УДК 376.74
ББК 74.489.8 + 74.65 (2 Рос. Хак)
Влада Валерьевна Мирошниченко,
канд. пед. наук,
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
(Абакан, Россия), e-mail: Vlada_V@mail.ru
Создание системы непрерывной этнорегиональной подготовки учителей: к постановке проблемы
В статье, исходя из анализа ситуации, сложившейся в национальных регионах, обосновывается необходимость специальной этнорегиональной подготовки учителей. Рассматривается сущность этнорегиональной подготовки, её связь с другими направлениями подготовки учителей.
Необходимость научного анализа и практического решения проблемы этнорегиональной подготовки учителей определяется рядом противоречий, проявляющихся на методологическом, теоретическом, содержательно-технологическом уровнях.В результате анализа различных точек зрения на проблему подготовки учителей с учётом региональных особенностей делается вывод о построении концептуальной модели такой подготовки.
Рассматриваются требования к системе непрерывного педагогического образования в нашей стране, проводится анализ различных точек зрения на построение региональной системы непрерывного педагогического образования. Обосновывается необходимость создания региональных университетских комплексов для решения проблемы этнорегиональной подготовки учителей.
Ключевые слова: система непрерывного педагогического образования, тенденции в развитии региональной системы непрерывного педагогического образования, университетский комплекс, этнорегиональная подготовка.
Vlada Valeryivna Miroshnichenko,
Candidate of Pedagogy, Khakass State University named after N. F. Katanov (Abakan, Russia), e-mail: Vlada_V@mail.ru
Creating the System of Continuous Ethno-Regional Teachers’ Training: Problem Discussion
The article, based on the analysis of the situation in the ethnic regions, gives the idea of the necessity of a special ethno-regional teachers’ training. The essence of ethno-regional training in its connection with other teachers’ training trends is considered.
The necessity for scientific analysis and practical solution of the problem of ethno-regional teachers’ training is determined by a number of contradictions which appear on the methodological, theoretical and content-technological levels.
As a result of the different viewpoints analysis on the teachers’ training from a regional perspective, a conclusion about the conceptual model construction of such training is made.
The article deals with the requirements faced by the system of continuous teacher training in our country. The author analyzes various perspectives on the construction of regional system of the continuous training. The necessity of the regional university complexes development to solve the problem of ethno-regional teacher’s training is substantiated.
Keywords: system of continuous teacher’s training, trends in the development of continuous teacher’s training, university complex, ethno-regional training.
Последняя перепись населения, проведённая в 2010 г., ещё раз показала, что интерес ряда субъектов Российской Федерации к проблемам этничности продолжает оставаться достаточно высоким. Об этом же свидетельствуют существующие в регионах целевые программы разных уровней, на-
правленные на сохранение и развитие национального языка, национальной культуры и искусства коренных народов. Например, в Саяно-Алтайском регионе, куда территориально входят республики Алтай, Хакасия, Тыва, а также Кемеровская область, имеются такие программы, как «Культура
© Мирошниченко В. В., 2013
Хакасии» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия»), «Этнокультурное наследие народов Республики Алтай - основа устойчивого развития Республики Алтай на 20132015 гг.», «Социально-экономическое развитие наций и народностей Кемеровской области», «Государственная поддержка культуры и искусства Республики Тыва» и др. В рамках этих программ проводится большая работа не только по сохранению и развитию культур коренных этносов, но и этносов, не являющихся коренными, проживающих дисперсно и заинтересованных в сохранении своей этничности.
В Республике Хакасия также проводится большая работа по сохранению культурного и исторического наследия коренного этноса, развитию хакасского языка: издание учебников и пособий на хакасском языке, организация и проведение республиканских праздников («Чыл пазы», «Чир Ине», «Уртун Тойи»), проведение Международного форума «Историко-культурное наследие как ресурс инновационного развития региона», проведение республиканских фестивалей (детской эстрадной песни «Час ханат», фестиваля-конкурса эстрадной этнической песни «От ыры», носителей и исполнителей традиционного музыкального творчества «Айтыс»), издание литературного журнала для детей «Тигир хуры» и литературного журнала «Инесай» (на хакасском языке) и многое другое.
Всё это требует качественной подготовки специалистов, знающих специфику своего региона, этнопедагогические и этнопсихологические особенности проживающих на его территории народов, а также умеющих эти знания использовать на практике, например, при организации учебной, воспитательной, исследовательской и другой работы, в первую очередь, в образовательных учреждениях. То есть специалистов, обладающих этнорегиональной компетентностью, которая является результатом специальной эт-норегиональной подготовки.
По нашему мнению, этнорегиональная подготовка учителей - это процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность. Предполагает стимулирование активной деятельности субъектов образовательного процесса по овладению 138
общественно-педагогическим опытом (компетенциями, способами деятельности), необходимым для успешной работы с учётом особенностей того или иного региона.
Понятие этнорегиональной подготовки не является принципиально новым для вузовской науки. О необходимости проведения специальной этнопедагогической, этнопсихологической, этнолингвистической, этнокультурологической и другой работы говорится во многих исследованиях и уже не один год (Е. В. Бондаревская, Г. Н. Волков, У. А. Винокурова, О. В. Гукаленко, Н. Б. Крылова, В. И. Матис, И. Л. Набок, Т. В. Поштарева,
Н. А. Чапоргина, В. К. Шаповалов и др.).
Кроме того, имеются работы, непосредственно посвящённые этнорегиональному образованию [1; 10] и этнорегиональной подготовке учителей [2; 11]. Исходя из понимания важности учёта этнорегиональных особенностей в подготовке специалистов, ряд учёных [4; 5; 6] содержание своих исследований ориентируют на потребности региона. Вместе с тем, в данных исследованиях изучаются лишь отдельные направления совершенствования подготовки специалистов в региональном аспекте. Вопросы целостного раскрытия этнорегиональной направленности в профессиональной подготовке учителей, её становления и развития на протяжении ХХ столетия не получили достаточного отражения.
Проанализировав вышеперечисленные работы, мы пришли к выводу, что понятие эт-норегиональной подготовки является достаточно широким, т. к. включает в себя этнопе-дагогическую, этнопсихологическую, этнолингвистическую, этнокультурологическую и другую подготовку. При этом хотелось бы обратить внимание на тот факт, что такая подготовка не «замыкает» специалиста только на своей культуре, т. к. на территории того или иного региона, как правило, кроме коренного этноса проживает ещё много других народов. Поэтому этнорегиональная подготовка, имеющая конечным результатом этнорегиональную компетентность, обязательно должна включать в себя сформированную культуру межнационального общения и межэтническую толерантность.
Вместе с тем, такая подготовка будет только тогда качественной, когда будет осуществляться на всём протяжении всей подготовки специалиста, начиная от дову-
зовского до последипломного образования, т. е. в системе непрерывного образования.
Необходимость научного анализа и практического решения проблемы этнореги-ональной подготовки учителей определяется рядом противоречий, проявляющихся на следующих уровнях:
- на методологическом - между значимостью специальной этнорегиональной подготовки учителей для эффективной работы в условиях конкретного региона и недостаточным количеством теоретических и научно-методических разработок в этом направлении; между социальным заказом, определяющим требования к профессиональной, в том числе, этнорегиональной компетентности учителя, работающего в поликультурном регионе, и базовым содержанием профессиональной подготовки, определяемым государственными образовательными стандартами;
- на теоретическом - между необходимостью научно-теоретического обоснования регионально ориентированной компетентности будущих учителей и недостаточной исследованностью сущности, содержания, особенностей этнорегиональной подготовки, отсутствием целостной концепции её развития;
на содержательно-технологическом -между потребностью в формировании этно-региональной компетентности будущих специалистов в условиях региона и недостаточной технологической обеспеченностью этого процесса.
Выявленные противоречия активизируют процесс поиска основополагающих концептуальных положений системы многоуровневой социально-образовательной модели непрерывной подготовки учителей с учётом этнорегиональных особенностей, которая бы позволяла:
- для региона - возможность получения специалиста в оптимальные сроки, с требуемыми квалификационными параметрами;
- для личности - возможность выбора образовательной траектории, удовлетворяющей её (личности) интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;
- для студента - возможность освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, получения дополнительной квалификации;
- для выпускника - возможность результативного завершения образования на каждом этапе;
- для рынка труда - новые связи профессионального образования с потребностями рынка труда;
- для университета - возможность наиболее полной реализации научно-педагогического потенциала, разработка разных модификаций учебных планов с учётом специфики региона.
В настоящее время разрабатывается несколько направлений развития системы непрерывного образования. Изучение, создание и развитие системы непрерывного педагогического образования происходит на базе Московского педагогического государственного университета. Стратегическая цель современного педагогического образования, по мнению В. А. Сластёнина, состоит в том, чтобы образовывать личность, гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической и духовно-нравственной ориентации, педагога, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего ребёнка, умеющего с ним работать, специалиста в одной из областей науки, способного видеть её в системе современного знания и культурной практики. В концепции В. А. Сластёнина выделены содержательные блоки как одно из основных средств качества обучения при подготовке будущих педагогов: профессионально ориентированный, психолого-педа-гогический, антропологический, фундаментальный.
Концепция уровневой системы педагогического образования разработана рядом учёных Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, таких как Н. В. Бордовская, В. И. Бордовский,
А. А. Реан, Н. Л. Стефанова, А. П. Тряпи-цына, Н. Л. Шубина и др. Разработка данной концепции обусловлена созданием нового стандарта педагогического образования, соотнесённого с международными стандартами, национальными традициями подготовки и оценки качества специалистов, федеральным, национально-региональным и вузовским компонентами. Основными характеристиками многоуровневой системы образования эти авторы выделили открытость (профилей, программ, модулей, возможностей продолжения образования),
целостность (взаимосвязь компонентов и наличие вариативности), функциональную адаптивность (самостоятельность вуза в реализации образовательных программ), экономическую эффективность (мобильность, учёт потребностей рынка региона). В созданной концепции уровневого образования особый интерес вызывает идея сопряжённости и соотнесённости образовательных программ подготовки бакалавра и магистра, что нашло отражение в структуре, направлениях, специальностях, содержательном наполнении циклов учебных дисциплин [7].
По мнению ряда исследователей (А. А. Абрамова, Н. К. Сергеев, Ю. Г. Шленов и др.), формирование современной системы непрерывного образования должно опираться на следующие концептуальные положения:
1. Идею непрерывности образовательных процессов для каждого человека в течение всей его жизни, положенную в основу современной образовательной политики РФ.
2. Необходимость формирования системы непрерывного образования, определяемую крупномасштабными процессами реформирования различных сторон российской жизни, в том числе изменениями кадровой политики на рынке труда, активизацией участников рынка образовательных услуг, глобальными процессами в мире, желанием России стать на инновационный путь развития, стремлением к построению гражданского общества и т. д.
3. Разработку новых образовательных стандартов для всех уровней образования, обеспечивающих не только соответствующее запросам общества содержание, но и модульность изложения изучаемых дисциплин или областей знания; введение системы зачётных (кредитных) единиц для оценки знаний с целью наращивания образовательного уровня, его учёта в осуществлении личной «образовательной траектории».
4. Изменение общего подхода к разработке образовательных программ, основанного на необходимости рассмотрения целостных процессов в открытой образовательной системе: образовательное учреждение - предприятие (работодатель). Такой подход предполагает чётко отслеживать обратную связь, что позволит разрабатывать «опережающие» образовательные программы (программы, стратегически соответству-
140
ющие запросам рынка труда, запросам общества, мировым стандартам).
5. Изменение отношения к управлению в системе непрерывного образования, предполагающее распределение ответственности между участниками процесса, когда общество формирует спрос на образовательные услуги, поставщик определяет их размер, качество и цену, а государство контролирует и частично определяет процессы в системе, являясь равноправным участником рынка.
На основе анализа исследований по проблеме проектирования образовательных систем в разных регионах (А. Ю. Белогуров,
В. Н. Беспалов, Е. В. Бондаревская, Г. М. Бор-иков, О. Н. Щербакова и др.) региональная система непрерывного образования, соответствующая требованиям современного рынка труда, должна строиться с учётом следующих положений: преемственность общего и всех ступеней профессионального образования; усиление профессионально-личностного аспекта профессиональной подготовки; реализация принципов регионализации, индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки; возможность повышения профессиональной подготовки в течение всей жизни. Образовательная система может и должна иметь региональный характер, учитывающий всю культурно-национальную, историческую и экономическую специфику региона. При этом необходимо помнить, что развитие региональных систем образования не ведёт к разрушению единого образовательного пространства в России, т. к. последнее формируется через государственные образовательные стандарты, единые требования к процессу обучения, объективные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, совместные межвузовские научные программы и исследования, конференции и семинары и т. д.
Проектирование региональной системы непрерывного педагогического образования должно осуществляться с учётом современных требований и представлений о регионализации образования, специфике образовательной деятельности в конкретном регионе, развитии и взаимодействии образовательных учреждений региона. В соответствии с этим региональная система должна быть гибкой, мобильной, способной
к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию.
Отличительной особенностью региональной системы является зависимость от потребностей региона, государственных органов власти и их заказ на подготовку специалистов. Особое значение имеет установление взаимодействия входящих в систему образовательных учреждений, которое предполагает: скоординированность учебных
планов и программ; единый подход к оценке знаний; согласованность форм аттестации выпускников различных уровней; определённость и прозрачность процедуры приёма выпускников различных уровней на последующий уровень; совместное управление качеством образовательного процесса.
Важным условием обеспечения жизнеспособности региональной системы является проектирование её как многофункциональной, обеспечивающей реализацию не только образовательной, но и целого ряда вспомогательных функций, направленных на поддержание и обеспечение практической потребности в компетентных, мобильных педагогических кадрах. Выделим функции региональной системы непрерывного педагогического образования:
- образовательная - подготовка специалистов в сфере образования по широкому кругу специальностей, исходя из потребностей региона;
- информационная - создание единого целевого, содержательного, информационного пространства педагогического образования;
- исследовательская - организация научно-исследовательской деятельности по выявлению проблем, противоречий педагогического образования региона;
- проектировочная - разработка и научное обоснование системно-целевого подхода к выстраиванию педагогической деятельности образовательных учреждений любого уровня и подчинённости; разработка и реализация образовательных проектов, направленных на решение региональных проблем педагогического образования;
- экспертная - оценка эффективности деятельности образовательных учреждений, реализующих этапы непрерывного профессионального становления учителя;
- кадровая - использование профессорско-преподавательского состава образо-
вательных учреждений для решения насущных проблем педагогического образования региона:
- организационная - выявление механизмов и способов формирования социально-профессиональных, педагогических сообществ как субъектов регионализации образования.
Реальностью социально-экономического и духовного развития российского общества является усиление роли регионов. Каждый регион живёт своей неповторимой культурной жизнью, строит свою региональную образовательную модель с учётом собственных этнических, конфессиональных, социально-экономических, экологических особенностей. Региональная система образования как структурированная совокупность образовательных учреждений, находящихся на территории того или иного региона, в первую очередь должна ориентировать деятельность всех образовательных учреждений на региональные кадровые потребности, а также на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей его жителей.
Отмечая в целом динамику развития системы непрерывного профессионального образования в последнее десятилетие, следует признать наличие проблем, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа её деятельности:
- отсутствие концепции непрерывного профессионального образования в части регионов, нормативно-правовой базы и механизмов её реализации и, как следствие, отсутствие организационной преемственности между уровнями и ступенями профессионального образования, позволяющей достичь непрерывности профессионального образования и сокращения сроков его получения;
- несоответствие структуры, объёмов и качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования региона потребностям регионального рынка труда;
- низкий уровень взаимодействия между учреждениями образования и науки, что тормозит процессы совместной генерализации знаний;
- несогласованность методологических подходов при создании и реализации пре-
141
емственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней профессионального образования, механизма их мониторинга и др. [3; 9].
Все эти проблемы в достаточной степени способно решить создание регионального университетского комплекса. Эта идея отражена и в Национальной доктрине образования РФ, где идёт речь о крупномасштабном эксперименте - объединении университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - непрерывность и преемственность.
Оптимизация образовательной системы региона означает формирование университетского комплекса, объединяющего все образовательные учреждения региона с целью создания многоуровневой системы профессионального обучения. Центром этой системы должен стать региональный классический университет, который помимо всех прочих основных функций будет выполнять функцию языковой, культурной и духовной консолидации общества. Можно согласиться в этом плане с В. К. Шаповаловым, который утверждает, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы классические национальные университеты были инструментом не только образования, но и социально-политической мобилизации этнически разнородного населения.
Университет, функционирующий в регионе, является системообразующим социально-экономическим и социально-культурным фактором. Он ориентируется на реальные условия жизнедеятельности региона на основе сочетания общегосударственных, региональных и собственных интересов. Осуществляя подготовку специалистов по основным естественно-научным и социально-гуманитарным направлениям, создавая собственные научные школы, только классический региональный университет способен перейти от разрозненной тематики фундаментальных и прикладных исследованийк
формированию регионально-направленных секторов научной деятельности, разработке взаимосвязанных регионально-организованных структур университетской науки.
Кроме того, изучение и анализ опыта развития систем образования разных регионов и их современное состояние подвёл к необходимости обозначить наиболее общие направления развития региональной образовательной системы непрерывного образования: развитие системы этнокультурно и личностно ориентированных образовательных учреждений; формирование системы непрерывного образования (университетского образовательного округа); формирование этнокультурных компонентов преемственных образовательных стандартов и программ различных уровней; развитие исследовательской и научно-методической деятельности, научное сопровождение разрабатываемых проектов, программ; активное участие членов научного сообщества, научные интересы которых ориентированы на этнос и этнокультуру, в формировании общественного мнения, общественного сознания по проблеме диалога культур с акцентом внимания на сохранение и возрождение культуры проживающих в регионе этносов; интеграция усилий научно-исследовательских центров и лабораторий; развитие по-лилингвизма в контексте возрождения родного языка; постоянное совершенствование содержательной и процессуальной частей подготовки и переподготовки кадров на всех ступенях непрерывного образования; систематическая работа по подготовке и обновлению учебников, учебных пособий, предметов этнокультурного цикла и т. д.
Таким образом, конечной целью создания региональной системы непрерывной подготовки учителя должны стать структурные преобразования, направленные на такие изменения региональной системы подготовки кадров, которые приведут её в соответствие с запросами регионального рынка труда.
Список литературы
1. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже ХХ-ХХІ вв.: монография. М.: Изд-во МПА, 2003. 246 с.
2. Бозиева М. В. Формирование профессиональной этнорегиональной компетентности будущего педагога в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2012. 24 с.
3. Дробышева И. Областная программа «Региональный университетский округ» // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 97-100.
4. Коновалова Л. В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2011. 39 с.
5. Киргуева Ф. Х. Подготовка учителя начальных классов в системе многоуровневого образования на основе компетентностного и полилингвального подходов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2010. 42 с.
6. Металова И. Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
39 с.
7. Редько Л. Л. Управление качеством непрерывного уровневого педагогического образования в условиях функционирования региональных образовательных систем: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2001. 50 с.
8. Сажина Н. М. Личностноразвивающее обучение (с учётом этнопедагогических особенностей) как детерминант профессиональной подготовки будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 61 с.
9. Травкина Н. Н., Леонтьева Т. И. Реализация программы развития системы непрерывного профессионального образования в регионе: проблемы, опыт // Профессиональное образование. Столица.2008. № 6. С. 52-53.
10. Харисов Ф. Ф. Этнорегиональное образование: теория и практика. М.: Русское слово, 2007. 262 с.
11. Щербина Е. Н. Развитие этнорегиональной идентичности учителя начальной школы в процессе высшего педагогического образования: автореф. дис. ... канд пед. наук. Ростов н/Д, 2007. 22 с.
References
1. Belogurov A. Yu. Stanovleniye i razvitiye etnoregionalnykh obrazovatelnykh sistem v Rossii na rubezhe KhKh-KhKhI w.: monografiya. M.: Izd-vo MPA, 2003. 246 s.
2. Boziyeva M. V. Formirovaniye professionalnoy etnoregionalnoy kompetentnosti budushchego pedagoga v obrazovatelnom protsesse vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2012. 24 s.
3. Drobysheva I. Oblastnaya programma «Regionalny universitetsky okrug» // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2008. № 4. S. 97-100.
4. Konovalova L. V. Formirovaniye i razvitiye etnokulturnoy kompetentnosti pedagogov v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Veliky Novgorod, 2011. 39 c.
5. Kirguyeva F. Kh. Podgotovka uchitelya nachalnykh klassov v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo i polilingvalnogo podkhodov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Vladikavkaz, 2010. 42 c.
6. Metalova I. G. Regionalizatsiya professionalnoy podgotovki uchitelya selskoy shkoly v vuze (na primere Respubliki Chuvashiya): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2009. 39 s.
7. Redko L. L. Upravleniye kachestvom nepreryvnogo urovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyakh funktsionirovaniya regionalnykh obrazovatelnykh sistem: avtoref. dis.
... d-ra ped. nauk. Rostov n/D, 2001. 50 s.
8. Sazhina N. M. Lichnostnorazvivayushcheye obucheniye (s uchyotom etnopedagogicheskikh osobennostey) kak determinant professionalnoy podgotovki budushchego uchitelya: avtoref. dis.
... d-ra ped. nauk. M., 2001. 61 c.
9. Travkina N. N., Leontyeva T I. Realizatsiya programmy razvitiya sistemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya v regione: problemy, opyt // Professionalnoye obrazovaniye. Stolitsa. 2008. № 6. S. 52-53.
10. Kharisov F. F. Etnoregionalnoye obrazovaniye: teoriya i praktika. M.: Russkoye slovo,
2007. 262 s.
11. Shcherbina Ye. N. Razvitiye etnoregionalnoy identichnosti uchitelya nachalnoy shkoly v protsesse vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand ped. nauk. Rostov n/D, 2007. 22 s.
Статья поступила в редакцию 25 августа 2013 г.