УДК 378.147:376.1 ББК Ч448.987
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.03
Л. В. Христолюбова
Екатеринбург, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»
Аннотация. В статье рассматривается реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» в связи с новыми требованиями к специальному педагогическому образованию согласно ФГОС ВПО. Анализируются принципы, содержание и основные особенности компетентностного похода, принятого в ФГОС. Отдельно разбирается понятие «профессиональная компетентность» как результат профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогическом образовании. Рассматриваются соответствующие фонды оценочных средств, представленные как в методических рекомендациях, так и в конкретной основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Специальная дошкольная педагогика и психология». Обосновывается выбор конкретных профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-11) для проведения контрольной процедуры. Дается оценка сформированное™ основных профессиональных компетенций у обучающихся IV курса выбранной специальности с опорой на анализ данных срезового контроля, который проводился с учетом оценочных мате-
L. V. Khristolyubova
Ekaterinburg, Russia
REALIZATION OF COMPETENCE APPROACH IN TRAINING BACHELORS IN THE FIELD "SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION"
Abstract. The article looks at the problem of realization of the competence approach in training bachelors in the field of "Special (Defectological) Education" in connection with new requirements to special pedagogical education in accordance with FSES HPE. It analyzes the principles, content and specific features of the competence approach designated by the FSES. Special attention is paid to the notion of "professional competence" as a result of professional training of future specialists in pedagogical education. The author dwells on the corresponding funds of assessment tools presented both in teaching guides and in the concrete basic professional educational program 44.03.03 "Special (Defectological) Education" in the profile "Special Preschool Pedagogy and Psychology". The choice of concrete professional competences (PC-1, PC-3, PC-5, PC-7, PC-8, PC-11) subject to diagnostics is substantiated. The article evaluates the level of formation of the basic professional competences of the fourth year students of a given specialty on the basis of results of current testing held in accordance with the assessment materials of a concrete basic professional educational program. The results of evaluation of the level of formation of professional competences are analyzed in reference to the fund of assessment tools designated by the given basic professional educational
50
Специальное образование. 2016. № 4
риалов конкретной ОПОП. Анализируются данные результатов оценки сформированное™ профессиональных компетенций согласно фондам оценочных средств, предусмотренных данной ОПОП, и рекомендуемым вузом уровням. Делаются соответствующие выводы по степени сформированности компетенций в аспекте реализации компе-тентностного подхода в обучении бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Ключевые слова: бакалавриат; специальное образование; студенты-дефектологи; подготовка дефектологов; компетентностный подход; профессиональные компетенции.
Сведения об авторе: Христолю-бова Людмила Викторовна, кандидат филологических наук.
Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагоги-
program and the institutional levels of attainment. Conclusions are made about the level of formation of the competences in terms of realization of the competence approach in training bachelors of the field "Special (Defectological) Education" in the profile "Special Preschool Pedagogy and Psychology".
Keywords: bachelor's degree course; special education; students-defectologists; training defectologists; competence approach; professional competences.
About the author: Khristolyubova Lyudmila Viktorovna, Candidate of Philology.
Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.
ческии университет.
Контактная информация: 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 116. E-mail: [email protected].
Модернизация российского образования связана с поиском новых путей его развития и совершенствования, одним из которых является реализация компетентностного подхода. Последний, в свою очередь, реализуется в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в частности, по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)» (ФГОС) [11].
Компетентностный подход связан с радикальными изменения© Христолюбова Л. В., 2016
ми средств, методов, подходов, технологий в области образования. От выпускников вузов требуются уже не отдельные навыки и умения, сумма знаний, а определенные компетенции специалиста в профессиональной деятельности. Ком-петентностный подход базируется на принципах, необходимых для определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов. Принципы и основные особенности компетентностного похода разработаны в исследованиях зарубежных и
Специальное образование. 2016. № 4
51
отечественных ученых (Э. Гидденс, Р. Будон, И. А. Зимняя, А. А. Вербицкий, А. А. Радугин, А. И. Кравченко, В. А. Козырев, А. П. Тряпи-цина и др.). Среди принципов ком-петентностного подхода в профессиональном образовании выделяют:
- принцип креативного начала личности (предполагает формирование потребности в творчестве);
- принцип профессиональной мобильности (предусматривает готовность и способность к освоению новых технологий, технически средств, повышению квалификации);
- принцип модульности обучения (определяется возможностью самостоятельной работы по индивидуальной образовательной программе, включающей банк информации, методические рекомендации для достижения целей профессиональной подготовки; деление на образовательные единицы — модули — учебных блоков);
- принцип профессиональной направленности обучения (регулирует взаимосвязь общего и специфического при одновременном изучении основ наук и профессиональных дисциплин, устанавливает связь обучения с практикой, профессиональной деятельностью);
- принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе (предусматривает выполнение заданий и упражнений, имитирующих будущую профессиональную деятельность; готовит обучающихся к работе во время производственных и учебных практик и стажировок);
- принцип непрерывного образования (включает систему базовых идей, реализуемых в процессе конструирования системы образовательных учреждений);
- принцип адаптированности профессионального образования к изменяющимся условиям рынка и потребностям общества;
- принцип ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций (является базовым принципом использования компетент-ностного подхода в профессиональном образовании и рассматривается как вид взаимосвязи в структуре образования с учетом формирования комплексной компетент-ностной направленности в подготовке специалиста-профессионала) [6; 9].
Выделяемые принципы базируются на следующих основаниях:
- на развитии у обучающихся способности к самостоятельному решению проблем разных сфер деятельности с опорой на социальный опыт;
- включении в содержание образования дидактически адаптированного социального опыта решения проблем разного уровня (мировоззренческих, политических, нравственных, познавательных и т. п.);
- создании необходимых условий для формирования у обучающихся опыта в самостоятельном решении коммуникативных, познавательных, организационных, нравственных и других задач, которые должны составлять содержание образования [1; 3; 4].
52
Специальное образование. 2016. № 4
Основными чертами компетентностного подхода в профессиональном образовании являются:
- общесоциальная и личностная значимость формируемых навыков, умений и знаний, качеств и способов продуктивной деятельности;
- определение целей профессионально-личностного совершенствования, которые выражены в поведенческих и оценочных терминах;
- выявление определенных компетенций, являющихся целями развития личности;
- формирование компетенций в качестве смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
- наличие четкой системы критериев измерения, которые могут быть отработаны статистическими методами;
- педагогическая поддержка формирующейся личности;
- индивидуализация программы выбора стратегии для достижения поставленной цели;
- создание ситуаций для комплексной проверки умений использования полученных знаний на практике и приобретения ценного жизненного опыта;
- интегративная характеристика личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления жизненного опыта [3; 15].
Таким образом, результат профессиональной подготовки может быть представлен через понятие «профессиональная компетент-
ность». В этом случае под профессиональной компетентностью учителя (педагога-дефектолога) «понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [8, с. 8].
В связи с реализацией компе-тентностного подхода в образовании общепринятые формы обучения и контроля уже нельзя признать достаточными для формирования у обучающихся заявленных в ФГОС компетенций. Перед педагогическим сообществом стоит задача «выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют:
- формировать у обучающихся универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, требуемые образовательной программой;
- проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций» [12, с. 1].
При этом следует учитывать взаимообусловленность двух сторон учебного процесса: образовательных технологий как путей и способов формирования компетенций и методов оценки степени их сформированности — соответствующие фонды оценочных средств (ФОС). Оценочные средства или формы контроля являются в какой-то мере продолжением используе-
Специальное образование. 2016. № 4
53
мых в обучении методов и помогают обучающемуся (студенту) понимать свои достижения (или недостатки) в процессе обучения, а преподавателю — корректировать свою педагогическую деятельность в необходимом направлении.
Согласно ФГОС, образовательные учреждения могут самостоятельно определять основное содержание основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и разрабатывать соответствующий набор образовательных технологий и оценочных средств, которые, в свою очередь, представлены в различных методических рекомендациях достаточно разнообразно. Например, на основе типов контроля успешности освоения ОПОП выделяются: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация (ИГА). В пределах каждого из типов контроля выделяются виды контроля: устный опрос, письменные работы, контроль посредством технических средств или информационных систем. Виды контроля могут реализо-вываться через определенные формы (одинаковые для нескольких видов контроля или специфические). Поэтому в рамках форм контроля сочетаются несколько видов (например, зачет или экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные задания). Как правило, к формам контроля относятся собеседование, выступление на семинаре или коллоквиуме, тест, письменная контрольная работа, дифференцированный или
недифференцированный зачет, экзамен, реферат, курсовая и выпускная квалификационная работа и т. п. Рассматриваются как инновационные такие методы оценки, как модульно-рейтинговая система, портфолио, стандартизированные тесты с дополнительными творческими заданиями и др. [5; 14].
В ФОС ОПОП 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Специальная дошкольная педагогика и психология» представлены практически все традиционные типы, формы и виды контроля, на основе которых в рамках описываемого исследования и проводилась оценка сформированности компетенций обучающихся. В процедуре оценки участвовали обучающихся завершающего, IV курса обучения — 17 студентов из 19 (что составляет 89 %) направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология». Данный профиль обучения характеризуется тем, что затрагивает аспекты обучения и воспитания обучающихся (дошкольников) с различными типами нарушений. Это могут быть дети с нарушениями интеллекта или речи, слуха или зрения и т. п. Поэтому учебный материал ОПОП включает самые разные разделы специального образования: дошкольная сурдопедагогика и тифлопедагогика, логопсихо-логия и дефектология, развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха и ознакомление с окружающим миром и др.
54
Специальное образование. 2016. № 4
Для контрольной процедуры были выбраны 6 профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-11). Это обусловлено тем, что, во-первых, именно эти компетенции реализуются в большинстве дисциплин рабочих программ базовой и вариативной (обязательные дисциплины) части. Во-вторых, они представляют все области профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата: коррек-ционно-педагогическая деятельность (ПК-1, ПК-3), диагностико-консуль-тативная деятельность (ПК-5, ПК-7), исследовательская деятельность (ПК-8), культурно-просветительская деятельность (ПК-11).
Согласно требованиям ФГОС, вуз самостоятельно может разрабатывать и регламентировать объективные процедуры оценки степени сформированности компетенций на разных этапах обучения. Нами был выбран стандартизированный тест, поскольку он хорошо обеспечивает обратную связь обучающегося с преподавателем, позволяет экономить время при выполнении и проверке, дает возможность объективно оценить знания и умения по разным дисциплинам или отдельным разделам дисциплин.
Для проверки каждой компетенции использовалось по четыре тестовых задания, предполагающих разные типы ответов: выбор не менее одного варианта, соотнесение определений (дефиниций) с понятиями, выделение основных направлений в ряде перечисленных (всего 24 задания). По содержанию
задания были ориентированы на проверку как теоретических знаний (терминология, классификации, определения), так и их практического применения (диагностика, задачи и организация обучения и воспитания детей с ОВЗ, особенности коррекци-онных мероприятий в развитии дошкольников с ОВЗ и др.).
Анализ результатов оценки сформированности компетенций рассматривался согласно трем рекомендуемым уровням: высокий (от 75 до 100 % правильно выполненных заданий), продвинутый (от 50 до 74 %), пороговый (от 25 до 49 %).
Анализ проверенных работ показал следующие результаты:
• в области коррекционно-педа-гогической деятельности:
- способность к рациональному выбору и реализации коррекцион-но-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) — 88 % правильных ответов (высокий уровень);
- отовность к планированию об-разовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ПК-3) — 65 % (продвинутый уровень);
• в области диагностико-кон-сультативной деятельности:
- способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических
Специальное образование. 2016. № 4
55
классификаций нарушений развития (ПК-5) — 81 % (высокий уровень);
- готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7) — 35 % (пороговый уровень);
• в области исследовательской деятельности:
- способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8) — 84 % (высокий уровень);
• в области культурно-просветительской деятельности:
- способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ (ПК-11) — 40 % (пороговый уровень).
Средний показатель по оценке сформированности компетенций у обучающихся — 66 %, что соответствует продвинутому уровню и может рассматриваться как достаточный результат. Следует, однако, отметить пороговый уровень сфор-мированности ПК-7 и ПК-11. С одной стороны, это можно объяснить тем, что срезовый контроль проходил в начале учебного года и не все проверяемые умения и навыки были актуализированы на данный период. С другой стороны, формиро-
вание этих компетенций, на наш взгляд, связано не только с учебным процессом и читаемыми дисциплинами, но и с личностными особенностями испытуемых, их индивидуальным отношением к понятиям, новым в парадигме современного образования. Понимание психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением (по сути, процессы интеграции в образовании), формирование и укрепление толерантного сознания и поведения сложно уложить в рамки учебного процесса и проверить тестовыми заданиями. Данные компетенции могут реализовываться и, следовательно, проявляться опосредованно, например, по результатам педагогической практики, в предстоящей самостоятельной работе выпускников в качестве психолога, дефектолога, логопеда [13].
Литература
1. Баранников, А. В. Содержание общего образования: компетентност-ный подход / А. В. Баранников. — М. : ГУ ВШЭ, 2002.
2. Вербицкий, А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. — 2010. — № 5. — С. 32—37.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия / И. А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 32 с.
4. Зимняя, И. А. Компетентность человека — новое качество результата
56
Специальное образование. 2016. № 4
образования // Проблемы качества образования : материалы 12-го Всерос. совещания. — М. ; Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — Кн. 2. — С. 4—13.
5. Горностаева, А. В. Формирование и проверка компетенций обучающихся / А. В. Горностаева, Л. Г. Ефремов // Вестн. Чуваш. ун-та. Педагогика. — 2012. — № 2. — С. 231—235.
6. Ибрагимов, Г. И. Компетентност-ный подход в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Г. И. Ибрагимов. — Режим доступа: http ://ifets.ieee.org/russian/depository/v 10 _i3/html/3 _Ibragimov. htm.
7. Ефремова, Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании : учеб. пособие / Н. Ф. Ефремова. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 216 с.
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллектив. мо-ногр. / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
9. Матушанский, Г. У. Методологические принципы применения компе-тентностного подхода в профессиональном образовании / Г. У. Матушан-ский, О. Р. Кудаков // Казанский педагогический журнал. — 2009. — № 11— 12. — С. 41—47.
10. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при ком-петентностном подходе [Электронный ресурс] / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, О. П. Мелехова, С. Е. Родионова, В. А. Тарлыков, А. А. Ше-хонин. — Режим доступа: http://bookfi. net/book/802456.
11. Приказ Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. N 1087 «Об утвер-
ждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_188308/.
12. Проект методических рекомендаций. Формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: univer.ntf.ru>.. .proektmetodiches kixrekomendaciy.doc.
13. Филатова, И. А. Ценности специального педагога как основа формирования готовности к профессиональной деятельности / И. А. Филатова // Специальное образование. — 2010. — № 4. — С. 43— 49.
14. Формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии [Электронный ресурс] : проект методических рекомендаций // Национальный фонд подготовки кадров : сайт. — Режим доступа: http://univer.ntf.ru/DswM edia/proektmetodicheskixrekomendaciy.doc.
15. Яковлева, И. Г. Контекстный подход в системе приоритетных подходов, обеспечивающих реализацию и конкретизацию личностно-ориентированной парадигмы среднего профессионального образования / И. Г. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — Вып. 12. — С. 35—41.
References
1. Barannikov, A. V. Soderzhanie ob-shchego obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod / A. V. Barannikov. — M. : GU VShE, 2002.
2. Verbitskiy, A. A. Kontekstno-kom-petentnostnyy podkhod k modernizatsii obrazovaniya / A. A. Verbitskiy // Vys-shee obrazovanie v Rossii. — 2010. — № 5. — S. 32—37.
Специальное образование. 2016. № 4
57
3. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompe-tentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii : avtorskaya versiya / I. A. Zimnyaya. — M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialis-tov, 2004. — 32 s.
4. Zimnyaya, I. A. Kompetentnost' che-loveka — novoe kachestvo rezul'tata obrazovaniya // Problemy kachestva obrazovaniya : materialy 12-go Vseros. soveshchaniya. — M. ; Ufa : Issledovatel'-skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2003. — Kn. 2. S. 4—13.
5. Gornostaeva, A. V. Formirovanie i proverka kompetentsiy obuchayushchi-khsya / A. V. Gornostaeva, L. G. Efre-mov // Vestn. Chuvash. un-ta. Pedago-gika. — 2012. — № 2. — S. 231—235.
6. Ibragimov, G. I. Kompetentnostnyy podkhod v professional'nom obrazovanii [Elektronnyy resurs] / G. I. Ibragimov. — Rezhim dostupa: http://ifets.ieee.org/russi an/depository/v10_i3/html/3_Ibragimov.htm.
7. Efremova, N. F. Podkhody k otseni-vaniyu kompetentsiy v vysshem obrazo-vanii : ucheb. posobie / N. F. Efremo-va. — M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010. — 216 s.
8. Kompetentnostnyy podkhod v peda-gogicheskom obrazovanii : kollektiv. mo-nogr. / pod red. V. A. Kozyreva, N. F. Ra-dionovoy. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004.
9. Matushanskiy, G. U. Metodologi-cheskie printsipy primeneniya kompetent-nostnogo podkhoda v professional'nom obrazovanii / G. U. Matushanskiy, O. R. Ku-dakov // Kazanskiy pedagogicheskiy zhur-nal. — 2009. — № 11—12. — S. 41—47.
10. Metodicheskie rekomendatsii po proektirovaniyu otsenochnykh sredstv dlya realizatsii mnogourovnevykh obra-
zovatel'nykh programm VPO pri kompe-tentnostnom podkhode [Elektronnyy resurs] / V. A. Bogoslovskiy, E. V. Karavaeva, E. N. Kovtun, O. P. Melekhova, S. E. Ro-dionova, V. A. Tarlykov, A. A. Shekhonin — Rezhim dostupa: http://bookfi.net/book/ 802456.
11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 1 ok-tyabrya 2015 g. N 1087 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazova-tel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.03. «Spetsial'noe (defektologicheskoe) obra-zovanie» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW_188308/.
12. Proekt metodicheskikh rekomendat-siy. Formirovanie i proverka kompetentsiy: fondy otsenochnykh sredstv, novye obrazovatel'nye tekhnologii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: univer.ntf.ru>... proektmetodicheskixrekomendaciy.doc.
13. Filatova, I. A. Tsennosti spetsial'-nogo pedagoga kak osnova formirovaniya gotovnosti k professional'noy deyatel'-nosti / I. A. Filatova // Spetsial'noe obra-zovanie. — 2010. — № 4. — S. 43— 49.
14. Formirovanie i proverka kompetent-siy: fondy otsenochnykh sredstv, novye obrazovatel'nye tekhnologii [Elektronnyy resurs] : proekt metodicheskikh rekomen-datsiy // Natsional'nyy fond podgotovki kadrov : sayt. — Rezhim dostupa: http:// univer.ntf.ru/DswMedia/proektmetodiche skixrekomendaciy.doc.
15. Yakovleva, I. G. Kontekstnyy podkhod v sisteme prioritetnykh podkhodov, obespechivayushchikh realizatsiyu i kon-kretizatsiyu lichnostno-orientirovannoy paradigmy srednego professional'nogo obrazovaniya / I. G. Yakovleva // Sibir-skiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2011. — Vyp. 12. — S. 35—41.
58
Спецнаïïbное 06pa30BaHne. 2016. № 4