УДК 371.14:39
В. В. Мирошниченко
СИСТЕМА ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия
Аннотация. Необходимость учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в образовательных организациях послужила основой корректировки профессиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. В статье представлена система этнорегиональной подготовки учителей на допрофессиональном, профессиональном и постдипломном этапах. Раскрыты организационно-педагогические условия, цели, задачи, особенности, направления, содержание, методы и формы подготовки на каждом этапе непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.
Актуальность исследуемой проблемы. Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона заявлен как один из основных приоритетов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральном государственном образовательном стандарте. Это послужило основой корректировки профессиональной подготовки учителей для работы в образовательных организациях РФ с родным (нерусским) языком обучения в системе непрерывного педагогического образования.
Такая подготовка, по нашему мнению, имеет все основания определяться как этно-региональная, результатом которой является готовность, включающая упорядоченную совокупность определенных этноисторических, культурологических, этнолингвистических, психолого-педагогических, предметных знаний и умений, а также качеств личности, необходимых для работы в системах «учитель - школьники», «учитель - родители», «учитель - коллеги».
На сегодняшний день система профессиональной подготовки учителя к этнорегио-нально-ориентированной деятельности с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона существует только в виде отдельных компонентов. В своем исследовании мы попытались представить систему такой подготовки целостно, с включением всех этапов непрерывного образования (допрофессионального, профессионального, постдипломного) и с выделением на каждом этапе целей, задач, основных направлений и форм работы. Разработанная нами система была апробирована в Саяно-Алтайском регионе.
© В. В. Мирошниченко, 2017
Мирошниченко Влада Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2016
Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ философской, исторической, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучены директивные, нормативные и программно-методические документы в сфере образования, а также практический опыт образовательных организаций региона.
Результаты исследований и их обсуждение. Эффективность системы этнорегио-нальной подготовки учителей на всех этапах образования (допрофессиональном, профессиональном, постдипломном) обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий. Кратко обозначим их.
1. Разработка научного обеспечения этнорегиональной подготовки педагогов на всех ступенях образования.
2. Разработка содержания этнорегиональной подготовки педагогов. В основу такого содержания положена интеграция этноисторических, культурологических, этнолингвистических, психолого-педагогических, предметных знаний, компетенций, полученных обучающимися в процессе освоения различных учебных дисциплин, ориентированных на оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки в контексте предстоящей этнорегионально-ориентированной деятельности.
3. Создание программно-методического обеспечения этнорегиональной подготовки педагогов на всех ступенях непрерывного педагогического образования.
4. Организация процесса обучения на основе комплексной (сквозной) программы, предусматривающей систему модулей, содержащих сведения о лучших образцах народной педагогики, способах воспитания и обучения подрастающего поколения, свойственных этносам региона [9], [10].
5. Определение логики этапов этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. При обосновании данного условия мы определили три этапа реализации процесса этнорегиональной подготовки педагога: пропедевтический (допрофессиональное образование), основной (профессиональное образование), рефлексивно-преобразующий (постпрофессиональное образование).
6. Практико-ориентированный характер этнорегиональной подготовки педагогов.
Представленная нами система этнорегиональной подготовки содержит в себе три
основных взаимосвязанных блока, каждый из которых соответствует определенной ступени педагогического образования.
I блок - пропедевтический - допрофессиональное образование.
Основная цель учреждений допрофессионального образования - выявление педагогически ориентированных детей, руководство научно-педагогическим сообществом учащихся, коррекция программы классов с гуманитарным профилем и педагогических классов.
Кроме того, школа часто становится тем социальным институтом, который включает подрастающее поколение в систему культурных ценностей своего этноса и этносов-соседей. Аксиологические и культурные составляющие в содержании образования, упор на ценности, созданные и сохраненные до настоящего времени, позволяют создать у подрастающего поколения положительный образ региона, гордость за выдающихся людей своего родного края.
Процесс формирования интереса к этнокультурным ценностям народов региона на этом этапе осуществляется по следующим направлениям:
1) активная познавательная направленность на овладение историко-культурными и этнографическими знаниями, связанными с народами региона;
2) положительно-эмоциональное отношение к культурному наследию народов региона, их традициям и обычаям, выработка умения понимать и уважать культуру других народов;
3) ознакомление с национально-специфическими аспектами культуры, то есть с теми культурными реалиями, которые выполняют функцию неосознанного приобщения к господствующей системе ценностей [5].
Наполнение содержания образования этнорегиональным материалом позволяет сформировать у подрастающего поколения определенные ценностные ориентации, которые рассматриваются как «предпочтения (или отвержения) определенных культурных образцов, социальных и нравственных идеалов и смыслов, на основе которых строится деятельность и поведение» [4, с. 41].
Большое значение на этом этапе имеет научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа учащихся.
Вместе с тем можно выделить следующие формы работы по повышению интереса старших школьников к родной культуре, культуре этносов-соседей, а также к выбору будущей профессии:
1. Олимпиады: например, по языкам народов региона, на знание родной культуры.
2. Конкурсы презентаций и видеосюжетов «Игры моего народа», чтецов «Моя земля, мой край родной».
3. Проекты. В качестве примера можно привести следующие: «Народные сказки региона: общее и отличное», «Национальный костюм».
4. Научные конференции (школьные, межшкольные, региональные): например, «Страницы истории родного края», «Традиционная региональная культура: взгляд молодого исследователя».
5. Фестивали культуры и др.
Следовательно, образовательные учреждения на этапе допрофессионального образования, решая задачи профессионального самоопределения обучающихся, должны учитывать этнопсихологические и личностные особенности учащихся как субъектов профессионального самоопределения, а также потребности конкретного региона на основе «культурно-исторического опыта, традиций этносов региона» [3, с. 212].
II блок - основной - профессиональное образование.
Данный блок включает средние специальные образовательные учреждения (педагогические колледжи) и высшие учебные заведения (педагогические академии, педагогические институты, педагогические и государственные университеты), готовящие учителей для работы в образовательных учреждениях (организациях).
Основная цель учреждений среднего профессионального образования с точки зрения этнорегиональной подготовки - развитие профессиональной педагогической культуры выпускника колледжа, способного оперативно входить в любое образовательное и профессиональное пространство, в том числе и этнокультурное, успешно адаптироваться к условиям и требованиям этого пространства, включая пространство высшего педагогического образования.
Целью этнорегиональной подготовки учителей в вузе является формирование готовности будущих педагогов к этнорегионально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды. Решение этой цели занимает весь период обучения студентов в вузе. Цель конкретизируется рядом задач:
1. Формирование знаний о культуре, регионально-этнических ценностях народов с учетом философской, психологической и этнической основ, понимание значения этно-культур в развитии современного поликультурного общества.
2. Развитие этнического самосознания наряду с профессиональным сознанием педагогов на основе расширения и углубления знаний об этнических особенностях народов региона.
3. Формирование профессиональнозначимых умений установления межкультурных связей для сохранения уникальных характеристик каждой этнической культуры в поликультурном мире, способов работы с многонациональным коллективом на основе использования приемов конструктивного межкультурного диалога.
4. Освоение инновационных образовательных технологий и методик, позволяющих реализовывать этнорегиональное содержание образования в условиях полиэтнической образовательной среды.
Определяя содержание такой подготовки, мы основывались на культурологической концепции содержания образования [7], согласно которой его источником является социокультурный опыт, складывающийся из знаний о мире и способах деятельности (умения), опыт творческой работы и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Содержание этнорегиональной подготовки будущих учителей включает теоретический и практический блоки.
Теоретический блок ориентирован на формирование общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний. «Общекультурная составляющая теоретического блока подготовки предполагает ознакомление будущих педагогов с понятием «культура» как социально-историческим феноменом, с основными закономерностями историко-культурного развития человека и человечества, а также включает этнокультурную составляющую подготовки, нацеленную на формирование представлений об этнокультуре и ее значении для полноценного функционирования общества, об этносах, их истории и культуре, факторах и условиях развития этнокультур, влиянии этнокультуры на российскую и мировую культуру, роли этнокультур в формировании социокультурного опыта образования» [2, с. 71].
Психолого-педагогическая составляющая этнорегиональной подготовки будущих учителей позволяет формировать знания:
- ценностных основ профессиональной деятельности в сфере образования;
- сущности и структуры образовательного процесса;
- особенностей реализации образовательного процесса в условиях поликультурного социума;
- закономерностей психического развития и особенностей их проявления на том или ином возрастном этапе;
- этнопсихологических феноменов (этнического самосознания, этнического менталитета, этнической идентичности, национального характера, этнических ценностей, этнических стереотипов) и их учета в педагогической деятельности;
- теоретико-методологических основ этнопедагогики и этнопсихологии;
- «социально-культурного опыта на основе использования характерных признаков этнической системы воспитания детей - естественности, действенности, непрерывности, раннего начала, полноты педагогического цикла, комбинированности воздействия, индивидуализации и дифференциации» [1], [8].
Специальная составляющая теоретического блока подготовки позволяет формировать у будущих педагогов знания в области методологии, теории и технологий образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона:
- нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс такого образования;
- сущности и содержания процесса этнорегионально-ориентированной деятельности;
- методов, форм, средств и технологий этнорегионально-ориентированной деятельности;
- способов конструирования, корректировки, прогнозирования, оценки эффективности данной деятельности;
- методов мониторинга процесса образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.
Практический блок содержания подготовки ориентирован на овладение будущими педагогами умениями и способами деятельности, необходимыми для организации, осуществления и анализа процесса образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Например, умениями отбирать систему педагогических средств для решения поставленных целей и задач образования с учетом особенностей региона, технологиями приобщения школьников к этническим ценностям народов, проживающих в том или ином субъекте РФ.
Построение этнорегиональной подготовки в вузе должно строиться по определенной логике:
1. От фольклоризма и мифологии к взаимодействию с референтными для студентов людьми, высоко ценящими культурное многообразие и межкультурное взаимодействие.
2. От добавочных для основного содержания знаний о разных культурах (в том числе и региональных) к переструктурированию любых знаний через многокультурную точку зрения.
3. От взаимодействия студентов с представителями разных культур на учебных занятиях к межкультурному взаимодействию в широкой социальной действительности (волонтерской, культурно-просветительской деятельности).
Это позволяет решить ряд задач, направленных на:
1) формирование целостного представления о взаимодействующих культурах;
2) преодоление ложных стереотипов и обобщений о представителях изучаемых культур;
3) моделирование междисциплинарного изучения культур;
4) отбор тематического наполнения этнорегионального материала;
5) формирование социокультурных стратегий, позволяющих использовать опыт общения в новых ситуациях межкультурной коммуникации с представителями других культур.
Кроме того, большое значение в подготовке студентов играют педагогическая практика и научно-исследовательская работа.
В формировании готовности будущего учителя существенная роль отводится педагогической практике. Для более качественной профессиональной подготовки учителей в содержание педпрактики можно внести специальные педагогические задания для студентов. Например, разработать фрагмент урока, содержащего познавательную проблему этнокультурного характера или элементы этнических культур региона (алтайской, русской, тувинской, хакасской, шорской), проанализировать сходства и различия этнокультурных особенностей этих народов и т. д.
В рамках научно-исследовательской работы студенты выполняют исследовательские задания разных уровней сложности, отражающие этническую систему воспитания детей народов региона [5].
Мы считаем, что этап профессионального образования является основным в этно-региональной подготовке педагогов, так как при грамотной организации работы в этом направлении у студентов формируются необходимые компетенции для работы в образовательных организациях с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.
III блок - рефлексивно-преобразующий - постпрофессиональное образование.
Цель системы постпрофессионального этнорегионального образования - создание условий для развития личности педагога, способного к осознанному, свободному и обоснованному выбору в любых профессиональных и жизненных ситуациях, в том числе и с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.
Система непрерывного профессионального образования включает в себя подсистемы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дополнительного профессионального образования.
В нормативных документах повышение квалификации педагога рассматривается в контексте дополнительного многоступенчатого образования.
В рамках разработанной нами системы этнорегиональной подготовки на ступени постпрофессионального образования педагогами может выполняться работа по следующим направлениям:
1. Проектирование национальной, региональной и этнокультурной составляющей содержания образовательных программ.
2. Разработка программ учебных предметов, дисциплин, модулей и курсов внеурочной деятельности для предметных областей с учетом этнических ценностей народов региона.
3. Систематическое обновление, пополнение учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию основных образовательных программ общего образования, учебными материалами, отражающими этнорегиональные особенности.
4. Разработка учебных материалов по реализации этнорегионально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения.
5. Отбор и/или разработка инструментария оценивания регионального компонента образования по технологии А. А. Поповой и Н. Н. Титаренко [6].
6. Подготовка информационно-методических материалов для представления эффективного опыта работы по учету этнорегиональных особенностей в учебно-воспитательном процессе на совещаниях, семинарах и конференциях различного уровня.
В Республике Хакасия, входящей в состав Саяно-Алтайского региона, кроме перечисленных направлений на ступени постпрофессионального образования совместно с учителями проводится следующая работа:
1. Разработка на базе Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катано-ва двуязычных рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, географии. Рабочие тетради по математике и окружающему миру после успешного экспертного заключения уже не один год используются в школах Республики Хакасия.
2. Разработка на основе Концепции учебно-методического комплекса для реализации национального, регионального и этнокультурного содержания в системе образования в Республике Хакасия серии учебников по хакасскому языку и литературе.
3. Проведение фестивалей, мастер-классов и творческих уроков хакасского языка среди воспитателей дошкольного и учителей начального общего образования.
4. Проведение семинаров «Научно-методическое сопровождение профессиональных конкурсов учителей хакасского языка и литературы», основная цель которых - совершенствование профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы образовательных организаций Республики Хакасия.
5. Проведение различных научных конференций этнорегиональной тематики, например: «Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая», «Родной язык в системе образования», «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы», «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» и др.
Кроме того, в Республике Хакасия разрабатываются модели сельских школ с этнокультурной направленностью. Разработка программ учебных предметов, внеурочной деятельности, а также обновление, пополнение учебных материалов в рамках реализации этнорегионально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения ведутся учителями на базе этих школ особенно активно.
Резюме. Таким образом, этнорегиональная подготовка осуществляется на всех этапах системы непрерывного педагогического образования (допрофессиональном, профессиональном, постпрофессиональном), с выделением в качестве основного этапа вузовского образования. Конечной целью создания системы непрерывной подготовки учителей к этнореги-онально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения должны стать структурные преобразования, направленные на такие изменения региональной системы подготовки кадров, которые приведут ее в соответствие с запросами региона, страны и мирового образовательного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвоздева Е. Н., Логинова Е. Г. Приобщение студентов к ценностям национальной культуры и реализация межкультурного сравнительного подхода в процессе преподавания иностранного языка // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно -педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия : Педагогика и психология. - 2011. - № 5(40). - С. 26-30.
2. Горшенина С. Н. Содержательно-процессуальные аспекты подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 6. - С. 70-74.
3. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. - Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.
4. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.
5. Никитин Г. А. Научно-исследовательская работа студентов в области этноэстетики как фактор формирования их технологической культуры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3(67), т. 1. - С. 131-139.
6. Попова А. А., Титаренко Н. Н. Инструментарий оценки результатов освоения младшими школьниками образовательных программ в части учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 26. - С. 56-61.
7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М. : Педагогика, 1983. - 186 с.
8. Технология этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза : учебное пособие / под ред. М. А. Якунчева. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2013. - 150 с.
9. Харитонова Ф. П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 200-205.
10. Харитонова Ф. П. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3(79). - С. 184-188.
UDC 371.14:39
V. V. Miroshnichenko
ETHNO-REGIONAL TEACHERS' TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION
N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia
Abstract. The necessity for considering the national, regional and ethno-cultural peculiarities of the region in educational institutions provided the correction background for professional teachers' training in the system of continuous pedagogical education. The article presents the system of ethno-regional teachers' training at pre-professional, professional and postgraduate stages. The author has revealed the organizational and pedagogical conditions, goals, objectives, characteristics, directions, content, methods and training forms at each stage of continuous pedagogical education.
Keywords: continuous education, national, regional and ethno-cultural peculiarities of the region.
REFERENCES
1. Gvozdeva E. N., Loginova E. G. Priobshhenie studentov k cennostjam nacional'noj kul'tury i realizacija mezhkul'turnogo sravnitel'nogo podhoda v processe prepodavanija inostrannogo jazyka // Uchenye zapiski Za-bajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. Serija : Pedagogika i psihologija. - 2011. - № 5(40). - S. 26-30.
2. Gorshenina S. N. Soderzhatel'no-processual'nye aspekty podgotovki budushhih pedagogov k jetnokul'turnomu obrazovaniju shkol'nikov // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. - 2013. - № 6. - S. 70-74.
3. Gukalenko O. V. Polikul'turnoe obrazovanie: teorija i praktika. - Rostov n/D. : Izd-vo RGPU, 2003. - 512 s.
4. Krylova N. B. Kul'turologija obrazovanija. - M. : Narodnoe obrazovanie, 2000. - 272 s.
5. Nikitin G. A. Nauchno-issledovatel'skaja rabota studentov v oblasti jetnojestetiki kak faktor formirovanija ih tehnologicheskoj kul'tury // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Ja-kovleva. - 2010. - № 3(67), t. 1. - S. 131-139.
6. Popova A. A., Titarenko N. N. Instrumentai!) ocenki rezul'tatov osvoenija mladshimi shkol'nikami obra-zovatel'nyh programm v chasti ucheta nacional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej regiona // Sborniki konferencij NIC «Sociosfera». - 2014. - № 26. - S. 56-61.
7. Teoreticheskie osnovy soderzhanija obshhego srednego obrazovanija / pod red. V. V. Kraevskogo, I. Ja. Ler-nera. - M. : Pedagogika, 1983. - 186 s.
8. Tehnologija jetnokul'turnoj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza : ucheb. posobie / pod red. M. A. Jakuncheva. - Saransk : Mordov. gos. ped. in-t, 2013. - 150 s.
9. Haritonova F. P. Analiz pedagogicheskih javlenij v jetnopedagogicheskoj dejatel'nosti pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 200-205.
10. Haritonova F. P. Pedagogicheskie uslovija formirovanija jetnopedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 3(79). - S. 184-188.
© Miroshnichenko V. V., 2017
Miroshnichenko, Vlada Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methodology of Primary Education, N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on October 3, 2016