Научная статья на тему 'Культуровоспитывающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя'

Культуровоспитывающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE TEACHER / CONTINUITY / INTERSUBJECT COMMUNICATION / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицына Елена Викторовна, Останина Светлана Александровна

В данной работе рассматриваются актуальные вопросы формирования и организации культуровоспитывающей среды вуза как важного фактора профессиональной подготовки будущего учителя. Процесс организации культуровоспитывающей среды рассматривается на примере двух вузов г. Петрозаводска: ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова». В ходе исследования авторы описывают требования к организации культуровоспитывающей среды вуза в контексте развития творческой личности будущего учителя. Особое внимание уделяется предметным дисциплинам психолого-педагогической направленности, которые занимают значительное место в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Авторы показывают процесс выстраивания данных дисциплин по курсам обучения и уровням образования на основе принципа преемственности, что способствует углублению, упорядочению и систематизации полученных компетенций, профессиональной направленности обучения. Анализируют возможности использования современных педагогических технологий, интерактивных форм проведения занятий, которые активизируют студентов на самостоятельный поиск новых знаний, создают условия для развития инициативы, стимулируют становление мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Птицына Елена Викторовна, Останина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural environment of the University as an important factor in the training of future teachers

The article deals with topical issues of the formation and organization of cultural environment of the University as an important factor in the professional training of future teachers. The process of organizing culturepositive environment is considered on the example of two universities in the city of Petrozavodsk of the "Petrozavodsk state University" and of the "Petrozavodsk state Conservatory. A. K. Glazunov". In the course of the research the authors describe the requirements for the organization of the culture environment of the University in the context of the development of the creative personality of the future teacher. Special attention is paid to the subjects of psychological and pedagogical orientation, which occupy a significant place in the process of professional training of the future teacher. The authors show the process of building these disciplines on courses and levels of education on the basis of the principle of continuity, which contributes to the deepening, streamlining and systematization of competencies, professional orientation of training. They analyze the possibilities of using modern pedagogical technologies, interactive forms of classes, which activate students to independently search for new knowledge, create conditions for the development of the initiative, stimulate the formation of motivation.

Текст научной работы на тему «Культуровоспитывающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 40-47. УДК 378.1

Е. В. ПтицынА, С. А. Останина

Культуровоспитывающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя

В данной работе рассматриваются актуальные вопросы формирования и организации культуровоспитывающей среды вуза как важного фактора профессиональной подготовки будущего учителя. Процесс организации культуровоспитывающей среды рассматривается на примере двух вузов г. Петрозаводска: ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова».

В ходе исследования авторы описывают требования к организации культуровоспитывающей среды вуза в контексте развития творческой личности будущего учителя. Особое внимание уделяется предметным дисциплинам психолого-педагогической направленности, которые занимают значительное место в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Авторы показывают процесс выстраивания данных дисциплин по курсам обучения и уровням образования на основе принципа преемственности, что способствует углублению, упорядочению и систематизации полученных компетенций, профессиональной направленности обучения.

Анализируют возможности использования современных педагогических технологий, интерактивных форм проведения занятий, которые активизируют студентов на самостоятельный поиск новых знаний, создают условия для развития инициативы, стимулируют становление мотивации.

Ключевые слова: культуровоспитывающая среда вуза, профессиональная подготовка, будущий учитель, преемственность, межпредметные связи, современные педагогические технологии

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 40-47.

E. V. PTiTSYNA, s. a. OSTANiNA

Cultural environment of the University as an important factor in the training of future teachers

The article deals with topical issues of the formation and organization of cultural environment of the University as an important factor in the professional training of future teachers. The process of organizing culturepositive environment is considered on the example of two universities in the city of Petrozavodsk of the "Petrozavodsk state University" and of the "Petrozavodsk state Conservatory. A. K. Glazunov".

In the course of the research the authors describe the requirements for the organization of the culture environment of the University in the context of the development of the creative personality of the future teacher. Special attention is paid to the subjects of psychological and pedagogical orientation, which occupy a significant place in the process of professional training of the future teacher. The authors show the process of building these disciplines on courses and levels of education on the basis of the principle of continuity, which contributes to the deepening, streamlining and systematization of competencies, professional orientation of training.

They analyze the possibilities of using modern pedagogical technologies, interactive forms of classes, which activate students to independently search for new knowledge, create conditions for the development of the initiative, stimulate the formation of motivation.

Keywords: cultural environment of the University, professional training, future teacher, continuity, intersubject communication, modern pedagogical technologies

риоритет творчества и культуры вносит новые смыслы в профессиональную подготовку будущего учителя, который должен быть готов к постоянному профессиональному росту, обладать социальной и профессиональной мобильностью, высоким уровнем педагогической культуры, духовности и нравственности, владеть новыми методами и технологиями обучения, и постоянно стремиться к творческой самореализации в собственной педагогической деятельности.

Только творчески ориентированное образование создает условия для воспитания неординарного и оригинально мыслящего человека. Этот человек способен эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных предметных сферах и видах деятельности независимо от специальности и социального статуса, адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, конструктивно подходить к решению профессиональных задач, а также делать ценностный выбор [11].

Сегодня в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования становится очевидным, что необходимо перевести студентов из пассивных потребителей знаний в активных творцов, умеющих формулировать проблему, анализировать пути решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность [5]. Ценностно-смысловые отношения к будущей профессии начинаются с момента выбора и овладения профессией, и продолжаются в течение всей профессиональной деятельности. Таким образом, ведущей стратегией развития личности становится творчество, когда образование вмонтировано в продолжение и воссоздание культуры, а будущий учитель овладевает и развивает лучшие ее образцы.

Следовательно, высшее образование должно соответствовать тенденциям социально-культурного развития, а цель должна быть ориентирована в сторону приоритетности культурной функции; при этом целостное развитие творческой личности будущего учителя должно происходить в специально организованной культуровоспиты-вающей среде, которая решает задачи освоения и сохранения культурных ценностей. Необходимость выстраивания культуровоспитывающей среды вуза на наш взгляд позволяет уяснить целостный образовательный процесс в его разновидностях, оценить его эффективность и продуктивность.

В современных условиях образование предстает как механизм воспроизводства культуры, процесс культурного развития личности. Культурно-гуманистическая функция образования заключается в том, что оно выступает средством трансляции культуры. По мнению Е. В. Бондарев-ской культурное богатство человека зависит от включения общечеловеческих ценностей в лич-

ную жизнедеятельность, что становится основой формирования егодуховной культуры. Воспитание красотой и через красоту формирует художественно-ценностную ориентацию индивида, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в художественно-творческой деятельности, в быту и поступках [2, 205].

Главная цель воспитания, по мнению автора, состоит в воспитании человека культуры, а через него - в сохранении, возрождении и развитии самой культуры. Человек культуры - личность свободная, гуманная, духовная, творческая, вариативно мыслящая, с развитым чувством нового и стремлением к созиданию, причастная к исторической и культурной традиции человечества. Воспитание такого человека предполагает восхождение по пути человеческой культуры и «возделывание» его средствами культуры [2]. Все вышеперечисленные позиции важны в контексте профессионального становления будущего учителя.

В свою очередь, взгляд на личность будущего учителя как на носителя культуры подсказывает, что чем шире оказываются возможности, предоставляемые средой, тем интереснее ее образ жизни, неповторимее жизненный путь, тем самобытнее он вырастает: «человек использует, воспроизводит и творит культуру, тем самым он создает самого себя как субъекта культуры и является культурогенным субъектом, воплощающим себя в культуре» (М.С. Каган) [4].

В рамках подходов, ориентированных на работу со средой, особое внимание учеными уделяется: предметно-пространственным характеристикам среды как объекта, созданного человеком в определённых целях; специфике межличностных отношений, складывающихся в среде; а также информационном наполнении среды как средоточия объектов культуры (И.А.Колесникова). Именно культура является импульсом к развитию творческой личности будущего учителя в культуровоспитывающей среде вуза, поскольку она - сосредоточие наследия человечества, движущая сила сохранения и передачи культурных достижений от поколения к поколению.

Культуровоспитывающая среда вуза формируется постепенно и является важным фактором в культурно-ценностном становлении и развития творческой личности будущего учителя. Такая среда не является данностью, не возникает стихийно, а создается и развивается всеми субъектами образовательной системы в процессе их взаимодействия. На наш взгляд, культуровоспи-тывающую среду целесообразно рассматривать как пространство культурного развития личности на основе таких основных параметров среды как ценности, традиции, отношения, деятельность, общение, объекты культуры.

Рассмотрим подробнее некоторые компоненты культуровоспитывающей среды двух вузов г.

Петрозаводска, в которых осуществляется профессиональная подготовка будущего учителя: ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (кафедра технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии) и ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова» (исполнительский и теоретический факультеты). Все компоненты культуровоспитывающей среды играют функцию «ориентировочной основы» в профессиональном становлении будущего учителя, обладают значительными возможностями вооружения специфическими знаниями и умениями, обогащающими профессиональную подготовку.

Мы выделяем следующие требования к организации культуровоспитывающей среды вуза в контексте развития творческой личности будущего учителя:

- эстетизация образовательного процесса;

- создание условий для включения будущих учителей в различные виды художественно-эстетической деятельности;

- использование средств искусства в учебной и внеучебной деятельности;

- создание культуротворческого «поля», где каждый студент может найти свою нишу, реализовать свои возможности и интересы;

- ориентация на национальную культуру, единство национального, интернационального межнационального и интернационального начал в воспитании.

Важным фактором культуровоспитывающей среды вуза, безусловно, является усиление гуманитарного компонента содержания образования. Гуманистические параметры культурово-спитывающей среды стимулируют потребность будущих учителей к творческому решению возникающих профессиональных проблем и ситуаций, формированию смысловых установок и ценностно-эмоционального отношения студентов к творчески-продуктивной педагогической деятельности. В предметах эстетического цикла складывается ориентация на творческость восприятия и развитие способностей личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности будущего учителя в культуровоспитывающей среде вуза. Программы дисциплин должны составляться с учетом преемственных связей в отборе их культуротворческих компонентов, когда предшествующие становятся опорной базой для последующих и постепенно усложняются по содержанию. Сближение и интеграция учебных дисциплин эстетического профиля, сотрудничество преподавателей способствует углублению, упорядочению и систематизации полученных компетенций, профессиональной направленности обучения, позволяет интенсифицировать эстетизацию образовательного процесса.

В свою очередь, межпредметные связи способствуют формированию мировоззрения будущих учителей путем целостного отражения социально-культурного опыта научного познания объективного мира, что обеспечивает системность, обобщенность опыта в разнообразных видах деятельности, отражающих целостное представление о человеке, ценностях культуры. Мы определяем следующие направления осуществления межпредметных связей в культуро-воспитывающей среде вуза: раскрытие содержания предметных дисциплин во взаимосвязи и взаимообусловленности; развитие активности студентов в процессе усвоения новых знаний на занятиях, в самостоятельной работе с помощью привлечения знаний из других учебных предметов; разработка программно-методического обеспечения курсов, факультативов на интегрированной основе; взаимосвязь различных искусств в едином поле творческих проявлений.

Вышеперечисленные направления помогают избегать лишних повторов, разных подходов к объяснению одних и тех же явлений и фактов, позволяют более глубоко и разносторонне раскрыть содержание учебных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности, формировать способности использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний и в практической деятельности. Все это способствует профессиональному становлению будущего учителя, последовательному и системному усвоению информации, развитию познавательной активности студентов, умению сравнивать, анализировать и обобщать.

В этом контексте необходимо уделить внимание предметным дисциплинам психолого-педагогической направленности, которые, безусловно, должны выстраиваться по курсам обучения и уровням образования на основе принципа преемственности. Принцип преемственности требует постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, этапами обучения и внутри их, расширения, углубления знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущих этапах, перспективное их развитие, ориентированных на каждый последующий этап [7].

Таким образом, сформированные на предыдущих ступенях образования педагогические компетенции позволяют студентам на новом этапе обучения с большей степенью самостоятельности овладевать психолого-педагогическими знаниями и умениями, применять методы анализа и синтеза, сформировать осознанное критическое отношение к будущей собственной педагогической деятельности. Комплексное введение психолого-педагогических дисциплин на начальных курсах обучения важно ещё и тем, что они подготавливают последующие профессиональные дисциплины, тем самым, обеспечивая преемственность различных модулей внутри единого психолого-педагогического блока.

Например, в образовательном процессе Петрозаводской государственной консерватории на данный момент введены психолого-педагогические дисциплины (базовые и вариативные), которые позволяют поэтапно формировать педагогические компетенции, а также обеспечивают органическую преемственность различных модулей внутри единого психолого-педагогического блока:

- «История и теория педагогики» (1 курс), «Музыкальная педагогика и психология» (2 курс), Возрастная психология», «Психология творчества» (3 курс) (бакалавриат);

- «История и теория педагогики» (1 курс), «Музыкальная психология» и «Музыкальная педагогика» (2 курс) (специалитет);

- «Основы современной педагогики» (1 курс), «Проблемы музыкальной педагогики и психологии» (2 курс) (магистратура);

- «Педагогика высшей школы» (подготовка кадров высшей квалификации).

В ходе аудиторных занятий по дисциплинам психолого-педагогического блока важно организовывать индивидуальную, парную и групповую формы работы, активно использовать проектную деятельность, ролевые и деловые игры, дискуссии и дебаты, которые способствуют формированию профессионально-творческого мышления и навыков профессионального поведения будущих учителей. Условиями успешного группового взаимодействия оказываются четкая формулировка цели, определение ожидаемых результатов, прогнозирование рисков, выявление способов их преодоления и распределение ролей в группе. Оптимальной является сменяемость исполнения ролей лидеров, модераторов, сподвижников, экспертов и т.д.; таким образом, студентам удается освоить опыт деятельности с разных позиций. При проведении рефлексии важно, на наш взгляд, учитывать вклад каждого участника деятельности на каждом ее этапе [8].

Содержание образования предметных дисциплин предполагает его поэтапное обогащение с использованием современных педагогических технологий, инновационных методов, интерактивных форм организации обучения с направленностью на развитие творческой активности студентов, начиная от выполнения творческих заданий до разработки творческих научно-исследовательских проектов. Будущие учителя моделируют различные технологии в разработке уроков, разрабатывают программы спецкурсов эстетической направленности и апробируют их во время педагогической практики. Таким образом, создается особая среда креативного образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием студентов, основанным на принципах равенства людей, толерантности, накопления совместного знания, возможности взаимной оценки и контроля, реализации обратной связи [1].

В последнее время в поле зрения интересов студентов указанных вузов лежат проблемы организации образовательного процесса с использованием современных педагогических технологий: «Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения в студии декоративно-прикладного искусства» (Елена Н.), «Использование личностно-ориентирован-ного подхода на уроках технологии» (Наталья Д.), «Формирование ценностных ориентаций школьников в художественно-технологической деятельности» (Татьяна Ф.), «Формирование профессиональных качеств музыканта-концертмейстера в условиях работы в детской музыкальной школе» (Лидия С.), «Особенности организации вокально-хоровой работы в старшем детском хоре» (Виктория К.), «Развитие музыкальных способностей детей 4-5 лет в системе дополнительного музыкального образования» (Арина Ж.), «Профессиональные и психолого-педагогические особенности работы дирижера-руководителя самодеятельного хорового коллектива» (Елизавета Б.) и др.

В поиске психолого-педагогических оснований формирования креативной личности будущего учителя особая роль отводится диалогическим формам обучения. Диалог как форма субъект-субъектного познания окружающего мира является важной составляющей личностно ориентированного обучения, которое связано с выявлением субъектного опыта учащегося, его систематизацию, своеобразное «окультуривание». Можно выделить основные важные характеристики диалога в культуровоспитывающей среде вуза:

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому субъекту проявить инициативу и самостоятельность: студенты сотрудничают с преподавателем и друг другом в диалоге, обсуждают, высказывают свои мысли, делятся содержанием;

- предоставление будущему учителю выбора последовательности учебных действий и темпа работы на занятии с проведением регулярного и объективного контроля, ненавязчивого управления;

- использование проблемных творческих заданий, сочетание групповой и индивидуальной работы;

- обучение студентов анализу своей деятельности, самоконтролю, оценочным действиям по отношению к себе и другим;

- обсуждение этапов проделанной работы, оценивание не только конечного результата, но и процесса его достижения; анализ не только правильности ответа, но и его оригинальности, самостоятельности.

Преподаватель активизирует студентов на самостоятельный поиск новых знаний, создает условия для развития инициативы, стимулирует становление мотивации. В таблице 1 приведены интерактивные формы проведения занятий, используемые в курсе изучения дисциплины «История и теория педагогики».

Таблица 1

Интерактивные формы проведения занятий по дисциплине «История и теория педагогики»

Наименование темы Интерактивные формы проведения занятий

Образование: сущность, содержание и структура Дискуссии по теме «Образование: вчера, сегодня, завтра...», «Зачем выпускнику консерватории педагогическое образование?» Решение ситуационных задач

Художественное образование: особенности и принципы организации Деловая игра «Если бы я был министром образования..» / «Если бы я был министром культуры.» Дискуссия «Принципы обучения в музыкальном образовании»

Тенденции развития мирового образовательного процесса (ХХ-ХХ1 в) «Суд истории» (анализ воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем различных исторических периодов).

Процесс обучения. Педконтроль и оценка качества образования. Воспитание как вид профессиональной пед-деятельности Разговор с ученым: анализ фрагмента книги «Педагогика высшей школы» В.И. Андреева Защита проекта «Система оценки знаний и умений обучающихся в системе музыкального образования»Ролевая игра «Педагогический совет»

Педагогическая деятельность. Подготовка и планирование в преподавательской деятельности. Оценка обучения и преподавания. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Дискуссия «Для того, чтобы стать хорошим педагогом, необходимо.». Ролевые игры «Идеальный учитель», «Социально-психологический портрет учителя» Защита занятия с использованием активных методов обучения

Важным фактором обогащения культурово-спитывающей среды является национальная культура, с помощью которой личность осваивает ценности своего народа. Ориентация подрастающего поколения на национальные традиции и культуру, заимствование идеалов, духовно-нравственных ценностей из фольклорного наследия и тенденция преемственности культурного прошлого и настоящего, на наш взгляд, должны составлять не только основу содержания этнопе-дагогики, но и являться одним из важных воспитательных потенциалов академической педагогической науки.

Ориентируя будущих учителей на национальную культуру и искусство в культуровоспитываю-щей среде вуза важно обучать их навыкам исторического анализа, теоретического осмысления происходящих процессов; активно осваивать современные культурные достижения; выстраивать образовательный процесс с учётом региональных традиций культуры, особенностей родного края и др. [7]. Через опыт создания художественных проектов в различных областях искусства обучающие получают возможность реализовать свои эстетические потребности, способности и интересы в активной творческой деятельности. В дальнейшем в процессе написания курсовых и дипломных работ студенты разрабатывают программы спецкурсов, факультативов, комплексы уроков, программно-методическое обеспечение предметных дисциплин и проводят эти занятия на педагогической практике.

Приведем пример мини-сочинения Марины С.: «Необходимо изучать историю и культуру своего народа. Обращаясь к изучению памятников и предметов старины, внося в них элементы собственного творчества, мы вместе с тем «продолжаем их жизнь. Чем больше мы изучаем предметы старины, тем прошлое становится для нас более близким, и появляется желание сохранить это прекрасное для других поколений».

Отдельное внимание в аспекте исследуемой проблемы уделяется выпускной квалификационной работе будущего учителя, которая включает в себя глубокое теоретическое осмысление проблемы, разработку диагностических методик и проведение на их основе опытно-экспериментальной работы; представление продуктов художественно-творческой деятельности; презентацию результатов исследования с использованием компьютерных средств, соответствующей эстетическим требованиям, предъявляемым к ней.

Хочется отметить, что студенты осуществляют выбор проблемы для выпускной квалификационной работы, исходя из личных интересов и предпочтений к тому или иному виду художественно-эстетической деятельности. Приведем в качестве примеров следующие: «Традиционная культура в технологической подготовке школьников (на примере золотного шитья)» (Оля О.), «Развитие эстетических способностей учащихся в художественно-технологической деятельности» (Ирина Ю.), «Поликультурное воспитание учащихся в условиях дополнительного образова-

ния (на примере изготовления японского костюма)» (Александра К.), «Мужское хоровое исполнительство в России (на примере Мужского хора Карельской государственной педагогической академии» (Александр К.), «Хоровой коллектив Карельской государственной педагогической академии: особенности становления и развития» (Ольга Н.) и др.

Важным компонентом культуровоспитыва-ющей среды является педагогическая практика, которая рассматривается как пространство, в котором происходит интеграция знаний и видов деятельности различного характера в становлении новой позиции студента как субъекта самостоятельной педагогической деятельности. Она способствует обогащению профессионально ориентированного опыта будущего учителя на основе эмоционально-чувственных переживаний и ценностно-смысловых установок. В процессе осуществления педагогической деятельности на педагогической практике важными составляющими являются: способность их к позитивным изменениям своей социально-профессиональной активности; разносторонняя ориентация будущих учителей на все сферы педагогической деятельности.

Педагогическая практика в контексте заявленной проблемы призвана решать особые культу-ротворческие задачи: развитие у будущих учителей креативных качеств личности; изучение опыта и планирование эстетического воспитания детей; совершенствование умений и навыков художественно-педагогической деятельности (использовать и анализировать различные формы внеклассной художественно-эстетической

деятельности; определять как общие, так и специфические задачи художественно-эстетической деятельности детей; вводить школьников в мир искусства; организовывать коллектив и учащихся на занятия эстетического характера и др.); овладение методикой и инновационными формами художественно-эстетической работы с детьми [10, с. 135-136].

В ходе практики студенты вышезаявленных вузов проводят классные часы и тематические занятия, которые разнообразны по своему содержанию: «Культура моего народа» (МОу «Гимназия №17» г. Петрозаводска), «Искусство словесного творчества» (МОУ «СОШ № 5» г. Петрозаводска), «Мой любимый композитор, художник, поэт» (Академический лицей г. Петрозаводска), «Музыка в нашей жизни» (ГБОУ РК «Специализированная школа искусств») и др. Будущие учителя предлагают школьникам написать мини-сочинения, эссе на различные темы: «Волшебная сила искусства», «Художественное творчество в моей жизни», «Если бы я стал известным музыкантом...» и др.

Будущие учителя разрабатывают проблемные творческие задания с использованием активных методов обучения (метод прямой и фантастической аналогии, эмпатии, инверсии, мозгового штурма и др.) [6]. В таблице 2 рассмотрены некоторые из них.

Важное место в ходе педагогической практики отводится занятиям, посвященным культуре и традициям родного края. Студенты проводят тематические уроки и внеклассные мероприятия по темам: «Архитектура Карелии», «Эпос Калевала», «Костюм русского Севера», «Мы и

Таблица 2

Проблемные творческие задания для школьников, разработанные студентами

Методы Примеры творческих заданий

Метод прямой аналогии - найди общее между представленными произведениями искусства (живопись, литература, музыка, архитектура, скульптура). Например, В. Мешков «Осень в Карелии», И. Бунин «Осень», П. И. Чайковский «Осенняя песнь»; - подбери цветовой фон к музыке, используя те цвета, которые, на твой взгляд, более всего подходят к ней по настроению.

Метод личной аналогии - придумай и расскажи историю жизни музыкального инструмента или известного композитора от его собственного лица. Например, «Жизнь Саксофона, рассказанная им самим» или «Жизнь Иоганна Штрауса, рассказанная им самим».

Метод фантастической аналогии - спой песню так, как её могли бы спеть добрый волшебник и злой колдун?; - нарисуй этюд так, как его могла бы исполнить Снежная королева из музыкальной пьесы композитора А. Белобородова?

Метод инверсии - что может произойти, если музыкальный персонаж композитора Э. Грига Горный король станет вдруг добрым? - что получится, если изобразить знакомого человека в образе героя сказки?

Метод мозгового штурма - что нужно изменить, на твой взгляд, в оформлении нашего кабинета, чтобы он превратился в сказочный дворец или средневековый замок? - какие пути усовершенствования музыкального инструмента фортепиано ты мог бы предложить?

Карелия», «Достопримечательности г. Петрозаводска», «Искусство и традиции моего народа», «Декоративно-прикладное искусство Карелии», «Композиторы и музыканты Карелии» и др. Данные занятия сопровождаются экскурсиями в музей изобразительных искусств и краеведческий музей, просмотром художественных и документальных фильмов, посещением концертов в театрах, филармонии и др.

Так, Наталья П. в МОУ СОШ № 5 г. Сегежи проводила тематическое занятие «Памятники старины родного края», в ходе которого обучающиеся посетили выставку краеведческого музея города. Школьники познакомились с укладом жизни и бытом людей начала XX века (утварь и атрибуты крестьянской избы, женская повседневная одежда, традиционные головные уборы и украшения, элементы традиционной вышивки). Будущий учитель отмечает, что равнодушных ребят не было, многие школьники проявили интерес к исследовательской деятельности, посвященной проблемам изучения традиций и культуры родного края. В Ломоносовской гимназии Элина Х. и Инна С. для школьников 9 класса по Мировой художественной культуре провели театрализованное представление «Дела давно минувших дней», обратившись к обрядам и традициям древней Руси. Они сами создали сценарий урока, подобрали литературный и музыкальный материал, красочно оформили учебный кабинет.

Проводимые будущими учителями классные, внеклассные, общешкольные мероприятия расширяют культурный кругозор будущих учителей, обогащают их эстетические интересы, дают импульс для творческого саморазвития в различных видах деятельности, в том числе педагогической. По мере накопления опыта в сфере художественно-эстетической деятельности студенты переходят к организации более сложных мероприятий. Так, в СОШ № 29 Наталья Б., Ольга М., Юлия Л. провели общешкольное мероприятие среди 7-9 классов «Фестиваль карельской культуры». Школьники участвовали в конкурсах на лучшую карельскую пословицу, загадку, презентацию «Красота карельского пейзажа», демонстрировали народный карельский костюм и предметы декоративно-прикладного творчества, цитировали руны из карело-финского эпоса «Калевала», готовили и дегустировали национальные блюда.

Студенты отмечают: «Я считаю, что культу-ротворческие занятия помогают стать хорошим

учителем, повышают культурный уровень, развивают потребность в постоянном общении с прекрасным, а также чувства и эмоции человека» (Юлия Л.); «Педагогическая практика оставила благоприятное впечатление. Когда видишь эмоции и чувства школьников, результаты их и своей работы, то испытываешь теплые чувства, и тогда появляется желание придумать что-то новое, чтобы удивить и обрадовать ребят» (Наталья Б.).

Проводимые будущими учителями спецкурсы, уроки и мероприятия позволяют осознать необходимость руководствоваться в профессиональной деятельности гуманными мотивами; предоставляют возможность усвоения таких понятий и категорий, как: самобытность и уникальность, культура мира и культурная традиция, духовная культура и национальное самосознание, общие корни культур и различия между культурами, культура межнационального общения, взаимопонимание и согласие, солидарность и сотрудничество, ненасилие и толерантность.

Важно подчеркнуть, что создавая культуро-воспитывающую среду важно обращать внимание на творческую позицию преподавателя вуза, который должен находиться в постоянном поиске внесения новизны в процесс своей профессиональной деятельности. Преподаватели должны быть готовыми к постоянному поиску и использованию инновационных форм, методов, средств и технологий в организации образовательного процесса, к реализации творческого стиля своей педагогической деятельности.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что культуровоспитывающая среда вуза является ценностной атмосферой культурного становления личности будущего учителя и формируется постепенно, с наполнением ее компонентов ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом в различных видах деятельности. Приоритетное значение в образовательном процессе вуза должно отдаваться наполнению содержания общекультурными нравственно-эстетическими и компонентами, расширению эмоционально-образной сферы, творческой активности субъектов в их межличностном взаимодействии на основе сотрудничества. Таким образом, создается культуровоспитывающая среда, которая характеризуется открытостью, взаимодействием всех участников, основанным на принципах равенства идей, накопления совместного опыта, возможности взаимной оценки и контроля, реализации обратной связи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белобородов А. С. Особенности интерактивного обучения студентов консерватории в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании (на примере преподавания музыкальных дисциплин) / А.С.Белобородов, С. А. Останина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. 2015. №1. С. 35-44.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. ТЦ «Учитель». Москва - Ростов-на-Дону, 1999. 560 с.

;3. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.

4. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 414 с.

5. Останина С. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе вуза: история, теория, практика // Современные технологии преподавания в творческом вузе: сб.ст. Петрозаводск, 2015. С. 15-22

6. Останина С. А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. 2009. Т. 15. № 3. С. 378-382.

7. Птицына Е.В. Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 3. С. 86-89.

8. Сергина Е.А. Подготовка бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности в малочисленной сельской школе [Электронный ресурс] / Е.А. Сергина, Г.М. Янюшкина // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2017. - №5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27042 (дата обращения: 15.04.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федорова Е. Н. Ценостно-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2013. - № 8. - С. 342-345.

10. Шевченко Н.Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстетической образовательной среде педагогического вуза: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing. Германия. 2013. 168 с.

11. Шерехова О.М. Межсубъектная творческая деятельность как основа эффективного общения участников образовательного процесса вуза // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 1. С. 33-39.

1. Beloborodov A.S. Features of the interactive training of the conservatory students in the context of the implementation of the competence approach in higher education (by the example of the teaching of musical disciplines). Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2015. no. 1. pp. 35-44. (in Russian)

2. Bondarevskaya E.V. Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of upbringing / E.V.Bondarevskaya, S.V. Kulnevich. TC "Teacher". Moscow - Rostov-on-Don, 1999. 560 p. (in Russian)

3. Boritko N. V. The space of education: the image of being: Monograph. Volgograd: The Change, 2000. 225 pp. (in Russian)

4. Kagan M. S. Philosophy of Culture. Saint-Petersburg, Petropolis Publ., 1996. 414 p. (in Russian)

5. Ostanina S.A. Modern Pedagogical Technologies in the Educational Process of the University: History, Theory, Practice. Modern Teaching Technologies in a Creative High School: Sat. Petrozavodsk, 2015. pp. 15-22 (in Russian)

6. Ostanina S.A. Organization of educational and creative activity of schoolchildren in the process of artistic and aesthetic education. Vestnik of Nekrasov Kostroma State University: scientific and methodical journal. 2009. V. 15. no. 3. pp. 378-382. (in Russian)

7. Ptitsyna E.V. Culturological component in vocational training of students of a pedagogical university. Vestnik Kostroma State University. N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juventology. Socio-kinetics. 2013. T. 19. no. 3. P. 86-89. (in Russian)

8. Sergina E.A. Preparation of bachelors of pedagogical education for the organization of extracurricular activities in a small rural school [Electronic resource] / E.A. Sergina, G.M. Janushkina. Modern problems of science and education. 2017. no. 5. URL: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=27042 (application date: 04/15/2018) (in Russian)

9. Fedorova E. N. Price-semantic paradigm of professional pedagogical activity. Actual problems of the humanities and natural sciences. Moscow, 2013. no. 8. pp. 342-345. (in Russian)

10. Shevchenko N.N. Culturological aspect of the teacher's professional training in the artistic and aesthetic educational environment of the pedagogical university: monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing. Germany. 2013. 168 p. (in Russian)

11. Sherekhova O.M. Intersubject creative activity as a basis for effective communication of participants in the educational process of the university. Bulletin of the Moscow State Regional University. 2013. no. 1. pp. 33-39. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторах Птицына Елена Викторовна

(Россия, г. Петрозаводск) Кандидат педагогических наук Доцент кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и

психологии ГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» E-mail: ptycina@yandex.ru

Institute of pedagogics and psychology

Information about the authors

Petrozavodsk State University E-mail: ptycina@yandex.ru

PhD in Pedagogical sciences

Department of technology,

Ptitsyna Elena Viktorovna

(Russia, Petrozavodsk)

Associate Professor,

art and design,

Останина Светлана Александровна

(Россия, г. Петрозаводск) Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» E-mail: ostaninasa@mail.ru

Ostanina Svetlana Aleksandrovna

(Russia, Petrozavodsk) PhD in Pedagogical sciences Associate Professor of the Department of Humanities and socio-economic disciplines Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire E-mail: ostaninasa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.