Научная статья на тему 'Содержание этнорегионального образования: теоретико-методологические основы и практика реализации в Саяно-Алтайском регионе'

Содержание этнорегионального образования: теоретико-методологические основы и практика реализации в Саяно-Алтайском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / САЯНО-АЛТАЙСКИЙ РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ / ETHNOREGIONAL CONTENT OF EDUCATION / SAYANO-ALTAY REGION / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / NATIONAL SCHOOL / NATIONAL CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

При проектировании основных образовательных программ образовательным организациям необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности. В статье обосновывается необходимость включения этнорегионального материала в содержание образования. Установлено, что методологически этнорегиональное содержание образования может быть рассмотрено на философском, общенаучном, конкретно-научном и методическом уровнях. Раскрывается опыт организации этнорегионального образования в образовательных организациях Саяно-Алтайского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF ETHNOREGIONAL EDUCATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION IN SAYANO-ALTAY REGION

National, regional and ethnocultural characteristics should be taken into account by educational organizations when designing general educational programs. Therefore, the article explains the necessity for incorporating ethnoregional material in the content of education; methodologically substantiates that ethnoregional educational content can be considered on the philosophical, general scientific, concrete-scientific and methodological and technological levels; reveals the experience of organization of ethnoregional education in educational institutions of the Sayano-Altay region.

Текст научной работы на тему «Содержание этнорегионального образования: теоретико-методологические основы и практика реализации в Саяно-Алтайском регионе»

УДК 376.74(571.150)

В. В. Мирошниченко

СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ В САЯНО-АЛТАЙСКОМ РЕГИОНЕ

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

Аннотация. При проектировании основных образовательных программ образовательным организациям необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности. В статье обосновывается необходимость включения этнорегионального материала в содержание образования. Установлено, что методологически этнорегиональное содержание образования может быть рассмотрено на философском, общенаучном, конкретно-научном и методическом уровнях. Раскрывается опыт организации этнорегионального образования в образовательных организациях Саяно-Алтайского региона.

Ключевые слова: этнорегиональное содержание образования, Саяно-Алтайский регион, национально-региональный компонент, национальная школа, национальные культуры.

Актуальность исследуемой проблемы. Анализ нормативных документов в сфере образования показал, что на законодательном уровне установлено и закреплено право народов в нашей стране на этнорегиональное образование. Кроме того, в каждом регионе Российской Федерации сформировалась своя нормативная база, определяющая права проживающих на территории области, края, республики народов на сохранение и развитие культуры, языка, традиций, в том числе и через систему образования. Поэтому в настоящее время актуальным является определение теоретико-методологических основ построения образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей того или иного региона. Цель данного исследования - обоснование этих основ, а также описание практики реализации такого образования в Саяно-Алтайском регионе.

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ философской, исторической, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучены директивные, нормативные и программно-методические документы в сфере образования, а также практический опыт образовательных организаций региона.

Результаты исследований и их обсуждение. Каждый человек рождается и проживает в определенном пространстве какой-либо культуры. В умении человека опираться на ценности родной культуры отражается и его способность познавать, сравнивать и принимать (или не принимать) ценности других культур как общие для всех, так и специфические, суть и содержание которых составляют определенный

© Мирошниченко В. В., 2016

Мирошниченко Влада Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.07.2016

менталитет, совокупность национально-психологических черт характера, социально-культурный опыт и пр. Знакомство с другой культурой, как правило, происходит при сознательном, а чаще всего неосознанном сравнении ее с родной культурой. Сознательный уровень характерен также для образовательных учреждений, включающих в содержание образования (в вариативной его части) сведения о культуре титульного этноса региона, этносов-соседей.

При теоретико-методологическом обосновании содержания этнорегионального образования необходима опора прежде всего на этнопедагогический подход, позволяющий «выделить в качестве одного из феноменов социокультурной реальности этническую картину мира, которая представляет совокупность знаний о бытии, предъявляемых социуму этносом» [6, с. 109].

Анализ разных источников, посвященных включению этнорегионального материала в содержание образования, показал неоднозначность трактовок и точек зрения по этому вопросу. Все исследователи, занимающиеся проблемой включения этнорегионального (национально-регионального, этнокультурного) материала в содержание образования, признают исключительную важность и необходимость этой работы для формирования этнической, гражданской и российской идентичности [5], [11]. Так, по мнению А. А. Миролюбова, «при работе над социокультурным компонентом следует привлекать для сравнения элементы родной культуры, ибо только в этом случае обучаемый осознает не только особенности восприятия мира индивидуумами, говорящими на изучаемом языке, но и специфику такого восприятия родным народом» [9, с. 12]. При этом акцент делается «на развитии умения восприятия содержания и отдельных элементов чужой культуры через пласты родной культуры» [7].

Вместе с тем нельзя не согласиться с Д. Р. Сабировой, считающей, что «национальные культуры формируются в столь различных природных и социальных условиях, что их прямое сравнение ведет к искажению аутентичных представлений и формированию стереотипов. В свою очередь, сопоставительное изучение культур возможно только через механизм культурных универсалий и рассмотрение параметров каждой культуры во внутренне обоснованном аспекте» [12, с. 315].

Кроме того, трудности в определении содержания этнорегионального образования обусловлены еще и отсутствием «методологии разработки содержания национально-регионального компонента ГОС, позволяющей без издержек найти оптимальное решение между общечеловеческими и национальными ценностями в содержании образования» [4]. Отсюда неоднозначность в понимании дефиниций «этнонациональное образование», «школа с этнокультурным компонентом образования», «этнокультурный компонент» и др. Данная точка зрения тесно перекликается с мнением И. Л. Набока, который совершенно справедливо считает, что из «Федерального закона об образовании практически изъято понятие "национальная школа", хотя сама национальная школа в российских регионах продолжает существовать и успешно развиваться, внося свой вклад в формирование и укрепление этнорегиональной и общероссийской гражданской идентичности» [10, с. 27].

Рассогласованность научных, научно-методических позиций наблюдается и при близком рассмотрении понятия «этнорегиональный компонент содержания образования». В целом ряде научных исследований, появившихся в последние годы, данная дефиниция стала активно использоваться. Так, например, в статье Д. Р. Сабировой «Модернизация содержания и технологий обучения иностранному языку средствами этнорегионального

компонента» рассматриваются вопросы реализации этнорегионального компонента в содержании обучения иностранному языку. По мнению автора, основными задачами использования регионального компонента при обучении языкам являются формирование готовности учащихся к межнациональному и межкультурному общению, диалогу культур, т. е. умения сравнивать, анализировать политическую, экономическую, культурную жизнь разных стран; умения использовать знания, полученные на уроках по другим предметам; чувства патриотизма, любви к своему народу, гордости за его свершения [12].

Несогласованность взглядов на проблему этнорегионального содержания образования в целом и этнорегионального компонента в частности происходит от отсутствия в нормативно-правовой, педагогической, научно-методической и другой литературе определенной официально обозначенной точки зрения. Проблема этнорегионального содержания образования имеет междисциплинарный характер и находится в области активного взаимодействия таких наук, как философия, социология, лингвистика, социальная и общая психология, педагогика и другие.

Методологически этнорегиональное содержание образования может быть рассмотрено на мировоззренческом, общенаучном, конкретно-научном и методическом уровнях [1].

На мировоззренческом уровне этнорегиональное содержание образования позволяет получать целостные представления об этносах как историко-культурном явлении, возникновении, становлении и развитии их культуры, включенности в контекст общечеловеческой культуры. Это понимание опирается на тезис о необходимости соотнесения культуры каждого этноса с диалектикой единичного, особенного и общего. Вместе с тем этносы представляются и как специфические явления, что связано с неповторимостью разных аспектов их этнокультуры. Однако приоритет в формировании ценностей должен все-таки отдаваться общечеловеческой культуре, которая обогащается, подпитывается за счет изменения этнических культур. Национальное и общечеловеческое в культуре - это два взаимосвязанных, при необходимости дополняющих друг друга фактора.

На общенаучном уровне этнорегиональное содержание образования является частным проявлением парадигмального подхода, в рамках которого оно ориентирует процесс познания на овладение субъектом этнорегиональными ценностями через особенности родной культуры, позволяющей превращать общественно значимые ценности в личност-но значимые. Такое содержание образования предполагает рассмотрение человека как носителя определенного этнокультурного опыта и фиксирует в культуре региона опыт представителей различных этносов. Вместе с тем при построении образовательного процесса необходимо помнить, что «внутри каждой этнической общности существует исторически сложившаяся система отношений, которая объясняет национальные различия и оказывает влияние на восприятие представителей других этносов» [2, с. 20].

На конкретно-научном уровне этнорегиональное содержание образования позволяет познавать педагогические явления, включая этнопедагогические и этнопсихологические, разрабатывать теорию и практику этнорегионального образования на разных этапах - допрофессиональном, профессиональном и постдипломном. При этом такое содержание дает возможность уточнять и обогащать понятийный аппарат педагогической и психологической наук путем его насыщения и конкретизации этнорегиональной терминологией, понятной представителям любой этногруппы.

На методическом уровне этнорегиональное содержание образования способствует выбору и обоснованию соответствующих средств и способов достижения желаемых ре-

зультатов образования, строящегося с учетом включения материала об этногруппах региона. В этом качестве выступают представления об этносах, их жизнедеятельности, основных ценностях, социально-культурном опыте внутри- и межэтнического общения, а также готовности и способности жить в многокультурном мире на основе использования эталонов культуры собственного этноса и принятия лучших культурных образцов других этнических сообществ.

При определении основ этнорегионального содержания образования главное, по мнению многих исследователей, включать «...не отрывочные знания краеведческого характера, набор сведений и фактов, а духовный опыт народа на протяжении многих веков» [8, с. 179].

В качестве примера формирования этнорегионального содержания образования можно представить Саяно-Алтайский регион, объединяющий как территориально, так и по языковому признаку (языки тюркской группы) три республики (Тыва, Алтай, Хакасия), а также Кемеровскую область и юг Красноярского края. Коренными этносами, проживающими на территории региона, являются алтайцы, теленгиты, тувинцы, хакасы, шорцы и др.

Каждый из проживающих в Саяно-Алтайском регионе этносов имеет богатую этническую культуру, уникальные традиции и обычаи. Вместе с тем у коренных народов наблюдается структурное сходство культур, включающее определенный набор так называемых культурных универсалий. Все языки коренных этносов, проживающих в Са-яно-Алтае, относятся к тюркским: хакасский и тувинский языки - к уйгурской (северовосточной) группе, алтайский - к кыпчакской (северо-западной).

В регионе многое делается для сохранения и развития языков и культур коренных народов.

В Республике Хакасия для решения проблем, связанных с сохранением культурного и исторического наследия коренного этноса, а также развитием хакасского языка, выполняется следующая работа: издание учебников и пособий на хакасском языке, литературного журнала для детей «Тигир хуры» и литературного журнала «Инесай» (на хакасском языке); организация и проведение республиканских праздников («Чыл пазы», «Чир Ине», «Уртун Тойи»), Международного форума «Историко-культурное наследие как ресурс инновационного развития региона», республиканских фестивалей и многое другое. Методологическое и научно-методическое обеспечение в сохранении и развитии языков и культур осуществляет Институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии, который занимается изучением языкового и этнокультурного наследия народов Хакасии и Саяно-Алтая в социолингвистическом, лингвокогнитивном, сравнительно-историческом и типологическом аспектах.

Научные исследования по истории, этнографии, языкознанию, фольклористике и искусствоведению в Республике Алтай осуществляет Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова. С 2008 г. институт реализует программу «Этнокультурное наследие Республики Алтай - основа устойчивого развития региона». За это время проведена большая работа по исследованию историко-культурного наследия Горного Алтая, изданы такие работы, как «Энциклопедия Республики Алтай», «История Горного Алтая. Том II: Горный Алтай в составе Российского государства (1756-1916 гг.)», «Мифы, легенды и предания алтайцев», «Алтайские народные песни», «Алтайский обрядовый фольклор» и др.

При Горно-Алтайском государственном университете организована научно-исследовательская лаборатория «Алтайская филология», основной целью которой является изучение духовного наследия народов Горного Алтая. Основные задачи лаборатории: реализация научно-исследовательских программ и проектов (основные направления: история тюркских языков, алтайский язык и его диалекты, история алтайской литературы, фольклорное и духовное наследие), хоздоговорная деятельность в области изучения фольклорного и культурного наследия народов Горного Алтая.

Кроме того, в Национальной гимназии им. В. К. Плакаса открылся Центр этнопе-дагогики и этнокультуры «Байлык энчи». Его основная цель - возрождение культуры, народов Алтая, народов мира, народных традиций воспитания и обучения молодежи. Специалисты центра занимаются экспериментальным внедрением этнопедагогической системы образования, апробацией результатов этнопедагогических исследований в гимназии.

В Республике Тыва проблемами сохранения и развития языка и культур, а также формированием этнорегионального содержания образования занимается Институт развития национальной школы. Основными направлениями его деятельности являются проведение фундаментальных, прикладных исследований и экспериментальные разработки в области дошкольного, общего и профессионального образования республики; создание и обеспечение учреждений дошкольного, общего и профессионального образования республики учебно-методическими комплектами с этнорегиональной составляющей; исследование проблем совершенствования методики преподавания русского и тувинского языков, русской и тувинской литературы, а также тувинского языка как государственного в школах с русским языком обучения и др. В рамках Лаборатории этнопедагогических исследований при данном институте осуществляются организация, координация и выполнение фундаментальных и прикладных исследований по этнопедагогике; обеспечение учреждений образования учебно-методическими комплектами по народоведению; проведение экспертиз научных и учебно-методических работ в области этнокультурной части образования.

В Кемеровской области, на территории компактного проживания шорцев, разработана комплексная целевая программа «Развитие национально-регионального образования Таштагольского района». Этнопедагогический компонент программы представлен системой организации учебно-воспитательного пространства, адаптированной к типологическим особенностям шорских школьников, направленной на сохранение и развитие национальной культуры [13].

На территории Беловского района Кемеровской области успешно реализуются программы «Социально-этническое развитие наций и народностей в Кемеровской области», «Социальное развитие коренных малочисленных народов», целями и задачами которых являются среди прочего создание условий для сохранения и развития культуры, языка, повышение уровня образования коренного малочисленного народа - телеутов [3, с. 55].

Кроме того, в регионе проводится работа по подготовке учителей для работы в образовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения (национальных школах). Например, в Горно-Алтайском государственном университете с 2013 г. для этой цели был создан факультет алтаистики и тюркологии, в состав которого входят 2 кафедры: алтайского языка и востоковедения, алтайской литературы и народной художественной культуры.

В Кемеровской области в Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета на факультете русского языка и литературы ведется подготовка учителей по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Родной язык и литература. Русский язык»). Содержание подготовки составляют практикум по родному языку, родной язык, история родного языка, диалектология родного языка, диалектологическая практика, устное народное творчество, история родной литературы, литературное краеведение, литература родственных народов, фольклорная практика, музейная практика и др.

В Республике Хакасия этнорегионально-педагогическую подготовку учителей осуществляют Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова на базе Института филологии и межкультурной коммуникации (направление «Филология», профиль «Языки народов Российской Федерации (хакасский язык)», направление «Педагогическое образование», профили «Хакасский язык и литература» и «История», «Хакасский язык и литература» и «Русский язык») и Институт непрерывного педагогического образования (направление «Педагогическое образование», профили «Дошкольное образование» и «Хакасский язык и литература», «Начальное образование» и «Хакасский язык и литература»). В университете регулярно проходят различные научные конференции по этноре-гиональной тематики, например, «Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая», «Родной язык в системе образования», «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы», «Волковские этнопедагогические чтения "Педагогика любви"», «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» и др.

Резюме. Можно констатировать, что в регионе сложилась система работы как по сохранению языка и культуры коренных этносов, так и по организации работы в образовательных учреждениях в рамках этого направления. Конечно, в одной статье сложно раскрыть теоретико-методологические основы, а также всю работу, которая проводится в Саяно-Алтайском регионе по формированию этнорегионального содержания образования. Главное в такой работе - понимание того, что образование в любом регионе России должно основываться на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих данную территорию, и быть направлено на защиту и развитие культуры и традиций всех коренных народов региона. В перспективе планируется выработка методологического и научно-методического обеспечения этнорегионального образования на всех ступенях системы непрерывного образования в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсалиев Ш. М. -Х. Методология современной педагогики. - М. : Гелиос АРВ, 2013. - 320 с.

2. Белобородова А. Е. Теоретические основы и педагогические технологии подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. -Челябинск, 2002. - 45 с.

3. Бирюкова А. С. Организация этнопедагогической деятельности в школе по социализации учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Кемерово, 2014. - 201 с.

4. Боргояков С. А. Развитие национальной школы Республики Хакасия в условиях модернизации образования // Образование и устойчивое развитие коренных народов Сибири : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. В. Радченко, В. Я. Шатрова. - Новосибирск, 2005. - С. 388-396.

5. Волков Г. Н. Этнопедагогический диалог национальных культур // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2007. - № 3(55), т. 2. - С. 4-11.

6. Кожанова М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1(65). - С. 105-110.

7. Лебедева М. Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М. : Ключ, 1999. - 223 с.

8. Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем : учебник. - М. : Гардарики, 2006. - 287 с.

9. Миролюбов А. А. Культурологическая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 5. - С. 11-15.

10. Набок И. Л. Образование и идентичность // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности : сб. ст. по материалам Х Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1 / науч. ред. И. Л. Набок и др. - СПб., 2008. - С. 26-29.

11. Петрова Г. Д., Иванов В. Н. Социально-философский анализ национального самосознания // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4(80), ч. 3. - С. 153-156.

12. Сабирова Д. Р. Модернизация содержания и технологий обучения иностранному языку средствами этнорегионального компонента // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2010. - № 4(22). - C. 314-319.

13. ТокмашеваМ. А., Чайковская Е. Н., Коновалова Н. Г. Организация занятий по физической культуре школьников шорской национальности // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1(49). - С. 47-49.

UDC 376.74(571.150)

V. V. Miroshnichenko

CONTENT OF ETHNOREGIONAL EDUCATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES

AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION IN SAYANO-ALTAY REGION

N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia

Abstract. National, regional and ethnocultural characteristics should be taken into account by educational organizations when designing general educational programs. Therefore, the article explains the necessity for incorporating ethnoregional material in the content of education; methodologically substantiates that ethnoregional educational content can be considered on the philosophical, general scientific, concrete-scientific and methodological and technological levels; reveals the experience of organization of ethnoregional education in educational institutions of the Sayano-Altay region.

Keywords: ethnoregional content of education, Sayano-Altay region, national-regional component, national school, national cultures.

REFERENCES

1. Arsaliev Sh. M.-H. Metodologija sovremennoj pedagogiki. - M. : Gelios ARV, 2013. - 320 s.

2. Beloborodova A. E. Teoreticheskie osnovy i pedagogicheskie tehnologii podgotovki studentov universiteta k mirotvorcheskomu vospitaniju shkol'nikov : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - Cheljabinsk, 2002. - 45 s.

3. Birjukova A. S. Organizacija jetnopedagogicheskoj dejatel'nosti v shkole po socializacii uchashhihsja : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kemerovo, 2014. - 201 s.

© Miroshnichenko V. V., 2016

Miroshnichenko, Vlada Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methodology of Primary Education, N. Katanov Khakas State University, Abakan, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on July 08, 2015

4. Borgojakov S. A. Razvitie nacional'noj shkoly Respubliki Hakasija v uslovijah modernizacii obrazovani-ja // Obrazovanie i ustojchivoe razvitie korennyh narodov Sibiri : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. V. V. Radchenko, V. Ja. Shatrova. - Novosibirsk, 2005. - S. 388-396.

5. Volkov G. N. Jetnopedagogicheskij dialog nacional'nyh kul'tur // Vestnik Chuvashskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2007. - № 3(55), t. 2. - S. 4-11.

6. Kozhanova M. B. Jetnopedagogicheskij podhod v izuchenii sociokul'turnoj real'nosti // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2010. - № 1(65). - S. 105-110.

7. LebedevaM. N. Vvedenie v jetnicheskuju i kross-kul'turnuju psihologiju. - M. : Kljuch, 1999. - 223 s.

8. Lur'e L. I. Modelirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem : uchebnik. - M. : Gardariki, 2006. - 287 s.

9. Miroljubov A. A. Kul'turologicheskaja napravlennost' v obuchenii inostrannym jazykam // Inostrannye jazyki v shkole. - 2001. - № 5. - S. 11-15.

10. NabokI. L. Obrazovanie i identichnost' // Real'nost' jetnosa. Obrazovanie i gumanitarnye tehnologii in-tegracii jetnicheskoj, jetnoregional'noj i grazhdanskoj identichnosti : sb. st. po materialam X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ch. 1 / nauch. red. I. L. Nabok i dr. - SPb., 2008. - S. 26-29.

11. Petrova G. D., Ivanov V. N. Social'no-filosofskij analiz nacional'nogo samosoznanija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 4(80), ch. 3. -S. 153-156.

12. Sabirova D. R. Modernizacija soderzhanija i tehnologij obuchenija inostrannomu jazyku sredstvami jetnoregional'nogo komponenta // Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 4(22). - C. 314-319.

13. Tokmasheva M. A., Chajkovskaja E. N., Konovalova N. G. Organizacija zanjatij po fizicheskoj kul'ture shkol'nikov shorskoj nacional'nosti // Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura. - 2012. - № 1(49). - S. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.