Научная статья на тему 'Педагогические и организационные вопросы борьбы с допингом в спорте'

Педагогические и организационные вопросы борьбы с допингом в спорте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2846
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ-ТЕСТ / АНАБОЛИКИ / ФАРМАКОЛОГИЯ / НАГРУЗКИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / САНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирьянова Людмила Александровна, Морозова Лада Владимировна, Дмитриев Игорь Викторович, Федорова Алина Валентиновна, Демиденко Олеся Валериевна

В статье рассмотрена проблема использования спортсменами различных допингов и запрещенных стероидов для повышения спортивных результатов. Авторами проанализированы правовые документы международного уровня и Российского законодательства, определена роль ВАДА при разработках антидопинговых информационно-образовательных программ для молодого поколения спортсменов. В работе авторы определили педагогические и организационные вопросы проблемы борьбы с допингом в спорте. Авторами разработаны антидопинговые мероприятия, которые рекомендованы к применению в системе детско-юношеского спортивного образования и в вузах физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирьянова Людмила Александровна, Морозова Лада Владимировна, Дмитриев Игорь Викторович, Федорова Алина Валентиновна, Демиденко Олеся Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Doping control and liability for the use of doping in sport

The article considers the problem of use by athletes of the different, performance enhancing drugs and banned anabolic steroids to enhance the athletic performance. The authors have analyzed the legal documents of the international level and the Russian legislation, the role of WADA in the development of the anti-doping information and education programs for the young generation of athletes. The authors identified the pedagogical and organizational issues of the fight against doping in sport. The authors have developed anti-doping activities that are recommended for use in the system of youth sports and education in the universities of physical culture.

Текст научной работы на тему «Педагогические и организационные вопросы борьбы с допингом в спорте»

6. Гурфинкель, В.С. Регуляция позы человека / В.С. Гурфинкель, Я.М. Коц, М.Л. Шик. -Москва : Наука, 1965. - 32 с.

7. The Effect of player grip on the dynamic behavior of a tennis racket / D. Chadefaux, G. Rao, J.L. LeCarrou [et al.] // Journal of Sports Sciences. - 2017. - № 35 (12). - P. 1155-1164.

8. Tennis racket grip size on grip force during a simulated tennis match play / J. Rossi, M.J. Fois-sac, L. Vigouroux [et al.] // Computer Methods in Biomechanics and Biomedical Engineering. - 2009. - № 12 (S1). - Р. 219-220.

REFERENCES

1. Ivanova, G.P. (2011), "Modern Tennis: Biomechanics, Ergonomics, Playing Techniques (chapter 3.11)", Science of Sports. Life-support Encyclopedia. - EOLS, MagistrPress, pp. 695-712.

2. Ivanova, G.P. (2017), Biomechanics of the chosen sport: manual, Lesgaft University, St. Petersburg.

3. Ivanova, G.P., Bilenko, A.G. and Gui, Yu. (2016), "Law enforcement agency of the successful fellow of a racket of the qualified tennis player / G.P. Ivanova", Works of department of biomechanics of the University of P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 11-16.

4. Ivanova, G.P., Bilenko, A.G. and Gui, Yu. (2016), "Variability of characteristics of development of effort in the successful fellow", Olympic sport and sport for all. XX International scientific congress, on December 16-18, 2016, St. Petersburg, Russia: materials of the congress : in 2 part, Publishing house of the Polytechnical university, St. Petersburg, Part 2, pp. 450-453.

5. Vysochin, Yu.V. (2011), Mio-relaxation in mechanisms of injuries of muscles during fast run: monograph, The Higher school of technology and power, St. Petersburg.

6. Gurfinkel, V.S., Kots Ya.M. and Shik, M.L. (1965), Regulation of a pose of the person, Science, Moscow.

7. Chadefaux, D., Rao, G., LeCarrou, J.L. and et al. (2017), "Effect of player grip on the dynamic behavior of a tennis racket", Journal of Sports Sciences, No. 35 (12), pp. 1155-1164.

8. Rossi, J., Foissac, M.J., Vigouroux, L. and et al. (2009), "Tennis racket grip size on grip force during a simulated tennis match play", Computer Methods in Biomechanics and Biomedical Engineering, No. 12 (S1), pp. 219-220.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.01.2018

УДК 796.06

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С

ДОПИНГОМ В СПОРТЕ

Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург; Игорь Викторович Дмитриев, кандидат педагогических

наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Алина Валентиновна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург; Олеся Валериевна Демиденко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена проблема использования спортсменами различных допингов и запрещенных стероидов для повышения спортивных результатов. Авторами проанализированы правовые документы международного уровня и Российского законодательства, определена роль ВАДА при разработках антидопинговых информационно-образовательных программ для молодого поколения спортсменов. В работе авторы определили педагогические и организационные вопросы проблемы борьбы с допингом в спорте. Авторами разработаны антидопинговые мероприятия, которые

рекомендованы к применению в системе детско-юношеского спортивного образования и в вузах физической культуры.

Ключевые слова: допинг-тест; анаболики; фармакология; нагрузки; восстановление; дисквалификация; уголовное наказание; санкции; государственная программа.

DOPING CONTROL AND LIABILITY FOR THE USE OF DOPING IN SPORT

Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lada Vladimirovna Morozova, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St-Petersburg; Igor Viktorovich Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Alina Valentinovna Fedorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, State Economic University, St. Petersburg, Olesya Valeryevna Demidenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, State University of Cinema and Television,

St. Petersburg

Annotation

The article considers the problem of use by athletes of the different, performance enhancing drugs and banned anabolic steroids to enhance the athletic performance. The authors have analyzed the legal documents of the international level and the Russian legislation, the role of WADA in the development of the anti-doping information and education programs for the young generation of athletes. The authors identified the pedagogical and organizational issues of the fight against doping in sport. The authors have developed anti-doping activities that are recommended for use in the system of youth sports and education in the universities of physical culture.

Keywords: doping test, anabolic, pharmacology, stress, recovery, disqualification, criminal punishment, sanctions, state program.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая и весьма болезненная проблема российского и мирового спорта - употребление неразрешенных препаратов и борьба с ними. Это нелицеприятный факт современного спорта. Законодательством Российской Федерации и решениями Международного олимпийского комитета (МОК) запрещено употребление спортсменами веществ, методов, содействующих улучшению физических сил и выносливости и увеличению работоспособности, но, несмотря на это, допинговая зараза продолжает с каждым годом поражать все новые и новые виды спорта.

Повышение напряженности соревновательных баталий, завышенные нагрузки и требования, планомерно подводят спортсменов к пределу своих физических возможностей. В результате у амбициозных атлетов, стремящихся к рекордам, нередко возникает потребность в дополнительном источнике энергии. И этот источник энергии они находят в применении допинга. Продолжительный прием допинга приводит к потере стабильности результата, и поэтому требуется увеличение дозы. Последнее обстоятельство роднит их с наркотиками.

Эта болезнь распространяется по всему миру. Ухудшающая ситуация в спорте способствовала формированию структур, нацеленных на борьбу с допингом. Это - Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), Региональная антидопинговая организация (РАДО) стран Восточной Европы, РУСАДА (Российская). В функции данных организаций входит разработка допинг-контроля, т.е. проверки, способствующей выявлению фактов по применению запрещенных препаратов и лекарств, в тренировочном и соревновательном периодах. Спортивная индустрия принялась активно сотрудничать с крупными научно-исследовательскими институтами.

Цель исследования - на основе теоретического анализа обосновать целесообразность совершенствования Российского законодательства и антидопингового образования по противодействию использования запрещенных препаратов в спорте.

Для решения данной проблемы нами были поставлены ряд задач:

• проанализировать правовые документы международного уровня и Российского законодательства;

• раскрыть сущностную характеристику понятию «допинг»;

• определить роль ВАДА при разработках антидопинговых информационно-образовательных программ для молодого поколения спортсменов;

• проанализировать методы борьбы по противодействию использования запрещенных препаратов в спорте.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Допинг не стал открытием ХХ века. Прибегать к стимулирующим препаратам стали одновременно с проведение соревнований и развитием спорта в целом. Огромное желание выиграть у соперника и стать победителем любой ценой, и даже ценой собственного здоровья, это сущность человеческой природы. «Допинг» в переводе с английского - «давать наркотики». Практически до 20-х годов прошлого столетия кокаин и героин были первым серьезным допингом, так как не были запрещены законом.

Итак, допинг - это введение или применение спортсменами разных видов фармакологических препаратов или методов, повышающих работоспособность организма.

Употребление допинг - препаратов в спорте, вызывающих непродолжительный стимулирующий эффект, впервые отмечено в XIX веке. Однако отношение к стимуляторам существенно поменялось за последние десятилетия. Кардинально изменилась актуальность проблемы в национальных федерациях (велоспорта, легкой атлетики и др.) после трагических происшествий с известными спортсменами.

Допинг-контроль в спорте появился с 1968 г. (с Олимпиады в Мехико). И на олимпиаде в Сиднее в 2000 году в олимпийскую клятву впервые вошло обещание не употреблять допинг.

Большинство спортивных специалистов отмечают, что спортсменам, испытывающим значительные нагрузки, высокую интенсивность тренировочного цикла, очень сложно восстанавливаться без применения фармакологии.

В кругу многих спортсменов, тренеров и спортивных чиновников сформировался устойчивый стереотип допустимости применения допинга для улучшения результатов (55% респондентов). Это убеждение только осложняет возможности борьбы с этим пагубным явлением в спорте [8, с.112].

Перспективы решения допинговой проблемы бывший президент МОК Жак Рогге оценивал скептически. Он полагал, что проблему допинга в спорте невозможно искоренить. Допинг - это своеобразная форма преступности в спорте, от которой общество не может избавиться. В связи с этим всегда будет существовать, и совершенствоваться система допинг-контроля.

Антидопинговое законодательство непрерывно усовершенствуется, и меры ответственности ужесточаются. Однако, не смотря на все предпринимаемые усилия, совершенствуются и методы избегания от ответственности. Медицинской комиссией МОК определен ряд запрещенных стимулирующих средств. Этот список постоянно пополняется новейшими препаратами, и за их употребление надлежит незамедлительная дисквалификация - зачастую на несколько лет, и даже пожизненная, однако победа над этим злом весьма далека.

Ранее, допинг-контроль осуществлялся на международных и ответственных внутренних соревнований, и проверяли исключительно высококвалифицированных спортсменов. Сегодня, контроль проводится на разных стадиях спортивной подготовки.

Многие препараты, признанные в спорте как допинг, в повседневной жизни являются эффективными лекарствами и не запрещены законом. Вследствие этого, борьба с допингом осуществляется не правоохранительными органами государства, а уполномоченными спортивными организациями, обладающие общественным и негосударственным

статусом. Все такие организации обладают контрольно-надзорными и процессуальными полномочиями.

16 ноября 1989 г. в Страсбурге членами Совета Европы и другими государствами подписана Конвенция против применения допинга БТ8 № 135. Это вынужденная мера, потому как свободное употребление допинговых препаратов неблагоприятно сказывалось на здоровье спортсменов и на спорт в целом. Немаловажным событием, связанным переменами в борьбе с допингом, явилось принятие Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005г. Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте [11]. Страны, подписавшие Конвенцию, сделали это с целью охраны здоровья, морального и физического воспитания. В ней были предложены практические меры следующего характера:

• Государственные органы обязаны принимать законодательные акты, ограничивающие доступность допинга, перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу, а также применение допинга в спорте.

• Государства обязуются на своей территории создавать лаборатории антидопингового контроля, принимающиеся компетентными международными спортивными организациями. Руководство лабораторий осуществляет набор и трудоустройство, подготовку и переподготовку специалистов, реализовывает надлежащие программы исследований и разработок по запрещенным веществам и по используемым методам допинга в спорте, для объективного представления о действии их на организм и на спортивные результаты. Лаборатории своевременно опубликовывают данные, полученные в результате исследований.

• Введение санкций, процедур временной дисквалификации и прочих мер, в отношении руководителей, врачей, тренеров, физиотерапевтов и других пособников нарушений спортсменами антидопинговых правил ВАДА.

• Список с перечнем и изменениями фармакологических классов допинговых средств и методов, запрещенных компетентными международными спортивными организациями, утверждает ВАДА.

Ежегодно издается запрещенный список, и выпускаются новые версии стандартов:

• Международный стандарт для лабораторий;

• Международный стандарт для тестирования;

• Международный стандарт для оформления терапевтических исключений.

В 2003 г. специалистами ВАДА разработаны вспомогательные акты:

• Руководство для спортсменов по программе вне соревновательного тестирования.

• Памятка в помощь спортсменам и тренерам антидопинговыми правилами.

По заявлению Генеральному секретарю Совета Европы любое государство вправе расширить применение Конвенции на конкретную заявленную территорию. И тогда в первый день месяца, начинающегося по истечении срока в один месяц после даты получения заявления Генеральным секретарем, Конвенция вступает в силу.

В России государственная политика по противодействию применения допинговых средств и методов сконцентрирована на строжайшем контроле, на определении ответственности и исключении правонарушений в спорте. На протяжении нескольких последних лет в нашей стране реализуются всевозможные программы, ориентированные на борьбу с допингом. Координацию мер по противодействию применения допинговых средств и методов осуществляет Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также другие федеральные органы исполнительной власти в рамках, предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Эти меры предусматривают:

• допинговый контроль во время соревнований международного и всероссийского уровня;

• определение ответственности за употребление, пропаганду и применение допинговых средств;

• ответственность за фальсификацию лекарств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав и за деятельность, направленную на распространение информации о способах, методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения допинговых средств и методов;

• повышение квалификации специалистов в области допинг-контроля;

• разработка курса лекций о вреде допинга и введение их в учебные программы образовательных учреждений, спортивных школ и училищ олимпийского резерва, а также проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

• поддержку на самом высоком уровне научных исследований, разрабатывающих инновационные методы допинг-контроля;

• соблюдение своих обязанностей физкультурно-спортивных орга-низаций, спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов, и их ответственности за нарушение правил допингового контроля.

По согласованию с Олимпийским комитетом России и Минздравом России, Министерством спорта, в 2002 г. образован Комитет по разработке и осуществлении антидопинговой политики в спорте. Целью Комитета является разработка механизмов по противодействию использования воспрещенных Медицинской комиссией МОК и Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) веществ и методов в спортивной практике на государственном уровне.

Дополнительно, в целях усовершенствования и регламентации актов по организации допинг-контроля, приказом Госкомспорта РФ от 20 октября 2003 г. № 837 ратифицировано Положение об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Процесс подготовки к состязаниям сегодня занимает много времени и содержит, как правило, двух- или трехразовые ежедневные тренировки, однако для отдыха и полного восстановления физической работоспособности свободного времени недостаточно. Ни в одной сфере человеческой деятельности, интенсивность физических нагрузок не достигает такого запредельного уровня, как в спорте. И, бесспорно, организм человека нуждается в медикаментозной поддержке.

Совсем не удивительно, что незаменимой частью спортивной науки становятся разработки методик и достижения медико-фармакологической индустрии, улучшающие спортивные результаты и реабилитацию атлетов. Именно спортивная наука стремится к оптимизации сил организма и способностей, значительно превышающих показатели среднестатистического человека. Дополнительную сложность в вопросе, что считать «нормой», создают бурно развивающиеся технологии «здорового образа жизни», связанные с питанием и пищевыми добавками. Принципиально важно провести верную границу между пищевой добавкой и допингом.

Цель антидопингового запрета - участие в соревнованиях добросовестных и «чистых» спортсменов, готовых соревноваться на равных с такими же добросовестными спортсменами. Подобным образом, обеспечивается режим наибольшего благоприятствования для добросовестных спортсменов.

Суть допингового контроля заключается в заборе и изучении биологических анализов для обнаружения в организме неразрешенных веществ и констатация фактов употребления запрещенных методов спортивной подготовки к соревнованиям. Организация и проведение отбора проб возложена отдел антидопингового контроля Управления медико-биологического и научно-методического обеспечения ГУ «Центр спортивной подготовки» Министерства спорта. Только лишь сотрудники отдела АДК (не менее двух человек), владеющие сертификатом специалиста антидопингового контроля, могу производить забор анализов, кодирование и транспортировку проб. Затем, все доставляется в аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) антидопинговую лабораторию -Государственное предприятие «Антидопинговый центр» (ГП АДЦ) для анализов.

При раскрытии факта употреблении допинга спортсмен подвергает себя дисквалификации. Впервые уличенный спортсмена в употреблении запрещенных средств (кроме симпатомиметических препаратов, таких как эфедрин), дисквалифицируется на 2 года, при повторном - пожизненно. Тренер и врач, присматривавший за спортсменом, также несут наказание.

Безусловно, каждое применение в качестве допинга средств, официально причисленных к наркотическим, подвергается наказаниям, как административным, так и уголовным.

Согласно ст. 109, 118, 125, 228, 230, 233 - 236, 237, 238 и иным статьям действующего Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №2 63-ФЗ и ст. 6.2, 6.8, 6.9, 6.18, 3.15, 14.15 [10] и иным статьям действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ устанавливаются меры ответственности в области применения допинговых средств и методов, за принуждение к их использованию, пропаганду их применения, за фальсификацию лекарств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав и их реализацию, деятельность, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения, устанавливаются [6].

В частности, в соответствии со ст. 6.18. п.1. Нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, независимо от согласия, либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Распространение допинга по всему миру вынуждает федерации по разным видам спорта прибегнуть к внесению изменений в трудовые договоры со спортсменами. Главным пунктом трудового договора - пункт об увеличении в два раза допинг-тестов (с прежних 125 до 250 раз). Так же в договоре зафиксировано, что пробы сотрудники отдела АДК могут брать в любое время без предварительного согласования со спортсменом.

В России все трудовые договора со спортсменами заключаются на определенных условиях:

- следование общероссийским и международным антидопинговым правилам;

- по первому требованию, соответствующих органов, прохождение допинг-контроль;

- информирование о своем месте нахождении в любое время суток;

- обеспечение работодателем медицинского страхования и страхования жизни и здоровья.

В трудовом договоре с тренером непременным условием является: применение мер по предупреждению нарушения спортсменом (спортсменами) общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, и фиксирование нарушения в письменной форме [1; 2].

ВАДА в своей деятельности взяла курс на разработку антидопинговых информационно-образовательных программ для молодого поколения спортсменов.

В настоящее время так и не найдено образовательного компонента антидопинговой политики. До сих пор не существует цельной информационной базы по образовательным программам для дальнейших разработок. В спортивных колледжах, в центрах по спортивной подготовке, в спортшколах антидопинговая работа с молодежью практически сведена к нулю.

Солдатенков Ф.Н. настаивает на внедрение в систему детско-юношеского спортивного образования и в программу вузов физической культуры, образовательных методик антидопингового характера. Преимущество данного направления заключается в его

доступности, а также является наименее затратным направлением антидопинговой деятельности.

Антидопинговое образование - это не только процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы теоретических и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности в духе неприятия допинга, но и ответственное отношение к самому себе, уважение к правилам соревнований, сопернику, зрителям [9, с.19].

Целью антидопингового образования является вырабатывание негативного отношения к нарушению антидопинговых правил; формирования внутреннего убеждения у спортсмена о благородстве и справедливости спортивной борьбы [4, с.8]. Необходимо развивать в тренерской среде, у руководства и педагогического коллектива учебно-спортивных учреждений негативное отношение к применению допинга, с помощью систематических теоретических занятий по антидопинговой проблематике. Немаловажно обеспечение ДЮСШ, СДЮСШОР, центры спортивной подготовки специальной антидопинговой литературой, не только для самих спортсменов, но и для тренеров, преподавателей физического воспитания. Важно подходить к изучению антидопинговой проблематике комплексно: с исторической, экономической, юридической и социально-политической точки зрения. Тем самым более четко формируя гражданскую и морально-нравственную позицию [5, с.5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данная проблема предполагает дальнейшее обсуждение в вопросе усовершенствования законодательства в области физической культуры и спорта и урегулирование деятельности тренеров и спортсменов.

Необходимо минимизировать степень распространенности применения допинга -этого негативного явления, проводить повсеместно борьбу с допингом. В законодательные органы уже внесены предложения о введении уголовного наказания за использование анаболических стероидов без медицинских показаний, или склонение к их приему.

В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию ФКиС, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Охрана здоровья не только обязанность государства, но и обязанность каждого гражданина РФ [7]. От состояния здоровья человека зависит дееспособность и максимальная продолжительность его активной жизни. Отношение к своему здоровью зависит также от воспитания в семье, школе, вузе, мотивации, самоорганизации, самодисциплины и саморазвития.

В связи с этим подготовка профессиональных кадров, будущих специалистов в сфере ФКиС играет большую роль. Актуально внедрение профессиональной образовательной программы «Антидопинговое законодательство в сфере физической культуры и спорта» высшего образования программы бакалавриата в вузах РФ [3]. Так, как только через обучение и воспитание в учебном педагогическом процессе возможно сформировать антидопинговое мировоззрение у студентов и неприятие искусственного воздействия на организм. В своей будущей педагогической работе специалисты сферы ФКиС должны решать следующие профессиональные задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в тренерской деятельности

• способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;

• осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности обучающихся и внесения соответствующих корректив в тренировочный

процесс;

• обеспечивать своевременное прохождение врачебного контроля и осуществлять педагогический контроль состояния обучающихся.

В организационно-управленческой деятельности

• организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;

• осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта;

• соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий.

Основные знания и умения и практические навыки, которыми должны овладеть студенты физкультурных вузов в процессе обучения:

• особенности законодательства в области регулирования спортивных отношений и управленческой деятельности, направленного на реализацию антидопингового законодательства;

• основы управления спортивными организациями, управления спортивными коллективами, командами, основы формирования морального климата, создание условий для честной спортивной конкуренции;

• анализировать и принимать управленческие решения по организации антидопинговой политики в сфере физической культуры и спорта;

• применять нормы антидопингового законодательства при создании морального климата в спортивных коллективах с целью реализации принципов честной спортивной конкуренции;

• системным подходом по реализации антидопингового законодательства в сфере физической культуры и спорта;

• методами формирования мотивационной политики, направленной на воспитание моральных принципов честной спортивной конкуренции.

Для усовершенствования деятельности физкультурно-спортивных орга-низаций, спортсменов, тренеров, врачей в борьбе с допингом на разном уровне, нами рекомендованы основные антидопинговые мероприятия:

• своевременное ознакомление спортсменов и их персонала с основными антидопинговыми документами в полном объеме;

• формирование системы непрерывного информирования об антидопинговых правилах и изменениях;

• инициативное участие спортивных федераций в разнообразных программах в сфере профилактики и противодействия допингу;

• антидопинговая пропаганда среди молодых спортсменов и персонала спортсменов сборных команд;

• организация своевременной заявки для разрешения на терапевтическое использование запрещенных субстанций и/или методов, включенных в Запрещенный список ВАДА;

• профилактика нарушений антидопинговых правил с начала спортивной карьеры.

Альтернативой допингам должны стать разрешенные средства и методы достижения спортивного мастерства и высоких результатов на соревнованиях. Они таковы:

1. Правильная, рациональная организация тренировочного процесса, обеспечивающая необходимое научно-обоснованное чередование втягивающих, развивающих и подводящих к «пику формы» тренировочных нагрузок при наличии полноценного восстановления после них.

2. Целенаправленные физиотерапевтические методы ускорения восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок: массаж, бальнеологические методы,

электростимуляция мышц, акупунктура.

3. Специальные фармакологические средства, обеспечивающие адаптацию к тренировочным и соревновательным нагрузкам и не запрещенные к применению в спорте витамины, продукты повышенной биологической ценности.

Таким образом, речь идет о наиболее рациональных и всегда индивидуальных режимах тренировки и питания.

Подводя итоги нашей работе можно сделать вывод: применение допинга наносит непоправимый ущерб здоровью спортсмена. Использование допинга в спорте убивает идею честных и «чистых» соревнований, являющейся основой спорта и олимпийского движения. Необходимо активное внедрение в тренировочный и соревновательный процессы политики, направленной на воспитание моральных принципов честной спортивной конкуренции, осознание каждым спортсменом, спортивным врачом, тренером смертельной опасности, которые несут с собой допинги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, С.В. Олимпийское право = Olympic law : правовые основы олимпийского движения : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 03050 "Юриспруденция" и 032101 "Физическая культура и спорт", научным специальностям 12.00.03, 12.00.10, 12.00.14, 13.00.04 / С.В. Алексеев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. - 687 с.

2. Алексеев, С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте : учебник для вузов / С.В. Алексеев. - М. : Советский спорт, 2013. - 517 с.

3. Аннотация рабочей программы «Антидопинговое законодательство в сфере физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] // URL : http://lesgaft.spb.ru/sites/default/files/u102/up-load/antidopingovoe_zakonodatelstvo_v_sfere_fkis.pdf. - Дата обращения 24.01.2018.

4. Бадрак, К.А. Влияние экспериментальной антидопинговой образовательной программы на отношение молодежи к допингу, с учетом социально-педагогических факторов / К.А. Бадрак // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 2. - С. 8-11.

5. Бадрак, К.А. Экспериментальная антидопинговая образовательная программа и результаты ее внедрения (на примере молодых борцов) / К.А. Бадрак // Паралимпийское движение в России на пути к Лондону: проблемы и решения : материалы Всероссийской научно-практической конференции / С.-Петерб. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. - СПб., 2011. - С. 5-7.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34661. - Дата обращения 24.01.2018.

7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399. - Дата обращения 24.01.2018.

8. Солдатенков, Ф.Н. Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования / Ф.Н. Солдатенков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 112-116.

9. Солдатенков, Ф.Н. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Солдатенков Ф.Н. - Смоленск, 2011. - 19 с.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699. - Дата обращения 24.01.2018.

11. Федеральный закон "О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте" от 27.12.2006 N 240-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_64829. - Дата обращения 24.01.2018.

REFERENCES

1. Alekseev, S.V. (2010), Olympic right. The legal basis of the Olympic movement: textbook for universities, YUNITI-DANA: Law and right, Moscow.

2. Alekseev, S.V. (2013), Legal basis of professional activities in sport: textbook for universities, Soviet sport, Moscow.

3. Abstract operational program "Anti-Doping legislation in the sphere of physical culture and sports", available at:

http://lesgaft.spb.ru/sites/default/files/u102/upload/antidopingovoe_zakonodatelstvo_v_sfere_fkis.pdf.

4. Badrak, K.A. (2011), "Effect of experimental anti-doping educational program on the attitudes to doping, taking into account the socio-pedagogical factors", Adaptive physical culture, No. 2, pp. 8-11.

5. Badrak, K.A. (2011), "Experimental anti-doping educational program and results of its implementation (for example, young fighters)", Paralympic movement in Russia on the way to London: problems and solutions: materials of all-Russian scientific-practical conference, SPbVNIFK, St. Petersburg, pp. 5-7.

6. Code of the Russian Federation about administrative offences from 30.12.2001 N195-FZ (as amended on 31.12.2017), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661.

7. The Constitution of the Russian Federation from 12.12.1993, available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.

8. Soldatenkov, F.N. (2010), "Modern state of the anti-doping movement and its development within the framework of physical culture and sports education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 112-116.

9. Soldatenkov, F.N. (2010), The formation of value orientations of the anti-doping focus in the educational process of University students of physical culture, dissertation, Smolensk.

10. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 31.12.2017), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.

11. Federal law "On ratification of the International Convention against doping in sport" of 27.12.2006No. 240-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64829.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.01.2018

УДК 796.011.3

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ «А» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО

РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ

Любовь Николаевна Коданева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация

В статье приведены результаты динамического наблюдения за 104 школьниками специальной медицинской группы «А» в процессе физического воспитания. Контрольные группы занимались по традиционной программе для обучающихся СМГ, экспериментальные - по авторской. Установлено, что физическая подготовленность повысилась во всех группах, однако результаты в экспериментальных группах достоверно выше (p <0,05) по всем показателям. Жизненная емкость легких увеличились во всех группах, но достоверно больше она возросла в экспериментальных (p <0,05). Анализ показателей массы, длины тела и окружности грудной клетки не выявил статистически значимых различий между контрольными и экспериментальными группами (p>0,05). Результаты исследования доказывают, что авторская программа является эффективной, так как обеспечивает более высокий уровень развития двигательных способностей обучающихся, содействует повышению функциональных возможностей их организма.

Ключевые слова: физическое воспитание; состояние здоровья; физическая подготовленность; функциональные возможности; физическое развитие.

DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP "A" DURING THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION ON

DIFFERENT PROGRAMS

Lyubov Nikolaevna Kodaneva, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

RUDN University, Moscow

Annotation

The article presents the results of the dynamic observation of 104 students of the special medical group "A" in the process of physical education. The control group studied the traditional program for students of SMG, while the examined groups were educated according to the author's program. It is established

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.