курсы, фестивали, смотры художественной самодеятельности, организация патриотических движений и др.
Физкультура и спорт также выступают приоритетными направлениями в муниципальных социально-педагогических программах, направленных на развитие этих сфер жизнеобеспечения населения. Задачи местной власти здесь сводятся к организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований; необходимо также организовать материально-техническое обеспечение деятельности стадионов, спортивных залов и игровых площадок.
Целый комплекс мероприятий содержат природоохранные муниципальные социально-педагогические программы, развитие сферы культуры муниципального образования осуществляется за счет внедрения муниципальных социально-педагогических программ, задачи которых сосредоточены на охране и поддержке экологии за счет природоохранных мероприятий.
В заключение можно констатировать: анализ ряда муниципальных социально-педагогических программ сельских поселений Ставропольского края выявил определенную работу, проделанную местными органами власти по реализации задач жизнеобеспечения жителей муниципальных образований на основании подготовки и реализации данных программ, что приводит к несомненному результату даже в условиях крайне ограниченных ресурсов муниципальных образований края.
Литература:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // КонсультантПлюс.
2. Екимова К. В., Чернышов А. Н. Разработка программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия: экономика и менеджмент. -2011,-№8.-С. 59-64.
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р // КонсультантПлюс.
4. Курченков В.В., Коробкина Т.В., Калмыкова Т.Н. Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных программ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - № 3. - С. 39-45.
5. Ленченко H.A. Об общих принципах составления программы развития муниципального образования // Новые технологии. - 2009. - №2. - С. 46-49.
6. Муниципальная программа "Развитие муниципального образования село Алексеевское Благо-дарненского района Ставропольского края на 2016-2018 годы" // http://admalekseevka.ru/
7. Об утверждении Программы социально-экономического развития муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края на 2016-2020 годы // https://ok.ru/lysogorsk/topic/63758611038391
8. РФ. Правительство. Постановления. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы: постановление от 14.07.2012 N 717 (ред. от 13.12.2017) // КонсультантПлюс
9. РФ. Ставропольский край. Туркменский район. ' Куликово-Копанский сельсовет. Администрация. Постановления. Об утверждении программы социально-экономического развития муниципального образования Куликово-Копанского сельсовета Туркменского района на 2011-2015 годы: постановление от 17 июня 2011 г. № 30 //kulikovi-kopani.ru/
Ю.Муниципальная программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края на 2017-2025 годы // http://staromarevka.ru/
11.Проблемы развития государственного управления и муниципального управления в современной России : монография / дод ред. Т.И. Барсуковой, В.Ю. Максимова. - Ставрополь : Мир данных, 2011.- 192 с.
12.РФ. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации: закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // КонсультантПлюс
13. РФ. Законы. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (в ред. федер. закона от 28.12.2016 № 501-ФЗ) // Информационная правовая система "КонсультантПлюс".
14.Муниципальная программа "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства на территории муниципального образования село Бурлацкое Благодарнен-ского района Ставропольского края на 2016-2025 годы" // http://burlackoe.ru/documents/449.html
00 1-Н
О си
-0 X
2
г-
CU
си
ч
s
41
ASSESSMENT OF COMPETENCES FORMATION ON CLASSES OF FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES Zhdankina Irina Yurievna, Assistant Professor Ignatieva Natalya Nilokaevna, Assistant Professor
Department of Foreign languages, Nizhniy Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino
ьс £
UJ S ъс о
LU
42
In the article the process of assessment of competences formation on discipline "Foreign language" at non-linguistic Universities is considered. Changes in educational system have provoked a number of changes in the applied methodological and pedagogical technologies in the field of education, control and estimation procedures. Competence assessment must have a complex character and be based on a systematic analysis of level of competence formation with application of various modern and innovative methods and ways of results' estimation of training.
Keywords: competence; competence-based approach; assessment means; results of training; formation level.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08
©Жданкина И.Ю., 2018 © Игнатьева Н.Н., 2018
<
О. LU
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИКОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
В статье рассматривается процесс оценки сформированноети компетенций по дисциплине "Иностранный язык" в неязыковом вузе. Изменения в образовательной системе спровоцировали ряд изменений в применяемых методических и педагогических технологиях в сфере содержания обучения, контрольно-оценочных процедур. Оценка компетенций должна носить комплексный характер и основываться на системном анализе уровня сформированноети компетенций с применением различных современных и инновационных методов и способов оценивания результатов обучения. Ключевые слова: компетенция; компетентностью подход; оценочные средства, результаты обучения, уровень сформированное™.
I
ЖДАНКИНА Ирина Юрьевна, старший преподава тель
ИГНА ТЬЕВА Наталья Николаевна, старший преподава тель
кафедра Иностранных языков, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню конкурентоспособности выпускников вузов, в том числе и на международном уровне. С другой стороны, образовательная система претерпевает качественные изменения в области подходов и принципов обучения. Результатом реформирования стало внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+, ++), основанных на компетентностном подходе и направленных на формирование у студентов компетенций.
Изменения касаются не только образовательного процесса, как такового, но и применяемых методических и педагогических технологий в сфере содержания обучения, контрольно-оценочных процедур, в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС. Компетентностью подход предполагает сочетание традиционных и инновационных методов и форм оценивания результатов обучения.
Во ФГОС нового поколения иностранному языку отводится особая роль: по меньшей мере, одна та или иная компетенция предполагает способность к иноязычной коммуникации. Таким образом, дисциплина "Иностранный язык" даже в неязыковом вузе занимает приоритетные позиции при формировании основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Подобная тенденция наблюдается и в ГБОУ ВО "Нижегородский государственный инженерно-экономический университет", где в рамках каждого направления подготовки предусмотрено изучения иностранного языка в течение четырех семестров и более на уровне бакалавриата. В вузе дисциплина "Иностранный язык" преподается на всех уровнях образования: среднее профессиональное образование, уровень бакалавриата, уровень магистратуры и аспирантуры.
В рамках реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов дисциплина "Иностранный язык" предполагает формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных (универсальных) компетенции.
Для определения и оценки уровня сформированности компетенций используются различные формы и методы, в том числе и инновационные. Каждая образовательная организация, в лице пре-
подавателей дисциплины, сама создает рабочую программу (учитывая примерную программу для уровня СПО), формирует фонд оценочных средств, содержащий сведения о мероприятиях и средствах для оценки знаний, умений, навыков и критерии для определения уровня сформированности компетенций.
В контексте данной работы рассмотрим процесс оценки сформированности компетенций по дисциплине "Иностранный язык" по направлению подготовки "Бизнес-информатика" (уровень бакалавриата), преподаваемой в рамках вариативной части Блока 1 основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина "Иностранный язык" по направлению подготовки "Бизнес-информатика" состоит из 5 модулей и 17 модульных единиц (МЕ) и направлена на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. формирование, развитие и совершенствование навыков говорения, чтения, аудирования и письма. Необходимо отметить, что дисциплина осуществляет формирование не только общекультурных компетенций, но и общепрофессиональных и профессиональных в соответствии с матрицей компетенций, разработанной выпускающей кафедрой:
"- (ОК-3) - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
- (ОК-5) - способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- (ОПК-1) - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- (ПК-18) - средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования" [4, 7].
Формирование компетенций осуществляется на всех этапах изучения дисциплины: от начального (бытовой иностранный язык) до завершающего (профессиональный иностран-
ный язык) с использованием разноуровневых языковых, условно-речевых и речевых заданий; средств и методов обучения с учетом специфики направления подготовки. Необходимо уточнить, что общекультурные или универсальные компетенции могут формироваться в рамках всего курса изучения дисциплины, общепрофессиональные и профессиональные компетенции - в рамках одного модуля и модульной единицы. Для систематизации работы по оцениванию уровня сформированности целесообразно распределить этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины в соответствии с тематикой и содержанием модульных единиц (табл. 1).
Таблица 1- Перечень компетенций с поэтапным указанием их формирования
Этапы формирования компетенций (разделы теоретического обучения) Кол компетенции по ФГОС
окз OK5 ОПК1 ПК18
МЕ1 «Роль иностранного языка в современном обществе» + + +
МЕ2 «IT- технологии и общество» + + +
МЕЗ «Страны изучаемого языка» + +
МЕ4 «Экономика» + + +
МЕ5 «Выдающиеся люди» + +
МЕ6 «Образование» + +
МЕ7 «Институт» + +
МЕ8 «Наука» + +
МЕ9 «Искусство» + +
МЕЮ «Персональные компьютеры» + + +
МЕ11 «Типы программного обеспечения ПК» + + +
МЕ12 «Типы элементов электронных устройств» + + +
МЕ13 «Профессия» + + +
МЕ14 «В поисках работы» + + +
МЕ15 «Деловой этикет» + + +
МЕ16 «Деловая переписка» + +
МЕ17 «Деловые переговоры» + +
Оценка уровня сформированности компетенций проводится на заключительном этапе изучения дисциплины. Для определения степени сформированности различных видов компетенций необходимо установить взаимосвязь между показателями освоения дисциплины и формами и критериями оценивания компетенций. Результаты обучения дисциплины базируются на "ЗУНовском" подходе, имеющем практико-ориентированный характер. Порядок оценивания степени сформированности компетенций определяется текущим контролем и промежуточной аттестацией. Промежуточная аттестация, как правило, проходит на завершающем этапе изучения дисциплины; формы проведения промежуточной аттестации определяются учебным планом направления подготовки. Текущий контроль регулярно осуществляется на занятиях в рам-кахучебного семестра. Формы проведения текущего контроля определяются каждым преподавателем отдельно, согласно содержанию обучения. Необходимо отметить, что одним из способов оценивания в компетентностном
подходе является балльно-рейтинговая система, которая способствует повышению мотивации у студентов к изучению дисциплины.
Т. С. Михайленко в своей работе пишет, что "для формирования качественных критериев оценивания результатов обучения в каждой
Из таблицы 2 видно, что критерии оценивания по дисциплине "Иностранные язык" и шкала оценивания уровня сформированнос-ти каждой компетенции выражаются количественно - максимальное количество 10 баллов: 5 баллов на текущий контроль и 5 баллов на промежуточную аттестацию. Выражение оценочного средства в баллах может варьироваться в зависимости отуровня знаний студентов, от содержания компетенции и от степени
учебной дисциплине с учетом видов учебных занятий необходимо определить оценочные средства" [3, 3]. Рассмотрим описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, приведенные нами в таблице 2.
репрезентации компетенции в рамках освоения содержания дисциплины.
При оценке сформированности компетенций производится последовательное оценивание уровня ЗУН в рамках каждой компетенции. Пример анализа результатов обучения по уровням сформированности компетенций по дисциплине "Иностранный язык" представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты обучения по уровням сформированности компетенций
Код контролируемой компетенции Критерии оценивания
не сформирована до 5-ти баллов начальный от 5 до 6 баллов базовый от 7 до 8 баллов продвинутый от 9 до 10 баллов
1 2 3 4 5
Знания
ОК-5 Не знает вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Слабо знает вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Хорошо знает вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Отлично знает вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач
Умения
Не умеет применять вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Слабо развито умение применять вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Хорошо развито умение применять вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач С высокой степенью научной точности и полноты может применять вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач
Таблица 2 - Показатели и критерий оценивания компетенций
код контролируемой компетенции Показатели освоения (Результаты обучения) Формы и критерии оценивания компетенций
Текущий контроль Промежуточная аттестация (зачет) Итого
Эссе Деловая игра Тестирование
ОК-5 знать: вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач уметь: применять вокабуляр для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач владеть: вокабуляром для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач 1 2 2 5 10
ОК-3 знать: лексический материал по экономической деятельности уметь: применять основы экономических знаний в различных сферах деятельности с использованием иностранного языка владеть: основами экономических знаний в различных сферах деятельности на иностранном языке 3 2 5 10
ОПК-1 знать: лексический материал по теме, информационно-коммуникационные технологи уметь: применять иностранный язык для решения профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий владеть: иностранным языком для решения проф.задач, современными информационно-коммуникативными технологиями 2 1 2 5 10
ПК-18 знать: средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования на иностранном языке уметь: применять иностранный язык для обработки, анализа и систематизации информации владеть: иностранным языком для обработки, анализа и систематизации информации 10 10
1 2 3 4 5
Владения
Не владеет навыками применения вокабуляря для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Слабо владеет навыками применения вокабуляря для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Хорошо владеет навыками применения вокабуляря для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач Отлично владеет навыками применения вокабуляря для коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения поставленных задач
Подобным образом расписываются все формируемые компетенции, согласно требуемым результатам обучения дисциплины. Из таблицы 3 видно, что степень сформированное™ каждой компетенции рассматривается не только в контексте "Знать. Уметь. Владеть", но и согласно критериям оценивания по 4-м уровням: до 5 баллов - компетенция не сформирована; от 5 до 6 баллов - начальный уровень; от 7 до 8 баллов - базовый уровень; от 9 до 10 баллов - продвинутый уровень.
Компетентностью подход предполагает реализацию образования, направленного на результат, и требует использования нетрадиционных методикоценивания. Необходимо отметить, что особенностью процесса оценки в рамках этого подхода является активность и самостоятельность обучающегося. Как было уже упомянуто выше, оценка уровня сформированное™ компетенций на занятиях по иностранному языку происходит в два этапа: в рамках текущего контроля и в рамках промежуточной аттестации. Из таблицы 2 видно, что для оценивания сформированности компетенций в рамках текущего контроля используются 3 оценочных средства: эссе, деловая игра и тестирование. Данные оценочные средства соответствуют результатам обучения и поэтому не могут быть в равной степени использованы для определения уровня сформированности каждой компетенции.
Использование тестирования позволяет оценить в рамках дисциплины ОКЗ, ОК5, ОПК1; раскрывая навыки владения лексическим материалом, которые относятся к чисто лингвистическим аспектам (вокабуляр, тематические фразы и выражения, формирование предложения и т. д), предполагая необходимость работы с использованием информационных технологий. Все задания в тестовой форме размещены в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации в оболочке МоосПе.
Необходимо отметить, что тестирование построено на разнообразных заданиях в тестовой форме, направленных на развитие языковой догадки. Например:
1. Определите слово по определению:
A situation in which an area is covered with water, especially from rain is called ...
a) Deforestation
b) Flooding
2. Подберите вместо пропусков подходящее по смыслу слово.
The most common_for planning the
program logic are flowcharting and pseudocode.
a) technologies; b) technics; c) techniques
3. In order to signal to the waiter that you have finished your meal, place the fork and knife back on the table where they were before.
a) True
b) False
4. Соотнесите колонки:
В рамках деловой игры происходит оценка сформированности ОК5 и ОПК1, что подразумевает развитие иноязычных коммуникативных навыков в профессиональной деятельности. Например, используемая деловая игра по теме "Деловые переговоры в сфере 1Т-деятель-ности" направлена на совершенствование навыков говорения и аудирования с применением профессиональной и деловой лексики. Студенты сами выбирают роли, строят диалоги и готовят предложения по предложенной коммуникативной ситуации. Данное оценочное средство не только затрагивает образовательный и практический аспект, но и воспитательный (формирование чувства ответственности и нравственности, деловой и профессиональной этики). Данное оценочное средство позволяет определить у студентов способность к коммуникации в различных формах на иностранном языке для решения задач различного спектра с использованием знаний в различных сферах деятельности.
Другим средством является эссе, с помощью которого осуществляется оценка ОКЗ, ОК5, ОПК1. Данное оценочное средство направле-
1. common program а) сторожевая программа
2. free program Ь) бесплатная программа
3. processing program с) часто используемая программа
4. virus-detection program d) сервисная программа
5. utility program е) вспомогательная программа
6. support program <) программа обнаружения вирусов
7. watch-dog program д) программа обработки данных
ЪС
ил
ъс о ш
*
46
ляемые в баллах. По итогам подсчета баллов определяется уровень сформированности компетенций и заполняется сводная таблица в аттестационном листе.
Таблица 4 - Аттестационный лист по оценке сформированности компетенций
№ п/п Фамилия и инициалы Перечень компетенций и уровень их сформированности
(ОК-3) (ОК-5) (ОПК-1) (ПК-18)
балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень
1. Э 1
2. Б2
3. ЭЗ
4. Э ...
< а
ш
но на совершенствование навыков письма и чтения с применением профессиональной и деловой лексики. Студентам предлагаются темы, соответствующие содержанию обучения (например, Роль иностранного языка в современном обществе, Процесс глобализации и иностранный язык, 1Т-технологии и общество,
Экономическая ситуация в название института_
РОССИИ И В зарубежных стра- Направление подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика»
нах), поэтапные методические Группа_
рекомендации ПО написанию Дисциплина: Иностранный язык эссе. Необходимо отметить, что написание эссе требует от студента умения систематизировать, обобщать и анализировать изученный материал, что в свою очередь, формирует навыки самостоятельной работы и навыки творческой работы.
По дисциплине "Иностранный язык" по направлению подготовки Бизнес-информатика промежуточная аттестация предусматривает проведение зачета без оценки в форме устного собеседования. В рамках промежуточной аттестации также происходит оценка уровня всех формируемых на дисциплине компетенций. Студентам предлагаются вопросы по содержанию лексического и грамматического материала, изученного в рамках дисциплины.
Например:
1. Составьте монологическое высказывание по теме "Иностранный язык в бизнес-информатике".
2. Расскажите о выдающихся людях стран изучаемого языка.
3. Как Вы представляете, кто такой идеальный учитель?
4. Владеете ли Вы основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации?
5. Какие устройства хранения данных Вы знаете?
6. Постройте монологическое высказывание по теме "Международный деловой этикет".
Разработанные задания и этапы оценки сформированности компетенций на занятиях по иностранному языку позволяют сделать выводы не только об уровне овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, но и об уровне освоения профессиональных дисциплин и дать рекомендации для дальнейшего эффективного развития в процессе обучения каждого студента [1,76; 2,80].
Необходимо отметить, что каждое задание или материалы, используемые для определения уровня сформированности компетенций, имеют определенные критерии оценки, исчис-
Переход от "ЗУНовского" подхода к компе-тентностному подходу спровоцировал пересмотр, как образовательных стандартов, так и всей образовательной системы. Следовательно, цель современного образования - формирование компетенций, в том числе и иноязычной (владение иностранным языком в различных жизненных ситуациях). Происходят изменения и в контрольно-оценочных средствах, которые основываются на балльно-рей-тинговой системе. Оценка компетенций должна носить комплексный характер и основываться на "системном анализе уровня сформированности компетенций с применением различных современных и инновационных методов и способов оценивания результатов обучения" [3, 7; 5, 76].
Выбор оценочных средств во многом определяется содержанием обучения и ориентируется на планируемые к освоению компетенции с учетом объема их формирования в рамках дисциплины. Для получения более объективных и полных результатов предпочтительно использовать несколько оценочных средств, преимущественно основанных на выборе интерактивных и инновационных методов обучения, для оценки уровня сформированности каждой компетенции.
Реализация подобного подхода к оценке компетенций позволяет осуществить рефлексию, связанную с самоконтролем и самооценкой у студентов, что, в свою очередь, влияет на его потенциальную конкурентоспособность на рынке труда. Приложение аттестационных листов к документу об образовании помогает работодателю более детально проанализировать диапазон и уровень освоенно-
сти общекультурных и профессиональных компетенций.
Примечания:
1. Гитман Е. К, Гитман М. Б., Столбов В. Ю., Столбо-ва И. Д. Разработка и использование ФОС в ком-петентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине // Высшее образование в России. - 2016. - №8-9. - С. 74-83.
2. Ким М. Ц. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов СПО по специальности "Туризм" на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2016. №4 (33). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-sformirovannosti-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-spo-po-spetsialnosti-turizm-na-zanyatiyah-po-inostrannomu (дата обращения: 01.05.2018).
3. Михайленко Т. С. Компетентность^ подход в оценивании качества результатов обучения студентов [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. - № S22. - С. 51-55. URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14775.htm (дата обращения: 01.05.2018).
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 "Бизнес-информатика" (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 11 августа 2016 г. № 1002. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/380305.pdf (дата обращения: 02.05.2018).
5. Таюрская Н. П. Оценка квалификации выпускника профессионального образования: компетент-ностно-деятельностный подход //Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2015. - №6 (65). - С. 72-77
PROBLEMS OF FORMA TION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES Zhuzhgov Igor Vladimirovich, PhD of Juridical science, North-Caucasus Federal University, Stavropol Ponomareva Anna Igorevna, Associate Professor, Nevinnomysskiy State Humanitarian-Technical institute, Ne vinnomyssk
The article reveals certain aspects of students 'legal culture, reveals the connection between legal competence and students' legal culture, analyzes the terms competence and competence.
Keywords: legal culture; competence; legal competence; education; education; University; legal culture of students.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬ ТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ
В статье раскрываются отдельные аспекты правовой культуры студентов, раскрывается связь между правовой компетентностью и правовой культурой студентов, анализируются термины компетентность и компетенция. Ключевые слова: правовая культура; компетенция; компетентность; правовая компетентность; образование; воспитание; вуз; правовая культура студентов.
УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.08
©Жужгов И.В., 2018 © Пономарева А.И., 2018
Говоря о правовой культуре студентов, стоит обратить внимание на соотношение употребления таких терминов, как "компетентность" и "компетенция" в юриспруденции и педагогике. В толковом словаре С.И. Ожегова "компетентность" трактуется как осведомленность, авторитетность, при этом компетенция как круг явлений, вопросов, в которых конкретное лицо обладает авторитетностью. В связи с этим некоторые исследователи рассматривают понятия компетенция и компетентность в педагогическом плане каксинонимы[4,14]. Имеется предложение в педагогическом аспекте понимать под образовательной компетенцией непосредственно уровень развития личности конкретного учащегося, связанный с качественным освоением содержательной стороны образования. При этом образовательная компетентность трактуется как способность учащегося реализовывать сложные культуросообразные разновидности деятельности. При этом образовательная компетенция трактуется как конструкция нормативная, идеальная, моделирующая свойства определенного выпускника, а образовательная компетентность трактуется как относящаяся к личности, реальная су-
ЖУЖГОВ Игорь Владимирович, кандидат юридических наук, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
ПОНОМАРЕВА Анна Игоревна, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск