Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
УДК 378
А. И. Сергеева
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГОВ
В ВУЗЕ
Представлена краткая история развития системы подготовки дефектологических кадров. Показаны основные этапы становления профессионального дефектологического образования в России. Перечислены факторы, оказавшие влияние на развитие профессиональной подготовки учителей-дефектологов. Проведено сравнение содержания двух государственных федеральных образовательных стандартов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденных в последнее пятилетие. Проанализированы компетенции, приобретенные выпускником в результате освоения образовательной программы бакалавриата. В нормативных документах выявлены новые акценты относительно компетенций. Определены основные современные тенденции развития профессиональной подготовки дефектологов в вузе.
Ключевые слова: высшее дефектологическое образование, обновление содержания профессиональной подготовки, компетенции, рефлексивная компонента, обучение и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья, полифункциональный дефектолог.
Переход дефектологического высшего образования на многоуровневую систему подготовки кадров на основе компетентностного подхода согласно новому ФГОС высшего образования обозначает изменения во всех его системообразующих компонентах: содержании, формах, методах и технологиях. Профессиональная подготовка дефектологов формируется уже почти столетие. Согласимся с мнением А. В. Калиниченко, что профессиональная подготовка специалистов-дефектологов - целостная система, являющаяся частью высшего профессионального образования, которая отражает условия, факторы и тенденции внешней среды, имеет свое внутреннее профессиональное пространство и развивается в соответствии с общими и частными целями и закономерностями в социуме, политике, образовании [1].
В контексте исследования представляется рациональным кратко рассмотреть основные этапы становления профессиональной подготовки дефектологов в России, обозначить подходы и факторы, влияющие на данный процесс. Теоретический анализ литературы показал, что вопросы подготовки дефектологов в разные годы освещались в исследованиях Д. И. Азбукина, Ф. А. Рау (1950), В. А. Ков-шикова, М. Н. Никитиной (1959), В. А. Лапшина, В. А. Феоктистовой, Л. С. Волковой (1990), В. И. Селиверстова (1990-1994), Н. М. Назаровой (1996), В. В. Рубцова (2007), А. А. Марголиса (2012), Н. Н. Малофеева (2009-2014) и др. В последние десятилетия акценты ставятся на повыше-
ние требований к качеству профессиональной подготовки в вузе (Е. В. Зволейко, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, А. В. Калиниченко и др.).
Факторы, оказавшие влияние на становление дефектологического образования: отношение социума и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), законодательные документы в сфере специальной (коррекционной) помощи и системы подготовки дефектологических кадров, развитие дефектологии и смежных с ней областей знаний, а также социально-экономические и политические условия в стране. Подготовка компетентных дефектологов становится значимой задачей вузовского образования по мере признания любого человека с ОВЗ как самоценной личности. Тенденция гуманизации содержания образования отражается в системе помощи лицам с отклонениями в сенсорной, интеллектуальной, физической, эмоциональной сферах, осуществлении их права на высококвалифицированную помощь дефектологов: диагностику, консультирование, коррекционное обучение и воспитание, социально-педагогическую и психологическую помощь, поддержку лиц с ОВЗ и их семей. В основу профессиональной подготовки дефектологов в России заложен антропологический подход [2, 3].
До начала ХХ в. существовала только курсовая подготовка дефектологов в России и переподготовка кадров. А. В. Калиниченко разделила историю профессиональной подготовки дефектологов на пять этапов.
Первый этап - поисковый (1918-1922 гг.), для него характерна общедефектологическая подготовка специалистов для работы с детьми с различными отклонениями в развитии, с акцентом в содержании на изучение медицинского блока дисциплин. Специализации не было, общедефектологическая подготовка охватывала три области, а именно: олигофренопедагогику, сурдопедагогику и тифлопедагогику, затем включили в содержание подготовки обучение логопедов. В 1920-е гг. открылись два первых дефектологических института в Москве.
Второй период - институциональный (19231960 гг.) - определение и поиск содержания в подготовке дефектологов по направлениям. В 1923 г. установили четырехлетний срок подготовки спе-циалиста-дефектолога. С 1924 г. Ленинградский государственный педагогический институт (ЛГПИ) им. А. И. Герцена стал выпускать учителей-дефектологов. С 30-х гг. ХХ в. в дефектологической подготовке разграничились специальности на более узкие направления: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. В этот период дефектология рассматривалась как комплексная медико-педагогическая наука с отраслями (сурдо-, тифло-, олигофренопедагогикой). Особенно значимым было признание логопедии интегра-тивной наукой, опирающейся на знания из области медицины, педагогики и психологии. К 50-м гг. ХХ в. система подготовки дефектологов сложилась. В этот период существовали очная и заочная формы обучения, повышение квалификации, переподготовка. До конца ХХ в. кардинально система подготовки специалистов не менялась, а только совершенствовалась.
Третий этап - стабилизационный (1960-й - начало 1990-х гг.) - развертывание подготовки дефектологов для системы дошкольного воспитания в учреждениях разных типов (видов); подготовка специалистов по двойному профилю. Важным событием стало в 1978 г. открытие логопедического отделения на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1980-е гг. на дефектологических факультетах были введены дополнительные специальности: «Сурдопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Тифлопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Сурдопедагог. Учитель математики», что расширило функциональность специальности [4].
В этот период были опубликованы основные научные исследования для углубленного освоения дефектологических специальностей. Расширилась методическая оснащенность образовательного процесса. Например, вышел учебник для дефектологических специальностей «Логопедия» под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской, кото-
рый постоянно дорабатывается и является базовым изданием в подготовке учителей-логопедов.
Четвертый этап - инновационный (начало 1990-х - 2000 г.) - углубление специализации по направлениям, определенным классификатором специальностей: сурдо-, тифло-, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология. Выявился дефицит дефектологических кадров, в РСФСР дефектологическое образование имели только 10 %, в союзных республиках - от 0,5 до 8 % [5]. С 1990-х гг. началось совершенствование непрерывного высшего педагогического (дефектологического) образования. В 1992 г. впервые в РГПУ была экспериментально введена уровневая система подготовки в области коррекционной педагогики [6]. Составлялись стандарты многоуровневой подготовки специалиста (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога и специального психолога), на основе которых разрабатывались новые учебные планы с учетом перспектив развития дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений России. К началу ХХ1 в. система высшего дефектологического образования была развита в соответствии с государственными требованиями, предъявляемыми к специалисту-дефектологу.
Пятый этап - модернизационный (2000-2010 гг.) ознаменован многоуровневой стандартизацией содержания образования, усилением специализации в подготовке дефектологов, личностно ориентированным и компетентностным подходом. Министерством образования задан вектор на подготовку педагога, способного к решению проблем интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников [7].
В ФГОС ВПО 2010 г. были впервые определены компетенции, разграничены направления и профили подготовки дефектологов на уровне бакалавриата. Дефектологические специальности (логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика) вошли в направление «Специальное (дефектологическое) образование» [8].
Сравнительный анализ ФГОС ВПО 2010 г. и ФГОС ВО 2015 г. по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» с целью осмысления ключевых моментов содержания и требований к результатам профессиональной подготовки дефектологов в рамках компетентностного подхода позволил сделать выводы [9]:
1. Определены области профессиональной деятельности выпускника, а именно: образование детей, подростков, взрослых с ОВЗ в учреждениях образования, социальной сферы и здравоохранения. Объектами профессиональной деятельности дефектолога являются коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)
процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы (в обоих документах).
2. В стандарте 2015 г. подчеркнуто, что при разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид профессиональной деятельности исходя прежде всего из потребностей рынка труда.
3. Коренные изменения внесены в программу бакалавриата в виды учебной деятельности / результатов программы в ФГОС ВО 2015 г. Они разделены на два направления в программах академического и прикладного бакалавриата.
4. Нововведением стала сетевая форма реализации образовательных программ в ФГОС ВО 2015 г. [9].
5. Виды профессиональной деятельности дефектологов (коррекционно-педагогическая, диаг-ностико-консультативная, исследовательская, культурно-просветительская) отражают специфику в отличие от традиционной деятельности учителя (в обоих ФГОС).
6. Характеристика видов деятельности и компетенций включает новые акценты, активизирована рефлексивно-деятельностная компонента (РДК). Под РДК следует понимать реализацию принципа осознанности учебной и профессиональной деятельности обучающегося на всех ее этапах: постановки и решения профессиональных проблем, анализа собственной деятельности и оценки ее результатов [10]. Способности наметить перспективы саморазвития и готовности проектировать профессиональную деятельность с лицами с ОВЗ прописаны в компетенциях. К ним относятся: способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7); к осмыслению и анализу профессионально и личностно значимых социокультурных проблем, к осознанию и выражению собственной мировоззренческой и гражданской позиции (ОК-3); к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1); к организации, совершенствованию и ана-
лизу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4); к осуществлению мониторинга достижения планируемых результатов обра-зовательно-коррекционной работы (ПК-6); к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8) (ФГОС ВО 2015 г).
Анализ литературы и законодательных документов позволил определить современные тенденции профессиональной подготовки дефектологов в вузе.
Во-первых, развитие междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке дефектолога по причине увеличения количества лиц с ОВЗ со сложной структурой дефекта. Социальный заказ диктует обучение не олигофрено-, тифло-, сурдопедагога или учителя-логопеда, а полифункционального дефектолога, который будет способен обследовать и организовывать разные виды деятельности с лицами (и их семьями) с ОВЗ с различными, в том числе множественными, отклонениями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения [11].
Во-вторых, расширение и специфика характера профессиональной деятельности дефектолога предполагают не исполнительскую позицию, а развитую субъектную, а именно осознанность на всех этапах профессиональной деятельности и в каждом ее виде. Например, готовность к самостоятельным профессиональным решениям (выбору и разработке коррекционных программ и методического обеспечения с учетом индивидуальных способностей лиц с ОВЗ) требует изменения в формах, методах и технологиях образования. Следовательно, активизируется рефлексивно-деятельност-ная компонента в содержании компетенций ФГОС последнего пятилетия.
В-третьих, изменения ценностных приоритетов образования - социокультурная направленность подготовки. В содержании компетенций появился акцент на формирование способности к духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ (ПК-10).
Список литературы
1. Калиниченко А. В. Становление высшего дефектологического образования в России в XX веке - первом десятилетии XXI века: дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2014. 193 с.
2. История логопедии. Медико-педагогические основы: учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Академический проект, 2004. 382 с.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 319 с.
4. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984. 295 с.
5. Аслаева Р. Г. Подготовка педагогов-дефектологов в педагогическом вузе: реальность и перспективность // Дефектология. 2009. № 6. С. 71-80.
6. Бгажнокова И. М. О переходе на многоуровневую систему высшего образования на дефектологическом факультете Курского педагогического института // Дефектология. 1994. № 4. С. 79-80.
7. Бачина О. В. Организация вариативно-модульной системы повышения квалификации педагогов дефектологического профиля: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2002. 257 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). 2010. URL: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_10/prm49-1.pdf. (дата обращения: 21.01.2015).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование». 2015. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/ prm801-1.pdf (дата обращения: 29.01.2016).
10. Смышляева Л. Г., Сивицкая Л. А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2009. 109 с.
11. Черкасова Е. Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах РФ // Дефектология. 2008. № 1. С. 85-90.
Сергеева А. И., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. Е-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.02.2016.
A. I. Sergeeva
MODERN TENDENCIES OF UNDERGRADUATE DEFECTOLOGISTS' PROFESSIONAL TRAINING IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
A brief history of the defectology personnel training system development is given. Major stages of professional defectological education establishment in Russia are shown. Factors, influencing the development of teachers-defectologists' professional training are listed. The interest in education of children, teenagers and grown-ups with limited health abilities is increased in educational, social and healthcare institutions. Two Federal State Educational Standards, regarding Special (defectological) education, approved during last five years, are compared. Competencies, obtained by graduate students, as a result of a new baccalaureate education program implementation are analyzed. New accents in competencies and regulations are specified. Major modern tendencies of defectologists' professional training development in a higher education institution are defined.
Key words: higher defectological education, professional training content update, competencies, reflexive component, education and correction of individuals with limited health abilities, modern tendencies of defectological education, polyfunctional defectologist.
References
1. Kalinchenko A. V. Stanovleniye vysshego defektologicheskogo obrazovaniya vRossii vXX veke - pervom desyatiletiiXXI veka. Dis. kand. ped. nauk [Establishment of the higher defectological education in Russia in XX - first decade of XXI. Diss. cand. ped. sci.]. Blagoveshchensk, 2014. 193 p. (in Russian).
2. Seliverstov V. I. Istoriya logopedii. Mediko-pedagogicheskiye osnovy: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Medical-pedagogical foundations: a study guide for the higher education institutions]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2004. 382 p. (in Russian).
3. Malofeev N. N. Spetsial'noye obrazovaniye vmenyayushchemsya mire. Rossiya: ucheb. posobiye dlya stud. ped. vuzov v 2 ch., ch. 1. [Special education in a changing world. Russia: a study guide for pedagogical higher education institutions' students in two parts. Part 1]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 319 p. (in Russian).
4. Basova A. G., Egorov S. F. Istoriya surdopedagogiki [History of deaf-and-dumb pedagogy]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1984. 295 p. (in Russian).
5. Aslaeva R. G. Podgotovka pedagogov-defektologov v pedagogicheskom vuze: real'nost' i perspektivnost' [Pedagogs-defectologists' training in a higher education institution: reality and prospects]. Defektologiya - Defectology, 2009, no. 6, pp. 71-80 (in Russian).
6. Bgazhnokova I. M. O perekhode na mnogourovnevuyu sistemu vysshego obrazovaniya na defektologicheskom fakul'tete [About a transition to a multilevel higher education system at Defectological Faculty of Kursk Pedagogical Institute]. Defektologiya - Defectology, 1994, no. 4, pp. 79-80 (in Russian).
EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)
7. Bachina O. V. Organizatsiya variativno-modul'noy sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogov defektologicheskogo profilya. Dis. kand. ped. nauk [Organization of a variably-modular qualification improvement system of defectological speciality educators. Diss. cand. ped. sci.]. Tambov, 2002. 257 p. (in Russian).
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050700 "Spetsial'noye (defektologicheskoye) obrazovaniye"(kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") [Federal State Educational Standard of higher professional education, speciality of training 050700 "Special (defectological) education" (qualification (degree) "Bachelor")]. 2010. URL: http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_10/prm49-1.pdf (accessed 21 January 2015) (in Russian).
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya "Bakalavriat". Napravleniye podgotovki 44.03.03. "Spetsial'noye (defektologicheskoye) obrazovaniye" [Federal State Educational Standard of higher education. Level of higher education: "Baccalaureate". Speciality of training 44.03.03 "Special (defectological) education"]. 2015. URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_09/prm801-1.pdf (accessed 29 January 2016) (in Russian).
10. Smyshlyaeva L. G., Sivitskaya, L. A. Pedagogicheskiye tekhnologii aktivizatsii obucheniya v vysshey shkole [Pedagogical technologies of education intensification in a higher education institution]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ., 2009. 190 p. (in Russian).
11. Cherkasova E. L. Sovremennoye sostoyaniye professional'noy podgotovki spetsialistov-defektologov v vuzakh RF [A modern state of defectology specialists' professional training in the higher education institutions of Russia]. Defektologiya - Defectology, 2008, no. 1, pp. 85-90 (in Russian).
Sergeeva A. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
Е-mail: [email protected]