Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания'

Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2503
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CRITERIA / MARKS / LEVELS OF ECONOMIC EDUCATION FORMING / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевырева Татьяна Павловна

В данной статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Представлена методика определения уровня сформированности экономической воспитанности учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental Work on Junior Schoolchildren’s Moral Qualities Forming in the Process of Economic Education

This article considers the pedagogical experiment results of junior schoolchildren’s moral qualities forming in the process of economic education. The methods of defining the level of primary school pupils’ economic education are presented.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания»

УДК 373.034 ББК 74.200.53

Шевырева Татьяна Павловна

преподаватель г. Смоленск 8ЬеуугеуаТа1уапаРау1оупа

Lecturer

Smolensk

Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания Ехрепте^а1 Work оп Junior Schoolchildren’s Мога1 Оиа1Ше8 Forming in Ше Process of Economic Education

В данной статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Представлена методика определения уровня сформированности экономической воспитанности учащихся начальных классов.

This article considers the pedagogical experiment results of junior schoolchildren’s moral qualities forming in the process of economic education. The methods of defining the level of primary school pupils’ economic education are presented.

Ключевые слова: критерии, показатели, уровни сформированности экономической воспитанности, младшие школьники, экономическое воспитание.

Кеу words: criteria, marks, levels of economic education forming, junior schoolchildren, economic education.

В новых условиях социально-экономического развития нашего общества

особую актуальность приобретает экономическое воспитание подрастающего поколения. Экономическая подготовка учащихся во взаимосвязи с воспитанием нравственности должно стать важным направлением в системе учебновоспитательной работы современной школы, начиная с младших классов. Младший школьный возраст, являясь периодом интенсивного развития ребенка, создает благоприятные возможности для экономического воспитания, которое мы рассматриваем как одно из средств формирования нравственных качеств учащихся.

Формирование нравственных качеств в процессе экономического воспитания предполагает выработку и реализацию комплекса воспитательных воздействий, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям развития младших школьников. В связи с этим, основными методами и приемами эконо-

мического воспитания были избраны: пример взрослых (педагогов, родителей), убеждение, внушение; создание воспитывающих ситуаций, обращение к личному жизненному опыту учащихся; беседы на экономические и нравственные темы, экономические конкурсы, игры, турниры, утренники и др.

В процессе опытно-экспериментальной работы, основной целью которой являлась проверка на практике эффективности разработанной модели формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания и педагогических условий, способствующих её успешному функционированию, экономическое воспитание учащихся осуществлялось по следующим направлениям: в процессе обучения (курс «Юный экономист»); во внеклассной работе (экономические игры, конкурсы, викторины, экскурсии, общественно-полезный труд); в семье (при выполнении домашних обязанностей, поручений, распределении бюджета).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципальных общеобразовательных учреждений: средних школ № 7, 15 и 31 города Смоленска в период с 2007 по 2011 годы. В эксперимент были вовлечены учащиеся с 1-го по 4-й классы, их родители, учителя начальных классов.

Программа эксперимента включала в себя констатирующий этап, в ходе которого анализировалось состояние педагогической практики по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания в условиях общеобразовательной школы, определялся уровень сформированности экономической воспитанности первоклассников; формирующий этап, направленный на формирование нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания при использовании комплекса педагогических условий; контрольный этап, в ходе которого определялась степень эффективности проведенной работы.

Особое внимание при осуществлении экономического воспитания младших школьников было уделено констатирующему этапу эксперимента, так как от исходных данных зависела достоверность разработанной модели и результаты формирующего эксперимента. На данном этапе эксперимента использова-

лись такие методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Анкетирование учителей начальных классов с целью уточнения отношения их к экономическому воспитанию детей, понимания его необходимости в современных условиях и выявления реального состояния работы в этом направлении показало, что большая часть респондентов (76%) указала на необходимость осуществления экономического воспитания в начальном звене. Однако, только 8% педагогов осуществляют экономическое воспитание учащихся, используя в своей работе такие методы, как классные часы, беседы на экономические темы, анализ реальных жизненных ситуаций и др. И как следствие этого, в учебно-воспитательном процессе начальной школы уделяется недостаточное внимание формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания, что привело к низкому уровню состояния работы по данной проблеме.

Следующим направлением нашей работы на констатирующем этапе эксперимента было определение исходного уровня экономической воспитанности младших школьников. Для этого, на основе различных подходов к проблеме экономического воспитания и оценки его эффективности (Т.В. Боровикова, И.А. Сасова, С.Л. Чернер, Е. В. Щедрина и др.) [1, 3, 4, 5], были определены критерии и показатели уровней экономической воспитанности младших школьников: познавательный (определяет формирование элементарных экономических знаний, представлений); мотивационный (выявляет сформиро-ванность мотивации поведения и социально значимой деятельности); поведенческий (характеризует опыт нравственного поведения).

Эффективность реализации модели формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания проявляется в достижении определенного уровня экономической воспитанности. Были выделены три уровня для оценки сформированности экономической воспитанности младших школьников: низкий, средний, достаточный, составлены их стандартизированные характеристики.

Определить уровни экономической воспитанности младших школьников призваны критерии и показатели, отражённые в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица критериев и показателей экономической воспитанности младших школьников

Критерий Показатели критерия

Познавательный - Знание первичных экономических понятий и понимание необходимости их усвоения; - умение применять полученные знания на практике (рационально планировать работу, производить элементарный экономический расчёт в быту, анализировать простейшие экономические ситуации)

Мотивационный - Знание элементарных морально-этических норм, правил и образцов поведения в обществе; - формирование ценностных представлений (доброта, честность, справедливость, труд и т.д.), постепенное их присвоение; - наличие мотивации поведения и учебной деятельности

Поведенческий - Умение руководствоваться нравственными нормами в поведении и деятельности, аккуратно и добросовестно выполнять порученную работу, нести ответственность за результаты своего поведения и деятельности; - проявление нравственных качеств в учебе, труде, в повседневной жизни; - ценностное отношение к труду, природе

Для выявления уровня сформированности показателей познавательного критерия использовались методы беседы, наблюдения, тестирования. Анализ результатов показал, что большинство первоклассников обнаружили объём знаний, соответствующий низкому и среднему уровню, у них не сформированы интерес и ценностная мотивация учебной и социально значимой деятельности, большинство первоклассников имеют ограниченный опыт применения экономических знаний, так как они не были востребованы в различных видах деятельности учащихся.

Уровень сформированности мотивационного критерия мы определяли с помощью таких показателей, как сформированность знаний о нравственных качествах, формирование ценностных представлений, наличие социальнозначимых мотивов поведения. Были использованы такие методы, как наблюде-

ние, анкетирование, коллективные и индивидуальные беседы, изучение продуктов деятельности учащихся (творческие работы) [2]. В результате было установлено, что дети имеют, в основном, верное представление о нравственных качествах (трудолюбии, ответственности, справедливости, честности и др.), но у большинства учащихся многие из этих качеств не сформированы. Система ценностей у младших школьников только формируется, однако, результаты анкетирования показали, что для младших школьников высоко значимы такие ценности, как семья, здоровье, деньги. Преобладающими мотивами поведения, побуждающими детей к общественно полезной деятельности, явились ожидание хорошей оценки, похвалы, привлекательности деятельности.

Оценку сформированности показателей поведенческого критерия (умение руководствоваться нравственными нормами в поведении) мы производили на основе анализа анкет родителей учащихся, наблюдения за участием детей в различных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой). Анализ результатов показал, что сформированность показателей поведенческого критерия у детей контрольной и экспериментальной групп существенно не отличается и соответствует низкому и среднему уровням.

Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что уровень экономической воспитанности младших школьников является недостаточным: дети плохо владеют экономическими понятиями, затрудняются объяснить простейшие экономические явления, у них не сформированы мотивы, побуждающие к социально значимой деятельности, недостаточно проявляются в поведении нравственные качества (трудолюбие, ответственность, дисциплинированность и др.), не развиты ценностные представления и отношения к труду, природе.

Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили необходимость организации формирующего этапа эксперимента, основными направлениями которого явились: организация работы по реализации модели формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания, выявление динамики в уровнях сформированности экономической воспитанности учащихся посредством проведения промежуточного контроля.

Для эффективного функционирования модели формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания мы создавали определенные педагогические условия: обеспечивали интеграцию экономических знаний, убеждений и поведения; организовывали экономическое воспитание с учетом особенностей младшего школьного возраста; осуществляли взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных качеств учащихся в процессе экономического воспитания.

В итоге, на этапе промежуточного контроля, проведенного в конце третьего класса, нами были зафиксированы положительные результаты опытноэкспериментальной работы по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Качественный анализ критериев экономической воспитанности учащихся показал, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, возросли показатели достаточного уровня сформированности познавательного критерия экономической воспитанности, сформированность показателей мотивационного и поведенческого критериев у большинства учащихся находится на среднем уровне, отмечается уменьшение количества учащихся, имеющих низкий уровень сформированности показателей данных критериев.

Итоги эксперимента показали существенные отличия в результатах, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Динамика изменения уровней сформированности экономической воспитанности учащихся (рис. 1) наглядно показывает позитивные изменения формирования экономической воспитанности детей экспериментальной группы по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.

Сравнительный анализ данных, полученных перед началом и завершением эксперимента, показал, что в экспериментальной группе заметно улучшились результаты по всем критериям. Значительно возросло (на 38,5%) количество учащихся, обладающих достаточным уровнем сформированности экономической воспитанности. Произошло снижение числа детей с низким уровнем

сформированности экономической воспитанности (на 29,5%). Прирост количества учащихся, достигших достаточного уровня, намного выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что свидетельствует о положительных результатах опытно-экспериментальной работы.

Рис.1. Динамика уровней сформированности экономической воспитанности младших школьников в процессе экономического воспитания

В заключение следует отметить, что учащиеся экспериментальной группы осознают важность и необходимость экономических знаний и умений, владеют ими и применяют на практике (в играх, учебе, труде, в быту), у них проявляются нравственные качества в поведении и деятельности, они осознанно и критически воспринимают содержание информации, передаваемой различными СМИ, проявляют ценностное отношение к труду.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод, что разработанная нами модель формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания и педагогические условия её реализации способствуют обогащению экономических знаний учащихся, формированию убеждений, нравственной направленности в поведении и развитию у детей трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и других личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе.

Библиографический список

1. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников [Текст] / Т. В. Боровикова. - Соликамск, СГПИ, 1999. - 264с.

2. Монахов, Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика [Текст] / Н. И. Монахов. - М.: Педагогика, 1998. - 144с.

3. Сасова, И. А. Оценка социально-экономической подготовки школьников [Текст] / И. А. Сасова // Школа и производство. - 1998. - № 4. - С. 90-95.

4. Чернер, С.Л. Социально-экономическая подготовка учащихся общеобразовательной школы [Текст)] / С.Л. Чернер. - М., 1997. - 155с.

5. Щедрина, Е.В. Исследование экономических представлений у детей [Текст] / Е. В. Щедрина // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С.157-164.

Bibliography

1. Borovikova , T.V. Schoolchildren’ Economic Culture Forming [Text] / T.V. Borovikova. -Solikamsk: Solikamsk State Pedagogical Institute, 1999. - 264 p.

2. Cherner, S. L. Secondary School Children’s Socio-Economic Training [Text] / S. L. Cherner. - М., 1997. - 155 р.

3. Monakhov, N.I. Upbringing Effectiveness Study: Theory and Methods [Text] / N.I. Monakhov. - М.:Pedagogika, 1998. - 144 р.

4. Sasova, I. A. Estimation of Schoolchildren’s Socio-Economic Training [Text] / I. A. Saso-va // School and Production. - 1998. - № 4. - Р. 90-95.

5. Shchedrina, E. V. Investigation Children’s Economic Ideas [Text] / E.V. Shchedrina // Questions of Psychology. - 1991. - № 2. - Р. 157-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.