Научная статья на тему 'Потенциал инструментально-исполнительской подготовки в формировании профессиональной культуры будущих учителей музыки'

Потенциал инструментально-исполнительской подготовки в формировании профессиональной культуры будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSIC TEACHER / PERFORMING INSTRUMENTAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбуллина Рашида Файзеловна

в статье раскрывается культурно-образовательный потенциал инструментально-исполнительской подготовки относительно необходимости профессионально-личностного развития будущих учителей музыки как субъектов профессиональной культуры. Профессиональная культура учителя музыки рассматривается как индивидуально-личностная система, интегрирующая педагогические и музыкальные аспекты. Данный материал может быть интересен педагогам, ведущим курс инструментально-исполнительской подготовки в условиях педагогического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал инструментально-исполнительской подготовки в формировании профессиональной культуры будущих учителей музыки»

Потенциал инструментально-исполнительской подготовки в формировании профессиональной культуры будущих учителей музыки Хайбуллина Р.Ф.

Хайбуллина Рашида Файзеловна /Khaibullina Rashida Fayzelovna - старший преподаватель, кафедра музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий, Институт педагогики, Башкирский государственный педагогический университет

имени М. Акмуллы, г. Уфа

Аннотация: в статье раскрывается культурно-образовательный потенциал инструментально-исполнительской подготовки относительно необходимости профессионально-личностного развития будущих учителей музыки как субъектов профессиональной культуры. Профессиональная культура учителя музыки рассматривается как индивидуально-личностная система, интегрирующая педагогические и музыкальные аспекты. Данный материал может быть интересен педагогам, ведущим курс инструментально-исполнительской подготовки в условиях педагогического вуза. Abstract: the article reveals the cultural and educational potential of instrumental performance training on the need for professional and personal development of future music teachers as subjects of professional culture. Professional culture music teacher is seen as individual personality system, integrating pedagogical and musical aspects. This material may be of interest to teachers, leading course instrumental performance training in the conditions of pedagogical university.

Ключевые слова: учитель музыки, инструментально-исполнительская деятельность, профессиональная культура.

Keywords: music teacher, performing instrumental activities, professional culture.

Исполнительская деятельность учителя музыки все больше осознается музыкально-педагогическим сообществом как особая сфера образовательного пространства, в которой процесс становления «образа человека» в полной мере связан с культуротворческой активностью его субъектов - учителя и учеников. В первую очередь об этом свидетельствует деятельность тех учителей музыки, для которых музыкальное исполнительство стало одним из важнейших невербальных способов педагогического воздействия и взаимодействия. Подтверждением значимости педагогического музицирования как явления музыкально-педагогической культуры выступают конкурсы исполнительского мастерства различного уровня, проводимые среди студентов педагогических вузов и вызывающие неизменный интерес у будущих учителей-музыкантов. В настоящее время исполнительская подготовка учителей музыкально-педагогического профиля ведется в течение всего срока обучения и занимает одно из наиболее значительных мест в ряду специальных дисциплин. Нельзя не упомянуть и о проводимой педагогами-исследователями теоретической разработке проблем исполнительской подготовки учителей музыки.

В то же время, изучение практики обучения специалистов для сферы общего музыкального образования свидетельствует о том, что процесс освоения студентами инструментального исполнительства носит преимущественно узконаправленный характер и слабо связан с задачами, которые им предстоит решать в профессиональной деятельности.

С целью раскрытия механизмов влияния инструментально-исполнительской подготовки на профессиональное и личностное развитие будущих учителей музыки мы обратились к опыту педагогов, изложенному в работах по соответствующей тематике. Инструментально-исполнительская деятельность рассматривается в них с разных точек зрения, в зависимости от цели анализа: как вид деятельности человека, в процессе которой

происходит звуковое воплощение авторского нотного текста (В.С. Яковлев); как аспект музыкально-педагогической деятельности (М.А. Антонова); как фактор личностно-профессионального становления будущих учителей музыки, развития у них творческих способностей, лидерских качеств (Л.А. Ломова,); как средство приобщения студентов к культурно-художественным ценностям (Г.Г. Сибирякова); как побудитель художественно-познавательной активности обучающихся (О.В. Рогачевская); как мотиватор ориентации на исполнение музыки перед детской аудиторией (А.Г. Каузова); как источник актуализации личностно-творческих достижений студентов (К.В. Колоскова).

Мы же предлагаем рассматривать инструментально-исполнительскую деятельность студентов как процесс, расширяющий возможности формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в условиях обучения в педагогическом вузе. При этом мы понимаем профессиональную культуру учителя музыки как социально обусловленную индивидуально-личностную систему, включающую ценностные ориентации субъекта в мире музыкально-педагогических ценностей, его личностные качества (направленность на музыкально-педагогическую деятельность, педагогические и музыкальные способности), профессиональную компетентность и профессиональный опыт, сочетающий педагогические и музыкальные аспекты, стремление к творческой самореализации в музыкально-педагогической деятельности, что в совокупности обеспечивает продуктивное межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса средствами музыкального искусства.

В качестве структурных компонентов профессиональной культуры учителя музыки мы выделяем аксиологический, когнитивно-технологический и личностно-творческий. Аксиологический компонент определяет ценностно-смысловое ядро профессиональной деятельности педагога-музыканта и характеризуется ее согласованностью с системой профессиональных и личных ценностей; когнитивно-технологический включает систематизированные теоретические и процедурные знания в области музыкально-педагогического исполнительства, владение исполнительскими технологиями, индивидуальный опыт деятельности, интегрирующей музыкально-исполнительские и психолого-педагогические аспекты, что в совокупности позволяет успешно решать профессиональные задачи; личностно-творческий характеризуется способностью к активному использованию имеющегося инструментально-исполнительского опыта для продуцирования новых идей и способов профессиональных действий, одновременно мотивирующему собственное саморазвитие в творческом процессе.

Поскольку в нашем понимании профессиональной культуры учителя музыки мы основываемся на представлении о ней как о механизме, обеспечивающем достижение профессиональных ценностей в процессе творческой самореализации личности, раскроем смысл терминов «самореализация личности» и «творчество».

Понятием «самореализация личности» определяется степень выявления, развития и реализации личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей, жизненных планов [5]. Наибольшим потенциалом для раскрытия способностей, замыслов человека обладает творческая деятельность. Согласно большинству философских определений, творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, ранее не известного [4; 6; 7]. Вместе с тем, в русле философско-гуманистической парадигмы, ставящей во главу угла человеческую личность как самодостаточную ценность, значение творчества заключается не только в создании принципиально новых предметов, но и в развитии сущностных сил и способностей человека, в возможности его самореализации. Творчество человека проявляется в различных формах, одной из которых является художественное творчество. Считается, что художественное творчество, понимаемое в широком смысле как творчество «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной деятельности человека. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании и творческом исполнении произведений искусства. Таким образом, инструментальное исполнительство, являясь

одним из видов художественного творчества, может считаться оптимальным средством формирования профессиональной культуры будущего учителя музыки как способа его творческой самореализации.

С целью подтверждения данного тезиса обратимся к анализу функций искусства, одной из разновидностей которого является инструментальное исполнительство. Существуют примеры классификаций функций искусства по разным основаниям. Так, классификация М.С. Кагана построена на выделении четырех функциональных направленностей искусства - коммуникативной, воспитательной, просветительской, гедонистической [2]. Пример структуризации функций искусства, предлагаемый И.П. Никитиной, основан на выделении познавательной (когнитивной), экспрессивной (выражающей), оценочной и оректической (внушающей) функций в качестве основных [3]. В основе классификации Ю.Б. Борева лежит разделение функций искусства на «сущностные, собственно художественные, определяющие природу искусства» и «функции-дублёры», «дублирующие художественными средствами то, что по-своему делают другие сферы человеческой деятельности (наука, философия, мораль, футурология, педагогика, СМИ, гипноз)» [1, с. 232].

Проанализировав концепции названных авторов, в качестве основы для определения функций инструментально-исполнительской деятельности, имеющих значение для формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки, мы остановились на классификации Ю.Б. Борева. В соответствии с данной классификацией, сущностными функциями искусства являются эстетическая, гедонистическая и компенсаторная. Эстетическая функция искусства состоит в том, что оно формирует художественные вкусы, способности и потребности человека; ценностно ориентирует человека в мире; пробуждает творческий дух личности. Гедонистическая заключается в способности искусства приносить человеку эстетическое наслаждение, источником которого является мастерство художника, гармоничное единство совершенной художественной формы и содержания, свобода творческого выражения, радость сотворчества. Компенсаторная функция выступает самостоятельной формой гедонистической и направлена на поддержание внутренней гармонии человека. К числу не специфических («дублерских») функций относятся общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, художественно-концептуальная, функция предвосхищения, коммуникативная, информационная, воспитательная, внушающая [1].

Основываясь на данной классификации, мы заключаем, что в процессе инструментально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки открываются следующие возможности: формирование у студентов профессионально-ценностных ориентаций, музыкального вкуса, музыкальных потребностей; овладение обучающимися исполнительским мастерством как способом творческого воплощения профессиональных знаний, умений и навыков; приобретение ими знаний, касающихся способов организации инструментально-исполнительской деятельности в условиях общего образования и музыкального просветительства, и умений применять их в непосредственной педагогической практике; освоение будущими учителями музыки исполнительского репертуара, необходимого в профессиональной деятельности; пробуждение у них творческого духа через приобщенность к творчеству композитора, возможность сотворчества, собственного творчества и профессионально-творческого самовыражения в музыкальном исполнительстве; приобретение опыта свободного включения инструментального исполнения в занятия с детьми и опыта музыкально-художественной коммуникации как вида общения, в котором решение педагогических задач предполагает информационное взаимодействие субъектов с помощью музыкально-исполнительских средств.

Таким образом, вышеизложенное дает нам основание считать, что процесс инструментально-исполнительской подготовки на музыкальном факультете педагогического вуза обладает большими возможностями для формирования

профессиональной культуры студентов - будущих учителей музыки. Наше дальнейшее исследование связано с определением условий, при которых имеющиеся возможности должны перейти в реальность.

Литература

1. Борев Ю.В. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Асстрель, 2005. 829 с.

2. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. Ленинградского университета, 1971. 766 с.

3. Никитина И.П. Философия искусства. М.: Издательство «Омега=Л», 2008. 560 с.

4. Новейший философский словарь. Минск: Книжный дом, 2003. 1280 с.

5. Педагогический словарь. Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

6. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

7. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.