Научная статья на тему 'Возможности дисциплин педагогического цикла в формировании педагогической культуры студентов педвузов'

Возможности дисциплин педагогического цикла в формировании педагогической культуры студентов педвузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Раиса Валиевна, Сулейманова Тамара Рамазановна

Авторы анализируют возможности дисциплин педагогического цикла в формировании педагогической культуры будущих учителей. Определена система средств, принципы совершенствования подготовки студентов педвузов в процессе освоения спецкурса «Основы педагогической культуры будущего учителя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности дисциплин педагогического цикла в формировании педагогической культуры студентов педвузов»

50

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2008

УДК 372.8(471.67)

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ

©2008 раджабова Р.В., Сулейманова Т.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

Авторы анализируют возможности дисциплин педагогического цикла в формировании педагогической культуры будущих учителей. Определена система средств, принципы совершенствования подготовки студентов педвузов в процессе освоения спецкурса «Основы педагогической культуры будущего учителя».

The authors analyze opportunities of the subjects of pedagogical course in forming of future teachers’ pedagogical culture. The system of methods, the principles of perfecting the quality of the students’ training at pedagogical higher schools in the process of mastering the course “The basics of the future teacher’s pedagogical culture” are determined.

Ключевые слова: педагогическая культура, культуротворческая функция воспитания, творческие способности, гуманистический подход.

Keywords: pedagogical culture, cultural creative function of education, creative abilities, humanistic approach.

Перед российской высшей школой сегодня поставлена задача критического переосмысления накопленного опыта и анализа практики преподавания педагогических дисциплин, возвращения им культуросозидающей функции. Проблема формирования педагогической культуры учителя не является ведущей в цикле педагогических дисциплин.

Основной сферой деятельности студентов педвуза является учебный процесс, который определяется учебными планами, программами и учебными пособиями. Однако в них не выделяется задача формирования педагогической культуры будущего учителя как цели и результата деятельности педвуза. Слабо представлена культуротворческая функция воспитания и обучения, отражающая общественное назначение учителя - создание ос-

новной культурной ценности - личности человека.

Анализ учебных пособий по педагогике для студентов педвузов показал, что ни в одном из них не дается понятия о педагогической культуре учителя, не раскрывается необходимость овладения ею будущими учителями.

Учебники по педагогике содержат избыток информационного материала, написаны скучным языком и не способствуют развитию творческих способностей студентов. Данные опросов показали, что только 20,3% выпускников педвузов считает, что педагогические дисциплины способствовали формированию педагогической культуры. Слабо подготовлены будущие учителя и к реализации воспитательных функций в школе. Отчасти это обусловлено условиями нестабильности во всех сферах жизни.

Психолого-педагогические науки • • •

Однако в большей степени реализация воспитательной функции зависит от уровня знаний основ процесса обучения и воспитания, владения комплексом педагогических умений и навыков, характера взаимоотношений с детьми.

Существуют реальные возможности формирования педагогической культуры у студентов педвузов путем:

- осуществления «сквозного» подхода к решению проблемы: нацеленности всех звеньев, элементов учебно-воспитательного процесса на подготовку учителя высокой педагогической культуры [3];

- реализации программы поэтапного формирования педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения педдисциплин;

- более полного использования потенциала педагогических дисциплин;

- мобилизации возможностей педагогической практики с ориентацией на модель учителя высокой педагогической культуры;

- организации работы по выработке у студентов установки на профессиональное самообразование и самовоспитание;

- введения спецкурса «Основы педагогической культуры будущего учителя», ориентированного на формирование профессиональной культуры у будущих учителей.

Система средств по формированию педагогической культуры у будущих учителей включает в себя:

- внесение изменений и дополнений в содержание и структуру педагогических дисциплин и педагогической практики, выражающихся в актуализации культурологической и культуротворческой функций образования;

- развитие гуманистического подхода к подготовке будущего учителя в процессе вузовского образования;

- отражение личностного аспекта педагогического процесса;

51

- использование форм и методов работы, способствующих развитию творческой активности студентов, творческого отношения к педагогической деятельности;

- учет достижений педагогической науки и смежных дисциплин, передового педагогического опыта;

- установление взаимодействия кафедрального и университетского звеньев руководства в процессе формирования педагогической культуры студентов как единой цели и результата работы педвуза [3].

Формирование педагогической культуры у будущего учителя начинается с выработки «учительского образа». Именно от того, какая установка будет сформирована у студентов на первом курсе, будет зависеть процесс становления личности педагога на протяжении всего обучения.

Курс «Педагогика» является ведущим в системе педагогической подготовки учителя. Он концентрирует в себе основные методологические и теоретические положения педагогической науки, вопросы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

1. Раскрывая тему «Предмет педагогики» и показывая связь с другими науками, подчеркивается ее связь с этнографией и фольклористикой, в сознании студентов утверждается мысль о том, что педагогическая культура современного учителя немыслима без знания этнической культуры, рассматривающей педагогическое содержание традиций, обрядов и обычаев [3].

При изучении темы «Проблема целей воспитания в педагогике» выделяются культуротворческие функции воспитания. Внимание студентов обращается на то, что в основе современной цели воспитания личности лежат общечеловеческие ценности, и учитель, выполняя свое назначение, должен быть прежде всего сам носителем этих ценностей, а уж затем их творцом.

52

Известия ДГПУ, №2, 2008

Потенциальными возможностями формирования педагогической культуры у будущих учителей обладает и раздел «Дидактика». Практически каждая его тема имеет ряд вопросов, ориентирующих студентов на повышение уровня профессиональной культуры: роль обучения в формировании личности; необходимость высокого уровня знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности и т.д.

Тему «Процесс обучения» студентам предлагается рассматривать, как процесс трансляции культуротворческого опыта человечества. В теме «Методы обучения» обращается внимание на то, что владение учителем в совершенстве современными методами обучения выступает как элемент его педагогической культуры; акцентируется внимание на методе создания ситуации успеха в учении как элементе гуманистической культуры будущего учителя.

При рассмотрении форм обучения подчеркивается необходимость развития творческих способностей студентов, овладения ими, наряду с классическими нетрадиционными формами обучения, активизирующими познавательную деятельность учащихся.

В разделе «Теория воспитания» мы обращаемся практически ко всем компонентам педагогической культуры учителя в соответствии с темами курса.

В разделе «Управление школой» внимание студентов акцентируется на значимости педагогической культуры для руководителя школы.

На всех занятиях в центре внимания находится личность ребенка, и не только учет возрастных и психофизиологических особенностей, но ее уникальность, самоценность и неповторимость, а также личность учителя, деятельность которого направлена на создание растущей личности, развитие ее самосознания.

Практически каждая тема курса содержит огромный потенциал фор-

мирования педагогической культуры у студентов.

Курс «История образования» также обладает большими возможностями для развития профессионального интереса к человеку, национальному самосознанию, народным традициям. При ознакомлении студентов с жизнью и деятельностью отечественных и зарубежных педагогов внимание студентов обращалось на их личностные качества.

В процессе изучения предмета «История образования» формируются профессионально значимые качества личности, раскрывается богатейший пласт культуры человечества, развиваются умения оценивать педагогическое наследие прошлого.

Наряду с нормативными курсами, в системе подготовки будущего учителя предусмотрено проведение альтернативных курсов: спецкурсов, спецсеминаров, способствующих

формированию профессионально-

педагогических умений и навыков, творческого подхода к профессиональной деятельности.

Главной задачей начального этапа вузовского обучения является формирование эмоционально-

коммуника-тивной сферы педагогической культуры личности [2].

Для ее реализации нами была разработана программа спецкурса «Основы педагогической культуры будущего учителя», представленного шестью темами, которые делятся на три блока. Первый блок называется «Учитель», его назначение - формирование у студентов «учительского образа», знакомство с моделью учителя высокой педагогической культуры. Логика постановки блока «Учитель» на первое место объяснялась тем, что жизнь ученика в школе, его успехи и неудачи во многом зависят от личности учителя.

Второй блок - «Ученик». Реализация идей педагогики сотрудничества, демократизации и гуманизации школы, выдвинутых современными требованиями жизни, предполагает со-

Психолого-педагогические науки • • •

вместный поиск учителя и детей. Необходимо познакомить студентов с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями детей, с методами изучения учащихся и ученического коллектива уже на первом курсе.

2. Третий блок - «Педагогическое общение». Каждый учитель должен понимать свою задачу не просто как обучение - проверку, но и как воспитание - помощь. Умение осуществлять педагогическое общение не только на уроках, но и во внеурочной деятельности обычно вызывает наибольшие трудности у студентов. Поэтому мы обратились к изучению методики коллективных творческих дел (КТД), позволяющей им лучше узнать особенности школьников и развивающей у первокурсников культуру педагогического общения, а также творческие, организаторские, коммуникативные способности [5].

Цель занятий заключалась в формировании эмоционально-коммуникативной сферы педагогической культуры личности будущего учителя, которая достигалась посредством:

1.Обогащения представлений студентов об учителе высокой педагогической культуры, идеальном педагоге.

2. Воспитания гуманистических чувств и переживаний по отношению к детям.

3. Развития творческих наклонностей будущих учителей, накопления у них опыта творческой педагогической деятельности.

Педагогическая культура у будущего учителя формируется эффективнее при условии:

- выбора преподавателей, к которым прикрепляются студенты в процессе педагогической практики;

- анализа каждого проводимого будущим учителем дела с позиции ориентации на высокий уровень педагогической культуры;

- контроля за выполнением студентами творческих заданий;

53

- формирования потребности в овладении общей и педагогической культурой.

Повышению уровня педагогической культуры у студентов способствовала система условий, при которой:

- вносятся изменения и дополнения в структуру и содержание педагогических дисциплин с целью актуализации культурологической и культуротворческой функций образования;

- в основе организации деятельности студентов (учебнопознавательной, учебно-

практической, самостоятельной) ставится в качестве цели формирование педагогической культуры будущего учителя;

- помимо традиционных форм работы (лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия) используются и новые, требующие творческую деятельность студентов (деловые и ролевые игры, педагогические тренинги, конкурсы, олимпиады, экскурсии, встречи с мастерами педагогического труда и др.);

- вузовские занятия организуются на основе принципов «педагогики сотрудничества», сотворчества;

- на занятиях создается ситуация успеха;

- организуется дифференцированная работа со студентами [4].

В формировании педагогической культуры у студентов используются следующие принципы:

1. Совместная творческая деятельность.

2. Личностный подход, признание права личности на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Меняются акценты: личность студента - не объект воспитания, а субъект деятельности. Личностный подход предполагает организацию воспитательного процесса как взаимовлияния личностей.

3. Личная заинтересованность студента, гармонично соединенная с коллективными устремлениями.

54

Известия ДГПУ, №2, 2008

4. Самоконтроль и самоорганизация - первые шаги в формировании управленческих навыков будущего специалиста, необходимый элемент культуры межличностного общения.

5. Интеллектуальный фон группы, коллектива, его творческая атмосфера, создание которой такая же важная педагогическая задача, как и формирование личностных качеств.

6. Принцип воспитания в трудовой деятельности реализуется только в условиях ее насыщения творческими и нравственно-эстетическими началами, которые лишь и могут превратить ее в радость, сделать нормой инициативу, изобретательность и предприимчивость.

7. Содружество педагогов-едино-мышленников в творческом воспитании будущих коллег. Формирование культуры у будущего специалиста невозможно без ее наличия у преподавателей [2].

Вводились новые формы занятий с целью повышения интереса у будущих учителей к педагогическим дисциплинам, что должно было способствовать развитию мотивации профессиональной деятельности, увлеченности ею. Проводимые семинары включали упражнения на осознание и принятие модели учителя, обладающего высокой педагогической культурой, формирование отдельных компонентов культуры, усвоение и перенос в сферу учебной деятельности взаимосвязи этического и эстетического.

Применялись упражнения для выработки у будущих учителей профессиональных установок и навыков нравственно-эстетической деятельности и общения. С этой целью использовались эмоционально-

стимулирующие формы работы:

- решение проблемных педагогических задач;

- педагогические игры с использованием литературных произведений;

- работа в микрогруппах;

- моделирование ситуаций эстетико-нравственного поведения и общения.

Знание механизмов поведения ребенка помогает формированию у будущих учителей коммуникативных и перцептивных умений: правильно строить отношения с учащимися, реагировать на те или иные действия детей и пр., в основе этого - профессиональное нравственно-

эстетическое поведение учителя, помогающее ему строить отношения с детьми на уровне общечеловеческой культуры. Установка на такое поведение формировалась в процессе занятий [1].

Педагогическая культура учителя предполагает глубокое знание личности школьника. Опрос студентов, беседы с молодыми учителя показали, что они испытывают затруднения при определении индивидуальных особенностей ребенка, при составлении развернутых характеристик школьников с элементами прогнозирования и практическими рекомендациями.

В процессе проведения практических занятий ставилась задача ликвидации данного пробела в знаниях студентов, в частности, путем включения их в ролевые игры, требующие не только знания возрастных и индивидуальных особенностей школьников, но и умения прогнозировать их личностное развитие, планировать воспитательную работу с учащимися, способствующую развитию педагогического мышления студентов как элемента их педагогической культуры. Максимально приближенная к реальным условиям профессиональной деятельности игра побуждает к самостоятельному поиску средств, приемов достижения учебной цели. В процессе игры обучаемые «выискивают» и формулируют проблемы, конкретизируют задачи, анализируют свои действия. В результате у них формируется рефлексивное отношение к способам действий: осознание того, как я действую, почему действую именно так.

Психолого-педагогические науки • • •

В игровом взаимодействии часто обнаруживается непродуктивность стандартного мышления, стереотипных действий, повышается порог видения психолого-педагогических проблем, актуализируется творческий мыслительный потенциал. В конечном итоге формируется профессиональное поведение учителя, его психолого-педа-гогическая культура.

Ролевые игры способствуют формированию у будущих учителей творческого нестандартного подхода к анализу педагогических ситуаций. Они учат прогнозировать, планировать, сознательно включать рефлексию в структуру решения педагогических проблем, формируют гуманистическую педагогическую позицию, то есть способствуют повышению педагогической культуры [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме работы по формированию у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, ставилась задача роста духовности будущего учителя. Она решалась посредством включения в занятия упражнений из художественной литературы эстетикопедагогического содержания, где акцентировалось внимание на сложности духовного мира человека (ребен-

Примечания

55

ка), палитре его чувств и переживаний, красоте нравственно-эстетического общения.

В процессе использования художественной литературы реализовался приём косвенного, опосредованного влияния на процесс формирования опыта нравственного общения будущих учителей посредством гуманистической позиции писателей-классиков и современников.

Оправдала себя и такая форма работы, как игра-соревнование, где студенты реализуют свои знания, умения и навыки (разработать и защитить проект школы будущего - «Школа, в которой мне предстоит работать»; решить педагогические ситуации - «Я учитель, я справлюсь...»; продемонстрировать навыки культуры и техники речи - «Учимся говорить правильно...» и другие).

В результате целенаправленной работы по формированию педагогической культуры у будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин увеличилось количество студентов с высоким уровнем сфор-мированности педагогической культуры (с 2,2% до 36,6%), что подтверждает ее эффективность.

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991. 2. Бенин В.П. Сущность понятия «педагогическая культура»// Понятийный аппарат педагогики и образования. 1996. Вып. 2. 3. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е. В. Бон-даревской. - Ростов н/Д., 1995. 4. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989. 5. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М., 1997.

УДК 378(471.67)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

©2008 исламбекова И.С., Салманова Д.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.