Научная статья на тему 'Разработка и формирование фонда оценочных средств в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку (Авиационный английский язык)'

Разработка и формирование фонда оценочных средств в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку (Авиационный английский язык) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / БАЗА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИФИКАЦИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левандровская Нина Витальевна

В статье рассматривается методика формирования фонда оценочных средств для проведения контроля качества подготовки специалистов. Совокупность контрольно-измерительных материалов и методов их использования позволяет устанавливать соответствие между планируемым и ожидаемым результатом обучения, отслеживать, диагностировать и контролировать образовательный процесс. Разработка фонда оценочных средств в обучении ААЯ требует создания способов оценивания, обеспечивающих достижение заявленных результатов обучения и профессионально-коммуникативных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левандровская Нина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и формирование фонда оценочных средств в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку (Авиационный английский язык)»

УДК 811.11

Левандровская Нина Витальевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков.

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная Академия» им. Жуковского Milena.555@mail.ru

Разработка

И ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (АВИАЦИОННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Nina V. Levandrovskaya

candidate of philological Sciences, associate professor at the Department of foreign languages.

Air Force Scientific Training Center Milena.555@mail.ru

The develpoment and

CONSTRUCTION OF

THE ASSESSMENT FUND IN

PROFESSION-ORIENTED

FOREIGN LANGUAGE

TEACHING

(AVIATION ENGLISH)

Аннотация. В статье рассматривается методика формирования фонда оценочных средств для проведения контроля качества подготовки специалистов. Совокупность контрольно-измерительных материалов и методов их использования позволяет устанавливать соответствие между планируемым и ожидаемым результатом обучения, отслеживать, диагностировать и контролировать образовательный процесс. Разработка фонда оценочных средств в обучении ААЯ требует создания способов оценивания, обеспечивающих достижение заявленных результатов обучения и профессионально-коммуникативных компетенций.

Annotation. The article presents a methodology for constructing the assessment fund, which checks the quality of specialist training. The whole complex of the controlling and measuring materials and their application methods allows establishing the correspondence between the planned and expected training results, to observe, examine and control the educational process. The development of the assessment fund in Aviation English training demands the creation of assessment tools which provide the achievement of the declared training results and professional communicative competences.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, объекты оценивания, поведенческие индикаторы, оценочные процедуры, контролирующие мероприятия, база учебных заданий, контролируемые результаты обучения, спецификация, критерии эффективности системы контроля.

Keywords: assessment fund, assessment objects, behavior indicators, assessment procedures, controlling measures, training task base, controlled training results, specification, effectiveness criteria of control system.

Как система оценивания, ФОС представляет комплекс методических материалов для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При разработке содержания фонда оценочных средств учитываются следующие компоненты: цели и результаты обучения, критерии оценивания, содержательная часть контроля, функции, методы и формы контроля, средства оценивания. Структура ФОС состоит из перечня объектов оценивания, базы учебных заданий и методического оснащения оценочных процедур. Фонд оценочных средств должен соответствовать критериям эффективности системы контроля: производительности, экономичности,

адаптивности, дидактичное™, оперативности и надежности [1, с. 5].

В основу преподавания дисциплины «Авиационный английский язык» (ОДЯ) положен компе-тентностно-ориентированный подход, предполагающий формирование у курсантов иноязычной коммуникативной компетенции на материале авиационной специальности. При разработке ФОС по дисциплине «Авиационный английский язык» (специальность 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов) необходимо обеспечивать соответствие его содержания заявленным результатам обучения и задачам будущей профессиональной деятельности. Следует учитывать требования ФГОС ВПО соответствующего направления подготовки специалистов, основные образовательные технологии и достижения в науке, технике и культуре. Дисциплина «Авиационный английский язык»

59

является логическим продолжением курса базового английского языка в системе непрерывной языковой подготовки авиационных специалистов

и основывается на сформированных ранее основных коммуникативных умениях курсантов: говорении, чтении, аудировании и письме.

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения по ААЯ

Код компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ААЯ

ОК-14 Понимание значимости своей Знать - 1000-1500 лексических единиц узкоспециальной

профессии и готовность приме- профессиональной и научной лексики;

нять полученные знания и при- - грамматические формы и конструкции, характерные для

обретенные навыки в будущей языка специальности, и особенности подъязыка радиоте-

практической деятельности лефонной связи; - стандартную фразеологию радиообмена. Уметь - понимать профессиональную речь на слух и адекватно реагировать на высказывания в ситуациях диалогиче-

О ПК-8 Способность решать професси- ского общения;

ональные задачи с использова- - выступать с подготовленным сообщением на професси-

нием английского языка ональную тему; - поддерживать радиотелефонную связь в стандартных ситуациях радиообмена; - понимать тексты профессиональной направленности и устно (письменно) передавать их содержание. Владеть - коммуникативным минимумом, необходимым для общения по авиационной тематике; - основами радиообмена на английском языке; - техникой чтения оригинальных иностранных текстов по профессиональной тематике со словарем с извлечением полной информации и без словаря с извлечением основной и целевой информации.

При разработке ФОС данной дисциплины следует включать методы контроля, нацеленные на развитие познавательной деятельности обучающихся, их личностные качества, оценку способности творческой активности и способности поиска новых решений. Создание способов самооценки учащихся, методов группового и взаимного оценивания, использование условий максимального приближения к условиям профессиональной деятельности будущих авиационных специалистов на основе ситуационных заданий и контекстного обучения обеспечивают достижение заявленных критериев и показателей качества образования. Ключевыми принципами оценивания являются: валидность, надежность и эффективность [2, с. 23]. ФОС выполняет следующие функции:

1) ФОС входного оценивания диагностирует начальный уровень подготовленности обучающихся для планирования и построения индивидуальных схем обучения.

2) ФОС текущего контроля производит оперативное и регулярное оценивание учебной и самостоятельной деятельностью обучающихся.

3) ФОС промежуточной (семестровой) аттестации учащихся по отдельной дисциплине оценивает степени достижения запланированных результатов по завершению изучения дисциплины в соответствии с установленным учебным планом в форме зачета, дифференцированного зачета, экзамена, курсовой работы, отчета по практике.

4) ФОС итоговой аттестации применяется для проведения государственного экзамена, выпускной квалификационной работы и оценки качества основной образовательной программы.

Согласно нормативно-методическим документам, разработка фонда оценочных средств состоит из трех этапов:

1) На предварительном этапе разрабатываются контролирующие мероприятия для каждого объекта оценивания, которые соответствуют содержанию обучения, методам оценивания и учебным заданиям. В специальной структурной матрице заявленные результаты обучения определяются поведенческими индикаторами (объектами оценивания). Результаты обучения представляют общую информацию о формируемых компетенциях обучающихся и являются неизмеримыми, тогда как поведенческие индикаторы определяют конкретные действия учебной деятельности обучаемых и поддаются измерению. Поведенческие индикаторы включают перечень действий, необходимый для достижения результатов обучения, обладают свойствами шкалы от низшего уровня исполнения к высшему и определяют содержание обучения. Они являются основой для сравнения того, что было, и как стало [3, с. 76]. Для каждого поведенческого индикатора подбираются определенные виды учебных заданий, выполнение которых определит степень достижения результатов обучения. Формирование методики выполнения учебных заданий включает выбор метода и формы контроля, установление критериев оценивания, разработку оценочных схем или шкал.

60

Таблица 2

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине ААЯ:

№ Контролируемые разделы дисциплины ААЯ (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции и ее формулировка Наименование оценочного средства

1. История авиации ОК-14 - Понимание значимости своей профессии и готовность применять полученные знания и приобретенные навыки в будущей практической деятельности Лексико-грамматический тест

ОПК-8 - Способность решать профессиональные задачи с использованием английского языка Ролевая игра

2. Воздушные суда и их классификация ОК-14 ОПК-8 Лексико-грамматический тест Сообщение по теме

3. Международные авиационные организации ОК-14 ОПК-8 Сообщение по теме

4. Аэропорты и аэродромы ОК-14 ОПК-8 Лексико-грамматический тест

5. Обслуживание воздушного движения ОК-14 ОПК-8 Контрольная работа Зачет

6. Метеорологическое обеспечение полетов ОК-14 ОПК-8 Сообщение по теме

7. Безопасность полетов ОК-14 ОПК-8 Лексико-грамматический тест Ролевая игра

8. Государственное регулирование деятельности в области авиации ОК-14 ОПК-8 Контрольная работа Зачет

9. Основы радиообмена ОК-14 ОПК-8 контрольная работа Экзамен

2) Основной этап предусматривает формирование содержания ФОС. Разработка, подбор и структурирование базы учебных заданий по поведенческим индикаторам и контролирующим мероприятиям должны соотноситься с определенной целью использования и процедурой контроля. Для каждого контролирующего мероприятия создается план (спецификация), в котором указываются контролируемые результаты обучения, деятельностные цели, комплекс заданий, регламент проведения, учебно-методические и технические условия проведения, критерии оценивания и использование результатов контроля. Спецификация является обоснованием надежности, валидности и объективности контролирующего мероприятия.

При выборе способа контроля следует учитывать цель, содержание оценивания, взаимосвязь между качеством метода и его рациональностью, а также ограниченность во времени и ресурсах [4, с. 45]. Оценивание формируемых

профессиональных и общекультурных компетенций проводится при помощи комплекса традиционных и инновационных форм контроля, обеспечивающих доказательство достижения проверяемого результата обучения.

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля изученных тем и разделов и промежуточной аттестации по дисциплине ААЯ включает как традиционные средства оценивания (тестирование, собеседование и сообщение по темам, зачет, экзамен), так и инновационные интерактивные технологии (творческие задания, деловые и ролевые игры, кейс-задачи, учебные дискуссии). Использование интерактивных заданий в качестве оценочных средств позволяет решать учебные и профессионально-ориентированные задачи путем игрового моделирования реальных профессиональных ситуаций, и служат средством контроля для выявления объема знаний обучающегося и уровня сформированности профессиональных и языковых компетенций.

Таблица 3

Варианты контролирующих мероприятий:

1 Вопросы для коллоквиумов, собеседования:

Тема «История авиации:

1. Do you know the aviation pioneers? Who are they?

2. What was the first form of the flying machine?

3. Who was the first power-driven heavier-than-air machine made by?

4. Who made the world's first controlled flight?

5. What is an ornithopter?

6. When and where was the first journey in a balloon made?

7. Who is the really great pioneer of marine flying?

8. Who is the holder of current altitude record?

61

Продолжение таблицы 2

2 Задание для ролевой игры по теме «Безопасность полетов»:

Dramatize a role play «Air Accident Investigation». Use the data from accident report and role instructions. Aircraft Accident Report No:3/2014

Operator: private flight

Aircraft Type: Cessna cita ion 500

Location: 2nm of Biggin Hill Airport

Date and Time: March 30, 2014 12 35

Role instructions: 1. Biggin Hill airport Authority You are making notification of an air crash of Cessna Citation 500. Explain the commission members the details of the air crash. Phrases for help: experience engine vibration, set on fire, initiate a return to a departure airfield 2. Chief Inspector You are making a report about Cessna Citation's accident. speak about the aim of investigation and results of the commission's work. Phrases for help: find out the cause of accident, analyze aircraft wreckage, restore flight recorder data 3. Commission Inspectors You are members of the commission engaged in the accident investigation. Put questions to the Airport Authority and chief Inspector to find out details of an air crash. Phrases for help: What can you tell us about?, Can you comment on...?, If you want to have an expert's opinion on...

3) В ходе завершающего этапа разрабатываются методические материалы в виде инструкций (для участников контролирующего мероприятия), сценария контролирующего мероприятия, нормативнометодической документации, инструкций по обработке и анализу результатов обучения, бланков ответов, опросных листов и так далее.

Литература:

1. Михайлова Н.С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ : учебное пособие / Н.С. Михайлова, Е.А. Муратова, М.Г. Минин. Томск. Томский политехнический университет, 2010. 217 с.

2. Субетто AM. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах : методология, методика, практика. Монография. Спб. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 280 с.

3. Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств. Томск : Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2012. 62 с.

4. Фасхутдинова ЕМ. Виды оценочных средств : Учебно-методическое пособие для преподавателей. Казань : КГМУ, 2013. 32 с.

Оптимальное сочетание традиционных и инновационных способов контроля подразумевает переосмысление традиционных средств оценивания в русле компетентностного подхода и адаптацию инновационных технологий для практического применения и проведения текущего и промежуточного контроля.

Literature:

1. Mikhailova N.S. The development of the assessment fund in educational program design : manual / N.S. Mikhailova, E.A. Muratova, M.G. Minin. Tomsk. Tomsk Polytechnic University, 2010. 217 p.

2. Subetto A.I. Assessment tools and attestation technologies of the specialist training quality in higher learning institutions : methodology, methods, practice. : monograph. St. Petersburg. M.: Research Centre of the training quality problems, 2004. 280 p.

3. Methodic recommendations on the assessment fund development. Tomsk : National Research Tomsk Polytechnic University, 2012. 62 p.

4. Faskhutdinova E.N. Types of assessment tools : manual for teachers. Kazan : KGMU, 2013. 32 p.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.