УДК 378.147
МЕЖПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Г.Г. ЗАК, Д.Я. ЗАК
Статья посвящена актуальным проблемам, возникающих у современных специалистов при осуществлении комплексной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматриваются подходы к профессиональной межпрофильной подготовке бакалавров специального (дефектологического) образования (профили «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология» и «Специальная дошкольная педагогика и психология») к комплексной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Предложен вариант целенаправленного формирования у бакалавров по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование знаний, умений и профессиональных компетенций через проектирование дисциплин профессионального базового цикла и курсов по выбору студентов.
Ключевые слова: специалисты-дефектологи, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, межпрофильная подготовка, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО), бакалавриат.
В последнее время в нашей стране среди специалистов актуализировались вопросы оказания помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе связанных с осуществлением комплексной реабилитации (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Л.М. Шипицына и др.). При этом комплексная реабилитация рассматривается как система медицинских, социальных, педагогических, психологических, профессиональных [1] и юридических мер, направленных на восстановление лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость построения адекватного процесса комплексной реабилитации требует участия в работе всех специалистов - педагога-дефектолога, логопеда, психолога, воспитателя, инструктора ЛФК, социального педагога, врача, т.е. всех, кто составляет единую реабилитационную бригаду.
В настоящее время комплексная реабилитация лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется не только в домах-интернатах системы Министерства здравоохранения и социального развития, в которые они помещались долгое время, но и в специальных коррекционных школах VIII вида, массовой системе образования и др.
К сожалению, в практике деятельности государственных учреждений в системе Министерства здравоохранения и социального развития мало педагогов со специальным дефектологическим образованием, что не может не влиять на качество помощи, оказываемой ребенку [2]. Вместе с тем, как показывают наши наблюдения, значительные затруднения в практической коррекционно-педагогической работе испытывают и специалисты образовательных коррекционных школ VIII вида, которые долгое время были ориентированы на оказание помощи детям с легкой умственной отсталостью. Наконец, реализация инклюзивных процессов, привела к тому, что педагоги общеобразовательных учреждений оказались психологически, дидактически и методически не готовы к работе с указанной категории детей. Педагоги-практики массовой системы образования не только не обладают необходимой для новых условий специальной методической подготовкой, но и не могут с помощью краткосрочных теоретических курсов повышения квалификации достичь необходимого уровня практической подготовки [3].
Существующие проблемы указывают на необходимость в подготовке квалифицированных педагогов и специалистов, способных осуществлять комплексную реабилитацию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Последнее обстоятельство побудило авторов представить собственное видение возможных практических решений в части совершенствования содержания образования при подготовке специалистов-дефектологов к работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Рамки данной статьи не позволяют охватить вопросы профессиональной подготовки всех вышеперечисленных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации. На наш взгляд, особая роль в организации комплексной реабилитации принадлежит специалистам-дефектологам (олигофренопедагогам, логопедам, психологам). Совместно с детским неврологом (психиатром)
данные специалисты осуществляют комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка, определяют приоритетные направления коррекционной работы с учетом возраста и психофизических возможностей ребенка, разрабатывают и реализуют индивидуальные программы обучения (ИПО), поэтому считает необходимым остановиться на данном аспекте.
В Институте специального образования Уральского государственного педагогического университета (ИСО УрГПУ) реализуется основная образовательная программа подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования по четырем профилям: «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология» и «Специальная дошкольная педагогика и психология». В рамках перехода в 2011-2012 учебном году на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО, 2010 г.), в котором отражено содержание профессиональной подготовки специалистов-дефектологов, возникла необходимость пересмотра учебных планов и учебно-методических комплексов дисциплин. При этом мы убеждены в том, что готовность бакалавров специального (дефектологического) образования к профессиональной деятельности с вышеуказанной категорией детей возможна только в процессе целенаправленного формирования у студентов целостных интегративных знаний. В свою очередь, в проектировании содержания профессиональной подготовки должен учитываться принцип междисциплинарности на основе компетентностного подхода.
Необходимо отметить, что новый стандарт содержит профессиональный цикл, включающий базовую и вариативную часть, которая самостоятельно определяется образовательным учреждением в соответствии с профилем подготовки. Проведенный анализ стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование (бакалавр) позволил определить место и объем учебных дисциплин, в рамках изучения которых возможна межпрофильная профессиональная подготовка педагогов-дефектологов к комплексной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Опираясь на требования ФГОС ВПО в учебные планы бакалавров (профили «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология» и «Специальная дошкольная педагогика и психология») включена дисциплина профильного цикла базовой части «Специальная педагогика». Данная дисциплина изучается на 2-ом курсе, принимая во внимание тот факт, что успешность будущей профессиональной деятельности специалистов-дефектологов во многом зависит от того, насколько активно с первых курсов обучения студенты включены в разнообразную учебную и практическую деятельность. При определении содержания и структуры данной дисциплины учитывалась ее системообразующая и интегрирующая роль в общей структуре профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов. Ей предшествовало изучение студентами дисциплины «Педагогика» в профессиональном цикле, следовательно, они знакомы с основными научными понятиями и категориями, знают цели и задачи педагогических систем общего образования. Цель дисциплины «Специальная педагогика» заключается в том, чтобы познакомить студентов с основами теории специальной педагогики, ее понятийным аппаратом, научными основами, методологией, методами и приемами работы с детьми ограниченными возможностями жизнедеятельности. Изучение дисциплины, общей трудоемкостью 144 часа, организуется в различных формах учебной деятельности: лекции (36 часов), практические занятия (36 часов), самостоятельная работа студентов (72 часа). В лекционный курс входят основополагающие разделы теории, связанные с рассмотрением общих научных оснований специальной педагогики. Для более успешного формирования у будущих специалистов-дефектологов знаний об особенностях работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в содержание лекционного материала темы «Лица с нарушением интеллекта и особенности коррекционно-педагогической работы с ними» включены разделы:
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость.
2. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость.
3. Специальное образование детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость. Реализация индивидуальных коррекционно-образовательных программ.
4. Цель, задачи и содержание профессионального образования, социокультурного включения и адаптации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость.
5. Особенности проведения коррекционно-компенсаторной работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в учреждениях образования, здравоохранения и
социальной защиты.
6. Психолого-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Темы и разделы, предлагаемые для практических занятий, предоставляют возможности для изучения и анализа студентами специальной литературы, нормативно-правовых материалов, просмотра видеоматериалов по соответствующей тематике. На практических занятиях более детально рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей работы специалиста-дефектолога того или иного профиля подготовки, в том числе разработки и реализации индивидуальной коррекционной программы реабилитации ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталость.
Данная дисциплина предполагает большой объем самостоятельной работы по изучению литературных источников, подбору и анализу материала для практических занятий. С этой целью в учебно-методическом комплексе дисциплины предложен список специальной литературы.
Таким образом, мы предполагаем, что в ходе изучения дисциплины «Специальная педагогика» бакалавр специального (дефектологического) образования будет обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5) [4].
Вместе с тем, при изучении дисциплины «Специальная педагогика» у студентов-дефектологов конкретизируются современные знания применительно к сфере комплексной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость по областям специальной педагогики: «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика».
Article is devoted to the problems encountered by today's professionals for complex rehabilitation of children with moderate to severe mental retardation. Approaches to professional mezhprofilnoy bachelors special (defectological) education (profiles "Oligophrenopedagogics", "Speech Therapy," "Special Psychology" and "Special preschool pedagogy and psychology") to the complex rehabilitation of children with moderate to severe mental retardation. A variant of the targeted formation at bachelor's degree in special training (mental retardation) formation of knowledge, skills and professional competence through professional design disciplines of the basic cycle and elective courses students.
Keywords: experts, pathologists, children with moderate to severe mental retardation, mezhprofilnaya training, Federal State Educational Standard of Higher Professional Education of the third generation (GEF VPO), bachelor's degree.
Список литературы
1. Ивачев П.В. Теория и практика социально-медицинской работы: учеб.пособие / П. В. Ивачев, Ю.С. Чурилов, К.В. Кузьмин. Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. 256 с.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. 239 с.
3. Назарова Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование. 2012. №3. С. 6-12.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавр). URL:http://iso.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/60-05070062-logo (дата обращения: 29.01.2013).
Об авторах
Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Уральского государственного педагогического университета, заместитель декана по учебной работе. 620017, г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 26. Тел.
рабочий: 8(343)2357623. Дом. адрес: 620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 63, кв. 58. тел.(сотовый): 89122488386. [email protected]
Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of the Chair of Special Pedagogy and Special Psychology The Ural State Pedagogical University. 620017, Ekaterinburg, Pr. Kosmonovtov, Tel.: 8 (343) 2357623.tel.
Зак Дарья Яновна, студентка 4 курса Уральского государственного педагогического университета, председатель студенческого научного общества, стипендиат Правительства Российской Федерации. Дом. адрес: 620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 63, кв. 58. тел.(сотовый): 89122488386.
Zak Daria Yanovna, 4d year Student of the Chair of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University
Training of pathologists to work with persons with moderate and severe mental retardation in a multi-level model of learning