Научная статья на тему 'Разработка оценочного инструментария по ФГОС ВПО третьего поколения'

Разработка оценочного инструментария по ФГОС ВПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ПОДГОТОВКА / PREPARATION / БАКАЛАВР / BACHELOR / СРЕДСТВА / MEANS / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / ДОКЛАД / REPORT / ЭССЕ / ESSAY / РЕЙТИНГ / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина Вера Алексеевна

Представлена точка зрения по созданию оценочного инструментария для двухуровневой системы обучения (бакалавр и магистр). Приводится характеристика современных средств выявления подготовленности студента к выполнению профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курина Вера Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT TOOLS DEVELOPMENT IN THIRD GENERATION IN FGOS VPO

The point of view on the creation of estimation tools for two-level system of training (the bachelor and the master) is presented. The characteristic of the modern means of readiness detection of the student is provided to performance of professional activity.

Текст научной работы на тему «Разработка оценочного инструментария по ФГОС ВПО третьего поколения»

РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В.А. Курина

Самарская государственная академия культуры и искусств 443110, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: smrgaki@mail.ru

Представлена точка зрения по созданию оценочного инструментария для двухуровневой системы обучения (бакалавр и магистр). Приводится характеристика современных средств выявления подготовленности студента к выполнению профессиональной деятельности.

Ключевые слова: оценка, подготовка, бакалавр, средства, портфолио, презентация, доклад, эссе, рейтинг.

Происходящие в стране экономические, политические и социальные изменения повлекли за собой необходимость повышения качества подготовки студентов, что является актуальной проблемой современного профессионального образования. Подготовка будущих профессионалов, отвечающая требованиям политики нашего государства, связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) нового поколения.

На введение ФГОС ВПО третьего поколения повлияли как внешне, так и внутренние факторы. Внешними являются рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. Внутренние интересы России заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники. Другими словами, внедрение ФГОС ВПО третьего поколения определяет необходимость переосмысления ключевых подходов к обучению и профессиональной подготовке студентов в динамично изменяющихся рыночных условиях.

Требования к определению качественных показателей подготовки студентов в системе высшего образования изложены в разделе VIII «Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата ФГОС ВПО третьего поколения».

Содержание названного раздела определяет виды контроля, которые должны осуществляться в вузе. В п. 8.2 отмечается: «Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников» [1].

Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний и умений стимулирует учебную деятельность, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности обучающихся. Текущий контроль знаний предназначен для регулярной и систематической проверки знаний студентов во время занятий и по итогам самостоятельной работы студентов.

Вера Алексеевна Курина, доктор педагогических наук, директор Института культурологии и социально -культурных технологий, профессор кафедры«Педагогика и психология».

87

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студентов и проводится с целью определения:

- соответствия уровня и качества подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине;

- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине;

- сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы

студентов.

В п. 8.3 говорится: «Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения» [1].

Формами текущего контроля знаний являются домашние задания, контрольные и самостоятельные работы, рефераты, эссе, коллоквиумы, творческие и курсовые проекты и другие формы оценки знаний. Домашние задания, рефераты, контрольные и самостоятельные работы -это традиционные, часто применяемые формы контроля. Гораздо реже используются эссе, творческие проекты.

Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», отлат.exagium«взвешивание») - это-литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. По объему и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком, с другой - с философским трактатом [3].

В системе высшего образования часто используют для оценки успехов студента коллоквкум(от латинского colloquium - разговор, беседа).

Кроме этого, коллоквиум (собрание) - это научное собрание, целью которого является слушание и обсуждение доклада, претендующего на самостоятельное исследование. Пришло из средневековой схоластической практики.

Под проектами нами понимается самостоятельная итоговая творческая работа студента. Цель проектов - способствовать самостоятельному формированию системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний и умений обучающихся, воплощенных в конечный конкурентоспособный продукт; содействовать развитию инициативы, сотрудничества, навыка работы в коллективе, логического мышления, видения проблемы и навыка принятия решения, умения получать и использовать информацию, заниматься планированием, обучаться самостоятельно, коммуникативных навыков.

Последнее десятилетие для проверки знаний студентов стали применять разработанные обучающимися презентации (от лат. praesento - представление) - документы или комплекты документов, предназначенные для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель - донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR-инструментов.

Для обобщения лекционного материала студентам можно выдать задание по разработке блок-схем -это распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмыили процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности.

В настоящее время все большую популярность приобретают онлайн-тесты по разным дисциплинам. Проводить тесты, обрабатывать результаты, собирать статистические данные становится удобнее и проще.

Перечень форм текущего контроля знаний, порядок их проведения, используемые инструменты и технологии, критерии оценивания отдельных форм текущего контроля знаний, формула расчета накопленной оценки, используемая система оценивания, правила округления указываются в программе учебной дисциплины. Форма и периодичность промежуточной аттестации определяются базовыми учебными планами.

Преподаватель имеет право незначительно корректировать количество и процедуры организации отдельных форм текущего контроля знаний. В этом случае он должен информировать студентов об изменениях не позднее чем за сутки до начала проведения формы текущего контроля знаний, в отношении которой произошли изменения. Для информирования могут быть использованы различные каналы коммуникации, в том числе электронные.

В ходе промежуточной аттестации оцениваются результаты учебной деятельности студентов за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:

- экзамен по отдельной дисциплине;

- комплексный экзамен по нескольким дисциплинам;

- зачет по отдельной дисциплине;

- курсовая работа [2].

Промежуточная аттестация - зачет - это форма проверки выполнения студентами лабораторных работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также форма проверки прохождения учебной и производственной практик и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой.

Зачеты устанавливаются согласно базовому учебному плану как по дисциплине в целом, так и по отдельным разделам. Итоговые зачеты по дисциплине проводятся по окончании лекционного и практического циклов.

Следующая форма промежуточной аттестации - экзамен.

Экзамены по всей дисциплине или ее части имеют цель оценить уровень теоретических знаний и практических умений студента в рамках ФГОС ВПО по дисциплине. Экзамены сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.

Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовленности обучающегося, осваивающего образовательную программу бакалавриата, к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и основной образовательной программе (далее - ООП) высшего образования по направлению подготовки или специальности высшего образования.

Трудоемкость государственной итоговой аттестации в зачетных единицах определяется ООП в соответствии с образовательным стандартом.

К государственным аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной итоговой аттестации, допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по ООП по имеющему государственную аккредитацию направлению подготовки (специальности) высшего образования.

К видам государственных аттестационных испытаний обучающихся по программам бакалавриата относятся:

- государственный экзамен;

- защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме, устанавливаемой ООП в соответствии с требованиями образовательного стандарта третьего поколения по соответствующему направлению подготовки или специальности высшего образования, и является заключительным этапом проведения государственных аттестационных испытаний.

Выпускная квалификационная работа в области культуры и искусства может выполняться как отдельным обучающимся, так и группой обучающихся, в том числе осваивающих различные ООП.

Форма и программа государственного экзамена определяются и утверждаются ООВО, если иное не предусмотрено образовательным стандартом.

В п. 8.4 отмечается: «Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом» [1].

Под фондом оценочных средств понимается комплект контрольно-измерительных (КИМ) и контрольно(компетентностно)-оценочных материалов (КОМ), предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков (ЗУН) и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОСпо завершению освоения конкретной ООП.

Основной причиной обозначенного перед педагогами вопроса разработки оценочных средств явилась проблема общепризнанных методов измерения компетенций. Таким образом, введенное ФГОС требование прививать будущему бакалавру (специалисту) общие и профессиональные компетенции возможно выполнять только создавая фонды оценочных средств (ФОС), которые помогут решить задачу оценивания этих компетенций.

ОС - это контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины,профессионального модуля.

При наличии многочисленных научно-методических материалов и УМК в вузе в настоящее время недостаточно разработанным и неопределенным остается оценочный инструментарий самооценки и оценки достижений студентов, системы образования, ее процессов и результатов по ФГОС ВПО третьего поколения.

Поиск современных форм и методов оценочного инструментария для обеспечения качества подготовки выпускников является одним из ключевых проблем в развитии системы менеджмента качества в каждом вузе.

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: «Инструментарий - совокупность инструментов, употребляемых в какой-нибудь специальной области» [4]. В социологическом словаре проекта Socium (2003 г.) инструментарий понимается как система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов.

Оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приемы обучения.

В узком же смысле слова оценочный инструментарий - это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры.

Раскроем суть некоторых из названных документов, входящих в оценочный инструментарий.

Анкета- средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.

Опросный лист - документ, в котором собраны подробные сведения о задаче.

Тесты (англ. test -испытание, проверка, проба) - стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми [3].

Нужно сказать, что приведенные в статье оценочные средства активно используются в процессе подготовки бакалавров по разным направлениям подготовки. Они представляются преподавателями в рабочих программах учебной дисциплины.

Контрольно(компетентностно)-оценочные материалы предназначены для оцениваниярезультатов и процесса формирования компетенций наопределенных этапах обучения (на входе у студентов первого курса, приступающих к освоению ООП, после первого курса, на ключевых этапах обучения на старших курсах).

В аннотациях к рабочим программам разработаны и представлены методические материалы, определяющие процедуры оценивания на всех этапах контроля(материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоения ООП по направлениям подготовки).

Нужно отметить, что инструментарий оценивания качества подготовки бакалавров на сегодняшний день несовершенен и не лишен недостатков. Он предоставляет возможность лишь относительно точно оценивать качество образовательного процесса в вузе. Но одним из егодостоинств является то, что с его помощью можно определить тенденции развития вуза, вовлечь профессорско-преподавательский состав вуза в понятную систему мониторинга и принятия управленческих решений на основе качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр») // Министерство образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 16.

2. Постановление Правительства Российской Федерации №2 264 от 05.04.2001 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».

3. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999.

5. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. пособие / Сост. Е.В. Телеева. - Шадринск: Изд-во Шадрин.пединститута, 2009.

Поступила в редакцию 23.02.2014; в окончательном варианте 06.04.2014

UDC 378.046

ASSESSMENT TOOLS DEVELOPMENT IN THIRD GENERATION

IN FGOS VPO

V.A. Kurina

Samara State Academy Of Culture And Arts 167, Frunze Str., Samara, 443110 E-mail: smrgaki@mail.ru

The point of view on the creation of estimation tools for two-level system of training (the bachelor and the master) is presented. The characteristic of the modern means of readiness detection of the student is provided to performance ofprofessional activity. Keywords: assessment, preparation, bachelor, means, portfolio, presentation, report, essay, rating.

Original article submitted 23.02.2014; revision submitted 06.04.2014

Vera A. Kurina (Doctor of Educaition, Professor), Director of institute of culturology and social-cultural technologies, Samara State Academy Of Culture And Arts, Dept. PedagogyandPsychology, Professor.

УДК 378

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ТЕОРИЯ В КОНТЕКСТЕ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Н.В. Малова

Самарский государственный технический университет 443100,г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: natvm@rambler.ru

Представлен алгоритм разработки критериально-ориентированных тестов учебных достижений, предназначенных для индивидуализации обучения иностранному языку в непрофильном вузе, описывается область использованияэтих тестов в процессе обучения для корректирующей и оптимизирующей индивидуализации.

Ключевые слова:критериально-ориентированное тестирование, индивидуализация процесса обучения иностранному языку в непрофильном вузе, корректирующая индивидуализация, оптимизирующая индивидуализация.

Контент-анализ литературы и образовательной практики позволяет выявить две наиболее типичные задачи индивидуализации обучения в вузе в условиях массового образования:

Наталья ВладимировнаМалова, кандидат педагогических наук,доцент «Иностранные языки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.