5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Available at: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz
6. Metodicheskie rekomendacii po raschetu pokazatelej nezavisimoj ocenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizacij, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost'. Utverzhdeny Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii 15 sentyabrya 2016 g. № AP-87/02vn. Sistema GARANT. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393628/
7. Borodkina E.V., Krasnoshlykova O.G., Shefer I.V. Nezavisimaya ocenka kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti kak aspekt razvitiya regional'noj sistemy obrazovaniya. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2017; 5. Available at: http://articulus-info.ru/wp-content/ uploads/2017/10/5_2017o_Borodkina-Rrasnoshlikova-Shefer.pdf
8. Sostoyanie obschego obrazovaniya Kemerovskoj oblasti: rezul'taty monitoringa. A.V. Chepkasov, O.G. Krasnoshlykova, T.V. Vasil'eva [i dr.]. Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPKiPRO, 2018.
9. Udovletvorennost' naseleniya Kemerovskoj oblasti kachestvom obschego obrazovaniya: rezul'taty issledovaniya. A.V. Chepkasov, O.G. Krasnoshlykova, T.V. Vasil'eva, E.I. Kurnosova. Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPKiPRO, 2018.
Статья поступила в редакцию 03.08.18
УДК 378.637 + 37.06
Baeva E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Additional Education Institute, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Ignatenko A.V., postgraduate, leading specialist, Additional General Education Programs Department, Additional Education
Institute, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected], [email protected]
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article studies a relevant problem of training highly qualified specialists for the system of additional education. The work describes the organization of masters training concerning the system of additional children education in a pedagogical university. The analysis of the system of additional training and advanced training for personnel in Altai Krai is presented. The models of pedagogical personnel training for the system of additional children education of Altai State Pedagogical University are given. More details are given to one of the directions of masters training - "Pedagogical education" in the field of "Additional education". The article outlines the approaches to the development of the master's program "Management of the children additional educational system", the competences of graduates are revealed.
Key words: professional education, additional professional education, continuing education, management of system of children additional education, master's training of teachers of children additional education.
Е.В. Баева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
А.В. Игнатенко, аспирант, ведущий специалист отдела дополнительных общеобразовательных программ,
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected], [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов для системы дополнительного образования. В статье раскрывается организация профессиональной подготовки магистров для системы дополнительного образования детей в педагогическом университете. Представлен анализ кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в Алтайском крае; системы подготовки, повышения квалификации кадров. Раскрыты модели подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей в АлтГПУ. Более подробно представлено одно из направлений подготовки данной категории - магистратура (направление «Педагогическое образование» по профилю «Дополнительное образование»). В статье обозначены подходы, положенные в основу разработки программы магистратуры «Управление системой дополнительного образования детей», раскрыты компетенции выпускников.
Ключевые слова: профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, управление системой дополнительного образования детей, магистерская подготовка педагогов системы дополнительного образования детей.
Процесс модернизации российского образования в настоящее время выступает составной частью социально-экономических реформ, осуществляемых в Российской Федерации. Современный этап развития общества характеризуется как период формирования инновационной экономики, основанной на знаниях, реализации задач, определенных Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1]. В связи с этим, особое внимание уделяется модернизации системы непрерывного образования, являющейся важнейшим фактором инновационного развития России.
В настоящее время в российской системе непрерывного профессионального образования существует ряд актуальных проблем, одной из которых является проблема подготовки высококвалифицированных специалистов для системы дополнительного образования детей, поскольку на рынке образовательных услуг наблюдается расширение сферы дополнительного образования.
Именно сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фак-
тически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего [2]. Мы рассматриваем дополнительное образование детей как один из важных компонентов, составляющих целостную систему образования. Система дополнительного образования детей дает возможность получить те компетенции, которые отражают индивидуальное развитие личности ребёнка, в связи с этим актуализируются новые требования к специалисту, работающему в сфере дополнительного образования детей, которые нашли свое отражение в соответствующем профессиональном стандарте.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который широко используется в деятельности руководителей учреждения дополнительного образования детей [3]. Профстандарт регламентирует совокупность современных требований, заключающихся в наличии компетенций и качеств, которыми должен обладать педагог дополнительного образования. Опираясь на данный профессиональный стандарт, руководитель выстраивает стратегию кадрового обеспечения системы и регламент управленческой деятельности. Исходя из этого, следует отметить, что новые тре-
бования меняют стандарты подготовки педагогов, как следствие, изменения в организации методической работы образовательной организации, являющейся важным звеном системы непрерывного образования педагога.
В продолжение вышеперечисленных положений, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования», установлены основные квалификационные требования к должности педагога дополнительного образования (включая старшего): высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего педагога дополнительного образования - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет [4].
Таким образом, проведенный анализ документов позволяет сделать вывод о том, что в настоящий момент действующим законодательным актом является квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который перечисляет должностные обязанности, требования к квалификации педагога дополнительного образования. Профессиональный стандарт является актуальным документом, в котором детально представлены трудовые функции и требования к педагогу, но еще не имеет официального статуса правового акта Российской Федерации.
Проблема подготовки специалистов для системы дополнительного образования достаточно детально рассматривалась в работах В.А. Березиной, Р.У. Богдановой, В.П. Голованова, А.В. Золотаревой, О.Е. Лебедева, А.В. Мудрик, В.Д. Семенова,
A.И. Щетинская и др. В психолого-педагогической науке пробле-меметодологической подготовкиспециалистов.формирования их культуры посвящены работы С.Я. Казанцева, С.Н. Климова, Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина, В.И. Зазвязинского,
B.Э. Тирринаи др.
Вместе с тем, в существующем массиве исследований от-тутотводтцелосиные рыМоты, спетиалынолесвященныю изуо чению профессионального развития управленческих кадров системнаопилпиымльного оРыизоианиооттвкв педигыоическом университете.
В качестве источников данных для проведения анализа кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, системы подготовки и повышения квалификации кадров выступили формы регионального статистического наблюдения, специально организованный сбор информации, характеризующий кадровый потенциал системы субъектов Российской Федерации.
Анализ существующей практики в нашем регионе позволяет нам констатировать, что в деятельности учреждений дополнительного образования детей остро стоит проблема кадров, а именно: недостаток квалифицированных кадров по различным направлениям дополнительного образования школьников, отсутствие специальной профессиональной подготовки будущих педагогов в сфере высшего образования. Так, по данным Министерства образования и науки Алтайского края на 31.12.2017 г. в крае в системе дополнительного образования детей работает 7217 педагогических работников, из них 587 педагогов дополнительного образования детей. Что составляет 36,5% от всей численности педагогических кадров образовательных организаций Алтайского края. Численность педагогических работников системы дополнительного образования, имеющих высшее образование, составила 5281 человек, из них 4350 человек имеют педагогическое образование. Численность педагогических работников со среднем профессиональным образованием составляет 1733 человека, из них 1354 с педагогическим образованием.
По данным мониторинга Министерства образования и науки, выявлен уровень образования педагогических работников системы дополнительного образования детей в Алтайском крае, который позволил сформулировать проблему исследования: 40% процентов работающих педагогов, не имея высшего педагогического образования, продолжают работать в учреждениях дополнительного образования детей. Аналогично, руководители системы дополнительного образования не имеют управленческого образования. Поэтому следует говорить о необходимости организации специальной подготовки специалистов системы дополнительного образования детей, соответствующего уровню высшего профессионального педагогического образования.
Противоречие: междулотребностьюсистемы дололнитель-ного образования детей в высококвалифицированных специалистах и отсутствием профессиональной подготовки кадров для сферв1доролн ителымогеебыезования.
Гипотеза исследования заключается в том, что професси-оныоьнеиподгеыоезаспецизлистов ссетеыо! дополнительного образования детей будет результативной если:
- профессиональная подготовка ориентирована на удовлетворение потребностей работодателей, в лице Министерства
10000
9000
8000
12016 12017
1000 0
Рис. 1. Распределение педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительнымобщеобразовательнымпрограммам,поуровню образования:/ -численностьпедагогических работников,
II - с высшим образованием, III - из них педагогическое образование
образования и науки Алтайского края, в высококвалифицированных специалистах с навыками научно-исследовательской, проектной, управленческой деятельности;
- выявлены особенности процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, с учетом специфики сферы дополнительного образования детей;
- сконструирована и апробирована модель подготовки высококвалифицированных специалистов системы дополнительного образования детей (магистратура - повышение квалификации).
В институте дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета реализуются разные модели подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей: повышение квалификации (с 2014 года), профессиональная переподготовка (с 2014 года) и магистерская подготовка (с 2016 года). По данным статистического отчета формы № 1-ПК, 239 педагогических работников организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, прошли обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Институтом дополнительного образования разработана модель подготовки управленческих кадров системы дополнительного образования в рамках ФГОС вОпо направлению 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) с учетом специфики дополнительного образования детей, в основе которой личностно-ориентированная направленность, учитывающая интересы, мотивы, способности и возможности каждого ребёнка; принятия управленческих решений в данной сфере.
В настоящее время в педагогических университетах внедряется ФГОС 3+ ВО нового поколения, где обозначено одно из направлений подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования уровня магистратура в рамках направления «Педагогическое образование» по профилю «Дополнительное образование» [5].
Системообразующим компонентом профессиональной подготовки магистрантов выступает целевой компонент, а именно: формирование готовности к профессиональной деятельности - управлению образовательной системой дополнительного образования детей. Данная цель реализуется в целостном образовательном процессе в условиях педагогического вуза, где готовность рассматривается как сложное ин-тегративное качество личности, которое характеризуется как деятельностное, субъектное состояние личности студента по решению определенных профессиональных задач управленческой проблематики.
В соответствии с этим, нами определены следующие компоненты системы профессиональной подготовки студентов магистратуры педагогического вуза: когнитивный, процессуальный и личностный. Когнитивный компонент представлен осведомленностью магистранта о сущности понятий и содержании процесса управления образовательной системой дополнительного образования детей, о нормативно-правовых документах в данной области. Личностный компонент профессиональной готовности отражает степень этической, психологической готовности будущего управленца к профессиональной деятельности в новых социо-экономических условиях, степень сформированности ценностных ориентаций личности студента и уровень развития его мотивации профессиональной деятельности, участия в деятельности по развитию и самосовершенствованию своих личностных характеристик. Процессуальный компонент готовности отражает степень практической, деятельностной готовности студента магистратуры в сфере управления системой дополнительного образования детей в условиях внедрения и реализации ФГОС.
Таким образом, данные компоненты представляют собой целостный, динамический характер процесса готовности к профессиональной деятельности, что позволяет нам рассматривать их как необходимые и достаточные для развития системы профессиональной подготовки управленцев в сфере дополнительного образования детей. Интеграция данных компонентов способствует достижению поставленной цели - обеспечению качественной и эффективной подготовки управленцев, формированию и развитию у них готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в управлении системой дополнительного образования детей.
При разработке программы магистратуры «Управление системой дополнительного образования детей» в основу положены следующие подходы:
1. Компетентностный (определены личностные и профессиональные, знания, умения, способы деятельности, необходимые для эффективной работы в системе дополнительного образования);
2. Системный (комплексное рассмотрение процесса как единого целого);
3. Личностно-ориентированный (учет индивидуально-типологических особенностей студентов и их профессиональных планов);
4. Практико-ориентированный (включение в соответствующие виды деятельности в процессе обучения в вузе);
5. Проектный (решение значимых для организации системы дополнительного образования детей задач);
6. Исследовательский (на основе проведенных исследований сформирована определенная управленческая стратегия).
Магистерская программа «Управление системой дополнительного образования детей» предполагает подготовку к таким конкретным видам профессиональной деятельности как: научно-исследовательская, проектная, управленческая. В связи с этим определены следующие компетенции выпускника:
- общекультурные компетенции, выражающиеся в: способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способности к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности; способности формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах; способности самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности.
- общепрофессиональные компетенции, раскрывающиеся в: готовности осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; готовности использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач; готовности взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия; способности осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.
- профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры:
в рамках научно-исследовательской деятельности:
- способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование;
- готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.
в процессе проектной деятельности:
- способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии;
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием
информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные
методики обучения.
при реализации управленческой деятельности:
- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы, ее макро и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
- готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы;
- готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Введение в основную образовательную программу «Управление системой дополнительного образования детей» дисциплин, направленных на расширение представление студентов магистратуры о науке управления, управления образовательными системами, проектного управления и представляющих собой перспективные и развивающиеся направления менеджмента, позволяют педагогическому вузу проводить более эффективную подготовку магистров к будущей их профессиональной деятельности. В связи с этим, наряду с общими дисциплинами направления «Педагогическое образование» представлен вариативный компонент, состоящий из следующих модулей: нормативно-правовые основы управления системой дополнительного образования детей, финансово-экономические основы управления системой дополнительного образования детей, основы социального менеджмента, конфликтологическая культура менеджера, управление проектной деятельностью в системе дополнительного образования детей, маркетинг в образовании, организация работы с одаренными и талантливыми детьми, организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психология профессионализма, проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей, психология развития личности.
Следует отметить, что данные модули носят управленческий характер, поскольку приоритетным видом деятельности для магистрантов данной программы является управление образовательной организацией. Проблема эффективного функционирования и развития учреждения дополнительного образования напрямую зависит от качества деятельности её руководителя и его взаимодействия с участниками образовательного процесса. Соответственно, управленческая компетентность студентов магистратуры является важной составляющей их профессиональной подготовки и механизмы формирования данной компетентности были определены в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и рынка труда. Несомненно, любой механизм производит процесс изменения объекта, поэтому механизм формирования управленческих компетенций у магистрантов представляет собой взаимосвязанное и взаимодополняющее сочетание технологий, методов, форм организации учебной деятельности и складывается из последовательно взаимосвязанных этапов мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-преобразующего и оценочного.
В настоящее время при наличии на рынке жесткой конкуренции маркетинг занимает важное место в деятельности любой образовательной организации, устанавливая оптимальную взаимосвязь организации с внешней средой, учреждение дополнительного образования детей не является исключением. Так, на наш взгляд, данный модуль в основной образовательной программе является весьма актуальным, т. к. современная государственная образовательная политика все больше ориентирует образовательные организации на путь рыночных отношений, особенно это актуально для управленцев сферы дополнительного образования детей. Следует отметить, современный маркетинг образовательных услуг - это определенная управленческая концепция, определяющая целевые ориентиры, стратегию и собственно саму деятельность учреждений дополнительного образования детей по предоставлению качественных образовательных услуг; удовлетворению запросов заказчиков данных услуг.
Таким образом, констатируем, механизм формирования управленческой компетентности у студентов педагогического вуза характеризуется систематичностью, последовательностью образовательного процесса, позволяет достичь необходимого результата, а эффективность формирования управленческой компетентности у магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование» зависит от последовательной реализации всех этапов формирования приоритетных компетенций.
Формирование у будущих управленцев системы дополнительного образования детей основ проектной деятельности, проектного управления связано с реформированием системы образования, происходящим в новых социо-экономических условиях. Принимая участие в разработке и реализации учебных проектов, связанных с решением актуальных проблем, имеющих практическую значимость в управленческой деятельности, ма-
гистранты приобретают знания, выходящие по своему личностному смыслу за рамки какой-либо отдельной дисциплины, а по своему дидактическому значению - за рамки привычного окружения, связывающие учебные проекты с реальными социальными, управленческими проблемами. В процессе проектного обучения управленческой деятельности функцией преподавателя является введение и сопровождение обучающихся в проблему, её формулирование, создание проблемных ситуации, помощь в определении методов решения проблем, с помощью наводящих вопросов вовлечение магистрантов в диалог, раскрытие причинно- следственных связей управленческих процессов и явлений, оказание дозированной помощи в формулировании адекватных выводов. Таким образом, проектная деятельность, осуществляемая в процессе магистерского обучения по основной образовательной программе «Управление системой дополнительного образования детей», представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности каждого участника проекта, развитие интеллектуальных возможностей магистранта, творческих и управленческих способностей в процессе выполнения разного рода проектов.
Кроме того, в рамках подготовки магистранта предусмотрены дисциплины по выбору: основы художественно-эстетического развития детей, основы спортивного развития детей, оценка качества реализации дополнительных общеобразовательных (об-щеразвивающих) программ, развитие технической одарённости детей, развитие детской и подростковой субкультуры, развитие естественнонаучного и туристско-краеведческого направления дополнительного образования детей, перспективные направления развития дополнительного образования детей в современных социально-экономических условиях, психология родитель-ства, основы интеграции и сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования, современные подходы к развитию техносферы в дополнительном образовании детей.
Для более успешного вхождения студентов магистратуры в научную, образовательную среду в основной образовательной программой предусмотрена производственная практика, которая заключается в получении профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Следует отметить, что управленческая компетентность (готовность магистрантами применять приобретенные компетенции в стандартных управленческих ситуациях с целью эффективного решения управленческих задач) формируется наиболее эффективно как раз в процессе прохождения производственной практики. Базой проведения практики являются образовательные учреждения среднего полного (общего) образования, учреждения дополнительного образования детей г. Барнаула и Алтайского края, органы управления образованием по ходатайству Комитетов по образованию г. Барнаула, Министерства образования Алтайского края под руководством преподавателей, выпускающей кафедры управления образованием. Содержание практики представлено четырьмя направлениями работы:
- организационная работа (ознакомительный этап). Участие в установочной и итоговой конференциях и консультациях по практике с целью знакомства магистрантов с задачами и содержанием практики, подготовка отчетной документации по итогам практики.
- теоретическая работа предполагает ознакомление с нормативно-правовыми документами учреждения дополнительного образования, с основной и дополнительной научной и педагогической литературой по управленческой проблематике с целью обоснованного выбора теоретической базы проведения диагностики, занятий, проблемного семинара, постановки целей и задач, разработки плана, составление конспектов занятий, подготовка раздаточного и дидактического материала (осуществляется под руководством преподавателей ведущей кафедры);
- практическая работа заключается в организации и проведении диагностики, проблемного семинара управленческой проблематики, при их последующем полном анализе, анализе нормативно-правовой базы учреждения дополнительного образования, разработка социального проекта управленческой проблематики;
- итоговая работа, которая заключается в обобщении полученных результатов и включает написание самоанализа проведенной диагностики, занятия с педагогами учреждения дополнительного образования, заполнение отчета по практике, сбор и систематизация материала по управленческой проблематике, экспериментальная работа.
Другой вид практики - научно-исследовательская работа, которая обеспечивает способность самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях. Следует заметить, что магистр является в данном случае связующим звеном научно-исследовательской деятельности и профессиональной.
Таким образом, профессиональная подготовка студентов магистратуры сферы управления системой дополнительного образования детей представлена модульной структурой, позволяющей интегрировать содержание и технологии деятельностного характера; развивать междисциплинарные связи и дифференцировать разные категории педагогов системы дополнительного образования детей; процесс формирования управленческой компетенции у студентов - будущих управленцев системы дополнительного образования базируется на применении технологий и методов активного обучения.
Следует отметить, что в условиях развития общества магистратура характеризуется адресной подготовкой студентов вуза для определенного сегмента рынка труда, в нашем случае для системы дополнительного образования детей. Профилизация выступает основой при построении содержания профессиональной подготовки. Поэтому специфика профессиональных задач соответствует профилю магистерской программы, где представлены модули, содержащие круг актуальных проблем, к решению которых должны быть готовы магистранты.
Приобретение магистрантами программы «Управление системой дополнительного образования детей» опыта практической деятельности в области управленческой и проектной деятельности - одна из приоритетных задач данной программы, направленной на развитие таких профессионально значимых компетенций как управленческих и проектных, составляющих в целом, профессиональную культуру личности педагога. Учебная деятельность в период практики представляет собой процесс решения научно-управленческих проблем, позволяющих каждому магистру осуществлять саморазвитие, принятие управленческих решений, рефлексию, личностно-деятельностную самореализацию. Ключевым становится решение магистрантом профессионально-управленческих проблем в условиях образовательной организации и изменения в опыте, ведущие к развитию и формированию его профессиональных компетенций в области управления. Подготовка магистров в АлтГПУ является целостной системой, процесс обучения на втором уровне высшего образования имеет возможность оперативно изменять образовательные маршруты студентов, т.е. система подготовки магистров носит динамичный характер.
Таким образом, правильно организованная проектная и управленческая деятельность студентов магистратуры представляет собой одну из самых многофакторных и комплексных
Библиографический список
видов деятельности, требующей освоения большого числа общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечисленных в государственных стандартах третьего поколения. Формирование управленческой компетенции магистранта педагогического вуза осуществляется в учебно-профессиональной деятельности, предусматривающей решение актуальных управленческих задач, связанных с формированием самостоятельности, её организации, задач, направленных на закрепление и совершенствование управленческих навыков и практических знаний, умений. Программа магистратуры «Управление системой дополнительного образования детей» представлена как интегрированная, все курсы которой объединены структурно-логическими связями, где большое внимание уделяется организации самостоятельной работы магистрантов. В рамках реализации данной программы осуществляется сетевое взаимодействие с работодателями, организациями дополнительного образования, стратегическими партнерами вуза. При сетевом взаимодействии магистрам дается возможность проходить обучение не только под руководством профессорско-преподавательского состава вуза, но и под руководством руководителей и специалистов ведущих образовательных организаций и, соответственно, организаций дополнительного образования детей города Барнаула, Алтайского края. Востребованность и популярность дополнительного образования детей постоянно возрастает, эта сфера является на современном этапе одной из важнейшей составляющей образовательного пространства Алтайского края в целом. Неординарность и сложность данного положения, поэтому и требует специальной подготовки или переподготовки кадров системы дополнительного образования.
Современное социокультурное положение предъявляет высокие требования к специалистам системы дополнительного образования детей. Становится очевидным, что качественная профессиональная деятельность невозможна без непрерывного профессионального развития. Непрерывное образование - это одно из самых важных направлений развития инновационных образовательных систем разных уровней; является системообразующим звеном образовательных преобразований, выступает вектором развития профессиональных компетентностей специалистов системы дополнительного образования детей.
Таким образом, институт дополнительного образования является инновационной платформой для реализации непрерывного профессионального образования управленческих кадров. Магистерская программа предоставляет уникальную возможность по привлечению кадров системы дополнительного образования детей с целью дальнейшего сопровождения их профессионального развития через проектирование программ повышения квалификации, которые актуальны на том или ином этапе для их профессиональной деятельности.
1. Концепция долгосрочного социально-экономическою развития РФ на период до 2020 года. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/
3. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_186767/
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_105703/
5. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065
References
1. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskoyu razvitiya RF na period do 2020 goda. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RFot 04.09.2014 N 1726-r «Ob utverzhdeniiKoncepciirazvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/
3. Prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 № 613n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.09.2015 № 38994). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_186767/
4. Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot 26.08.2010 № 761n (red. ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhaschih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste RF 06.10.2010 № 18638). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/
5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1505 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.12.2014 № 35263). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/
Статья поступила в редакцию 29.06.18
УДК 378.1
Kovaleva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Pilipchuk L.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
CREATING A TOLERANT ENVIRONMENT AND THE FORMATION OF THE INCLUSIVE CULTURE OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS: SOME THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS. The article deals with a problem of creating a tolerant educational environment and the formation of an inclusive culture of participants in the educational process in the context of higher education in some theoretical and practical aspects. The work reveals the theoretical background of the formation of the main scientific definitions, such as "tolerance", "tolerant educational environment" and "inclusive culture" in the educational organization. The authors formulate their own reasonable understanding of these categories. The presented practical experience, the proposed methods and forms of familiarizing the younger generation to the culture of tolerance, are the result of the implementation of the discipline of choice "Technology of Creating a Tolerant Educational Environment", as well as some other synonymous disciplines ("Special Pedagogy and Psychology", etc.). The systematized material of the article allows to draw a conclusion about the timeliness and expediency of dissemination of the experience of activity on education of the culture of tolerance and familiarization with the values of inclusion.
Key words: tolerance, tolerant educational environment, inclusive culture, limited health opportunities.
А.С. Ковалева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
Л.С. Пилипчук, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье раскрывается проблема создания толерантной образовательной среды и формирования инклюзивной культуры участников образовательного процесса в контексте высшего образования в некоторых теоретических и практических аспектах. Рассмотрены теоретические предпосылки становления основных научных дефиниций, как то «толерантность», «толерантная образовательная среда» и «инклюзивная культура» в образовательной организации. Осуществлена попытка сформулировать собственное обоснованное понимание названных категорий. Представленный практический опыт деятельности, предлагаемые методы и формы приобщения подрастающего поколения к культуре толерантности, являются результатом реализации дисциплины по выбору «Технология создания толерантной образовательной среды», а также некоторых других синонимичных дисциплин («Специальная педагогика и психология» и т. д.). Систематизированный материал статьи позволяет сделать вывод о своевременности и целесообразности диссеминации опыта деятельности по воспитанию культуры толерантности и приобщению к ценностям инклюзии.
Ключевые слова: толерантность, толерантная образовательная среда, инклюзивная культура, ограниченные возможности здоровья.
Социально-педагогическая реальность современности явственно демонстрирует противоборство множества разнонаправленных тенденций: от усугубления цивилизационного кризиса и стремления к индивидуализации и максимальному достижению личного благополучия, пренебрегая нормами морали, до хаотичных попыток предотвратить гибель всего человеческого в человеке и обрести новый фундамент ценностей и смыслов существования. Пространство человеческого бытия - это, прежде всего, пространство культуры и образования. Именно на арене культуры и образования и разворачиваются основные баталии между ценностями архаичного общества, которые унаследованы нами и еще не изжили себя в наших умах, и ценностями сегодняшних дней. И в этом многоголосии идей и мнений пытаются «прижиться» новые для нашего общества, культуры и образования ценности «включающего» мира - толерантность и инклюзивная культура. Данная проблема приобретает особую актуальность в связи с актуализацией тенденций образовательной и социальной инклюзии, непреложная ценность которых для современного российского общества закреплена в нормативно-правовых актах самого высокого уровня.
Методологическую основу рассмотрения феномена толерантности составляют идеи психологов гуманистической и экзистенциальной ориентации. Прежде всего, это работы М. Бубера, Л. Бинсвангера, А. Маслоу, К. Роджерса, родоначальников психологии прощения, психологии и педагогики ненасилия. Достаточно полно толерантность рассматривается и в «Психологии и педагогике ненасилия», разработанной В.Г. Мараловым, В.А. Си-таровым. А.Г. Асмолов, определяя конфликт одним из важных механизмов развития природы, общества, государства и личности, именно толерантность, понимает как устойчивость к любого рода конфликтам. По мнению М.С. Миримановой, толерантность - понятие многоаспектное и может рассматриваться как с по-
зиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. О.Б. Скрябина применяет схему описания сложных психологических процессов и явлений в триединой структуре для раскрытия понятия толерантности, включающего когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты толерантности. Ряд современных исследователей Л.В. Байбаро-дова, Л.И. Рюмшина, М.А. Николаева, рассматривая различные аспекты воспитания толерантности приходят к общему понимания главного средства и источника становления толерантного взаимодействия - культивирование диалога и формирование устойчивого навыка диалогового общения [1],
Наши теоретические и практические изыскания в данной сфере позволили нам определить толерантность как активную позицию личности, характеризующуюся пониманием и принятием многообразия человеческой сущности, определяемую адекватностью самовосприятия и восприятия партнера по общению, мобильностью поведения, высоким уровнем критичности мышления и эмпатии.
Создание толерантной образовательной среды невозможно без коренных преобразований в мировоззренческих позициях участников образовательного процесса посредством целенаправленной, научно обоснованной, педагогически организованной системы построения отношений человека с окружающей социальной средой, с её многофакторным воздействием на личность на основе базовых морально-нравственных ценностей современного общества и образования.
Истинно толерантная образовательная среда, подразумевает обеспечение условий развития личности всех участников образовательного процесса, и преследует, как личностно-ори-ентированные, так и социально-ориентированные цели, то есть создание среды адекватной потребностям и личности и социума. Создание толерантной образовательной среды предполагает