Научная статья на тему 'Проблема становления толерантности младшего школьника в контексте поликультурной образовательной среды'

Проблема становления толерантности младшего школьника в контексте поликультурной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамышева Зуриет Зулькариновна

В статье рассматривается поликультурная образовательная среда, в которой становление толерантности младшего школьника является одним из основных условий самореализации культуры, подготовки нравственной, творческой личности. Раскрываются факторы формирования толерантности у учащихся начальной школы, определяются принципы и педагогические условия становления толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамышева Зуриет Зулькариновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема становления толерантности младшего школьника в контексте поликультурной образовательной среды»

УДК 373.3 ББК 74.202.21 М 22

З.З. Мамышева

Старший преподаватель кафедры психологии Адыгейского госуниверситета; E-mail: labbil@yandex. ru

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИ КУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассматривается поликультурная образовательная среда, в которой становление толерантности младшего школьника является одним из основных условий самореализации культуры, подготовки нравственной, творческой личности. Раскрываются факторы формирования толерантности у учащихся начальной школы, определяются принципы и педагогические условия становления толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: педагогика толерантности, поликультурная образовательная среда,

механизмы развития, ценностные ориентации, педагогические условия.

Z.Z. Mamysheva

Senior Lecturer of Psychology Department of the Adyghe State University; e-mail: labbil@yandex. ru

FORMATION OF TOLERANCE IN THE YOUNGER PUPIL IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract. The paper discusses the multicultural educational environment in which formation of tolerance in the younger pupil is one of the basic conditions of self-realization of culture and training of the moral, creative person. The author defines the formation factors of tolerance at pupils of elementary school and the principles and pedagogical conditions of formation of tolerance at younger schoolchildren in the multicultural educational environment.

Keywords: tolerance pedagogy, the multicultural educational environment, development

mechanisms, valuable orientations, pedagogical conditions.

Одной из основных задач современной школы Российской Федерации является нравственное воспитание младших школьников. Его важнейшим фактором становится культура. Многие исследователи отмечают, что молодежь не готова к освоению общечеловеческих и национально-культурных, духовно-нравственных ценностей и народных традиций (Е.П. Белозерцев, А.П. Валицкая, Б.Т. Лихачев, Е.Н. Шиянов). Наиболее благоприятные педагогические условия развития личности и формирования ее нравственности создаются в поликультурной образовательной среде.

В такой поликультурной среде, как убедительно утверждает философ и педагог А.П. Валицкая, «образование осознается... как культурный феномен, в котором совершается становление человека как биопсиходуховного существа, личности, способной адекватно ориентироваться в современном мире, понимать, оценивать и действовать в нем» [1, с. 107]. При этом учитывается, что основное содержание образования и воспитания младших школьников в поликультурной образовательной среде ориентировано национальной духовной культурой как составляющей мировой культуры. В основе таковой поликультурной образовательной среды находится проблема становления толерантности младшего школьника как компонента процесса активизации данной среды, которая выступает опосредующим звеном в системе отношений «культура - социум» и является одним из основных условий

самореализации культуры, подготовки нравственной, творческой личности.

Необходимость исследования феномена толерантности обусловлена социальной обстановкой, которая сложилась в обществе в настоящее время, где происходит не только изменение общественного строя, но и связанный с ним кризис коллективной ценностной идентичности и приятием новых возникающих ценностей. В подобных условиях возрастает роль поликультурной образовательной среды, призванной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности. Так, рассматривая механизмы развития толерантности младшего школьника в данной среде, можно привести примеры о функциональных возможностях воздействия различных видов искусства: искусство

говорения направлено на социализацию личности младшего школьника, выработку умения восприятия им различных взглядов, обогащаться опытом других людей, упорядочивая при этом собственный строй чувств и мыслей; искусство формирования способствует выработке ценностных ориентаций у младшего школьника, художественного вкуса, умения творческого духа и ценностных ориентаций, строить социальные отношения по законам красоты, формирует творческую активность, воплощающуюся в различных видах деятельности и др.

Методологической основой подобного исследования служит трактовка толерантности в рамках трех философских проблем - проблемы отношения Я и Ты, проблемы общения и вопроса о структуре общечеловеческих ценностей, где толерантность занимает одну из определяющих позиций.

В отечественной педагогике значение феномена толерантности усиливается в связи с ростом социального, этического и религиозного расслоения в поликультурной образовательной среде.

Возникает необходимость создания нового направления в отечественной педагогической науке - «педагогики толерантности» (В.А. Тишков), основное внимание которой было бы сосредоточено на исследовании сущности толерантности и путях ее внедрения в общественную практику как социальной нормы, социальной ценности и принципа межличностного и межгруппового взаимодействия.

В поликультурной образовательной среде школа как один из важнейших институтов воспитания предоставляет младшему школьнику мало возможностей для развития такого качества, как толерантность (терпимость).

Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. «Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», -говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конвенцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

В данном исследовании под толерантностью мы понимаем активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Считается, что наиболее эффективный механизм воспитания толерантности - изучение иных культур. На него и нацелено большинство международных образовательных программ, и на нем же зиждется вся политика ЮНЕСКО.

Дистанция между практикой воспитания толерантности и психологическими, педагогическими методами заставляет задумываться о создании принципиально нового механизма воплощения идеи толерантности в педагогический процесс.

В качестве механизмов развития толерантности исследователи предлагают:

- информирование, что подразумевает ознакомление младшего школьника с понятием толерантности, критериями и показателями; изучение данного явления с учётом развития человеческого общества и наук;

- развитие у младших школьников ценностных ориентаций, включающих в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности (равенства, сотрудничества, свободного выбора и ценностного самоопределения);

- формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия, имеющего в своей основе ознакомление с практическо-поведенческой стороной процесса формирования толерантности и самостоятельное нахождение учащимися начальной школы приёмов и способов душевно-духовного и делового общения [2, с. 5].

Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, раскрываются в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, Д.В. Зиновьева, Л.П. Ильченко,

О.Н. Исаковой, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, В.А. Петровского, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова и др. В исследованиях большинства перечисленных авторов делается акцент на социокультурных и этнических характеристиках толерантности.

Сущность толерантности как феномена образовательного процесса начальной школы отражается в понятии педагогической толерантности, содержательная сторона которого включает в себя признаки всех уровней, видов и форм толерантности, актуализированных в целостном педагогическом процессе, с учетом всего многообразия педагогических ситуаций.

Эффективное формирование толерантности у учащихся начальной школы в поликультурной образовательной среде состоит в создании следующих педагогических условий:

- построение образовательного процесса с приоритетом толерантного отношения к

детям;

- стимулирование исполнительской и творческой художественно-эстетической деятельности младших школьников;

- целенаправленное включение ребенка в художественно-эстетическую деятельность;

- обеспечение общения в контексте вариативно-диалоговой модели;

- развитие эмоционально-ценностной сферы ребенка.

Как видно из вышеперечисленных факторов формирования толерантности у учащихся начальной школы, понятие «толерантность» раскрывает его содержание, которое выявляет и определяет принципы и педагогические условия становления толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде.

Комплекс педагогических условий дополняется реализацией совокупности организационных форм учебно-воспитательной работы, характеризующих методическую сторону процесса формирования толерантности.

Развитие толерантности у младших школьников происходит на основе получения живых впечатлений, цельных представлений, адекватных понятий и верных суждений о себе самом и других. Одной из важных установок выступает «принцип создания особой атмосферы отношений в большом коллективе, в условиях которой каждый его член, независимо от выполняемой им роли, социального статуса, характера, темперамента, национальности, возраста, ценностных ориентаций, ощущал бы свою ценность и необходимость в едином, слаженном организме. Необходимо выстраивать добрые и открытые взаимоотношения, что и является основой культуры толерантности» [3, с. 94].

Через насыщение среды мероприятиями, связанными с проявлениями толерантности, происходит приобщение, освоение, усвоение и распространение опыта толерантного взаимодействия с Другими. Обучение навыкам диалогового общения, нахождения компромисса в споре, отстаивания своей позиции способствует выработке у учащихся начальной школы умения нейтрализовывать отрицательные тенденции и явления, угрожающие стабильности среды, поскольку поликультурная образовательная среда младших школьников является важным условием формирования личности, так как создаёт

актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность. Необходимо также учитывать, что «в условиях толерантной среды все участники образовательного процесса получают не только знания и информацию о толерантности, но, прежде всего, приобретают опыт жизни в открытом демократическом обществе, в котором свобода каждого развивать свою индивидуальность не ограничивается рамками неприятия, отчуждённости, враждебности, независимо от социокультурной принадлежности каждого участника» [2, с. 26].

Воспитание толерантного сознания крайне необходимо и может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства [4, с. 412]. Такое пространство реализуется через диалог, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора и др.

Известно, что поликультурная образовательная среда по сравнению с другими образовательными моделями обладает большим потенциалом для решения этих задач. Поликультурная образовательная среда рассматривается в разных аспектах: как феномен культуры, как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, как звено педагогической культуры, как новая информационная среда.

Однако практика показывает, что поликультурная образовательная среда может обеспечить становление и развитие как толерантного, так и интолерантного сознания учащихся, так как нередко ему не хватает именно толерантного компонента. Обучающиеся, погружённые в «агрессивное» образовательное пространство, многие факты осваиваемой ими культуры не могут воспринимать положительно. Причиной тому могут быть интолерантность сознания самого педагога, когда учащиеся начальной школы остаются один на один с изучаемой дисциплиной и др. Поэтому влияние среды необходимо взять под педагогический контроль. Именно поэтому в организации образовательного процесса ведущая роль должна принадлежать педагогическому управлению. Необходимо также отметить, что комплексное решение сложных задач возможно лишь при условии создания инновационных моделей управления, вобравших в себя не только наиболее ценный опыт поликультурного образования, но и современные средства эффективного менеджмента. Однако многие исследователи отмечают, что управленческий аспект наименее разработан [5].

Непосредственно на уровне реализации учебной деятельности задачи педагогического управления состоят в регулировании деятельности младших школьников путём создания ситуаций, способствующих проявлению сдержанности, уступчивости, терпимости. Педагогическое управление приобретает характер поддержки, рефлексии, актуализации толерантной оценки изучаемых учащимися начальной школы событий и фактов, а также толерантного поведения младших школьников.

На уровне личностных качеств младших школьников педагогические усилия способствуют превращению толерантности в стабильное качество личности. Для толерантного человека быть терпимым - это позиция и норма жизни. Осознание значимости толерантных моделей поведения, межличностного общения, фрагментов жизни и жизни в целом - всё это черты и признаки толерантного человека, и современный образовательный процесс не может не принимать их в качестве базовой педагогической стратегии.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальное образование поликультурно в том смысле, что оно наполнено ценностями разнородных культур, чтобы младшие школьники могли иметь возможность на основе объективной информации сформировать собственное суждение о явлениях данных культур. Роль педагога, на наш взгляд, должна заключаться в наблюдении и отслеживании восприятия обучающимися знаний о различных культурах и недопущении возможных искажений информации в сторону интолерантных воззрений.

Примечания:

1. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998. С. 105-106.

2. Пчелинцева И.Г. От интолерантности к толерантности в образовательной среде ВУЗа //

Вестник педагогических инноваций. 2006. № 3. С. 20-27.

3. Мирошниченко Л., Шарафеева А. Программа воспитания культуры толерантности в университете // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 94-97.

4. Фоменко В.Т., Абакумова И.В., Демченко И.В. Диалог культур в образовательном пространстве // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.): в 3 т. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. С. 412-414.

5. Пафова М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика. 2005. № 9. С. 72-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.