tific basis, management and prospects, Ministry of education of Russian Federation, Kemerovo State University, Kemerovo.
Контактная информация: kolomiec_o@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.05.2016
УДК 796.011
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, профессор, проректор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, директор, Департамент науки и образования Министерства спорта Российской Федерации,
Москва
Аннотация
Развитие системы профессионального образования в области физической культуры и спорта связано с разработкой модели управления структурой и содержанием укрупненной группы направлений подготовки 49.00.00. Физическая культура и спорт на основе системного подхода, определения основы профессионального образования в области физической культуры и спорта, проявлений уровневости образования, сопряжения с задачами развития отрасли физической культуры и спорта, требованиями профессиональных стандартов. На основании анализа профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта и образования предлагается выделить следующие типы профессиональных задач: тренерские, рекреационные (физкультурно-оздоровительные), педагогические, организационно-управленческие, научно-исследовательские. В рамках укрупненной группы направлений подготовки на уровнях бакалавриата и магистратуры возможно формирование двух видов ОПК: единых для УГН, характеризующих образовательную среду высшего образования в области физической культуры и спорта, и специфических для каждого направления подготовки, характеризующих особенности направления вне зависимости от направленности образовательных программ.
Ключевые слова: актуализация, федеральные государственные образовательные стандарты, физическая культура и спорт, профессиональные стандарты, высшее образование, общепрофессиональные компетенции.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p254-266
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, vice rector, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg,
Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, director, Department of Science and Education of the Ministry of Sport of the Russian Federation,
Moscow
Annotation
Development of system of professional education in the field of physical culture and sport is connected with development of the model of management of the structure and maintenance of the integrated group of the directions of preparation 49.00.00. Physical culture and sports on the basis of the system approach, definition of the basis of professional education in the field of physical culture and sport, manifestations of the levels of education, interface to the problems of development of branch of physical culture and sport, requirements of professional standards. On the basis of the analysis of the professional standards in the field of the physical culture and sports and education it is offered to allocate the following types of the professional tasks: the trainer, recreational (sports and health-improving), pedagogical, organizational and administrative, research. Within the integrated group of the directions for preparation at the levels of the bachelor degree and magistracy there is a possibility of formation of two types of OPK: uniform
for the UGN characterizing the educational environment of the higher éducation in the field of physical culture and sport, and the specific to each direction of preparation, characterizing the features of the direction regardless of the orientation of the educational programs.
Keywords: actualization, Federal state educational standards, physical culture and sports, professional standards, higher education, professional competence.
Рассматривая профессиональное образование в области физической культуры и спорта следует отметить, что в последние 5 лет произошел переход к новым федеральным государственным образовательным стандартам, где результаты обучения обозначены в виде компетенций, образовательным организациям дана достаточная свобода в формировании дисциплинарного (модульного) состава учебных планов, конкретизированы требования к условиям реализации ОПОП. Выделена укрупненная группа направлений подготовки (далее - УГН) бакалавриата, магистратуры и аспирантуры «Физическая культура и спорт». Технология разработки ФГОС ВПО в 2010 году привела к тому, что по различным направлениям данной УГН приняты различные подходы к определению характеристики профессиональной деятельности и формулировкам профессиональных компетенций. В этот же период Минтруд России утверждает профессиональные стандарты по должностям, требования которых в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», должны быть учтены во ФГОС. Минспортом России утверждаются нормативные документы по реализации спортивной подготовки, в том числе федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта, Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва, документы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Таким образом, сложилась ситуация, когда нормативные акты, регулирующие содержание образования и профессиональную деятельность выпускников, могут быть соотнесены в смысловом контексте, имея значительные различия в понятийном аппарате.
При дальнейшей актуализации ФГОС ВО требует разработки модель управления структурой и содержанием укрупненной группы направлений подготовки 49.00.00. Физическая культура и спорт на основе системного подхода, определения основы профессионального образования в области физической культуры и спорта, проявлений уровне-вости образования, сопряжения требованиями развития отрасли физической культуры и спорта, требованиями профессиональных стандартов.
В настоящее время в соответствии с Реестром профессиональных стандартов (перечнем видов профессиональной деятельности), утвержденным приказом Минтруда России, и заявленным в профстандартах требованиях к образованию и обучению, подготовка кадров в области физической культуры и спорта идет к областям профессиональной деятельности 01 Образование и 05 Физическая культура и спорт. В перспективе представляется расширение перечня областей профессиональной деятельности на здравоохранение для выпускников направления Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), что сегодня предполагает Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения» по должности инструктор-методист по лечебной физкультуре. Еще одной возможной областью профессиональной деятельности является туризм для выпускников по направлению Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, что сегодня предполагает Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» по должностям инструктор-методист по туризму, культуролог-аниматор. Кроме того, Реестром не описывается сфера научной деятельности. В таблице 1 представлено распределение должностей, по которым предъявляются требования к профессиональному образованию в области физической культуры и спорта по перечисленным сферам деятельности в соответствии с уровнем квалификации: уровень 5 - среднее профессиональ-
ное образование, уровень 6 - бакалавриат, уровень 7 - магистратура. Учитывая, что среднее профессиональное образование не является обязательным, предполагается, что программы бакалавриата должны обеспечивать подготовленность выпускника к исполнению обобщенных трудовых функций по должностям на уровнях 5 и 6.
Таблица 1
Уровень 6 бакалавриат Уровень 7 магистратура
Область профессиональной деятельности 05 Физическая культура и спорт
Инструктор-методист
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорту
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту
Тренер Тренер
Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физи- Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физиче-
ческой культуры и спорта ской культуры и спорта
Область профессиональной деятельности 01 Образование
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессиональ-
ного образования
Область профессиональной деятельности 02 Здравоохранение
инструктор-методист по лечебной физкультуре
Профессиональная деятельность в сфере туризма
Инструктор-методист по туризму
Культуролог-аниматор
Профессиональная деятельность в сфере науки
Виды профессиональной деятельности являются наиболее согласованной из позиций характеристик профессиональной деятельности в образовательных стандартах в области физической культуры и спорта. По всем специальностям и направлениям ГОС ВПО первого и второго направления выделяются педагогическая, тренерская, рекреационная, реабилитационная, научно-исследовательская, организационно-управленческая. При переходе на ФГОС ВПО по всем направлениям на уровнях бакалавриата и магистратуры сохранились педагогическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая деятельность. Тренерская деятельность выделена по направлению бакалавриата Физическая культура, по направлениям магистратуры Физическая культура и Спорт, по направлению Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья выделена развивающая деятельность, задачами которой является содействие развитию физических качеств. Рекреационная деятельность включена по направлению Физическая культура, реабилитационная - по направлению Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Новыми видами профессиональной деятельности обозначены культурно-просветительская по направлению Физическая культура, компенсаторная и профилактическая по направлению Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, проектная по направлениям магистратуры Физическая культура и Спорт. В рамках одного направления существует преемственность видов профессиональной деятельности на уровнях бакалавриата и магистратуры, которая предполагала преемственность в формировании результатов обучения в виде профессиональных компетенций, которые ориентированы на обобщенные Рамочные квалификационные характеристики Европейского пространства высшего образования, основанные на так называемых Дублинских дескрипторах. Программа подготовки магистров характеризуется изучением передовых теорий и технологий физкультурно-спортивной деятельности, междисциплинарным подходом к организации учебного и исследовательского процесса, достаточно высокой степенью самостоятельности. (Орехов Е.Ф, Щенникова М.Ю., 2010)
В соответствии с профстандартами должности, по которым предусмотрены как 6, так и 7 уровень квалификации и соответственно может быть преемственность задач профессиональной деятельности на основе обобщенных трудовых функций - это должности тренер и руководитель организации. При этом, профстандартом «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» предусмотрены по всем возможным должностям требования к стажу работы не менее 3 лет, в связи с чем, целесообразно вести подготовку по магистерским программам. На основании результатов анализа обобщенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий профессиональных стандартов предлагается выделить типы профессиональных задач для профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры Физическая культура, Спорт, Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм: тренерские, рекреационные (физкультурно-оздоровительные), педагогические, организационно-управленческие, научно-исследовательские (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение обобщенных трудовых функций с типами профессиональных задач
Тип профессиональных задач Обобщенные трудовые функции Уровень квалификации Профессиональные стандарты Должности
Рекреационные/ физкультурно-оздоровительные Физическая подготовка и обучение детей физической культуре. Проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Организационно-методическое обеспечение и координация образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта в образовательных организациях. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. 6 Инструктор-методист, Педагог дополнительного образования, Инструктор по ФК, инструктор-методист, старший инструктор-методист, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, педагог дополнительного образования.
Тренерские Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на этапах спортивной подготовки, со спортсменами спортивных сборных команд. 6,7 Тренер Тренер, старший тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине),
Организационно- управленческие Руководство методическим обеспечением. Руководство деятельностью по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультур-но-спортивной организации. Организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации, руководство пополнением резерва спортивной сборной команды. Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства, месту отдыха, в образовательных организациях. 6,7 Инструктор- методист Тренер, Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта Старший инструктор-методист, старший тренер спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине), старший тренер по резерву спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) Директор, заместитель директора, руководитель структурного подразделения:
Тип профессиональных задач Обобщенные трудовые функции Уровень квалификации Профессиональные стандарты Должности
Руководство планированием, аналитической и методической деятельностью в области физической культуры и спорта. Руководство технической эксплуатацией, ремонтом и модернизацией спортивного оборудования, спортивного сооружения. Руководство деятельностью по консультированию и тестированию в области физической культуры и спорта. Руководство спортивной подготовкой. Руководство комплексной деятельность в области физической культуры и спорта. Стратегическое руководство деятельностью по сопровождению развития физической культуры и спорта. - по спортивной работе, директор спортивного, спортивно-технического, туристско-спортивного клуба, детско-юношеского клуба физической подготовки, фитнесс-центра; - по методической работе; по эксплуатации спортивного оборудования/ сооружения; - центра тестирования; - по спортивной подготовке (СШ, ДЮСШ, САШ, УОР, ШВСМ, СШОР/СДЮСШОР, ЦОП, ЦСП); - физкультурно-спортивного объединения
Педагогические (по программам СПО) Преподавание по образовательным программам, организационно-педагогическое сопровождение, организационно-методическое и учебно-методическое обеспечение 6 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования Ассистент, преподаватель, старший преподаватель, методист
Педагогические (по программам ВО) 7 Преподаватель, старший преподаватель, старший методист
Научно-исследовательские Оказание консультационной поддержки тренерам Разработка научно-методического обеспечения профессиональных образовательных программ 7 Тренер-консультант доцент
По направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) целесообразно учесть происходящую коррекцию профессиональных стандартов по должностям инструктора-методиста и тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре.
Выявленные соотношения могут быть основой определения направленности образовательных программ.
Важной задачей при актуализации ФГОС должно стать определение общего образовательного пространства укрупненной группы направлений подготовки 49.00.00. Физическая культура. Проведенный анализ дисциплинарного состава учебных планов, реализуемых в вузах физической культуры, и ГОС ВПО/ФГОС ВПО показал, что по программам бакалавриата для всех направлений едиными являются знания по анатомии и физиологии человека, теории физической культуры, педагогике и психологии (либо как отдельной дисциплины, либо как разделы специальных дисциплин), а также умения и опыт, приобретаемые в процессе изучения теории и методики базовых видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание) (Щенникова М.Ю., Костю-ченко В.Ф., 2015, 2016). Анализ результатов обучения в виде общепрофессиональных компетенций во ФГОС ВО по направлениям бакалавриата свидетельствует о возможности формирования двух видов ОПК: единых для УГСН и специфических для каждого направления подготовки, характеризующих особенности направления вне зависимости от направленности образовательных программ. В таблице 3 представлено соотношение
общепрофессиональных и отдельных профессиональных компетенций по ключевым словам, что позволяет предложить перечень общепрофессиональных компетенций единый для всех направления УГН Физическая культура и спорт на уровне бакалавриата:
- планирует содержание занятий с учетом физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста;
- проводит занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке;
- осуществляет контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния занимающихся;
- воспитывает у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводит профилактику негативного социального поведения;
- формирует осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни;
- обеспечивает соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывает первую доврачебную помощь;
- проводит исследования по определению эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности.
Таблица 3
Общепрофессиональные и профессиональные компетенции _в ФГОС ВО по направлениям бакалавриата_
Физическая культура Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
способностью определять анато-мо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста (ОПК-1); знанием морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп (ОПК-4) способен определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям индивида в различных климатогеграфических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности (ПК-4)
способностью оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений (ОПК-5); готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6); готовностью к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций (ПК-14) готовность использовать комплекс мер осуществления мониторинга физического состояния индивида, (ПК-7)
способностью оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений (ОПК-5); готовность использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанных с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и
Физическая культура Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приёмы их совершенствования (ПК-3)
способностью осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры (ПК-2); способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов (ОПК-2); знанием истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры (ОПК-2); знанием отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры (ОПК-3) черезПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-7
способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов (ОПК-2); способностью использовать основные положения и принципы педагогики, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1); способностью развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ОПК-2)
способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов (ОПК-2); умением планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5); готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6); способностью самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреа-ционно-оздоровительной, туристско-краеведческой, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности (ПК-1); способностью отбирать в соответствии с поставленными задачами средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности учетом этнокультурных и социально-демографических факторов (ПК-2); готовностью использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приёмы их совершенствования (ПК-3)
способностью использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенно- знанием основных причин и условий возникновения негативного социального поведения (наркомании, алкоголизма, табако- способен осуществлять деятельность, направленную на профилактику асоциального поведения, проявления экстремизма, девиа-
Физическая культура Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
стях личности обучающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой (ОПК-12); курения, компьютерной, экранной, игровой зависимостей), способов и приемов воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к этим явлениям (ПК-5) нтного и делинквентного поведения (ОПК-4)
способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ОПК-4); знанием потребностей человека, его ценностных ориентаций, направленности личности, мотивации в деятельности, установок, убеждений, эмоций и чувств (ОПК-8); умением формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле (ОПК-9); осуществлять воспитательный процесс с занимающимися туризмом и рекреационно-оздоровительной деятельностью в соответствии с поликультурностью и много-укладностью жизни в стране и в отдельном регионе (ОПК-3) способностью формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности, использованию других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, её приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни (ПК-13)
способностью формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультур-но-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни (ОПК-10); умением формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК-7); способностью формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности, использованию других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, её приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни (ПК-13)
способностью обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь (ОПК-7); знанием и готовностью обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ОПК-12) умением планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5); способностью на практике осуществлять комплекс мер, направленных на профилактику травматизма, разработку и соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности занимающихся в процессе тренировочной, соревновательной, рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности (ПК-9)
Таким образом, говоря об отечественной системе профессионального физкультурного образования, можно отметить, что в её основе сохранились принципы, заложенные во времена создания. П.Ф. Лесгафт писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений». В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» (188-1910) П.Ф. Лесгафт обосновывает педагогическое воздействие различных видов физкультурно-спортивной деятельности с точки зрения анатомо-физиологических и психологических особенностей занимающихся. Именно такой подход
он считает основой университетского образования, которое дает «возможность собственным трудом и проверкой усвоить главные основания прослушанного предмета, подумать над ним, развить свою мысль и подготовиться собственной своей работой и проверкой к самостоятельной деятельности». Отличие университетского образования от различных курсов, в которых преподается только методика, заключается в том, что «здесь думают об исполнении по данному шаблону, и совершенно забывают об инициативе учителя, о том, что все зависит от степени его образованности и понимания своего дела». Руководитель физического образования должен «быть хорошо образованным человеком..., должен хорошо понимать свой предмет, а также значение форм и отправлений организма человека, быть сам вполне дисциплинированным и сдержанным человеком, изящно владеющим всеми своими действиями». Важность эмпирического опыта, знаний об организме занимающихся и владения методикой подчеркивал в своих работах А.Г. Бутовский (1912) «1.Обучать телесным упражнениям может только человек, сам умеющий их делать и сам испытавший на себе все значение повторительной работы, как со стороны усвоения навыка, так и со стороны общего его психофизиологического влияния. 2.Так как произвольная физическая работа человека находится в тесной связи с жизнедеятельностью всего организма и оказывает на эту жизнедеятельность более ясно выраженное влияние, то преподаватель телесных упражнений должен быть достаточно знаком с этим влиянием, чтобы разумно пользоваться им для правильного физического развития и для здоровья учеников. Ему надо также иметь сведения по анатомии для наглядной проверки результатов упражнения и сведения в подании первой помощи при возможных случайностях. 3. Учитель должен иметь совершенно ясное представление о каждом преподаваемом им упражнении со стороны его образовательного значения. Он должен понимать цель его изучения, его место в системе общего физического образования и должен уметь вести его так, чтобы эта цель достигалась с наименьшим затруднением для ученика и с наибольшей выгодой для его физического развития. Для этого он должен иметь некоторые специальные сведения в приемах и способах обучения; он должен уметь классифицировать учебный материал, с одной стороны - соответственно различным родам работы, с другой - по степени его трудности, располагая его в течение всего урока, так и в каждом уроке, в такой последовательности, чтобы воспитанник переходил от более легкого к более трудному.».
Общепрофессиональные компетенции по направлениям подготовки магистратуры в действующих ФГОС ВО характеризуют профессиональную деятельность в области физической культуры, образования и науки лишь отчасти (таблица 4).
Таблица 4
Общепрофессиональные и профессиональные компетенции _в ФГОС ВО по направлениям магистратуры_
Физическая культура Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Спорт
Способностью к коммуникации в устной и письменной форме для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) Готовностью к коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1)
Способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2) Готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2) Готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2)
Способностью творчески решать многообразие современ- Способностью использовать современные средства и методы научного и прак- Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность ПК-1 -
ных научных проблем и практических задач в сфере физической культуры и спорта на основе развития теоретико-методологического мышления (ОПК-3) тического решения актуальных проблем в каждом из видов адаптивной физической культуры (ОПК-4) ПК-8
Способностью применять современные и инновационные научно-исследовательские технологии в ходе решения исследовательских задач, в том числе из смежных областей науки (ОПК-5) Способностью и готовностью использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии, современные средства и методы научных исследований (ПК-5)
Способностью осуществлять проектирование образовательной, тренировочной, рекреационной, научно-исследовательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельности (ОПК-4) Проектная деятельность ПК-33 - ПК-37
Обладать высоким уровнем знаний и опытом творческой работы в сфере адаптивной физической культуры (ОПК-3)
Способностью использовать в своей деятельности основные положения гуманистической личностно-ориентированной концепции отношения общества к лицам с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов), выстраивать в контексте этих положений взаимодействия всех субъектов процесса реализации средств и методов адаптивной физической культуры (ОПК-5)
Обладать высоким уровнем знаний и опытом творческой работы, эмоционально-ценностных отношений в разработке и внедрении тренировочных программ, содействующих формированию психических и физических качеств занимающихся, с учетом сенситивных периодов развития их психики и моторики, а также этиологии и патогенеза заболеваний (ОПК-6)
Так, две ОПК компетенции, представленные во всех ФГОС ВО относятся к области коммуникации и командной работы и лидерства, т.е. скорее к универсальным компетенциям. ФГОС ВО по направлениям Физическая культура и Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) содержат в числе ОПК компетенции научно-исследовательской деятельности, ФГОС ВО по направлению Физическая культура - компетенцию проектной деятельности, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) -три компетенции, имеющих специфический характер для адаптивной физической культуры. Таким образом, не наблюдается преемственности в формировании ОПК для уровней бакалавриата и магистратуры, отсутствует единая и специфическая для области физической культуры и спорта концепция общепрофессиональных компетенций магистра, ориентированных на профессиональную деятельность выпускников. Развитие ОПК направлений УГН Физическая культура и спорт предлагается по следующей компетенции:
Бакалавриат формирует осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
Магистратура осуществляет пропаганду нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма, просветительно-
образовательную и агитационную работу по формированию общественного мнения о
физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья
Единой общепрофессиональной компетенцией магистра является, по нашему мнению, также способность к осуществлению экспертной и аналитической деятельности в области физической культуры и спорта. Для каждого направления подготовки должны быть сформулированы и специфические ОПК, характеризующие особенности магистерских программ направления вне зависимости от их направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутовский А. Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Методика. Количественная норма упражнения / А. Д. Бутовский // Собр. соч. : в 4 т. — Киев : Олимпийская литература, 2009. - Т. 2. - С. 402-422.
2. Лесгафт, П.Ф. Главные труды: с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича / П.Ф. Лесгафт. - СПб.: Печатный двор, 2006. - 720 с.
3. Орехов, Е.Ф. Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода / Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 56-64.
4. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/. - Дата обращения 01.01.2016.
5. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 203 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата)" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177329/. - Дата обращения 01.01.2016.
6. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 N 90 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (уровень бакалавриата)" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194836/. - Дата обращения 01.05.2016.
7. Приказ Минобрнауки России от 08.04.2015 N 376 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178931/. - Дата обращения 01.05.2016.
8. Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 N 1406 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень магистратуры)" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192530/. - Дата обращения 01.05.2016.
9. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1469 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
49.04.03 Спорт (уровень магистратуры)". [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192837/. - Дата обращения 01.05.2016.
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" [электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71202914/. - Дата обращения 01.05.2016.
11. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_186851/. - Дата обращения 01.05.2016.
12. Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" [электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71202914/. - Дата обращения 01.05.2016.
13. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 528н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169195/. - Дата обращения 01.05.2016.
14. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 193н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_167695/. - Дата обращения 01.05.2016.
15. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 526н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168902/. - Дата обращения 01.05.2016.
16. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_158496/. - Дата обращения 01.05.2016.
17. Приказ Минтруда России от 29.10.2015 N 798н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта" [электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189019/. - Дата обращения 01.05.2016.
18. Щенникова, М.Ю. Логика трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта / В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 1 (131). - С. 291-297.
19. Щенникова, М.Ю. Эволюция структуры и содержания профессионального блока образовательных программ в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 198203.
REFERENCES
1. Butovsky A. (2009), From readings on history and a technique of corporal exercises. Technique. Quantitative norm of exercise, collected works, Vol. 2, Olympic literature, Kiev, pp. 402-422.
2. Lesgaft, P.F. Main works: with comments of professors V.A. Taymazov, Yu.F. Kuramshin and A.T. Maryanovich, Printing yard, St. Petersburg.
3. Orekhov, E.F. and ShChennikova M.Yu. (2010), "Design of the main educational program for the Physical culture direction on the basis of competence-based approach", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59, No. 1, pp. 56-64.
4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 8/7/2014 N 935 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.03.01 Physical culture (bachelor degree level)", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/.
5. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 3/12/2015 N 203 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.03.02 Physical culture for persons with deviations in a state of health (adaptive physical culture) (bachelor degree level)", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177329/.
6. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 2/9/2016 N 90 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.03.03 Recreations and sports tourism (bachelor degree level)", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194836/.
7. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 4/8/2015 N 376 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.04.01 Physical culture (magistracy level)", available at:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178931/.
8. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12/3/2015 N 1406 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.04.02 Physical culture for persons with deviations in a state of health (adaptive physical culture) (magistracy level)", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192530/.
9. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12/14/2015 N 1469 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.04.03 Sport (magistracy level)", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192837/.
10. The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 N 613 N "About the approval of the professional standard "Additional Education Teacher of Children and Adults", available at: http://base.garant.ru/71202914/.
11. The order of Ministry of Labor of Russia from 9/8/2015 N 608 N "About the approval of the professional standard "Teacher of a Vocational Education, Professional Education and Additional Professional Education", available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_186851/.
12. The order of Ministry of Labor of Russia of September 8, 2015 N 613 N "About the approval of the professional standard "Additional Education Teacher of Children and Adults", available at: http://base.garant.ru/71202914/.
13. The order of Ministry of Labor of Russia from 8/4/2014 N 528 N "About the approval of the professional standard "Adaptive Physical Culture and Sport Coach-teacher", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169195/.
14. The order of Ministry of Labor of Russia from 4/7/2014 N 193 N "About the approval of the professional Trainer standard, available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_167695/.
15. The order of Ministry of Labor of Russia from 8/4/2014 N 526 N "About the approval of the professional standard "Adaptive Physical Culture Instructor-methodologist", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168902/.
16. The order of Ministry of Labor of Russia from 9/8/2014 N 630 N "About the approval of the professional Instructor-methodologist standard, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_158496/.
17. The order of Ministry of Labor of Russia from 10/29/2015 N 798 N "About the approval of the professional standard "The Head of the Organization (Division of the Organization) Which Is Carrying Out Activity in the field of Physical Culture and Sport", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189019/.
18. ShChennikova, M.Yu. and Kostyuchenko, V.F. (2016), "Logic of transformation of blocks of disciplines of the social and humanitarian and professional orientation in educational programs in the field of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 291297.
19. ShChennikova, M.Yu. and Kostyuchenko, V.F. (2016), "Evolution of structure and the maintenance of the professional block of educational programs in the field of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 198-203.
Контактная информация: mshchennikova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.05.2016