 6-7 лет можно и даже желательно предоставлять ребенку доступную ему информацию о культурном многообразии человеческого общества. Это могут быть игрушки, визуальные тексты в детских книжках, изображающие представителей разных народов, мультфильмы по сказкам народов мира и т. д. Исходя из наблюдений дети, познакомившиеся с этническим и расовым разнообразием еще в дошкольном или младшем школьном возрасте, в старшем возрасте более естественно воспринимают культурные различия. Следовательно, они легче и быстрее достигают и собственной этнической идентичности и отличаются более высоким уровнем этнической толерантности.
В структуре этнической толерантности выделяются три компонента, которые яв-
ляются критериями сформированности этнической толерантности [7, с. 56]:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- поведенческий.
В когнитивный компонент воспитания толерантности входят фактические знания. Например, это могут быть представления о национальном составе человеческого сообщества, представления о многообразии народных игр, фольклоре разных народов. Сюда же можно отнести степень осознания школьниками сходства и различий между своей культурой и другими национальными культурами. Это немаловажный аспект, так как осознание своей культуры и уважение к культуре других людей - это взаимосвязанные проблемы. Нельзя уважать чужую культуру, имея бессвязные или неверные представления о культуре своего этноса.
Эмоциональный компонент предполагает наличие интереса к знаниям о других национальностях. Это также эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними, умение оценивать людей с позиций общечеловеческих ценностей. Эмоциональный компонент немаловажен, хотя толерантность и считается скорее рациональным, чем эмоциональным, понятием. С другой стороны, в настоящее время в психологии выделяют и такое понятие, как «эмоциональный интеллект». К эмоциональному интеллекту относится способность практически решать задачи на общение. Это часть общего интеллекта, просто эмоциональный компонент предполагает умение осознавать не интеллектуальные или логические, а эмоциональные и личностные аспекты мира.
В структуре данной способности выделяют ряд составляющих [15, с. 111]:
- умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации общения, понимание чужих эмоций и т. д.);
- умение понимать внутренние свойства и особенности другого человека (способность проникновения в непохожий духовный мир, интуиция);
- способность к сопереживанию (эмпа-тия, сочувствие, доброта, уважение к человеку, готовность помочь);
- умение анализировать свое поведение (рефлексия);
- умение управлять самим собой и процессом своего общения с другими людьми (самоконтроль).
Многие люди не понимают, что за внешним выражением эмоции всегда стоит то или иное эмоциональное состояние. Они видят внешнее выражение эмоции («она
улыбается» и т. д.). Но они не отдают себе отчета в том, что за улыбкой стоит какое-то внутреннее состояние. Поэтому они могут, например, не различать искреннюю улыбку и искусственную, натянутую. Это и есть признак низкого или невысокого эмоционального интеллекта [5].
Эмоцию такие люди в целом узнают, но само определение эмоции не всегда способны сформулировать. Они обращают внимание на внешнее выражение эмоции, а не на внутреннее состояние человека. Также часть людей с низким эмоциональным интеллектом спешат делать заключения о характере человека («злая женщина - совершенно не улыбается»). И, наоборот, улыбающегося человека они воспримут как доброго, не понимая, что улыбка неискренняя. То есть при низком уровне развития эмоционального интеллекта люди не делают разницу между характером, самим эмоциональным состоянием человека и внешним выражением эмоции.
Конечно, различение эмоций зависит от самих эмоций. Эмоция страха является самой простой, все люди ее сразу узнают и точно называют состояние человека. В этом секрет популярности фильмов ужасов -эмоции страха понятны всем зрителям. А вот более сложные эмоции понятны уже не всем. Другая черта эмоционального интеллекта - умение раскрывать причину (подтекст) переживания. Причину эмоций люди с высоким эмоциональным интеллектом способны понять сразу.
Еще одна черта высокого эмоционального интеллекта - способность понять выражение сложных эмоций. Ведь не все эмоции человека выражаются при помощи улыбки или слез, некоторые эмоции сложны в расшифровке. Люди с высоким эмоциональным интеллектом хорошо справляются с этой задачей, а люди с низким эмоциональным интеллектом в принципе не способны понять сложные, комплексные переживания других людей. Следовательно, развитие эмоционального интеллекта можно считать частью воспитания толерантности. Сложно воспитывать уважение к другому человеку без формирования умения общаться с человеком.
Поведенческий компонент воспитания толерантности предполагает следующее [15]:
- активное участие в мероприятиях этнической направленности;
- выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним;
- умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.
На формирование этнической толерантности влияет целая группа факторов. В частности, Л. В. Байбородова выделяет следующие факторы [2, с. 91]:
1) семья,
2) общеобразовательная школа,
3) средства массовой информации,
4) группы сверстников,
5) специально организованное дополнительное образование.
У большинства детей знания о культуре своей и этнических групп носят случайный характер, отсутствует контроль над проявлениями эмоций, чаще всего характерна негативная мимика и жестикуляция в общении с людьми других национальностей [6]. Чаще такие дети придерживаются собственных представлений, проявляют нетерпение, несдержанность по отношению к детям других национальностей. Нередко неправильно оценивают поступки окружающих, в частности, детей других национальностей.
Я. Н. Ферапонтова выделяет ряд критериев сформированности этнической толерантности [14]:
- знания, представления о своем национальном составе и т. д.;
- интерес к особенностям других культур.
Например, при изучении в условиях
дополнительного образования таких тем, как «Народы, проживающие в России», дети узнают, что такое национальность, национальный язык, получают представления о том, что Россия - многонациональная страна, знакомятся с некоторыми народами, проживающими на территории своего края и т. д.
В ходе занятий у детей просыпается интерес к знаниям о своей родине, к знани-
ям особенностей других национальностей и их культурных традиций и ценностей. Дети общаются друг с другом, выполняют индивидуальные и групповые задания, в ходе которых происходит активное взаимодействие, сближение и сплочение коллектива группы кружка.
В ходе выполнения упражнений и заданий, подготовки мероприятий и праздников у детей проявляется уважительное и терпимое отношение друг к другу, участники кружка учатся регулировать свое поведение в зависимости от различных ситуаций, кроме того, на занятиях происходит разбор проблемных, конфликтных ситуаций и разбор выхода из данных конфликтных ситуаций.
Таким образом, дополнительное образование можно признать важным в цели воспитания толерантности. Во-первых, это воспитание у обучающихся миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Эти качества могут быть и врожденными, но часто их необходимо формировать с детства [3, с. 12]. Во-вторых, необходимо создание толерантной среды в обществе и в сфере образования, в том числе дополнительного. Дети и подростки хорошо реагируют на то, что их окружает, и восприимчивы к тем правилам поведения, которые педагоги не декларируют, а действительно используют в своем поведении.
Воспитание толерантности - это сложный процесс, он включает в себя такие аспекты, как фактические знания о других культурах, воспитание эмоций и формирование правильного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 2001.
2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С. 90-94.
3. Головинская Е. В. Воспитание толерантности подростков в процессе межкультурного общения (на примере ассоциированных школ ЮНЕСКО) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005.
4. Декларация принципов толерантности : утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г. // Первое сентября. - 2001. - 21 апр. - С. 6.
5. Золотухин В. М. Толерантность как принцип поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/ 059.htm.
6. Иванова Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов / / Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 64-69.
7. Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / под ред. Н. М. Лебедевой. - М., 2002.
8. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. -М., 1999.
9. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. - 1998. - № 2. - С. 18-24.
10. Солдатова Г. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/tolerance^/p-mag-lastshtml.
11. Федотова Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. - 2004. - № 4. - С. 10-19.
12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки : пер. с англ. - М., 1986.
13. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / пер. с англ. А. Л. Никифорова. - М., 2010.
14. Ферапонтова Я. Н. Диагностика сформированности этнической толерантности у воспитанников дополнительного образования [Электронный ресурс] // Образование в современном мире: новое время -новые решения : междунар. науч.-практ. конф - IX Осовские пед. чтения (28-29 нояб. 2013 г.). - Саранск, 2014. - Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/docs/opch 20l3/index.html.
15. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М. : Иванов и Фарбер, 2017. - 278 с.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza. - M., 200l.
2. Bayborodova L. V. Vospitanie tolerantnosti v protsesse organizatsii deyatel'nosti i obshcheniya shkol'ni-kov / / Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2003. - № 1. - S. 90-94.
3. Golovinskaya E. V. Vospitanie tolerantnosti podrostkov v protsesse mezhkul'turnogo obshcheniya (na primere assotsiirovannykh shkol YuNESKO) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2005.
4. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti : utv. rezolyutsiey General'noy konferentsii YuNESKO ot l6 noyab. l995 g. // Pervoe sentyabrya. - 200l. - 2l apr. - S. 6.
5. Zolotukhin V. M. Tolerantnost' kak printsip povedeniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/ 059.htm.
6. Ivanova N. L. Identichnost' i tolerantnost': sootnoshenie etnicheskikh i professional'nykh stereotipov // Voprosy psikhologii. - 2004. - № 6. - S. 64-69.
7. Lebedeva N. M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya etnicheskoy identichnosti i tolerant-nosti v polikul'turnykh regionakh Rossii i SNG // Identichnost' i tolerantnost' / pod red. N. M. Lebedevoy. - M., 2002.
8. Lektorskiy V. O tolerantnosti, plyuralizme i krititsizme // Filosofiya, nauka, tsivilizatsiya. - M., l999.
9. Malakhov V. S. Neudobstva s identichnost'yu // Voprosy filosofii. - l998. - № 2. - S. l8-24.
10. Soldatova G. Prakticheskaya psikhologiya tolerantnosti, ili kak sdelat' tak, chtoby zazvuchali luchshie struny chelovecheskoy dushi? [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www/tolerance.sh/p-mag-lastshtml.
11. Fedotova N. N. Tolerantnost' kak mirovozzrencheskaya i instrumental'naya tsennost' // Filosofskie nauki. - 2004. - № 4. - S. io-19.
12. Feyerabend P. Izbrannye trudy po metodologii nauki : per. s angl. - M., l986.
13. Feyerabend P. Nauka v svobodnom obshchestve / per. s angl. A. L. Nikiforova. - M., 20l0.
14. Ferapontova Ya. N. Diagnostika sformirovannosti etnicheskoy tolerantnosti u vospitannikov dopolnitel'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / / Obrazovanie v sovremennom mire: novoe vremya - novye resheniya : mezhdunar. nauch.-prakt. konf - IX Osovskie ped. chteniya (28-29 noyab. 20l3 g.). - Saransk, 20l4. - Rezhim dostupa: http://www.mordgpi.ru/docs/opch 20l3/index.html.
15. Shabanov S. Emotsional'nyy intellekt. Rossiyskaya praktika. - M. : Ivanov i Farber, 20l7. - 278 s.