Научная статья на тему 'Концептуальная модель этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования'

Концептуальная модель этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА / CONCEPTUAL MODEL / SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / NATIONAL / REGIONAL AND ETHNO-CULTURAL PECULIARITIES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

В статье представлена концептуальная модель, которая определяет логику процесса этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. Необходимость учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в образовательных организациях послужила основой разработки концептуальной модели, представленной целевым, методологическим, содержательным, процессуальным и результативным компонентами. Все компоненты модели ориентированы на достижение конечного результата положительного отношения к предстоящей этнорегионально-педагогической работе и совокупности сформированных общекультурных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ETHNO-REGIONAL TEACHERS’ TRAINING MODEL IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

The article describes the conceptual model that defines the logic of the ethno-regional teachers’ training process in the system of continuous pedagogical education. The necessity to consider national, regional and ethno-cultural characteristics of the region in educational institutions has become the basis for the conceptual model development which is provided by the target-oriented, methodological, substantial, procedural and effective components. All the components of the model are aimed at achieving the final result, which is a positive attitude towards upcoming ethno-regional and pedagogical work and the total formed by the general cultural and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования»

УДК 371.13:39

В. В. Мирошниченко

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

Аннотация. В статье представлена концептуальная модель, которая определяет логику процесса этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. Необходимость учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в образовательных организациях послужила основой разработки концептуальной модели, представленной целевым, методологическим, содержательным, процессуальным и результативным компонентами. Все компоненты модели ориентированы на достижение конечного результата - положительного отношения к предстоящей этнорегионально-педагогической работе и совокупности сформированных общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: концептуальная модель, система непрерывного педагогического образования, национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.

Актуальность исследуемой проблемы. Анализ нормативных документов и практический опыт в сфере образования выявили необходимость корректировки системы подготовки учителей для работы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения. Разработанная нами система была апробирована на базе Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова и прошла неоднократное обсуждение на конференциях разного уровня. В основу данной системы положена концептуальная модель этнорегиональной подготовки педагогов, охватывающая все этапы такой подготовки (допрофессиональный, профессиональный и постпрофессиональный), которая представлена в статье.

Этнорегиональная подготовка будущих учителей рассматривается нами как процесс, в основе которого специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, предполагающая стимулирование активной работы субъектов образовательного процесса по овладению социально-педагогическим опытом (компетенциями, способами деятельности), необходимым для успешной работы с учетом особенностей того или иного региона.

О необходимости опираться в профессиональной подготовке учителей не только на предметное преподавание, но и на освоение спектра национальных культур, свойственных конкретному региону, говорили многие ученые [2], [6], [7], [11], [12].

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ философской, исторической, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В работе принимали участие студенты и преподаватели Хакасского госу-

© Мирошниченко В. В., 2017

Мирошниченко Влада Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: Vlada_V@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2017

дарственного университета им. Н. Ф. Катанова, в структуре которого этнорегиональной подготовкой учителей занимаются Институт филологии и межкультурной коммуникации (направление «Филология», профиль «Языки народов Российской Федерации (хакасский язык)»; направление «Педагогическое образование», профили «Хакасский язык и литература» и «История», «Хакасский язык и литература» и «Русский язык») и Институт непрерывного педагогического образования (направление «Педагогическое образование», профили «Начальное образование» и «Хакасский язык и литература»).

Результаты исследований и их обсуждение. Моделирование является одним из методов научного познания. Этот метод рассматривается в трудах многих отечественных исследователей (С. И. Архангельского, В. В. Давыдова, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой). Под моделированием будем понимать воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью [10].

Модель рассматривается как искусственно созданный объект, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [5].

Модель определяет логику процесса этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования. Структура модели этнорегиональной подготовки учителей представлена целевым, методологическим, содержательным, процессуальным и результативным компонентами.

Каждый из компонентов модели мы рассматриваем на всех этапах этнорегиональ-ной подготовки (допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном), поэтому представим все компоненты такой подготовки в виде матрицы (рис. 1).

Рис. 1. Модель этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования

Система этнорегиональной подготовки учителей содержит три основных взаимосвязанных блока, каждый из которых соответствует определенной ступени педагогического образования:

I блок - пропедевтический - допрофессиональное образование;

II блок - основной - профессиональное образование;

III блок - рефлексивно-преобразующий - постпрофессиональное образование.

В связи с тем что этап профессионального образования является основным в этно-региональной подготовке педагогов и в рамках одной статьи невозможно подробно раскрыть особенности такой подготовки на каждом этапе, рассмотрение представленной концептуальной модели мы будем проводить на примере вуза.

Итак, первый компонент представленной модели этнорегиональной подготовки учителей - целевой. Целью этнорегиональной подготовки учителей в вузе является формирование готовности будущих педагогов к этнорегионально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды. Решение этой цели охватывает весь период обучения студентов в вузе. Цель конкретизируется рядом задач:

1. Формирование знаний о культуре, регионально-этнических ценностях этносов с учетом философской, психологической и этнической основ, понимания значения этно-культур в развитии современного поликультурного общества.

2. Развитие этнического самосознания в связи с профессиональным сознанием педагогов на основе расширения и углубления знаний об этнических особенностях народов региона.

3. Формирование профессионально значимых умений установления межкультурных связей для сохранения уникальных характеристик каждой этнической культуры в поликультурном мире, способов работы с многонациональным коллективом на основе использования приемов конструктивного межкультурного диалога.

4. Освоение инновационных образовательных технологий и методик, позволяющих реализовывать этнорегиональное содержание образования в условиях полиэтнической образовательной среды.

Методологические подходы (аксиологический, системный, культурологический, этнопедагогический и этнорегиональный) представляют следующий компонент модели -методологический. Нами был введен в научный оборот и проведено обоснование этноре-гионального подхода, который строится на следующих принципах: культурно-исторической преемственности и этнокультурной направленности образования, открытости этнорегиональной образовательной системы, системности, этнокультурности [8].

Основу содержания этнорегиональной подготовки будущих учителей (содержательный компонент концептуальной модели) составляют следующие знания:

1. Исторические и философские - история формирования этносов в регионе; проявления единичного, особенного и общего в культуре народов региона; влияние культур коренных этносов на развитие науки, искусства, экономики региона. Основу этих знаний должно составлять представление о том, что «при исследовании культур различных народов, как правило, делается акцент на их своеобразие, более того, часто отстаивается уникальность той или иной этнической культуры во времени и пространстве. Между тем их специфика состоит не в том, что они говорят о разных вещах, а в том, что, говоря об одном и том же, по-своему отражают их» [1, с. 152].

2. Культурологические - культуры коренных этносов региона и их существенные характеристики (язык, ценностные отношения, нормы и правила воспитания, искусство,

способы традиционного хозяйствования). «Необходимо помнить, что структура практически всех этнических культур представляет собой единство трех основных компонентов: "ядра" - этнического мировоззрения, формирующегося на протяжении всего этногенеза; оно определяет допустимую меру инокультурных заимствований, удерживая этническую культуру от самораспада; "элементов" - составляющих данную культуру (своеобразного гармоничного сочетания форм права, морали, религии, искусства, науки, философии); "защитного пояса" - отработанных механизмов, способов сохранения и развития этнической культуры во времени и пространстве (традиции, обычаи, ритуалы, образ жизни и пр.)» [1, с. 152].

3. Филологические - родной язык, его специфика, языковые нормы, речевое взаимодействие; значение родного языка для формирования этносов и их культур; сравнительно-сопоставительный анализ языков родственной группы; родной и/или русский язык; родной язык и межнациональное общение.

4. Информационные - поиск, обработка, использование и трансляция информации этнорегионального содержания; грамотное заимствование лучших образцов других этнокультур.

5. Психолого-педагогические - нормативные и научно-теоретические основы этно-регионального образования, этнопсихологические феномены (этническое самосознание, этнический менталитет, этническая идентичность, национальный характер, этнические ценности, этнические стереотипы) и их учет в педагогической деятельности; этническая социализация на разных возрастных этапах; аккультурация; работа с мигрантами.

6. Методико-технологические - методы, формы, средства и технологии этнореги-онально-педагогической деятельности; способы конструирования, корректировки, прогнозирования, оценки эффективности данной деятельности; методы мониторинга процесса образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

В качестве примера наполнения содержания дисциплин вуза этнорегиональной тематикой приведем выдержки из учебного плана по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Начальное образование» и «Хакасский язык и литература»):

1. Дисциплины базовой части учебного плана: история; философия; методика обучения хакасскому языку; методика обучения хакасской литературе.

2. Дисциплины вариативной части учебного плана: культурология; фольклор родного (хакасского) народа; родной (хакасский) язык; история родного (хакасского) языка; практикум по родному (хакасскому) языку; история родной (хакасской) литературы; детская (хакасская) литература; сопоставительное языкознание.

3. Дисциплины на выбор: этнопедагогика; этнопсихология; музейная педагогика; методика работы с двуязычными рабочими тетрадями; практикум по хакасскому правописанию; краеведение на уроках курса «Окружающий мир»; особенности обучения русскому языку в условиях билингвизма; формирование универсальных учебных действий на уроках хакасского языка; обучение учащихся выразительному чтению на хакасском языке.

В содержании этих дисциплин студентам даются сведения об этнопедагогических и этнопсихологических особенностях проживающих в регионе этносов, их культуре, традициях, обычаях, рассматриваются проблемы и перспективы общения людей разных национальностей, проживающих в регионе.

Одной из базовых дисциплин, по нашему мнению, является этнопедагогика, представляющая «единство общечеловеческих и национально-этнических ценностей. Причем первые выступают тем общим началом, что объединяет педагогику различных этносов, регионов; вторые же придают этнопедагогике национально-региональную специфику, делая ее неповторимой, присущей только данному народу» [3].

Следующий компонент концептуальной модели этнорегиональной подготовки учителей - процессуальный.

Для того чтобы обучающиеся успешно усваивали различные аспекты содержания эт-норегиональной подготовки, важны соответствующие методики и технологии. В целом они характеризуют, с одной стороны, студента как субъекта учения и его субъектные действия, а с другой - преподавателя как субъекта преподавания и его субъектные действия. Методики и технологии также указывают на особенности взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе, в котором формируются и совершенствуются навыки профессиональной педагогической деятельности. Лучшему усвоению будущими учителями содержания образования с опорой на этнорегиональный подход будет способствовать использование этноори-ентированных форм учебной и внеучебной деятельности, интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнорегиональной осведомленности и толерантности, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия.

Наиболее приемлемыми методами усвоения содержания образования на этнорегио-нальной основе будут являться:

1) кросс-культурный метод, направленный на эмоциональное восприятие, побуждающий к формированию позитивных жизненных ценностей, эстетических чувств, активизирующий аффективно-эмоциональную сферу личности;

2) метод проектов, предполагающий активизацию исследовательской деятельности педагогов, направленной на сбор, изучение, анализ и использование в учебной деятельности материалов, раскрывающих особенности родного языка, произведений литературы и искусства, способов хозяйствования, традиций, обычаев и обрядов народов, проживающих в регионе;

3) метод моделирования и реконструкции, позволяющий подробно изучать теоретические и практические основы этнического и межэтнического взаимодействия в регионе;

4) метод использования различных игровых форм организации учебной деятельности как путь стимулирования интереса будущих педагогов к овладению этноориентированными знаниями и умениями.

Кроме того, приобщению к ценностям родной культуры способствует использование диалогических технологий. Обучение, организованное на принципах диалога, способствует формированию у студента собственной позиции профессионала [4], [9].

Для оценки качества этнорегиональной подготовки важен критериально-диагностический блок. Он позволяет отслеживать продвижение студента в формировании готовности к педагогической деятельности с учетом специфики региона на основе компетентностного подхода. Опираясь на него, можно утверждать о нескольких уровнях - низком (репродуктивном), среднем (исследовательском) и высоком (творческом). Кратко охарактеризуем их.

Репродуктивный уровень является начальным. Он помогает вникнуть в проблему, приобрести определенную сумму знаний и тем самым повысить образовательный уровень в вопросах культуры этносов региона. Например, изучение истории, культуры, языка, экономических, политических, образовательных особенностей региона по имеющимся печатным изданиям.

Исследовательский уровень предполагает заложение основы исследовательской культуры будущего педагога. Материалы собираются студентами во время педагогической, фольклорной, диалектологической, музейной, архивной практики и в творческих лабораториях, что впоследствии позволяет воспроизводить элементы этнической культуры в образовательном процессе, формировать готовность к изучению истории, культуры, традиций и обычаев на основе использования методологии научного познания.

Творческий уровень - высшая форма реализации индивидуальных и коллективных способностей. Данный уровень подразумевает активное участие в возрождении и развитии культуры своего народа и народов региона, более высокую степень сформированно-сти поликультурного сознания и мышления.

Результатом внедрения модели этнорегиональной подготовки педагогов является их готовность к указанной деятельности, которая выражается в положительном отношении к предстоящей этнорегионально-педагогической работе и в совокупности сформированных общекультурных и профессиональных компетенций.

Перечислим основные группы компетенций, которые должны быть сформированы у студентов за время обучения в вузе:

1) способность к осмыслению методологической базы педагогической деятельности с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона;

2) способность к пониманию значения этнорегионально-педагогической деятельности как формы организации образовательного процесса в школах с родным (нерусским) языком обучения;

3) готовность работать со школьниками в рамках реализации содержания образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона;

4) готовность к взаимодействию с общественными организациями, учреждениями культуры и искусства, коллегами и родителями по вопросам организации этнорегиональ-но-ориентированной деятельности и вовлечения в нее воспитанников.

Резюме. Анализ нормативной и психолого-педагогической литературы и практический опыт работы показали необходимость организации специальной работы по подготовке учителя с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Нами была предпринята попытка разработки и опытно-экспериментальной апробации концептуальной модели этнорегиональной подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анжиганова Л. В. Этническая культура как целостность: историко-эволюционный анализ // Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая : материалы Международной научной конференции / под ред. С. П. Ултургашева, Л. И. Чебодаевой. - Абакан, 2001. -С. 150-158.

2. Баймяшкина Е. Ю. Этнопедагогика в системе духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 3-7.

3. Волков Г. Н. Концепция научно-исследовательского института этнопедагогики // Этнопедагогический ежегодник. - Чебоксары, 2005. - Вып. 1. - С. 15-22.

4. Гвоздева Е. Н., Логинова Е. Г. Приобщение студентов к ценностям национальной культуры и реализация межкультурного сравнительного подхода в процессе преподавания иностранного языка // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно -педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. - 2011. - № 5(40). - С. 26-30.

5. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2005. - 230 с.

6. Комелина В. А., Кузьмин В. К., Кузьмин Н. В., Апакаев П. А., Петрова Т. Н. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов средствами национальной культуры Среднего Поволжья // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 4(84). - С. 173-180.

7. Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем : учебник. - М. : Гардарики, 2006. - 287 с.

8. Мирошниченко В. В. Этнорегиональный подход в образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - Вып. 7(160). - С. 53-58.

9. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций. - М. : Академия, 2000. - 240 с.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.

11. Харитонов М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 182-186.

12. Харитонова Ф. П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 200-205.

UDC 371.13:39

V. V. Miroshnichenko

CONCEPTUAL ETHNO-REGIONAL TEACHERS' TRAINING MODEL IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia

Abstract. The article describes the conceptual model that defines the logic of the ethno-regional teachers' training process in the system of continuous pedagogical education. The necessity to consider national, regional and ethno-cultural characteristics of the region in educational institutions has become the basis for the conceptual model development which is provided by the target-oriented, methodological, substantial, procedural and effective components. All the components of the model are aimed at achieving the final result, which is a positive attitude towards upcoming ethno-regional and pedagogical work and the total formed by the general cultural and professional competencies.

Keywords: conceptual model, system of continuous pedagogical education, national, regional and ethno-cultural peculiarities of the region.

REFERENCES

1. Anzhiganova L. V. Jetnicheskaja kul'tura kak celostnost': istoriko-jevoljucionnyj analiz // Aktual'nye prob-lemy sohranenija i razvitija jazykov, kul'tur i istorii narodov Sajano-Altaja : materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / pod red. S. P. Ulturgasheva, L. I. Chebodaevoj. - Abakan, 2001. - S. 150-158.

© Miroshnichenko V. V., 2017

Miroshnichenko, Vlada Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia; e-mail: Vlada_V@mail.ru

The article was contributed on February 16, 2017

2. Bajmjashkina E. Ju. Jetnopedagogika v sisteme duhovno-nravstvennogo vospitanija studentov pe-dagogicheskih vuzov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 3-7.

3. Volkov G. N. Koncepcija nauchno-issledovatel'skogo instituta jetnopedagogiki // Jetnopedagogicheskij ezhegodnik. - Cheboksary, 2005. - Vyp. 1. - S. 15-22.

4. Gvozdeva E. N., Loginova E. G. Priobshhenie studentov k cennostjam nacional'noj kul'tury i realizacija mezhkul'turnogo sravnitel'nogo podhoda v processe prepodavanija inostrannogo jazyka // Uchenye zapiski Za-bajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. - 2011. -№ 5(40). - S. 26-30.

5. Dahin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie. - Novosibirsk : NIPKiPRO, 2005. - 230 s.

6. Komelina V. A., Kuz'min V. K., Kuz'min N. V., Apakaev P. A., Petrova T. N. Pedagogicheskie uslovija formirovanija jetnopedagogicheskoj kompetentnosti budushhih pedagogov sredstvami nacional'noj kul'tury Srednego Povolzh'ja // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2014. -№ 4(84). - S. 173-180.

7. Lur'e L. I. Modelirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem : uchebnik. - M. : Gardariki, 2006. - 287 s.

8. Miroshnichenko V. V. Jetnoregional'nyj podhod v obrazovanii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2015. - Vyp. 7(160). - S. 53-58.

9. Sen'ko Ju. V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovanija : kurs lekcij. - M. : Akademija, 2000. - 240 s.

10. Filosofskij slovar' / pod red. I. T. Frolova. - M. : Politizdat, 1987. - 590 s.

11. Haritonov M. G. Soderzhanie jetnopedagogicheskoj podgotovki uchitelja nacional'noj shkoly // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. -S. 182-186.

12. Haritonova F. P. Analiz pedagogicheskih javlenij v jetnopedagogicheskoj dejatel'nosti pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 200-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.