Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования / Я. В. Макарчук, М. Л. Мальчевская // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 280—291.
Makarchuk, Y. V., Malchevskaya, M. L. (2017). Patriotic Education of Primary School Children in System of Additional Education. Nauchnyy dialog, 1: 280-291. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и i. Fi I С Н' S
PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-
УДК 371.48
Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования
© Макарчук Яна Владимировна (2017), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, заместитель директора института непрерывного педагогического образования по научной работе, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан, Россия), [email protected].
ResearcherID: А-7952-2014
ORCID: 0000-0002-8869-2149 © Мальчевская Марина Леонидовна (2017), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования института непрерывного педагогического образования по научной работе, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан, Россия), [email protected]
Рассматривается проблема патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений в воспитательной системе школы. Актуальность исследования обусловлена тем, что события конца XX — начала XXI века привели к утрате ценнейших наработок в этой области, в связи с чем в образовательных учреждениях создаются различные программы патриотического воспитания детей и молодежи. Показано, что несмотря на все усилия, которые прилагает школа, уровень патриотического воспитания у обучающихся остается на низком уровне, особенно это касается мотивационного и поведенческого компонентов патриотической воспитанности. Указывается, что школа в основном организует просветительскую деятельность, что отражается на преобладании в патриотической воспитанности детей когнитивно-интеллектуального компонента. Доказывается, что формирование мотивационно-потребностного и поведенческо-волевого компонентов патриотизма эффективно реализуется в системе дополнительного образования. Описан эксперимент по применению ряда методик формирования патриотизма у младших школьников на занятиях в клубе по месту жительства. Отмечается, что работа по патриотическому воспитанию в клубе предполагает возможность разработки и применения различных методик, направленных на развитие у детей патриотического
отношения не только к России вообще, но и к своей малой родине, а также к семье, школе, природе и т. д.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; младшие школьники; система дополнительного образования; внеурочная деятельность; программа патриотического воспитания.
1. Введение
Приоритетным направлением Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [СРВ РФ]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО) определяет патриотическое воспитание как целенаправленную деятельность по формированию качеств, норм поведения гражданина и патриота своего Отечества [ФГОС НОО, 2011]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что важной целью образования является «воспитание взаимоуважения, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде» [ФЗО РФ].
В данной статье авторы опираются на следующее толкование феномена патриотизм: «это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [РПЭ, 1999, с. 411].
Во ФГОС НОО 2009 года отмечается, что приоритетным направлением общеобразовательной школы является становление таких личностных характеристик младшего школьника, которые формируют гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активного и заинтересованно познающего мир [ФГОС НОО, 2011]. При этом одним из ключевых качеств, неразрывно связанных с проявлением патриотизма у детей, является толерантность, которая в значительной степени формируется под влиянием толерантного поведения взрослых [Добря и др., 2015].
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить ряд противоречий между требованиями государства повысить уровень работы в образовательных учреждениях по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и недостаточной разработанностью теории и практики осуществления данного процесса. В образовательной практике именно эти
противоречия мешают в полной мере реализовывать патриотическое воспитание, которое бы соответствовало установленным стандартам.
В настоящее время в общеобразовательной школе в рамках внеурочной деятельности реализуются различные формы патриотического воспитания младших школьников: экскурсии, секции, кружки, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Разработка и описание моделей организации внеурочной деятельности младших школьников проводятся на основании документов федерального уровня и методических рекомендаций разработчиков. Анализ этих документов позволяет выделить несколько организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования, модель школы полного дня, оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования [Моделируем..., 2013]. Каждая модель имеет свои преимущества.
Мы считаем, что работа по патриотическому воспитанию может быть организована не только в рамках школы, но и в системе дополнительного образования. Более того, на наш взгляд, именно в системе дополнительного образования складываются наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма. При этом следует отметить, что проблеме организации процесса воспитания в системе дополнительного образования посвящено достаточно много исследований, но, несмотря на их многообразие, некоторые вопросы остаются нерешенными, в том числе вопрос организации деятельности с целью патриотического воспитания младших школьников.
Именно это побудило нас обратиться к рассмотрению проблемы воспитательных возможностей организации работы по патриотическому воспитанию в системе дополнительного образования, так как внеурочная деятельность и дополнительное образование тесно связаны в части создания условий для развития творческих интересов детей, их привлечения к художественной, технической, эколого-биологической, спортивной, патриотической деятельности.
При этом внеурочная работа в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования должна быть направлена в первую очередь на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в то время как система дополнительного образования предполагает получение знаний сверх основной образовательной программы в соответствии с дополнительными образовательными программами, предназначенными, что очень важно, для разновозрастных групп детей.
Следует также отметить, что реализация образовательной деятельности на основе модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования непосредственно предусмотрена в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах начального общего образования, где сказано, что «образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта» [ФГОС НОО, с. 91]. В рамках этой модели должно создаваться общее программно-методическое пространство внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Кроме того, она ориентирована и на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.
2. Исследование уровня патриотической воспитанности младших школьников
Наше исследование включает опытно-экспериментальную часть, целью которой является организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников в системе дополнительного образования.
База исследования — МБУК «Городской общественно-культурный центр» (клуб по месту жительства «Сириус») и МБОУ «СОШ №2 10» г. Абакана Республики хакасия. Экспериментальную группу составили воспитанники младшего школьного возраста клуба, контрольную — учащиеся 1—4 классов МБОУ «СОШ № 10». Общее число участников — 159 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с октября 2015 года по март 2016 года.
На констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы были использованы три адаптированные диагностические методики Т. М. Масловой: тест «Я-патриот»; методики «Незаконченное предложение» и «Моё отношение к малой родине» [Маслова, 2007]. В соответствии с критериями патриотической воспитанности были поставлены следующие задачи:
1) выявить уровень патриотической воспитанности учащихся в связи с проявлением интереса к своей стране и «малой родине», потребности узнавать историю родного края, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности (мотивационно-потребностный критерий);
2) выявить уровень знаний младших школьников по истории «малой родины», их осознанность; оценочное отношение и оценочные суждения
школьников о сущности патриотизма и смежных «патриотических терминов» (когнитивно-интеллектуальный критерий);
3) выявить уровень проявления патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине» (эмоционально-чувственный критерий);
4) выявить у учащихся уровень овладения практическими умениями и навыками по применению знаний о «большой и малой родине», бережному отношению к школьному имуществу, к природе родного края, др. (по-веденческо-волевой критерий).
Констатирующий этап проходил в три подэтапа: на первом была про-диагностирована патриотическая воспитанность по мотивационно-по-требностному и поведенческо-волевому критериям; на втором — определен уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию, а на третьем — выявлялся эмоционально-чувственный критерий патриотической воспитанности. Затем сопоставлялись результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, выявлялись различия экспериментальных данных.
Анализ результатов исследования позволил отметить, что у обучающихся контрольной группы уровень мотивационно-потребностного и поведен-ческо-волевого критериев патриотической воспитанности в основном ниже среднего и составляет 38 %. В экспериментальной группе преобладающим является низкий уровень мотивационного и поведенческого критерия патриотической воспитанности (33 %). Высокий уровень по результатам исследования выявлен у 7 обучающихся экспериментальной группы, что составляет 8 %, и у 5 обучающихся контрольной группы, что составляет 7 %.
Таким образом, анализ результатов проявления патриотической воспитанности обучающихся в соответствии с мотивационным и поведенческим критериями показал, что в процентном соотношении различие в уровне патриотической воспитанности младших школьников в обеих группах практически минимальное. Мотивационный показатель также проявляется в недостаточной степени либо отсутствует полностью. Желание заботиться о других людях связано лишь с ближайшим окружением или родственниками (прежде всего забота о младшем брате или сестре, а также родителях, друзьях).
В соответствии с поведенческо-волевым показателем методика выявляет следующее: дети не всегда стремятся к выражению чувства заботы о близких, оказанию помощи более слабым людям, а оказание помощи одноклассникам зависит от получения выгоды («Помогу, если он поможет мне»). Кроме того, дети не всегда участвуют в городских и школь-
ных праздниках, обычно стараются избегать субботников по уборке своего класса и территории образовательной организации.
Следующим шагом нашего исследования стало выявление уровня патриотической воспитанности в соответствии с когнитивно-интеллектуальным критерием. С этой целью нами была использована методика «Незаконченное предложение».
Анализ показал, что в обеих группах преобладает средний уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию: у 43 человек (51 %) в экспериментальной и 38 человек (53 %) в контрольной группах соответственно.
По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальной и контрольной группах преобладает высокий уровень патриотической воспитанности в соответствии с эмоционально-чувственным критерием: 38 человек (45 %) в экспериментальной и 32 человека (43 %) в контрольной группах. При этом в экспериментальной группе процент обучающихся, показавших средний уровень, выше, чем в контрольной группе.
Результаты констатирующего этапа показывают, что у большинства обучающихся экспериментальной и контрольной групп патриотические чувства выражены слабо. Для обучающихся, показывающих низкий уровень сформированности патриотизма, характерно индифферентное отношение к природоохранной деятельности и изучению истории родного края. Причем даже при условии, когда представители старшего поколения пытаются пробудить в детях патриотические чувства, последние не проявляют интереса к историческому прошлому своих родных и знаменитых людей города, республики, России, не принимают активного участия в делах класса и мероприятиях, посвященных малой родине, гордости за свою школу не испытывают. Дети показывают слабые знания о символике страны, республики, города: с трудом ориентируются в понятиях «флаг», «гимн», «герб», не знают предназначения этих символов. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности патриотической воспитанности у детей, об отсутствии эмоционально-положительного принятия ребенком знаний об уникальности своей малой Родины, а также о том, что дети редко принимают непосредственное участие в деятельности, помогающей осознать принадлежность к своему родному краю.
Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, свидетельствовали о необходимости систематической работы по воспитанию патриотизма обучающихся экспериментальной группы. Поэтому представляется необходимым вовлечение детей в разнообразные виды практической социально значимой деятельности, направленной на проявление
патриотизма. По нашему мнению, именно в системе дополнительного образования организация такой работы будет наиболее эффективной.
С этой целью в процессе реализации опытно-экспериментальной работы, на формирующем этапе эксперимента, нами была составлена программа «Маршрут патриота», рассчитанная на реализацию в системе дополнительного образования для младших школьников.
Составленная нами программа патриотического воспитания для учащихся начальных классов проходила апробацию на базе МБУК «Городской общественно-культурный центр» (в клубе по месту жительства «Сириус») с октября 2015 года по март 2016 года.
Программа рассчитана на один учебный год и включает пять тематических блоков: «Здоровое поколение», «Моя родина-Абакан», «Тайны древней хакасии», «Герои страны — герои семьи», «Охранять природу — значит охранять Родину».
Работа по данной программе предполагает формирование у обучающихся системы краеведческих знаний; устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России; уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры; бережного отношения к природе; активной жизненной позиции; представлений о здоровом образе жизни; инициативного и творческого подхода к труду, осознания его значимости.
Особенностью программы являются задания, направленные на самостоятельный активный поиск информации об истории и социально-культурных реалиях родного края, своей семьи, а также активное включение родителей в процесс патриотического воспитания своих детей (совместные акции, выезды, мероприятия). По каждому направлению работы запланированы и проведены занятия с использованием различных форм организации: викторины, экскурсии, встречи, трудового дела, творческой мастерской, литературной гостиной, коллективно-творческого дела, беседы, выставки, акции, конкурса, защиты проектов. Отбор содержания воспитательной деятельности осуществлен с учетом национально-региональных особенностей и культурно-исторических традиций Республики хакасия.
Следует отметить, что при организации деятельности, направленной на воспитание патриотизма у младших школьников, мы руководствовались правилами свободного владения краеведческим материалом; использования таких форм преподнесения заданий обучающимся, которые бы мотивировали их к выполнению как теоретической, так и практической деятельности; оказания помощи обучающимся в реализации их поисковой деятельности; индивидуальной проверки промежуточных результатов при выполнении заданий.
3. Результаты и обсуждение
Цель контрольного этапа эксперимента — выявление динамики сфор-мированности патриотизма у младших школьников.
Результаты методики «Я — патриот», направленной на выявление уровня сформированности мотивационно-потребностного и поведенче-ско-волевого критерия, свидетельствуют о том, что на момент проведения контрольного этапа у 39 % детей экспериментальной и 14 % детей контрольной групп выявлен высокий уровень патриотизма в соответствии с мотивационно-потребностным и поведенческо-волевым критериями. Результаты представлены в таблице (табл. 1).
Результаты применения методики «Мое отношение к малой родине», направленной на выявление уровня сформированности когнитивно-интеллектуального и эмоционально-чувственного компонентов патриотизма, на контрольном этапе эксперимента показали, что обучающиеся экспериментальной группы стали успешнее справляться с предлагаемыми им вопросами, в то время как обучающиеся контрольной группы продолжали испытывать затруднения. Нами было отмечено, что обучающиеся экспериментальной группы достаточно легко дают определение понятию «патриотизм», различают понятия «патриот» и «гражданин», умеют сопоставлять их, анализировать, находить различия и сходства. Обучающиеся верно дают характеристику гражданина РФ. С вопросами о символике страны
Таблица 1
Результаты тестирования «Я — патриот» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий 7 8 5 7 33 39 10 14
Выше среднего 5 6 8 11 21 25 9 12
Средний 18 22 15 20 15 18 19 26
Ниже среднего 26 31 29 38 10 12 20 27
Низкий 28 33 18 24 5 6 15 21
Таблица 2
Результаты тестирования по методике «Моё отношение к малой родине» контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий 38 45 32 43 45 54 35 47
Выше среднего 17 20 24 32 25 30 23 31
Средний 20 24 12 16 12 14 11 15
Ниже среднего 7 8 6 7 2 2 5 5
Низкий 2 3 1 2 0 0 1 2
справляются без затруднений. Наглядно количественные результаты представлены в таблице (табл. 2).
В таблице 4 показаны результаты применения методики «Незаконченное предложение», направленной на выявление уровня патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию (табл. 3).
Анализ результатов, представленных в таблице, говорит о том, что количество обучающихся с высоким уровнем патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию возросло: в контрольной группе на 2 %, а в экспериментальной — на 8 %. У этих обучающихся объем знаний о «малой родине» достаточно большой, и они могут определить сущность понятия «патриотизм». В экспериментальной группе на 1 % уменьшился показатель, соответствующий среднему уровню патриотической воспитанности, уменьшилось количество детей с низким уровнем и уровнем ниже среднего. Количество детей экспериментальной группы, проявивших низкий уровень патриотический воспитанности, уменьшилось почти в 2 раза. В ходе эксперимента наблюдалось, что представления и знания детей об истории России и родного края, а также государственной символике страны стали более глубокими.
Как видно из представленных материалов, дети экспериментальной группы после формирующего этапа исследовательской работы показали более высокие результаты по большинству параметров.
Таблица 3
Результаты проведения методики «Незаконченное предложение» в экспериментальной и контрольной группах (контрольный этап)
Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий 8 10 8 9 15 18 8 11
Выше среднего 8 10 7 11 11 13 10 13
Средний 43 51 38 53 42 50 35 47
Ниже среднего 14 16 12 16 10 12 12 16
Низкий 11 13 10 11 6 7 10 13
4. Выводы
Таким образом, по итогам контрольного эксперимента было установлено, что у детей из экспериментальной группы значительно повысился уровень патриотического воспитанности в результате применения разработанной нами программы воспитательной деятельности. Поиск и обработка исторической информации, элементы краеведческой работы, включение обучающихся в практическую деятельность, приобщение к труду через игру и творчество — всё это способствовало становлению у школьников гражданской позиции, осознанию ценностных ориентиров, принятию себя как патриота «малой родины» и государства. У контрольной группы, в которой не велась такая работа, уровень патриотической воспитанности остался практически неизменным. Результаты данного исследования свидетельствуют об эффективности примененных нами методик по формированию патриотической воспитанности младших школьников.
Кроме того, нашло подтверждение наше предположение, что работа по патриотическому воспитанию наиболее эффективно реализуется в системе дополнительного образования. Однако в процессе ее организации необходимо учитывать, что содержание работы, к которой привлекаются дети, должно учитывать этнические особенности и культурно-исторические традиции региона, в котором проживают дети, а виды деятельности, которые используются в ходе работы по патриотическому воспитанию, должны носить социально значимый характер.
Источники и принятые сокращения
1. РПЭ — Российская педагогическая энциклопедия : в двух томах / гл. ред. В. В. Давыдов. — Москва : Большая российская энциклопедия, 1999. — Т. II. — 560 с.
2. СРВ РФ — Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета (Федеральный выпуск). — 2015. — 8 июня — № 6693 (122). — Режим доступа : https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
3. ФГОС НОО — Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Москва : Просвещение, 2011. — 48 с.
4. ФЗО РФ — Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. — Режим доступа : http://zakonobobrazovanii.ru.
Литература
1. Добря М. Я. Особенности толерантного отношения у детей младшего школьного возраста к представителям разных национальностей / М. Я. Добря, Т. П. Жуй-кова // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 6 (55). — С. 23—25.
2. Маслова Т. М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования : автореферат диссертации... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т. М. Маслова. — Харьков, 2007. — 24 с. — Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitame-mladsЫh-shkolmkov-v-kontekste-natsionalno-regionalnogo-komponenta-nachalnogo-obschego-obrazo.
3. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / Ю. Ю. Баранова [и др.]. — Москва : Просвещение, 2013. — 91 с.
Patriotic Education of Primary School Children in System of Additional Education
© Makarchuk Yana Vladimirovna (2017), PhD in Education, associate professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, deputy dean, Institute of Continuous Pedagogical Education on Scientific Work, Khakas State University named after N. F. Ka-tanov (Abakan, Russia), [email protected].
© Malchevskaya Marina Leonidovna (2017), PhD in Education, associate professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Institute of Continuous Pedagogical Education on Scientific Work, Khakas State University named after N. F. Katanov (Abakan, Russia), [email protected]
The problem of patriotic education as one of the priorities in the educational system of the school is considered. The research urgency is caused by the fact that the events of the end of the 20th — beginning of the 21st century led to the loss of valuable experience in this field, therefore in educational institutions there are a variety of programs of pa-
triotic education of children and youth. It is shown that in spite of all the efforts made at the school, the level of patriotic education of students remains low, especially for motivational and behavioural components of patriotic education. It is indicated that the school mainly organizes teaching activities, which reflects in the prevalence of cognitive-intellectual component in patriotic education of children. It is proved that the formation of motivational, consumer, behavioural and volitional components of patriotism is effectively realized in the system of additional education. The experiment is described on the application of a number of methods of formation of patriotism among the younger students in the residence club. It is noted that the work on patriotic education in the club suggests the possibility of development and application of different methodologies aimed at the development of patriotic attitude not only towards Russia in general, but also to the homeland, as well as the family, school, nature etc.
Key words: patriotism; patriotic education; primary school children; system of additional education; extracurricular activities; program of patriotic education.
Material resources
FGOS NOO — Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obsh-chego obrazovaniya. 2011. Moskva: Prosveshcheniye. (In Russ.).
FZO RF — Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://zakonobobrazovanii.ru. (In Russ.).
RPE — Davydov, V. V. (ed.). 1999. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v dvukh tomakh, II. Moskva: Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya.
SRV RF — Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: rasporyazheniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g. № 996-r g. Moskva. 8 iyunya 2015. In: Rossiyskaya gazeta (Federalnyy vypusk), 6693 (122). Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (In Russ.).
References
Baranova, Yu. Yu. 2013. Modeliruyem vneurochnuyu deyatelnost' obuchayushchikhsya. Moskva: Prosveshcheniye. (In Russ.).
Dobrya, M. Ya., Zhuykova, T. P. 2015. Osobennosti tolerantnogo otnosheniya u detey mladshego shkolnogo vozrasta k predstavitelyam raznykh natsionalnostey. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 6 (55): 23—25. —?. (In Russ.).
Maslova, T. M. 2007. Patrioticheskoye vospitaniye mladshikh shkolnikov v kontekste nat-sionalno-regionalnogo komponenta nachalnogo obshchego obrazovaniya: avtoreferat dissertatsii... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.01. Kharkov. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissert-aciya-patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-kontekste-natsion-alno-regionalnogo-komponenta-nachalnogo-obschego-obrazo. (In Russ.).