Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности в региональной системе высшего образования'

Формирование готовности будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности в региональной системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА / ШКОЛЫ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ / REGIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEM / NATIONAL / REGIONAL AND ETHNOCULTURAL PECULIARITIES OF THE REGION / SCHOOLS WITH NATIVE (NON-RUSSIAN) LANGUAGE OF TRAINING / ETHNOREGIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

Актуальность статьи связана с необходимостью специальной подготовки студентов для работы в школах с родным (нерусским) языком обучения. Ее результатом является их готовность к этнорегионально-педагогической деятельности. Нами было проведено исследование этнорегионально-педагогической деятельности учителей, а также анализ их наиболее частых затруднений. Это позволило нам внести коррективы в подготовку будущих педагогов к данному виду деятельности. Раскрыта технология формирования этнорегионально-педагогической деятельности, описаны перспективы ее использования в региональной системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOMINATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO ETHNOREGIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE REGIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The relevance of the research is related to the need for special training of teachers for the work at schools with their own (non-Russian) language of training. The result of the discussed training is readiness in ethnoregional activity. The authors conducted the study of ethnoregional-pedagogical activities of teachers, as well as the analysis of the most frequent difficulties. This allowed the authors to make adjustments to the training of future teachers for this very type of activity. The article describes the technology of formation of ethnoregional-pedagogical activity among future teachers; describes the perspectives for its use in the regional system of higher education.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности в региональной системе высшего образования»

УДК 378.016:[37:39] DOI 10.26293/chgpu.2019.103.3.033

В. В. Мирошниченко

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭТНОРЕГИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова,

г. Абакан, Россия

Аннотация. Актуальность статьи связана с необходимостью специальной подготовки студентов для работы в школах с родным (нерусским) языком обучения. Ее результатом является их готовность к этнорегионально-педагогической деятельности. Нами было проведено исследование этнорегионально-педагогической деятельности учителей, а также анализ их наиболее частых затруднений. Это позволило нам внести коррективы в подготовку будущих педагогов к данному виду деятельности. Раскрыта технология формирования этнорегионально-педагогической деятельности, описаны перспективы ее использования в региональной системе высшего образования.

Ключевые слова: региональная система высшего образования, национальные, региональные и этнокультурные особенности региона, школы с родным (нерусским) языком обучения, этнорегионально-педагогическая деятельность учителей.

V. V. Miroshnichenko

FOMINATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO ETHNOREGIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE REGIONAL SYSTEM

OF HIGHER EDUCATION

N. Katanov IGrakas State University, Abakan, Russia

Abstract. The relevance of the research is related to the need for special training of teachers for the work at schools with their own (non-Russian) language of training. The result of the discussed training is readiness in ethnoregional activity. The authors conducted the study of ethnoregional-pedagogical activities of teachers, as well as the analysis of the most frequent difficulties. This allowed the authors to make adjustments to the training of future teachers for this very type of activity. The article describes the technology of formation of ethnoregional-pedagogical activity among future teachers; describes the perspectives for its use in the regional system of higher education.

Keywords: regional higher education system, national, regional and ethnocultural peculiarities of the region, schools with native (non-Russian) language of training, ethnoregional-pedagogical activities of teachers.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблемами учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории, а также специальной подготовки учителей к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения занимались многие ученые как в России, так и за рубежом (Г. Н. Волков [1], Л. И. Лурье [4], В. И. Матис [6], Г. А. Никитин [7], М. Г. Харитонов [11], Ф. П. Харитонова [12], Р. Петрелла [15], Ф. Риггс [16] и др.).

По нашему мнению, деятельность учителей, осуществляемая в школах с родным (нерусским) языком обучения и с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей конкретного региона, определяется как этнорегионально-педагогическая.

Формирование готовности к этнорегионально-педагогической деятельности осуществляется в системе непрерывного педагогического образования того или иного региона. Основным этапом формирования такой готовности является вузовский.

В данной статье мы рассмотрим особенности формирования готовности будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности на примере вузов Саяно-Алтайского региона.

Материал и методика исследований. Нами были проведены исследование этнорегионально-педагогической деятельности педагогов, работающих в школах с родным (нерусским) языком обучения, а также анализ наиболее частых затруднений. Это позволило нам внести коррективы в существующую в вузах региона подготовку будущих учителей к данному виду деятельности.

Результативность этнорегионально-педагогической деятельности выявлялась с помощью серии различных диагностических методик. При разработке авторских методик мы опирались на работы И. А. Аполлонова и И. Д. Тарба (2017), Л. М. Дробиже-вой (2017), Т. Д. Марцинковской, А. С. Сиюченко (2014), Э. Эриксона (1956).

Результаты исследований и их обсуждение. Более подробно результаты исследования представлены ранее в нашей статье [14]. В данном материале дадим краткую характеристику полученных результатов.

По результатам исследования выяснилось, что 21 % педагогов разбираются в нормативной базе образования своего региона, основных направлениях организации работы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. 18 % оценивают свою готовность включать в учебный план предметы, направленные на формирование основ знаний о национальных, региональных и этнокультурных особенностях, как достаточную. В среднем 59 % опрошенных дают положительную оценку своим умениям по разработке учебной программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, тематического и поурочного планирования, использования разнообразных способов оценки достижений, продуктов учебной и внеурочной деятельности, отражающих историю, культуру и традиции и наследие народов и этнических групп, проживающих на их территории.

Изучение опыта работы педагогов школ с родным (нерусским) языком обучения позволило нам в качестве основной причины недостаточно эффективной организации этнорегионально-педагогической деятельности назвать использование отдельных видов традиционной педагогической культуры, часто не связанных в единую систему.

Кроме того, у многих учителей наблюдается отсутствие устойчивой мотивации к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве региона на основе учета этнических особенностей места проживания, этнокультурной среды, традиций, фольклора и др.

Выявленные затруднения позволили скорректировать систему подготовки будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности в вузах Саяно-Алтайского региона.

Формирование готовности к этнорегионально-педагогической деятельности осуществляется в четырех вузах: Горно-Алтайском государственном университете, Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета, Тывинском государственном университете и Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова.

Формирование готовности к этнорегионально-педагогической деятельности происходит в системе, охватывающей различные виды аудиторных и внеаудиторных занятий. Рассматривать ее мы будем с позиции выделения структурных элементов-дифференциалов: аудиторные занятия, связанная с ними самостоятельная работа, учебно- и научно-исследовательская деятельность, педагогическая практика, внеаудиторная работа студентов. Каждый из этапов мы будем изучать исходя из данной структуры.

Информационный этап включает в себя создание основы для дальнейшей работы, освоение общекультурной и психолого-педагогической составляющей содержания этно-регионально-педагогической деятельности учителя.

На этом этапе основными задачами являются развитие первоначальных представлений о специфике работы школы с родным (нерусским) языком обучения в поликультурном регионе, а также формирование знаний о профессии учителя, работающего с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

Большое значение на данном этапе отводится дисциплинам, которые закладывают теоретико-методологическую основу в области мировоззренческих идей и этнорегио-нальной культуры, проявления единичного, особенного и общего в этнорегиональной культуре и т. д. К ним относятся дисциплины базовой вариативной части учебного плана: «История», «Философия», «Культурология» и др.

При их изучении преподавателями используются интегративные поликультурные таблицы, разработанные Ф. В. Хугаевой и скорректированные нами [13]. Студенты по своему усмотрению могут менять какой-либо раздел и добавлять этническую группу, которая вызывает у них исследовательский интерес. Такая работа требует охвата большого количества материала, поэтому, как правило, она осуществляется коллективно.

Система специальных знаний, включающая родной язык, его специфику, нормы, речевое взаимодействие, начинает формироваться благодаря курсам по родному языку и методике обучения родному языку и литературе.

Специальные знания могут быть сформированы и через дисциплины, относящиеся к инвариантной составляющей учебного плана, таких как «Математика» и др.

В рамках научно- и учебно-исследовательской работы на этом этапе обучающиеся, как правило, ограничиваются подготовкой докладов и рефератов и их представлением на семинарских занятиях, а также выступлениями на вузовских конференциях.

Внеаудиторная работа на первом курсе прежде всего направлена на адаптацию студентов к обучению в вузе.

Кроме того, для студентов 1-2 курсов проводятся мероприятия разной направленности, которые в рамках нашего исследования можно условно объединить в две группы:

1) связанные с сохранением и развитием культуры и языка народов региона, например, творческий вечер «Размышления о родном (материнском) языке», посвященный Международному дню родного языка у студентов первого курса;

2) направленные на формирование поликультурной компетентности, к примеру, фестиваль «Самобытность и единство» к Международному дню толерантности.

Оценочно-ориентационный этап предполагает специальную подготовку будущих педагогов посредством изучения специальных курсов, нацеленных на ознакомление с историей, концепциями, теориями, основополагающими принципами образования, разработанных с учетом особенностей региона, специфики организации с детьми разного возраста и т. п.

Основными задачами этого этапа являются:

- углубление знаний о специфике работы в школе с родным (нерусским) языком обучения в условиях Саяно-Алтайского региона;

- формирование предметных компетенций;

- стимулирование потребности студентов в большой самостоятельной работе по формированию готовности к работе в школе с родным (нерусским) языком обучения и др.

На данном этапе происходят расширение представлений об основных направлениях деятельности учителя в школе с родным (нерусским) языком обучения в условиях Са-яно-Алтайского региона, выработка умений и навыков организации образовательного процесса с учетом национально-психологических особенностей школьников и этнонаци-ональной специфики социума.

Большое значение придается и педагогической практике.

Обучающиеся выполняют небольшие исследовательские задания, результаты которых потом находят свое отражение в курсовых работах и выступлениях на занятиях и конференциях разного уровня.

Примеры подобных заданий:

- наблюдение на уроках, которые проводят учителя, с точки зрения выявления наличия в содержании их работы с учениками этнорегионального материала;

- исследование языкового аспекта проблемы включения этнорегионального материала в содержание образования и выбора оптимального варианта использования родного (нерусского) языка при преподавании дисциплин федерального компонента.

На практике (3-4 курсы) большое внимание уделяется разработке студентами уроков, в содержание которых включен этнорегиональный материал. При его подаче практикантов ориентируют на использование игровых технологий, позволяющих детям с разным уровнем владения родного (нерусского) языка лучше усвоить тему.

Большое внимание на педагогической практике отводится воспитательной и учебно-исследовательской работе студентов со школьниками, во-первых, организации совместно с учителем мероприятий, посвященных этническим праздникам (например, Чыл пазы (хак.), Чыл пажи (шор.), Чага Байрам (алт.) - Новый год), во-вторых, их привлечении к подготовке учеников к олимпиадам и дням науки и культуры, организуемых в базовых школах.

Цели третьего (операционного) этапа - овладение целостной системой педагогической работы в условиях Саяно-Алтайского региона как поликультурного, закрепление имеющихся знаний и умений на практике в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Одна из основных задач этого этапа - это формирование этнокультурной и поликультурной компетентности. Формированию этнокультурной компетентности будущих учителей способствует использование педагогического потенциала краеведческого музея, что позволяет углублять представления о Саяно-Алтайском регионе как части России, знания об исторических музеях-комплексах под открытым небом (Салбыкский курган, «Казановка», «Улуг Хуртуях тас», «Сундуки»), археологических памятниках и т. д. [5]. У будущего педагога должны сформироваться следующие «э ко лого-этнические компетенции (составляющие этнокультурных компетенций): знания о природных заповедниках, заказниках Хакасии и Саяно-Алтайского региона, культуре поведения в них; традиционном взаимодействии хакасов с объектами природы, основанном на национальном мировоззрении о трехкомпонентности мира» [9, с. 226].

Кроме того, для успешного формирования этнокультурной и поликультурной компетентности и отработки практических навыков работы в школах с родным (нерусским) языком обучения в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова был открыт музейно-педагогический центр культуры народов Южной Сибири.

В настоящее время в данном центре организованы две экспозиции: «Русская изба» и «Хакасская юрта - традиционное жилище хакасов». Большая часть экспонатов была изготовлена руками студентов.

Ведущими методами и приемами работы с обучающимися вуза являются беседа, дискуссия, составление проекта с последующей защитой, решение педагогических задач, обсуждение актуальных проблем межэтнического общения и пр. Например, студентам предлагаются такие темы проектов и рефератов: «Музеи Республики Хакасия: их особенности», «Организация музейной экспозиции: требования, методы и приемы», «Хакасия сакральная», «Улуг Хуртуях тас: легенды и народные предания», «Общее и особенное в культуре народов региона» и др. После экскурсии в краеведческий музей будущие педагоги пишут рефлексивное сочинение, в котором отражают свои впечатления.

Подготовка студентов к работе в поликультурном регионе осуществляется в том числе и через выполнение заданий с этнорегиональным содержанием.

В качестве примера приведем этноориентированные упражнения, выполняемые ими под руководством кандидата педагогических наук, доцента Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова А. Г. Толмашова на занятиях по методике обучения математике:

- составление этнотанграмов;

- создание числовых ребусов на региональном материале Саяно-Алтая [10] на языках коренных народов региона и других, принадлежащих к группе тюркских языков;

- введение этнических терминов измерения расстояний, времени при изучении тем «Метрическая система мер», «Меры времени» [3] и т. п.

Задачами четвертого (рефлексивно-преобразующего) этапа формирования готовности к этнорегионально-педагогической деятельности являются:

- совершенствование уровня профессиональной готовности к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения;

- углубление знаний об особенностях билингвального образования учеников разных возрастных групп;

- совершенствование технологии педагогического общения с учетом особенностей национального состава того или иного региона;

- освоение технологий внедрения инноваций в образовательный процесс школ с родным (нерусским) языком обучения.

Эффективным способом закрепления этнорегиональных знаний на этом этапе является курс «Основы этнорегионально-педагогической деятельности учителя в школах с родным (нерусским) языком обучения». В процессе его изучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных закономерностях развития педагогической культуры региона, а также эмпирическими знаниями, реально отражающими ее специфику. Результативность данного и других курсов будет эффективнее, если обучающиеся в процессе освоения и закрепления материала будут использовать этнокультурные образовательные технологии.

Научно-исследовательская деятельность на данном этапе осуществляется через написание выпускных квалификационных и магистерских работ, выполняющихся студентами и магистрантами по заявкам работодателей и отражающих особенности работы в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Активность студентов на этом этапе обеспечивается за счет их включения в научно-исследовательскую работу (в области педагогики, истории, искусства, филологии) по темам «Роль традиционного народного декоративно-прикладного искусства в процессе этнической идентификации современной городской молодежи Саяно-Алтая», «Отражение традиций рационального природопользования в художественной культуре и прикладном искусстве хакасов и тувинцев», «Формирование билингвальной языковой личности в процессе языкового и литературного образования в школе и вузе», «Исследование этнопедагогических традиций семейного воспитания народов Саяно-Алтая в изменяющихся условиях (на примерах Республики Тыва и Республики Хакасия)» [8] и др.

Они не только занимаются научными исследованиями, но и представляют их результаты на конференциях разного уровня. В Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Ката-нова сложилась практика участия студентов в мероприятиях как внутри региона (гг. Горно-Алтайск, Кызыл), так и за его пределами (гг. Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург).

Потенциально необходимыми содержательными и организационно-процессуальными возможностями для формирования готовности будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности обладают дополнительные профессиональные программы.

Отличительными особенностями данной формы подготовки являются «углубленное изучение различных проблем благодаря развитию вариативной составляющей основной образовательной программы, ее выраженная практическая направленность, что позволяет повысить мобильность и конкурентоспособность будущих педагогов на рынке труда» [2, с. 73].

Нами были разработаны и активно используются такие программы, как «Модели общения на хакасском разговорном языке» и «Этнокультурный подход к художественно-эстетическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста» и пр.

Магистранты и аспиранты, обучающиеся в вузах региона, регулярно участвуют

в методологических семинарах, на которых обсуждаются различные аспекты организации работы в школах с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Результаты таких обсуждений затем внедряются в учебный процесс различных образовательных организаций региона.

Резюме. Таким образом, исследование готовности учителей к работе в школах с родным (нерусским) языком обучения выявило проблемы, связанные с их недостаточной подготовленностью к осуществлению отдельных направлений этнорегионально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения. Анализ этих проблем позволил скорректировать в вузе процесс формирования готовности будущих учителей к этнорегионально-педагогической деятельности. Наше исследование подтвердило, что формирование такой готовности возможно только в системе, объединяющей учебную, научную и воспитательную работу, а также педагогическую практику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. Т. 1. - М. : Магистр Пресс, 2002. - 460 с.

2. Кадакин В. В., Кутняк С. В. Дополнительное образование как фактор карьерного роста современной молодежи // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 12. - С. 73-76.

3. Кокова Е. А., Толмашов А. Г. Хакасская юрта в контексте этноматематических идей // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : материалы II Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 100-летию единения России и Тувы и в рамках реализации мероприятий «Программы развития деятельности студенческих объединений». - Кызыл, 2014. - С. 20.

4. Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем : учебник. - М. : Гардарики, 2006.-287 с.

5. Макарчук Я. В., Султанбаева К. И. Музейная педагогика в патриотическом воспитании младшего школьника : учебное пособие. - Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2013. - 100 с.

6. Матис В. И. Научная школа как методологическая база сохранения и развития этнокультурного образования // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 72-75.

7. Никитин Г. А. Научно-исследовательская работа студентов в области этноэстетики как фактор формирования их технологической культуры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3(67), ч. 1. - С. 131-139.

8. Отчет о научной деятельности вуза (организации) ФГБО ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.khsu.ru/as-sets/templates /site/files/science/OraeT %20о%20НИД %20за%202015.pdf.

9. Султанбаева К. И. Формирование этнокультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики // Образовательные стратегии и инициативы в этнокультурном развитии регионов Большого Алтая : материалы Международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2016. - С. 224-227.

10. Толмашов А. Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели : учебно-методический комплекс по дисциплине. - Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2012. - 96 с.

11. Харитонов М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), 4.2.-С. 182-186.

12. Харитонова Ф. П. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3(79). - С. 184-188.

13. Хугаева Ф. В. Интегративные поликультурные таблицы как средство включения личности студента в культурный диалог народов Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2(17). - С. 214-216.

14. Miroshnichenko V. V. The Study of Teachers' Readiness for Ethno-Regional Pedagogical Activity in the Conditions of the Sayano-Altai Region // Professional Culture of the Specialist of the Future - 18th PCSF 2018. -Saint-Petersburg, 2018. - P. 592-599.

15. Petrella R. Nationalist and Regionalist Movements in Western Europe // Ethnic Minorities in Western Europe. Ed. by Ch.R. Foster. - New York : Praeger, 1980. - P. 26-28.

16. Riggs F. Ethnicity. INTERCOSTA Glossary. Concepts and Terms Used in Ethniciti Research. - Honolulu : International Social Science Council, 1985. -205 p.

Статья поступила в редакцию 14.06.2019

REFERENCES

1. Volkov G. N. Pedagogika lyubvi: izbrannye etnopedagogicheskie sochineniya : v 2 t. Т. 1. - M. : Magistr Press, 2002.-460 s.

2. Kadakin V. V., Kutnyak S. V Dopolnitel'noe obrazovanie как faktor kar'ernogo rosta sovremennoj mo-lodezhi // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2009. - № 12. - S. 73-76.

3. Kokova E. A., Tolmashov A. G. Hakasskaya yurta v kontekste etnomatematicheskih idej // Aktual'nye prob-lemy issledovaniya etnoekologicheskih i etnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya : materialy II Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvyashchennoj 100-letiyu edi-neniya Rossii i Tuvy i v ramkah realizacii meropriyatij «Programmy razvitiya deyatel'nosti studencheskih ob"edinenij». - Kyzyl, 2014. - S. 20.

4. Lur'e L. I. Modelirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem : uchebnik. - M. : Gardariki, 2006. - 287 s.

5. Makarchuk Ya. V., Sultanbaeva К. I. Muzejnaya pedagogika v patrioticheskom vospitanii mladshego shkol'nika : uchebnoe posobie. - Abakan : Izd-vo Hakasskogo gos. un-ta, 2013. - 100 s.

6. Matis V. I. Nauchnaya shkola как metodologicheskaya baza sohraneniya i razvitiya etnokul'turnogo ob-razovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2018. - № 4(71). - S. 72-75.

7. Nikitin G. A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v oblasti etnoestetiki как faktor formirovaniya ih tekhnologicheskoj kul'tury // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva.-2010. - № 3(67), ch. l.-S. 131-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Otchet о nauchnoj deyatel'nosti vuza (organizacii) FGBO VPO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N. F. Katanova» za 2015 god [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.khsu.ru/assets/templates/si-te/files/science/Otchet %20o%20NID %20za%202015.pdf.

9. Sultanbaeva К. I. Formirovanie etnokul'turnoj kompetentnosti studentov sredstvami muzejnoj pedagogiki // Obrazovatel'nye strategii i iniciativy v etnokul'turnom razvitii regionov Bol'shogo Altaya : materialy Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Barnaul, 2016. - S. 224-227.

10. Tolmashov A. G. Obuchenie matematike v nachal'noj shkole polikul'turnoj modeli : uchebno-metodicheskij kompleks po discipline. - Abakan : Izd-vo Hakasskogo gos. un-ta, 2012. - 96 s.

11. Haritonov M. G. Soderzhanie etnopedagogicheskoj podgotovki uchitelya nacional'noj shkoly // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. -S. 182-186.

12. Haritonova F. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya etnopedagogicheskoj kompetentnosti pe-dagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2013. - № 3(79). - S. 184-188.

13. Hugaeva F. V. Integrativnye polikul'turnye tablicy как sredstvo vklyucheniya lichnosti studenta v kul'turnyj dialog narodov Kavkaza // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. - 2014. - № 2(17). - S. 214-216.

14. Miroshnichenko V. V. The Study of Teachers' Readiness for Ethno-Regional Pedagogical Activity in the Conditions of the Sayano-Altai Region // Professional Culture of the Specialist of the Future - 18th PCSF 2018. -Saint-Petersburg, 2018. - P. 592-599.

15. Petrella R. Nationalist and Regionalist Movements in Western Europe // Ethnic Minorities in Western Europe. Ed. by Ch.R. Foster. - New York : Praeger, 1980. - P. 26-28.

16. Riggs F. Ethnicity. INTERCOSTA Glossary. Concepts and Terms Used in Ethniciti Research. - Honolulu : International Social Science Council, 1985. -205 r.

The article was contributed on June 14, 2019 Сведения об авторе

Мирошниченко Влада Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Miroshnichenko, Vlada Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education, N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.