ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Л. Н. Захаренко
DEVELOPMENT OF PUPILS' ECONOMIC CULTURE IN CONTEMPORARY SCHOOL Zakharenko L. N.
The article is devoted to the actual problem of schoolchildren's economic culture development. The basic notions revealing the given process, conditions and criteria of its effectiveness are substantiated.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования экономической культуры школьников. В ней обосновываются основные понятия, раскрывающие данный процесс, а также условия и критерии его эффективности.
Ключевые слова: экономическая культура, экономическое образование и воспитание, критерии формирования экономической культуры.
УДК 371.128.1
В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в формировании экономической культуры школьников. Этим обусловлена необходимость организации экономического обучения и воспитания в общеобразовательной школе. В последние годы в российской школе интенсивно используются новые образовательно-воспитательные технологии, рассматриваются инновационные подходы к осуществлению образовательной и воспитательной работы в данном направлении.
Сущность экономической культуры в целом, ее место в системе общей культуры и теоретико-методологические основы формирования раскрывают Л. И. Абалкин,
В. Н. Абросимов, Е. В. Анкудинова, Т. В. Боровикова, Л. Н. Пономарев, В. Д. Попов, А. К. Уледов и др. Направления развития экономической культуры анализируются в работах В. П. Личканова, Б. А. Райзберга, Л. Е. Эпштейна и др. Общие вопросы теории и методики экономического образования и воспитания школьников, экономической культуры личности раскрываются в научных трудах Ю. К. Васильева, И. А. Мельничук,
Н. П. Рябининой, И. А. Сасовой, Б. П. Шемякина и др. Экономическое воспитание как важнейшая составная часть экономической культуры, неотъемлемое условие ее форми-
рования рассматривается в исследованиях А. Ф. Аменда, Л. П. Куракова, А. С. Прут-ченкова, В. К. Розова, Г. Л. Смирнова и др. Необходимость непрерывного экономического воспитания и образования отмечают в своих работах Г. С. Агошкова, Л. Б. Азимов, И. В. Липсиц, П. П. Лузан, И. А. Сасова. Критический анализ достижений и недостатков опыта экономического воспитания в общеобразовательной школе представлен в работах В. С. Автономова, А. В. Бояринцевой, Н. В. Новожиловой, В. А. Полякова, Е. Г. Щетинина и др. Собственно педагогические аспекты экономического воспитания и образования школьников рассматривают в своих исследованиях Ю. К. Васильев,
Н. Я. Клепач, Л. Е. Эпштейн.
Обобщение современных научных исследований, анализ педагогического опыта позволяют сделать вывод, что процессы экономического образования и воспитания -это единое целое, объединенное одной стратегической целью, поэтому освоение экономических знаний, формирование убеждений и навыков, потребностей и поведения должны характеризоваться единством, несмотря на протяженность и разделение на этапы.
Как показывает проведенный нами теоретический анализ, и в самой теории, и в практике педагогической работы используются такие понятия, как «экономическое образование», «экономическое воспитание», «обучение экономике». При этом они употребляются часто тождественно, заменяя друг друга, что не всегда объективно отражает искомое содержание деятельности по формированию экономической культуры личности.
Опираясь на проведенный нами теоретический анализ, мы придерживаемся следующего понятийно-логического ряда.
Экономическое образование - обязательная часть общего образования, основной целью которой является формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.
Обучение экономике - конкретнопрактическая составляющая экономического образования (его средства, путь получения), представляющая собой совместную целена-
правленную деятельность педагогов и учащихся, в ходе которой последними осуществляется освоение содержания экономического образования. Важнейшими компонентами обучения экономике являются: содержание экономического образования (в обобщенном виде - экономическая компетенция), технология и методика обучения экономике.
Экономическое воспитание - часть воспитания, основной целью которого является формирование качеств, характеризующих современную «экономическую» личность (экономическая, социально-эко-
номическая культура, экономическое мышление) и обеспечивающих ей успешное функционирование в экономической сфере жизнедеятельности. Наиболее актуальной характеристикой современного экономического воспитания должно стать соотнесение экономической культуры (в качестве составляющей) с нравственной (в качестве базовой) основой в соответствии с аксиологическим подходом (2).
Экономическое образование и экономическое воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ, семейной и производственной экономике, составляют экономическую подготовку в школе. Она преследует цели усвоения учащимися элементарных экономических знаний и умений, формирования современного экономического мышления, сознательного включения в социальноэкономические отношения и соответствующую практическую деятельность. Углубленная экономическая подготовка в условиях общеобразовательной школы осуществляется путём факультативных занятий, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешкольному образованию по профессиям, связанным с маркетингом, менеджментом, банковским и биржевым делом и т. д.
Что касается понятия экономической культуры школьников, то ее сегодня правильнее представлять как часть общечеловеческой культуры, которая обусловливает экономическую компетенцию, то есть спо-
собность личности успешно реализовать различные социальные роли как субъекта и объекта экономических отношений, обеспечивающую «ориентацию в современной рыночной экономике, участие в ней не только в качестве объекта - потребителя, но и субъекта - предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т. д.» (4).
С учетом такой - компетентностной -трактовки экономическая культура должна включать 3 компонента: когнитивный (совокупность экономических знаний, умений, навыков), операциональный (способы практического применения, действия в экономических отношениях, участие в экономической жизни) и аксиологический (экономические ценности в их соотнесении и непроти-воречии с общечеловеческими ценностями).
При проектировании формирования экономической культуры школьников мы учитывали, прежде всего, уровневый принцип, который предполагает два уровня экономической подготовки школьников.
I уровень (базовый, 1-9 классы). Целью является подготовка к жизни в современных условиях, профориентация. Основные задачи: формирование первоначальных представлений об окружающем мире, усвоение основных экономических понятий, законов, умение употреблять экономические термины, анализировать и проектировать экономические явления и процессы, умение работать с источниками экономической информации, применение полученных знаний.
II уровень (профильный, 10-11 классы) предусматривает более глубокое знакомство с теорией экономической науки, историческими предпосылками современных экономических процессов. Учащиеся овладевают начальными навыками профессии (банковское, бухгалтерское дело, менеджмент, делопроизводство и т. д.). Экономическое образование 10—11-х классов отличается вариативностью и определяется типом учебного заведения, его специализацией, первоначальной подготовкой учащегося.
Кроме того, проектирование формирования экономической культуры школьников позволило определить нам основные
компоненты данного феномена как системы и процесса.
Компонентами системы формирования экономической культуры школьников являются: назначение системы, ее структура, структура управления системой, кадровое обеспечение, характеристика учащихся, нормативно-правовое и финансовое обеспечение, материально-техническая база.
Компонентами процесса формирования экономической культуры школьников являются: цели и задачи, принципы, содержание, методы (приемы, средства), формы. Таким образом, педагогическое проектирование представляет собой отбор компонентов и элементов в соответствии с целью, определение связей и отношений между ними, что направлено на формирование экономической культуры.
Определение эффективности экспериментальной деятельности по формированию экономической культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы потребовало детального вычленения критериев и показателей.
Если рассматривать экономическую культуру на уровне личности, то в литературе выделяются следующие ее показатели: знания (когнитивный компонент); умения (содержательно-операционный); самооценка (оценочно-рефлексивный); общение (коммуникации).
Также в качестве показателей экономической культуры выделяют: экономические знания, умения и навыки, интеллект, способы и формы общения людей в процессе их социально-экономических действий и отношений. Кроме того, в литературе рассматриваются критерии составных компонентов экономической культуры. Так, например, выделяются показатели экономического образования на основе его задач: в сфере обучения - основы знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умения экономической (трудовой, предпринимательской) деятельности; в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономи-
ческого поведения; в сфере мотивации -наличие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремление к цивилизованному предпринимательству.
Отдельно рассматриваются компоненты такой составляющей экономической культуры, как экономическое сознание. Так, выделяются: когнитивный компонент экономического сознания (экономическое
мышление и представления) личности; эмоциональный компонент экономического сознания (эмоционально-оценочное отношение личности к экономическим условиям жизнедеятельности, своей деловой активности, деньгам, собственности, доверия к организациям), удовлетворенность доходом, материальным благополучием, предпринимательской деятельностью; психологические и социальные регуляторы экономического поведения (социальные установки на различные формы экономического поведения, экономические нормы, интересы, ценности, притязания личности, мотивация).
Исходя из конечного результата формирования экономической культуры личности - экономически культурно развитого человека, - также выделяются критерии ее сформированности. Это наличие критического экономического мышления. Основой критического экономического мышления личности является понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений как в рамках экономической системы своей страны, так и между различными типами экономических систем других государств.
Критическое экономическое мышление не есть лишь результат овладения курсом экономики и другими учебными дисциплинами. Оно формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь.
Другим показателем экономически культурной личности являются умения реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации, а для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.
Одним из показателей экономически культурной личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт. Экономическими навыками называются такие действия личности, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически. В экономической деятельности к полезным навыкам можно отнести работу на компьютере, расчеты, анализ хозяйственной деятельности, разработку бизнес-плана, подсчет нормы и массы прибыли, определение размеров налогов, составление домашнего бюджета и т. д. Определенные навыки необходимы и для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы и т. д.
Способность человека выполнять определенную экономическую деятельность или отдельные экономические действия на базе экономических навыков называется экономическим умением. Например, даже продавцу на рынке, не говоря уже о конструкторе, менеджере и т. п., нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы, рисковать, вдумчиво вести себя на торгах и т. п.
Повторяющийся определенный уровень экономических навыков и умений есть не что иное, как опыт, который приобретается в результате практической деятельности.
Исходя из этого, можно сказать, что экономическая культура проявляется в наличии у человека функциональной экономической грамотности, в знании основ хозяйственной жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в целом.
В рамках нашего исследования мы выделили следующие показатели, которые отражали эффективность проделанной работы по формированию экономической культуры учащихся в общеобразовательной школе: уровень экономических знаний, экономические умения и навыки, мотивация достижения, творчество, уровень коммуникабельности, уровень социальной активности, уровень субъективного контроля, нравственные ценности.
Для изучения этих показателей нами применялась батарея методик.
Экономические знания, умения и навыки изучались с помощью критериальноориентировочных тестов по обучающим программам.
Уровень воспитанности школьников изучался с помощью специальной методики, направленной на выявление меры соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации целей и задач воспитательной работы школы. В процессе диагностики выделяются следующие составляющие воспитанности: интеллектуальный уровень (отношение к знаниям): эрудиция; культура речи; логика и операциональность мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, доказательность, аргументированность, самостоятельность в суждениях); нравственная направленность интеллекта (нравственные мотивы в позиции и поведении); мировоззрение: понимание целостности и единства развития человека, природы и общества; осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности; понимание духовно-
нравственных ценностей и морали как универсальной формы общественного сознания и бытия; готовность и стремление следовать морали в системе отношений с окружающим миром; готовность к личностному и профессиональному самоопределению; человечность: доброта и сострадание как качество личности вообще; доброта и сострадание к
семье, близким, друзьям; щедрость к слабым, больным, нуждающимся; стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем, без применения насилия; неприятие безнравственного поведения; ответственность: долг по отношению к обществу; долг перед родителями и старшими; Родине; долг по отношению к себе; долг по отношению к природе; гражданская позиция: осознание прав и обязанностей человека в обществе; социальная активность; следование закону, уставу школы; уважение государственных символов и власти; бережное отношение к истории и культуре своего народа; признание равенства полов и людей разных национальностей; доминирование мотивов общественного долга; характер: обязанность, единство слова и дела; мужество, честность, справедливость; честь и достоинство; умение понимать и прощать; осознание собственной активной роли в становлении характера; понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека; потребность и умение отстаивать свои взгляды на научной основе.
Для изучения общественной активности мы использовали методику, составленную Е. Н. Степановым (3). Для выявления ценностных ориентаций мы использовали методику М. Рокича, основанную на прямом ранжировании списка ценностей. С целью изучения творческой активности учащихся использовалась методика, предложенная М. И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б. С. Али-шевым, Л. А. Воловичем (1).
Выборка в ходе эксперимента составила 276 учащихся (была осуществлена на основе контент-анализа документации общеобразовательных учреждений - школ города Ставрополя: МОУ лицея № 8 и МОУ СОШ № 28, участвующих в эксперименте.
Сравнительные результаты, демонстрирующие динамику основных показателей экономической культуры в ходе эксперимента, представлены в сводных таблицах 1-3.
Таблица 1
Сравнительные результаты сформированности когнитивного компонента экономической компетенции школьников в ходе эксперимента
Уровень экономических знаний, умений и навыков
Высокий Хороший Средний Низкий
В начале В конце В начале В конце В начале В конце В начале В конце
Средний показатель, в % 14,5 18,8 38,8 59,8 43,5 21,4 3,2 0
Примечание. Цифры в таблице показывают количество респондентов (в % от общего числа), имеющих соответствующий уровень освоения экономических знаний, умений и навыков.
Таблица 2
Сравнительные результаты изучения уровня активности учащихся в жизнедеятельности социально-экономической направленности
Активность учащихся
высокая хорошая средняя низкая не проявляется
В начале В конце В начале В конце В начале В конце В начале В конце В начале В конце
Среднее значе- ние 15,2 22,8 22,1 28,6 48,2 37,3 9,8 4,3 4,0 0,4
Таблица 3
Результаты изучения уровня воспитанности (аксиологический компонент экономической компетенции)
№ п/п Показатели уровня воспитанности Этап эксперимента Среднее значение
1. Отношение к знаниям В начале 3,5
В конце 3,6
2. Отношение к труду В начале 3,2
В конце 3,3
3. Отношение к природе В начале 2,90
В конце 2,93
4. Отношение к обществу В начале 3,2
В конце 3,4
5. Отношение к прекрасному В начале 3,1
В конце 3,2
6. Отношение к себе В начале 3,8
В конце 4,0
Средний показатель уровня воспитанности В начале 3,3
В конце 3,4
Анализ результатов, представленных в таблице 1, свидетельствует, что в ходе реализации программы эксперимента у школьников значимо изменились экономические знания, умения и навыки, составляющие основу когнитивного компонента экономической компетенции. Наибольшие изменения произошли в группах, имеющих «высокий» и «хороший» уровни: увеличилось количество школьников, имеющих системные знания, умения и навыки, обеспечивающие возможность успешно действовать в производственно-экономической сфере, обладающих экономически сознанием, способных отражать экономические отношения, осмысленно использовать законы экономики.
Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет сделать вывод, что в процессе реализации программы эксперимента, направленной на формирование экономической культуры у учащихся, повысился уровень их активности в жизнедеятельности социально-экономической направленности (операциональный компонент экономической компетенции). Применение «хи-квадрат» критерия для определения изменений, произошедших в ходе эксперимента в каждой выделенной группе, позволяет говорить об их значимости (%2= 14,54 при р<0,001).
Результаты, полученные при изучении уровня воспитанности школьников, позволяют заключить, что наибольшие изменения произошли в отношении учащихся к обществу и к самому себе.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд общих выводов.
У учащихся повысился уровень экономических знаний, умений и навыков. Также повысился уровень общественной активности. Увеличилось количество учащихся, которые являются инициаторами и организаторами большинства дел в классе, служат примером в выполнении общественных поручений, требуют добросовестного отношения к ним своих одноклассников, настойчиво берутся и мобилизуют других на выполнение целей и задач ученического коллектива.
В ходе эксперимента у учащихся повысился уровень развития коммуникативных склонностей, повысилось стремление к
коммуникативной деятельности, инициативность, самостоятельность, стремление к отстаиванию своего мнения, настойчивость в деятельности.
Внедренная нами в экспериментальных школах программа по формированию экономической культуры способствовала изменению ценностных ориентаций школьников. У учащихся наметилась тенденция к осознанию своей значимости, ответственности за свои поступки, позволяющей самостоятельно осуществлять выбор жизненного пути. При этом в качестве инструментов достижения успехов и реализации жизненных планов учащиеся выделяют образование, умение отстаивать свою точку зрения, но при этом не унижать мнения другого. Также в ходе эксперимента у учащихся изменилось отношение к обществу и к самим себе.
Все это в целом отражает позитивную динамику изменений, произошедших в составляющих экономической культуры (когнитивной, операциональной, ценностной) и позволяет заключить, что разработанная и внедренная нами программа эксперимента является эффективной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Сфера, 2000. -128 с.
2. Кульневич С. В. Педагогика личности. От концепций до технологий. - Ростов-н/Д.: Учитель, 2001.
3. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М.: Сфера, 2004.
4. Степанов С. В. Методическая работа в условиях реализации компетентностного подхода в образовании. Монография. - Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - С. 23.
Об авторе
Захаренко Людмила Николаевна, Ставропольский государственный университет, соискатель кафедры теории и практики управления образованием. Сфера научных интересов - экономическая культура школьников и условия ее формирования, модернизация содержания общего образования, воспитательные системы современной школы.