КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 11 • ноябрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
Формирование экономической культуры в общеобразовательной школе с учетом региональных аспектов
Гайрбеков М.С. 1
1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Будущее отечественной экономики и степень цивилизованности рынка финансов во многом зависят от экономической грамотности населения нашей страны. Так как будущее России будет формироваться молодежью, необходимо акцентировать внимание на формирование экономической культуры у старшеклассников в условиях тесного сотрудничества государства с образовательными учреждениями. Большинство родителей учеников общеобразовательных учреждений чутко относятся к тому, что изучают их дети. То есть, внедряя экономическую культуру в общеобразовательные учреждения, мы повышаем экономическую грамотность родителей учеников. В статье представлен обзор исследований отечественных авторов в области формирования экономической культуры и определены мероприятия, рекомендуемые к реализации в общеобразовательных школах Чеченской Республики с учетом региональных аспектов с целью формирования экономической культуры старшеклассников.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая культура, экономическое образование, экономическое воспитание
Creation of economic culture
at comprehensive school taking into account regional aspects
Gayrbekov M.S. 1
1 Chechen State Pedagogical University, Russia
введение
В современных условиях формирования новой полицентричной международной системы возникают новые угрозы экономической безопасности страны. В результате усложнения международных отношений новые вызовы внешней среды побуждают отечественных экономистов к поиску наиболее эффективных путей смягчения или нивелирования угроз экономической безопасности страны. Глобализация финансовых потоков способствует развитию внутригосударственных социальных процессов, которые, в свою очередь, повышают ее интен-
сивность. Особое внимание в международной экономике уделяется вопросам обеспечения благосостояния населения, его духовного и интеллектуального развития, увеличения инвестиций в человеческий потенциал.
Конкурентоспособность национальной экономики во многом определяется уровнем экономической культуры ее субъектов: фирм, домохозяйств и населения. В процессе экономического воспитания формируется экономическая культура, являющаяся необходимым компонентом для существования человека в современной действительности. В этой связи разработка и организация мер по популяризации и пропаганде экономических знаний приобретает особую роль в формировании экономической культуры населения нашей страны. Однако только выпуски научно-популярных тематических теле- и радиопрограмм, посвященных раскрытию экономических вопросов, проведение открытых лекций для массовой аудитории не решат задачу системного экономического образования населения.
Реанимация ликбеза по примеру советского опыта в условиях рыночной экономики обойдется государству довольно дорого. В данной ситуации наиболее приемлемым путем является организация обучения основам экономики в школах. Родители учащихся, особенно младших классов, чутко относятся к материалу, преподаваемому их детям в школах. Тем самым преподавание основ экономики в школах вызовет интерес у родителей обучающихся и позволит в некоторой степени приобщить к познанию области экономики старшее поколение.
Целью исследования является выработка путей формирования экономической культуры старшеклассников с учетом региональных особенностей для адаптации
ABSTRACT:_
The future of domestic economy and the degree of civilization of the financial market largely depend on the economic literacy of the population of our country. Since the future of Russia will be shaped by young people, we need to focus on the creation of economic culture among high school students in conditions of close cooperation of the State with educational institutions. Most parents of students of general education institutions are sensitive to what their children learn. That is, by introducing economic culture in general education institutions, we increase the economic literacy of student's parents. The article provides a review on the research of domestic authors on creation of economic culture. We outline the measures recommended for implementation in the general schools of the Chechen Republic, taking into account regional aspects with a view of creation economic culture of high school students.
KEYWORDS: economic culture, economic education
JEL Classification: A00, A20, A29 Received: 30.10.2017 / Published: 30.11.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gayrbekov M.S. (vernemsya0mail.ru)
CITATION:_
Gayrbekov M.S. (2017) Formirovanie ekonomicheskoy kultury v obscheobrazovatelnoy shkole s uchetom regionalnyh aspektov [Creation of economic culture at comprehensive school taking into account regional aspects]. Kreativnaya ekonomika. 1 1. (1 1). - 1 123-1 132. doi: 10.18334/ce.11.11.38455
выпускников школ Чеченской Республики к современным социально-экономическим условиям.
Объектом исследования выступает передовой отечественный и зарубежный опыт формирования экономической культуры в общеобразовательной школе.
Логика исследования представляет собой обзор передового отечественного опыта формирования экономической культуры в школе и опыта исследователей Республики Казахстан. В итоге выработаны меры по формированию экономической культуры в общеобразовательных школах Чеченской Республики.
Самостоятельным объектом изучения проблема экономического воспитания стала в начале второй половины двадцатого века. В девяностые годы прошлого века в России также стала появляться учебная литература, посвященная экономике как самостоятельному предмету в общеобразовательной школе. Среди современных отечественных авторов можно выделить таких ученых, как: Е.А. Ануфриева, В.А. Бутова, В.Н. Воронков, Т.Е. Джагаева, В.И. Донцова, А.Ш. Досбенбетова, Л.Н. Захаренко, Н.Г. Игнатьева, Э.Р. Торсунова и др.
В настоящее время возможности изучения основ экономики в общеобразовательной школе ограничены спецификой учебного плана и рамками регионального школьного компонента. Современное экономическое воспитание в школе происходит в рамках дисциплины «Обществознание». Некоторые экономические понятия изучаются в рамках дисциплины «Технология». Учащиеся решают математические задачи экономического содержания, получают знания экономического характера, обсуждая на занятиях достижения в таких науках, как химия, физика и биология. Таким образом, происходит фрагментарное, несистемное, хаотичное обучение школьников экономике.
Включение дисциплины «Экономика» в учебные планы общеобразовательных школ, по нашему мнению, также не является окончательным решением проблемы формирования экономической культуры школьников. Стоит отметить, что дискуссия об оплате труда школьников между педагогами и родителями продолжается на педагогических советах школ. Неоплаченный труд создает неверную картину экономических отношений для школьника. Экономическое воспитание направлено на умение самостоятельно анализировать экономическую ситуацию в стране и принимать рациональные решения в сложившейся ситуации. Поиск эффективных методов и источ-
ОБ АВТОРЕ:_
Гайрбеков Магомед Сайдахматович, кандидат экономических наук, и.о. заведующего кафедрой «Экономика и управление в образовании» (vernemsya0mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гайрбеков М.С. Формирование экономической культуры в общеобразовательной школе с учетом региональных аспектов // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 11. - С. 1 123-1 132. Сок 10.18334/се.11.11.38455
ников финансирования экономического воспитания является актуальным вопросом современной экономической мысли, так как в этом заинтересованы и педагоги, и обучающиеся, и их родители [5] (Dontsova, 2017).
Экономическое воспитание - часть воспитания, основная цель которого заключается в формировании качеств, характеризующих современную экономическую личность, которая также обеспечивает ее успешное функционирование в экономической сфере жизнедеятельности.
Экономическая культура учащихся это часть общечеловеческой культуры, которая обусловливает способность личности успешно реализовывать различные социальные роли субъекта и объекта экономических отношений.
Показателями экономической культуры выступают: экономические знания основных экономических категорий и закономерностей, умения и навыки применять знания на практике, интеллект, разнообразие способов и форм общения людей в процессе их социально-экономической деятельности и экономическое сознание. Так, выделяются: когнитивный компонент экономического сознания личности, эмоциональный компонент экономического сознания, психологические, социальные регуляторы экономического поведения и наличие критического экономического мышления. В процессе диагностики Л.Н. Захаренко выделяет следующие составляющие воспитанности: интеллектуальный уровень, мировоззрение, человечность, ответственность, гражданская позиция и характер [8] (Zakharenko, 2009).
Основополагающим показателем сформированности экономической культуры в общеобразовательной школе является когнитивная готовность к определению будущей профессиональной специализации, которая позволяет ориентироваться в поиске необходимых сведений и в решении экономических задач [13] (Torsunova, 2012).
Экономическая культура личности и общества зависит от трех составляющих: знаний, нравственных начал и эстетических ценностей [3] (Voronkov, 2013).
По мнению Э.Р. Торсуновой, система экономического образования в общеобразовательной школе предполагает наличие двух уровней. При этом первый уровень осуществляется с первого по девятый классы. На данном этапе формируются первоначальные представления об окружающем мире, происходит знакомство с основными экономическими понятиями, законами, формируется умение владеть экономической терминологией, школьники анализируют и проектируют экономические явления и процессы. Второй уровень осуществляется в десятом и одиннадцатом классах. В рамках старшей школы происходит более углубленное знакомство с экономической теорией и историей. На втором уровне обучение экономике связано с понятием вариативности дисциплины и зависит от типа образовательной организации.
Система экономического образования общеобразовательной школы стремится подготовить выпускников со сформированной экономической культурой, способных адаптироваться к нынешним социально-экономическим условиям. Экономическая культура способствует лучшей ориентации учащегося в изменяющемся мире, помо-
гает осуществлять верный выбор в условиях ограниченности ресурсов и генерирует альтернативы их использования.
По Э.Р. Торсуновой, элементами экономической культуры старшеклассников являются: когнитивный элемент, операционально-деятельностный компонент, кре-ативно-деятельностный компонент, эмоционально-ценностный компонент, личностный компонент [11] (Torsunova, 2013). Что касается учащихся младших классов общеобразовательных школ, то в формировании их экономической культуры важную роль играет система их отношений со взрослыми и сверстниками [4] (Dzhagaev, 2017).
Одним из требований современной израильской педагогической практики является способность приспосабливаться ко всем изменениям в окружающей жизни, которая непрерывно развивается и изменяется, что требует совершенствования и образовательного процесса, и системы управления образовательной организацией [10] (Salkha, 2016).
По мнению Е.А. Ануфриева, которое подкреплено социологическим опросом, проведенном в г. Волгограде, создание бизнес-школы для учащихся общеобразовательных школ в форме дополнительного образования является эффективной формой обучения навыкам предпринимательской деятельности. Для образования детей приглашались специалисты в области финансового образования, детские психологи и учителя начальных классов [1] (Anufrieva, 2015).
Образовательный успех финских школ связан с особенностями национального мировоззрения и трудовой этикой [2] (Butova, 2014). Содержание экономического образования должно отражать социальные и территориальные особенности. Формирование экономической культуры учащихся на основе этнорегиональных особенностей представляется как построение содержания и процесса экономического образования и воспитания школьников с учетом факторов социально-экономического развития конкретного региона, экономического менталитета, культурно-исторических ценностей народа, традиций, обычаев и других проявлений педагогической культуры этносов, отражающихся в хозяйственно-культурной жизни местного населения.
По мнению А.Ш. Досбенбетовой, первая ступень в формировании экономической культуры в школе относится к начальному образованию (1-4 классы). На этом этапе реализуется принцип преемственности в социально-экономической подготовке учащегося в его семье и общеобразовательной школе посредством использования воспитательного потенциала и возможностей семьи. Для формирования мотивации к учебной и трудовой деятельности учащихся на примере казахских школ применяются дидактические возможности народного фольклора, игры, положительный пример родителей, приобщение детей к ведению домашнего хозяйства.
Когнитивный компонент экономической культуры целенаправленно формируется в процессе изучения школьниками таких дисциплин, как «Основы финансовой грамотности», «Технология», с включением этнорегиональных особенностей в содержание образовательных программ и учебного материала.
На втором этапе в формировании экономической культуры стимулируется интерес подростков к участию в семейном бизнесе и к овладению народными ремеслами путем кружковой и иных форм внеклассной работы под руководством народных умельцев. Предпрофильная подготовка учащихся ориентируется на местные хозяйственные запросы.
Третья ступень формирования экономической культуры предполагает профильное обучение (11-12 классы). Старшеклассники овладевают экономическими знаниями, отобранными с учетом этнорегиональных особенностей конкретного региона. Формирование экономической культуры старшеклассников происходит на базе систематизированных представлений об экономическом развитии местности, в которой ученик растет. Анализу подвергается место и роль региона проживания старшеклассника в мировом экономическом сообществе.
Учеников можно активно вовлекать в деятельность школьного предприятия, где они смогут овладевать умениями и навыками практической экономической деятельности. Таким образом, это помогает сформировать экономически значимые качества личности, такие как предприимчивость, хозяйственность, организованность, бережливость и т.д. Целью учебно-воспитательной работы, направленной на формирование экономической культуры учащихся, становится социальный опыт нравственно-экономических отношений:
а) знание и умение применять на практике понятие и законы экономической науки;
б) осознание идей нравственно-экономических ценностей;
в) формирование направления экономического развития своего региона;
г) осуществление прогноза своего профессионального будущего [6] (По$ЬепЬе1оуа, 2012).
Изучение массового педагогического опыта общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники не готовы к труду в современных социально-экономических кондициях. Формы и методы воспитательной работы, используемые сегодня в общеобразовательной школе, не обеспечивают эффективную подготовку в области экономики.
Привитие интереса к предпринимательской деятельности станет эффективным, если учащиеся начнут заниматься практической экономической деятельностью.
Н.Г. Игнатьева важным условием формирования экономической культуры старшеклассников считает развитие их организаторской и деловой культуры [9] (Ignateva, 2007). Экономическая культура определяется способностью к социально-профессиональной адаптации личности и развитием общей культуры личности [12] (Torsunova, 2010).
Несовпадение теоретических и эмпирических знаний вызывает в сознании учащегося противоречия, переориентируя экономическое мышление в хозяйственный опыт [7] (Dosbenbetova, 2012Ь).
В силу вышесказанного, мы предлагаем к реализации практикум «Учебное предприятие» в одной из общеобразовательных школ г. Грозного.
Нормативно-правовой базой для организации деятельности школьного мини-предприятия являются следующие документы: статья 26 Гражданского Кодекса Российской Федерации о «Дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет», а также приказ общеобразовательной организации об открытии учебного практикума «Учебное предприятие».
Практикум направлен на формирование у учеников умения оперировать денежными средствами, с момента их получения за работу и до момента их разумной траты. Учебное предприятие может специализироваться на выпуске таких товаров, как: изделия декоративно-прикладного искусства, национальная одежда, сувениры и предметы домашней утвари. Учащиеся проходят все этапы формирования сначала общества с ограниченной ответственностью, а потом акционерного общества. Учащиеся организуют проведение учредительного собрания, формируют учредительные документы, производят эмиссию и реализуют акции, организуют управление и производство, сбыт продукции и в итоге - распределение дивидендов.
Вначале участники учебного предприятия исследуют рынок и на основе анализа спроса начинают выпускать продукцию в объеме, соответствующем величине спроса. Учебное предприятие управляется Советом, в состав которого входят директор и руководители подразделений, отвечающие за финансы, работу с персоналом, производство продукции и маркетинг.
Совет учебного предприятия организует и координирует работу школьных мастерских, кружков, досуг учащихся, выпуск школьной газеты, организацию ярмарки, работу школьного киоска. Денежные средства, вырученные учебно-трудовыми группами, идут на выплату поощрений школьникам за труд и на другие нужны. Здесь важен не сам факт передачи денежной суммы, а приобретение учащимися в результате деятельности жизненного опыта. Такое обучение школьников повышает экономическую компетентность старшеклассников и их конкурентоспособность. Посредством учебного предприятия учащиеся реально включаются в полный цикл рыночных отношений: производство - распределение - обмен - потребление. Учебное предприятие выступает своеобразной бизнес-лабораторией в рамках общеобразовательной школы.
Заключение
1. В результате проведения мероприятий по формированию экономической культуры в общеобразовательной школе ожидается, что у школьников значимо повысится уровень экономических знаний, умений, навыков и общественной активности. Ожидается, что в процессе реализации эксперимента у обучающихся будет развиваться склонность к коммуникации, повысится стремление к коммуникативной деятельности, инициативность и самостоятельность.
2. В процессе выработки содержания учебно-воспитательных мероприятий по формированию экономической культуры учащихся общеобразовательных школ необходимо ориентироваться на региональные факторы и национальное своеобразие,
обусловленные уровнем экономического развития, спецификой культуры и менталитетом.
3. Реализация практикума «Учебное предприятие» в одной из общеобразовательных школ г. Грозного даст возможность диагностировать динамику уровня экономической культуры до и после внедрения указанного практикума.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ануфриева Е.А. Разработка методического сценария бизнес-школы для младших школьников как инновационного подхода к решению проблемы формирования экономической культуры личности ребенка и повышения доли частного предпринимательства в России // Инноватика-2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. 2015. - с. 536-540.
2. Бутова В.А. Социально-экономические факторы влияния на качество школьного
образования Финляндии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 2. - с. 20-22.
3. Воронков В.Н. Формирование экономической культуры у курсантов высшей воен-
ной школы // Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста: материалы II Международной научно-практической конференции. / отв. редактор Е.В. Прысь. - 2013. - с. 236-242.
4. Джагаева Т.Е. Формирование экономической культуры в начальных классах в условиях национального региона (на примере республики Южная Осетия) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 1. - с. 21-25.
5. Донцова В.И. Экономическое воспитание в современных российских школах //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3. - с. 3437.
6. Досбенбетова А.Ш. Поэтапное формирование экономической культуры школьни-
ков с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 1(45). - с. 150-154.
7. Досбенбетова А.Ш. Экономическая деятельность как важнейшее условие формиро-
вания экономической культуры школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2(46). - с. 149-153.
8. Захаренко Л.Н. Формирование экономической культуры учащихся в современной
школе // Наука. Инновации. Технологии. - 2009. - № 3. - с. 141-147.
9. Игнатьева Н.Г. Преемственность в формировании экономической культуры уча-
щейся молодежи в системе «Школа-ВУЗ» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 32. - с. 292-296.
10. Салха Э. Внутренний маркетинг как концептуальное основание развития организационной культуры школы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - № 5(96). - с. 99-103.
11. Торсунова Э.Р. Мониторинг формирования экономической культуры обучающихся в системе «Школа - Колледж- Вуз». - Пермь: Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 196 с.
12. Торсунова Э.Р. О проблеме мониторинга формирования экономической культуры в системе «Школа - Колледж - Вуз» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - с. 188-202.
13. Торсунова Э.Р. О роли мониторинга в развитии экономической культуры обучаемых в системе «Школа - Колледж - Вуз» // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 3. - с. 92-96.
REFERENCES:
Anufrieva E.A. (2015). Razrabotka metodicheskogo stsenariya biznes-shkoly dlya mladshikh shkolnikov kak innovatsionnogo podkhoda k resheniyu problemy formirovaniya ekonomicheskoy kultury lichnosti rebenka i povysheniya doli chastnogo predprinimatelstva v Rossii [Development of a methodical scenario for business school for young schoolchildren as an innovative approach to solving the roblem of shaping child's economic culture and increasing the share of private entrepreneurship in Russia]Innovatika 2015. 536-540. (in Russian). Butova V.A. (2014). Sotsialno-ekonomicheskie faktory vliyaniya na kachestvo shkolnogo obrazovaniya Finlyandii [Social and economic factors influencing the finnish school education quality]. Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. (2). 20-22. (in Russian). Dontsova V.I. (2017). Ekonomicheskoe vospitanie v sovremennyh rossiyskikh shkolakh [Economic education at modern russian school]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2 (3). 34-37. (in Russian). Dosbenbetova A.Sh. (2012). Ekonomicheskaya deyatelnost kak vazhneyshee uslovie formirovaniya ekonomicheskoy kultury shkolnikov [Economic activity as the most important condition for creating economic culture of schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. (2(46)). 149-153. (in Russian).
Dosbenbetova A.Sh. (2012). Poetapnoe formirovanie ekonomicheskoy kultury shkolnikov s uchetom etnoregionalnyh osobennostey Kazakhstana [Phased development of economic culture of schoolchildren, taking into account the ethnoregional features of Kazakhstan]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. (1(45)). 150-154. (in Russian). Dzhagaeva T.E. (2017). Formirovanie ekonomicheskoy kultury v nachalnyh klassakh v usloviyakh natsionalnogo regiona (na primere respubliki Yuzhnaya Osetiya) [Formation of economic culture in the elementary grades under national region (on the example of the republic of south ossetia)].Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. (1). 21-25. (in Russian).
Ignateva N.G. (2007). Preemstvennost v formirovanii ekonomicheskoy kultury uchascheysya molodezhi v sisteme «Shkola-VUZ» [Continuity in shaping economic culture of students in the system "School-High School"]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 11(32). 292296. (in Russian).
Salkha E. (2016). Vnutrenniy marketing kak kontseptualnoe osnovanie razvitiya organizatsionnoy kultury shkoly[Internal marketing as a conceptual basis for development of school's organizational culture]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. (5(96)). 99-103. (in Russian).
Torsunova E.R. (2010). O probleme monitoringa formirovaniya ekonomicheskoy kultury v sisteme «Shkola - Kolledzh - VUZ» [On the Monitoring Problem of Economic Culture Forming in "School - College - Higher Educational Institution" System]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (12). 188-202. (in Russian).
Torsunova E.R. (2012). O roli monitoringa v razvitii ekonomicheskoy kultury obuchaemyh v sisteme «Shkola - Kolledzh - VUZ» [The role of monitoring in the development of economic culture of trainees in the system "School - College -High School"]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. (3). 92-96. (in Russian).
Torsunova E.R. (2013). Monitoring formirovaniya ekonomicheskoy kultury obuchayuschikhsya v sisteme «Shkola - Kolledzh - VUZ» [Monitoring the development of economic culture of trainees in the system "School - College -High School"] Perm: Izdatelstvo: Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya vysshego professionalnogo obrazovaniya «Permskiy institut ekonomiki i finansov». (in Russian).
Voronkov V.N. (2013). Formirovanie ekonomicheskoy kultury u kursanto
v vysshey voennoy shkoly[Development of economic culture among students at military academies] Creation of legal, interethnic, religious and professional culture of a modern specialist. 236-242. (in Russian).
Zakharenko L.N. (2009). Formirovanie ekonomicheskoy kultury uchaschikhsya v sovremennoy shkole[Development of students' economic culture in modern school]. Science. Innovation. Technologies. (3). 141-147. (in Russian).