Научная статья на тему 'Особенности подготовки учителей к реализации задач формирования экономической культуры школьников'

Особенности подготовки учителей к реализации задач формирования экономической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА / ECONOMIC CULTURE / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC UPBRINGING / CONTENT OF EDUCATION / ETHNOREGIONAL FEATURES / PREPARATION OF THE TEACHER / SPECIAL COURSE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досбенбетова А. Ш.

Формирование экономической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы будет протекать более эффективно при условии соответствующей подготовки учителей. Результаты исследования показали, что уровень экономической подготовки учителей к реализации этих задач не соответствует предъявляемым требованиям. Отмечены определенные трудности в теории и практике экономической подготовки студентов педагогических вузов. С целью преодоления данного противоречия автором статьи разработана и апробирована программа спецкурса по подготовке и повышению квалификации учителей с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досбенбетова А. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schoolchildren’s economical culture formation in educational process in modern school will function more effectively if teachers get a proper training. The results of research have shown that the level of teachers’ economical training in these tasks realization don’t accord to the given requirements. The definite difficulties in theory and practice of pedagogical educational establishment students’ economical training are marked here. With the aim of overcoming of these contradictions the author worked out and approbated the program of special course by teachers’ training and qualification improvement taking into account ethno regional peculiarities of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки учителей к реализации задач формирования экономической культуры школьников»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛЬНИКОВ

Досбенбетова А.Ш.

Формирование экономической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы будет протекать более эффективно при условии соответствующей подготовки учителей. Результаты исследования показали, что уровень экономической подготовки учителей к реализации этих задач не соответствует предъявляемым требованиям.

Отмечены определенные трудности в теории и практике экономической подготовки студентов педагогических вузов. С целью преодоления данного противоречия автором статьи разработана и апробирована программа спецкурса по подготовке и повышению квалификации учителей с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана. Ключевые слова: экономическая культура, экономическое образование, экономическое воспитание, содержание образования, этнорегиональные особенности, подготовка учителя, программа спецкурса

The training of teachers in realization of tasks of schoolchildren's economical culture formation. Schoolchildren's economical culture formation in educational process in modern school will function more effectively if teachers get a proper training. The results of research have shown that the level of teachers' economical training in these tasks realization don't accord to the given requirements.

The definite difficulties in theory and practice of pedagogical educational establishment students' economical training are marked here.

With the aim of overcoming of these contradictions the author worked out and approbated the program of special course by teachers' training and qualification improvement taking into account ethno regional peculiarities of Kazakhstan.

Key words: economic culture, economic education, economic upbringing, content of education, ethnoregional features, preparation of the teacher, special course program

В Государственной программе развития казахстанского образования на период до 2020 года указывается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью и компетентностью [1].

Потому формирование экономической культуры школьников включает знания и базовые навыки экономической культуры, способные обеспечить активную социальную адаптацию выпускников общеобразовательных учреждений.

Анализ теоретических источников и обобщение материалов опытной работы позволили нам выдвинуть предположение, что формирование экономической культуры школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы будет протекать более эффективно при соблюдении ряда педагогических условий.

Одним из первоочередных организационно-педагогических условий, очевидно, является подготовка учителей к реализации задач формирования экономической культуры школьников.

В условиях рыночной экономики особое значение для педагога приобретают знания новых форм хозяйствования; готовность использовать предметное знание в качестве средства экономического обучения, воспитания и развития личности учащегося; высокая эрудиция и экономическая культура. Система подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров должна ориентировать учителей на овладение новыми педагогическими технологиями экономического образования и воспитания, на освоение компьютерной техники, умение вести воспитательную работу, использовать экономические знания в профессиональном самоопределении школьников.

Мы убеждены в том, что успешное решение этих проблем связано, прежде всего, с пониманием учителями особенностей рыночной экономики и роли в ней экономической культуры личности.

Не вызывает сомнений, что формирование экономической культуры школьников может состояться только при условии наличия соответствующей подготовки педагогических кадров.

Подтверждение этому мы находим в исследовании Т.С.Терюковой, которая рассматривает экономическую культуру как важнейшее условие реализации педагога как личности и профессионала. Это связано с тем, что профессиональная деятельность педагога является составляющей экономической деятельности (в широком понимании); она направлена на создание экономических ценностей общества (человеческих ресурсов), повышение уникальности производимого им интеллектуального продукта, который зависит от уровня овладения педагогами экономической культурой. Говоря языком экономики, педагог делает будущий человеческий ресурс более подготовленным к вовлечению в социально-экономический процесс. При этом, чем более образованным становится общество, благодаря деятельности учителей и педагогов (эффект положительных экстерналий), тем выше вероятность появления более уникальных свойств трудовых ресурсов. От этого, в конечном счете, выигрывает все общество, поскольку экономическая культура педагога становится элементом его профессионально-экономической культуры [2].

В экономической сфере повышает ценность педагогического труда и уникальность производимого им в системе образования трудового ресурса общества. С точки зрения экономики это главное назначение педагога.

В социальной сфере создает особую образовательную микросреду, преодолевает противоречия в различных уровнях экономической культуры учеников.

В культурной сфере преумножает культуру общества, расширяет его культурное пространство, участвует в создании новых культурных образцов.

В экономической подготовке будущих учителей необходимо обратить внимание на формирование:

- умений проводить параллели между экономической теорией и реалиями профессиональной деятельности;

- формирование экономической культуры как профессионально значимого качества, что достигается за счет одновременного развития профессионально-педагогических и экономических знаний, умений и навыков в педагогическом вузе;

- использование активных методов работы со студентами (совместное обучение, дебаты, деловые игры, панорамные уроки).

Анализ публикаций позволил нам сделать вывод о том, что социально-экономическую подготовку школьников можно улучшить только при условии владения учителями основами экономических знаний и методикой осуществления экономического образования и воспитания учащихся.

Требования времени вносят изменения в учебно-воспитательный процесс образовательной школы. Приоритетной стала социально-экономическая подготовка учащихся. Возникает необходимость развития у них инициативы, самостоятельности, предприимчивости, расчетливости, деловитости. Готовы ли учителя, работающее в настоящее время в школе, к перестройке своей деятельности?

Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали, что школьные учителя не имеют достаточной подготовки и нуждаются в специальной учебе.

Опрос 312 учителей и классных руководителей общеобразовательных школ ЮжноКазахстанского региона показал, что 76% из них не смогли раскрыть суть понятия «экономическая культура», в основном сводили ее к экономическому образованию или экономическому воспитанию личности. Только 24% респондетов считают необходимой межпредметную интеграцию с экономикой.

В результате опроса выявлено, что около 57% классных руководителей, не готовы к реализации задач формирования экономической культуры школьников, 33% опрошенных лишь эпизодически включают в воспитательный процесс мероприятия с экономическим содержанием.

Педагогам были предложены анкеты, в которых затрагивался вопрос о значимости экономических знаний в профессиональной деятельности учителя.

Полученные результаты показали, что уровень экономической подготовки учителей не соответствует предъявляемым требованиям. Настораживает тот факт, что 78% учителей считают необязательным дополнительные занятия по экономике.

Определенную обеспокоенность вызывает отсутствие у 41 % опрошенных желания улучшить свои знания по экономике. При этом 59 % респондентов вообще не задумывались над этим.

Очевидно, что учителя-предметники в своем большинстве еще не осознали особой роли своего предмета в экономическом образовании и воспитании учащихся.

Параллельно нами проводился опрос студентов педагогических специальностей вузов, с целью выявления уровня их экономической подготовки. Опрос позволил выявить основные

проблемы, трудности формирования экономической подготовленности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки и констатировать недостаточный уровень интереса к этой проблеме со стороны высшей школы. Экономическая подготовка будущих педагогов ограничивается изучением общих основ экономической теории и никаким образом не связана с их профессиональной деятельностью.

Вместе с тем положителен тот факт, что студенты понимают необходимость экономического образования учащихся - 92 % опрошенных дали положительный ответ на соответствующий вопрос.

Было опрошено 547 студентов педагогических специальностей вузов Южно-Казахстанской области с целью выявления уровня их подготовленности к реализации задач формирования экономической культуры школьников. Результаты опроса показали, что:

— методика преподавания специальных дисциплин не связана с экономическим образованием школьников.

— методика преподавания экономической теории в вузах также оставляет желать лучшего, в качестве известных методов обучения назывались только лекции, семинары, самостоятельные работы, практически не используются методы личностно-ориентированного и профессионально-ориентированного обучения.

— в программе педагогической практики также не содержатся разделы и задания по формированию экономической культуры школьников на уроках и во внеклассной работе.

Помимо этого, в ходе опроса выявлено, что дополнительное экономическое образование студентов педагогических специальностей в форме организации спецкурсов в вузах ЮжноКазахстанской области не практикуется.

В теории и практике экономической подготовки студентов педагогических вузов сохраняются следующие трудности:

— отсутствие научно обоснованных требований к экономической подготовке педагога, развитию его личности в системе высшего педагогического образования;

— не ставятся и не реализуются задачи повышения экономической культуры педагога;

— использование устаревших методов преподавания, ориентированных на репродуктивную деятельность студентов;

— слабая связь изучаемой теории с практикой, без адаптации к казахстанским реалиям и культурным традициям;

— отсутствие мотивации в изучении экономики у студентов.

Проведенное нами исследование показало, что система подготовки специалистов в вузах до сих пор недостаточно ориентирована на формирование у них экономической культуры и готовности к проведению такой работы в школе.

Основным условием разрешения отмеченных трудностей и противоречий выступает повышение эффективности экономического образования и воспитания студентов на этапе

профессионального обучения в педагогических вузах и экономическая подготовка и переподготовка учителей в системе повышения квалификации.

Мы разделяем мнение Т.В.Боровиковой, что «для формирования у школьников устойчивости к негативным явлениям, которое неизбежно несет за собой рыночная экономика, передачи им представлений о культуре взаимоотношений в процессе экономической деятельности, о зависимости продуктивности труда от культуры межличностных отношений, учитель должен сам в полной мере обладать соответствующими знаниями, навыками и качественными характеристиками» [3].

Проанализировав отношение учителей к роли экономической культуры в своей профессиональной деятельности, мы считаем необходимым совершенствовать экономическую и методическую подготовку учителя.

Современная система непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников предъявляет принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров.

Условия современной экономики Республики Казахстан, развитие конкуренции в социально-культурной сфере предъявляют высокие требования к экономической культуре педагога. Особое значение для педагога приобретают знания новых форм хозяйствования; готовность использовать предметное знание в качестве средства экономического обучения, воспитания и развития личности учащегося; высокая эрудиция и экономическая культура.

Б.Т.Лихачев отмечает, что школа вступила в рыночные отношения в условиях, когда «с одной стороны, по существу, нет культурных кадров для реализации таких отношений, с другой -дети успели накопить немалый опыт стихийного «рыночного» поведения - сомнительных действий, манипулирования. Действия педагогов следует направить на то, чтобы школьники осознавали «суть философии рынка», поняли, что рыночные отношения не исчерпываются лишь покупкой и перепродажей дефицитных товаров и услуг, а уровнем отношений между людьми в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг» [4].

В исследованиях Т.В.Боровиковой [3], С.Л.Чернер [5], Т.М. Матвеевой [6] сформулированы общие принципы, лежащие в основе теоретической подготовки учителя к экономическому воспитанию:

— подчинение экономической учебы задаче развития творческой активности личности и воспитания у нее сознательного отношения к труду;

— всеобщность и систематичность экономического образования и воспитания на всех ступенях образования подрастающего поколения;

— обязательность экономической и методической подготовки при прохождении профессионального обучения и повышения квалификации каждого работника.

Анализ публикаций и состояния педагогической практики по данной проблеме позволил нам сделать вывод о том, что социально-экономическую подготовку школьников можно улучшить только при условии владения учителями основами экономических знаний и методикой

осуществления экономического образования и воспитания учащихся с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана.

С этой целью для учителей-предметников и учителей экономики по нашему предложению были организованы курсы в областном ИПК и ППК. Нами был составлен план работы кабинета «Инновационные технологии и экономическое образование», программа спецкурса по подготовке и повышению квалификации учителей.

Программа спецкурса включала комплекс следующих мероприятий:

¡.Перспективный план-график ежегодной подготовки учителей на курсах ИПК и ППК ЮжноКазахстанской области.

2. «Методика преподавания основ экономической теории» - курс.

3. «Учет этнорегиональных особенностей в экономическом образовании школьников» -спецсеминар.

4. «Интеграция школьных предметов с экономикой на основе этнорегиональных особенностей» - спецсеминар.

5. «Методика формирования экономической культуры школьников в процессе внеклассной работы» - спецсеминар.

6. Организация областных научно-практических семинаров, выездных семинаров, тренингов.

7. Экономические олимпиады.

8. Конкурс лучших методических разработок по формированию экономической культуры школьников.

В ходе курсовой подготовки по данной программе слушатели знакомятся и отрабатывают следующие основные вопросы:

— программы и методики преподавания экономики с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана;

— подход к экономической подготовке, формирующей деловую активность учащихся в условиях рыночной экономики в Казахстане;

— понятие экономической культуры, ее функций и содержания;

— формы, методы и средства формирования экономической культуры школьников;

— комплект деловых игр, отражающих специфику местного производства;

— набор рыночных ситуаций и задач, связанных с экономикой Казахстана;

— словарь основных терминов;

— диагностика развития экономической готовности и деловой активности учащихся и педагогов;

— критерии оценки экономической и профессиональной готовности личности;

— модель личности активного работника рыночного типа; характеристики основных экономических и профессиональных качеств и базовых умений, присущих педагогу и специалисту рыночной экономики.

Особое значение в нашем исследовании имело педагогическое руководство внедрением авторских учебно-методических пособий для учителей - «Учет этнорегиональных особенностей на уроках экономики в школе», «Интеграция школьных предметов с экономикой на основе этнорегиональных особенностей», «Организация внеклассной работы по экономическому воспитанию школьников», Программа «В мире экономики на основе модульной технологии».

Так как основным концептуальным положением нашего исследования и одним из важнейших условий эффективности формирования экономической культуры школьников является учет этнорегиональных особенностей Казахстана в содержании экономического образования и воспитания школьников, мы посчитали необходимым разработать программу спецсеминара «Учет этнорегиональных особенностей в экономическом образовании школьников» для учителей экономики. План-график спецсеминара для учителей экономики представлен в таблице 1.

Таблица 1.

План-график спецсеминара для учителей экономики «Учет этнорегиональных

особенностей в экономическом образовании школьников»

№ Содержание спецсеминара Количество часов

лекции сем./практич.

1. Экономическое образование - средство формирования экономической культуры школьников. 2

2. Анализ программ по экономическому образованию школьников. 2 2

3. Принципы отбора содержания экономического образования школьников. 2

4. Учет этнорегиональных особенностей как основополагающий принцип содержания экономического образования. 2 2

5. Цель, задачи и содержание курса «Основы экономических знаний» для 5-11 кл. общеобразовательной школы. 2

6. Формы, методы и средства экономического образования школьников. 2 2

7. Технологическая карта уроков по «Основам экономических знаний» с учетом этнорегиональных особенностей. 2

Итого: 20 часов 12 8

В программе спецсеминара предусмотрен определенный объем знаний о сущности понятия «экономическое образование», о его значении в формировании экономической культуры школьников, критерии и показатели когнитивного компонента экономической культуры школьников.

Рассматривается воспитательный потенциал идей народной педагогики, а также региональных особенностей экономики в русле решения насущной проблемы; раскрывается роль преподавателя экономики в аспекте нашего исследования, а также даются рекомендации по

формированию экономической культуры школьников в процессе обучения «Основам экономических знаний».

По итогам работы спецсеминара учителя экономики представили методические разработки уроков по «Основам экономических знаний», в содержании которых были учтены этнорегиональные особенности Казахстана, состоялись защиты проектов «Экономическая культура школьников: проблемы, поиски, решения», были продемонстрированы панорамные уроки лучших учителей экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывают результаты опытной работы, проведение коррекционно-подготовительных мероприятий (спецсеминаров, тренингов, открытых уроков, обмен опытом и т.д.) способствует повышению теоретико-методического уровня учителей к осуществлению данной работы.

Исследование процесса экономической культуры школьников позволяет дать практическим работникам некоторые рекомендации:

— в педагогических вузах (на педагогических факультетах) для формирования готовности будущих учителей к осуществлению экономического воспитания и образования школьников необходимо вести определенные коррективы в методику преподавания экономической теории, методику преподавания специальных предметов, методику организации воспитательной работы в школе, в программы педагогической практики студентов;

— учителям-предметникам систематически и целенаправленно использовать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании экономической культуры (кругозора) и экономических умений, в воспитании нравственно-экономических качеств личности;

— на методических объединениях учителей организовать обмен опытом по осуществлению экономического воспитания;

— на курсах повышения квалификации учителей имеет смысл включать в цикл лекционных занятий и тренингов вопросы методики и технологии экономического воспитания учащихся на уроках с учетом этнорегиональных особенностей;

— необходима поддержка кадрового потенциала преподавателей экономических дисциплин, в том числе за счет переподготовки учителей школы, имеющих высшее образование, подготовки менеджеров в образовании с правом преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях.

Литература:

1. Государственная программа развития образования в РК на 2011 -2020 годы// Казахстанская правда. 2010. Июнь, 18. С. 9-10

2. Терюкова Т. С. Экономическая культура педагога: сущность и пути формирования: монография. М.: Прометей, 2002. 181 с.

3. Боровикова Т. В. Педагогические основы формирования экономической культуры школьников: дис... док. пед. наук. Пермь, 2000. С. 244

4. Лихачев Б. Т. Рыночное отношение и воспитание школьников// Воспитание школьников. 1991. № 5. С. 5-6.

5. Чернер С. Л. Теория и практика личностно-ориентированной социально-экономической подготовки школьников: автореф... док. пед. наук. М., 1998. 41 с.

6. Матвеева Т. М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов: дис... канд. пед. наук. М., 2001. 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.