ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ
THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS MAJORED IN ENGINEERING IN THE COURSE OF BLENDED LEARNING BASED ON ELECTRONIC PLATFORMS
Т.В. Жавнер
T.V. Zhavner
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), образовательные технологии, информационные технологии, смешанное обучение, интерактивные инструменты ¿М5, компьютерная лингводидактика, коммуникативная компетенция.
Статья посвящена процессу смешанного обучения, которое происходит с применением интерактивных инструментов электронных курсов в системе управления ЬМБ МоосПе в подготовке студентов инженерных направлений современного вуза для обучения иностранным языкам (на примере английского языка) в рамках апробации авторского электронного обучающего курса преподавателями кафедры иностранных языков для инженерных направлений Сибирского федерального университета. Предметом исследования является использование электронных курсов на занятиях иностранного языка. Рассматривается целесообразность применения электронных курсов на занятиях как средство интенсификации учебного процесса и придания ему максимальной коммуникативной направленности.
В настоящее время в мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. Во всех развитых и во многих развивающихся странах происходят интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий [Угольков, 2004, с. 4].
E-learning resources, educational technology, information technology, blended learning, interactive LMS tools, computer linguodidactics, communicative competence.
The article is devoted to the process of blended learning, which occurs along with the usage of interactive tools of e-learning courses based on the e-platform of LMS Moodle in the process of teaching foreign languages (by the example of English) to students of engineering majors in a modern high school during the test of the author's e-learning course by the teachers of the Department of Foreign Languages for Engineering Science of Siberian Federal University. The subject of the research in the article is the use of e-leaming courses in foreign language classes. The article considers the practicability of the use of e-learning courses in classes as a means of intensifying the educational process and giving it the maximum communicative orientation.
Высшее образование в России находится на стадии интенсивных перемен. Эти изменения в основном основаны на западном подходе, который включает процесс развития информационного пространства. Развитие информационно-коммуникационных технологий и Интернета позволяет университетскому высшему руководству радикально менять информационное пространство высшего учебного заведения. Реализация этого принципа дает возможность удовлетворять по-
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н и
щ
PQ
требности главных целевых аудиторий. Одним из способов развития информационного пространства является внедрение элементов электронного обучения в образовательный процесс.
Внедрение и апробация системы электронного обучения является одним из приоритетных направлений развития Сибирского федерального университета. Топ-менеджментом вуза была поставлена задача по развитию базы открытых электронных вузов в системе LMS Moodle, которые помогут в перспективе совершенствованию информационно-коммуникативного пространства университета [Латышева, Забродина, 2015, с. 194].
Инновационные подходы к организации и проведению учебных занятий по иностранному языку основаны на использовании образовательных, информационных и коммуникационных технологий, предполагающих перестройку содержания и организационно-методических форм обучения, разработку современных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса, включая средства работы с цифровыми учебными материалами и организацию уроков в режиме online [Кулагин, Кузнецов, 2009].
В течение последних десятилетий исследователями был разработан ряд моделей обучения иностранному языку будущих профессионалов-нефилологов (H.H. Гавриленко, Н.Л. Кучеренко, В.Ф. Тенищева, Л.П. Халяпина, Н.П. Хомякова, А.Н. Щукин, Л.В. Яроцкая и др.). Хотя эти модели отличаются определенными концептуальными акцентами, их объединяют важнейшие основополагающие утверждения, приведенные ниже.
В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковых вузах у преподавателей иностранного языка часто возникают следующие сложности. Наиболее очевидными мы считаем низкую мотивацию студентов к изучению иностранного языка на первых курсах после школ, а также недостаточно высокий уровень знаний студентов по данной дисциплине. Несмотря на тот факт, что дисциплина «Иностранный язык» играет значительную роль в будущей профессиональной деятельности современных выпускников неязыковых вузов, а также объясняется интернацио-
нализацией высшего образования, которая подтверждает потребность в квалифицированных инженерах со знанием английского языка на рынке труда, мотивация студентов к изучению иностранного языка не всегда является высокой. Подобный низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка в вузе связан не столько с непониманием значимости данного предмета для карьерного роста и дальнейшей жизни, сколько с теми затруднениями, которые возникают у студентов при его изучении и, вероятно, с прошлым негативным опытом в школе, после чего они непроизвольно переносят свое негативное отношение на занятия по иностранному языку в вузе. Однако на практике англоязычная подготовка выпускника технического вуза, осуществляемая в рамках традиционной системы обучения, оказывается недостаточной для решения педагогических задач в современных условиях. Затруднения объясняются традиционной методикой и практикой организационных форм обучения иностранному языку, недостаточной школьной подготовкой обучающихся и другими. Путь внедрения новых образовательных педагогических технологий в учебную деятельность, а именно информационно-коммуникационных технологий является одним из выходов в преодолении сложившихся трудностей [Жавнер, Воног, Адольф, 2016, с. 246].
Обучение иностранному языку в неязыковом вузе носит многоцелевой характер (обучение, воспитание и развитие) и считается обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Формирование у студентов способности и готовности к профессиональной межкультурной коммуникации определяет коммуникативную направленность курса иностранного языка. Специфика такой направленности состоит в формировании коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, а также формированию тех компетенций, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по тому или иному направлению подготовки или специальности и, безусловно, повышению мотивации к изучению иностранного языка. Таким образом, пре-
подаватель иностранного языка вынужден искать различные пути решения данных проблем, то есть подбирать такие методы обучения, которые позволят ему сформировать необходимо важные компетенции студентов, успешно воплотить поставленные цели и задачи дисциплины, а также создать для студентов ситуацию психологического комфорта и испытать чувство удовлетворения от изучения иностранного языка. Все вышеприведенные аспекты должны способствовать повышению мотивации студентов на занятиях по иностранному языку.
На данный момент эффективным решением, обеспечивающим повышение уровня предоставляемых образовательных услуг и поддерживающим современные модели непрерывного образования в Сибирском федеральном университете, является создание и усовершенствование системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS). Речь идет о программе, которая облегчает процесс электронного обучения - так называемого e-learning, и смешанного обучения -b-learning (использование в той или иной мере электронного и аудиторного обучения) [Жавнер, Тахавеева, 2015, с. 219].
В последние годы наиболее востребованной при обучении иностранному языку студентов инженерных направлений СФУ становится технология смешанного обучения - blended learning. Данная технология включает комбинирование различных способов подачи учебного материала (очное, электронное и самостоятельное обучение) с применением методики управления знаниями [Воног и др., 2016, с. 46].
В настоящее время наиболее перспективным направлением использования компьютерных технологий является применение интерактивных учебных курсов, которые предусматривают активное взаимодействие всех участников обучения, наличие обратной связи между преподавателем и обучаемыми и использование интерактивных средств обучения [Щукин, 2012, с. 337].
Следующие сложности и затруднения могут возникнуть при внедрении и создании ЭОР, требующих системного решения и способных свести на нет эффективность работы создателей кур-
сов и преподавателей. Ниже приведем лишь несколько.
Подход к содержанию ЭОР. Специфика предмета (например, иностранный язык) приводит к тому, что разработанные «курсы» оказываются неэффективными и дискредитируется сама идея использования ЭОР.
Подготовка преподавателей и разработчиков. При внедрении электронных курсов уделяется мало внимания переподготовке преподавателей. В большинстве случаев она ограничивается краткосрочными курсами повышения квалификации внутри вуза.
Техническую и методическую поддержку можно отнести к другим потенциально проблемным областям, кроме того, уровень мотивации преподавателей, учет нагрузки при создании и использовании ЭОР на занятиях по иностранному языку, организацию и проведение контроля успешности освоения материала студентами.
Хотелось бы отметить, что необходимым этапом внедрения и апробации ЭОР является обучение преподавателей на местах, учет мнения преподавателей при отборе содержания ЭОР и выборе технических средств, кроме того, создание системы поощрения работы преподавателя. Перераспределение нагрузки, стажировки, круглые столы, семинары, конференции, обмен опытом по компьютерной лингводидактике кафедрами иностранных языков неязыковых вызов и материальное поощрение должны повысить мотивацию у преподавателей, участвующих в таком виде работы.
На кафедре иностранного языка для инженерных направлений СФУ в той или иной степени широко используются все вышеперечисленные пути решения сложностей и проблем внедрения ДОТ, но основным способом создания качественных ЭОР с учетом специфики предмета «Иностранный язык», соответствующих общим требованиям вуза к разрабатываемым курсам, стали многочисленные электронные курсы, разработанные для студентов неязыковых направлений для бакалавров / специалистов, магистрантов и аспирантов. В электронных курсах «Иностранный язык для аспирантов (английский)», «Иностранный язык для студентов строительных специаль-
<С
Î
ч tí m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h О Й
EÍ W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с n w с
« s
X
H
и
W M
ностей» и «Английский язык для архитектурных и строительных специальностей магистратуры» широко используются инструменты и технологии разработки и публикации мультимедиа-ресурсов в средах e-learning (MOODLE). Курсы апробируются при реализации смешанного и онлайн-обучения. Смешанное обучение, во-первых, дает возможность эффективно организовать время преподавателя и студентов, во-вторых, делает процесс изучения английского языка креативным, интересным и доступным. Структура образовательных ресурсов каждого курса состоит из блока организационных материалов, а именно:
- рабочая программа дисциплины, описание, инструкции к выполнению, критерии оценивания всех предложенных заданий и видов деятельности и расписание курса;
- модули, на которые разделен материал курса;
- курсы, содержащие ссылки на актуальные дополнительные онлайн-материалы для самостоятельной работы студентов и дальнейшего совершенствования полученных умений и навыков;
- содержащие, помимо теоретического материала, вопросы для самоконтроля, тесты, задания, дополненные анимациями, аудио- и видеозаписями, а также инструментами коммуникации с автоматическим оцениванием в электронной среде и обратной связью;
- курсы, предлагающие студентам для работы глоссарии, содержащие более 60 лексических единиц по всем модулям;
- определенные в курсе для каждой темы результаты учебной деятельности.
Также в данных курсах преподаватели учитывают правила посещения и работы с электронным ресурсом, например, ограничивают доступ к заданиям, с помощью такого интерактивного элемента LMS Moodle, как календарь. Электронная платформа позволяет установить количество попыток для выполнения того или иного упражнения, организовать систему учета выполненных работ, обозначить время, в течение которого работа студента должна быть проверена преподавателем и т.д.
Задачи преподавателя - максимально продуктивно управлять и сочетать аудиторную и внеауди-
торную работы студентов, контролировать самостоятельную и групповую работу студентов и создавать онлайн-поддержку для учащихся на базе интерактивных инструментов LMS Moodle. Созданная виртуальная среда обучения электронных вышеназванных образовательных курсов в системе LMS Moodle объединяет в себе набор вышеуказанных программ для управления студенческими группами, разработки заданий и тестов, планирования научной и учебной деятельности, общения. Преподаватель и студенты работают вместе, тем самым обеспечивая качество обучения и сопровождая учебный процесс полезным, независимым, эффективным и мотивирующим к развитию подходом [Watson, 2009, р. 16]. Кроме того, в рамках курса можно автоматически отслеживать эффективность достижения каждой сформулированной цели, так как она связана с конкретными заданиями, тестами и оценками курса. Подводя итоги всему изложенному выше, можно отметить тот факт, что после завершения курса мы можем не просто получить общую оценку, а понять, что именно каждому конкретному обучающемуся давалось легко, а где он нуждается в дополнительном обучении. При обучении возможно комбинирование синхронного и асинхронного обучения.
Использование различных оболочек виртуальной среды обучения позволяет преодолевать пространственные и временные барьеры, разрабатывать новые методы и инструменты подготовки специалистов инженерных направлений. Однако для успешного функционирования данных систем требуются преподаватели, свободно ориентирующиеся в информационной среде, способные при помощи ресурсов системы создавать полноценные виртуальные уроки на иностранном языке [Сахн-Вальд, 2009, с. 458]. Также стоит отметить, что при работе с электронным курсом преподаватель будет вынужден проводить и уделять больше времени группе, так как ему придется постоянно взаимодействовать со студентами, мотивируя их на эффективную работу и выполнение всех заданий в установленные сроки. Кроме того, преподаватель может применить современную форму контроля с помощью проведения онлайн-тестов, в результате исполь-
зования которых он значительно сэкономит время на проверку работ.
В заключение необходимо отметить, что неоспоримым преимуществом смешанного обучения иностранному языку в техническом вузе несомненно является один из наиболее перспективных подходов в организации учебного процесса с помощью инновационных технологий. Электронные обучающие курсы являются неотъемлемой частью в реализации смешанного образования, так как не только значительно расширяют сетку академических часов, выделяемых на дисциплину «Иностранный язык» в технических вузах, но и повышают мотивацию студентов к изучению иностранного языка. У студентов СФУ появляется способность к формированию стратегий самостоятельной работы обучающихся, что приводит к их автономии и в дальнейшем повышает способность самостоятельного принятия решения в профессиональной сфере.
Наряду с функциями, которыми характеризуется и традиционный процесс обучения, современные информационные и коммуникационные технологии обладают дополнительными дидактическими функциями, которые позволяют значительно интенсифицировать образовательный процесс, включая и обучение иностранному языку. К таким дидактическим функциям, на наш взгляд, относятся выстраивание индивидуальной образовательной траектории, реализация педагогической технологии обучения в сотрудничестве и развитие умений самостоятельной учебной деятельности.
В современных условиях развитие ЭОР при обучении иностранным языкам в вузе возможно, если будут учтены интересы всех участников образовательного процесса: студентов, преподавателей и руководства университета. При правильном и рациональном подходе к решению неизбежно возникающих проблем и сложностей это развитие будет непрерывным, а результаты - высокими.
Библиографический список
1. Воног В.В., Алексеева А.Б., Жавнер Т.В., Пономарева Е.А. Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной дея-
тельности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 45-48. Жавнер Т.В., Тахавеева Ю.В. Информатизация обучения иностранному языку с развитием межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции у студентов бакалавриата инженерных специальностей // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62), т. 3. Жавнер Т.В., Воног В.В., Адольф В.А. Использование инновационных технологий и методов обучения иностранному языку студентов технических специальностей // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 2 (28). С. 245-249.
Кулагин В.П., Кузнецов Ю.М. Виртуальная среда обучения как элемент онлайнового социального сообщества // XIV Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика 2007». URL: http://tm.ifmo.ru/tm2007/db/ doc/get_thes.php?id=298, 2009 Латышева Е.В., Забродина И.К. Опыт внедрения электронного курса на базе платформы LMS Moodle с использованием содержания на английском языке. Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: теория и практика: сб. матер. Всерос. науч.-методолог. семинара (23-24 апреля 2015г.) / под ред. Л.А. Сивицкой; Томск, политехнич. ун-т. Томск: Изд-во Томск, поли-технич. ун-та, 2015.
Сахн-Вальд Н.В. Информатизация образовательного процесса в профессиональной подготовке студентов по специальности «Перевод и переводоведение» // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2009. № 3. Угольков В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе: дис.... канд. пед. наук. М., 2004. С. 4-5. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы): учеб. пособие для препод, и студ. языковых вузов. М.: ВК, 2012.
Watson J. Blended learning: The convergence of online and face-to-face education. North American Council for Online Learning. 2008.
<C
tí m
о
ь
X
Щ
w m H
о
Рч <
о ^ о о
О Й
EÍ w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
о w
V
к
ь
l-ч
<с п
W
с
S
X
н и
щ м