Научная статья на тему 'Критерии, показатели и уровни оценки социальной воспитанности младших школьников'

Критерии, показатели и уровни оценки социальной воспитанности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7047
1195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВЕНЬ ОЦЕНКИ / ВОСПИТАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ВОС-ПИТАННОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY EDUCATION (GEF LEO) / CRITERIA / LEVEL EVALUATION / EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

Серьезным аспектом изучения социального воспитания подрастающего поколения является проблема определения критериев, показателей и уровней оценки социальной воспитанности младших школьников. Высказывается предположение о том, что большинство критериев, показателей, представленных в психолого-педагогической литературе, относятся к оценке организации воспитательного процесса, выявлению нравственной воспитанности ребенка. В связи с этим на основе анализа психолого-педагогического, научно-методического материала, нормативно-правовых документов, опираясь на показатели социализированности, предложенные А. В. Мудриком, учитывая современные концепции и подходы к воспитанию в образовательных организациях, которые представлены Е. Н. Степановым и Л. М. Лузиной, а также возрастные особенности младшего школьного возраста, мы выделили когнитивный (социально значимые знания), эмоционально-социальный (опыт социальных отношений) и конативно-действенный (опыт социального поведения) критерии. Для каждого критерия определены уровни оценки социального воспитания: высокий, средний и низкий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for evaluation levelsocial upbringing primary school students

A serious study of the social aspect of the education of the younger generation is the problem of determining the criteria, indicators and levels of evaluation of social education of younger schoolchildren. It is suggested that most of the criteria, the indicators presented in psychological and pedagogical literature, belong to the assessment of the organization of educational process, the identification of the moral education of the child. In this connection, based on an analysis of psycho-pedagogical, scientific and methodological materials, legal documents, based on the socialization indicators proposed A. V. Mudrik considering modern concepts and approaches to education in educational institutions, which are represented by I. N. Stepanov and L. M. Luzin, as well as age-appropriate primary school age, we identified criteria: cognitive (socially significant knowledge), emotional and social (experience of social relations) and connotative-effective (the experience of social behavior) and relevant indicators. For each approach identified three levels of social education: high, medium and low.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели и уровни оценки социальной воспитанности младших школьников»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 316.7+373

Колесникова Татьяна Алексеевна

Ассистент кафедры педагогики, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, [email protected], Лесосибирск

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Серьезным аспектом изучения социального воспитания подрастающего поколения является проблема определения критериев, показателей и уровней оценки социальной воспитанности младших школьников. Высказывается предположение о том, что большинство критериев, показателей, представленных в психолого-педагогической литературе, относятся к оценке организации воспитательного процесса, выявлению нравственной воспитанности ребенка. В связи с этим на основе анализа психолого-педагогического, научно-методического материала, нормативно-правовых документов, опираясь на показатели социализированности, предложенные А. В. Мудриком, учитывая современные концепции и подходы к воспитанию в образовательных организациях, которые представлены Е. Н. Степановым и Л. М. Лузиной, а также возрастные особенности младшего школьного возраста, мы выделили когнитивный (социально значимые знания), эмоционально-социальный (опыт социальных отношений) и ко-нативно-действенный (опыт социального поведения) критерии. Для каждого критерия определены уровни оценки социального воспитания: высокий, средний и низкий.

Ключевые слова: критерии, показатели, уровень оценки, воспитанность, социальная воспитанность, младшие школьники, социальное воспитание.

Одним из важных вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения, является определение, обоснование его критериев и показателей. Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что: во-первых, проблема критериев сохраняет свою теоретическую и практическую значимость, поскольку без ее решения невозможно ориентироваться в продуктивности и эффективности решения воспитательных задач; во-вторых, отсутствуют представления относительно социальной воспитанности детей и подростков.

Социальное воспитание подрастающего поколения выступает одним из важных факторов достижения целей российского образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации в обществе [4]. Однако решение данных задач вызывает целый ряд вопросов: «Как воспитывать человека, чтобы он мог успешно функционировать в многообразной системе социальных отношений?», «Как оценить социальную воспитанность?», «В чем специфика этого процесса в младшем школьном возрасте?»

Под социальным воспитанием (в контексте взглядов А. В. Мудрика) мы понимаем процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором человек живет [8]. Это дает нам возможность для организации процесса социального воспитания, определения ключевых критериев и показателей социальной воспитанности младших школьников в условиях образовательной организации.

Понятие «критерий» определяется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [12, с. 307]. В качестве критерия могут выступать специфические признаки исследуемого явления, которые отвечают следующим требованиям: критерий должен быть объективным; им может быть лишь наиболее существенный, устойчивый и повторяющийся признак; критерий должен отвечать требованию необходимости и достаточности; он должен позволять оценить свойства, атрибуты рассматриваемого объекта.

Мы считаем, что определение результа-

тов социального воспитания напрямую связано с теоретической ориентацией данного процесса. Поэтому, следуя концепции социального воспитания А. В. Мудрика и др., мы считаем, что его главным результатом будет социальность - способность человека взаимодействовать с социальным миром, его социальная активность. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию [14; 23]. Для оценки эффективности данного процесса необходимо определить соответствующие критерии и уровни оценки.

Выявлять и тем более измерять результаты социального воспитания младшего школьника чрезвычайно сложно, поскольку в этом возрасте формирование личности находится в постоянном развитии. Д. И. Фель-дштейн связывает этот период становления личности с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка в 6-9 лет творческого отношения к действительности. Происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания другими людьми, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельности. До 9 лет ребенок развертывает свои отношения в среде знакомых людей, теперь же он стремится вступить в широкий круг общественных отношений. По словам Д. И. Фельдштейна, между 9 и 10 годами начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции «я и общество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. На данном узловом рубеже он не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальному не просто на уровне понимания, но и преобразования. Именно на этом рубеже появляется своеобразный кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет [22]. Основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников; формиро-

вание личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.

Кроме этого оценка социальной воспитанности младших школьников должна опираться на стратегию развития обучения и воспитания («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [19], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [21], «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (ФГОС НОО) [20]), а также -на теоретические представления о процессе социального воспитания и о его результатах.

Следует отметить, что в результате анализа научных исследований по проблеме критериев и показателей результатов социального воспитания, относящихся к младшему школьному возрасту, мы, с одной стороны, зафиксировали теоретическую и практическую недостаточность, а с другой - было выявлено, что проблема критериев и показателей воспитанности подрастающего поколения является традиционной в педагогике. К таким показателям относят: намерения и мотивы поступков детей; отношение школьников к обществу, труду, людям; отношение к себе; отношение к окружающему социуму; отношение к культуре и природе; эрудицию и эстетический вкус [5; 15]; направленность личности [1; 2]; критерии нравственной воспитанности [3; 6; 7; 18]. По мнению П. В. Степанова и Д. В. Григорьева, одним из критериев результативности организованного в классе процесса воспитания выступает личностное развитие ребенка, а в качестве показателя - его личностный рост [16]. В исследовании Г. Н. Мусс выделены критерии и уровни воспитанности с опорой на освоение младшими школьниками базовых национальных ценностей [10]. Таким образом, критерии и показатели воспитания ориентированы либо на весь воспитательный процесс, либо на нравственные, патриотические, трудовые характеристики воспитанности ребенка, не затрагивая предметно-социальную сферу ребенка

и ее результаты. Взаимосвязь критериев социального воспитания с показателями со-циализированности присутствует в концепции А. В. Мудрика [9]. Т. А. Ромм вслед за А. В. Мудриком характеризует через показатели приспособления и обособления социальность ребенка [14]. Эстонский исследователь Mare Leino видит социализацию ребенка через положительную оценку самого себя и со стороны окружающих его людей [25].

Таким образом, для дифференциации всего многообразия выбранных нами характеристик социальной воспитанности мы использовали предложенную Т. А. Ромм теоретико-методологическую ориентацию представлений о социальном воспитании как нормативную или интерпретативную [13], которая позволяет нам расширить возможности содержательного контекста социального воспитания младших школьников (не только оказывать помощь в процессе активного приспособления к новым условиям социальной среды, но и способствовать развитию личности ребенка, готового к саморазвитию и самовоспитанию).

С целью определения социальной воспитанности младших школьников нами были выделены когнитивный (социально значи-

мые знания), эмоционально-социальный (опыт социальных отношений) и конативно-действенный (опыт социального поведения) критерии. Когнитивный критерий отражает усвоение важнейших социально значимых знаний, их применение в различных ситуациях, поступках, отношениях. Эмоционально-социальный критерий характеризуется проявлением интереса, эмоций, чувств к окружающим через опыт социальных отношений. Конативно-действенный критерий (опыт социального поведения) определяет регуляцию поведения ребенка (младшего школьника) в обществе, проявлению саморазвития и самовоспитания.

Выделенные нами критерии, показатели и уровни социальной воспитанности младших школьников с учетом вышеизложенно -го представлены в таблице.

Выбранные показатели социальной воспитанности младших школьников рассматриваются нами с позиций нормативного и интерпретативного подходов. Предложенные критерии и показатели могут комбинироваться в зависимости от целей и задач, которые ставит педагог при реализации процесса социального воспитания младших школьников и его методологической ориентации.

Таблица

Критерии и уровни оценки социальной воспитанности младших школьников

я я Уровни социальной воспитанности

H я & и Показатели высокий средний низкий

1 2 4 5

=я я я 2 & я (□ M s 3 « Ц - наличие знаний о своих правах и обязанностях как члена семьи, общества, организации (обучающегося) знает, принимает права и возложенные на него обязанности как члена семьи, общества, организации (обучающегося) знает свои права, но не всегда, не знает свои обязанности не знает свои права и обязанности, чаще всего игнорирует их

« Ёт 3 та Я IS я " Я о Ь я я HÛ я й 3 я И я о о - представление о том, к кому обратиться за помощью в разных жизненных ситуациях или для решения поставленной задачи знает, к кому нужно обратиться за помощью в зависимости от специфики ситуации знает, к кому обратиться за помощью, но без посторонней поддержки не решается это сделать не знает, к кому из взрослых следует обращаться, игнорирует любую помощь со стороны взрослых

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_

Окончание табл.

1 2 5 4 5

Эмоционально-социальный (опыт социальных отношений) - готовность к отношениям с окружающими: одноклассниками, взрослыми (учителями, родителями и другими взрослыми) легко входит в контакт с одноклассниками и взрослыми, имеет много друзей, уважительное отношение к взрослым, бесконфликтен не всегда проявляет активность в отношениях с окружающими в различных жизненных ситуациях, имеет дружеские отношения с немногими одноклассниками, с классным руководителем, родителями избегает контактов с окружающими, близких и друзей среди одноклассников не имеет, не складываются отношения со взрослыми (учителем, родителями и т. д.), конфликтен

- наличие способности с уважением относиться к идеалам, этносам,субкульту-рам, стилям жизни других людей принимает и уважает индивидуальные особенности других, идеалы, этносы, стили жизни, субкультуры признает идеалы, этносы, субкультуры, стили жизни других людей и народов, проявление уважения избирательно, зависит от внешних условий отрицательное отношение к отличительным особенностям других, вступает в конфликты

Конативно-действенный (опыт социального поведения) - наличие способности вести себя в соответствии с социальными нормами и правилами поведения в обществе уважает и принимает социальные нормы и правила поведения в обществе и следует им принимает нормы и правила поведения в обществе, но не всегда следует им пренебрегает нормами и правилами поведения в обществе, постоянно нарушает их

- стремление и способность к самообслуживанию следит за собой (опрятность), не вызывающий внешний вид, аккуратно складывает свои школьные принадлежно сти, умеет организовать свое время слегка неопрятный внешний вид, небольшой беспорядок на рабочем столе, реагирует на замечания учителя, старается исправить положение неопрятный внешний вид, беспорядок на рабочем столе, в портфеле, игнорирует замечания учителя

- способность отвечать за свои поступки адекватно оценивает свои поступки, не совершает плохих поступков не всегда адекватно оценивает свои поступки, требуется помощь со стороны специалистов, старается прислушаться к их мнению равнодушен, всегда оправдывается, своей вины не видит

- способность самостоятельно принимать решение самостоятельно принимает решение в зависимости от ситуации прибегает к помощи взрослого или одноклассников только для того, чтобы убедиться в правильности своего выбора пассивен в выборе принятия решения, старается избегать таких ситуаций

- сформированность адекватной самооценки, социально значимых ориентаций объективное отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению со стороны других, точно понимает и оценивает свои возможности, определяет свое место среди других людей самооценка в основном строится на мнении окружающих, наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания имеет завышенную самооценку или слишком низкую оценку своих способностей, идеализированное представление о своей личности, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность, преувеличение собственных возможностей

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008. - 400 с.

2. Васильева З. И. Направленность личности учащегося и пути ее изучения учителем // Изучение личности ученика учителем. - М., 1991. - С. 5-20.

3. 3осимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. - 1992. -№ 11/12. - С. 22-26.

4. Колесникова Т. А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. -

2012. - Т. 18, № 1. - Часть 2. - С. 29-31.

5. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

6. Марьенко И. С. Критерии нравственной воспитанности и основы методики выполнения уровней ее развития у школьников // Измерения в исследовании проблем воспитания. - Тарту, 1977. - С. 67-83.

7. Маслова Т. М. Модель патриотического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия с окружающей средой // Вектор науки ТГУ - 2014. - № 3 (29). - С. 309-313.

8. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 199 с.

9. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - 2-е изд., перераб. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

10. Мусс Г. Н. Проблема определения критериев воспитанности младшего школьника (На примере усвоения базовых национальных ценностей) // Начальная школа «Плюс До и После». -

2013. - № 9 - С. 50-54.

11. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологический выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: А ТЕМП, 2005. - 944 с.

13. Ромм Т. А. Концепция социального воспитания в современных условиях: нормативно-интерпретативный подход // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2012. -№ 1 (66). - С. 155-162.

ескии список

14. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 159 с.

15. Сафина Р. М. Результаты опытно-экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. -С. 105-110.

16. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Степанова И. В. Классному руководителю о диагностике процесса воспитания в классе. - М.: АПКиПРО, 2003. - 82 с.

17. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

18. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

19. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 25.02.2016).

20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: httpV/ми-нобрнауки.рфМосите^/922 (дата обращения:

27.10.2015).

21. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.12 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - ЦКЬ:И!р://минобрнау-ки.рф/документы/2974/.12^£ (дата обращения:

25.02.2016).

22. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Наука, 1989. - 480 с.

23. Харченко С. Я. Значение категории «социальность» в поисках методологической основы развития современной социально-педагогической науки // Социальная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 4-13.

24. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

25. Leino M. Sustainable education and socialization through mistakes // Journal of Teacher Education for Sustainability. - 2007. - Vol. 11. -№ 7 - Р. 67-75.

Поступила в редакцию 25.01.2016

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_

Kolesnikova Tatyana Alekseyevna

Assistant of the Department of Pedagogy Lesosibirsky Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University [email protected], Lesosibirsk

CRITERIA FOR EVALUATION LEVEL SOCIAL UPBRINGING PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Abstract. A serious study of the social aspect of the education of the younger generation is the problem of determining the criteria, indicators and levels of evaluation of social education of younger schoolchildren. It is suggested that most of the criteria, the indicators presented in psychological and pedagogical literature, belong to the assessment of the organization of educational process, the identification of the moral education of the child. In this connection, based on an analysis of psycho-pedagogical, scientific and methodological materials, legal documents, based on the socialization indicators proposed A. V. Mudrik considering modern concepts and approaches to education in educational institutions, which are represented by I. N. Stepanov and L. M. Luzin, as well as age-appropriate primary school age, we identified criteria: cognitive (socially significant knowledge), emotional and social (experience of social relations) and connotative-effective (the experience of social behavior) and relevant indicators. For each approach identified three levels of social education: high, medium and low.

Keywords: Federal state educational standard of primary education (GEF LEO), criteria, level evaluation, education, social education, junior high school students.

References

1. Bozovic, L. I., 2008. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Moscow, 400 p (in Russ.).

2. Vasilyeva, Z. I., 1991. Napravlennost' lich-nosti uchashhegosja i puti ee izuchenija uchitelem [The focus of the student's personality and ways of studying teacher]. Izuchenie lichnosti uchenika uchitelem [Study of the individual student teacher]. Moscow, pp. 5-20. (in Russ., abstr. in Eng.).

3. Zosimovscij, A. V., 1992. Kriterii nravstven-noj vospitannosti [Criteria for moral education]. Pedagogika [Pedagogy], 11-12, pp. 22-26 (in Russ., abstr. in Eng.).

4. Kolesnikova, T. A., 2012. Vneurochnaja deja-tel'nost' kak sredstvo social'nogo vospitanija mlad-shego shkol'nika [After-hour activity as means of social education of the younger schoolboy]. Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], T. 18, 1, Part 2, pp. 29-31 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Likhachev, B. T., 1985. Teorija jestetichesko-go vospitanija shkol'nikov: uchebnoe posobie po speckursu dlja studentov pedagogicheskih institutov [Theory of aesthetic education: Textbook on a special course for students of pedagogical institutes]. Moscow: Education, 176 p. (in Russ.).

6. Maryenko, I. S., 1977. Kriterii nravstvennoj vospitannosti i osnovy metodiki vypolnenija urovnej ee razvitija u shkol'nikov [The criteria and the basis of moral education method performance levels of its

development in schoolchildren]. Izmerenija v issle-dovanii problem vospitanija [The measurements in the study of problems of education]. Tartu, pp. 67-83 (in Russ., abstr. in Eng.).

7. Maslova, T. M., 2014. Model' patrioticheskogo vospitanija mladshikh shkol'nikov v processe vzai-modejstvija s okruzhayushhej sredoj [Model patriotic education of younger schoolboys in the process of interaction with the environment]. Vektor nauki TGU [Vector Science TSU], 3 (29), pp. 309-313 (in Russ., abstr. in Eng.).

8. Mudrik, A. V., 2005. Social'naja pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, 568 p. (in Russ.).

9. Mudrik, A. V., 2009. Vvedenie v social'nuju pedagogiku [Introduction to Social Pedagogy]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ., 568 p. (in Russ.).

10. Muss, G. N., 2013. Problema opredelenija kriteriev vospitannosti mladshego shkol'nika (Na primere usvoenija bazovyh nacional'nyh cennostej) [The problem of determining the criteria education of younger schoolboys (On an example of assimilation of basic national value)]. Nachal'naja shkola "Plyus Do i Posle" [Elementary School "Plus Before and After"], 9, pp. 50-54 (in Russ.).

11. Nikitin, V. A., ed., 2000. Social'naja pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshyh uchebnyh zavedenij [Social pedagogy: textbook for university students]. Moscow: VLADOS, 272 p.

12. Ozhegov, S. I., 2005. Tolkovyj slovar' russko-go jazyka: 80000 slov i frazeologicheskij vyrazhenij

[Dictionary of Russian language: 80000 words and phraseological expressions]. 4th ed., Addition. Moscow: A Temp, 944 p. (in Russ.).

13. Romm, T. A., 2012. Koncepcija social'no-go vospitanija v sovremennyh uslovijah: norma-tivno-interpretativnyj podhod [The concept of social education in modern conditions: the the regulatory interpretative approach]. Vestnik Rossijskogo gu-manitarnogo nauchnogo fonda [Bulletin of Russian Humanities Foundation], 1 (66), pp. 155-162 (in Russ., abstr. in Eng.).

14. Romm, T. A., 2013. Pedagogika social'nogo vospitanija: uchebnoe posobie [Pedagogy of social education: the manual]. Novosibirsk: NSPU Publ., 159 p. (in Russ.).

15. Safina, R. M., 2015. Rezul'taty opytno-ehk-sperimental'noj raboty po dukhovno-nravstvennomu vospitaniju mladshikh shkol'nikov [The results of experimental work on spiritual education of younger schoolboys -nravstvennomu]. Siberiskij pedagogich-eskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 105-110 (in Russ., abstr. in Eng.).

16. Stepanov, P. V., Grigoriev, D. V., Stepanova, I. V., 2006. Klassnomu rukovoditelju o diagnostike processa vospitanija v klasse [The class teacher about the diagnosis process of education in the classroom]. Moscow: APKiPRO, 86 p. (in Russ.)

17. Stepanov, E. N., Luzin, L. M., 2008. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospitanija [The teacher of modern approaches and concepts of education]. Moscow: TC Sphere, 224 p. (in Russ.).

18. Stefanovskaja, T. A., 2008. Klassnyj ruk-ovoditel': Funkcii i osnovnye napravlenija deya-tel'nosti [Class teacher: Functions and main activities: studies]. Moscow: Academy Publ., 192 p. (in Russ.).

19. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [The development strategy of education in the Russian Federation for the period up to 2025] [online]. Available at: http: www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Accessed 25 February 2016) (in Russ.).

20. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal state educational standard primary education] [online]. Available at: http: // MHHo6pmyKH.p$/doc-uments/922 (Accessed 25 February 2016) (in Russ.).

21. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.12 № 273-FZ [On Education in the Russian Federation Federal Law "On Education in the Russian Federation"] [online]. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMefflti/2974/.12.pdf (Accessed 25 February 2016) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Feldstein, D. I., 1989. Psihologija razvitija lichnosti v ontogeneze [Psychology of personality development in ontogenesis]. Moscow: Nauka, 480 p. (in Russ.).

23. Harchenko, S. Ya., 2012. Znachenie kategorii "social'nost'" v poiskah metodologicheskoj osnovy razvitija sovremennoj social'no-pedagogicheskoj nauki [Znachenie kategorii "sotsialnost" v poiskah metodologicheskoy osnovyi razvitiya sovremennoy sotsialno-pedagogicheskoy nauki]. Social'naja pedagogika: teorija i praktika [Sotsialnaya pedagogika: teorija i praktika], 3, pp. 4-13 (in Russ., abstr. in Eng.).

24. Shilova, M. I., 1990. Uchitelyu o vospitan-nosti shkol'nikov [Master of education of schoolchildren in]. Moscow: Education, 144 p. (in Russ.).

25. Leino, M., 2007. Sustainable education and socialization through mistakes. Journal of Teacher Education for Sustainability. Vol. 11, 7, pp. 67-75.

Submitted 25.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.