УДК 378.046.4 ББК Ч448.478
ГРНТИ 14.43.47
Код ВАК 13.00.08
Мирошниченко Влада Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова; 655017, г. Абакан,
пр-т Ленина, 90; e-mail: [email protected].
ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнорегиональная подготовка; этнопедагогика; повышение квалификации; педагоги.
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается проблема этнорегиональной подготовки учителей на этапе постдипломного образования. Целью данного этапа подготовки является совершенствование профессионального мастерства учителей в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения и с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Саяно-Алтайского региона. В статье перечисляются основные профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать и закрепить на этапе постдипломного образования через разные формы и методы работы. Основное содержание исследования составляет анализ деятельности образовательных, научно-исследовательских и других организаций, занимающихся проблемами сохранения и развития языка и культуры этносов региона. Автор описывает основные функции каждой из представленных организаций, основные направления деятельности, а также их роль в организации работы по повышению профессионального мастерства учителя с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Приводятся примеры разнообразных мероприятий, способствующих повышению качества этнорегиональной подготовки учителей на этапе постдипломного образования. В заключении обосновывается вывод о том, что решение проблемы повышения профессионального мастерства учителей может быть только комплексно, в системе и во взаимосвязи с разными образовательными, научно-исследовательскими, экспериментальными и другими организациями региона.
Miroshnichenko Vlada Valerievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Katanov Khakass State University, Republic of Khakassia, Abakan, Russia.
ETHNO-REGIONAL TEACHER'S TRAINING AT THE STAGE OF POST-GRADUATE EDUCATION
KEYWORDS: ethno-regional training; ethnic pedagogy; teachers; advanced training.
ABSTRACT. This article examines the problem of ethno-regional teacher's training at the stage of postgraduate education. The aim of this stage of training is to improve the professional skills of teachers in educational institutions where native (non-Russian) language is used in teaching taking into account the national, regional and ethno-cultural peculiarities of Sayano-Altai Region. The article gives the list of the main professional competencies that should be formed and developed at the stage of post-graduate education via various forms and methods of work. The main content of the study is the analysis of the activities of educational, research and other organizations which deal with the preservation and development of the language and culture of the ethnic groups in the region. The author describes the main functions of each of the represented organizations, their principal activities, as well as their role in the work of improving professional skills of a teacher, taking into account national, regional and ethno -cultural characteristics. Examples of various activities that contribute to improvement of the quality of ethno-regional teacher's training at the stage of postgraduate education are given. In conclusion, it is justified that the solution of the problem of teacher's professional skills improvement can be found in integrated and sy s-temic approach to it and together with different educational, research, experimental and other organizations of the region.
B1
»водная часть. Важную роль в со->з дании единого культурно-образо-вательного пространства региона играет учитель. Являясь субъектом этнической, российской и мировой культур, учитель способен овладеть ценностями и смыслами разных культур, создать культурное пространство своей личностью и вовлечь учеников в это пространство через разные виды деятельности. Действиями учителя по «наполнению культурно -образовате-льного пространства школы стимулами для личностного развития школьника являются:
- обеспечение школьника возможностями включаться во все многообразие культуры и выстраивание системы, объединяющей влияние учебной, внеучебной и внешкольной среды;
- перенос акцента в своей деятельности от воздействия на личность ребенка к формированию обучающей, воспитывающей среды, тем самым переводя школьника из позиции объекта в позицию субъекта;
- реализация ценностного (аксиологического) подхода, при котором школьник рассматривается как главная ценность и цель образования;
© Мирошниченко В. В., 2017
- реализация природосообразного подхода, предполагающего исходить из природы ребенка при выборе целей, средств, путей воспитания;
- педагогическая поддержка духовно-нравственного развития и становления индивидуальности ребенка, оказание помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им траекторий профессионального самоопределения» [7, с. 63].
Задача учителя в этнорегиональной системе образования состоит в том, чтобы в процессе усвоения культуры (в широком смысле слова) обучающийся на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими, национальными ценностями осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой.
Цель. Определить наиболее оптимальные пути и способы повышения профессионального мастерства учителя в области организации образовательного процесса с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона на этапе постдипломного образования.
Методология и методы исследования. Методология проведенного исследования опиралась на культурологический, компе-тентностный и этнорегиональный подходы. Нами был проведен анализ философской, исторической, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение директивных, нормативных и программно-методических документов в сфере образования, а также практического опыта образовательных организаций региона.
Результаты исследования и их обсуждение. О необходимости опираться в профессиональной подготовке учителей не только на предметное преподавание, но и на освоение спектра национальных культур, свойственных конкретному региону, говорили многие ученые [1; 2; 3; 6; 8; 9; 10].
Система этнорегиональной подготовки учителей состоит из трех основных взаимосвязанных блоков, каждый из которых соответствует определенной ступени педагогического образования:
I блок - пропедевтический - допрофес-сиональное образование;
II блок - основной - профессиональное образование;
III блок - рефлексивно-преобразующий - постдипломное образование.
В данной статье мы остановимся на этапе постдипломного этапа этнорегиональной
подготовки учителей, целью которого является совершенствование профессионального мастерства учителей в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения и с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Са-яно-Алтайского региона. Саяно-алтайский регион - это единое историческое и социокультурное пространство, объединяющее проживающих на его территории представителей коренных этносов (алтайцев, тувинцев, шорцев и хакасов), их традиции, обычаи, мифологические и культурные архетипы.
В рамках разработанной нами системы этнорегиональной подготовки на ступени постдипломного образования формируются и закрепляются профессиональные компетенции в области:
1) проектирования национальной, региональной и этнокультурной составляющей содержания образовательных программ;
2) разработки программ учебных предметов, дисциплин, модулей и курсов внеурочной деятельности с учетом этнических ценностей народов региона;
3) систематического обновления и пополнения учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию основных образовательных программ общего образования учебными материалами, отражающими национальные, региональные и этнокультурные особенности;
4) разработки учебных материалов по реализации этнорегионально-педагогиче-ской деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения;
5) отбору и/или разработке инструментария оценивания регионального компонента образования;
6) подготовке информационно-методических материалов для представления эффективного опыта работы по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном процессе на совещаниях, семинарах и конференциях различного уровня.
Необходимо отметить, что такая работа может осуществляться только комплексно, в системе и в тесной взаимосвязи разных образовательных, научно-исследовательских и других организаций, занимающихся проблемами сохранения и развития языка и культуры этносов региона (рисунок 1).
У каждой из представленной структуры (организации) имеются определенные функции, основные направления деятельности, которые помогают качественно организовать работу по повышению профессионального мастерства учителя с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей на этапе постдипломного образования. Обозначим эти функции.
Рис. 1. Взаимосвязь образовательных, научно-исследовательских и других организаций, занимающихся проблемами сохранения и развития языка и культуры этносов региона
Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки Республики Алтай Министерство образования Республики Тыва Министерство образования и науки Республики Хакасия
Министерство образования и науки РФ. Согласно «Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации» [4] к полномочиям данного ведомства относятся:
- определение перечня профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней (п. 5.2.1);
- порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы учебников, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня (п. 5.2.9) и др.
Нас в первую очередь интересуют профессии, связанные с образовательной деятельностью в организациях, осуществляющих этнокультурную деятельность. Необходимо отметить, что перечень профессий, специальностей и направлений подготовки сопровождается нормативными документами, определяющими требования к уровню профессиональной подготовки педаго-
гических работников [5].
Определение перечня и экспертиза учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке, также находятся в ведении Минобрнауки РФ.
Министерства образования и науки территорий, входящих в состав Саяно-Алтайского региона (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область) выполняют следующие функции:
1. Изучение потребности государственных и муниципальных общеобразовательных организаций республик региона в учителях родного (нерусского) языка и литературы (совместно с органами управления образованием).
2. Организация целевого приема в вузы региона для подготовки учителей родного (нерусского) языка и литературы (совместно с органами управления образованием).
3. Организация и проведение мастер-классов, творческих лабораторий, методических семинаров, в том числе посредством веб-интерфейса, по актуальным вопросам
преподавания родного (нерусского) языка и литературы в школах и вузах региона (совместно с вузами и институтами развития образования, осуществляющими подготовку и повышения квалификации учителей родного языка).
4. Организация и проведение просветительских акций и мероприятий, конкурсов в целях повышения престижа грамотной речи и языковой культуры в школах и вузах региона (совместно с вузами и институтами развития образования, осуществляющими подготовку и повышение квалификации учителей родного языка).
5. Проведение мониторинга состояния материально-технической базы общеобразовательных организаций региона на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (совместно с институтами развития образования, осуществляющими повышение квалификации учителей родного языка).
6. Проведение мониторинга потребности в учебниках родного (нерусского) языка и литературы народов региона в общеобразовательных организациях (совместно с органами управления образованием).
Высшие учебные заведения региона, осуществляющие подготовку учителей с родным (нерусским) языком обучения.
Помимо основной функции вузов -подготовки высококвалифицированных кадров, на базе вузов осуществляется подготовка и переподготовка учителей, а также повышение профессионального мастерства учителей через магистратуру, аспирантуру.
Основываясь на требованиях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», учебные планы разрабатываются в соответствии с идеологией уровневого образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура). Важно учитывать специфику каждого уровня, а также видеть их преемственность.
На примере Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова можно проследить преемственность образовательных программ в области подготовки учителей родного (хакасского) языка и литературы.
Кафедра хакасской филологии активно проводит разнообразные олимпиады среди школьников по хакасскому языку и литературе, а также привлекает старших школьников к участию в творческих (конкурс чтецов «Чылтызахтар») и научно-исследовательских мероприятиях («Ынырхас чолла-ры»). Кроме того, студенты, обучающиеся по направлению 44.03.05 - «Педагогическое образование» (профили:«Хакасский язык и литература», «История»; «Хакасский язык и литература», «Начальное обра-
зование»), проходят педагогическую практику в базовых школах.
Для желающих пройти вторую и третью ступень высшего образования существует магистратура по направлению 45.04.01 - «Филология. Хакасский язык, литература, культура» и аспирантура по направлению 10.01.02 -«Литература народов РФ (хакасская, тувинская, алтайская)», 45.06.01 - «Языкознание и литературоведение» (10.02.02 - «Языки народов РФ (хакасский язык)»).
Кроме того, на базе института повышения квалификации и переподготовки кадров ХГУ им. Н. Ф. Катанова реализуется программа повышения квалификации «Элементарный курс хакасского языка (для лиц, не владеющих хакасским языком)». Это позволяет на кафедре хакасской филологии погружать обучающихся в языковую среду и активную проектную деятельность в области изучения хакасского языка.
Базовые школы - экспериментальные площадки нами рассматриваются как структурный элемент непрерывной этноре-гиональной подготовки учителей. В статусе ресурсного центра они обеспечивают: а) профессиональную мотивацию и профессиональное самоопределение школьников -будущих студентов колледжа или университета; б) совершенствование профессиональной готовности студентов во время прохождения ими практики; в) инновационную деятельность на уровне общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде совместных научно-исследовательских проектов учителей и преподавателей (в том числе и через систему грантов).
Такие школы, являясь ресурсными центрами, объединяют вокруг себя другие школы, реализующие образовательные программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.
Институты развития образования и повышения квалификации (Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, Тувинский институт развития образования и повышения квалификации, Хакасский институт развития образования и повышения квалификации и Кузбасский региональный ИПКиПРО) в системе этнорегиональной подготовки учителей выполняют следующие функции:
1. Развитие профессиональных компетенций учителей родного (нерусского) языка и литературы через :
- создание базы данных передовых практик преподавания родного (нерусского) языка и литературы в общеобразовательных организациях региона (совместно с вузами, осуществляющими подготовку таких учителей);
- создание методических рекомендаций для учителей родного (нерусского) языка и литературы региона (совместно с вузами, осуществляющими подготовку таких учителей).
2. Создание условий для работы учителей родного (нерусского) языка и литературы региона в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования через выявление проблем в организации изучения и преподавания родного (нерусского) языка и литературы в общеобразовательных организациях региона (совместно с вузами и органами управления образованием).
3. Научно-методическое сопровождение и повышения квалификации учителей родного (нерусского) языка и литературы региона с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Повышение квалификации педагогов с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей включает в себя три этапа:
1 этап. Мотивация педагогов на повышение квалификации, осознание ими недостаточности знаний и умений по организации образовательного процесса с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Данный процесс проводится систематически через анкетирование педагогов на семинарах, научно-практических конференциях, в процессе дискуссий и открытого обсуждения существующих проблем, имеющихся сегодня в образовании коренных народов, проживающих в Саяно-Алтайском регионе. Проводимое нами анонимное анкетирование, а затем и обсуждение его результатов в процессе диспутов и дискуссий на круглых столах позволило учителям увидеть бессистемность работы по использованию традиционной культуры воспитания народов региона; частичное использование ими методов и приемов воспитания, имеющих этно-педагогическое содержание, а также средств этноориентированной педагогической деятельности (обычаи, традиции, пословицы, поговорки, народные песни, сказки и др.).
Все это было направлено на проблема-тизацию, осознание педагогами пробелов в знаниях, недостаточно сформированных компетенциях, необходимостью изучить существующую нормативно-правовую базу, передовой педагогический опыт по данному направлению.
2 этап - курсовой - заключается в организации курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
По окончании курсов слушатели обязаны выполнить итоговую аттестационную работу.
Аттестационные работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний слушателей по дополнительным профессиональным образовательным программам, умению анализировать и находить решение конкретных задач, формированию у слушателей творческого подхода к рассмотрению проблем в организации разнообразных видов этноориентированной деятельности.
В качестве итоговых аттестационных работ нами предлагались творческие проекты, связанные с разработкой программ учебных предметов, дисциплин, курсов (модулей) и курсов внеурочной деятельности, дидактических материалов, методических рекомендаций, подготовке информационно-методических материалов для представления эффективного опыта работы по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном учреждении.
3 этап - посткурсовой - представляет собой различные виды деятельности учителя в процессе реализации в педагогической практике знаний и умений, полученных на курсах:
- обобщение и тиражирование передового педагогического опыта;
- участие в семинарах, профессиональных объединениях, творческих группах и т.д.;
- разработка учебных и методических пособий, дидактического обеспечения и представление их педагогическому сообществу;
- участие в инновационной и экспериментальной работе;
- наставничество, консультирование и т.д.
На этом этапе происходит апробация,
корректировка, улучшение того наработанного материала, который был создан учителем в ходе курсового обучения.
Взаимодействие высших учебных заведений Саяно-Алтайского региона и институтов работников образования и повышения квалификации дополнительно осуществляется по следующим направлениям:
1. Разработка и апробация двуязычных рабочих тетрадей для младших школьников по математике, окружающему миру, географии. Например, рабочие тетради по математике и окружающему миру после успешного экспертного заключения уже не один год используются в школах Республики Хакасия.
2. Разработка на основе Концепции учебно-методического комплекса для реализации национального, регионального и этнокультурного содержания в системе образования серии учебников по языку, литературе, культуре и истории народов региона.
3. Проведение семинаров «Научно-методическое сопровождение профессиональных конкурсов учителей родного языка и литературы», основная цель которых
- совершенствование профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы образовательных организаций региона, работающих в 5-11 классах, в сфере их подготовки к профессиональным конкурсам.
4. Проведение фестивалей, мастер-классов и творческих уроков родного языка среди воспитателей дошкольного и учителей общего образования.
5. Проведение различных научных конференций этнорегиональной тематики, на которых в рамках работы различных секций, круглых столов, открытых дискуссионных площадок осуществляется обсуждение вопросов сохранения языка и культуры, совершенствования подготовки педагогических кадров с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей народов региона.
К другим организациям, занимающимся проблемами изучения и сохранения языка и культуры народов региона, относятся:
- Научно-исследовательская лаборатория «Алтайская филология» ГорноАлтайского государственного университета;
- Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова (Республика Алтай);
- Ассоциация учителей алтайского языка и литературы Республики Алтай;
- Институт развития национальной школы Республики Тыва;
- Научно-образовательный центр «Тюркология», входящий в структуру Тывинского государственного университета;
- Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований и Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории;
- Институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии и др.
Основными функциями перечисленных
организаций являются проведение научных исследований по сохранению и развитию родного языка, а также исследований в этнокультурной сфере; изучение взаимодействия, взаимосвязи культур народов, проживающих в регионе, Сибири, России и за рубежом; изучение проблем межнациональных отношений, социально-политического положения различных этнических групп, проживающих в регионе; обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также образовательным программам дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников и специалистов; проведение научных конференций и т.п. Все эти мероприятия данные организации осуществляют в тесной взаимосвязи со школами и вузами региона, при непосредственном руководстве со стороны профильных министерств (образования и науки; культуры; национальной и территориальной политики).
Заключение. Проведенный анализ нормативных документов и практический опыт в сфере образования выявили определенные недостатки современной системы подготовки учителей для работы в образовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения. Это потребовало внесения некоторых корректив в организацию этнорегиональной подготовки учителей на этапе постдипломного образования. Решение проблемы повышения профессионального мастерства учителей может быть только комплексно, в системе и во взаимосвязи с разными образовательными, научно-исследовательскими, другими организациями региона, занимающимися проблемами сохранения и развития культуры и языка коренных народов региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем : учебник. - М. : Гардарики, 2006. - 287 с.
2. Матис В. И. Проблемы национальной школы в поликультурном обществе. - Барнаул : БГПУ, 1997. - 328 с.
3. Нестеренко А. Формирование этнокультурных компетенций педагогов в постпрофессиональном образовании // Этнодиалоги. - 2013. - № 2 (43). - С. 185-193.
4. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// docs.cntd. ru/ document/499024581 (дата обращения: 05.05. 2017).
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и ФГОС ВО «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 15.07. 2017).
6. Харитонова Ф. П. Этнопедагогическая подготовка педагога к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде / / Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2 (36). - С. 153-158.
7. Чаптыкова О. Ю. Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 2 (80). - С. 60-63.
8. Якунчев М. А., Карпушина Л. П. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С. 292-297.
9. School-based teacher training: the view from higher education / D. Blake, Hanley V., Jennings M. // Education today. - 1995. - № 1. - P. 40-42.
10. Tuckman B. W. The interpersonal teacher model // The educational forum. - 1995. - № 2. - P. 177-185.
REFERENCES
1. Lur'e L. I. Modelirovanie regional'nykh obrazovatel'nykh sistem : uchebnik. - M. : Gardariki, 2006. - 287 s.
2. Matis V. I. Problemy natsional'noy shkoly v polikul'turnom obshchestve. - Barnaul : BGPU, 1997. - 328 s.
3. Nesterenko A. Formirovanie etnokul'turnykh kompetentsiy pedagogov v postprofessional'nom obra-zovanii // Etnodialogi. - 2013. - № 2 (43). - S. 185-193.
4. Polozhenie o Ministerstve obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// docs.cntd. ru/ document/499024581 (data obrashcheniya: 05.05. 2017).
5. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 №544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» i FGOS VO «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (data obrashcheniya: 15.07. 2017).
6. Kharitonova F. P. Etnopedagogicheskaya podgotovka pedagoga k professional'noy deyatel'nosti v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede / / Obrazovanie i samorazvitie. - 2013. - № 2 (36). - S. 153-158.
7.Chaptykova O. Yu. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'nogo samoopredele-niya uchashchikhsya natsional'nykh shkol // Vestnik TGPU. - 2009. - № 2 (80). - S. 60-63.
8. Yakunchev M. A., Karpushina L. P. K probleme etnokul'turnoy podgotovki studentov vysshikh ucheb-nykh zavedeniy (na primere pedvuzov) / / Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2010. - № 7. - S. 292-297.
9. School-based teacher training: the view from higher education / D. Blake, Hanley V., Jennings M. // Education today. - 1995. - № 1. - P. 40-42.
10. Tuckman B. W. The interpersonal teacher model // The educational forum. - 1995. - № 2. - P. 177-185.