УДК 37.034 ББК 74.200.53
Шевырева Татьяна Павловна
преподаватель г. Смоленск Shevyreva Tatyana Pavlovna Lecturer Smolensk
Нравственно-экономическое воспитание младших школьников в образовательном процессе Junior Schoolchildren’s Moral-Economic Upbringing in the Educational Process
Настоящая статья посвящена вопросам нравственно-экономического воспитания младших школьников. Рассматривается образовательный процесс в начальной школе, его возможности для формирования нравственноэкономической воспитанности с позиции общечеловеческих ценностей, предлагаются педагогические условия нравственно-экономического воспитания.
The article deals with the problems of moral-economic upbringing of junior schoolchildren. The educational process at an elementary school, its possibilities for moral-economic upbringing forming are regarded in this article from the position of human values; pedagogical environmental complex of moral-economic upbringing is offered.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностные представления, нравственные качества личности, нравственно-экономическое воспитание.
Key words: values, valuable orientations, valuable ideas, moral qualities of personality, moral-economic upbringing.
Происходящие в России социально-экономические изменения глубоко затронули духовную сферу общества, вызвали сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей.
В связи с постоянным усложнением социально-экономических отношений обострились противоречия, особенно между культурой (как общечеловеческой ценностью) и изменившимися ценностными ориентациями. На второй план отходят нравственные и моральные основы развития личности, уступая место потреблению, которое часто превращается в самоцель. Личность, деятельность которой определяется только потреблением, не может быть свободной и созидающей новые ценности. На формирование нравственных качеств личности оказывают влияние информационно-технологический бум, телевидение, радиовещание, высокий уровень технологий, свобода перемещения и нравственного выбора. Произошла духовная трансформация как школьников, так и молодежи
в целом: сложился не потребитель подлинной культуры, становящийся одновременно её творцом и носителем, а «человек-потребитель» рыночных услуг.
В связи с этим требуется выведение проблемы экономического воспитания учащихся на принципиально новый уровень, где ведущей идеей становится обращение к человеку, подготовка его к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики, формирование у молодежи экономической культуры, которая будет способствовать осуществлению эффективной экономической деятельности и позволит оценивать данную деятельность с позиции не только экономической целесообразности, но и нравственной ценности.
Сегодня проблема ценностей в системе образования и воспитания приобрела важное социальное и нравственное значение.
Само понятие «ценность» - категория философская, но в настоящее время оно уже вышло за пределы одной науки и широко применяется в других областях знаний. Понятия «ценность», «ценностная ориентация» трактуются в научной литературе, словарях и др. источниках многообразно, в их качественной характеристике, относящейся к личности.
Большинство авторов рассматривают ценности как особую «форму отражения в сознании человека предметов и явлений, которая раскрывает их возможности для удовлетворения его потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности» [2, с.219]. Данное понятие указывает на личностный смысл для индивидов отдельных предметов и явлений действительности.
Для нашего исследования определяющим является понятие ценностей, которое дает Б.Т. Лихачев.
Ценности имеют большое мировоззренческое значение, они раскрывают особый аспект отношений человека к миру, позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Являясь ядром духовного мира человека, объединяющие чувства, мысли, волю, ценности выполняют функции внутреннего регулятора, ориентира поведения людей, обусловливают предпочтение в стремлениях и желаниях, влияют на выбор средств деятельности [3]. В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и ста-Вестник ЧГПУ5'2009 176
бильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях, как духовных идеях, заключенных в понятия, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры.
Особенностью формирования ценностных ориентаций личности в процессе экономического воспитания является объективный процесс усвоения ею ценностей образа жизни и их превращения в содержательные элементы её ценностных представлений. Такой процесс можно разделить на три последовательно связанных этапа.
На первом этапе на основе собственного индивидуального опыта личности, происходит осознание тех или иных ценностей и образование на этой основе определенных ценностных представлений эмпирического характера с низкой целенаправленностью регулятивного процесса. Однако целостные представления уже совпадают с внутренними устремлениями к учебе, труду, работе и др.
Динамика второго этапа выражается в движении от ценностных представлений к чертам целенаправленного, регулятивного процесса. Регулятивными факторами на данном этапе являются непосредственное воспитательное воздействие, объективные условия жизни, микросреда.
Основой третьего этапа усвоения ценностей является деятельность. Субъективный аспект сущности человека выражен в личных внутренних его отношениях к объективным условиям своего бытия, которое проявляется в деятельности.
Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек её ясно осознал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризована личностью, представляет момент внутреннего существования, когда индивид может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий. Та или иная ценность становится объектом потребности личности в том случае, если осуществляется целенаправленная деятельность по организа-
ции, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость её осознания и оценки личностью.
Таким образом, экономическое воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
В научной педагогической литературе существуют разные подходы к понятию «экономическое воспитание», но общим выводом для ученых исследователей (А.Ф.Аменда, Т.В.Боровиковой, Л.П.Куракова, Б.Т.Лихачева, И.А. Сасо-вой, В.А.Товстик и др.) является то, что экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирует нравственные и деловые качества, образующиеся в экономической деятельности, общественной активности и способствует формированию экономической культуры личности.
В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Т. В. Боровиковой, которая определяет главную цель экономического воспитания как создание условий для формирования экономических ценностных знаний, убеждений, потребностей и поведения, а в целом как формирование экономической культуры личности для ее дальнейшей успешной социализации в современном обществе [2].
В настоящее время актуализировалась проблема гармонизации прагматических и этических основ экономической деятельности, т. к. стало очевидным, что эффективность хозяйственной деятельности напрямую зависит от того, насколько в социально-экономических отношениях будут проявляться такие нравственные качества, как доброта, милосердие, совесть, честность, ответственность. Именно нравственно-этические категории способны обеспечить действенное функционирование экономических основ. Назрела необходимость уделять внимание нравственной стороне экономической подготовки учащихся с учетом сложившихся социально-экономических условий.
Проблема взаимосвязи экономического и нравственного воспитания стала предметом внимания многих ученых: Т.В.Боровиковой, В.Д.Попова, В.К. Розова, И.А.Сасовой, Б.П.Шемякина и др., которые считают, что у школьников необходимо развивать такие личностные качества, как социабильность и комму-
никативность, чувство собственной ценности, убежденности в собственной способности к результативному действию, успешности.
Таким образом, можно утверждать, что в теории и практике современного экономического воспитания наметилась тенденция к его взаимосвязи с нравственным становлением личности. Но в целом нравственный аспект экономического воспитания школьников остается сегодня недостаточно разработанным. В наибольшей степени это относится к экономической подготовке младших школьников. Но младший школьный возраст, являясь периодом активной социализации, одновременно является сензитивным для нравственного становления личности. Экономическое воспитание не может быть по-настоящему эффективным без рассмотрения нравственно-этических сторон экономической деятельности человека. Особенно важно учитывать это в процессе экономического воспитания младших школьников, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации, нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.
Одним из важных показателей, характеризующих нравственную сферу личности, является отношение учащихся к труду. Сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха - важная задача, стоящая перед школой. Поэтому формирование ценностного отношения к труду является важным аспектом нравственноэкономического воспитания.
Нравственно-экономическое воспитание понимается нами как целостный педагогический процесс формирования нравственно-экономической воспитанности, представляющий собой присвоение экономических знаний и нравственно-ценностных ориентаций, направленный на гармонизацию нравственных и экономически значимых качеств личности, способствующий социальной адаптации школьников в современном обществе.
Анализ научно-педагогической литературы и педагогического опыта показал, что проблеме нравственно-экономического воспитания детей младшего школьного возраста уделяется недостаточное внимание. В связи с этим, про-
блема нашего исследования определяется противоречием, состоящим, с одной стороны, в необходимости нравственно-экономического воспитания уже в начальной школе, вызванное потребностями общества в личности не только экономически грамотной, но и высоконравственной, а с другой - в недостаточной теоретической и практической разработанности данной проблемы.
В качестве основного метода исследования процесса нравственноэкономического воспитания младших школьников мы избрали метод моделирования, так как он помогает систематизировать знания об изучаемом процессе, подсказывает пути их целостного описания, намечает связи между компонентами.
Исходной для построения модели послужила теоретическая посылка, что нравственно-экономическое воспитание младших школьников - основное условие формирования экономической культуры.
Предлагаемая нами модель охватывает процесс от приобретения экономических знаний, умений и навыков, развития экономически значимых качеств личности, потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций до проявления экономической культуры в поведении и деятельности (рис.1).
В связи с тем, что в нашем исследовании исходной целью является определение и научное обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих нравственно-экономическое воспитание младших школьников, проектируемая модель призвана обеспечить:
- целостный характер процесса воспитания;
- использование всех возможностей образовательного процесса школы для осуществления нравственно-экономического воспитания младших школьников;
- выбор наиболее эффективных форм, методов и средств нравственноэкономического воспитания детей младшего школьного возраста.
Методологическим основанием для проектирования модели нравственноэкономического воспитания избран системный подход, который предполагает синтез трех компонентов: познавательного, нравственно-ценностного и поведенческого.
Познавательный компонент реализуется как при изучении общеобразовательных дисциплин, так и курса «Юный экономист».
Вестник ЧГПУ 5'2009 180
Нравственно-ценностный компонент предполагает формирование на базе экономических знаний нравственных убеждений, гуманистических жизненных установок, ценностных ориентаций, которые в дальнейшем находят отражение в мотивах личности и реализуются в ее практической деятельности.
школьников в образовательном процессе
Предложенная нами модель позволяет определить последовательность и содержание основных этапов процесса нравственно-экономического воспитания младших школьников, разработать педагогические основы данного процесса, что позволит достичь цели - формирование экономической культуры для успешной социализации школьников в современных условиях.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] /А.Г.Асмолов. - М.: МГУ. 1992. - 367с.
2. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников [Текст] / Т.В.Боровикова, - Соликамск, СГПИ. - 1999. - 264 с.
3. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей [Текст] / Б.Т.Лихачев. - Самара, 1999. -58с.
4. Никандров, Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий [Текст] / Н.Д.Никандров. - М.: Пед. общество Россия, 2000.- -289с.
Bibliography
1. Asmolov, A. Psychology of Personality [Text] / Asmolov - M: Moscow State University. 1992. - 367 p.
2. Borovikova, T. Pupils’ Economic Culture Formation [Text]/Borovikova - Solikamsk, Solikamsk State Pedagogical Institute, 1999. - 264 p.
3. Likhachev, B. Introduction into Theory and History of Educational Values [Text] / Likhachev - Samara, 1999. - 58 p.
4. Nikandrov, N. Russia: Socialization and Upbringing on the Millenia Boundary [Text] / Ni-kandrov - Moscow: Pedagogical Society Russia, 2000. - 289 p.