Научная статья на тему 'Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку'

Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9649
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС (ЭОК) / КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / ЗАДАНИЕ / ТЕСТ / ФОРУМ / ЧАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / E-LEARNING COURSE / MONITORING STUDENTS / LEARNING ACTIVITY IN A FOREIGN LANGUAGE / TASK / TEST / FORUM / CHAT / SKILLS / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воног Вита Витальевна, Алексеева Анна Борисовна, Жавнер Татьяна Владимировна, Пономарева Екатерина Александровна

Статья посвящена проблеме контроля учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку с помощью электронных обучающих курсов (ЭОК), созданных в Сибирском федеральном университете на базе системы LMS Moodle. В центре внимания работы находятся данные, полученные в результате апробации одного из таких курсов в инженерно-строительном институте СФУ, позволяющие авторам сделать вывод, что инструменты ЭОК дают возможность проверить сформированность иноязычной и коммуникативной компетенций: инструмент «задание» навыков говорения, произношения, аудирования; инструмент «тест» навыков владения грамматикой и лексикой; инструменты «форум» и «чат» навыков письма и чтения. Объективность результатов данного вида работы дает возможность использовать ЭОК как действенное средство контроля учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воног Вита Витальевна, Алексеева Анна Борисовна, Жавнер Татьяна Владимировна, Пономарева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF E-LEARNIG COURSES IN MONITORING STUDENTS'' LEARNING ACTIVITY IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to monitoring students' learning activity in the process of teaching a foreign language by means of e-learning courses (ELC) developed in Siberian Federal University (SFU) on the basis of the LMS Moodle. The focus of the article is the data obtained as a result of testing one of these courses in the Engineering and Construction Institute of SFU, allowing the authors to conclude that the ELC tools make it possible to check the formedness of foreign language and communicative competencies in the following way: Assignment Tool checks speaking, pronunciation and listening skills; Test Tool deals with grammar and vocabulary skills; Forum and Chat Tools work with reading and writing skills. The objectivity of the results of this type of work allows using ELC as an effective means of monitoring students' learning activity.

Текст научной работы на тему «Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку»

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

THE POTENTIAL OF E-LEARNIG COURSES IN MONITORING STUDENTS' LEARNING ACTIVITY IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

В.В. Воног, А.Б. Алексеева, V.V. Vonog, A.B. Alekseeva,

Т.В. Жавнер, Е.А. Пономарева TV. Zhavner, E.A. Ponomareva

Электронный обучающий курс (ЭОК), контроль учебной деятельности в иностранном языке, задание, тест, форум, чат, компетенции. Статья посвящена проблеме контроля учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку с помощью электронных обучающих курсов (ЭОК), созданных в Сибирском федеральном университете на базе системы LMS Moodle. В центре внимания работы находятся данные, полученные в результате апробации одного из таких курсов в инженерно-строительном институте СФУ, позволяющие авторам сделать вывод, что инструменты ЭОК дают возможность проверить сфор-мированность иноязычной и коммуникативной компетенций: инструмент «задание» - навыков говорения, произношения, аудирования; инструмент «тест» - навыков владения грамматикой и лексикой; инструменты «форум» и «чат» - навыков письма и чтения. Объективность результатов данного вида работы дает возможность использовать ЭОК как действенное средство контроля учебной деятельности.

E-learning course, monitoring students, learning activity in a foreign language, task, test, forum, chat, skills, competencies.

The article is devoted to monitoring students learning activity in the process of teaching a foreign language by means of e-learning courses (ELC) developed in Siberian Federal University (SFU) on the basis of the LMS Moodle. The focus of the article is the data obtained as a result of testing one of these courses in the Engineering and Construction Institute of SFU, allowing the authors to conclude that the ELC tools make it possible to check the formed-ness of foreign language and communicative competencies in the following way: Assignment Tool checks speaking, pronunciation and listening skills; Test Tool deals with grammar and vocabulary skills; Forum and Chat Tools work with reading and writing skills. The objectivity of the results of this type of work allows using ELC as an effective means of monitoring students learning activity.

Информационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. Современное поколение молодых людей в большинстве своем уже не мыслит жизнь без различных электронных устройств и гаджетов. Эта ситуация предъявляет определенные требования и к системе современного образования. Инновационные подходы к организации и проведению учебных занятий по иностранному языку основаны на использовании информационных и коммуникационных технологий, предполагающих перестройку содержания и организационно-методических форм обучения, разработку совре-

менных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса [Прохорова, Воног, 2016, с. 375]. Особое значение в свете новых задач приобретает необходимость реализовать данное требование применительно к осуществлению контроля, так как он является одним из важнейших этапов в процессе обучения, выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Интеграция инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс способствует повышению его результативности, оказывая положительное влияние на динамику формиро-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

н

U

W М

вания коммуникативной компетенции. Использование новейших информационных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся, позволяет применить личностно ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, дает возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования [Латыпова, 2012, с. 132].

Различные аспекты развития и использования современных электронных и дистанционных технологий и медиатехнологий в образовании отражены в исследованиях многих педагогов, среди которых А.А. Андреева, И.В. Жилав-ская, Л.С. Зазнобина, Н.В. Змановская, Л.А. Иванова, Н.Б. Кириллова, В.Д. Киселев, М.В. Кла-рин, Н.И. Пак, С.Н. Пензин, Е.А. Полат, Т.А. Сте-фановская, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, И.А. Челышева, А.В. Шариков и др. Контролю как важной составляющей образовательного процесса, посвящены работы общедидактического (Ю.К. Бабанский, Д.Н. Гургенидзе, Е.И. Перовский, В.М. Полонский, В.А. Сластенин и др.) и методического характера (Н.Г. Дайри, С.С. Колодезная-Сливицкая, О.С. Котлярова, В.П. Харитонов и др.). Следует отметить, что особое место занимают исследования проблемы контроля в системе высшего образования (С.И. Архангельский, В.В. Вержбицкий, А.П. Гу-дыма, Т.Е. Климова, Б.К. Коломиец, И.П. Петренко, Л.Н. Русакова, М.Б. Челышкова и др.) [Яроцкая, 2011, с. 38].

Контроль в учебной деятельности предполагает определенную систему проверки эффективности ее функционирования [Сластенин, 2002, с. 336]; он должен соответствовать следующим принципам: 1) иметь индивидуальный характер (осуществление контроля за работой каждого ученика); 2) быть систематичным, регулярным; 3) иметь разнообразные формы; 4) быть всесторонним; 5) быть объективным; 6) иметь дифференцированный подход; 7) предполагать единство требований [Сластенин, 2002, с. 337-338].

Проведенные нами исследования показали, что данные принципы могут успешно реа-лизовываться при помощи использования электронных обучающих курсов (ЭОК). Под ЭОК понимается ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, осуществленных в информационной обучающей системе [Воног, Прохорова, 2015, с. 28]. В Сибирском федеральном университете электронные курсы создаются на базе системы LMS Moodle.

Одним из главных достоинств электронных обучающих курсов является то, что при обучении иностранному языку с их помощью можно проверять в первую очередь навыки письменного общения, умение работать с текстами, владение грамматикой и лексическим материалом по теме в процессе текущего и тематического контроля. Удобство работы с электронным обучающим курсом заключается в том, что контроль можно осуществлять в любое удобное время из дома или любого места с доступом в Интернет.

К основным инструментам, используемым в системе LMS Moodle для осуществления контроля знаний студентов по иностранному языку, можно отнести задание, тест, форум, чат.

Рассмотрим навыки и умения, проверка которых осуществляется при использовании данных инструментов в рамках ЭОК.

1. Умение воспринимать информацию на слух (аудирование). Для контроля данного умения можно эффективно использовать инструмент задание. В рамках электронного курса можно в качестве заданий добавлять различные видео- и аудиоматериалы, по которым студенты могут выполнять различные виды работ. Например, прослушать аудио / просмотреть видео по специальности и ответить на поставленные вопросы, написать скрипт записи, подготовить реферирование и пр. Ответ обычно прикрепляется в виде файла или текста в самом электронном курсе. При проверке преподаватель может оставить свои комментарии, то есть осуществить обратную связь.

В качестве примера приведем задание для студентов строительных специальностей к ви-

деоматериалу на тему «A Day in a Life of a Land Surveyor».

Task: Watch the video and answer the following questions:

1. What does the project begin with?

2. What equipment do land surveyors use?

3. How do surveyors collect the survey data?

4. What do you need to become a good land surveyor?

5. What should land surveyors do before the client can begin construction on the site?

Вопросы обычно относятся непосредственно к информации, приведенной в видео, ответы не должны быть типа «да / нет», должно проверяться понимание студентами просмотренного видеоматериала.

2. Навыки говорения и произношения. Через ЭОК можно осуществлять и контроль навыков произношения, в этом случае также можно пользоваться инструментом задание. Задачи такого типа зачастую имеют творческий характер.

Например, дается задание составить и записать (создать видеофайл) диалогическое или монологическое высказывание по конкретной теме. Чаще всего вместе с заданием для помощи студентам предоставляются также план либо основные положения, которые необходимо осветить в диалоге / монологе, а также критерии оценивания. Далее записанный видеофайл студенты прикрепляют в электронном курсе. При проверке преподаватель также может оставлять свои комментарии по выполненному заданию.

В качестве примера можно предложить следующее задание для студентов автотранспортной специальности.

Make the dialogue with the partner and present it with the video:

Partner A: You want to buy a new car for yourself. Tell the salesperson about your requirements (fuel consumption, performance, size, brand, type of the car, explain why).

Partner B: You are the salesperson in the showroom. Help the customer. Take into account all the customer»s requirements.

3. Владение грамматикой и лексикой. Проще всего осуществлять контроль владения сту-

дентами грамматическим и лексическим материалом при помощи тестов. В рамках LMS Moodle предложены различные варианты тестовых заданий, подходящих для дисциплины «Иностранный язык»: 1) верно-неверно; 2) вложенный ответ; 3) краткий ответ; 4) множественный выбор; 5) вопрос на соответствие; 6) эссе. Студенты решают тестовые задания, после чего система автоматически выдает полученный результат.

Приведем несколько примеров. Чаще всего для проверки владения грамматикой используются вопросы множественного выбора, в которых из нескольких предложенных вариантов ответа нужно выбрать правильный.

Make the reported speech from the direct:

Mary asked the client: «Can we do the surveying?»

Выберите один ответ:

a. Mary asked the client could they do the surveying.

b. Mary asked the client if they could did the surveying.

c. Mary asked the client if they could do the surveying.

В заданиях на знание лексического материала часто используются вопросы на соответствие, где слово нужно сопоставить с его значением либо объяснением. В системе LMS Moodle напротив каждого слова имеется окошко со списком вариантов значений, из которого нужно выбрать правильный перевод или толкование.

По сравнению с обычными бумажными тестами такое электронное тестирование в рамках ЭОК обладает следующими преимуществами: 1) существует возможность работать дистанционно и, как следствие, экономить время; 2) машинная проверка обеспечивает объективность оценивания и экономит время преподавателя.

4. Навыки письма и чтения. В качестве проверки навыков письма и чтения в рамках ЭОК успешно используется инструмент задание. Оно подходит для постановки перед студентами задачи по составлению различных текстов: делового письма, тематических текстов, мини-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

обзоров по теме исследования, текстов проектных работ, эссе, резюме и пр. Учащийся вуза выполняет работу и прикрепляет полученный результат в виде файла в систему.

Приведем пример задания на письмо: дана международная форма резюме; студенты должны ее заполнить.

Dear students!

Study the example of European standard CV form.

Write your own CV according to this form to present yourself to an employer. Attach your CV here as a file.

С помощью данного инструмента можно также проверить навыки чтения: подбирается текст по интересующей студентов тематике, с последующим выполнением задания к нему, например, необходимо ответить на вопросы, составить глоссарий, подготовить реферирование и пр.

5. Навыки письменного и интернет-общения. Такие инструменты, как форумы и чаты, позволяют отслеживать и контролировать процесс общения студентов на определенную тему. Используя их, можно общаться с учащимися вуза; осуществляя обратную связь, студенты могут задавать свои вопросы, практикуя навыки письменного общения на иностранном языке, а преподаватель - объяснять и исправлять некоторые ошибки. Также с их помощью студенты могут выполнять различные задания по составлению какого-либо готового общего продукта в онлайн-режиме, например, составить общий глоссарий по теме.

Таким образом, использование электронного обучающего курса для осуществления контроля учебной деятельности учащихся вуза обладает рядом несомненных преимуществ. Во-первых, использование ЭОК дает возможность осуществлять контроль внеаудиторной самостоятельной работы дистанционно, в любое удобное для преподавателя время, в то время как студенты, обучающиеся заочно или дистанционно, могут выполнять задания онлайн и получать необходимые помощь и содействие.

Во-вторых, с помощью различных инструмен-

[

тов электронного обучающего курса можно отслеживать процесс формирования разнообразных умений, навыков и компетенций студента. В-третьих, такой вид работы является необычным и творческим, что может повысить мотивацию к обучению.

Безусловно, имеются и недостатки. К основным из них можно отнести отсутствие живого контакта с преподавателем, а также невозможность в полной мере осуществить контроль навыков говорения и устного общения.

Тем не менее использование ЭОК в процессе обучения является эффективным средством контроля знаний, способным предоставить преподавателям новые возможности, помогающие повышению результативности обучения, оптимизации учебного процесса, а также увеличению мотивации студентов.

Библиографический список

1. Воног В.В., Прохорова О.А. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62), т. 3. С. 27-30.

2. Латыпова Э.Р. Инновационные технологии как средство развития познавательного интереса при самостоятельной работе по иностранному языку // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 129-135.

3. Прохорова О.А., Воног В.В. Интеграция электронных технологий в современный процесс преподавания иностранного языка в аспирантуре (смешанная модель обучения) // Современные технологии обучения иностранным языкам: международная научно-практическая конференция (Ульяновск, 20 января 2016 г.): сб. науч. тр. Ульяновск: УлГТУ, 2016. С. 375-379.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2002. 576 с.

5. Яроцкая Л.В. Контроль в продуктивной парадигме лингводидактики: монография. URL: http://lap-publishing.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.