INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 3, 2015 УДК 7.01-053.2 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.115
формирование толерантной культуры детей младшего Школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности
Е. В. Харьковская1, Г. Н. Тутаева1, Е. В. Мирошниченко1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород, Россия
Статья посвящена проблемам формирования толерантной культуры детей младшего школьного возраста, особенно остро возникающих на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой - поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Учреждения культуры наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязаны предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Таким образом, одной из важнейших задач современных культурно-досуговых учреждений является воспитание у младших школьников толерантности как качества личности. Неоценимую помощь в достижении целей формирования толерантных отношений может оказать художественно-творческая деятельность младших школьников, реализуемая учреждениями культуры. Она представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства, богатый потенциал образцов построения гуманных взаимоотношений и область приложения творческих сил и способностей детей.
Ключевые слова: толерантность; младший школьный возраст; художественно-творческая деятельность; учреждения культуры; социально-культурная деятельность.
formation of tolerant culture among
PRIMARY SCHooL-AGED CHILDREN BY MEANS
of artistic and creative activity
E. V. Kharkovskaya1, G. N. Tutayevа1, E. V. Miroshnichenko1
1 Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russia
The paper deals with problems of formation of a tolerant culture of children of primary school age which rise sharply on the fractures of the development of society, as they are linked with the abrupt change in requirements to the person from society. Russian child, the life-sustaining activity of which from the first months and years takes place in the family of a particular ethnic group, brought up within a predominantly national culture, and communication in the social environment and at school ensures communication with each culture is on the one hand, presents his/her uniqueness and individuality, and on the other hand, multicultural focus of his/her personality, his/her tolerance. Therefore, revisiting the problem of shaping tolerance in the conditions of multicultural Russia is, in our opinion, relevant and a progressive trend with socio-cultural and political significance, because in multicultural conditions the special importance acquires the task of consolidation of the society based on tolerance values, willingness to protect the interests of the individual child and society in general. Cultural institutions, along with instilling the person feelings of national pride, unity, patriotism, love of country must prevent the person from any sense of nationalism, the idea of the superiority of their nation, religion, personality over the other, which lead ultimately to national, religious, interpersonal hostility and wars. Thus, one of the most important tasks of modern cultural institutions is to educate the younger student's tolerance as a personality. Invaluable assistance in achieving the objectives of shaping tolerant relations can be provided by artistic and creative activity, implemented by the cultural institutions. It is a unique tool of spiritual influence on the child's personality, strength, enhancing their aspirations and feelings, rich potential of samples of building humane relationships and the application of creative abilities of children.
Keywords: tolerance; primary school age; artistic and creative activities; cultural institutions; socio-cultural activities.
© Харьковская E. В., Тутаева Г. Н., Мирошниченко Е. В., 2015
115
интеграция образования, т. 19, № 3,2015
В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире [3, с. 12-16]. Поэтому, на наш взгляд, одной из актуальных проблем в современном обществе является формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть.
толерантность - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует это понятие как терпение к чужим мнениям и верованиям [5, с. 491-494]. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения [8; 9].
Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка [1, с. 9].
Внимание к подрастающему поколению с его потребностями и интересами обусловливает необходимость совершенствования всех сфер жизнедеятельности человека. В этой связи на культурно-просветительную работу возлагаются обширные и разнообразные задачи в плане организационной и воспитательной работы. Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в детский период. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, политического строя. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств
определяют позицию ребенка в обществе [7, с. 18-22].
Рассматривая факторы, влияющие на формирование современного ребенка, можно выделить следующие: семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации, а также целесообразно добавить существенное влияние внешкольных учреждений досуговой деятельности, к которым относятся клубные учреждения. Одним из направлений в работе учреждений культуры (домов культуры и сельских клубов) является работа клубных формирований.
Воспитание в эпоху информационного общества должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг от друга не отделимы. Возможность для такой деятельности стремятся предоставить учреждения куль-турно-досуговой сферы [4, с. 116].
Для этого культмассовые работники стараются максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени ребенка, как можно раньше включать в социально-активную деятельность. для стимулирования участия подрастающего поколения в современном времяпрепровождении в клубных учреждениях ведется работа в следующих направлениях:
- организация благоприятных условий для ребенка в самодеятельных художественных формированиях;
- формирование и воплощение в жизнь программ по организации неформального общения в детских и подростковых группах с учетом демографических данных, склонностей и интересов;
- создание условий для независимого, личного вклада ребенка в художественно-творческую деятельность коллектива, группы. Для этого применяется многообразие развлекательных и деловых тренингов с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;
- чередование методов воспитания и увлечений в кружках, студиях, любительских объединениях;
- самостоятельный выбор ребенка видов и жанров любительского художественного творчества;
- привлечение детей и подростков в клубы по интересам и любительские объединения с целью привития у ребят чувства прекрасного, красоты, гармонии.
Основные направления в учреждениях культуры следующие:
- активное развитие здорового образа жизни;
- развитие форм культурно-досуговой деятельности для всех категорий населения;
- приобщение детей к общечеловеческим достижениям и ценностям, формирование толерантности как признака высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребенка;
- расширение кругозора населения, развитие творческих способностей;
- эстетическое и духовное воспитание населения;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- выявление творческого потенциала среди населения;
- сохранение, возрождение, изучение народных традиций и народной культуры села;
- формирование клубов по интересам и создание новых.
В перечень услуг культурно-досу-говых учреждений, предоставляемых населению, входит методическое обеспечение досуга; оказание методической, организационной и творческой помощи в подготовке различных мероприятий, проводимых в поселении; участие в районных и областных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и других формах показа результатов творческой деятельности клубных формирований; организация
и проведение анимационных программ, а также организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий в населенных пунктах, не имеющих стационарных клубных учреждений поселения [10].
В целях исследования по выявлению и формированию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста нами была проведена экспериментальная работа на базе МБОУ «СОШ № 1» г. Ше-бекино в 4 «А» и «Б» классах (38 чел.).
Для определения уровня сформиро-ванности толерантных отношений у детей младшего школьного возраста применена методика детской апперцепции (САТ), с помощью которой были выявлены уровни тревожности, агрессивности и эгоистической установки в межличностном взаимодействии как показатели инто-лерантных отношений, а также альтруистической установки как показателя толерантных отношений.
Тест детской апперцепции (САТ) разработан Л. Беллаком и С. Беллак. CAT является проективной методикой, предназначенной для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет. САТ позволяет исследовать фантазии ребенка, в которых отражаются отношения со значимыми людьми, защитные механизмы и адаптационные возможности ребенка, бессознательные переживания и конфликты, наличие каких-либо психических нарушений. Тест состоит из 10 картинок, изображающих животных в различных ситуациях [2].
Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.
Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
количество человек % количество человек %
Высокий 4 21,1 4 21,1
Средний 7 36,8 8 42,1
Низкий 8 42,1 7 36,8
Итого 19 100,0 19 100,0
Т а б л и ц а 1. Уровень тревожности у младших школьников по результатам методики САт
Т a b l e 1. Level of anxiety among primary school-aged children based on self-actualisation test (SAT) results
^ЗЩЁ^ШШШШй ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 3, 2015
По результатам исследования, каждый отражается на характере толерантного пятый младший школьник имеет высокий (интолерантного) отношений к другим уровень тревожности, что в свою очередь людям.
Т а б л и ц а 2. Уровень установки в межличностном взаимодействии у младших школьников по результатам методики САт
Т a b l e 2. Level of attitude in interpersonal interaction among primary school-aged children based on self-actualisation test (SAT) results
Установка Экспериментальная группа Контрольная группа
количество человек % количество человек %
Альтруистическая 9 47,4 8 42,1
Эгоистическая 10 52,6 11 57,9
Итого 19 100,0 19 100,0
Таким образом, каждый второй младший школьник имеет эгоистическую установку в межличностном взаимодействии, что говорит об интолерантном отношении к другим людям.
В процессе анализа полученных данных мы выяснили, что у детей с низким уровнем тревожности в 8,3 % случаев наблюдается альтруистическая установка, в 11,1 - эгоистическая; у испытуемых со средним уровнем тревожности в 11,1 -альтруистическая, в 16,7 - эгоистическая; у испытуемых с высоким уровнем тревожности в 38,9 - альтруистическая, в 13,9 % -эгоистическая. Полученные результаты обусловили необходимость развития толерантных отношений у младших школьников. В основе проведенного исследования выступала художественно-творческая деятельность.
Художественно-творческая деятельность - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового; это уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка.
С точки зрения авторов статьи, основные направления работы учреждений культуры в организации художественно-творческой деятельности следующие:
- культурно-массовая работа - встречи с деятелями науки и культуры, со знаменитыми людьми, подготовка и проведение анимационных программ, участие в научно-практических конферен-
циях, районных и областных мероприятиях различного уровня;
- культурно-художественная работа -разработка и проведение анимационных мероприятий с выездом на места (по месту размещения), посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям;
- кружки, секции, клубы по интересам -это способ организации досуга с целью самореализации личности ребенка;
- методическая работа - система мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, а также развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов;
- шефская работа - оказание помощи культурно-досуговым учреждениям в проведении торжественных мероприятий, посвященных различным памятным датам, содействие в организации учебно-методических семинаров, теоретических и практических конференций, семинаров, тренингов.
творческие кружки, театральные и хореографические объединения младших школьников, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом [6, с. 63].
Учреждения культурно-досуговой сферы ежегодно должны проводить ме-
роприятия по детскому и юношескому художественному творчеству, инициировать участие детских коллективов домов культуры в праздниках, конкурсах, концертах, проводимых на уровне района.
С учетом данных направлений проводилась целенаправленная работа по формированию толерантности детей средствами художественно-творческой деятельности: кружок декоративно-прикладного творчества «Самоделкин», различные тренинги, массовые мероприятия на базе Буланов-ского дома культуры для детей 1-4 классов. Особенность работы заключалась во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей
ребенка, развивает пространственное воображение, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, усидчивости и сплоченности в работе. Дети с большим интересом участвовали в проводимых мероприятиях, проявляли активность, интерес к данной проблеме. Они делились своими знаниями о национальной культуре и национальных ценностях народа. Было видно, что дети проявляют интерес к искусству, культуре, обычаям, традициям своего народа.
Таким образом, проводимые занятия способствовали формированию толерантной культуры детей младшего школьного возраста, развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения и творчества.
После проведенной работы был повторно диагностирован уровень развития толерантных отношений у младших школьников с использованием аналогичной методики (табл. 3).
Т а б л и ц а 3. Уровень развития толерантных отношений у младших школьников, % T a b l e 3. Level of development of tolerance among primary school-aged children, %
Уровень Экспериментальная группа
констатирующий эксперимент контрольный эксперимент
Высокий 21,1 36,8
Средний 52,6 57,9
Низкий 26,3 5,3
Сопоставление начальных и конечных результатов уровня сформированно-сти толерантных отношений у младших школьников свидетельствует о значительном сокращении количества детей с низким уровнем и увеличением количества детей со средним и высоким уровнем.
В результате проведенной работы младшие школьники стали более то-лерантно относиться к особенностям людей, не похожих на них, ценить их индивидуальность, стремиться понять их состояние, переживания.
таким образом, развитие толерантных отношений у младших школьников -целенаправленный, планомерно организованный процесс формирования
у учащихся терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; способности к толерантному взаимодействию на основе использования системы педагогических средств. К одним из средств развития толерантного отношения у младших школьников можно отнести художественно-творческую деятельность. В ходе проведенной экспериментальной работы был подтвержден тот факт, что процесс формирования толерантных отношений у младших школьников будет результативным при применении средств художественно-творческой деятельности.
^^^ШШШШй ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 3, 2015
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батрак, Я. А. Развитие толерантности младших школьников / Я. А. Батрак. - Братск : ГИМНЦ, 2010. - 97 с.
2. Беллак, Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных) : методическое руководство / Л. Беллак, С. С. Беллак. - Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2005. - 63 с.
3. Вульфов, В. З. Воспитание толерантности : сущность и средства / В. З. Вульфов // Внешкольник. -
2002. - № 6. - С. 12-16.
4. Лакоценина, Т. П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание : от формирования к развитию / Т. П. Лакоценина. - Москва, 2000. - 192 с.
5. Словарь иностранных слов. - Москва : Наука, 1993. - 740 с.
6. Степанов, В. Н. Воспитание в духе толерантности / В. Н. Степанов. - Москва, 2002. - № 2. - С. 61-66.
7. Трубина, Л. Р. Толерантная и интолерантная личность : основные черты и отличия / Л. Р. Трубина. -
2003. - С. 18-22.
8. Тилова, Х. Х. Принципы формирования толерантности / Х. Х. Тилова. - Москва : МГОУ, 2006. -С. 150-155.
9. Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л. Г. Федоренко. - Санкт-Петербург : кАРО, 2007. - 128 с.
10. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность : парадигмы, методология, теория : монография / Н. Н. Ярошенко. - Москва : МГУКИ, 2000. - 204 с.
Поступила 22.01.15.
Об авторах:
Харьковская Елена викторовна, доцент кафедры социально-культурной деятельности ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (Россия, г. Белгород, ул. Королева, д. 7), кандидат педагогических наук, [email protected]
тутаева Талина николаевна, методист факультета социально-культурной и библиотечно-информа-ционной деятельности ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (Россия, г. Белгород, ул. Королева, д. 7), [email protected]
Мирошниченко Елена Васильевна, доцент кафедры социально-культурной деятельности ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (Россия, г. Белгород, ул. Королева, д. 7), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Харьковская, Е. В. Формирование толерантной культуры детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности / Е. В. Харьковская, Г. Н. Тутаева, Е. В. Мирошниченко // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 3. - С. 115-121. DOI: 10.15507/ Inted.080.019.201503.115
REFERENCES
1. Batrak Ya. A. Razvitiye tolerantnosti mladshikh Shkolnikov [Development of tolerance among primary school-aged children]. Bratsk, GIMNTS Publ., 2010, 97 p.
2. Bellak L. Test detskoy appercepcii (figury zhivotnykh) [Child apperception test (animal figures): a study aid]. St. Petersburg, IMATON Publ., 2005, 63 p.
3. Wolfov V. Z. Vospitaniye tolerantnosti: sushchnost i sredstva [Tolerance: the essence and means]. Vneshkolnik = Nonschool education. 2002, no. 6, pp. 12-16.
4. Lakotsenina T. P. Vospitatelnaya rabota v sovremennoy shkole. Vospitanie: ot formirovaniya k razvitiyu [Upbringing at a modern secondary school. Upbringing: from formation to the development]. Moscow, 2000, 192 p.
5. Slovar inostrannykh slov [The dictionary of foreign words]. Moscow Nauka Publ., 1993, 740 p.
6. Stepanov V. N. Vospitaniye v dukhe tolerantnosti [Upbringing in a spirit of tolerance]. Moscow, 2002, no. 2, pp. 61-66.
7. Trubina L. R. Tolerantnaya i intolerantnaya lichnost: osnovnyye cherty i otlichiya [Tolerant and intolerant personality: the main features and differences]. 2003, pp. 18-22.
8. Tilova H. H. Principy formirovaniya tolerantnosti [Principles of shaping tolerance]. Moscow, MGOUPubl., 2006, pp. 150-155.
9. Fedorenko L. G. Tolerantnost v obshcheobrazovatelnoy shkole [Tolerance in comprehensive secondary school]. Saint Petersburg, KARO Publ., 2007, 128 p.
10. Yaroshenko N. N. Socialno-kulturnaya deyatelnost: paradigmy, metodologiya, teoriya: monografiya [Socio-cultural activities: a paradigm, methodology, theory: monograph]. Moscow, MGUKI Publ., 2000, 204 p.
Submitted 22.01.15.
About the authors:
Kharkovskaya Elena Viktorovna, associate professor, Chair of Social and Cultural Activities, Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Korolev Str., Belgorod, Russia), Ph.D. (Pedagogy), [email protected]
Tutayevа Galina Nikolayevna, methodologist, Faculty of Socio-Cultural Activity and Library Science, Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Koroleva Str., Belgorod, Russia), [email protected]
Miroshnichenko Elena Vasilyevna, associate professor, Chair of Social and Cultural Activities, Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Korolev Str., Belgorod, Russia), Ph.D. (Pedagogy), [email protected]
For citation: Kharkovskaya E. V., Tutayeva G. N., Miroshnichenko E. V. Formirovaniye tolerantnoy kultury detey mladshego shkolnogo vozrasta sredstvami hudozhestvenno-tvorcheskoy deyatelnosti [Formation of tolerant culture among primary school-aged children by means of artistic and creative activity]. Integratsiya obrazo-vaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 115-121. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.115