УДК 738.6 ББК 659
Боровикова Тамара Васильевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра управления Смоленский государственный университет г. Смоленск Borovikova Tamara Vasilievna Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of Management Smolensk State University Smolensk
Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников:
методологический подход The Relationship of Schoolchildren’s Economic and Moral Education: Methodological Approach
В статье рассматривается взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников, подходы к данному взаимодействию, определены механизмы взаимодействия и методологические позиции взаимосвязи экономического и нравственного воспитания школьников.
The article discusses economic and moral education of schoolchildren, approaches to the relationship of schoolchildren’s economic and moral education; determines the mechanisms of interaction and methodological positions of the relationship between economic and moral education of schoolchildren.
Ключевые слова: экономическое воспитание, нравственное воспитание, школьники, педагогический процесс, ценностно-деятельностный подход, методология.
Key words: economic education, moral education, schoolchildren, pedagogical process, value-and-activity approach, methodology.
Происходящие в России социально-экономические преобразования глубоко затронули духовную сферу общества, запустили сложный противоречивый процесс пересмотра жизненных ценностей и приоритетов. В этой связи становится значима педагогическая проблема формирования нравственных качеств подрастающего поколения. Эффективность хозяйственной деятельности напрямую зависит от того, насколько в современном обществе будут проявляться такие жизненно важные качества человека, как честность, порядочность, совестливость, сопереживание, доброта, милосердие.
Формирование нравственных основ личности предполагает разработку новых подходов к такой сфере, как экономическое воспитание, которое является одной из сторон воспитательного процесса и в настоящее время приобретает особую актуальность и практическую значимость. Экономическое воспитание неразрывно связано с подготовкой выпускников школы к жизни и труду в новых экономических условиях, способствует формированию их хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям, становлению и развитию ценностных ориентации. Однако экономическое воспитание как средство нравственного формирования личности не получило широкого распространения в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Несмотря на то, что существует довольно большое количество научных работ по проблемам экономического воспитания, малоизученными остаются проблемы взаимодействия экономического и нравственного воспитания учащихся.
В нашем исследовании мы исходим из общих положений о целях воспитания, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям инновационной экономики, задачам построения гражданского общества; воспитание нравственности, основанной на духовных традициях народов России, уважительного отношения к чужому мнению, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, доброжелательности и отзывчивости, бережного отношения к материальным и духовным ценностям, ценностного отношения к труду и его результатам; формирование системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, ценностных ориентации общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, навыков адаптации в динамично изменяющихся условиях. [7, 40] Таким образом, актуальность взаимосвязи экономического и нравственного воспитания подрастающего поколения подтверждается законодательной базой государства.
Для понимания и правильного решения проблемы взаимодействия нравственных качеств и экономического воспитания нам необходимо обратиться к
ряду фундаментальных понятий, имеющих непосредственное отношение к предмету нашего исследования: «воспитание», «нравственное воспитание», «нравственные качества», «экономическое воспитание».
С точки зрения теоретического и практического осмысления ценностных ориентиров современного воспитания, весьма важными нам представляются концептуальные положения Е.В. Бондаревской, рассматривающей воспитание как «социально обусловленный и педагогически управляемый процесс удовлетворения потребностей личности в свободном саморазвитии, общества - в нравственных людях, государства - в достойных гражданах» [4, 125], И.А. Колесниковой о том, что «воспитание может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения младшему, но как глубинное межчеловеческое взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия» [6, 77]. Таким образом, воспитание - это целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру [2, 107].
Нравственные качества определяются внутренней необходимостью выполнять моральные требования и определенным образом мотивируют социальную деятельность: они побуждают человека к действиям в соответствии со своими нравственными установками и моральными требованиями общества; выступают как определенный психологический механизм усвоения общепринятых норм, благодаря которому личность постепенно начинает воспринимать общественные потребности как свои собственные. Поэтому они напрямую связаны со взглядами, мотивами, потребностями, оценками, поведением, то есть входят в структуру личности.
Функция воспитания нравственных качеств состоит во внесении в сознание учеников знаний о моральных нормах и принципах, осознанной необходимости формирования и развития нравственных ориентации. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы преобразовать знания в личные убеждения, сформировать навыки нравственного поведения.
В научной литературе понятие «экономическое воспитание», несмотря на его широкую распространенность, до сих пор не имеет однозначного значения и общепринятой трактовки.
А.Ф. Аменд, И.А. Сасова рассматривают экономическое воспитание, как «формирование у членов общества знаний, умений, навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, поведения и деятельности, которые соответствуют принципам и нормам социалистического хозяйствования» [3, 12].
Ряд ученых под экономическим воспитанием понимают «...овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике...» (А.Я. Автономов, В.К. Розов, П.Б. Шемякин и др.) [2, 53].
Таким образом, общим выводом для ученых исследователей является то, что экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, сознания, формирует экономические знания, умения, определенные качества, необходимые личности в будущей экономической деятельности.
С учетом того, что нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, и в том числе экономической, можно утверждать, что экономическое воспитание не может быть по-настоящему эффективным без рассмотрения нравственно-этических сторон экономической деятельности человека. В современных условиях необходим новый подход к разработке понятия «экономическое воспитание». Процесс экономического воспитания должен быть ориентирован на формирование нравственных качеств личности.
Процесс формирования нравственных качеств учащихся становится эффективнее, если имеется возможность и необходимость проявлять эти качества в деятельности. Только будучи включенным, в систему деятельности и ценностных отношений к миру, природе, другим людям, самому себе человек становится нравственной личностью.
Данные положения послужили основанием для рассмотрения экономического воспитания школьников с позиций ценностно-деятельностного подхода.
На основе данного подхода мы посчитали возможным сформулировать дефиницию понятия «экономическое воспитание» с позиции ценностнодеятельностного подхода. По нашему мнению, экономическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на усвоение экономических знаний, воспитание уважительного отношения к труду, основанного на осознании личной и общественной ценности труда, становление нравственных убеждений и поведения, способствующих формированию трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и других личностных качеств, проявляющихся в опыте нравственного поведения школьников.
Таким образом, экономическое воспитание мы рассматриваем в неразрывном единстве с нравственным воспитанием. В этом состоит замысел нашего методологического подхода.
Необходимость в единстве решать задачи экономического и нравственного воспитания возросла на современном этапе социально-экономического развития нашего общества. В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, девальвации традиционных нравственных ценностей, роли труда как основного средства в достижении жизненного успеха приобретает исключительно важное значение, поскольку нравственная подготовка молодежи к участию в рыночных отношениях, формирование моральных качеств как уважительное отношение к труду, ответственность, дисциплинированность помогает противостоять корысти, эгоизму, наживе, потребительству, иждивенчеству и обеспечит высоконравственную основу экономического воспитание личности.
Необходимой основой для формирования нравственных качеств личности являются ее ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, установок, убеждений и мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации являются элементом внутренней структуры личности и закреплены ее жизненным опытом, способствуют отграничению всего значимого и существенного для данного че-Вестник ЧГПУ112012 24
ловека от всего остального. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества.
В связи с этим мы применяем к понятию «экономическое воспитание» категорию «ценность», что составляет основу нашего методологического - ценностно-деятельностного подхода.
Большинство авторов рассматривают ценности как особую «форму отражения в сознании человека предметов и явлений, которая раскрывает их возможности для удовлетворения его потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности» [8, 7].
Рассматривая понятие «ценность» применительно к экономическому воспитанию, можно определить ценности, как феномены, лежащие в основе формирования первичных установок личности, выступающие в качестве механизма социально-психологической регуляции поведения, экономических отношений, деятельности и сознания.
Особенностью формирования ценностных ориентации личности в процессе экономического воспитания является объективный процесс усвоения ею ценностей образа жизни и их превращения в содержательные элементы её ценностных представлений.
По нашему мнению, взаимодействие нравственного и экономического воспитания школьников проявляется в уровне их экономической воспитанности. Под экономической воспитанностью нами понимается интегративное качество личности, характеризующееся наличием экономических знаний (об экономике семьи, школы, родного города, края), ценностных ориентации, нравственных качеств (трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и др.) и проявляющееся в опыте нравственного поведения и деятельности.
Таким образом, одной из важных задач экономического воспитания школьников является формирование у них опыта нравственного поведения, присвоение которого осуществляется активным путем на основе экономических знаний и убеждений в процессе деятельности учащихся. Чтобы знания пе-
решли в убеждения, а затем нашли отражение в поведении учащихся, необходима практическая деятельность, способствующая их осознанию и закреплению в делах и поступках.
Одним из факторов социальной среды в современных условиях, оказывающих сильное воздействие на личность школьника, являются средства массовой информации. Использование потенциала СМИ (телевидения, радио, периодической печати, Интернета) в экономическом воспитании детей дает возможность расширять экономические представления ребенка, формировать его способности ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, вырабатывать стойкую нравственную позицию к «ложным» ценностям и идеалам.
Взаимодействие школы и семьи является важным условием формирования нравственных качеств школьников в процессе экономического воспитания. По нашему мнению, взаимодействие этих воспитательных институтов должно строиться на основе сотрудничества, которое предполагает взаимопонимание, стремление к установлению связи на основе единства цели, задач, содержания, согласованности воспитательных воздействий.
Так в процессе формирования ценностных представлений происходит соединение нравственных знаний учащихся с накопленным жизненным опытом. Необходимо, чтобы этот опыт расширялся, и на его основе осуществлялось приобщение школьника к общечеловеческим ценностям, формировалось у них адекватное этим ценностям поведение. В связи с этим задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы учащиеся, усваивая нравственные знания, нормы и правила поведения, систематически подкрепляли это в практических делах и поступках, вырабатывая нравственные привычки, которые постепенно становились бы их жизненной потребностью, а в будущем устойчивым качеством личности.
Библиографический список
1. Абросинов, В.Н. Экономическая культура школьников [Текст] / Обеспечение экономической подготовки через структуру нравственного восприятия в учебном процессе // Управление школой: Приложение к газете 1 сентября. - Москва. - 1999. - № 29.
Вестник ЧГПУ112012 26
3. Аменд, А.Ф. Взаимоотношение школы, семьи и общественности в экономическом восприятии детей: методические рекомендации [Текст] / А.Ф. Аменд. - Челябинск: ЧПГУ, 1987. - 17 с.
4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000. - 351 с.
5. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - Спб.: Петрополис, 2005. - 205 с.
6. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Текст] / И.А. Колесникова. - Спб.: Детство-пресс, 2001. - 288 с.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ Народное образование. - Москва. - 2010. - № 1. -С. 39-46.
8. Никандров, Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания [Текст] /
Н.Д. Никандров // Мир образования - Образование в мире. - Москва. -2003. - № 3. - С. 3-18.
9. Петрова, В.И. [и др.] Азбука нравственного взросления: пособие для практ. работы [Текст] / В.И. Петрова [и др.]. - Спб.: Патер, 2007. - 302 с.
Bibliography
1. Abrosinov, V.N. The Economic Culture of Pupils [Text] / Provision of Business Training Through the Structure of Moral Perception of the Educational Process // School Governance: Supplement to the Newspaper on September One - M., 1999 - No 29.
2. Amend, A.F. The Relationship of the School, Family and Community in the Economic Upbringing of the Children: Methodical Recommendations [Text] / A.F. Amend. - Chelyabinsk: ChSPU Publishing House, 1987. - 17 p.
4. Bondarevskaya, E.V. Theory and Practice of Personality Oriented Education [Text] / E.V. Bondarevskaya. - Rostov-on-Don: Bulat, 2000. - 351 p.
5. Kagan, M.S. Philosophical Theory of Value [Text] / M.S. Kagan. - SPb.: Pe-tropolis, 2005. - 205 p.
6. Kolesnikova, I.A. The Pedagogical Reality: Experience of the Interscientific Reflection [Text] / I.A. Kolesnikova. - SPb.: Childhood-Press, 2001. - 288 p.
7. Nikandrov, N.D. Values as a Basis of Socialization and Education [Text] / N.D. Nikandrov / World in the Education - Education of the World. - Moscow, 2003.
- No 3. - P 3-18.
8. Petrova V.I. [et al.]. The Alphabet of the Moral Growing Plural: The Rant for Practical Works / V.I. Petrova [et al.]. - SPb.: Peter, 2007. - 302 p.
9. The Concept of the Spiritually and Moral Development and Education of the Person Citizen of Russia [Text] / National Education. - Moscow, 2010. - No 1.
- P 39-46.