Научная статья на тему 'Система этнорегиональной подготовки учителей в контексте непрерывного педагогического образования'

Система этнорегиональной подготовки учителей в контексте непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА / CONTINUOUS EDUCATION / NATIONAL / REGIONAL AND ETHNO-CULTURAL PECULIARITIES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

Необходимость учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в образовательных организациях послужила основой корректировки профессиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. В статье представлена система этнорегиональной подготовки учителей на допрофессиональном, профессиональном и постдипломном этапах. Раскрыты организационно-педагогические условия, цели, задачи, особенности, направления, содержание, методы и формы подготовки на каждом этапе непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-REGIONAL TEACHERS'' TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

The necessity for considering the national, regional and ethno-cultural peculiarities of the region in educational institutions provided the correction background for professional teachers' training in the system of continuous pedagogical education. The article presents the system of ethno-regional teachers' training at pre-professional, professional and postgraduate stages. The author has revealed the organizational and pedagogical conditions, goals, objectives, characteristics, directions, content, methods and training forms at each stage of continuous pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Система этнорегиональной подготовки учителей в контексте непрерывного педагогического образования»

УДК 371.14:39

В. В. Мирошниченко

СИСТЕМА ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

Аннотация. Необходимость учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в образовательных организациях послужила основой корректировки профессиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. В статье представлена система этнорегиональной подготовки учителей на допрофессиональном, профессиональном и постдипломном этапах. Раскрыты организационно-педагогические условия, цели, задачи, особенности, направления, содержание, методы и формы подготовки на каждом этапе непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.

Актуальность исследуемой проблемы. Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона заявлен как один из основных приоритетов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральном государственном образовательном стандарте. Это послужило основой корректировки профессиональной подготовки учителей для работы в образовательных организациях РФ с родным (нерусским) языком обучения в системе непрерывного педагогического образования.

Такая подготовка, по нашему мнению, имеет все основания определяться как этно-региональная, результатом которой является готовность, включающая упорядоченную совокупность определенных этноисторических, культурологических, этнолингвистических, психолого-педагогических, предметных знаний и умений, а также качеств личности, необходимых для работы в системах «учитель - школьники», «учитель - родители», «учитель - коллеги».

На сегодняшний день система профессиональной подготовки учителя к этнорегио-нально-ориентированной деятельности с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона существует только в виде отдельных компонентов. В своем исследовании мы попытались представить систему такой подготовки целостно, с включением всех этапов непрерывного образования (допрофессионального, профессионального, постдипломного) и с выделением на каждом этапе целей, задач, основных направлений и форм работы. Разработанная нами система была апробирована в Саяно-Алтайском регионе.

© В. В. Мирошниченко, 2017

Мирошниченко Влада Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: Vlada_V@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2016

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ философской, исторической, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучены директивные, нормативные и программно-методические документы в сфере образования, а также практический опыт образовательных организаций региона.

Результаты исследований и их обсуждение. Эффективность системы этнорегио-нальной подготовки учителей на всех этапах образования (допрофессиональном, профессиональном, постдипломном) обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий. Кратко обозначим их.

1. Разработка научного обеспечения этнорегиональной подготовки педагогов на всех ступенях образования.

2. Разработка содержания этнорегиональной подготовки педагогов. В основу такого содержания положена интеграция этноисторических, культурологических, этнолингвистических, психолого-педагогических, предметных знаний, компетенций, полученных обучающимися в процессе освоения различных учебных дисциплин, ориентированных на оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки в контексте предстоящей этнорегионально-ориентированной деятельности.

3. Создание программно-методического обеспечения этнорегиональной подготовки педагогов на всех ступенях непрерывного педагогического образования.

4. Организация процесса обучения на основе комплексной (сквозной) программы, предусматривающей систему модулей, содержащих сведения о лучших образцах народной педагогики, способах воспитания и обучения подрастающего поколения, свойственных этносам региона [9], [10].

5. Определение логики этапов этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. При обосновании данного условия мы определили три этапа реализации процесса этнорегиональной подготовки педагога: пропедевтический (допрофессиональное образование), основной (профессиональное образование), рефлексивно-преобразующий (постпрофессиональное образование).

6. Практико-ориентированный характер этнорегиональной подготовки педагогов.

Представленная нами система этнорегиональной подготовки содержит в себе три

основных взаимосвязанных блока, каждый из которых соответствует определенной ступени педагогического образования.

I блок - пропедевтический - допрофессиональное образование.

Основная цель учреждений допрофессионального образования - выявление педагогически ориентированных детей, руководство научно-педагогическим сообществом учащихся, коррекция программы классов с гуманитарным профилем и педагогических классов.

Кроме того, школа часто становится тем социальным институтом, который включает подрастающее поколение в систему культурных ценностей своего этноса и этносов-соседей. Аксиологические и культурные составляющие в содержании образования, упор на ценности, созданные и сохраненные до настоящего времени, позволяют создать у подрастающего поколения положительный образ региона, гордость за выдающихся людей своего родного края.

Процесс формирования интереса к этнокультурным ценностям народов региона на этом этапе осуществляется по следующим направлениям:

1) активная познавательная направленность на овладение историко-культурными и этнографическими знаниями, связанными с народами региона;

2) положительно-эмоциональное отношение к культурному наследию народов региона, их традициям и обычаям, выработка умения понимать и уважать культуру других народов;

3) ознакомление с национально-специфическими аспектами культуры, то есть с теми культурными реалиями, которые выполняют функцию неосознанного приобщения к господствующей системе ценностей [5].

Наполнение содержания образования этнорегиональным материалом позволяет сформировать у подрастающего поколения определенные ценностные ориентации, которые рассматриваются как «предпочтения (или отвержения) определенных культурных образцов, социальных и нравственных идеалов и смыслов, на основе которых строится деятельность и поведение» [4, с. 41].

Большое значение на этом этапе имеет научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа учащихся.

Вместе с тем можно выделить следующие формы работы по повышению интереса старших школьников к родной культуре, культуре этносов-соседей, а также к выбору будущей профессии:

1. Олимпиады: например, по языкам народов региона, на знание родной культуры.

2. Конкурсы презентаций и видеосюжетов «Игры моего народа», чтецов «Моя земля, мой край родной».

3. Проекты. В качестве примера можно привести следующие: «Народные сказки региона: общее и отличное», «Национальный костюм».

4. Научные конференции (школьные, межшкольные, региональные): например, «Страницы истории родного края», «Традиционная региональная культура: взгляд молодого исследователя».

5. Фестивали культуры и др.

Следовательно, образовательные учреждения на этапе допрофессионального образования, решая задачи профессионального самоопределения обучающихся, должны учитывать этнопсихологические и личностные особенности учащихся как субъектов профессионального самоопределения, а также потребности конкретного региона на основе «культурно-исторического опыта, традиций этносов региона» [3, с. 212].

II блок - основной - профессиональное образование.

Данный блок включает средние специальные образовательные учреждения (педагогические колледжи) и высшие учебные заведения (педагогические академии, педагогические институты, педагогические и государственные университеты), готовящие учителей для работы в образовательных учреждениях (организациях).

Основная цель учреждений среднего профессионального образования с точки зрения этнорегиональной подготовки - развитие профессиональной педагогической культуры выпускника колледжа, способного оперативно входить в любое образовательное и профессиональное пространство, в том числе и этнокультурное, успешно адаптироваться к условиям и требованиям этого пространства, включая пространство высшего педагогического образования.

Целью этнорегиональной подготовки учителей в вузе является формирование готовности будущих педагогов к этнорегионально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды. Решение этой цели занимает весь период обучения студентов в вузе. Цель конкретизируется рядом задач:

1. Формирование знаний о культуре, регионально-этнических ценностях народов с учетом философской, психологической и этнической основ, понимание значения этно-культур в развитии современного поликультурного общества.

2. Развитие этнического самосознания наряду с профессиональным сознанием педагогов на основе расширения и углубления знаний об этнических особенностях народов региона.

3. Формирование профессиональнозначимых умений установления межкультурных связей для сохранения уникальных характеристик каждой этнической культуры в поликультурном мире, способов работы с многонациональным коллективом на основе использования приемов конструктивного межкультурного диалога.

4. Освоение инновационных образовательных технологий и методик, позволяющих реализовывать этнорегиональное содержание образования в условиях полиэтнической образовательной среды.

Определяя содержание такой подготовки, мы основывались на культурологической концепции содержания образования [7], согласно которой его источником является социокультурный опыт, складывающийся из знаний о мире и способах деятельности (умения), опыт творческой работы и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Содержание этнорегиональной подготовки будущих учителей включает теоретический и практический блоки.

Теоретический блок ориентирован на формирование общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний. «Общекультурная составляющая теоретического блока подготовки предполагает ознакомление будущих педагогов с понятием «культура» как социально-историческим феноменом, с основными закономерностями историко-культурного развития человека и человечества, а также включает этнокультурную составляющую подготовки, нацеленную на формирование представлений об этнокультуре и ее значении для полноценного функционирования общества, об этносах, их истории и культуре, факторах и условиях развития этнокультур, влиянии этнокультуры на российскую и мировую культуру, роли этнокультур в формировании социокультурного опыта образования» [2, с. 71].

Психолого-педагогическая составляющая этнорегиональной подготовки будущих учителей позволяет формировать знания:

- ценностных основ профессиональной деятельности в сфере образования;

- сущности и структуры образовательного процесса;

- особенностей реализации образовательного процесса в условиях поликультурного социума;

- закономерностей психического развития и особенностей их проявления на том или ином возрастном этапе;

- этнопсихологических феноменов (этнического самосознания, этнического менталитета, этнической идентичности, национального характера, этнических ценностей, этнических стереотипов) и их учета в педагогической деятельности;

- теоретико-методологических основ этнопедагогики и этнопсихологии;

- «социально-культурного опыта на основе использования характерных признаков этнической системы воспитания детей - естественности, действенности, непрерывности, раннего начала, полноты педагогического цикла, комбинированности воздействия, индивидуализации и дифференциации» [1], [8].

Специальная составляющая теоретического блока подготовки позволяет формировать у будущих педагогов знания в области методологии, теории и технологий образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона:

- нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс такого образования;

- сущности и содержания процесса этнорегионально-ориентированной деятельности;

- методов, форм, средств и технологий этнорегионально-ориентированной деятельности;

- способов конструирования, корректировки, прогнозирования, оценки эффективности данной деятельности;

- методов мониторинга процесса образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

Практический блок содержания подготовки ориентирован на овладение будущими педагогами умениями и способами деятельности, необходимыми для организации, осуществления и анализа процесса образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Например, умениями отбирать систему педагогических средств для решения поставленных целей и задач образования с учетом особенностей региона, технологиями приобщения школьников к этническим ценностям народов, проживающих в том или ином субъекте РФ.

Построение этнорегиональной подготовки в вузе должно строиться по определенной логике:

1. От фольклоризма и мифологии к взаимодействию с референтными для студентов людьми, высоко ценящими культурное многообразие и межкультурное взаимодействие.

2. От добавочных для основного содержания знаний о разных культурах (в том числе и региональных) к переструктурированию любых знаний через многокультурную точку зрения.

3. От взаимодействия студентов с представителями разных культур на учебных занятиях к межкультурному взаимодействию в широкой социальной действительности (волонтерской, культурно-просветительской деятельности).

Это позволяет решить ряд задач, направленных на:

1) формирование целостного представления о взаимодействующих культурах;

2) преодоление ложных стереотипов и обобщений о представителях изучаемых культур;

3) моделирование междисциплинарного изучения культур;

4) отбор тематического наполнения этнорегионального материала;

5) формирование социокультурных стратегий, позволяющих использовать опыт общения в новых ситуациях межкультурной коммуникации с представителями других культур.

Кроме того, большое значение в подготовке студентов играют педагогическая практика и научно-исследовательская работа.

В формировании готовности будущего учителя существенная роль отводится педагогической практике. Для более качественной профессиональной подготовки учителей в содержание педпрактики можно внести специальные педагогические задания для студентов. Например, разработать фрагмент урока, содержащего познавательную проблему этнокультурного характера или элементы этнических культур региона (алтайской, русской, тувинской, хакасской, шорской), проанализировать сходства и различия этнокультурных особенностей этих народов и т. д.

В рамках научно-исследовательской работы студенты выполняют исследовательские задания разных уровней сложности, отражающие этническую систему воспитания детей народов региона [5].

Мы считаем, что этап профессионального образования является основным в этно-региональной подготовке педагогов, так как при грамотной организации работы в этом направлении у студентов формируются необходимые компетенции для работы в образовательных организациях с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

III блок - рефлексивно-преобразующий - постпрофессиональное образование.

Цель системы постпрофессионального этнорегионального образования - создание условий для развития личности педагога, способного к осознанному, свободному и обоснованному выбору в любых профессиональных и жизненных ситуациях, в том числе и с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

Система непрерывного профессионального образования включает в себя подсистемы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дополнительного профессионального образования.

В нормативных документах повышение квалификации педагога рассматривается в контексте дополнительного многоступенчатого образования.

В рамках разработанной нами системы этнорегиональной подготовки на ступени постпрофессионального образования педагогами может выполняться работа по следующим направлениям:

1. Проектирование национальной, региональной и этнокультурной составляющей содержания образовательных программ.

2. Разработка программ учебных предметов, дисциплин, модулей и курсов внеурочной деятельности для предметных областей с учетом этнических ценностей народов региона.

3. Систематическое обновление, пополнение учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию основных образовательных программ общего образования, учебными материалами, отражающими этнорегиональные особенности.

4. Разработка учебных материалов по реализации этнорегионально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения.

5. Отбор и/или разработка инструментария оценивания регионального компонента образования по технологии А. А. Поповой и Н. Н. Титаренко [6].

6. Подготовка информационно-методических материалов для представления эффективного опыта работы по учету этнорегиональных особенностей в учебно-воспитательном процессе на совещаниях, семинарах и конференциях различного уровня.

В Республике Хакасия, входящей в состав Саяно-Алтайского региона, кроме перечисленных направлений на ступени постпрофессионального образования совместно с учителями проводится следующая работа:

1. Разработка на базе Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катано-ва двуязычных рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, географии. Рабочие тетради по математике и окружающему миру после успешного экспертного заключения уже не один год используются в школах Республики Хакасия.

2. Разработка на основе Концепции учебно-методического комплекса для реализации национального, регионального и этнокультурного содержания в системе образования в Республике Хакасия серии учебников по хакасскому языку и литературе.

3. Проведение фестивалей, мастер-классов и творческих уроков хакасского языка среди воспитателей дошкольного и учителей начального общего образования.

4. Проведение семинаров «Научно-методическое сопровождение профессиональных конкурсов учителей хакасского языка и литературы», основная цель которых - совершенствование профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы образовательных организаций Республики Хакасия.

5. Проведение различных научных конференций этнорегиональной тематики, например: «Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая», «Родной язык в системе образования», «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы», «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» и др.

Кроме того, в Республике Хакасия разрабатываются модели сельских школ с этнокультурной направленностью. Разработка программ учебных предметов, внеурочной деятельности, а также обновление, пополнение учебных материалов в рамках реализации этнорегионально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения ведутся учителями на базе этих школ особенно активно.

Резюме. Таким образом, этнорегиональная подготовка осуществляется на всех этапах системы непрерывного педагогического образования (допрофессиональном, профессиональном, постпрофессиональном), с выделением в качестве основного этапа вузовского образования. Конечной целью создания системы непрерывной подготовки учителей к этнореги-онально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения должны стать структурные преобразования, направленные на такие изменения региональной системы подготовки кадров, которые приведут ее в соответствие с запросами региона, страны и мирового образовательного пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гвоздева Е. Н., Логинова Е. Г. Приобщение студентов к ценностям национальной культуры и реализация межкультурного сравнительного подхода в процессе преподавания иностранного языка // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно -педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия : Педагогика и психология. - 2011. - № 5(40). - С. 26-30.

2. Горшенина С. Н. Содержательно-процессуальные аспекты подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 6. - С. 70-74.

3. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. - Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.

5. Никитин Г. А. Научно-исследовательская работа студентов в области этноэстетики как фактор формирования их технологической культуры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3(67), т. 1. - С. 131-139.

6. Попова А. А., Титаренко Н. Н. Инструментарий оценки результатов освоения младшими школьниками образовательных программ в части учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 26. - С. 56-61.

7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М. : Педагогика, 1983. - 186 с.

8. Технология этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза : учебное пособие / под ред. М. А. Якунчева. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2013. - 150 с.

9. Харитонова Ф. П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 200-205.

10. Харитонова Ф. П. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3(79). - С. 184-188.

UDC 371.14:39

V. V. Miroshnichenko

ETHNO-REGIONAL TEACHERS' TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia

Abstract. The necessity for considering the national, regional and ethno-cultural peculiarities of the region in educational institutions provided the correction background for professional teachers' training in the system of continuous pedagogical education. The article presents the system of ethno-regional teachers' training at pre-professional, professional and postgraduate stages. The author has revealed the organizational and pedagogical conditions, goals, objectives, characteristics, directions, content, methods and training forms at each stage of continuous pedagogical education.

Keywords: continuous education, national, regional and ethno-cultural peculiarities of the region.

REFERENCES

1. Gvozdeva E. N., Loginova E. G. Priobshhenie studentov k cennostjam nacional'noj kul'tury i realizacija mezhkul'turnogo sravnitel'nogo podhoda v processe prepodavanija inostrannogo jazyka // Uchenye zapiski Za-bajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. Serija : Pedagogika i psihologija. - 2011. - № 5(40). - S. 26-30.

2. Gorshenina S. N. Soderzhatel'no-processual'nye aspekty podgotovki budushhih pedagogov k jetnokul'turnomu obrazovaniju shkol'nikov // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. - 2013. - № 6. - S. 70-74.

3. Gukalenko O. V. Polikul'turnoe obrazovanie: teorija i praktika. - Rostov n/D. : Izd-vo RGPU, 2003. - 512 s.

4. Krylova N. B. Kul'turologija obrazovanija. - M. : Narodnoe obrazovanie, 2000. - 272 s.

5. Nikitin G. A. Nauchno-issledovatel'skaja rabota studentov v oblasti jetnojestetiki kak faktor formirovanija ih tehnologicheskoj kul'tury // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Ja-kovleva. - 2010. - № 3(67), t. 1. - S. 131-139.

6. Popova A. A., Titarenko N. N. Instrumentai!) ocenki rezul'tatov osvoenija mladshimi shkol'nikami obra-zovatel'nyh programm v chasti ucheta nacional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej regiona // Sborniki konferencij NIC «Sociosfera». - 2014. - № 26. - S. 56-61.

7. Teoreticheskie osnovy soderzhanija obshhego srednego obrazovanija / pod red. V. V. Kraevskogo, I. Ja. Ler-nera. - M. : Pedagogika, 1983. - 186 s.

8. Tehnologija jetnokul'turnoj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza : ucheb. posobie / pod red. M. A. Jakuncheva. - Saransk : Mordov. gos. ped. in-t, 2013. - 150 s.

9. Haritonova F. P. Analiz pedagogicheskih javlenij v jetnopedagogicheskoj dejatel'nosti pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 200-205.

10. Haritonova F. P. Pedagogicheskie uslovija formirovanija jetnopedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 3(79). - S. 184-188.

© Miroshnichenko V. V., 2017

Miroshnichenko, Vlada Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methodology of Primary Education, N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia; e-mail: Vlada_V@mail.ru

The article was contributed on October 3, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.