Научная статья на тему 'Поэтапное формирование экономической культуры школьников в условиях 12-летного образования'

Поэтапное формирование экономической культуры школьников в условиях 12-летного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ECONOMICAL CULTURE / ECONOMICAL EDUCATION / ECONOMICAL UPBRINGING / CONTENT OF EDUCATION / ETHNOREGIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна, Жапбарова Гульмира Амангельдиевна, Ортаева Акмарал Сапаралиевна

В статье автор приводит определение понятия «экономическое образование учащихся» и рассматривает основные принципы содержания экономического образования. Основной акцент делается на принцип учета этнорегиональных особенностей в процессе формирования экономической культуры учащихся. Автором изложено краткое содержание экономического образования и воспитания учащихся на каждой ступени школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна, Жапбарова Гульмира Амангельдиевна, Ортаева Акмарал Сапаралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUAL FORMATION OF ECONOMIC CULTURE STUDENTS IN THE 12-YEAR EDUCATION

In the article there is a definition of “economical education of pupils” and main principles of economical education content. Main accent is the principle of power regional peculiarity account in process of forming economical culture of pupils. The paper presents the content of the formation of economic culture of students taking into account peculiarities of Kazakhstan ethnoregional at all cekels of schooling.

Текст научной работы на тему «Поэтапное формирование экономической культуры школьников в условиях 12-летного образования»

УДК: 372.8:330

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ 12-ЛЕТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Ш. Досбенбетова, Г.А. Жапбарова, А.С. Ортаева

Аннотация. В статье автор приводит определение понятия «экономическое образование учащихся» и рассматривает основные принципы содержания экономического образования. Основной акцент делается на принцип учета этнорегиональных особенностей в процессе формирования экономической культуры учащихся. Автором изложено краткое содержание экономического образования и воспитания учащихся на каждой ступени школы.

Ключевые слова: экономическая культура, экономическое образование, экономическое воспитание, содержание образования, этнорегиональные особенности

GRADUAL FORMATION OF ECONOMIC CULTURE

STUDENTS IN THE 12-YEAR EDUCATION

A. Dosbenbetova, G. Japbarova, A. Ortaeva

Abstract. In the article there is a definition of "economical education of pupils" and main principles of economical education content. Main accent is the principle of power regional peculiarity account in process of forming economical culture of pupils. The paper presents the content of the formation of economic culture of students taking into account peculiarities of Kazakhstan ethnoregional at all cekels of schooling.

Keywords: economical culture, economical education, economical upbringing, content of education, ethnoregional features.

Реализация Послания президента РК Н.А. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» [1] требует от школы воспитания человека, способного ориентироваться в условиях рынка, быть конкурентоспособным для продолжения образования и профессиональной деятельности. Для этого необходимо создание целостной системы формирования экономической культуры учащихся в общеобразовательной школе, объединяющей в себе экономическое образование, экономическое воспитание во внеклассной работе и экономическую деятельность. В то же время, смена экономических отношений, медленное приспособление определенной части населения к условиям рынка обусловливаются характером нашей системы образования, которая дала детям больше фундаментальных теоретических знаний, нежели практических умений и навыков, необходимых в реальной жизни. Экономическая культура выпускников школ и самих учителей и родителей остается на неудовлетворительном уровне; преобладают иждивенческие настроения у определенной части молодежи. Причиной является низкий уровень экономических знаний, слабый учет региональных условий и этнокультуры в экономическом образовании и воспитании. С этих позиций становится особенно актуальным формирование экономической

культуры школьников с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана.

На необходимость учета этнорегиональных особенностей в процессе формирования экономической культуры школьников обращали внимание ученые К.Ж. Аганина [2], Е.В. Анкундинова [3], Э.И. Калиева [4], В.П. Ермаков [5], Т.Ч. Тебиева [6] и др. Интерес ученых к данной проблеме объясняется, прежде всего, поиском новых путей экономического развития, ростом национального самосознания, потребностей и возможностей изучения и использования богатого культурно-исторического наследия этносов, способов их хозяйственно-экономической деятельности. В то же время, на волне инновационного режима развития школы педагоги-практики больше ориентируются на зарубежные технологические разработки, не принимая во внимание дидактические возможности идей народной педагогики в экономическом воспитании подрастающего поколения, не учитывая особенности национальной и региональной экономики страны.

Такая ситуация в педагогической теории и практике общеобразовательной школы требует определения приоритетных направлений, разработки концептуальных основ использования этнорегиональных особенностей Казахстана в процессе экономического образования и воспитания учащихся как действенного

механизма повышения их экономической культуры.

Методология предлагаемой нами концепции строится на системном подходе, который дает возможность рассмотреть феномен

экономической культуры через призму категории общего, особенного и частного.

Общее выступает как диалектическое единство материальной и духовной культуры. В экономической культуре можно отметить черты общего. Экономическую культуру можно рассматривать как один из компонентов общей культуры. Экономическая культура

«пронизывает» все общество: как его структурные единицы - материальное, духовное, социальное и интеллектуальное воспроизводство и обеспечивающие их системы (выступая при этом в виде общественных продуктов их деятельности) производства, обмена,

распределения и потребления. Экономическая культура современной личности обусловлена такими важными процессами, происходящими в самой структуре общества: с одной стороны, наблюдаются глобализация,

интернационализация, конвергенция различных социально-экономических систем,

диверсификация производства, нарастание международной конкуренции, рост социальных и экономических рисков в сфере хозяйствования, с другой - недооценка собственного исторического опыта в сфере хозяйственных взаимоотношений.

Таким образом, встает проблема социальной ответственности, социально-экономической компетентности, формировании адекватной реалиям времени экономической культуры личности в контексте современной хозяйственной практики.

Особенное связано с условиями жизнедеятельности человека в экономической системе, отличающейся своими региональными особенностями.

В нашей Республике происходят огромные перемены в хозяйственно-экономической деятельности; страна вступила на путь развития рыночной экономики. В процессе экономического воспитания учащихся необходимо учитывать региональные

особенности экономики страны. Региональная экономика представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого определятся множеством форм. Основными ракурсами рассмотрения являются два направления: первое, трактующее регион как структурную единицу в рамках мирового хозяйства (мирохозяйственный и

геополитический подходы) - в нашем случае это Казахстан, и второе, характеризующее его как

структурную единицу внутри суверенного государства (территориально-

воспроизводственный подход) - в нашем исследовании - это Южный Казахстан. В каждом регионе обычно складывается специфический комплекс условий жизнедеятельности. Он формируется под влиянием таких факторов, как сфера обслуживания, уровень жилищного благоустройства, бытовой обеспеченности и т.д. Специфические условия местного производства, его техническая оснащенность, структура и характер рабочих мест, сочетаясь с национальными и культурными традициями, способствуют формированию социальных связей и общих интересов территориальной общности. Не оставляют исключения и образовательные интересы населения данного региона, предъявляющего свои требования к масштабам, структуре и содержанию региональной системы образования.

Отсюда правомерно считать, что содержание экономического образования должно отражать социальные и территориальные особенности. Методика механического использования позитивного опыта как российского, так и зарубежного, без учета региональных особенностей и традиций, ментальности не дает ожидаемого результата.

Частное детерминировано с этническими, национальными особенностями, менталитетом, народными традициями, укладом жизни. Одним из каналов укрепления национальных начал образования и школы, реализации этнокультурных интересов является

использование различных средств народной педагогики в процессе формирования экономической культуры личности.

Подтверждением тому являются

этнопедагогические исследования казахстанских ученых А.А. Калыбековой [7], Ж.Ж. Наурызбай [8], К.К. Шалгинбаевой [9], Н.Ш. Алметова [10] и др., в которых отмечается, что большими возможностями для экономического воспитания школьников в современных условиях обладают все виды народного творчества, среди которых первостепенное значение приобретают различные виды трудовой деятельности, декоративно-прикладное искусство, ремесла, устное народное творчество, народные традиции, обычаи, праздники, совместные работы односельчан и т.д.

Таким образом, формирование экономической культуры учащихся на основе этнорегионалъных особенностей Казахстана представляется нам как построение содержания и процесса экономического образования и воспитания школьников с учетом факторов социально-экономического развития конкретного региона,

экономического менталитета, культурно-исторических ценностей народа, традиций и обычаев и других проявлений педагогической культуры этносов, отражающихся в хозяйственно-культурной жизни местного населения [11].

При отборе содержания и форм учебно-воспитательной работы по формированию экономической культуры школьников необходимо ориентироваться на такие факторы, как региональные и национальные особенности, обусловленные уровнем экономического развития, своеобразием национальной культуры, чертами национального характера. Эти положения нашли отражение в целях, задачах, принципах, условиях и этапах реализации концепции. В концепции представлено содержание работы по формированию экономической культуры учащихся с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана на всех ступенях школьного образования.

1 ступень - начальное образование (1-4 классы). Реализуется принцип преемственности в социально-экономической подготовке ребенка в семье и школе путем использования воспитательного потенциала и возможностей семьи. В формировании мотивации к учебной и трудовой деятельности младших школьников широко применяются дидактические возможности детского фольклора, народных игр и традиций, положительный пример родителей, активное привлечение детей к ведению домашнего хозяйства. В содержании учебников нового поколения 1-4 классов в достаточном для этого возраста объеме даются экономические понятия. Начальные экономические знания младшие школьники усваивают из школьного курса «Экономика» (автор Г. Тогаева), интегрированного эколого-экономического курса «Наш дом» (авторы Т.П. Стекольникова, Л.М. Нургалиева). В начальных классах содержанием учебных предметов, воспитательной работой, само-обслуживающим и общественно-полезным трудом закладываются основы экономической культуры учащихся. Применяются народные средства формирования экономического мышления детей (загадки, считалки, пословицы-поговорки, устные задачи, сказки и т.д.).

2 ступень - основное образование (5-10 классы). Система экономических знаний целенаправленно реализуется в процессе изучения учащимися школьных дисциплин и интегрированных курсов «Основы экономики и финансовой грамотности», «Технология труда и предпринимательство», с включением этнорегионального компонента в содержание

программ и учебного материала. Элементы ведения домашнего хозяйства и традиционные виды хозяйственно-экономической жизни народа включаются в содержание дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов, технологии трудового обучения школьников, служат задачам их социально-экономической подготовки. На уроках и в процессе внеклассной деятельности учащиеся знакомятся с историей экономического развития Казахстана, с традициями, обрядами, народными приметами, делают фенологические наблюдения, связанные с хозяйственной деятельностью народа, учатся выделять экономическую сторону жизненных явлений и процессов. Стимулируется интерес подростков к участию в семейном бизнесе, к овладению народными ремеслами, путем кружковой и иных форм внеклассной работы под руководством народных умельцев. Предпрофильная подготовка учащихся ориентируется на местные хозяйственные запросы.

3 ступень - профильное обучение (11-12 классы). Учащиеся овладевают системой экономических знаний, построенных с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана. Формирование экономической культуры учащихся происходит на основе систематизированных представлений об экономическом развитии своего города (села), региона, республики; анализа места и роли Казахстана в мировом экономическом сообществе. Старшеклассники активно включаются в деятельность школьного предприятия, овладевают умениями и навыками практической экономической деятельности (планирование экономического расчета, анализа, контроля, экономической целесообразности). В процессе эффективной экономической деятельности формируются экономически значимые качества личности (предприимчивость, хозяйственность, организованность, деловитость, творческого отношения к делу, бережливость, конкурентоспособность и др.). Углубленная допрофессиональная подготовка сопровождается изучением старшеклассниками

этноэкономических знаний, состояния этнорегиональных условий хозяйствования. Профильное обучение и профессиональное самоопределение учащихся ориентируются на местные хозяйственные запросы и потребности региональной экономики в кадрах квалифицированных специалистов.

В результате целенаправленной учебно-воспитательной работы учащиеся должны усвоить социальный опыт нравственно-экономических отношений:

1. знание и практическое применение основных экономических понятий и законов;

2. идеи нравственно-экономических ценностей в народной педагогике казахов и в трудах великих казахских мыслителей прошлого;

3. представлять вектор экономического развития своего города, региона, страны;

4. критически оценивать новые и старые направления в экономических системах;

5. правильно оценивать наличие у себя экономически значимых качеств;

6. прогнозировать свое профессиональное будущее.

Литература:

1. Послание президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» //Казахстанская правда. -31 января 2017 г

2. Аганина К. Ж. Мектептей экономикалык бшм непздерт - Алматы, 2010. - 140б.

3. Анкундинова Е. В. Воспитание экономической культуры учащихся: учеб. пособие. - Комсомольск на-Амуре, 2005. -137 с.

4. Калиева Э. И. Педагогические основы экономического воспитания старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2002. -126 с.

5. Ермаков В. П. Региональные аспекты развития системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: тр. международного сотрудничества в области непрерывного образования для устойчивого развития / под науч. ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. - СПб.: Alter Ego, 2007. - Т. 5. - 444 с.

6. Тебиева Т. Ч. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов

неэкономических специальностей вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2005-191 с.

7. Калыбекова А.А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. -Алматы: БАУР, 2005.-200стр.

8. Наурызбай Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников. -Дис. .. ,д.п.н. - Алматы, 1997. -357 с.

9. Шалгынбаева К. К. Казак халык педагогикасындагы енбек тэрбиест пед. тыл. докт ... автореф. - Алматы, 2006. - 39 б.

10. Алметов Н. Ш. Теоретико-методологические основы использования дидактических возможностей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе школы: автореф. . докт. пед. наук. - Шымкент, 2010. -48 с.

11. Досбенбетова А.Ш. Формирование эконмической культуры школьников с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана. -Шымкент: Нрлы бейне, 2012. - 260 с.

Сведения об авторах:

Досбенбетова Анара Шаймахановна (г. Шымкент, Казахстан), доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогики и психологии», Южно-Казахстанский государственный педагогический институт, е-mail: anarados56@mail.ru

Жапбарова Гульмира Амангельдиевна (г. Шымкент, Казахстан), кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии», Южно-Казахстанский государственный педагогический институт, е-mail: gulmira-71-71@mail.ru

Ортаева Акмарал Сапаралиевна (г. Шымкент, Казахстан), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогики и психологии», Южно-Казахстанский государственный педагогический институт, е-mail: akmaral1970@mail.ru

Data about the authors:

A.Dosbenbetova (Shymkent, Kazakhstan), Doctor of Pedagogical Sciences, professor, South Kazakhstan state pedagogical Institute, е-mail: anarados56@mail.ru

G.Japbarova (Shymkent, Kazakhstan), Candidate of Pedagogical Sciences, doсent, South Kazakhstan state pedagogical Institute, е-mail: gulmira-71-71@mail.ru

A.Ortaeva (Shymkent, Kazakhstan), Candidate of Pedagogical Sciences, senior teacher, South Kazakhstan state pedagogical Institute, е-mail: akmaral1970@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.