Научная статья на тему 'Управление профессиональным развитием личности на основе информационных технологий в обучении иностранному языку'

Управление профессиональным развитием личности на основе информационных технологий в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL GUIDANCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FOREIGN LANGUAGE / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воног В.В.

В статье обосновывается необходимость приведения инструментов управления профессиональным развитием личности в соответствие с социальным заказом, зафиксированным в государственном стандарте по обучению иностранному языку. Дается определение педагогическому управлению, определяются объект и субъект обучения в рамках концепции продуктивного образования, где модель управления может превратиться в фактор личностного развития субъекта учебной деятельности, обеспечив переход педагогического управления в самоуправление личности и коллектива. Называются условия эффективного профессионального «самостроительства» личности, в том числе с помощью таких педагогических технологий, как проектно-ревизионная технология, модульное обучение, профессиональный профиль иноязычных потребностей, европейский языковой портфель и др. Акцент делается на использовании информационных технологий и онлайн-ресурсов, которые были апробированы на занятиях по иностранному языку у аспирантов инженерных специальностей Сибирского федерального университета, где с 2014 г. обучение дисциплины реализуется по смешанному типу с помощью электронного образовательного курса «Иностранный язык для аспирантов (английский)», размещенного на платформе LMS Moodle. В статье рассматриваются интерактивные инструменты взаимодействия преподавателя и аспирантов, включая онлайн-тестирование, электронный журнал, «вики», форум, блог и чат, которые обеспечивают своевременный мониторинг результатов усвоения дисциплины и позволяют внести коррективы в индивидуальную траекторию обучения аспиранта. Согласно наблюдениям автора, выполнение интерактивных заданий на иностранном языке, просмотр аутентичных лекций, работа с материалом по гиперссылкам, подкасты и водкасты, онлайн-ресурсы способствуют развитию не только межкультурной иноязычной компетенции и воспитанию конкурентоспособных инженеров нового поколения, но и повышению мотивации обучающихся к самостоятельному обучению, благодаря которому процесс становления профессиональной личности становится более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воног В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDANCE ON DEVELOPING A PROFESSIONAL THROUGH INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article substantiates the necessity of bringing professional development guidance tools to conformity with the social order recorded in the state standards of teaching a foreign language. In this context, pedagogical guidance is defined; the object and subject of teaching within the paradigm of productive education are determined. Thus, the model of guidance is qualified as a personal development factor in the subject’s learning activity as it is conducive to evolving from pedagogic guidance to a learning individual’s self-control and the collective guidance of the learning process. Outlined are the terms of an individual’s effective professional “self-construction” by means of such pedagogical technologies as the revision-of-project technology, modular training, professional profile of foreign-language requirements, the European language portfolio, etc. Emphasis is placed on the use of the information technologies and online resources that have proved effective in foreign language classes for postgraduates majoring in engineering specialties at Siberian Federal University. Since 2014, the teaching of the discipline at the university has relied on the blended learning course “Foreign Language for Graduate Students (English)” placed on the LMS Moodle platform. The article considers interactive tools of the teacher and postgraduate students’ communication, namely: online testing, online register, Wiki, Forum, Blog and Chat, which provides immediate monitoring and correction of post graduates’ learning outcomes and individual trajectories. According to the author’s observations, doing interactive tasks in a foreign language, watching authentic lectures, working with data available at hyperlinks, podcasts and vodcasts, online resources do not only contribute to the development of cross-cultural foreign-language competence and improved education of the new generation of competitive engineers, but also increase students’ motivation for autonomous training, thus enhancing the efficiency of the process underlying the development of a professional.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональным развитием личности на основе информационных технологий в обучении иностранному языку»

УДК 378

В. В. Воног

кандидат культурологии, доцент, зав. кафедрой иностранных языков

для инженерных направлений ИФиЯК, Сибирский Федеральный Университет;

e-maiL: vonog_vita@maiL.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье обосновывается необходимость приведения инструментов управления профессиональным развитием личности в соответствие с социальным заказом, зафиксированным в государственном стандарте по обучению иностранному языку. Дается определение педагогическому управлению, определяются объект и субъект обучения в рамках концепции продуктивного образования, где модель управления может превратиться в фактор личностного развития субъекта учебной деятельности, обеспечив переход педагогического управления в самоуправление личности и коллектива. Называются условия эффективного профессионального «самостроительства» личности, в том числе с помощью таких педагогических технологий, как проектно-ревизионная технология, модульное обучение, профессиональный профиль иноязычных потребностей, европейский языковой портфель и др.

Акцент делается на использовании информационных технологий и онлайн-ресурсов, которые были апробированы на занятиях по иностранному языку у аспирантов инженерных специальностей Сибирского федерального университета, где с 2014 г. обучение дисциплины реализуется по смешанному типу с помощью электронного образовательного курса «Иностранный язык для аспирантов (английский)», размещенного на платформе LMS MoodLe. В статье рассматриваются интерактивные инструменты взаимодействия преподавателя и аспирантов, включая онлайн-тестирование, электронный журнал, «вики», форум, блог и чат, которые обеспечивают своевременный мониторинг результатов усвоения дисциплины и позволяют внести коррективы в индивидуальную траекторию обучения аспиранта.

Согласно наблюдениям автора, выполнение интерактивных заданий на иностранном языке, просмотр аутентичных лекций, работа с материалом по гиперссылкам, подкасты и водкасты, онлайн-ресурсы способствуют развитию не только межкультурной иноязычной компетенции и воспитанию конкурентоспособных инженеров нового поколения, но и повышению мотивации обучающихся к самостоятельному обучению, благодаря которому процесс становления профессиональной личности становится более эффективным.

Ключевые слова: педагогическое управление; профессиональное развитие личности; иностранный язык; информационные технологии.

V. V. Vonog

PhD (CuLture Studies), Associate Professor,

Head of the Department of Foreign Languages for Engineering,

SchooL of PhiLoLogy and Language Communication, Siberian FederaL University;

e-maiL: vonog_vita@maiL.ru

GUIDANCE ON DEVELOPING A PROFESSIONAL THROUGH INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The articLe substantiates the necessity of bringing professionaL deveLopment guidance tooLs to conformity with the sociaL order recorded in the state standards of teaching a foreign Language. In this context, pedagogicaL guidance is defined; the object and subject of teaching within the paradigm of productive education are determined. Thus, the modeL of guidance is quaLified as a personaL deveLopment factor in the subject's Learning activity as it is conducive to evoLving from pedagogic guidance to a Learning individuaL's seLf-controL and the coLLective guidance of the Learning process. OutLined are the terms of an individuals effective professionaL "seLf-construction" by means of such pedagogicaL technoLogies as the revision-of-project technoLogy, moduLar training, professionaL profiLe of foreign-Language requirements, the European Language portfoLio, etc.

Emphasis is pLaced on the use of the information technoLogies and onLine resources that have proved effective in foreign Language cLasses for postgraduates majoring in engineering speciaLties at Siberian FederaL University. Since 2014, the teaching of the discipLine at the university has reLied on the bLended Learning course "Foreign Language for Graduate Students (EngLish)" pLaced on the LMS MoodLe pLatform. The articLe considers interactive tooLs of the teacher and postgraduate students' communication, nameLy: onLine testing, onLine register, Wiki, Forum, BLog and Chat, which provides immediate monitoring and correction of post graduates' Learning outcomes and individuaL trajectories.

According to the author's observations, doing interactive tasks in a foreign Language, watching authentic Lectures, working with data avaiLabLe at hyperLinks, podcasts and vodcasts, onLine resources do not onLy contribute to the deveLopment of cross-cuLturaL foreign-Language competence and improved education of the new generation of competitive engineers, but aLso increase students' motivation for autonomous training, thus enhancing the efficiency of the process underLying the deveLopment of a professionaL.

Key words: pedagogicaL guidance; professionaL deveLopment; foreign Language; information technoLogies.

Введение

Решение глобальных проблем человечества, включая поставку продовольствия, доступность чистой воды, возможность оказания медицинских услуг, безопасность, экологически чистые энергия и окружающая среда, глобальное потепление и устойчивое развитие, «не имеют границ» и являются сложными, междисциплинарными и интернационализированными. В связи с этим в рамках вузовского обучения особое внимание уделяется профессиональной подготовке студентов инженерного профиля. Необходимость в языковой подготовке специалиста нового поколения нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, согласно которому осуществление деловой коммуникации должно осуществляться в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке, а применение современных коммуникативных технологий, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия являются обязательными компонентами матрицы компетенций.

Профессиональное развитие обучающегося в высшей школе формируется под воздействием мировых тенденций, опыта других стран в осваиваемой специальности, что позволяет нам сказать, что, учитывая личностно ориентированный характер обучения в рамках современной парадигмы лингводидактики, иностранный язык способен стать «системообразующим предметом профессиональной подготовки личности, необходимым инструментом профессионализации в любой предметной области [Яроцкая 2018, с. 87].

Основная часть

В данной статье предпринята попытка переосмыслить развивающий потенциал контроля при обучении иностранному языку специалиста инженерного профиля с помощью информационных технологий. В качестве методологического основания мы принимаем результаты фундаментального исследования закономерностей эффективного управления учебным процессом в неязыковом вузе в русле концепции интернационализации профессиональной подготовки специалиста [Яроцкая 2009; Яроцкая 2011; Яроцкая 2016; Яроцкая 2018]. Установленные закономерности позволяют нам спроектировать модель педагогического взаимодействия в виде кооперативной деятельности субъектов учебного процесса, организованной как продуктивное

сотрудничество преподавателя со студенческой группой и каждым студентом в отдельности, а также студентов группы между собой. В качестве объекта управления выступает учебная среда, не только проектируемая, но и контролируемая субъектами учебного процесса (коллективными и индивидуальными). При таком подходе в качестве приоритетных объектов контроля выступают не регулярные объекты обучения (знания, умения, навыки), а продуктивные возможности созданной учебной среды, то, насколько успешно учебный процесс способствует развитию мотивации учения, формированию личности к самообразованию и «самостроительству» [Яроцкая 2016].

С учетом приведенных выше оснований согласимся с определением, которое характеризует управление как реализуемое в ходе педагогического взаимодействия сотрудничество всех субъектов учебного процесса, способствующее контролю процесса целенаправленного освоения социального опыта и обусловливающее развитие способности и готовности субъектов учения к самоуправлению как в индивидуальном, так и в коллективно-групповом форматах [Яроцкая 2016]. Именно такое взаимодействие, способствующее мотивации обучения, выявлению достижений и недостатков в обучении иностранному языку, а также построение индивидуальной траектории при реализации компетентностной модели профессиональной подготовки, достигается с помощью привлечения в учебный процесс педагогических технологий [Вербицкий, Хомякова 2011].

Определение «педагогическая технология» может рассматриваться в научном, процессуальном и деятельно стном аспектах, что объясняет неоднозначность трактовки данного термина [Афанасьев 2001]. При научном трактовании педагогическая технология является частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы. Процессуальное рассмотрение предполагает описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения. Деятельностная составляющая показывает «осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств» [Гафурова, Феськова 2009, а 51].

Согласимся также с мнением, что если педагогическая технология отражает определенный концептуальный подход к образованию, то

при определении понятия «технология» речь должна идти не столько о тех или иных видах заданий, приеме и даже методе, сколько о проекте системной реализации способов педагогического взаимодействия как целостности, обеспечиваемой научно обоснованной моделью такого взаимодействия. [Яроцкая 2016, с. 136]. Созданию вышеуказанной эффективной кооперации способствует применение следующих педагогических технологий: модульного обучения [Филончик, Рыжова, Кокорина 2018], технологии «Европейский языковой портфель» [Коряковцева 2009], технологии портфолио [Полат 2010; Смолянино-ва 2016; Батунова, Воног 2018], case-study [Хомякова 2011], проектно-ревизионной технологии и технологии «Профессиональный профиль иноязычных потребностей» [Яроцкая 2016]. Среди преимуществ использования педагогических технологий, авторы отмечают возможность систематизации студентом достижений своей учебной деятельности, которая позволяет проследить процесс усвоения предмета [Полат 2010; Воног 2017; Воног 2018], индивидуальный подход в групповом обучении [Прохорова, Воног 2015], оперативность определения уровня владения иностранным языком, контроль за динамикой показателей, анализ достижений и пробелов, требующих компенсации [Гафурова, Феськова 2009; Коряковцева 2009; Полат 2010; Батунова, Воног, Яроцкая 2018]; диалогический характер реализуемой модели принятия решения с помощью стратегий, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата [Титова 2017].

В рамках управления процессами становления профессиональной личности в условиях высшего учебного заведения остановимся более подробно на использовании информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и онлайн ресурсов в обучении иностранным языкам. Являясь педагогической технологией, ИКТ позволяют сформировать у обучающихся умение самостоятельно планировать, организовывать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность, ориентируясь на прогнозируемый результат. Такая форма работы допускает автономию обучающегося, что делает ее более жизнеспособной в условиях конкурентной образовательной среды. Более того, использование ИКТ предполагает перестройку содержания и организационно-методических форм обучения, включая средства работы с цифровыми учебными материалами и инструменты оценивания.

Исследованию контроля, как инструмента управления с применением ИКТ в процессе преподавания иностранных языков, посвящены

труды многих российских и зарубежных ученых и педагогов, среди которых Е. С. Полат, С. В. Титова, А. Oldfield, P. Broadfoot, J. Pellegrino, E. Quellmalz, D. Sadler, J. Watson, Whitelock, D. Nicol, D. Macfarlane-Dick и многие другие.

В качестве важнейших функциональных возможностей ИКТ называются:

- сохранение в цифровой форме неограниченного количества аутентичной информации [Watson 2008];

- перераспределение аудиторных и внеаудиторных часов в рамках курса [Cheah, Chen, Ting 2005];

- создание модульного обучения, каждый модуль представляет собой законченный блок информации [Филончик, Рыжова, Кокорина 2018];

- использование различных форм контроля [Максимова, Алексеева 2017; Nicol and Macfarlane-Dick 2006; Pellegrino, Quellmalz 2010; Watson 2008; Whitelock 2010; Whitelock and Watt 2008];

- повышение у обучающихся интереса и мотивации к изучению иностранных языков через разнообразные, отличные от традиционных, учебные материалы [Максимова 2017; Полат 2010; Титова 2017];

- создание индивидуальных наборов учебно-тренировочных материалов [Титова 2017; Nicol and Macfarlane-Dick 2006; Pellegrino, Quellmalz 2010];

- возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающегося (форумы, чаты и т. д.) [Watson 2008; Whitelock 2010; Whitelock and Watt 2008];

- оценка с использованием цифровых технологий, включая самопроверку (self-assessment), оценку со стороны коллег (peer-assessment) и упражнения на самоанализ (reflection tasks) [Nicol and Macfarlane-Dick 2006; Pellegrino, Quellmalz 2010; Sadler 2010; Watson 2008; Whitelock 2010; Whitelock and Watt 2008].

В рамках нашей работы мы хотели бы остановиться на определенных онлайн-инструментах и ресурсах, продуктивно зарекомендовавших себя при апробации в Сибирском федеральном университете (далее - СФУ) у аспирантов инженерных специальностей в 2014-2018 гг. Обучение в аспирантуре проходит по смешанному типу, т. е. на сочетании синхронных и асинхронных технологий. Данный тип обучения реализуется в СФУ на основе электронного образовательного курса

«Иностранный язык для аспирантов (английский)», размещенного на платформе LMS Moodle. Настоящий курс рассчитан на изучение в течение двух учебных семестров и требует, как правило, не менее 10 часов самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время. Курс имеет тематическую организацию и в структурном плане состоит из организационно-методического блока по руководству работы с курсом (информация о курсе, рабочая программа дисциплины, описание режима обучения, схема реализации смешанного обучения, методические указания для аспирантов, организационно-методические указания для преподавателей, новостной форум, глоссарий) и информативно-контролирующего блока, включающего восемь модулей по темам, включая: «The scientific community», «Writing up research» «Translating scientific papers».

Каждый из восьми представленных в курсе модулей включает не только информационный и методический разделы, а именно - лекции c использованием мультимедиа приложений; интерактивные материалы и задания, гиперссылки на интернет-ресурсы, но и контролирующий блок с использованием календарного плана выполнения заданий, тестовые задания по лексике, грамматике, вики, чаты, блог, дискуссионный форум, а также онлайн-журнал, отражающий степень усвоения учебного материала модуля.

Календарная организация расписания курса с точным сроком его начала и окончания является одним из преимуществ данного ЭОК. Предоставление студентам календарно-тематического плана с подробным описанием содержания самостоятельной работы в обучающей среде, с четкими инструкциями и сроками выполнения заданий поможет студентам выполнить задания в установленные сроки. План-график и календарь помогают аспирантам ориентироваться в порядке и сроках изучения материала в течение учебного года, тем самым обеспечивают оперативный самоконтроль и контроль аспиранта [Прохорова, Воног 2015, с. 29].

В данном ЭОК реализована достаточно сложная и гибкая система оценивания. Выполняя задания, отвечая на вопросы теста или изучая лекцию, студенты за выполнение каждого элемента получают баллы. Просмотреть информацию о своих оценках (каждому аспиранту доступны только его собственные оценки) просто - необходимо воспользоваться пунктом меню «Оценки» в блоке «Управление». На страницу в виде таблицы будет выведен журнал оценок, в котором прописан

каждый элемент, который оценивается в данном курсе, его оценка, если он уже выполнен, установленный диапазон оценивания (если это значение отсутствует, значит, прописанный элемент не оценивается), процент его выполнения и отзыв преподавателя. Для преподавателя такой инструмент контроля, как электронный журнал дает возможность проанализировать, какие учащиеся набрали наивысший / самый низкий балл, а какие вопросы были самыми трудными и легкими для большинства аспирантов, с учетом вышеизложенного разработать «повестку» следующего практического занятия.

Выполнение интерактивных заданий, направленных на пополнение лексики, используемой для описания научного исследования (гипотезы, методов, описания экспериментов, описание результатов исследования и т. д.).

Контролирующий блок в электронно-модульном обучении содержит множество инструментов для продвижения взаимодействия и сотрудничества между преподавателем и учеником, например: форум, блог, чат и «Вики».

Используя дискуссионные форумы, студенты последипломного образования обсуждают трудности и особенности перевода научных и профессиональных текстов. В традиционном личном обучении в классе из-за нехватки времени в классе не все студенты имеют возможность говорить. Проведение чатов и форумов позволяет аспиранту управлять процессом самообразования и «самостроительства» путем поиска информации в Интернете и получения комментариев от преподавателя и других студентов. Блог, как инструмент администрирования и мониторинга образовательного процесса, позволяет нам организовать личное образовательное пространство для преподавателя и обучающегося, поскольку все необходимые материалы хранятся в одном месте и доступны с любого компьютера, имеющего доступ к Интернету. Мы можем быстро улучшить материалы, добавить ссылки на различные интернет-ресурсы, включая слайд-презентации (например, лекции), мультимедиа (фотографии, диаграммы, графики, аудио и видео).

Жгкг - это мощное средство совместной работы студентов, направленное на развитие основных компетенций и навыков, необходимых для успешного ученого: поиск необходимой информации, выявление и анализ проблем, их решение, работа в команде. Аспиранты занимаются

независимым поиском информации о научных методах и исследованиях, они создают и развивают содержание «Вики» вместе. WIKI-сайты способствуют составлению флеш-карт с разными видами заданий, направленных на закрепление активной лексики (quizlet.com), которые помогают подобрать определение слова, подобрать слова-синонимы, подобрать слова, противоположные по значению. Логичной цепочкой продолжения активного усвоения лексического материала выступает ресурс для самостоятельного создания кроссвордов (justcrosswords. com). Такие формы работы раскрывают потенциал обучаемого, уходит страх языковой ошибки, предоставляется возможность самостоятельного правильного усвоения иноязычного учебного материала. При этом следует отметить возможность дистанционного контроля преподавателями работы каждого аспиранта и фиксирование их личностных результатов. Характерной особенностью работы с WIKI-сайтами является активное использование их ресурсов для формирования межкультурной иноязычной профессиональной компетенции, необходимой для подготовки аспирантов к межкультурному взаимодействию, целью которого является достижение общих профессиональных и личностных целей. Другими эффективными онлайн-ресурсами при смешанном обучении иностранному языку в аспирантуре являются Vocabgrabber (www. visualthesaurus.com/vocabgrabber), актуализирующий работу с активным вокабуляром учащихся при анализе определенных текстов профессиональной направленности; Concordancers (www.just-the-word.com), стимулирующий активное синтезирование таких знаний, как проверка правильности порядка слов, проверка сочетаемости слов, понимание разницы в значениях исследуемых слов; ресурс (edition.cnn.com/travel) эффективен для подготовки совместных культуроведческих и страноведческих проектов, аспиранты способны давать адекватную сравнительно-сопоставительную характеристику культурных реалий и культурно значимых событий в жизни страны изучаемого языка с позиций ценностной картины мировосприятия; извлекать необходимую социокультурную информацию

Аудирование вызывает наибольшее затруднение у аспирантов инженерных специальностей, поэтому работа преподавателя с Podcast и Vodkast снимает некоторые проблемы восприятия речи на слух. Под подкастом (podcast) понимается инновационный мультимедийный феномен в преподавании иностранного языка, который способствует

развитию понимания на слух. Наиболее интересным и разнообразным источником языковых ресурсов является BBC: «The English We Speak», «6 Minute English», «Learn English with BBC Russian» и некоторые другие. Данные подкасты - эпизоды, посвященные повседневному общению и сленгу, продолжительностью 3-6 минут. Формат этих подкастов - беседа двух людей (чаще всего преподавателей); скорость их речи для лучшего понимания намеренно замедлена [Максимова, Алексеева 2017, с. 168]. Для публикационной активности аспирантам предлагается несколько сайтов, например: writing.wisc.eduZHandbookZ dissbooks.html; herkules.oulu.fiZisbn9789514293801Zisbn9789514293801. pdf; www.slideshare.net - для просмотра аутентичных видеолекций или презентаций, посвященных особенностям английского научного языка, написанию докладов и выступлениям на международных конференциях, после просмотра которых в рамках электронного курса предусмотрено выполнение интерактивных заданий на понимание и закрепление пройденного материала.

Заключение

Таким образом, опыт работы с информационными технологиями и онлайн-ресурсами позволяет и преподавателю, и студентам осуществить своевременный мониторинг результатов обучения иностранному языку. Выполнение интерактивных заданий на иностранном языке, просмотр аутентичных лекций, работа с материалом по гиперссылкам способствуют развитию не только иноязычной компетенции, но и «воспитывают» навыки самостоятельного обучения, индивидуальной и коллективно-групповой деятельности, что актуализирует контекст обучения профессиональной деятельности специалиста инженерного профиля и траектории его профессионального развития. ИКТ меняют сам характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучающихся, создавая гибкие инструменты контроля управления профессиональной личностью студента, включая взаимоконтроль, самоконтроль и самоанализ. Навыки самостоятельного поиска знаний посредством работы с дополнительными информационными ресурсами, работа в автономном режиме, эффективное планирование и управление временем способствуют не только повышению мотивации в обучении иностранного языка, но и позволяет любому аспиранту стратегически определять дальнейшее саморазвитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьев В. В. Проектирование педтехнологий [Текст] // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 147-150.

Батунова И. В., Воног В. В., Яроцкая Л. В. Продуктивный контроль в контексте возможностей европейского языкового контроля [Текст] // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2 (127). С. 123-131.

Вербицкий А. А., Хомякова Н. П. Структура содержания обучения иностранному языку специальности: контекстный подход [Текст] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2011. № 12 (618). С. 61-71.

Воног В. В. Иностранный язык в современном инженерном образовании (на примере Сибирского федерального университета) [Текст] // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 58-62.

Воног В. В. Foreign language in a non-linguistics higher school: optimal means of control [Текст] // Журнал Сибирского федерального университета. 2017. Т. 10. № 10. С. 1630- 1636.

Гафурова Н. В., Феськова Е. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Текст] // Красноярск: СФУ. 2009. 88 с.

Коряковцева Н. Ф. «Европейский языковой портфель для России» - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: учеб. пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. 154 с.

Максимова Н. Ю., Алексеева А. Б. Способы применения подкастов на занятиях по английскому языку в вузе // Научный альманах. 2017. № 2-2 (28). С. 167-170.

Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. Минск : Академия. 2010. 365 с.

Прохорова О. А., Воног В. В. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в аспирантуре // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С. 25-29.

Смолянинова О. Г. Проблема оценивания образовательных достижений: технология е-портфолио [Текст] // Информатика и образование. 2016. № 1 (270). С. 55-63.

Титова С. В. Модель мобильного обучения иностранным языкам [Текст] // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 123-133.

Филончик О. А., Рыжова С. В., Кокорина С. В. Технология блочно-модульного обучения в практике преподавания иностранного языка [Текст] // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1-4 (67). С. 76-79.

Хомякова Н. П. Контекстная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза (французский язык): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 480 с.

Яроцкая Л. В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз): монография. М. : ТРИУМФ, 2016. 258 с.

Яроцкая Л. В. К проблеме контроля профессионально значимых умений межкультурного общения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2009. № 564. С. 75-84.

Яроцкая Л. В. Контроль в продуктивной парадигме лингводидактики: монография. Saarbrüchen : Lambert Academic Publishing, 2011. 188 с.

Яроцкая Л. В. Обучение и развитие: диалектика становления профессиональной личности в XXI веке // Филологические науки в МГИМО (У). 2018. № 1 (13). С. 83-89.

Cheah Ch. Y. J., Chen P. H., Ting S. K. Globalization challenges, legacies, and civil engineering curriculum reform // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2005. 131 (2). P. 105-110.

Nicol D. and Macfarlane-Dick D. Formative assessment and self-regulated learning: A model and seven principles of good feedback practice // Studies in Higher Education. 2006. # 31 (2). P. 199-218.

Pellegrino J. W., Quellmalz E. S. Perspectives on the Integration of Technology and Assessment // Journal of Research on Technology in Education. 2010. # 43 (2). P. 119-134.

Sadler D. R. Beyond feedback: developing student capability in complex appraisal // Assessment and Evaluation in Higher Education. 2010. # 35 (5). P. 535-550.

Watson J. Blended learning: The convergence of online and face-to-face education // North American Council for Online Learning. 2008. 16 p.

Whitelock D. Activating Assessment for Learning: are we on the way with Web 2.0? // Web 2.0-Based-E-Learning: Applying Social Informatics for Tertiary Teaching. IGI Global. 2010. P. 319-342.

Whitelock D. and Watt S. Reframing e-assessment: adopting new media and adapting old frameworks // Learning, Media and Technology. 2008. # 33 (3). P. 151-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.