Научная статья на тему 'Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития'

Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2865
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Петров Сергей Иванович

В статье проведен анализ состояния кадрового потенциала тренеров, административных работников и специалистов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва по уровню профессионального образования и возрасту и системы подготовки кадров для спорта с высшим образованием. Выявлены направления совершенствования в части развития структуры подготовки кадров, условий реализации программ, в том числе повышения роли вузов Минспорта России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Петров Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training the staff for sport: current state and directions of development

The article gives the analysis of the condition of personnel potential of the trainers, administrative workers and experts providing for preparation of the sports reserve by the level of professional education and age, and system of staff training for sport with the higher education. The directions of improvement regarding development of structure of training, conditions of implementation of programs, including increase in a role of higher education institutions of the Ministry of Sports of Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития»

конференции. - Волгоград : [б.и.], 2013. - C. 130-135.

REFERENCES

1. Gorbacheva, V.V. (2013), "Characteristics of indexes of physical preparedness, mental and functional state of students-managers in the process of formation of professional-applied physical culture", Philosophy of social communications, No. 1 (22), pp. 109-115.

2. Ilinich, V.I. (2005), Physical education of students and life: textbook, Gardariki, Moscow.

3. Gubanischeva, A.A. and Masterov, A.G. (2013), "Psychophysiological characteristics of educational activity of students - future managers of tourism industry", Scientific-methodical bases of improvement of quality of training specialists for the sphere of physical culture, sport and tourism: collection of scientific works of all-Russian scientific-practical conference, Volgograd, pp. 130-135.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 22.05.2017

УДК 796.071.4

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СПОРТА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Иванович Петров, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проведен анализ состояния кадрового потенциала тренеров, административных работников и специалистов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва по уровню профессионального образования и возрасту и системы подготовки кадров для спорта с высшим образованием. Выявлены направления совершенствования в части развития структуры подготовки кадров, условий реализации программ, в том числе повышения роли вузов Минспорта России.

Ключевые слова: подготовка спортивного резерва, спортивная подготовка, кадровый потенциал, тренер, профессиональное образование, направления и специальности высшего образования.

TRAINING THE STAFF FOR SPORT: CURRENT STATE AND DIRECTIONS OF

DEVELOPMENT

Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article gives the analysis of the condition of personnel potential of the trainers, administrative workers and experts providing for preparation of the sports reserve by the level of professional education and age, and system of staff training for sport with the higher education. The directions of improvement regarding development of structure of training, conditions of implementation of programs, including increase in a role of higher education institutions of the Ministry of Sports of Russia are revealed.

Keywords: preparation of sports reserve, sports preparation, personnel potential, trainer, professional education, directions and specialties of the higher education.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие произошли существенные изменения нормативно-правового регулирования сферы спорта. В 2011 году в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6] введены понятия по спортивной подготовке и спортивному резерву, с 2012 года по настоящее время утверждаются и

внедряются федеральные стандарты спортивной подготовки. В период 2013 - 2015 годов в приказах Минспорта России закреплены нормативные правовые акты, которые регулируют вопросы осуществления спортивной подготовки, ее финансовое обеспечение, экспериментальную, инновационную, методическую деятельность по подготовке спортивного резерва, перечень базовых видов спорта, развиваемых в регионах, порядок ведения системы учета данных о спортсменах, занимающихся видом спорта и другие вопросы. В настоящее время происходит формирование Национальной системы квалификаций, включающей национальную рамку квалификаций и профессиональные стандарты, которые с 2016 года вступили в силу и определяют, в том числе, требования к профессиональному образованию специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и региональных и национальных спортивных сборных команд по видам спорта. В системе высшего образования в области физической культуры и спорта с 2010 года реализуется двухуровневая модель подготовки - бакалавриат, магистратура, в которой подготовка тренерских кадров осуществляется в рамках направления бакалавриата Физическая культура. Сложившаяся ситуация обостряет противоречия между ожиданиями рынка труда и системой подготовки кадров, которая требует совершенствования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва и особенностей регулирования труда тренеров свидетельствует, что ключевыми проблемами развития кадрового потенциала являются недостаточный уровень подготовленности тренеров и иных специалистов, обеспечивающих спортивную подготовку, и низкая привлекательность работы тренера в государственных и муниципальных учреждениях для молодых специалистов.

Кадровый потенциал тренеров системы подготовки спортивного резерва включает в себя работников организаций, находящихся в системе образования и в системе спортивной подготовки характеризуется уровнем образования, квалификацией и возрастом. В 2015 году, по данным официальной статистической отчётности, число работающих тренеров составило 98039 человек, из них количество штатных тренеров составило 68833 человека (70%). За последние пять лет доля штатных тренеров ежегодно увеличилась на 4%.

Профессиональное образование в области физической культуры и спорта имеют 77% от общего числа штатных тренеров. По уровню данного образования высшее образование имеют 67%, среднее профессиональное образование имеют 10% тренеров. 23% штатных тренеров не имеют профессионального образования в области физической

■ высшее физкультурное

■ среднее физкультурное

■ высшее дугое

■ среднее другое

■ не определено

Следует отметить имеющиеся отличия образовательного уровня тренеров ДЮСШ и СДЮШОР. Из числа тренеров ДЮСШ доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта составляет 12%, доля лиц, имеющих высшее образование в области физической культуры и спорта за последние 5 лет

культуры и спорта (рисунок 1) 80000

2011

2012

2013

2014

2015

Рисунок 1 -Уровни образования штатных тренеров

увеличилась с 56% до 63%. Из числа тренеров СДЮШОР доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта составляет 7%, доля лиц, имеющих высшее образование в области физической культуры и спорта за последние 5 лет увеличилась с 73% до 80% (рисунок 2).

100%

80% 60% 40% 20% 0%

56%

12%

73%

8%

56%

12%

74%

8%

58%

12%

75%

7%

60%

12%

76%

7%

63%

11%

80%

7%

дюсш сдюшор дюсш сдюшор дюсш сдюшор дюсш сдюшор дюсш сдюшор 2011 2012 2013 2014 2015

■ высшее образование в области ФКиС ■ СПО в области ФКиС

Рисунок 2 - Доля тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, имеющих профессиональное образование в области физической культуры и спорта

Анализ данных по видам спорта показал, что более 70% тренерских кадров имею высшее образование в сфере физической культуры и спорта, в таких успешных видах спорта как синхронное плавание, гандбол, конькобежный спорт, лёгкая атлетика, спортивная гимнастика, фехтование, фигурное катание на коньках, кёрлинг, хоккей (мужской), художественная гимнастика. К видам спорта с недостаточной долей штатных тренеров, имеющих высшее образование в сфере физической культуры и спорта, менее 70%, относятся: гребной слалом, бокс, дзюдо, конный спорт, волейбол, пулевая стрельба, самбо, скалолазание, спортивная аэробика, стендовая стрельба, стрельба из лука, теннис, тяжёлая атлетика, футбол.

Серьезной проблемой являются старение тренерского состава и возрастание доли тренеров пенсионного возраста. В спортивных школах сложилась следующая ситуация: молодые специалисты не приходят, в том числе по причине низкой заработной платы и отсутствия необходимых условий для работы; и даже в случае желания молодого тренера трудоустроиться вакантного места для него не будет по причине того, что все ставки заполнены возрастными работниками, не желающими по различным причинам выходить

на пенсию. В целом в Российской Федера-

■ до 30 лет

31-45 лет

46-60 лет

ции доля тренеров в возрастном диапазоне до 30 лет от количества штатных работников составляет 23% (15691 человек), доля тренеров в возрасте от 31 до 45 лет составляет 35% (24005 человек). Совокупная доля «молодых» тренеров в возрасте до 45 лет составляет 58% (39696 человек). Доля тренеров в возрасте от 46 до 60 лет составляет 30% (20987 человек) и доля тренеров в возрастном диапазоне старше 60 лет составляет 12% (8150 человек) (рисунок 3). Доля тренеров в возрасте до 45 лет в ДЮСШ составляет 59%, в СДЮШОР - 56%.

К видам спорта, где доля тренеров в возрасте до 30 лет составляет менее 20%, а доля тренеров в возрасте старше 60 лет выше 12% относятся: велоспорт-трек, биатлон, гребля на байдарках и каноэ, гребной спорт, конькобежный спорт, лёгкая атлетика, лыжные гонки, пулевая стрельба, тяжёлая атлетика, фехтование. Подобная ситуация, с учётом примерного среднего стажа работы тренера 20 лет, грозит недостатком тренерских кадров, и как следствие снижением массовости и качества подготовки в данных видах спорта.

старше 60 лет Рисунок 3 - Возрастная структура штатных тренеров

Кадровый потенциал административных работников и специалистов системы подготовки спортивного резерва в 2015 году, по данным официальной статистической отчётности, составил без учета спортсменов-инструкторов, 121212 человек, из них количество штатных сотрудников составило 108124 человека (89%). За последние пять лет количество штатных директоров (руководителей) увеличилась на 10%, заместителей руководителей на 54%, инструкторов-методистов на 21%, медицинских работников - в 2 раза.

По уровню образования имеют высшее образование 94% директоров (руководителей), 88% заместителей руководителя, 86% инструкторов-методистов. Профессиональное образование в области физической культуры имеют 70% руководителей, 44% заместителей руководителя, 62% инструкторов-методистов (рисунок 4).

68% 29%

6% 29% 5% 57%

9% 47% 2% 42%

28% 2% 68%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ не определено ■ СПО другое

■ высшее образование другое ■ СПО в области ФКиС

■ высшее образование в области ФКиС

Рисунок 4 - Уровни образования административных работников и специалистов

Следует отметить, что с 2012 года доля инструкторов-методистов с высшим образованием в области физической культуры и спорта увеличилась на 7%. Требования профессиональных стандартов «Инструктор-методист» [2] и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [3] предусматривают требования наличия высшего или среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Проведенный анализ кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, в том числе уровень укомплектованности организаций спортивной подготовки высококвалифицированными специалистами, осуществляющими подготовку спортивного резерва, позволяет сделать вывод о несоответствии в подавляющем большинстве регионов структуры кадров в области физической культуры и спорта потребностям отрасли, преодолеть которое можно только при изменении подхода к их подготовке и использованию.

Анализ системы профессионального образования показал, что по образовательным программам высшего образования в области физической культуры и спорта в 2015 году на уровне бакалавриата обучалось 43 000 студентов, из них в образовательных организациях Министерства спорта Российской Федерации 26700 студентов. По образовательным программам бакалавриата в 2015 году подготовлено 9000 человек. Подготовка кадров для учреждений спортивной подготовки осуществляется преимущественно в рамках направления высшего образования 49.03.01 - «Физическая культура», по программам которой обучается 33 000 человек. В рамках данного направления реализуются образовательные программы подготовки кадров для системы образования, массовой физической культуры и спорта, спортивной подготовки, спорта высших достижений. В целом направление высшего образования «Физическая культура» соотносится с 8 профессиональными стандартами, в том числе 3 из области образования (в сфере общего образования, профессионального образования и дополнительного образования) и 5 из области физической культуры и спорта (тренер, инструктор-методист, специалист по антидопинговому обеспечению, спортивный судья, руководитель организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, по месту работы, месту жительства,

медицинский работник инструктор-

методист заместитель директора

директор 1%

месту отдыха, по тестированию комплекса ГТО). Выделить из общего числа обучающихся тех, кто осваивает образовательные программы тренерской направленности на основе официальных форм статистической отчетности невозможно, так как контрольные цифры приема и статистические данные формируются в целом по специальностям и направлениям подготовки. Сложившаяся ситуация осложняет не только информированность общественности, но и управление подготовкой тренеров по видам спорта.

На уровне высшего образования все ВУЗы физической культуры Минспорта России реализуют программы с направленностью на спортивную подготовку по видам спорта, по данным программам обучается более 70% студентов. Не смотря на это, отсутствие отдельных специальностей и направлений подготовки в области спорта рождает и постоянно поддерживает миф об отсутствии системы подготовки тренерских кадров.

Распространение программ в области физической культуры и спорта среди непрофильных вузов, где, часто отсутствует кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение для реализации образовательных программ по видам спорта, и рамочная структура федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования бакалавриата привело к тому, что под названием профиля «Спортивная подготовка» реализуются программы широкого профиля, не ориентированные на вид спорта. [7]

В условиях развития системы подготовки спортивного резерва, формирования сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки и профессиональных стандартов, работодатель ждет от системы профессионального образования подготовки тренера по виду спорта, способного решать поставленные задачи на всех этапах спортивной подготовки. В настоящее время запись в дипломе о направлении (специальности) и присвоенной квалификации не дает работодателю информации о профессиональной подготовленности выпускника по виду спорта.

Таким образом, в системе подготовки кадров для организаций спортивной подготовки есть настоятельная необходимость введения специальности высшего образования по подготовке тренеров по видам спорта. В соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным Минобрнауки России присвоение квалификации, характеризующей профессиональную деятельность (инженер, врач, экономист, юрист и др.) предполагают специальности высшего образования. Только при реализации программ специалитета возможна регламентация специализации при подготовке тренера в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта. Подготовка тренеров требует наличия материально-технической базы, соответствующей требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки, что должно быть отражено в требованиях к условиям реализации образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах. Введение специальности направлено на увеличение практической подготовки, внедрение непрерывной практики и стажировок студентов в организациях спортивной подготовки с целью их закрепления на рабочих местах. В условиях применения рассредоточенной практики без отрыва от учебы возможно обеспечить в течение двух с половиной лет участие студентов в подготовке спортсменов на различных этапах спортивной подготовки. Интеграция научной и образовательной деятельности обеспечивается научно-исследовательской работой студентов по написанию экспериментальных выпускных квалификационных работ, демонстрирующих способность проявлять оригинальность в выдвижении и/или применении новых идей в контексте исследований, решать задачи в новой среде в междисциплинарном контексте, готовность в профессиональной деятельности разрабатывать новые методы и технологии, создавать новые знания прикладного характера в области избранного вида спорта. Целесообразность реализации в рамках укрупненной группы специальностей и направлений различных образовательных траекторий в отечественной практике подтверждается тем, что в системе высшего образования 60% укрупненных групп специальностей и направ-

лений подготовки имеют и направления и специальности, том числе психологические науки, экономика и управление, юриспруденция, образование и педагогические науки, укрупненные группы в области знаний искусство и культура.

Профессиональное образование в области подготовки тренерских кадров базируется на глубоком изучении строения и функций организма спортсменов, их личности, адаптации к экстремальной деятельности в спорте в сочетании со значительным объёмом непрерывной практики по спортивно-педагогическим дисциплинам. Подготовка современного тренера требует интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности. Эффективное руководство тренировочным процессом и соревновательной деятельностью высококвалифицированных спортсменов, членов сборных команд регионов и Российской Федерации, требует от тренера, наряду с владением новейшими методиками подготовки и готовности строить подготовку на основе понимания индивидуальных особенностей спортсменов, способности определять те характеристики и показатели, которые будут ключом к успеху в виде спорта в ближайшем будущем. Только специалист, который обладает знаниями о передовых достижениях научной мысли, способен работать на опережение, обеспечивая повышение конкурентоспособности российского спорта. При разработке данных образовательных программ особое внимание следует уделять вопросам спортивной подготовки, практике разработки программ спортивной подготовки, документального оформления аттестации (переводных испытаний), разработке планов и т. д.

Опыт реализации программ бакалавриата и магистратуры в области подготовки тренерских кадров для спортивной подготовки показал что, наряду с потребностью выделения образования в области спорта из физической культуры на всех уровнях профессионального образования, необходима непрерывная образовательная траектория подготовки тренерских кадров с высшим образованием по программам специалитета. В профессиональной деятельности тренера по виду спорта его квалификационная категория определяется спортивными достижениями его учеников, чем выше квалификация спортсмена, тем на более высокую категорию может быть аттестован тренер. Утвержденный Минтрудом России в 2014 году профессиональный стандарт «Тренер» [1] также определяет, что выполнение общетрудовых функций по осуществлению тренировочного процесса и руководству соревновательной деятельностью с ростом квалификации спортсменов на этапах спортивной подготовки от начальной специализации к высшему спортивному мастерству повышает уровень квалификации и предъявляет более высокие требования к уровню образования тренера. Работа с высококвалифицированными спортсменами требует, наряду с соответствующим уровнем образования, наличия стажа работы, который приобретается в процессе спортивной подготовки юных спортсменов.

Вопросы дополнительного профессионального образования тренеров и специалистов регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии осуществляются работодателем «на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором» [4], федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором определено, что не реже одного раза в четыре года необходимо проводить повышение квалификации тренеров [6], федеральным закона «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что содержание программ определяется образовательной организацией и должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования по соответствующим должностям [5]. Минспортом России разработаны методические рекомендации по повышению квалификации тренеров, на официальном сайте ежегодно размещается информация о дополнительных профессиональных образовательных программах, реализуемых в 23 подведомственных организациях. Из числа тренеров и специалистов спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и спортивных сборных команд Российской Федерации за последние 5 лет в подведомственных Минспорту России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВУЗах прошли обучение более 3500 человек. Востребованной и хорошо себя зарекомендовавшей является практика дополнительного профессионального образования в высших школах тренеров. Высшие школы тренеров осуществляют деятельность в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Российском государственном университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта, Уральском государственном университет физической культуры, Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Московской государственной академии физической культуры. Все высшие школы работают в тесном контакте с федерациями, более того по договоренности с федерациями обучение в ВШТ дает право получить соответствующую лицензию федерации. За последние пять лет в рамках образовательной деятельности ВШТ прошло обучение 2500 человек.

Проблемы ДПО на региональном уровне обусловлены тем, что повышение квалификации тренеры проходят чаще всего там, где ближе и удобнее работодателю. В регионах это чаще всего педагогические ВУЗы или колледжи. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка осуществляется на основе реализации программ, разработанных для педагогических работников, без проведения занятий, ориентированных на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта.

Кадровый, научный, научно-методический, материально-технический потенциал ВУЗов Минспорта России позволяет создать в каждом федеральном округе Российской Федерации центр, обеспечивающий на основе интеграции образовательной, научной и спортивной деятельности, подготовку и переподготовку кадров в соответствии с требованиями развития видов спорта, систему отбора спортивно одаренных детей, спортивную подготовку в школе-интернате и училище олимпийского резерва, комплектование и подготовку студенческих спортивных сборных команд Российской Федерации, взаимодействие с медицинскими университетами по подготовке специалистов для спортивной медицины, научно-методическое, информационно-аналитическое и методическое обеспечение видов спорта (рисунок 5).

ВЫВОДЫ

1. Необходима организация работы по прогнозированию в сфере кадрового обеспечения организаций спортивной подготовки, выявлению изменений в структуре потребности в специалистах различных профессий, занятых в отрасли физической культуры и спорта.

2. Требуется внесение изменений в перечень направлений и специальностей высшего образования с целью введения специалитета по подготовке тренерских кадров для организаций спортивной подготовки и спортивных сборных команд и введение соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

3. Развитие образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Минспорта России, целесообразно на основе включения в их структуру школ-интернатов и училищ олимпийского резерва на основе формирования соответствующего государственного задания по спортивной подготовке.

4. Отраслевая система переподготовки и повышения квалификации кадров, включая руководителей организаций спортивной подготовки, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта должна реализовываться в образовательных организациях высшего образования Минспорта России по прошедшим экспертизу и рекомендованным программам.

5. С целью обеспечения регионов тренерскими кадрами по различным видам спорта, в первую очередь по базовым видам спорта, целесообразно развитие системы целевой подготовки кадров. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации системы договоров о целевом обучении при подготовке кадров в

отрасли (целевая подготовка) позволит получить в обозримом будущем специалистов требуемой квалификации по определенным видам спорта.

Рисунок 5 - Интеграция образовательной, научной и спортивной деятельности в вузах Минспорта России в процессе подготовки кадров для организаций спортивной подготовки

6. В условиях развития системы национальных квалификаций, внедрения профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности Физическая культура и спорт требуется создание отраслевого совета профессиональных квалификаций с обязательным участием представителей образовательных организациях высшего образования Минспорта России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 193н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_167695/. - Дата обращения 01.05.2016.

2. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_158496/. - Дата обращения 01.05.2016.

3. Приказ Минтруда России от 29.10.2015 N 798н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189019/. - Дата обращения 01.05.2016.

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12125268/. - Дата обращения 30.06.2015.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL http://base.garant.ru/70291362/. - Дата обращения 10.01.2016.

6. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/. - Дата обращения 30.10.2015.

7. Щенникова, М.Ю. Рынок образовательных услуг в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, С.П. Евсеев, Т.М. Овсюк // Адаптивная физическая культура. - 2016. -№ 3 (67). - С. 42-44.

REFERENCES

1. The order of Ministry of Labor of Russia from 4/7/2014 N193 N "About the approval of the professional Trainer standard, available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_167695/.

2. The order of Ministry of Labor of Russia from 9/8/2014 N 630 N "About the approval of the professional Instructor-methodologist standard, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_158496/.

3. The order of Ministry of Labor of Russia from 10/29/2015 N 798 N "About the approval of the professional standard "The Head of the Organization (Division of the Organization) Which Is Carrying Out Activity in the field of Physical Culture and Sport", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189019/.

4. The labor code of the Russian Federation from 30.12.2001 No. 197-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154070/The labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 No. 197-FZ, available at: http://base .garant.ru/12125268/

5. The federal law "About education in the Russian Federation" of December 29, 2012 No. 273-FZ, available at: http://base.garant.ru/70291362/.

6. Federal Law dated 04 12 2007 №329 - FZ (last revised) "About Physical Culture And Sport In The Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

7. ShChennikova, M.Yu., Evseev, S.P. and Ovsyuk, T.M. (2016), "Education market in the field of physical culture and sport", Adaptive physical culture, No. 3 (67), pp. 42-44.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.