Научная статья на тему 'Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования'

Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ / ЭКСПЕРТЫ / БОРЬБА С ДОПИНГОМ / АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DOPING / EXPERTS / FIGHT AGAINST DOPING / ANTI-DOPING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатенков Филипп Николаевич

Автором разработана и обоснована собственная методика антидопингового образования. Проведён опрос экспертов по проблеме допинга с целью определить перспективные направления противодействия допингу в спорте. В учреждениях спортивного и физкультурного образования необходимо ввести учебную дисциплину, которая, в первую очередь, должна решать воспитательные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатенков Филипп Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern state of anti-doping movement and possibilities of its development within the limits of physical culture and sport education

The authors developed and proved a unique methodology of anti-doping education. An experts` questioning on a dope problem has been conducted to define perspective directions of counteraction to a doping in sport. The introduction of an academic subject which first of all should solve educational problems in institutions of physical culture and sports is necessary.

Текст научной работы на тему «Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования»

ного кровообращения и физической работоспособности у спортсменов-пловцов и лег-коатлетов-бегунов / М. Б. Огурцова, А. Н. Демин, Т. В. Мельник // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 1. - С. 39-41.

10. Огурцова, М. Б. Типологические особенности кровообращения у спортсменов-пловцов на стандартные и марафонские дистанции в зависимости от структуры тренировочного процесса / М. Б. Огурцова // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 2. - С. 113117.

11. Полуавтоматическая и автоматическая расшифровка реограмм: метод. рекомендации / М-во здравоохр. РСФСР ; сост. : Н. Я. Молоканов, В. А. Милягин, В. М. Стельмак. - Смоленск : [б.и.], 1988. - 21 с.

12. Старшов, А. М. Реография для профессионалов. Методы исследования сосудистой системы : пособ. для врачей / А. М. Старшов, И. В. Смирнов. - М. : Познавательная книга пресс, 2003. - 80 с.

13. Ярулин, Х. Х. Клиническая реоэнцефалография / Х.Х Ярулин. - М. : Медицина, 1983. - 270 с.

Контактная информация: genchay@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АНТИДОПИНГОВОГО ДВИЖЕНИЯ И

ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филипп Николаевич Солдатенков, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Автором разработана и обоснована собственная методика антидопингового образования. Проведён опрос экспертов по проблеме допинга с целью определить перспективные направления противодействия допингу в спорте. В учреждениях спортивного и физкультурного образования необходимо ввести учебную дисциплину, которая, в первую очередь, должна решать воспитательные задачи.

Ключевые слова: допинг, эксперты, борьба с допингом, антидопинговое образование.

MODERN STATE OF ANTI-DOPING MOVEMENT AND POSSIBILITIES OF ITS DEVELOPMENT WITHIN THE LIMITS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

EDUCATION

Phillip Nikolayevich Soldatenkov, the post-graduate student,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Annotation

The authors developed and proved a unique methodology of anti-doping education. An experts' questioning on a dope problem has been conducted to define perspective directions of counteraction to a doping in sport. The introduction of an academic subject which first of all should solve educational problems in institutions of physical culture and sports is necessary.

Key words: doping, experts, fight against doping, anti-doping education.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую методику противодействия допингу.

Задачи исследования:

1. Оценить эффективность и перспективность ключевых направлений борьбы с допингом с позиций правового, этического и педагогического подходов на основании опроса экспертов.

2. Определить перспективы, формы и содержание антидопингового образования студентов вузов физической культуры.

3. Выявить трансформацию мотивационно-ценностных ориентаций и отноше-

ния к проблеме допинга в результате воздействия инновационной методики антидопингового образования студентов.

МЕТОДИКА

Разработана и внедрена в учебную программу Смоленской ГАФКСТ инновационная педагогическая методика антидопингового образования, включающая в себя комплекс образовательных мероприятий, цель которых - сформировать у студентов, будущих тренеров и спортивных педагогов определенный уровень антидопингового сознания; предотвратить преднамеренное или непреднамеренное применение запрещенных субстанций и методов. Основой данной методики является специальный курс «Основы антидопингового образования», в рамках которого подробно раскрывается история допинга и борьбы с ним, классификация запрещённых веществ и их негативное влияние на организм человека, методы борьбы с допингом, а также рассказывается об альтернативных допингу разрешенных препаратах. Особенностью курса является проведение специальных семинаров, проходящих в форме профессиональнорефлексивных игр, направленных на создание негативного образа допинга у студентов. Нами был разработан ряд специальных семинаров, объединяющих воспитательный и образовательный компонент, например:

Ролевое ток-шоу, где студентам предлагается принять участие в телевизионной передаче, в которой обсуждают проблему допинга. Участникам даются роли: специалиста Всемирного антидопингового агентства, врача, спортсмена, который выиграл, но был пойман на допинге, его тренера и т.д. В обсуждении раскрываются причины применения допинга, и даётся оценка действиям участников виртуальных событий. В роли ведущего выступает преподаватель.

Личностное моделирование, где студенту предлагается попробовать себя в роли известного спортсмена, уличенного в употреблении допинга. Роль можно выбрать самому или же она будет предложена преподавателем. Перед выступлением даётся вводная с основными фактами из биографии спортсмена (студент может сам рассказать предысторию своего героя, в таком случае, преподаватель должен следить лишь за достоверностью указываемых им фактов). Студенту необходимо рассказать о чувствах, которые испытывает спортсмен, о мотивах поступка спортсмена, объясняя всё как с точки зрения его героя, так и с собственной позиции. Дополнительно студент может выразить отношение к описываемой ситуации в целом или представить её глазами третьего лица и т.д.

Курс содержит ряд тестов, направленных на определение отношения занимающихся к запрещённым препаратам, а также тесты на проверку полученных знаний: тест, основанный на методике оценки ценностных ориентаций Рокича; ситуационный тест, с выбором действий в предлагаемой ситуации; &Шге-тест, прогноз занимающихся на дальнейшее развитие проблемы допинга и антидопингового движения; интеллектуальный тест на знания о допинге.

Нормальное функционирование педагогической методики обеспечивается способами педагогического проектирования и использованием лекционных и семинарских занятий, профессионально-рефлексивных игр.

В опросе приняло участие 46 экспертов, среди которых были руководители спортивных федераций России, Олимпийского комитета России и ведущие специалисты страны в области борьбы с допингом.

В первую очередь, в рамках опроса необходимо было установить, насколько широко распространён допинг в спорте современной России. Почти половина всех экспертов ответили (48,5%), что он распространён достаточно заметно, но не так широко, как это преподносится в СМИ. По словам многих экспертов, более трети всех сообщений об использовании допинга нашими спортсменами являются вымыслом. В то же время 31,5% экспертов уверены, что на фоне всех олимпийских видов спорта допинг распространен незначительно и используется в основном в видах на предель-

ную силу или выносливость.

Наиболее эффективными направлениями в борьбе с допингом эксперты посчитали дальнейшее совершенствование методик допинг-контроля - 4,1 балла по пятибалльной шкале и увеличение роли СМИ в антидопинговой пропаганде - 3,7. Также экспертами отмечались такие варианты, как увеличение количества проб, в т.ч. внесо-ревновательных, и педагогические методы воздействия на спортсменов, в т.ч. юных (по 3,5 балла). Наименее же эффективным среди всех предложенных вариантов эксперты назвали применение уголовных санкций в отношении спортсменов, уличённых в использовании допинга.

Применение антидопинговых образовательных программ, по мнению экспертов, будет наиболее эффективным среди учащихся СДЮШОР - средняя оценка по пятибалльной шкале - 4,2. Перспективным эксперты признали и использование образовательных методик (в частности, отмечались специализированные антидопинговые семинары, выпуски печатных изданий с рекомендациями спортсменам по терапевтическому использованию особых субстанций, толкования антидопингового кодекса и запрещённого списка ВАДА) в подготовке сборных команд и учебной программе физкультурных вузов (по 3,5 балла, соответственно). В то же время вводить подобные занятия в общеобразовательных школах эксперты посчитали нецелесообразным - 2,2.

Рассматривая отдельные образовательные методики в сфере борьбы с употреблением допинга, наиболее эффективными эксперты посчитали следующие: публикация антидопинговых материалов в СМИ (3,7), проведение антидопинговых семинаров для спортсменов и тренеров (3,6), разработка спецкурса для студентов вузов физической культуры как будущих тренеров (3,55). По мнению экспертов, введение дисциплины, в первую очередь решающей воспитательные задачи, в учебный план физкультурных вузов необходимо по целому ряду причин:

1) студенты - действующие спортсмены, которым необходимо знать о том, чем они рискуют, употребив допинг;

2) студенты - будущие тренеры и учителя физической культуры, способные донести до своих подопечных знания о вреде использования запрещённых препаратов;

3) студенты - молодые люди, наиболее подверженные искушению попробовать различные запрещённые вещества;

4) в современном физкультурном образовании должны активнее внедряться дисциплины по изучению текущего состояния спорта и его основных проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе обучения, в котором принимали участие 30 студентов 3-го курса спортивных специализаций, разбитых на две группы, нами проводилось два диагностических среза (до и после обучения), которые позволили установить эффективность предлагаемой методики антидопингового образования.

Важным условием организации антидопингового образования в физкультурном вузе является формирование положительно направленной мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности, а также уровень сформированности антидопингового сознания.

С целью определения уровня мотивации студентов к занятиям антидопинговым образованием и возможностей использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельностью, а также для определения уровня антидопингового сознания нами был проведён анкетный опрос и тест, основанный на методике Рокича.

Мотивационная готовность к будущей тренерской или преподавательской деятельности и формированию антидопинговых убеждений у студентов основывается на изменении определенных ценностных ориентаций. Так, согласно результатам теста, после изучения курса основ антидопингового образования у студентов ориентация на процессы познания (возможность расширения своего образования, общей культуры, интеллектуальное развитие) и развития (работа над собой, постоянное физическое и

духовное совершенствование), зрелость суждений стала более выраженной. При прямом ранжировании прибавка в рейтинге для категорий «познание» составила три позиции (с 18 позиции до эксперимента на 15 после), «зрелость суждений» - пять позиций (с 16 на 11) и «развитие» - 8 позиций (с 14 на 6). Наиболее же важными для себя ценностями с постоянно высоким рейтингом студенты назвали ответственное отношение к здоровью и хорошие отношения с друзьями. Таким образом, можно сказать, что курс антидопингового образования повышает мотивацию студентов к занятиям и саморазвитию.

Следует отметить, что по всем пунктам анкеты, в которой студентам предлагалось выразить своё отношение к проблеме употребления допинга, наблюдается положительная динамика. Результаты итоговой диагностики выявили значительные изменения в отношении к серьёзности проблемы допинга, в заинтересованности ею, в моральной легитимности допинга.

Так, на вопрос о том, подает ли спортсмен, уличенный в применении допинга, плохой пример молодёжи 63% обучающихся ответили, что подает, в то время как до начала обучения только 33% склонялись к подобному варианту ответа. Значительно возросло количество суждений о необходимости борьбы с допингом (63% до начала обучения против 83% после).

Вследствие процесса обучения у студентов также повысилась сознательность в отношении возможного употребления допинга. Свидетельство тому - оценка значимости таких сдерживающих от употребления допинга факторов, как запрет тренера, моральные соображения, боязнь получить отрицательную оценку со стороны окружающих и, особенно, страх причинить вред своему здоровью. По сравнению с началом обучения количество оценок «значим» и «очень значим» возросло на 16% (41% против 57%).

Интересно, что до начала курса в оценках наиболее перспективных способов борьбы с допингом выше всех находился поиск новых методов тренировки, в то время как после завершения курса большинство студентов самым перспективным назвало процесс воспитания у подрастающего поколения неприятия использования запрещённых веществ.

Кроме того, существенно повысилась образованность студентов по таким вопросам, как негативное воздействие допинговых средств на организм человека, правила прохождения допинг-контроля, нравственная сущность спорта, принципы фэйр плэй, идеалы и ценности олимпизма. Об этом свидетельствуют ответы студентов на контрольных занятиях, результаты контрольных работ при подготовке к зачётному семинару, а также убедительная сдача зачётных требований.

Подводя итог, следует сказать, что:

1. В руководстве отечественного спорта в настоящее время нет единой стратегии борьбы с употреблением допинга, что связано с недостаточной теоретической разработанностью основных направлений противодействия, однако, отмечается, что наиболее доступным и наименее дорогостоящим способом борьбы с допингом является антидопинговое образование, которое необходимо более активно внедрять в практику подготовки спортсменов.

2. Введение антидопингового образования в программу вузов теоретически и практически обосновано и может быть представлено либо в форме спецкурса, либо в виде раздела учебной дисциплины на общем курсе (например, безопасности жизнедеятельности).

3. Основной целью антидопингового образования должно быть развитие мотивационно-ценностных ориентаций и правосознания студентов - спортсменов и будущих тренеров, формирование антидопинговых убеждений, основанное на индивидуальном подходе и разнообразии педагогических средств.

4. Разработанная и обоснованная педагогическая методика противодействия допингу для физкультурных вузов снижает у студентов моральную легитимность допинга, содействует положительному изменению мотивационно-ценностных ориента-

ций личности и расширяет знания в области спорта.

Контактная информация: philippmolodkin@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С НИЗКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ФАКТОРОВ

Николай Алексеевич Сюрис, кандидат медицинских наук, декан Самарский институт медико-социальной реабилитологии (ННОУ ВПО «СИМСР»), Наталья Николаевна Сарбаева, кандидат биологических наук, заведующая экспериментальной лабораторией,

Самарский военно-медицинский институт,

Ольга Юрьевна Дукальская, психолог войсковой части, ГО МЧС РФ,

г. Самара

Аннотация

В данной статье описаны особенности реагирования иммунной системы военнослужащих по призыву с нервно-психической неустойчивостью. Результаты обследования подтверждают отношение последствий воздействия военно-профессиональных факторов к стрессовому иммунодефициту. Психопрофилактические, психокоррекционные мероприятия необходимо проводить еще до призыва в армию, важна оценка профессионально-важных качеств при проведении профессионального психологического отбора.

Ключевые слова: нервно-психическая неустойчивость, иммунная система, военнопрофессиональные факторы, тест МЛО - «Адаптивность».

SPECIAL FEATURES OF THE REACTION OF IMMUNE SYSTEM AMONG SOLDIERS WITH LOW NEUROPSYCHIC STABILITY UNDER THE INFLUENCE OF MILITARY PROFESSIONAL FACTORS

Nikolay Alekseevich Sjuris, the candidate of medical sciences, dean Samara Institute of Medical and Social Rehabilitation Nataliya Nikolayevna Sarbaeva, the candidate of biological sciences,

Head of experimental laboratory,

Samara Military-Medical Institute,

Olga Jurevna Dukalskaja, the psychologist of military unit of Civil defense of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation,

Samara

Annotation

The special features of immune system reaction among soldiers on the call with the neuropsychic instability are described in this article. The results of examination confirm the ratio between the consequences of military professional factors and stress immunodeficiency. Psycho prophylactic, psycho-correction measures shell be introduced before the call into the army, the estimation of professionally important qualities is important at conducting the professional physiological selection.

Key words: neuropsychic instability, immune system, military professional factors, test OF [MLO] - “adaptability”.

ВВЕДЕНИЕ

Психическое здоровье можно рассматривать, как меру способности индивида поддерживать, осуществлять и развивать индивидуальную и социальную субъектность в изменяющемся мире, и социальное здоровье как меру активного и автономного поддержания и развития жизненных сил персональными и социальными субъектами при изменяющемся жизненном пространстве, как совокупность особенностей восприятия личных и принятия общественных межсобытийных отношений [2].

В современном российском обществе наблюдается широкий спектр процессов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.