ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ПРОБЛЕМА АНТИДОПИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
К.А. БАДРАК, Санкт -Петербургский научно -исследовательский институт физической культуры
Аннотация
В статье рассматривается проблема распространения допинга среди молодежи, занимающейся в тренажерных залах. Автор приводит результаты опроса этих молодых людей, который выявил причины употребления нелегитимных фармакологических препаратов, а также демонстрирует влияние Интернет-сайтов на формирование у молодежи лояльного отношения
к допингу.
Ключевые слова: молодежь, допинг, спортивные школы, бодибилдинг, образовательные программы.
Abstract
The article is considered the problem of doping spreading among young people engaged in athletic gyms. The author gives the result of questionnaire of gym goers which shows reasons of use illegitimate pharmacology and influence of Internet-sites on formation of attitude of young people to it.
Key words: youth, doping, sports schools, bodybuilding, education programms.
Введение в проблему
Одна из наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед современным спортивным обществом, - безусловно, проблема употребления допинга. Победа на крупнейших международных соревнованиях не только приносит известность спортсмену, его клубу, федерации, стране, но и приносит материальные выгоды. В таких условиях спортсмены и их окружение часто стремятся к победе любой ценой, сознательно нарушают установленные правила [7]. Но речь идет не только об элитных спортсменах, принимающих участие в крупных международных соревнованиях. Проблема допинга коснулась и молодых людей, не являющихся профессиональными спортсменами, в большинстве своем не помышляющих о соревновательной деятельности. Следует отметить, что переоценка своих возможностей в самом начале спортивной карьеры объективно подталкивает спортсмена к использованию допинга и дальше как средства компенсации неправильно принятого решения [9]. А ведь употребление допинга опасно в социальном аспекте, так как это своего рода наркомания [1]. Особенно это касается российской молодежи, занимающейся такими видами спорта, как пауэрлифтинг и бодибилдинг. Характерным примером могут послужить форумы на Интернет-сайтах, таких, как: www.steroid.ru,www.anabolic.com, www. sportapteka.com, на которых ведется обсуждение и за-
прещенных препаратов, и дозировок, и возможности приобретения нелегитимных фармакологических средств [3]. При этом практически нет ни одного сайта по борьбе с допингом, рассчитанного на людей различного уровня образования. Сайт Национальной антидопинговой организации «РУСАДА» - хороший и информативный, но ориентирован в первую очередь на специалистов [8]. Некоторые книги, такие, как: Пауэрлифтинг - путь к силе (Муравьев В.Л., 1998), Анаболические стероиды: фармакология силы (Киреев А. - Доктор Любер, 2001), Анаболические и андрогенные средства (Буланов Ю.Б., 2005), Анаболик ревю (Бомбела Ю., 2008), Анаболические стероиды (Филипс Б., 1995) и другие, имеющиеся в свободной продаже в магазинах и в свободном доступе в Интернете, являются прямыми инструкциями по применению анаболических стероидов и других гормональных препаратов для увеличения мышечной массы и силы. Следовательно, можно говорить о нескольких важных составляющих этого вопроса: отсутствие полной законодательной базы, отсутствие моральных норм у самих спортсменов, а также должного контроля над печатной продукцией, попадающей в Интернет да и на прилавки магазинов. При этом антидопинговую литературу в том числе новую версию Всемирного антидопингового кодекса 2009 года (который вступил в силу с 1 января 2009 года), не найти в продаже даже в крупных книжных магазинах Санкт-Петербурга.
Существующие подходы к решению данной задачи
Конечно, следует учитывать ситуацию в профессиональной и непрофессиональной сферах. Анализ деятельности Правительства Российской Федерации показывает, что работа ведется. На законодательном уровне разрабатываются и принимаются новые законы и документы, направленные на решение проблемы допинга в спорте. Особо следует отметить вступление в силу с 1 января 2009 года новой версии Антидопингового кодекса Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). С 2008 года в России действует независимая Национальная антидопинговая организация «РУСАДА». Данная организация разрабатывает национальные антидопинговые правила, осуществляет сбор, хранение и доставку допинг-проб в лабораторию, аккредитованную ВАДА, обрабатывает результаты тестирования, проводит справедливые слушания и апелляции, а также занимается выдачей разрешений на терапевтическое использование запрещенных субстанций и методов. Таким образом, «РУСАДА» является ключевым звеном в реализации антидопинговой политики в Российской Федерации на национальном уровне. В 2008 году за счет ассигнований федерального бюджета было осуществлено взятие 11 940 проб у спортсменов, что на 41% больше, чем в 2007 году. Также 2008 год примечателен тем, что был создан информационный банк по биологическим паспортам, который в настоящее время содержит информацию о 368 спортсменах сборных команд России. В 2009 году продолжается формирование базы данных по паспортам крови и стероидным паспортам спортсменов сборных команд страны [2].
Однако образовательное направление антидопинговой политики в Российской Федерации требует серьезных доработок. В области антидопинговых информационно-образовательных программ в настоящее время проводятся мероприятия, связанные только со спортом высших достижений. Необходимо создавать единую программу информации и образования в области антидопинга, предназначенную не только для высококвалифицированных спортсменов, но и для массового физкультурного движения, особенно среди молодежи [5]. Примером внедрения антидопинговых программ молодежной среде в России, конечно же, является программа «Честный спорт». Руководитель Центра инновационных спортивных технологий Москомспорта Давид Чичуа заявил, что в рамках программы «Честный спорт» была создана городская антидопинговая лаборатория, а также работает информационная справочная служба «Внимание, допинг!». В специализированных детско-юношеских спортивных школах и нескольких училищах олимпийского резерва созданы образовательные терминалы, в которых проходят семинары, тестирования, мини-конференции для спортсменов, тренеров, спортивных врачей. И в марте 2008 года уже были взяты первые 15 проб у молодых легкоатлетов, учащихся УОР № 2 [4]. Конечно, образовательное направление
в антидопинговой политике - безусловно, важная составляющая, влияющая на формирования отношения к допингу у молодых спортсменов. Хотя развивается оно не слишком активно, да и совершенно не затрагивает учебные заведения неспортивной направленности. Например, во Франции - самой передовой страной в борьбе с допингом - основная работа сосредоточена в школах, среди молодежи [8]. Ведь молодые люди, учащиеся специализированных спортивных школ и училищ -в основном представители олимпийских видов спорта. По словам главы медицинской комиссии Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), специалиста в области борьбы с допингом Николая Дурманова, всего 3-4% допинга крутятся в большом спорте, остальные 97% - в массовом фитнесе и бодибилдинге [8]. Необходимо учитывать, что бодибилдинг - популярный вид спорта среди молодежи, но, поскольку он не входит в олимпийскую программу, спортсмены предоставлены сами себе, а точнее - Интернету и сомнительной литературе, пропагандирующей употребление запрещенных препаратов.
Исследовательская часть
Анализ проблемы допинга требовал комплексного изучения отношения к допингу в молодежной среде. Целью мониторинга, проведенного автором в 2009 году, было выявить отношение к употреблению допинга у молодых людей в возрасте от 18 до 21 года, активно посещающих тренажерный зал, но не принимающих участие в соревнованиях. Были опрошены 150 человек. Проведенный анонимный опрос молодых бодибилдеров, ни разу не выступавших на соревнованиях, но имеющих тренировочный стаж от 2 до 3 лет, показал, что 55% уже употребляли анаболические стероиды. Те, кто имел стаж занятий более 5 лет, продемонстрировали еще более неутешительные результаты - 90%. Выяснилось, что 75% получают информацию о допинге, главным образом, из Интернета и литературы ненаучного характера, только около 20% консультируются с тренерами по бодибилдингу или пауэрлифтингу, да и то получают от них информацию о «несомненной пользе» анаболических стероидов. 5% респондентов, использующих гормональные препараты для увеличения мышечной массы и силы, получают информацию о допинге из научных медицинских журналов и энциклопедий. Также оказалось, что 97% респондентов советуются о выборе запрещенных препаратов и их дозировках с друзьями по тренажерному залу. Среди причин употребления анаболических стероидов 84% молодых бодибилдеров назвали желание «просто быть сильнее и красивее своих сверстников», 13% планируют в будущем начать соревновательную карьеру в бодибилдинге или пауэрлифтинге. 3% затруднились ответить на этот вопрос.
Выводы
Полученные данные говорят о необходимости незамедлительного вмешательства в происходящие процессы в молодежной среде. Должны проводиться соответствующие образовательные мероприятия, охватывающие
средние общеобразовательные школы, лицеи, техникумы, а также вузы. Необходимо взять под контроль и тренажерные залы. Должны иметь место и выборочные допинг-тестирования занимающихся в них, поскольку факт применения анаболических стероидов иногда бывает очевиден, а многие даже не скрывают этого. Многие культуристы не задумываются о том, что с ними будет через 10 или 20 лет. Они сосредотачиваются исключительно на росте результатов, который, по их мнению, анаболические стероиды обязательно должны обеспе-
чить. Распространено мнение, особенно у начинающих спортсменов, что «чем больше, тем лучше и эффективнее». Это глубокое и опасное заблуждение, не имеющее ни теоретических, ни практических обоснований [6]. В этом и кроется главная проблема, которую упускают из виду антидопинговые организации в Российской Федерации. Проблема может быть решена в школах и других образовательных учреждениях путем введения обязательных антидопинговых информационно-образовательных программ.
Литература
1. Абзалов Р., Павлова О., Нестеров Д. Тема года: спорт и допинг // Теория и практика физической культуры: Тренер: Журнал в журнале. - 2000. - № 3. - С. 27, 38.
2. Антидопинговое обеспечение // Материалы к заседанию президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ по вопросам физической культуры и спорта. 8.04.2009 г. / Под общ. ред.
B.Л. Мутко. - С. 134-135.
3. Бадрак К.А. Проблемы допинга в молодежной среде // Дети России образованны и здоровы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. -г. Санкт-Петербург. 29-30 ноября 2007 г. - М., 2007. -
C. 20-23.
4. Бадрак К.А. Использование образовательных программ в профилактике применения допинга в спорте // Сборник научных трудов Санкт-Петербургского научноисследовательского института физической культуры. Итоговая научная конференция. - Санкт-Петербург. 6 апреля 2009 г. - СПбНИИФК, 2009. - С. 12-19.
5. Балахничев В.В., Португалов С.Н. Научно-методические подходы к созданию национальной концеп-
ции антидопингового контроля в России // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 10. -
С. 12-16.
6. Внимание, стероиды! // Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре [Электронный ресурс] / Ьйр://^^^пк86. ru/press/preventive/index.php?ELEMENT_ID=2164.
7. Ратнер А.Б. МОК и борьба с допингом в спорте на современном этапе // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 7. - С. 9-10.
8. Спорт: допинговые скандалы вредят имиджу России // «НЕТ наркотикам» [Электронный ресурс] / http://www.narkotiki.ru /news_30305.html
9. Томилов В.Н. Педагогика спорта: возможное направление // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 18-21.