Научная статья на тему 'Контроль обученности иностранному языку в аспирантуре инженерного профиля'

Контроль обученности иностранному языку в аспирантуре инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АСПИРАНТУРА / ASSESSMENT / QUALITY OF EDUCATION / STUDENT PERFORMANCE ASSESSMENT SYSTEM / COMPETENCE / ASSESSMENT CRITERIA / FOREIGN LANGUAGE / A POSTGRADUATE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воног В.В.

В статье обосновывается актуальность модернизации обучения и форм контроля инженеров нового поколения. Преподавание иностранного языка в аспирантуре осуществляется в рамках компетентностного подхода, являющегося методологической основой реализации современного образовательного стандарта. Приведены ключевые универсальные компетенции, которыми должны владеть будущие ученые, а критерии их сформированности, планирование способов и средств оценивания результатов обучения и разработка механизмов мониторинга для системного совершенствования учебного процесса прописываются в фонде оценочных средств. Обсуждается опыт внедрения новой формы промежуточного контроля в Сибирском федеральном университете у аспирантов инженерного профиля; рассматриваются этапы и критерии ее оценки. Зачет, основанный на ролевом моделировании, приближает аспирантов к реальным условиям их профессиональной деятельности, развивает навыки говорения и подготовки научных сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воног В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A POSTGRADUATE COURSE OF ENGINEERING PROFILE

The article substantiates the necessity of modernization of teaching and means of assessment in terms of training new generation engineers. Teaching a foreign language during a postgraduate course is based on a competence-based approach which is a methodological basis of realization of modern educational standards. The author determines key general competences which future scientists have to obtain. Criteria of their accomplishment, planning of means and tools of training results assessment and development of monitoring mechanisms aimed at comprehensive upgrading teaching and learning activities of academic process have been described in student performance assessment system. The article deals with experience of implementing a new form of formative assessment in a postgraduate course of engineering profile in Siberian Federal University, its stages and assessment criteria. Tests, based on role modeling, have postgraduate students got closer to real conditions of their professional activity; develops skills of speaking and preparing scientific reports.

Текст научной работы на тему «Контроль обученности иностранному языку в аспирантуре инженерного профиля»

Педагогическая лингвистика

УДК 378.146

КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В АСПИРАНТУРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

В.В. Воног

Аннотация. В статье обосновывается актуальность модернизации обучения и форм контроля инженеров нового поколения. Преподавание иностранного языка в аспирантуре осуществляется в рамках компетентностного подхода, являющегося методологической основой реализации современного образовательного стандарта. Приведены ключевые универсальные компетенции, которыми должны владеть будущие ученые, а критерии их сформированности, планирование способов и средств оценивания результатов обучения и разработка механизмов мониторинга для системного совершенствования учебного процесса прописываются в фонде оценочных средств. Обсуждается опыт внедрения новой формы промежуточного контроля в Сибирском федеральном университете у аспирантов инженерного профиля; рассматриваются этапы и критерии ее оценки. Зачет, основанный на ролевом моделировании, приближает аспирантов к реальным условиям их профессиональной деятельности, развивает навыки говорения и подготовки научных сообщений.

Ключевые слова: контроль, качество образования; фонд оценочных средств, компетенция, критерии оценивания; иностранный язык, аспирантура.

ASSESSMENT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

IN A POSTGRADUATE COURSE OF ENGINEERING PROFILE

V. Vonog

Abstract. The article substantiates the necessity of modernization of teaching and means of assessment in terms of training new generation engineers. Teaching a foreign language during a postgraduate course is based on a competence-based approach which is a methodological basis of realization of modern educational standards. The author determines key general competences which future scientists have to obtain. Criteria of their accomplishment, planning of means and tools of training results assessment and development of monitoring mechanisms aimed at comprehensive upgrading teaching and learning activities of academic process have been described in student performance assessment system. The article deals with experience of implementing a new form of formative assessment in a postgraduate course of engineering profile in Siberian Federal University, its stages and assessment criteria. Tests, based on role modeling, have postgraduate students got closer to real conditions of their professional activity; develops skills of speaking and preparing scientific reports.

Keywords: assessment, quality of education; student performance assessment system; competence, assessment criteria, a foreign language, a postgraduate course.

В настоящее время процессы глобализации и интернационализации привели не только к стиранию межгосударственных границ, но и активно затронули научную жизнь университета, а именно обучение инженеров нового поколения. Во многом такая обстановка складывается под влиянием экономической ситуации в стране. Так, в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» планируется создание 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест в конкурентном секторе экономики страны к 2025 году. Подразумевается, что данные рабочие места будут создаваться в секторе предприятий, ориентирующихся на импортозамещение; производствах по переработке российского сырья, энергетике, оборонном, ракетно-космическом и других секторах машиностроения;

сельском хозяйстве и жилищном строительстве

[9].

Изменения, коснувшиеся инженерного образования в высшей школе, диктуют не только необходимость «актуализации» методов обучения, но и методов и форм контроля. Автор данной статьи рассматривает свой опыт обучения и оценивания аспирантов нелингвистических специальностей в Сибирском федеральном университете (далее СФУ), основанный не только на компетентностном подходе, но и продиктованный реальными потребностями личностного развития инженера нового поколения [1]. СФУ известен своими научными и производственными проектами, такими как портативные люминометры, полимеры широкого применения, универсальные сорбенты, дорожный принтер, биотестирование воды, динамическое обследование объектов и др. Будущие ученые инженерного профиля активно участвуют в

международных и всероссийских конференциях и программах академической мобильности, обсуждают и публикуют результаты своего научного исследования не только на русском, но и иностранных языках.

Известно, что современное образование в вузе основывается на личностно-деятельностном компетентностном подходе, который реализуется в компетентностной модели профессиональной подготовки. По мнению Вербицкого А.А. и Хомяковой Н.П., «компетентностная модель обучающегося как субъекта социокультурной и профессиональной деятельности отражена в образовательных стандартах в комплексе компетенций», в том числе общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, как неотъемлемом результате подготовки специалиста [3].

Оценка компетенций аспирантов является сложной задачей, так как при оценивании уровня сформированности компетенций необходимо обеспечить проектирование их в реальной деятельности, требующее поиска решения проблем. Задача оценивания компетенций в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования является актуальной и важной, так как вузам ее необходимо решать в ближайшее время, создавая прежде всего фонды оценочных средств (ФОС) с учетом особенностей реализуемых вузом основных образовательных программ. Это продиктовано тем, что одновременно с проектированием основных образовательных программ высшего образования должно вестись планирование способов и средств оценивания результатов обучения в терминах компетенций, осуществляться разработка механизмов мониторинга для оптимального конструирования и системного

совершенствования учебного процесса и корректировки основных образовательных программ [7; с.1161].

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП), создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ФОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП ВО, входит в состав ООП в целом и паспорта компетенций (в частности Рабочей программы) соответствующей дисциплины. Согласимся с определением О.В. Гордиенко,

которая описывает фонд оценочных средств как «набор развернутых описаний учебных заданий для осуществления всех видов контроля, а также зафиксированные и утвержденные описания заданий и критерии их оценки...» [6, с.171].

Сегодня в отечественной и зарубежной литературе пристальное внимание уделяется не только алгоритму создания фонда оценочных средств (Г.В. Буянова, Н.Ф. Ефремова, О.В. Гордиенко, Л.А. Галкина, Р.П. Иванов, А.П. Прокопьева, Н.С. Михайлова, М.Г. Минин и др.), но и критериям оценивания его составляющих (С.А Вдовина, И.М. Кунгурова, И.В. Федорова, Д.А. Мячин, В.Ф. Караушев, Л.В. Яроцкая, M. Clarke). Оценка компетенций не должна подменяться оценкой знаний или личностных качеств студента, а разработанные задания и показатели оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих готовность к конкретному виду будущей профессиональной деятельности [4].

Согласно рабочей программе дисциплины «Иностранный язык» в аспирантуре Сибирского федерального университета, фонд оценочных средств предназначен для оценки планируемых результатов обучения - знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе изучения данной дисциплины на уровне подготовки кадров высшей квалификации. Цель образования в аспирантуре «не может заключаться в простом получении и углублении профессиональных знаний», образование должно базироваться «на углублении умений системно, методически и новаторски мыслить, включая умения грамотно и аргументировано выражать свои идеи на русском и иностранном языках» [2]. Достижение этих целей означает расширение кругозора аспирантов, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи и проявляется в готовности специалистов содействовать налаживанию межкультурных,

профессиональных и научных связей. В свою очередь, достижение цели предполагает достижение результата, выраженного через компетенции, которыми должны владеть аспиранты [10, с.8].

Рассмотрим паспорт универсальных компетенций УК-3 и УК-4 у аспирантов, которые, по нашему мнению, являются

взаимодополняющими. Очевидно, что участие будущих ученых в международных проектах и конференциях для обсуждения и решения научно-образовательных задач невозможно без использования коммуникации на родном и

иностранном языках. УК-3 подразумевает «готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач». Согласно данной компетенции, аспирант должен знать особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной формах при работе в российских и международных исследовательских коллективах, уметь следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач. Он должен владеть различными типами коммуникаций при осуществлении работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач. Под УК-4 понимается «готовность аспирантов использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках». Он должен знать стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной формах на государственном и иностранном языках, уметь следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и иностранном языках, владеть навыками анализа научных текстов на государственном и иностранном языках и навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках.

Планируемые уровни сформированности компетенций у аспирантов ориентированы на конкретные результаты обучения, которые проверяются с помощью таких оценочных средств, как устный опрос (индивидуальный, фронтальный, собеседование, групповая дискуссия); тест с выборочным или конструируемым ответом, защита

индивидуальных творческих работ

(ситуационные задания, реферат, статья, проект, отчет, доклад и др.); участие в деловых, ситуационных, имитационных играх.

Модернизация обучения и акцент на компетентностный подход изменили и формат промежуточного контроля на третьей ступени образования. Зачет проходит в формате «круглого стола», с обсуждением подготовленных аспирантами докладов. Моделирование участия в круглом столе максимально приближает аспирантов инженерного профиля к реальным условиям их профессиональной деятельности; позволяет развивать навыки говорения,

применять основы публичной речи: навыки подготовки научных сообщений, докладов, презентаций (с использованием профессионально ориентированного языка); помогает развить умения задавать и отвечать на вопросы при обсуждении тем, связанных со специальностью. Согласимся с мнением Л.В. Яроцкой, что в случае научного общения совместная активная мыслительная деятельность студентов должна составить основу учебного ролевого моделирования [11, с.147].

Подготовка к зачету включает несколько этапов, каждый из которых прописан и в рабочей программе дисциплины «Иностранный язык», и в фонде оценочных средств. Процесс подготовки такого формата можно условно разделить на следующие этапы:

I. Содержательный.

II. Лексико-грамматический.

III. Организационный.

Ниже в таблице 1 приведем критерии оценивания презентации на зачете.

В течение содержательного этапа каждый аспирант должен проработать 200 000 знаков (примерно 100 страниц) выбранного аутентичного материала (статьи из рецензируемых журналов); подготовить доклад с презентацией по прочитанной литературе (реферирование проработанного материала); подготовить словарь с терминами, которые будут использоваться в докладе в виде раздаточного материала для других участников (20 — 25 терминов). Для подбора статей из зарубежных журналов аспиранты должны использовать базы данных Web of Science, Scopus, а также журналы издательств, сайты которых представлены на интернет-странице Научной библиотеки Сибирского федерального университета.

Презентации, глоссарий, раздаточный материал, уверенное владение темой выступления и готовность задавать правильные вопросы - все эти элементы стали необходимостью для успешного получения зачёта по иностранному языку аспирантов. Так как формат «круглого стола» подразумевает обсуждение широкого спектра тем, включая инновации в строительстве, инновационный менеджмент, управление проектами, отопление за счет энергии солнца, технологии, позволяющей оптимизировать теплообмен зданий, особое внимание уделяется составлению терминологического словаря узкого профиля, который создается диссертантом в процессе чтения аутентичной литературы и выдается участникам «круглого стола» в виде раздаточного материала.

Таблица 1. - Критерии оценивания презентации

Параметры оценивания Шкала оценивания

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Содержание презентации Четко определяется связь презентации с темой исследования, актуальность информации обоснована. Все выводы и информация подтверждены ссылками на источники; теоретические положения подкрепляются практическими/эксперимент альными данными. Выдержана логика изложения Связь доклада-презентации с темой исследования носит предположительны й характер; в докладе представлен только один вид информации (теоретическая или практическая) Докладчик не может объяснить связь темы доклада с темой исследования, актуальность не обоснована. Доклад является пересказом статьи/статей без критического анализа материала Тема доклада носит общенаучный характер; связь со специальностью и темой исследования отсутствует

Подача материала проекта - презентации Язык изложения материала понятен аудитории, профессиональные термины используются правильно. Вводные слова маркируют логические этапы изложения. Грамматические, фонетические ошибки немногочисленны и не затрудняют понимание. Отсутствуют опечатки и/или ошибки в правописании. На вопросы аудитории даются развернутые ответы Имеются неточности в употреблении профессиональной лексики; логические связки немногочисленны; текст нечетко структурирован. Имеются немногочисленные грамматические и фонетические ошибки, затрудняющие понимание. Опечатки и/или ошибки в правописании отсутствуют/ немногочисленны. На вопросы аудитории даются краткие ответы, содержащие научную информацию Имеются многочисленные неточности в употреблении лексики; ограниченный словарь профессиональной лексики не позволяет давать развернутые ответы на вопросы; грамматические/ фонетические ошибки существенно затрудняют понимание. Докладчик отвечает не на все вопросы аудитории В тексте доклада нет /крайне мало профессиональной лексики. Логика доклада не выдержана. Грамматические и фонетические ошибки многочисленны и/или не позволяют воспринимать информацию. Многочисленные опечатки в тексте на слайде. На вопросы аудитории даются односложные ответы или ответы не даются вовсе

Техническая часть Слайд не перегружен информацией; присутствуют разные способы презентации информации (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, т.д.), шрифт и сочетаемость цветов в оформлении слайда не затрудняют восприятие информации Единый стиль оформления соблюдается не всегда; на слайдах представлен в основном текст доклада (тезисы); цвета и шрифт не всегда подобранны корректно; отсутствуют/ недостаточно представлены визуальные средства представления информации На слайде присутствует текст доклада, шрифт и цвета подобраны некорректно, что существенно затрудняет восприятие информации Презентация отсутствует; оформление слайда неупорядоченно; отсутствует выделение смысловых блоков информации

Целью лексико-грамматического этапа является изучение аспирантами не только необходимого научного вокабуляра, связанного с тематикой презентации, но и алгоритмом подачи материала на публике, основными этапами презентационного выступлениями, языковыми клише, используемыми на симпозиумах, коллоквиумах и конференциях. Аспиранты самостоятельно изучают лекции c использованием мультимедиа приложений; интерактивные материалы и задания, гиперссылки на Интернет-ресурсы (необходимых для их будущего научного иноязычного общения), представленных в электронном образовательном курсе

«Иностранный язык для аспирантов (английский)», размещенного на платформе LMS Moodle. Организационный этап посвящен подготовке презентаций, выбора модератора «круглого стола», обсуждению

последовательности выступлений и вопросов.

Как показывает опыт, проведение промежуточного контроля в таком формате позволяет обеим сторонам образовательного процесса выявить достижения и недостатки в обучении иностранному языку, внести поправки в траекторию обучения и освоения данной дисциплины. Владение иностранным языком на уровне свободного монологического и диалогического общения становится одним из основных условий к образованию ученого нового поколения, которое раскрывает такую проблему, как диссонанс между требованиями к результатам обучения в аспирантуре и начальными знаниями поступающих в аспирантуру, а также количеством часов, отведенных на контактную работу с преподавателем. Ситуации с ролевым моделированием гармонично встраиваются в общую парадигму компетентностного подхода в высшей школе, мотивируя аспирантов инженерного профиля к научному общению на иностранном языке.

Литература :

1. Батунова И.В. Продуктивный контроль в контексте возможностей европейского языкового портфеля / И.В. Батунова, В.В. Воног, Л.В. Яроцкая // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2(127). - С. 123-131.

2. Буянова Г.В. Обучение иностранному языку в аспирантуре неязыкового вуза / Г.В. Буянова, А.С. Киндеркнехт, Т.В. Попова, Е.В. Пеунова. - Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2017. - 188 с.

3. Вербицкий А.А. Структура содержания обучения иностранному языку специальности: контекстный подход / А.А. Вербицкий, Н.П. Хомякова // Приоритетные направления в обучении иностранным языкам. Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (618). Серия: Педагогические науки. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С. 61-71.

4. Вдовина С.А. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов / С.А. Вдовина, И.М. Кунгурова // Человек и образование. - 2013. - № 2(35). - С. 108-112.

5. Галкина Л.А. Подходы к созданию фонда оценочных средств для контроля качества обучения в системе высшего профессионального образования / Л.А. Галкина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2011. - № 4. -С. 50-53.

6. Гордиенко О.В. Проектирование фондов оценочных средств на компетентностной основе (на примере дисциплин лингвометодического цикла) / О.В. Гордиенко // Педагогическое образование в России. - 2014.

- № 1. - С. 171-175.

7. Ефремова Н.Ф. Гарантия качества компетентностного обучения в надежности оценки достижений обучающихся / Н.Ф. Ефремова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-5. - С. 11611166.

8. Иванова Р.П. Разработка фонда оценочных средств для контроля знаний английского языка у студентов технических специальностей / Р.П. Иванова, А.П. Прокопьева // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 5. - С. 6165.

9. Подлесный С.А. Обеспечение качества инженерного образования в условиях новой индустриализации России: сборник / С.А. Подлесный // Сборник докладов Международной научной школы «Инженерное образование для новой индустриализации», 2328 сентября 2013 г. Казань: КНИТУ, 2013. - С. 186-197.

10. Попова Н.Г. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира / Н.Г. Попова, Е.В. Биричева // Высшее образование в России. - 2017. - № 208(1).

- С. 5-14.

11. Яроцкая Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз): монография / Л.В. Яроцкая. - М.: Изд-во ТРИУМФ, 2016. - 258 с.

12. Clarke M. Framework for building an effective assessment system / M. Clarke // The World Bank, 2011. - 42 p.

Сведения об авторе:

Воног Вита Витальевна (г. Красноярск, Россия), кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков для инженерных направлений Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, e-mail: vonog_vita@mail.ru

Data about the author:

V. Vonog (Krasnoyarsk, Russia), candidate of cultural science, associate professor, Head of Department of Foreign Languages for Engineering, School of Philology and Language Communication, Siberian Federal University, e-mail: vonog_vita@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.