Научная статья на тему 'Подготовка специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для спортивных школ, физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных клубов'

Подготовка специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для спортивных школ, физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных клубов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЯ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / НАРУШЕНИЕ АНТИДОПИНГОВЫХ ПРАВИЛ В СПОРТЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадрак Константин Алексеевич, Антипов Вячеслав Александрович, Разумахина Елена Георгиевна

В статье рассматривается проблема подготовки физкультурных кадров по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования (колледжей и техникумов олимпийского резерва); школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ); государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности ДЮСШ, СДЮШОР; физкультурно-оздоровительных комплексов различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Авторы предлагают осуществлять подготовку специалистов в рамках повышения квалификации физкультурных кадров. Организующая роль отводится региональному органу управления физической культурой и спортом, который на тендерной основе определяет учреждение, реализующее образовательную программу подготовки специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадрак Константин Алексеевич, Антипов Вячеслав Александрович, Разумахина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the specialists in prevention of harmful habits and anti-doping rules violation for the sports schools and fitness centers

This article considers the problem of training the athletic personnel to prevention of the harmful habits and anti-doping rules violation for the state budget educational institutions of the secondary vocational education (technical schools and colleges of the Olympic reserve); higher sports schools (Sports School); state budget educational institutions of additional sports education Youth Sports Schools; fitness centers of the various forms of ownership and departmental affiliation. The authors propose to carry out the training in frames of the advanced training of the sports staff. The organizing role is given to the regional administrative body responsible for the physical training, which defines on the tender basis an institution that would implement the educational training program for prevention of harmful habits and anti-doping rules violation.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для спортивных школ, физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных клубов»

19. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.

20. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.08.2014.

УДК 796; 378.046.4

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И НАРУШЕНИЯ АНТИДОПИНГОВЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ

Константин Алексеевич Бадрак, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК); Вячеслав Александрович Антипов, кандидат педагогических наук, начальник отделения редакторско-издательского отдела, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации; Елена Георгиевна Разумахина, начальник отдела по спортивно-массовой работе, Комитет по физической

культуре и спорту Санкт-Петербурга

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки физкультурных кадров по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования (колледжей и техникумов олимпийского резерва); школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ); государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности -ДЮСШ, СДЮШОР; физкультурно-оздоровительных комплексов различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Авторы предлагают осуществлять подготовку специалистов в рамках повышения квалификации физкультурных кадров. Организующая роль отводится региональному органу управления физической культурой и спортом, который на тендерной основе определяет учреждение, реализующее образовательную программу подготовки специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил.

Ключевые слова: спортивный резерв, оздоровительная физическая культура, факторы риска здоровья, вредные привычки, нарушение антидопинговых правил в спорте, повышение квалификации, образовательные программы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p21-28

TRAINING OF THE SPECIALISTS IN PREVENTION OF HARMFUL HABITS AND ANTI-DOPING RULES VIOLATION FOR THE SPORTS SCHOOLS AND FITNESS

CENTERS

Konstantin Alekseevich Badrak, the candidate of pedagogical sciences, research associate, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture; Vyacheslav Aleksandrovich Antipov, the candidate ofpedagogical sciences, chief of editorial and publishing department, St. Petersburg University of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian Federation; Elena Georgiyevna Razumahina, head of sports-media work department, the Committee for Physical Culture and

Sports of St. Petersburg

Annotation

This article considers the problem of training the athletic personnel to prevention of the harmful habits and anti-doping rules violation for the state budget educational institutions of the secondary voca-

tional education (technical schools and colleges of the Olympic reserve); higher sports schools (Sports School); state budget educational institutions of additional sports education - Youth Sports Schools; fitness centers of the various forms of ownership and departmental affiliation. The authors propose to carry out the training in frames of the advanced training of the sports staff. The organizing role is given to the regional administrative body responsible for the physical training, which defines on the tender basis an institution that would implement the educational training program for prevention of harmful habits and anti-doping rules violation.

Keywords: sports reserve, health-improving physical training, health risk factors, bad habits, antidoping rules violation in the sports, advanced training, educational programs.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья населения является одной из самых актуальных проблем, как современного мирового, так и российского общества. Для России главными вызовами долгосрочного периода в этой области являются: высокие факторы риска здоровья, обусловленные в определенной степени вредными привычками россиян (наркотизация и алкоголизация населения, табакокурение, в особенности среди молодежи), и низким уровнем двигательной активности, что, в свою очередь, влечет рост сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), вирусного гепатита и сахарного диабета, ухудшение генофонда нации; возникновение демографической проблемы (низкий уровень рождаемости, старение населения страны, превышение смертности над рождаемостью).

Вредные привычки населения - алкоголизм, наркомания, табакокурение - несовместимы со здоровым образом жизни, и представляют собой саморазрушающее поведение человека [3]. Вместе с тем, далеко не все спортсмены и люди, занимающиеся физическими упражнениями, лишены вредных привычек. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические опросы, проводимые и в России, и в зарубежных странах.

В частности, репрезентативный опрос 602 норвежских атлетов-первокурсников специализированных высших учебных заведений для спортсменов высшего дивизиона в возрасте 16 лет и 354 их сверстников обычных вузов выявил, что 18% респондентов курят. Правда, доля спортсменов составила 0,8%, но при этом 54% участников контрольной группы также занимались физическими упражнениями на уровне не ниже рекомендованного норвежским здравоохранением для поддержания здорового образа жизни, то есть не менее одного часа в день нагрузок средней интенсивности. В неспортивной среде у 31,1% опрошенных популярен жевательный табак. В употреблении спиртных напитков признались 36,5% молодых спортсменов, в контрольной группе - 63%; в употреблении запрещенных препаратов - 1,2% спортсменов и 2,8% участников контрольной группы [9]. Аналогичный опрос российских спортсменов-школьников показал, что курят или курили 21,5%, причем 3,6% респондентов - регулярно. Только 21,4% опрошенных юных спортсменов не пробовали алкоголь. Из числа употребляющих алкоголь 12,5% пьют все подряд, 11,0% - крепкие и крепленые напитки. Опрос выявил, что 10,7% опрошенных пловцов употребляли или употребляют наркотики, в том числе марихуану - 7,1%, по 1,8% - синтетические наркотики (экстази), амфетамины и «белый китаец». Основной способ употребления - курение. Ежегодно за нарушение антидопинговых правил дисквалифицируются спортсмены и тренеры различных стран и видов спорта. Не является исключением и Россия. Причем допинг поразил уже и юношеский спорт. Так, в 2006 году из 800 протестированных юных легкоатлетов у 18% пробы оказались положительными. Аналогичная статистика (22%) была выявлена и в Белоруссии [5].

Необходимо отметить, что профилактика распространения наркотизма и применения допинга в спорте в стране ведется, в том числе и в спортивной среде. Однако эти профилактические программы являются локальными, и не охватывают весь контингент занимающихся оздоровительной физической культурой и спортом: Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» проводит серию семинаров для спортсменов сборных команд и тренеров в рамках учебно-тренировочных сборов или всероссийских соревно-

ваний; в регионах в последние десятилетия успешно действуют антинаркотические программы, рассчитанные на определенный возрастной контингент, и проводятся разовые мероприятия воспитательно-пропагандистского характера. Например, в ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» разработаны несколько образовательных программ по первичной профилактике наркотизма, наркомании и нарушения антидопинговых правил:

- в 2011 г. - образовательная программа «Первичная профилактика применения допинга в современном спорте» для учащихся учебно-тренировочных групп учреждений дополнительного физкультурного образования и 10-11 спортивных классов общеобразовательных школ [2];

- в 2012 г. - образовательная программа «Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте», которая была внедрена Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в практику работы органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей (СДЮШОР) и в практику работы учреждений, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту и администрациям районов Санкт-Петербурга, осуществляющим подготовку спортивного резерва в Санкт-Петербурге [1].

Но объединяющего начала у действующих российских программ нет. А, между тем, допинг правомерно рассматривать как наркотизм, и вполне целесообразно объединить профилактические программы по борьбе с распространением вредных привычек и нарушением антидопинговых правил. Если вредные привычки представляют собой факторы риска здоровья, то допинг в спорте - это одна из «угроз невоенного характера» [4]. Из организационных проблем в первичной профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил среди спортсменов спортивного резерва следует назвать подготовку специалистов по реализации образовательных программ, чему и посвящена данная статья.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно данным Федерального статистического наблюдения (Сводного отчета 1-ФК за 2013 год), в Российской Федерации на 1 января 2014 года функционирует более 42,6 тыс. различных учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с детьми, подростками и молодежью. В общей сложности физическими упражнениями и спортом во внеучебное (рабочее) время занимается более 11,4 млн. чел., в том числе - 5,2 млн. детей и подростков в возрасте до 14 лет, 2,6 млн. юношей и девушек в возрасте 15-17 лет и 3,6 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. При этом не менее 4,2 млн. чел., проходящие подготовку в ДЮСШ, СДЮШОР, центрах спортивной подготовки и школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ), являются спортивным резервом страны (табл.1).

Очевидно, что проведение первичной профилактики вредных привычек и нарушения антидопинговых правил с таким масштабным контингентом требует подготовки квалифицированных кадров. Понятно, что для этих целей открывать новую специальность в физкультурном или медицинском вузе нецелесообразно. Во-первых, медицинские вузы готовят врачей по специальности 06.01.04 «Медико-профилактическое дело»; в образовательных программах физкультурных вузов в учебных курсах по профилактической медицине даются знания по профилактике вредных привычек и применения допинга в спорте. Во-вторых, для охвата всего контингента занимающихся физическими упражнениями и спортом требуются специалисты на 42672 физкультурно-спортивных объектах. Данная задача может быть решена при помощи подготовки физкультурных кадров в рамках повышения их квалификации. Такую подготовку могут проходить инструкторы физической культуры спортивных клубов, организаций и учреждений при спортивных сооружениях; методисты учреждений дополнительного образования и административные

работники - завучи (ДЮСШ, СДЮШОР); медицинские работники центров спортивной подготовки, ШВСМ, физкультурно-спортивных организаций и учреждений с получением сертификата о прохождении курса по образовательной программе «Первичная профилактика вредных привычек и применения допинга в спорте среди спортсменов и физкультурников».

Таблица 1

Показатели численности детей, подростков и молодежи России, занимающихся оздоровительной физической культурой и спортом _____________________по состоянию на 1 января 2014 года_____________________

Учреждения, предприятия и организации, осуществляющие физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с детьми, подростками и молодежью Количество учреждений, предприятий и организаций, всего (ед.) Численность занимающихся оздоровительной физической культурой и спортом (чел.)

Всего Из общей численности занимающихся в том числе в возрасте

до 14 лет 15-17 лет 18-29 лет

Учреждения дополнительного образования детей физкультурноспортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР) 7499 4221818 3182776 920491 118551

Центры спортивной подготовки и ШВСМ 174 58369 26701 14633 17035

физкультурно-спортивные клубы по месту жительства 13142 1788973 683794 472425 632754

Спортивные клубы общеобразовательных учреждений 2550 324645 227815 93413 3417

Спортивные клубы образовательных учреждений начального профессионального образования 16 1996 81 1499 416

Спортивные клубы образовательных учреждений среднего профессионального образования 76 10103 1797 5881 2425

Спортивные клубы образовательных учреждений высшего профессионального образования 222 212715 127 22400 190188

спортивные клубы предприятий, учреждений и организаций 1524 345291 50074 60040 235177

учреждения и организации при спортивных сооружениях 3138 1805303 550456 436721 818126

Фитнес-клубы 3649 1180896 119810 233659 827427

Другие учреждения и организации, в том числе адаптивной физической культуры и спорта 10682 1475536 364169 343808 767559

ИТОГО: 42672 11425645 5207600 2604970 3613075

На курсы повышения квалификации по вышеназванной образовательной программе могут направляться и тренеры по видам спорта. Предполагается, что для создания единого образовательного пространства для данного курса повышения квалификации должен быть разработан некий образовательный стандарт, утвержденный федеральным органом управления физической культурой и спортом - Министерством спорта Российской Федерации, и принято Положение об организации первичной профилактики вредных привычек и применения допинга в спорте среди спортсменов и физкультурников в учреждениях дополнительного физкультурного образования (ДЮСШ, СДЮШОР), центрах спортивной подготовки, ШВСМ, спортивных клубах и физкультурно-спортивных организациях. Федеральный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ по подготовке специалистов в области первичной профилактики вредных привычек и применения допинга среди спортсменов и физкультурников. На первый взгляд может показаться, что проблема допинга затрагивает только спортсменов и тренеров. Однако, как показывает практика, молодые люди, посещающие тренажерные залы и фитнес-центры в оздорови-

тельных целях, зачастую применяют запрещенные фармакологические средства для снижения веса или наращивания мышечной массы, даже не подозревая о том, какой ущерб они наносят своему здоровью. Поэтому образовательные программы по подготовке специалистов, работающих в сфере оздоровительной физической культуры, должны включать раздел по профилактике применения допинга с акцентом на контингент занимающихся, с которым в будущем будет проводиться профилактическая работа.

Нами предлагается координационная концентрированная модель сетевого взаимодействия физкультурно-спортивных организаций, предприятий и учреждений по первичной профилактике вредных привычек и применения допинга в спорте и оздоровительной физической культуре в рамках внеучебной (внеурочной) деятельности (рис.).

Региональные органы управления отраслью физической культуры и спорта

Л

V

Учреждения и организации, на базе которых проводится подготовка специалистов по профилактике вредных привычек и применения допинга в спорте в рамках повышения квалификации: физкультурные вузы; научные центры и НИИ физической культуры

Физкультурно-спортивные организации, предприятия и учреждения, направляющие работников на курсы повышения квалификации по курсу «Первичная профилактика вредных привычек и применения допинга в спорте»

Рис. Координационная концентрированная модель сетевого взаимодействия

в образовании

При разработке модели основу составили методические рекомендации по реализации вариативных моделей сетевого взаимодействия в рамках организации внеурочной

деятельности под ред. А.В. Золотаревой [6]. В иерархии данной модели управляющим центром сети является федеральный орган управления отраслью физической культуры и спорта, который выполняет функции управления, контроля, регулирования и координации совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, предприятий и учреждений по подготовке специалистов в области профилактики вредных привычек и применения допинга в спорте среди спортсменов и физкультурников в рамках сетевого взаимодействия.

Выбор координационной концентрированной модели объясняется отсутствием опыта сетевого взаимодействия физкультурно-спортивных организаций в подготовке специалистов для профилактической работы с подростками и молодежью и необходимостью некоторого отхождения от сугубо горизонтальных взаимоотношений участников сети, а также значительной территориальной удаленностью участников взаимодействия друг от друга. Организация подготовки специалистов является функцией региональных органов управления физической культурой и спортом, при этом координирующую роль выполняет Минспорт РФ. Участниками сетевого взаимодействия в качестве организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку специалистов по профилактике вредных привычек и применения допинга в спорте, могут выступать физкультурные вузы, научные центры и научно-исследовательские институты физической культуры. К работе на курсах повышения квалификации могут привлекаться на договорной основе специалисты в области правоведения, социологии, психологии и медицины. Между участниками данного сетевого взаимодействия существуют горизонтальные связи. Партнерское взаимодействие включает формирование базы знаний по профилактике вредных привычек и применению допинга в спорте, обмен информационными материалами, проведение научных форумов по обмену научно-исследовательскими и практическими достижениями. Другой группой участников сетевого взаимодействия в данной модели являются организации, предприятия и учреждения, осуществляющие физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с детьми, подростками и молодежью (табл. 1) и направляющие своих работников на курсы повышения квалификации.

Таблица 2

Примерное общее содержание и объем образовательной программы подготовки

№ п/п Содержание Всего часов Всего часов

Лекции Семинары Самоподго- товка

1. Здоровье человека для личности и общества. 10 4 2 4

2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. 14 6 4 4

3. Физическая активность, физические упражнения и спорт. 10 4 2 4

4. Античные Олимпийские игры и Олимпийские игры современности: связь времен. Современный олимпийский спорт. Идеалы и ценности олимпизма. Фэйр Плэй. Олимпийское движение и социальные процессы. 18 8 4 6

5. Понятие допинга в спорте. Классификация допинговых средств и методов. Проблемы борьбы с применением допинга в спорте: правовые, политические, экономические и моральнонравственные аспекты. Международные антидопинговые правила. 20 12 4 4

Зачет 2 - - -

ИТОГО 74 34 16 22

Форма подготовки специалистов по профилактике вредных привычек и применению допинга в спорте в рамках курсов повышения квалификации может быть как очная, так и дистанционная, что позволяет повысить охват регионов и физкультурно-

спортивных организаций, эффективно используя ресурсное обеспечение образовательного процесса: кадровое, финансовое, материально-техническое, учебно-методическое, научное и информационное. Необходимо отметить, что дистанционное обучение для массовой образовательной деятельности имеет неоспоримое преимущество в силу того, что сочетает в себе быстроразвивающиеся компьютерные и телекоммуникационные системы [8]. Программа подготовки специалистов в объеме 74 часов предлагается в соответствии с содержанием апробированной и внедренной в Санкт-Петербурге образовательной программы «Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте» для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР, колледжей и училищ олимпийского резерва, спортивных классов общеобразовательных школ, разработанной в ФГБУ СПбНИИФК (табл. 2). Образовательные программы подготовки специалистов по профилактике вредных привычек и применения допинга в спорте на региональном уровне разрабатываются в соответствии с федеральным стандартом, принятым Министерством спорта РФ, и имеют два уровня: базовый и вариативный (региональный). Методы обучения могут быть различными, желательно с применением инновационных технологий. В частности, в последние годы в обучающих системах широко используются технологии мультимедиа [7]. Региональный орган управления физической культурой и спортом на тендерной основе определяет учреждение или организацию, которая будет проводить реализацию подготовки специалистов в рамках курсов повышения квалификации. По окончании курсов обучающимся должен выдаваться сертификат установленного на федеральном уровне образца. Финансирование подготовки специалистов необходимо осуществлять за счет долевого участия средств федерального и регионального бюджетов, а также физкультурно-спортивных учреждений и организаций, направляющих своих работников на повышение квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка специалистов в области профилактики вредных привычек и применения допинга в спорте позволит усилить эффективность формирования здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, воспитать осознанное негативное отношение к употреблению алкоголя и наркотических средств, табакокурению. Планомерная профилактическая работа предполагает, что очень важно в современных условиях, формирование правовой культуры у спортсменов и физкультурников в отношении нарушения антидопинговых правил. Координационная концентрированная модель сетевого взаимодействия нацелена на создание единого образовательного пространства и широкий охват физкультурно-спортивных организаций и учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипов, В.А. Образовательная программа «Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте» для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР, колледжей и училищ олимпийского резерва, спортивных классов общеобразовательных школ / В.А. Антипов ; под общ. ред. С.П. Евсеева, Д.В. Черкашина ; С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б. и.], 2012. - 32 с.

2. Бадрак, К.А. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте : образовательная программа и методические рекомендации / К.А. Бадрак ; под ред. О.М. Шелкова. -С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2011. - 64 с.

3. Волкова, Л.М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования : монография / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев, П.В. Половников ; под ред. Д.Н. Давиденко и Л.М. Волковой. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во СПб. гос. политехн. ун-та, 2013. - 153 с.

4. Маркушина, Н.Ю. Вопросы мягкой безопасности в контексте «Северного измерения» /

Н.Ю. Маркушина // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 2. - С. 107116.

5. Профилактика применения допингов в спорте : учебно-методический комплекс. Часть I : Учебные материалы / автор-сост.: Е.А. Митин, С.О. Филиппова, А.Е. Митин, О.Э. Евсеева,

О.М. Шелков ; под ред. О.М. Шелкова. - 2-е изд., перераб. - СПб. : [б.и.], 2013. - 284 с.

6. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности : методические рекомендации / под ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во Яросл. гос. пед. ун-та, 2011. - 312 с.

7. Самсонова, А.В. От ЭВМ - к информационным технологиям / А.В. Самсонова, И.М. Козлов, В.А. Таймазов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С. 9-15.

8. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения / В.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.

9. Martinsen, M. Adolescent elite athletes' cigarette smoking, use of snus, and alcohol [Электронный ресурс] / M. Martinsen, J. Sundgot-Borgen // Scand J Med Sci Sports. 2012, Jul 26. -URL : http://www.ostrc.no/upload/Publication/Martinsen_2012_SJMSS_Adolescent elite athletes cigarette smoking use of snus and alcohol.pdf. - Дата обращения 30.06.2014.

REFERENCES

1. Antipov, V.A., Evseev, S.P. and Cherkashin, D.V. (2012), Educational program "Primary prevention of drug addiction and doping in sports" for pupils of sports school, colleges and schools of the Olympic reserve, sports classes of comprehensive schools, St. Petersburg Research institute of physical cultures, St. Petersburg.

2. Badrak, K.A. (2011), Primary prevention of doping in modern sports: Educational program and methodic recommendation, St. Petersburg Research institute of physical cultures, St. Petersburg.

3. Volkova, L.M., Evseev V.V. and Polovnikov, P.V. (2013), Physical culture of students: state and improvement ways. Monograph, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

4. Markushina, N.Yu. (2011), “Questions of soft safety in a context of "Northern measurement"”, the Caspian region: policy, economy, culture, No. 2, pp. 107-116.

5. Mitin E.A., Filippova, S.O., Mitin, A.E., Evseeva, O.E., Shelkov, O.M. (2013), Prevention of application of dopes in sport: educational methodical complex. - Part I. "Training materials", St. Petersburg.

6. Ed. Zolotareva, A.V. (2011), Realization of variable models of network interaction of the general, additional and professional education within the organization of extracurricular activities: methodical recommendations, publishing house YaGPU, Yaroslavl.

7. Samsonova, A.V., Kozlov I.M. and Taymazov, V.A. (2000), “From the COMPUTER - to information technologies”, Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 9-15.

8. Chistyakov, V.A., Filippov S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), “Scientific and methodical providing system of distance learning”, Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.

9. Martinsen, M. and Sundgot-Borgen, J. (2012), “Adolescent elite athletes' cigarette smoking, use of snus, and alcohol”, Scand J Med Sci Sports, Jul 26, available at: http://www.ostrc.no/upload/Publication/Martinsen_2012_SJMSS_Adolescent elite athletes cigarette smoking use of snus and alcohol.pdf.

Контактная информация: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.08.2014.

УДК 796.56

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ ПО ВИДАМ СПОРТА

Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России,

Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск

Аннотация

Так как деятельность общественных спортивных федераций по видам спорта должна проводиться в интересах единой политики с государственными органами управления отраслью по развитию массовой физической культуры и спорта высших достижений, необходим качественный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.