УДК 376.42 ББК 74.48+74.5
Зак Галина Георгиевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры специальной педагогики и специальной психологии Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Зак Дарья Яновна Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Zak Galina Georgievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Special Pedagogy and Special Psychology The Ural State Pedagogical University Yekaterinburg Zak Daria Yanovna
The Ural State Pedagogical University Yekaterinburg
Становление, развитие и модернизация высшего специального (дефектологического) образования в России: исторический анализ Formation, Development and Modernization of Higher Special (Defecto-logical) Education in Russia: Historical Analysis
В статье рассмотрены периоды становления и развития высшего дефектологического образования в дореволюционной и Советской России. Выделены характерные особенности подготовки специалистов-дефектологов в настоящее время на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
The article deals with the periods of formation and development of higher de-fectological education in pre-revolutionary and Soviet Russia; highlights the characteristics of defectologists’ training nowadays based on the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) towards the training of «Special (Speech Pathology) Education».
Ключевые слова: высшее дефектологическое образование; периоды: дореволюционный, советский, постсоветский; подготовка специалистов-дефектологов; компетенции.
Key words: higher defectological education; periods: pre-revolutionary, Soviet, post-Soviet; defectologists’ training; competences.
В эпоху реформирования генезис системы высшего специального (дефектологического) образования приобретает особую значимость. Он позволяет выделить периоды становления и развития, осуществить обзор накопленного пе-
редового опыта, определить новые концепции модернизации высшего дефектологического образования в современной России.
Проблема подготовки специалистов-дефектологов в нашей стране освещалась в работах Д. И. Азбукина, И. М. Бгажноковой, Х. С. Замского, В. В. Коркунова, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, Ш. Н. Нигаева, Е. В. Шивриной, И. А. Филатовой, и др. В ходе историографического анализа отечественных источников, мы выделили три периода становления, развития и модернизации высшего дефектологического образования в России:
Первый период (кон. XIX века - нач. XX века) - подготовка специали-стов-дефектологов в дореволюционной России.
Второй период (нач. XX века - кон. XX века) - подготовка специалистов-дефектологов в Советской России.
Третий период (кон. XX века - по наст. вр.) - подготовка специалистов-дефектологов в современной (постсоветской) России.
Аналитический обзор теории и практики высшего специального (дефектологического) образования в дореволюционной России (первый период) дает нам основание констатировать, что «подготовка кадров для немногочисленных специальных учреждений, где обучались исключительные дети, осуществлялась на краткосрочных курсах, а количество подобных курсов было крайне малым. <...> Курсы эти проходят преимущественно при учебно-воспитательных заведениях, где осуществляется практика обучения и воспитания исключительных детей». Несмотря на то, что краткосрочные курсы стихийно организуются и так же стихийно закрываются, имеются упоминания об организации педагогических курсов, готовящих учителей как для работы со слепыми (1881), глухими (1897, 1913), так и глубоко умственно отсталыми детьми (1900, 1912). К концу данного периода, реально существовавшая система специального образования в России нуждалась в профессионально подготовленных кадрах, но государственные структуры противостояли общественным инициативам в области помощи детям с выраженными отклонениями в развитии [8. С. 31, 34, 35].
Подготовка специалистов-дефектологов в Советской России (второй период) имеет характерные особенности, поэтому условно разделена на три этапа:
1-й этап - октябрь 1917-1920-е годы - зарождение, становление и оформление структуры высшего дефектологического образования;
2-й этап - 1930-1950-е годы - формирование содержания высшего дефектологического образования и накопление опыта подготовки специалистов;
3-й этап - 1960-нач.1990-х годов - фундаментализация высшего дефектологического образования [8. С. 60].
На первом этапе усиленная подготовка специалистов для системы специального образования «происходит в уникальный исторический момент смены государственного строя, идеологии, ценностных ориентаций, моральноэтических и культурных норм, в период глубокого экономического кризиса, разрухи и Гражданской войны» [8. С. 36] и вновь начинается с кратковременных курсов (1918, 1919). Бесспорно, роль подобных курсов была огромна, но необходимо признать, что уровень профессиональной подготовки специалистов был все-таки низок.
Х. С. Замский отмечает, что существенный вклад в решение проблемы подготовки специалистов-дефектологов в указанное время внес I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920). Будучи одним из представительных форумов советских общественных деятелей, врачей и педагогов, участвовавших в борьбе с дефективностью, съезд решил считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей. В резолюции съезда говорилось о необходимости организации специальных высших учебных заведений и курсов
- как длительных, так и краткосрочных для подготовки работников в учреждения для всех видов детской дефективности. Согласно решению съезда в Москве (1920) при Наркомпросе и Наркомздраве открылись институты по подготовке учителей-дефектологов слившиеся в один институт (1923), который был преобразован в дефектологическое отделение при педагогическом факультете Второго МГУ (1925) [3] (сейчас - Московский государственный педагогиче-
ский институт). В Петрограде (1920) организуется Институт специального воспитания нормального и дефективного ребенка (в настоящее время - Российский государственный педагогический университет в Санкт-Петербурге).
В 1921 году организуется Научно-педагогический институт по детской дефективности, призванный решить задачу подготовки высококвалифицированных педагогов-дефектологов для учреждений образования и воспитания исключительных детей, консультантов по лечебно-педагогическому делу и орга-низаторов-инструкторов медико-педагогических учреждений [8. С. 36].
Необходимо отметить, что на дефектологических отделениях осуществляется единая универсальная подготовка специалистов с присвоением квалификации «дефектолог».
Таким образом, для первого этапа характерен переход от курсовой подготовки специалистов-дефектологов к созданию самостоятельных институтов, их дальнейшее слияние с педагогическими институтами в виде дефектологических отделений, поэтому его можно по праву считать временем зарождения, становления и оформления структуры высшего профессионального дефектологического образования в стране.
Начало второго этапа характеризуется реорганизацией и развитием дефектологических отделений, их преобразованием в дефектологические факультеты, затем институты (так, в 1938 году был создан Московский государственный педагогический дефектологический институт). Подготовка специалистов осуществляется по трем профилям: тифлопедагог, сурдопедагог и олигофрено-педагог. Вместе с тем, с 1939 по конец 1950-х годов кроме дефектологической специальности выпускники получили право преподавать в средней школе один из учебных предметов, что привело «к снижению уровня специального (дефектологического) образования, <...> ослаблению специализации в подготовке дефектологов» [8. С. 46]. К концу второго этапа встает проблема коренной перестройки всей системы подготовки специалистов для специальных учреждений (1959). Разрабатываются новые учебные планы, которые усиливают специализацию выпускников дефектологических факультетов. Происходит отказ от
двойного профиля специалиста, подготовка кадров для системы специального образования ведется по 5 специальностям: «олигофренопедагогика», «сурдопедагогика», «тифлопедагогика», «логопедия», «специальная дошкольная педагогика».
Таким образом, для второго этапа характерно формирование содержания высшего дефектологического образования и накопление опыта подготовки специалистов широкого профиля.
Начало третьего этапа - новый виток развития высшего дефектологического образования, связанный с расширением сети дефектологических факультетов и отделений в различных регионах страны. Так в 60-е годы открываются дефектологические факультеты в Минске, Свердловске, Иркутске, Ташкенте, Тарту и Кишиневе. К концу 1970-х годов подготовка специалистов для системы специального образования осуществляется на 13 дефектологических факультетах и отделениях, а к концу 1980-х годов - в 19 педагогических вузах страны [8. С. 52-54]. Происходит становление и развитие специальности «специальная психология».
Таким образом, третий этап - фундаментализация высшего дефектологического образования в России.
Мы не считаем необходимым в рамках данной статьи останавливаться на критической оценке, существовавшей в то время системы подготовки дефектологических кадров. Отметим только, что основными специальностями подготовки на большинстве дефектологических факультетах и отделениях были олигофренопедагогика и логопедия. Кроме того, некоторые факультеты испытывали трудности в комплектовании профессорско-преподавательского состава [8. С. 53]. Ни один факультет не готовит специалистов для работы с детьми, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, сложные нарушения развития, ранний детский аутизм, комплексные нарушения развития, умеренную и тяжелую умственную отсталость и др. Тем не менее, во второй период развития высшего специального (дефектологического) образования существенно повышается эффективность подготовки специалистов-дефектологов.
Подготовка специалистов-дефектологов в современной (постсоветской) России (третий период) происходит на фоне социально-экономических и социокультурных перемен.
Процессы модернизации, болонизации и инноватизации неизбежно обострили вопросы повышения качества высшего профессионального образования. В свою очередь это актуализировало проблему модернизации высшего профессионального образования и создания опережающей системы профессиональной подготовки специалиста нового типа, построенной на принципах инновационности. Проблемам инновационности образования посвящается большое количество отечественных исследований (А. А. Арламов, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенин, А. И. Субетто, О. Г. Хомерики, А. В. Хуторской, М. М. Фридман, Н. Р. Юсуфбеков) [6].
Разумеется, это естественным образом вызвало необходимость модернизации и реформирования высшего специального (дефектологического) образования в подготовке и переподготовке кадров для оказания комплексной помощи лицам с отклонениями в развитии.
Разрабатывается и публикуется проект единой концепции высшего дефектологического образования в России (1991), в которой были изложены основная цель, принципы, положения и задачи реформирования высшего дефектологического образования [5. С. 3].
Вместе с тем, опираясь на глубокий многоаспектный анализ историкогенетических и социокультурных основ становления и оценивая современный этап развития государственной системы специального образования в России, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) являющийся ведущим научным центром страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии отмечает, что в практике сложился некий «дисбаланс между обучением и развитием», который должен осмысливаться в пользу максимально необходимой возможности социокультурного развития каждого ребенка с особыми нуждами [2]. Очевидно, что роль дефек-
тологической науки состоит в « <...> подготовке кадров нового поколения специалистов <...> и упорядочивание функционирования системы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями в развитии в условиях действующей системы образования» [7].
Происходит переход на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование, что предполагает многоуровневое образование. Многоуровневая подготовка педагогов-дефектологов представлена в виде двухуровневой системы: первый уровень -
4-годичное обучение (степень «бакалавр»), второй уровень - 2-годичное обучение (степень «магистр»).
Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО являются компетенции, полученные студентом в ходе обучения.
В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения, навыки, личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи. Компетентностная модель выпускника предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям [1].
При этом очевидно, что образовательные программы дисциплин должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами-дефектологами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.
Как справедливо заметил Б. М. Игошев, «в стандарте определяется, что лекционные занятия не могут составлять более 40% аудиторных занятий, <...>
придется <...> серьезно заняться организацией самостоятельной работы студентов, в процессе которой они и должны приобретать <...> компетенции» [4. С. 147].
Нельзя забывать и о приоритетных направлениях и проблемах современной дефектологии, которыми являются: ранняя диагностика и оказание комплексной помощи (включающей социально-педагогические, психологические и медицинские услуги) детям с нарушениями в развитии раннего возраста (0 - 3 года); обучение и воспитание детей со сложными нарушениями развития; подготовка специалистов-дефектологов к работе с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, умеренной и тяжелой умственной отсталостью и т.п.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование позволяет высшим образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистрантов.
Основная образовательная программа предусматривает изучение дисциплин учебных по общенаучному и профессиональному циклам. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности.. .[9].
Таким образом, современная система высшего образования в полной мере позволяет учесть соотношение нового социального заказа в области специального образования и готовности практики и дефектологической науки к его реализации.
Проведенный исторический анализ становления, развития и модернизации высшего специального (дефектологического) образования в России позволяет сделать вывод о том, что система подготовки специалистов-
дефектологов в России проделала непростой путь, в большей степени связанный с историей нашего государства.
Вместе с тем, В. В. Путин, выступая с ежегодным отчетом о деятельности правительства в Госдуме (апрель, 2012) отметил, что постсоветский период в жизни России завершен, впереди - новый этап развития страны, этап создания государственного, экономического, социального порядка и общественного жизнеустройства, способного обеспечить процветание граждан нашей страны на десятилетия вперед [10].
В этой связи возникает потребность подготовки специалистов-дефектологов, способных понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем; владеющих современными методиками, осуществляющих координацию деятельности работников всех сфер и мониторинг эффективности проведенной работы [9].
Библиографический список
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические материалы] [Текст] / [И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 239 с.
3. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст] / Х.С. Замский. -М. : НПО «Образование», 1995. - 400 с.
4. Игошев, Б.М. Переход к инновационному образованию - стратегическая задача УрГПУ [Текст] / Б.М. Игошев // Педагогическое образование в России.- 2010. - №4.
5. Концепция высшего дефектологического образования: Проект [Текст] // Дефектология. - 1991.- № 2.
6. Ларионова, И.А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы [Текст]: автореф. дисс...д-ра пед. наук / Ларионова И.А. - Москва, 2009. - 43 с.
7. Малофеев, Н.Н., Гончарова, Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова//Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2000.- Выпуск 1.
8. Нигаев, Ш. Н. Очерки по истории специального образования [Текст] : учеб. пособие / Ш. Н. Нигаев, Е. В. Шиврина. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 96 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (магистр).
URL: www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050700m.doc.
10. URL: http: //www.newsl and.ru/news/detail/id/93 5342/
Bibliography
1. Baidenko, V.I. Identifying Competences of Graduates As a Necessary Stage of Designing SES HPE of a New Generation: Teacher Edition [Text] / V. Baidenko.
- M.: Research Center of the Training Quality, 2006. - 72 р.
2. Bgazhnokova, I. М. Education and Training of Children and Adolescents with Severe and Multiple Disabilities: [Program-and-Methodical Materials] [Text] / [I.M. Bgazhnokova, M.B., Ulyantseva, S.V. Komarova, et al.] // Ed. by I.M. Bgazhnokova. - M.: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2010. - 239 p.
3. [Electronic Resource]. - Access Mode:
http: //www.newsland.ru/news/detail/id/935342/
4. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education Towards Training 050700 Special (Speech Pathology) Education (Master) [Electronic Resource]. - Access Mode: www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050700m.doc.
5. Igoshev, B.M. Transition To Innovative Education Is a Strategic Objective of USPU [Text] / B.M. Igoshev // Teachers’ Education in Russia. - 2010. - № 4.
6. Larionovа, I.A. Integrative Trends in the Professional Training of the Social Sphere [Text]: Synopsis of Diss. ... Dr. of Ped. / I.A. Larionovа. - Moscow, 2009.
- 43 р.
7. Malofeev, N.N., Goncharova, E.L. The Position of the ICP RAE in the Evaluation of the Modern Stage of the State Special Education System Development in Russia [Text] / N.N. Malofeev, E.L. Goncharov // Institute for Special Education Almanac of RAE. - 2000. - Issue 1.
8. Nigaev, S. H. Essays on the History of Special Education [Text]: Manual / N. S. Nigaev, E.V. Shivrina. - Yekaterinburg: Ural State Ped. University, 2003. - 96 р.
9. The Concept of Higher Defectological Education: Project [Text] // Defectology. -1991. - № 2.
10. Zamsky, Kh.S. Mentally Retarded Children: History of Research, Education and Training Since Ancient Times to the Middle of the XX Century [Text] / Kh.S. Zamsky. - M.: SPS "Education", 1995. - 400 p.