Научная статья на тему 'Экономическое воспитание и профориентация учащихся как фактор формирования конкурентоспособной личности'

Экономическое воспитание и профориентация учащихся как фактор формирования конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CAREER GUIDANCE / SPECIALIZED EDUCATION / DUAL TRAINING / COMPETITIVENESS / SOCIO-PEDAGOGICAL COOPERATION / ECONOMIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна, Сыдыков Мухтар Ерсынбекович, Мамытбекова Жанат Абдуманаповна

В статье рассматриваются актуальные проблемы профориентации школьников, в том числе и уровень экономической культуры. Авторами определены недостатки и противоречия системы профориентации в современных условиях. Приводятся примеры инновационных форм и методов организации профориентационной работы в школах Южно-Казахстанской области. Даются практические рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна, Сыдыков Мухтар Ерсынбекович, Мамытбекова Жанат Абдуманаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION AND CAREER GUIDANCE OF PUPILS AS FACTOR OF FORMATION OF THE COMPETITIVE PERSONALITY

The article deals with topical issues of career counseling students, including the level of economic culture. The authors identified the shortcomings and contradictions of the system of vocational guidance in the present conditions. Examples of innovative forms and methods of vocational guidance-tional work in schools of the South Kazakhstan region. Practical recommendations on perfection-vaniyu work in this direction with the ethno-regional peculiarities of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Экономическое воспитание и профориентация учащихся как фактор формирования конкурентоспособной личности»

УДК 37.014.54 - 057.874

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

А.Ш. Досбенбетова, М.Е. С ыдыков, Ж.А. Мамытбекова

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы профориентации школьников, в том числе и уровень экономической культуры. Авторами определены недостатки и противоречия системы профориентации в современных условиях. Приводятся примеры инновационных форм и методов организации профориентационной работы в школах Южно-Казахстанской области. Даются практические рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана.

Ключевые слова: профориентация, профильное обучение, дуальное обучение, конкурентоспособность, социально-педагогическое сотрудничество, экономическая культура.

ECONOMIC EDUCATION AND CAREER GUIDANCE OF PUPILS AS FACTOR

OF FORMATION OF THE COMPETITIVE PERSONALITY

A.Sh. Dosbenbetova, M.E. Sydykov, Zh.A. Mamytbekova

Abstract. The article deals with topical issues of career counseling students, including the level of economic culture. The authors identified the shortcomings and contradictions of the system of vocational guidance in the present conditions. Examples of innovative forms and methods of vocational guidance-tional work in schools of the South Kazakhstan region. Practical recommendations on perfection-vaniyu work in this direction with the ethno-regional peculiarities of Kazakhstan.

Keywords: career guidance, specialized education, dual training, competitiveness, socio-pedagogical cooperation, economic culture.

В новом Послании «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент озвучил грандиозный план вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира. В нем особо отмечаются инновационные цели энергетики, индустрии, сельского хозяйства, геологоразведки, нефтепереработки, которые станут основой для решения социальных задач, основой для общественного согласия [1].

Реформа образования - это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая экономической и общественной модернизации. Можно с уверенностью сказать, что конкурентоспособность нашей страны зависит от конкурентоспособности каждой личности, от уровня экономической культуры каждого гражданина.

В обществе накопилось немало проблем, острых и трудных, но все они могут быть решены только через образование. Сегодня на одного рабочего Южно-Казахстанской области приходится шесть руководителей среднего и высшего звена. И эта диспропорция, судя по всему, сохранится, если учесть, что доля

специалистов с высшим и средним специальным образованием среди безработных увеличивается с каждым годом. Дублирование кадров, перепроизводство экономистов и юристов, налоговиков и банковских служащих при дефиците обыкновенных рабочих превратилось в серьезную экономическую проблему региона. В то же время практика показывает, что безработица в регионе заметно «помолодела». Треть граждан, ищущих приложение своим силам, в возрасте до 24 лет. Почти десять процентов безработных имеют высшее образование, 16,6 % - со средним специальным образованием, это свидетельствует о том, что выпускаемые высшими и средними учебными заведениями специалисты не востребованы на рынке труда [2].

Подготовка молодежи к сознательному выбору профессии является важнейшей социально-экономической и психологопедагогической задачей. От ее успешного решения во многом зависит повышение производительности труда, сокращение текучести кадров, пополнение достойной сменой кадрового потенциала страны.

В условиях перехода страны к рыночным отношениям мы потеряли богатый положительный опыт, накопленный годами в облас-

ти профессиональной ориентации молодежи. Ведь многие виды и методы работы по профессиональной ориентации учащихся можно использовать и в наши дни.

Изучение нами состояния этого вопроса вскрыло ряд недостатков и противоречий, главными из которых являются:

- отсутствие научно обоснованных подходов к довузовской профессиональной ориентации учащихся с учетом современных условий социально-экономического развития общества;

- недостатки в организации и создании принципиально новых программ в условиях вариативных программ и учебников профильного обучения;

- недостаточный учет региональных особенностей в практике подготовки специалистов;

- несоответствие между социальным заказом на кадровый потенциал и состоянием профориентационной работы со школьниками.

Одним из существенных условий успешного решения этих проблем должна стать научно-обоснованная система профессиональной ориентации, обеспечение которой представляет довольно сложный процесс в ситуации многообразия профессий (сегодня насчитывается более 40 тыс. видов профессий). Поэтому в социально-экономическом, психолого-педагогическом плане по-прежнему острым остается вопрос оказания помощи выпускникам школ в выборе профессии как в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями, так и в максимальном согласии с потребностями нашего общества в кадрах квалифицированных специалистов.

В педагогической науке значительную разработку получили проблемы профессиональной ориентации школьников в исследованиях Е.А. Климова, Ш.Э. Гизатулина, В.Д. Шадрикова, В.Д. Сахарова, С.Н. Чистяковой, И.Т. Чариева, Х.Ф. Рашидова, К.А. Дуйсен-баева, Г.Ж. Лекеровой и др.

Проведенный нами анализ по проблемам профориентации показывает, что степень осведомленности у выпускников школы профессиях (о своей будущей профессии) очень незначительна и ограничивается самыми общими сведениями. Абитуриенты учебных заведений весьма относительно представляют характер труда, предстоящий им после окон-

чания учебного заведения, его условия, требования, которые он предъявляет.

Массовое изучение экономической культуры школьников в нашем опыте показало, что обычно основная часть подростков и старшеклассников имеет низкий уровень экономической культуры (соответственно 58,4% и 59,3%). Одна из причин такого явления заключается в том, что старшеклассники не привлечены в профессиональные пробы, содержащие в себе творческие компоненты экономической деятельности от идеи до конечного результата. Воспитание интереса к предпринимательству, экономической деятельности в целом будет эффективным тогда, когда старший школьник будет участвовать в целостной производственной деятельности.

Содержание экономического образования и экономического воспитания способствует формированию профессиональных интересов старших школьников, расширяет границы их представлений о мире профессий. В свою очередь, одним из критериев сформирован-ности экономической культуры подростков и старшеклассников выступает адекватная позитивная самооценка, готовность к обоснованному профессиональному самоопределению. Исследователями проблемы профессионального самоопределения личности отмечается, что человек по склонности и способностям может иметь предпосылки не к одной, а к нескольким профессиям. Немаловажным фактором является и профессиональная позиция родителей - социальное и материальное положение, наличие семейных династий или твердого желания родителей выбора ребенком той или иной профессии [3].

«Для решения указанных проблем необходимо детализировать методику определения потребности в кадрах Минтруда и создать базу востребованных профессий с указанием зарплаты и других данных. Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе профессии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, создания соответствующей инфраструктуры»,- отметил в своем выступлении на августовском форуме учителей Казахстана министр образования и науки Аслан Саринжипов.

В настоящее время внутри республики сложились системные региональные дисбалансы трудовых ресурсов, а при значительном избытке трудовых ресурсов в южных

областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке. В этой связи необходимо системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных областей в трудодефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства. В ином случае, тенденции роста диспропорций в течение ближайших 5 лет усилят демографическое давление.

Останавливаясь на нынешнем положении в сфере технического и профессионального образования (ТиПО), министр отметил, что по результатам соцопроса, более 90 % школьников не планируют поступать в систему ТиПО, а 17 % студентов ТиПО не связывают свое будущее с полученной специальностью.

Одним из решений данного вопроса является развитие дуального обучения, широко распространенного в 60 промышленно развитых странах. Его ключевые особенности: хорошо развитая профориентационная работа с молодежью в школах и центрах занятости населения; молодой человек, самостоятельно выбрав профессию, до начала обучения заключает контракт с предприятием о содействии в обучении (до 70-80 %) проводится на производстве и только 20-30 % - в учебном заведении. Министр добавил, что одной из лучших является немецкая модель дуальной системы ТиПО, которая охватывает 1,5 млн. человек. В Казахстане же по данным МОН, только 176 колледжей внедряют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям, с охватом 44 тыс. обучающихся [4].

Для решения вышеперечисленных задач разработан трехлетний план по приоритетным направлениям образования и науки, который подтвержден мероприятиями, реальными сроками и ресурсами. Для его выполнения заключены трехлетние меморандумы с акимами областей и городов Астана и Алматы по достижению целевых индикаторов.

Одним из ключевых направлений является дальнейшее развитие холдинга «^эсшкор». В его рамках ведется создание 2 колледжей мирового уровня в Алматы и Астане, 4 - межрегиональных центров, 10 партнерских колледжей. Данные учебные заведения призваны внедрить, апробировать и перенести на все колледжи республики лучшие мировые практики по организации учебного процесса и передовые учебные практики и методики.

Научные и технические кадры для ведущих фармацевтических и химических компаний региона теперь будут целенаправленно готовить со школьной скамьи.

В этом учебном году в Назарбаев Интеллектуальной школе (НИШ) города Шымкента с химико-биологическим уклоном организован кабинет профориентации. Здесь будут более углубленно готовить будущих химиков и биологов и информировать их о предприятиях и специальностях, востребованных на рынке труда. В рамках мероприятия в школе был подписан ряд трехсторонних меморандумов, участниками которого стали престижное учебное заведение, областной филиал Палаты предпринимателей Казахстана (инициатор проекта) и руководители фармацевтических и химических компаний области.

Этот проект направлен на создание условий для профессионального самоопределения детей и ориентирования их на перспективные отрасли производства. В специализированном кабинете можно найти всю информацию о южно-казахстанских предприятиях и научных центрах. В режиме онлайн ученики могут пройти тест профдиагностики и выявить специальности, к которым они наиболее предрасположены. Педагоги школы уже разработали учебный план из 17 уроков, к которым будут привлекать специалистов предприятий и учебных заведений области. Такие кабинеты будут открыты в 16 филиалах НИШ.

В числе будущих партнеров Назарбаев Интеллектуальной школы и АО «Химфарм». Его представители назвали такой опыт сотрудничества весьма эффективным.

«Глава государства поставил перед фармацевтической отраслью страны серьезную задачу - довести долю отечественных медикаментов до 50 процентов и усилить наш экспортный потенциал, - делится директор департамента по инвестиционным программам АО «Химфарм» Рустам Байгарин. - Сейчас фармацевтическая промышленность в Казахстане развивается динамичными темпами. Это наукоемкое производство, требующее расчетов и научных экспериментов. А для этого нужны высококвалифицированные кадры. Мы готовы уже сейчас сотрудничать с юными химиками и биологами, которые возможно, в будущем станут нашими коллегами. Ощущает нехватку кадров и ТОО «ЭкоФарм Интернешнл». Три года назад компания запустила завод по производству медицинских

изделий - 70 видов вакуумных пробирок для забора венозной крови и 15 видов двусторонних игл для инъекций. Поэтому нам нужны грамотные провизоры, химики-технологи» [5].

В настоящее время задачи формирования конкурентоспособной личности школьников должны решаться параллельно с профессиональной ориентацией учащихся и подготовкой их к жизни, к труду в условиях рыночной экономики.

Многообразие форм и методов обучения и воспитания, учет индивидуальных способностей, приобщение к производительной экономической деятельности на школьном предприятии должны помочь школьникам осознанно, с учетом потребностей общества и региональной экономики, выбрать профессии и пути продолжения и образования.

Огромное значение в экономическом воспитании школьников должна сыграть четко продуманная система профориентации работы в школе, учитывающая региональные особенности страны. По данным экономического развития республики за последние годы динамика развития регионов Казахстана разнится. Это объясняется многими факторами: географическим положением, наличием природных ресурсов, специалистов, уже созданной социальной инфраструктурой, вложением инвестиций.

Так, в Шымкенте самая низкая доля активных предприятий малого бизнеса, из числа зарегистрированных - 19,7 %, это перечеркивает общепринятую точку зрения, что на крайнем юге народ более предприимчив. По-прежнему высок уровень общей безработицы в областных центрах. Агропромышленный комплекс Казахстана нуждается в пяти тысячах специалистах. Такие данные приводит Министерство сельского хозяйства страны. Требуются технологи продовольственных товаров, ветеринары, агрономы, агроинженеры, энергетики, специалисты по землеустройству, орошению и лесному хозяйству, строители тепличных комплексов и т.д.

С учетом потребностей региона в кадрах в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауэзова открылись новые специальности: «Автоматизация и управление», «Нефтегазовое дело», «Транспорт, транспортная техника и технология», «Электроэнергетика», «Технологические машины и оборудование», «Технология продовольственных продуктов», «Технология и проектирование текстильных материалов», «Агрономия»,

«Технология и производство продуктов животноводства», «Водные ресурсы и водопользование», «Аграрная техника и технология», «Почвоведение и агрохимия», «Организация перевозок, движения и эксплуатации транспорта», «Туризм», «Ветеринарная медицина» и др.

В плане допрофессиональной подготовки старшеклассников представляется перспективным опыт социально-

предпринимательской компании (СПК) «Он-тустик», которая подписала меморандум о многостороннем сотрудничестве с Казахским национальным аграрным университетом и Южно-Казахстанским государственном университетом им. М. Ауэзова.

СПК предоставит возможность учащимся приобрести специальность, а после окончания ВУЗА примет на работу. В результате такого сотрудничества у ребят появится гарантия будущего, а у компании - уверенность в том, что сюда придут грамотные специалисты.

Таким образом, изучение данной проблемы на региональном уровне позволяет нам сделать следующие выводы:

- Конкурентоспособность выпускников школ зависит не только от определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении предметов школьного цикла, но и от развитости у них экономического стиля мышления, способности к эффективному включени-ию в новые экономические отношения, достижению поставленных целей, осуществлению саморазвития личности.

- Именно в старшем школьном возрасте важную роль приобретает нравственная подготовка к участию в рыночных отношениях, формирование таких моральных качеств, которые помогают противостоять корысти, рвачеству, эгоизму, обеспечивают высоконравственную основу предпринимательства.

- Изучение профессиональных интересов на ранней стадии формирования профессионального выбора позволит организовать профильное обучение с учетом коррекции и разработки педагогических технологий.

- Профориентационные консультации, профадаптация - активная «проба сил», дуальное обучение и другие формы работы имеют огромное влияние на выбор старшими школьниками профессии и на осуществление профессиональной деятельности, которая дает переживание полноты жизни, уверенность в завтрашнем дне.

Литература:

1. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»: Послание президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. №11, 18 января 2014г.

2. Досбенбетова, А.Ш. Формирование экономической культуры школьников с учетом этноре-гиональных особенностей Казахстана: Монография. Шымкент: «Нурлыбейне», 2012. - 260с.

3. Новожилова, В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях: дис. ...канд. пед. наук. М., 2003. - 162 с.

4. Хамзина, А. «Полюби профессию заранее!» // Панорама Шымкента / №21. 23 мая. 2014.

5. Хамзина, А. «Я б в рабочие по-шел!»//Панорама Шымкента. №21, 23 мая. 2014.

References:

1. «Kazahstanskij put' - 2050: Edinaja cel',

edinye interesy, edinoe budushhee»: Poslanie

prezidenta Res-publiki Kazahstan N.A. Nazarbaeva narodu Kazahstana // Kazahstanskaja pravda. №11,18 janvaija 2014g.

2. Dosbenbetova, A.Sh. Formirovanie jekonomicheskoj kul'tury shkol'nikov s uchetom jetnoregional'nyh oso-bennostej Kazahstana: Monografija. Shymkent: «Nyrlybejne», 2012. 260s.

3. Novozhilova, V.V. Jekonomicheskoe vospitanie starshih shkol'nikov v sovremennyh uslovijah: dis. ...kand. ped. nauk. M., 2003. 162 s.

4. Hamzina, A. «Poljubi professiju zaranee!» // Panorama Shymkenta / №21. 23 maja. 2014.

5. Hamzina, A. «Ja b v rabochie poshel!» // Panorama Shymkenta. №21, 23 maja. 2014.

Сведения об авторах:

Досбенбетова Анара Шаймахановна (г. Шымкент, Казахстан), доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Общей педагогики», Южно-Казахстанский государственный педагогический институт, e-mail: anarados56@mail.ru

Сыдыков Мухтар Ерсынбекович (г. Шымкент, Казахстан), кандидат педагогических наук заведующий, кафедра «Общей педагогики», Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

Мамытбекова Жанат Абдуманаповна (г. Шымкент, Казахстан), магистр, преподаватель, кафедра «Общей педагогики», Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

Data about the authors:

Dosbenbetova A. Sh. (Shymkent, Kazakhstan), doctor of of pedagogical sciences, professor, Department of "General pedagogy", South Kazakhstan State Pedagogical Institute, e-mail: anarados56@mail.ru

Sydykov M. E. (Shymkent, Kazakhstan), candidate of pedagogical science, associate professor, Head Department of "General pedagogy" South Kazakhstan State Pedagogical Institute

Mamytbekovа J. A. (Shymkent, Kazakhstan), master, lecturer, Department of "General pedagogy" South Kazakhstan State Pedagogical Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.